Родители люди
![]() Мать и ребенок макуа в Мозамбике . | |
Общая численность населения | |
---|---|
8,486,103 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Восточная Африка | |
![]() | 8,486,103 (26.1%) [ 1 ] [ а ] |
Языки | |
английский , португальский | |
Религия | |
Традиционные африканские религии , ислам ( сунниты ), христианство ( католическое ). | |
Родственные этнические группы | |
Сото-тсвана , народы восточного шона и народ венда. | |
|
Народ Макуа , также известный как Махува или Вамакуа , представляет собой этническую группу банту , проживающую в северном Мозамбике и южных приграничных провинциях Танзании , таких как регион Мтвара . [ 2 ] [ 3 ] Они являются крупнейшей этнической группой в Мозамбике и в основном сосредоточены в большом регионе к северу от реки Замбези . [ 4 ]
Они изучаются социологами в четырех географических и лингвистических подразделениях: нижнем, или Лоло-Макуа, верхнем, или Ломве-Макуа, Мауа и Ньяса-Макуа, или Медо. [ 4 ] [ 5 ] Они говорят на вариантах языка макуа , также называемого эмакуа , и это язык группы банту. [ 6 ] Общая численность населения Макуа оценивается примерно в 3,5 миллиона человек, из которых более 1 миллиона говорят на нижнем (южном) диалекте и около 2 миллионов - на верхнем (северном, ломве) диалекте; Учитывая большой регион и население, несколько этнических групп, которые делят этот регион с народом макуа, также говорят на эмакуа . [ 6 ] [ 7 ]
История
[ редактировать ]
Мифическая легенда в устной традиции народа Макуа рассказывает, что их предками были первые мужчина и женщина, родившиеся в Намули , который является их первоначальным домом, в то время как другие живые существа пришли из близлежащих гор. [ 4 ] [ 8 ] [ 9 ] Ученые не уверены, происходят ли они в горах, к западу от озера Малави, или в северных землях, таких как Танзания, или на юге. [ 4 ] Однако они сходятся во мнении, что к 1-му тысячелетию нашей эры они, вероятно, были устоявшейся этнической группой в северном регионе Мозамбика. [ 4 ] Народ Макуа тесно связан с народом анимистов Марави . У них была история конфликтов с мусульманским народом Яо на севере, участвовавшим в набегах рабов и работорговле. [ 10 ] [ 11 ]
Металлы, производство и торговля
[ редактировать ]У народа Макуа есть документированная история обработки металлической руды и производства инструментов. Например, португальский натуралист колониальной эпохи Мануэль Гальвао да Силва описал железные рудники народа макуа. [ 12 ] Точно так же французский исследователь Эжен де Фробервиль обобщил местные методы производства железа Макуа из железной руды, где люди Макуа добывали металл, обрабатывая руду в дровяном очаге как сообщество. [ 12 ] [ 13 ] Извлеченный металл затем перерабатывался в топоры, ножи, копья, кольца и другие предметы. [ 12 ]

Народ Макуа традиционно занимался сельским хозяйством и охотой. [ 6 ] [ 15 ] тем не менее, документы средневековой эпохи предполагают, что люди Макуа также были успешными торговцами, которые контролировали торговые пути между озером Малави и атлантическим побережьем, ведя оживленную торговлю с торговцами суахили (Восточная Африка) и Гуджарати (Индия) до начала колониальной эпохи. [ 6 ] Однако до 18 века население Макуа в основном обменивало еду, бивни из слоновой кости и металлические изделия на текстиль, соль и другие продукты, но не участвовало в торговле слоновой костью или золотом. [ 16 ] В 18 веке произошел резкий рост торговли слоновой костью, что потребовало крупномасштабного убийства слонов. [ примечание 1 ]
Колониализм и рабство
[ редактировать ]Португальцы, прибывшие в Мозамбик в начале 16 века, описывают их своими торговыми связями и опытом. Колониальные поселенцы связались с народом макуа в начале 16 века. [ 4 ] Народ Макуа в целом мирился с колониальными португальцами в 17 веке и на протяжении всей середины 18 века. Народ Макуа столкнулся с набегами и захватом рабов у своих северных соседей, в частности, у народа Яо, африканской этнической группы, которая преследовала их, чтобы удовлетворить спрос на рабов со стороны арабов-суахили, сосредоточенных вокруг Занзибара . [ 18 ] [ 19 ] Народ Макуа ответил войной на истощение, начиная с 1749 года, против арабских султанов африканского побережья, граничащего с Индийским океаном. [ 20 ] португальцы и другие африканские этнические группы, поддерживавшие колониальные интересы. [ 21 ] [ 22 ]
В начале 18 века, как утверждает Эдвард Альперс, основной спрос на рабов со стороны народа макуа и Мозамбика в целом исходил не из Португалии или ее колоний в Индийском океане, таких как Гоа , поскольку рабочая сила была легко доступна в Южной Азии и Португальской колониальной империи в Азия была маленькой. [ 23 ] -умани, Самый большой спрос исходил от арабов искавших рабов для домашнего труда, и французов , у которых не было рабочих на плантациях, но которые контролировали близлежащие островные колонии, такие как Коморские острова , Реюньон , Мадагаскар , Сейшельские острова , Остров де Франс (ныне Маврикий) и другие. С ростом интересов Португалии в Бразилии и владельцев плантаций из других колониальных империй в Карибском бассейне, Северной и Южной Америке спрос на рабов резко вырос. Народ Макуа стал одной из главных жертв этого требования, захвата и экспорта рабов, которые пытались удовлетворить это требование. [ 23 ] [ 24 ]
В 19 веке вожди Макуа присоединились к прибыльной торговле, став поставщиками рабов и совершая набеги на близлежащие к ним этнические группы, продавая пленных людей тем же купцам и экспортерам. [ 25 ] Экспорт народа макуа привел к присутствию этой этнической группы на многих островах Индийского океана, таких как Мадагаскар, Карибский бассейн , Соединенные Штаты и другие страны. [ 26 ] [ 27 ] [ 28 ]
По мнению Палмера и Ньюитта, одна из стратегий, применявшихся африканцами и арабскими налетчиками и торговцами рабами, заключалась в дегуманизации общин Макуа и Ломве путем публичного стереотипного представления о них как о «варварских и диких племенах», что заставляло покупателей рабов между 1800 и 1880 годами чувствовать себя оправданными. и праведны в «эксплуатации и цивилизации» их варварского образа жизни. [ 29 ] На самом деле, утверждают ученые современной эпохи, исторические свидетельства и экономический успех народа Макуа позволяют предположить, что они были миролюбивыми и трудолюбивыми. [ 29 ]
Религия
[ редактировать ]В традиционной религии народа макуа главное божество носит имя Мулуку; ему противостоит злой дух по имени Минепа. [ 30 ] Согласно легенде, Мулуку создал первого мужчину и первую женщину из двух ям в земле и научил их пользоваться инструментами. Люди были непослушны, поэтому Мулуку вызвал двух обезьян и дал им те же инструменты и инструкции. Увидев, что обезьяны хорошо используют инструменты, Мулуку отрезал им хвосты и прикрепил их к мужчине и женщине, приказав обезьянам быть людьми, а людям быть обезьянами. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ]
Народ Макуа преимущественно придерживается этой традиционной религии (от 66 до 70% [ 34 ] ), почитающий предков и духов природы. Исключением является прибрежное население, где торговцы Макуа (под влиянием своих клиентов-суахили-арабов) обратились в шафиитскую школу суннитского ислама . [ 35 ] Согласно записям португальцев XIX века, в то время среди народа макуа за пределами прибрежных поселений почти не было исламского присутствия. [ 35 ]
Народ Макуа называет прибрежные мусульманские народы Мака , что, возможно, происходит от Мекки . [ 36 ] или от слов «соль» или «берег», которые на языке Макуа переводятся как Мака . [ 12 ]
Диаспора Матуа
[ редактировать ]Народ макуа был широко распространен по всему миру в колониальную эпоху. Одна из часто изучаемых этнографий народа макуа была опубликована в 1847 году Юджином де Фробервилем после того, как он взял интервью и изучил традиции и культуру макуа у более чем трехсот людей макуа на плантациях Маврикия. [ 37 ]
Народ макуа когда-то жил в стране Южной Африки в районе недалеко от Дурбана под названием Блафф . Однако в соответствии с Законом о групповых территориях эпохи апартеида они были насильственно выселены из Блаффа и поселены в Бэйвью, Чатсуорте, Дурбане в 1960 году. Некоторые макуа поселились в Вентворте , Марианнхилле, Марианнридже, Умлази , Ньюлендс Востоке и Западе, Питермарицбурге , Кейптауне и Йоханнесбург . [ 38 ]
На языке макуа , языке банту , до сих пор преимущественно говорят люди, наряду с африкаансом и зулу (в Южной Африке), португальским в Мозамбике, некоторым количеством суахили среди старейшин сообщества, но на танзанийско -мозамбикской границе все еще говорят многие. и английский в Южной Африке и Танзании. [ 39 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Мозамбик» , The World Factbook , Центральное разведывательное управление, 18 января 2022 г. , получено 31 января 2022 г.
- ^ Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки: Кимбангу, Саймон - английский, том Издательство Оксфордского университета. п. 116. ИСБН 978-0-19-533770-9 .
- ^ Годфри Мвакикагиле (2013). Африка в конце двадцатого века: что ждет впереди . Новая Африка Пресс. стр. 136–137. ISBN 978-9987-16-030-3 .
- ^ Jump up to: а б с д и ж MDD Ньюитт (1995). История Мозамбика . Издательство Университета Индианы. стр. 62–65 . ISBN 0-253-34006-3 .
- ^ Хилари К. Палмер; Мэлин Д.Д. Ньюитт (2016). Северный Мозамбик в девятнадцатом веке: путешествия и исследования Его Превосходительства О'Нила . БРИЛЛ Академик. стр. 154–158 со сносками. ISBN 978-90-04-29368-7 .
- ^ Jump up to: а б с д Эндрю Делби (1998). Словарь языков: полный справочник по более чем 400 языкам . Издательство Колумбийского университета. стр. 386–387 . ISBN 978-0-231-11568-1 .
- ^ Который, МАХУВА-МАКА, МАХУВА-МАХУВАНА, МАХУВА-МЕТТО, МАХУВА-ШИРИМА , Этнолог
- ^ Хилари К. Палмер; Мэлин Д.Д. Ньюитт (2016). Северный Мозамбик в девятнадцатом веке: путешествия и исследования Его Превосходительства О'Нила . БРИЛЛ Академик. п. 223 со сноской 17. ISBN. 978-90-04-29368-7 .
- ^ Эдвард А. Альперс (1975). Слоновая кость и рабы: изменение структуры международной торговли в Центрально-Восточной Африке в конце девятнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. стр. 8–9. ISBN 978-0-520-02689-6 .
- ^ Луи Бреннер (1993). Мусульманская идентичность и социальные изменения в странах Африки к югу от Сахары . Издательство Университета Индианы. стр. 80–82. ISBN 0-253-31271-Х .
- ^ Энтони Аппиа; Генри Луи Гейтс (2010). Энциклопедия Африки . Издательство Оксфордского университета. п. 600. ИСБН 978-0-19-533770-9 .
- ^ Jump up to: а б с д Эдвард А. Альперс (1975). Слоновая кость и рабы: изменение структуры международной торговли в Центрально-Восточной Африке в конце девятнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. стр. 10–11. ISBN 978-0-520-02689-6 .
- ^ Хилари К. Палмер; Мэлин Д.Д. Ньюитт (2016). Северный Мозамбик в девятнадцатом веке: путешествия и исследования Его Превосходительства О'Нила . БРИЛЛ Академик. стр. 160–161 со сноской 30. ISBN. 978-90-04-29368-7 .
- ^ Мэри Фицпатрик (2010). Мозамбик . п. 134. ИСБН 978-1-74104-888-9 .
- ^ Эдвард А. Альперс (1975). Слоновая кость и рабы: изменение структуры международной торговли в Центрально-Восточной Африке в конце девятнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. стр. 11–12. ISBN 978-0-520-02689-6 .
- ^ MDD Ньюитт (1995). История Мозамбика . Издательство Университета Индианы. стр. 177–178 . ISBN 0-253-34006-3 .
- ^ MDD Ньюитт (1995). История Мозамбика . Издательство Университета Индианы. п. 184 . ISBN 0-253-34006-3 .
- ^ Луи Бреннер (1993). Мусульманская идентичность и социальные изменения в странах Африки к югу от Сахары . Издательство Университета Индианы. стр. 81–82. ISBN 0-253-31271-Х .
- ^ Бетвелл А. Огот (1992). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Издательство Калифорнийского университета. стр. 771–775. ISBN 978-0-435-94811-5 .
- ^ MDD Ньюитт (1995). История Мозамбика . Издательство Университета Индианы. стр. 75–76 , 177–184. ISBN 0-253-34006-3 .
- ^ Бетвелл А. Огот (1999). Африка с шестнадцатого по восемнадцатый век . Издательство Калифорнийского университета. стр. 310–311. ISBN 978-0-520-06700-4 .
- ^ Эдвард А. Альперс (1975). Слоновая кость и рабы: изменение структуры международной торговли в Центрально-Восточной Африке в конце девятнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. стр. 67, примечание 38. ISBN. 978-0-520-02689-6 .
- ^ Jump up to: а б Эдвард А. Альперс (1975). Слоновая кость и рабы: изменение структуры международной торговли в Центрально-Восточной Африке в конце девятнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. стр. 94–97, 126–129. ISBN 978-0-520-02689-6 .
- ^ Хилари К. Палмер; Мэлин Д.Д. Ньюитт (2016). Северный Мозамбик в девятнадцатом веке: путешествия и исследования Его Превосходительства О'Нила . БРИЛЛ Академик. стр. 5–6, 61–66, 72–75, 123–124. ISBN 978-90-04-29368-7 .
- ^ Дж. Ф. Аде Аджайи (1989). Всеобщая история Африки ЮНЕСКО, Том. VI: Африка в девятнадцатом веке до 1880-х годов . Издательство Калифорнийского университета. стр. 185–189. ISBN 978-0-520-03917-9 .
- ^ Эдвард А. Альперс (1975). Слоновая кость и рабы: изменение структуры международной торговли в Центрально-Восточной Африке в конце девятнадцатого века . Издательство Калифорнийского университета. стр. 95, 257 со сноской 73. ISBN. 978-0-520-02689-6 .
- ^ Годфри Мвакикагиле (2013). Африка в конце двадцатого века: что ждет впереди . Новая Африка Пресс. п. 136. ИСБН 978-9987-16-030-3 . , Цитата: «К ним относились макуа южной Танзании и северного Мозамбика. Некоторые из пленников макуа были среди тех, кто был продан на аукционе в штате Луизиана в южной части Соединенных Штатов».
- ^ Селеста Рэй (2014). Новая энциклопедия южной культуры: Том 6: Этническая принадлежность . Издательство Университета Северной Каролины. п. 64. ИСБН 978-1-4696-1658-2 . , Цитата: «На протяжении XVIII века часть Конго можно было найти в Луизиане, а африканцы из Мозамбика (почти полностью Макуа) переправлялись в Луизиану из Сан-Доминго/ Гаити ».
- ^ Jump up to: а б Хилари К. Палмер; Мэлин Д.Д. Ньюитт (2016). Северный Мозамбик в девятнадцатом веке: путешествия и исследования Его Превосходительства О'Нила . БРИЛЛ Академик. стр. 27–29 со сносками. ISBN 978-90-04-29368-7 .
- ^ Фоконне, Макс (1968). «Мифология Черной Африки» . Новая энциклопедия мифологии Ларусса . Нью-Йорк] Патнэм. п. 475.
- ^ Сорок, Джо (2004). Мифология: Визуальная энциклопедия . Барнс и Ноубл. стр. 446–448. ISBN 0-7607-5518-3 .
- ^ Шойб, Гарольд (2000). Словарь африканской мифологии: мифотворец как рассказчик . Издательство Оксфордского университета. п. 159. ИСБН 0-19-512456-1 .
- ^ Шапиро, Макс С.; Хендрикс, Рода А., ред. (1979). Мифологии мира: Краткая энциклопедия . Даблдэй и компания. п. 128. ИСБН 0-385-13667-6 .
- ^ Официальная перепись населения недоступна. Различные источники оценивают это следующим образом: (а) 66% Макуа из Мозамбика , (б) 71% Макуа. Архивировано 19 декабря 2016 г. в Wayback Machine , (в) 67% Макуа, Махува-Митто в Мозамбике.
- ^ Jump up to: а б Хилари К. Палмер; Мэлин Д. Д. Ньюитт (18 января 2016 г.). Северный Мозамбик в девятнадцатом веке: путешествия и исследования Его Превосходительства О'Нила . БРИЛЛ. стр. 63–67. ISBN 978-90-04-29368-7 .
- ^ Отчет об исследовании прибрежных диалектов макуа, заархивированный 12 июля 2018 г. в Wayback Machine , Оливер Крогер (2005), Обзор международных языков.
- ^ Меган Вон (2005). Создание креольского острова: рабство на Маврикии восемнадцатого века . Издательство Университета Дьюка. стр. 267–268. ISBN 0-8223-3399-6 .
- ^ «Макуа | люди» . Британская энциклопедия . Проверено 15 августа 2020 г.
- ^ «Знай людей Макуа. – Вселенная навыков» . Проверено 15 августа 2020 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Альперс, Эдвард А. «Война в Северном Мозамбике, с конца шестнадцатого по конец девятнадцатого веков: Макуа Макуаны». Журнал военной истории Африки 1 (сентябрь 2020 г.): 1–30. https://doi.org/10.1163/24680966-bja10001
- Альперс, Эдвард А. Слоновая кость и рабы: изменение структуры международной торговли в Восточной и Центральной Африке в конце девятнадцатого века (Калифорнийский университет Press, 1975).
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Работорговля и рабство на побережье Суахили (1500-1750) , Томас Верне, Центр исследований африканского мира, Парижский университет