Протекторат Уганды
этой статьи Начальный раздел может быть слишком коротким, чтобы адекватно суммировать ключевые моменты . ( октябрь 2020 г. ) |
Протекторат Уганды | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1894–1962 | |||||||||
Гимн: Боже, храни королеву (1894–1901 и 1952–1962) Боже, храни короля (1901–1952) | |||||||||
Статус | Британский протекторат | ||||||||
Капитал | Энтеббе | ||||||||
Общие языки | английский (официальный) Луганда , суахили , Южный Луо , Нкоре. Широко распространены | ||||||||
Религия | христианство , ислам | ||||||||
Правительство | Протекторат | ||||||||
Законодательная власть | Законодательный совет | ||||||||
Историческая эпоха | Новый Империализм | ||||||||
18 июня 1894 г. | |||||||||
• Самоуправление | 1961 | ||||||||
• Независимость | 9 октября 1962 г. | ||||||||
Население | |||||||||
• 1911 [1] | 2,466,325 | ||||||||
• 1921 [1] | 2,854,608 | ||||||||
• 1931 [1] | 3,542,281 | ||||||||
• 1948 [1] | 4,958,520 | ||||||||
• 1959 [1] | 6,449,558 | ||||||||
Валюта | Каури (доколониальная эпоха – 1906 г.) Восточноафриканская рупия (1906–1920) Восточноафриканский флорин (1920–1921) Восточноафриканский шиллинг (1921–1962) | ||||||||
Код ISO 3166 | и | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Кения Южный Судан Уганда |
История Уганды | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Хронология | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
Специальные темы | ||||||||||||||
| ||||||||||||||
По теме | ||||||||||||||
Портал Уганды | ||||||||||||||
Протекторат Уганды был протекторатом Британской империи с 1894 по 1962 год. В 1893 году Имперская Британская Восточно-Африканская компания свои права управления территорией, состоящей в основном из Королевства Буганда передала британскому правительству .
В 1894 году был установлен протекторат Уганды, и территория была расширена за пределы Буганды до территории, примерно соответствующей территории современной Уганды .
История
[ редактировать ]Фон
[ редактировать ]В середине 1880-х годов Королевство Буганда было разделено между четырьмя религиозными группировками — приверженцами местной религии Уганды, католиками , протестантами и мусульманами — каждая из которых боролась за политический контроль. [2] В 1888 году Мванга II был свергнут в результате переворота, возглавляемого мусульманской фракцией, которая назначила Калему лидером. В следующем году сформировалась протестантская и католическая коалиция, чтобы свергнуть Калему и вернуть Мвангу II к власти. Эта коалиция заключила союз с Имперской Британской Восточно-Африканской компанией (IBEAC) и сумела вытеснить Калему и восстановить Мвангу в 1890 году. [2]
IBEAC направил Фредерика Лугарда в Уганду в 1890 году в качестве своего главного представителя, чтобы помочь поддерживать мир между конкурирующими фракциями. В 1891 году Мванга заключил договор с Лугардом, согласно которому Мванга передаст свою землю и подчиненные государства под защиту IBEAC. [3]
В 1892 году, подчинив себе мусульманскую фракцию, протестанты и католики возобновили борьбу за господство, которая привела к гражданской войне. [2] В том же году британское правительство расширило свою поддержку IBEAC, чтобы он оставался в Уганде до 1893 года. Несмотря на сильное сопротивление вмешательству в Уганду, правительство считало, что прекращение британского влияния приведет к войне и угрозе вторжения другой европейской державы. О сфере влияния Великобритании в Восточной Африке она поделилась с Германией в 1890 году. [2]
31 марта 1893 года IBEAC официально прекратил свое участие в Уганде. Миссионеры во главе с Альфредом Такером лоббировали британское правительство, чтобы оно взяло на себя управление Угандой вместо IBEAC, утверждая, что уход Великобритании приведет к продолжению гражданской войны между различными религиозными группировками. [2] Вскоре после этого сэр Джеральд Портал , представитель британского правительства в Уганде, предложил план двойных вождей, согласно которому в каждом вожде будет один протестантский и один католический вождь. 19 апреля 1893 года британское правительство и руководители Уганды подписали договор, реализующий этот план. [2]
18 июня 1894 года британское правительство объявило, что Уганда перейдет под защиту Великобритании в качестве протектората .
1894–1901
[ редактировать ]Угандийское соглашение 1900 года укрепило власть преимущественно протестантских вождей-клиентов «Бакунгу» во главе с Кагвой. Лондон послал лишь несколько чиновников для управления страной, опираясь в первую очередь на руководителей «Бакунгу». На протяжении десятилетий им отдавалось предпочтение из-за их политических навыков, христианства, дружеских отношений с британцами, их способности собирать налоги и близости Энтеббе (колониальной столицы Уганды) к столице Буганды. К 1920-м годам британские администраторы стали более уверенными в себе и меньше нуждались в военной или административной поддержке. Колониальные власти облагали налогом товарные культуры, производимые крестьянами. возникло народное недовольство Баганды Среди рядовых членов , что ослабило позиции их лидеров. В 1912 году Кагва предпринял попытку укрепить власть «Бакунгу», предложив Буганде второго «Лукико» с самим собой в качестве президента и «Бакунгу» в качестве своего рода наследственной аристократии. Британские официальные лица наложили вето на эту идею, когда обнаружили широкую народную оппозицию. Вместо этого британские чиновники начали некоторые реформы и попытались сделать «Лукико» настоящим представительным собранием. [4]
Хотя важные изменения произошли в колониальную эпоху в Уганде, некоторые характеристики африканского общества конца девятнадцатого века сохранились и вновь проявились во времена независимости. Статус протектората имел для Уганды существенно иные последствия, чем если бы регион стал колонией, как соседняя Кения , поскольку Уганда сохраняла определенную степень самоуправления, которая в противном случае была бы ограничена при полной колониальной администрации.
Однако колониальное правление сильно повлияло на местные экономические системы, отчасти потому, что первой заботой британцев были финансовые вопросы. Подавление суданского мятежа 1897 года (см. Уганду до 1900 года ) под руководством комиссара по протекторату Джорджа Уилсона CB обошлось дорого — подразделения британской индийской армии были переброшены в Уганду за значительные расходы. Новый комиссар Уганды в 1900 году сэр Гарри Х. Джонстон получил приказ создать эффективную администрацию и как можно быстрее взимать налоги. Джонстон обратился к вождям Уганды с предложениями работы в колониальной администрации в обмен на их сотрудничество.
Вожди были больше заинтересованы в сохранении Уганды как самоуправляющегося образования, продолжении королевской линии Кабака и обеспечении частного землевладения для себя и своих сторонников. Последовал трудный торг, но вожди получили все, что хотели, включая половину всей земли в Буганде. Половина, оставленная британцам как «Земля Короны», позже оказалась в основном болотом и кустарником.
Угандийское соглашение Джонстона 1900 года ввело налог на хижины и оружие, назначило вождей сборщиками налогов и свидетельствовало о продолжающемся союзе интересов Британии и Баганды. Британцы подписали гораздо менее щедрые договоры с другими королевствами ( Торо в 1900 году, Анколе в 1901 году и Буньоро в 1933 году) без предоставления крупномасштабного частного землевладения. Меньшие вождества Бусоги были проигнорированы.
Администраторы Буганды
[ редактировать ]Баганда немедленно предложили британцам свои услуги в качестве администраторов своих недавно завоеванных соседей, и это предложение было привлекательным для экономной колониальной администрации. Агенты Баганды действовали как местные сборщики налогов и организаторы профсоюзов в таких районах, как Кигези , Мбале и, что немаловажно, в Буньоро. Этот субимпериализм и культурный шовинизм Ганды вызвали негодование у людей, которыми управляли.
Куда бы они ни пошли, Баганда настаивал на исключительном использовании своего языка Луганда , и они сажали бананы как единственную настоящую пищу, достойную употребления. Они считали свою традиционную одежду — длинные хлопчатобумажные халаты, называемые канзус , — цивилизованной; все остальное было варварством. Они также поощряли миссионерскую работу и участвовали в ней, пытаясь обратить местных жителей в свою форму христианства или ислама. В некоторых регионах возникшая в результате негативная реакция способствовала усилиям религиозных соперников — например, католики привлекли новообращенных в районах, где репрессивное правление ассоциировалось с протестантским вождем Муганды .
Особенно огорчились жители Буньоро , сражавшиеся с багандой и британцами; значительная часть их центральной части была присоединена к Буганде как «потерянные округа» и, наконец, имела «высокомерных» администраторов Баганды, издающих приказы, собирающих налоги и заставляющих неоплачиваемый труд. В 1907 году баньоро подняли восстание под названием «ньянгире» , или «отказ», и им удалось вывести субимперских агентов Баганды.
Между тем, в 1901 году завершение строительства Угандийской железной дороги от побережья Момбасы до озере Виктория на порта Кисуму побудило колониальные власти стимулировать рост товарных культур, чтобы помочь оплатить эксплуатационные расходы железной дороги. Еще одним результатом строительства железной дороги стало решение 1902 года о передаче восточной части протектората Уганды кенийской колонии , тогда называвшейся протекторатом Восточной Африки , чтобы сохранить всю линию под одной местной колониальной администрацией. Поскольку железная дорога в Кении столкнулась с перерасходом средств, британцы решили оправдать свои исключительные расходы и оплатить эксплуатационные расходы путем создания крупномасштабных европейских поселений на обширном участке земли, который стал центром товарного сельского хозяйства, известного как « Белое Хайлендс ». ". Большая часть территории, в конечном итоге исключенная из «Протектората Восточной Африки», была Угандийской схемой , в рамках которой Британская империя предлагала создать еврейское национальное государство. Предложение было сделано сионистскому движению , которое отвергло его, отказавшись принять что-либо, кроме древней Земля Израиля .
Во многих районах Уганды, напротив, сельскохозяйственное производство было передано в руки африканцев, если они воспользовались этой возможностью. Хлопок был выбранной культурой, в основном из-за давления со стороны Британской ассоциации производителей хлопка , производителей текстиля, которые призывали колонии предоставлять сырье для британских фабрик. Это было сделано путем денежной обработки земли. Даже CMS присоединилась к этим усилиям, создав Угандийскую компанию (управляемую бывшим миссионером) для содействия посадке хлопка, а также закупке и транспортировке продукции.
Буганда, имеющая стратегическое расположение на берегу озера, пожинала плоды выращивания хлопка. Преимущества этой культуры быстро осознали вожди Баганды, которые недавно приобрели поместья в собственность, которые стали известны как майло, потому что их размер измерялся квадратными милями. В 1905 году первоначальный экспорт хлопка в тюках оценивался в 200 фунтов стерлингов; в 1906 году — 1000 фунтов стерлингов; в 1907 году; 11 000 фунтов стерлингов; а в 1908 году - 52 000 фунтов стерлингов. К 1915 году стоимость экспорта хлопка выросла до 369 000 фунтов стерлингов, и Британия смогла прекратить субсидирование колониальной администрации в Уганде, в то время как в Кении белые поселенцы требовали продолжения субсидий со стороны правительства страны происхождения.
Доходы от продажи хлопка сделали королевство Уганда относительно процветающим по сравнению с остальной частью колониальной Уганды, хотя до Первой мировой войны хлопок также выращивался в восточных регионах Бусога , Ланго и Тесо . Многие баганда тратили свои новые доходы на импортную одежду, велосипеды, металлическую кровлю и даже автомобили. Они также вложили средства в образование своих детей. В христианских миссиях особое внимание уделялось навыкам грамотности, и новообращенные африканцы быстро научились читать и писать. два популярных журнала: «Эбифа» («Новости») и «Мунно» К 1911 году в Луганде ежемесячно издавались («Ваш друг»).
При значительной поддержке африканских фондов новые школы вскоре начали выпускать выпускные классы в средней школе Менго, Кисуби Святой Марии, Намильянго, Гаязе и Королевском колледже Будо — все в Буганде. Главный министр королевства Буганда сэр Аполло Каггва лично вручил велосипед лучшему выпускнику Королевского колледжа Будо вместе с обещанием работы в правительстве. Фактически школы унаследовали образовательную функцию, ранее выполнявшуюся во дворце Кабаки , где поколения молодых пажей обучались, чтобы стать вождями. Теперь требуемой квалификацией были грамотность и навыки, включая набор текста и перевод на английский язык.
Два важных принципа доколониальной политической жизни были перенесены в колониальную эпоху: клиентаж, посредством которого амбициозные молодые чиновники привязывались к старшим высокопоставленным вождям, и конфликт поколений, который возник, когда молодое поколение стремилось изгнать своих старших с должности, чтобы заменить их их. После Первой мировой войны молодые претенденты на высокие посты в Буганде стали нетерпеливыми из-за, казалось бы, бесконечного правления сэра Аполлона и его современников, которым не хватало многих навыков, которые представители молодого поколения приобрели в школе. Назвав себя Ассоциацией молодых багандистов , члены нового поколения присоединились к молодому Кабаке Дауди Чва , который был номинальным правителем Буганды при непрямом правлении. Но Кабака Дауди так и не обрел реальной политической власти и после короткого и разочаровывающего правления умер в относительно молодом возрасте сорока трех лет.
Военные силы времен Первой мировой войны
[ редактировать ]В самом начале истории оккупации Протектората британское колониальное правительство осознало необходимость в местных силах обороны. [5] В 1895 году британскими колониальными вооруженными силами в Протекторате были Угандийские стрелки, которые были сформированы как силы внутренней безопасности (т.е. поддержание мира в племенных районах, а не защита от внешней агрессии). [6] [7] В конце девятнадцатого века местные силы обороны в основном состояли из суданских войск, привлеченных британцами. Этими войсками командовала смесь британских и суданских офицеров, местные племена не были так заметны в этих силах, защищающих интересы Британской Империи. Восточноафриканская компания . К сожалению, суданцы возмутились условиями их службы, и в 1897 году стрелки Уганды подняли мятеж. [8] 1 января 1902 г. [9] несколько нерегулярные вооруженные силы в Уганде были реформированы (в их рядах было гораздо меньше суданцев и больше местных племен) [8] и переименовал 4-й батальон в Королевские африканские винтовки (КАР). Именно эта оборонительная структура существовала в начале боевых действий в 1914 году, хотя в 1911 году в КАР были произведены сокращения, еще больше растянувшие силовую структуру полка. [10] К концу Великой войны угандийский контингент в КАР значительно увеличился и стал эффективной боевой силой, состоящей из угандийцев, а не из чужаков, и добился успеха против немецких войск в Восточной Африке. [11] [12] Протекторат также разработал меры экстренного реагирования для сбора разведывательной информации о деятельности Германии и поддержания военно-политической связи с союзниками в Восточной Африке; согласно данным Национального архива Великобритании, эта организация (известная как Департамент разведки Уганды ) [13] насчитывала около 20 человек, включая европейских офицеров и африканских солдат. [14]
Большая часть набора была осуществлена из северной части протектората, особенно из субрегиона Ачоли. Британская колониальная администрация также воевала с кланом Ламоги народа Ачоли, что привело к восстанию Ламоги.
1920 по 1961 год
[ редактировать ]Гораздо более многообещающим источником политической поддержки были британские колониальные офицеры, которые приветствовали навыки набора текста и перевода выпускниками школ и способствовали карьере своих фаворитов. Судьба была решена после Первой мировой войны, когда приток британских бывших военных офицеров, ныне служащих окружными комиссарами, начал чувствовать, что самоуправление является препятствием на пути к хорошему управлению. В частности, они обвинили сэра Аполло и его поколение в неэффективности, злоупотреблении властью и неспособности вести адекватную финансовую отчетность — обвинения, которые нетрудно было документально подтвердить.
Сэр Аполло ушел в отставку в 1926 году, примерно в то же время, когда множество пожилых вождей Баганды было заменено новым поколением чиновников. В том же году впервые была проверена казначейство Буганды. Хотя Ассоциация молодых багандцев не была националистической организацией, она утверждала, что выражает недовольство населения Африки старым порядком. Однако, как только младший Баганда сменил старшее поколение на посту, их возражения против привилегий, сопровождающих власть, исчезли. Эта модель сохранялась в политике Уганды до и после обретения независимости.
Простолюдины, работавшие на хлопковых поместьях вождей до Первой мировой войны, не остались рабами. Со временем они купили небольшие участки земли у своих бывших землевладельцев. Этой фрагментации земель способствовали британцы, которые в 1927 году заставили вождей строго ограничить арендную плату и обязательную рабочую силу, которую они могли требовать от своих арендаторов. Таким образом, олигархия землевладельцев, возникшая в результате Угандийского соглашения 1900 года, потеряла свое значение, и сельскохозяйственное производство перешло к независимым мелким землевладельцам , которые выращивали хлопок, а затем кофе для экспортного рынка.
В отличие от Танганьики , которая была опустошена во время длительных боев между Великобританией и Германией в Восточноафриканской кампании Первой мировой войны , Уганда процветала благодаря сельскохозяйственному производству военного времени. После потерь населения от болезней в эпоху завоеваний и на рубеже веков (особенно разрушительной эпидемии сонной болезни 1900-1906 годов) население Уганды снова начало расти. Даже депрессия 1930-х годов, похоже, затронула мелких фермеров, выращивающих наличные деньги в Уганде, менее серьезно, чем белых поселенцев-производителей в Кении. Угандийцы просто выращивали продукты питания для себя, пока рост цен не сделал экспортные культуры снова привлекательными.
Две проблемы продолжали вызывать недовольство на протяжении 1930-х и 1940-х годов. Колониальное правительство строго регулировало покупку и переработку товарных культур, устанавливая цены и оставляя роль посредника за азиатами, которые считались более эффективными. Британцы и азиаты решительно отразили попытки африканцев прорваться на хлопкоочистительную промышленность. Кроме того, на сахарных плантациях, принадлежащих азиатам, созданных в 1920-х годах, рабочую силу для выращивания сахарного тростника и других товарных культур все чаще предоставляли мигранты из периферийных районов Уганды и даже из-за пределов Уганды.
Независимость
[ редактировать ]В 1949 году недовольные Баганда подняли бунт и сожгли дома проправительственных вождей. У бунтовщиков было три требования: право обходить государственный контроль над ценами на экспортные продажи хлопка, устранение азиатской монополии на хлопкоочистительную обработку и право иметь своих собственных представителей в местных органах власти вместо вождей, назначенных британцами. Они также критиковали молодого Кабаку Фредерика Валугембе Мутесу II (также известного как «Король Фредди» или «Кабака Фредди») за его невнимание к нуждам своего народа. Британский губернатор сэр Джон Холл расценил беспорядки как дело рук коммунистических агитаторов и отверг предложенные реформы.
Угандийские потенциальные агитаторы не только не привели народ к конфронтации, но и не спешили реагировать на народное недовольство. Тем не менее, Союз африканских фермеров Уганды , основанный И. К. Мусази в 1947 году, был обвинен в беспорядках и запрещен британцами. под руководством Мусази Национальный конгресс Уганды заменил фермерский союз в 1952 году, когда он был создан с Абу Майянджой в качестве его первого генерального секретаря, но поскольку Конгресс оставался скорее случайной дискуссионной группой, чем организованной политической партией, он застопорился и прекратил свое существование всего через два года. после его создания.
Тем временем британцы начали опережать угандийцев в подготовке к независимости. В Уганде начали ощущаться последствия послевоенного ухода Великобритании из Индии , марша национализма в Западной Африке и более либеральной философии Министерства по делам колоний, направленной на будущее самоуправление. Воплощение этих вопросов пришло в 1952 году в лице нового и энергичного губернатора-реформатора сэра Эндрю Коэна (бывшего заместителя министра по делам Африки в Управлении по делам колоний).
Коэн приступил к подготовке Уганды к независимости. Что касается экономики, он устранил препятствия на пути переработки хлопка в Африке, отменил ценовую дискриминацию в отношении выращенного в Африке кофе, поощрял кооперативы и учредил Корпорацию развития Уганды для продвижения и финансирования новых проектов. Что касается политической стороны, он реорганизовал Законодательный совет , который состоял из нерепрезентативного набора групп интересов, в значительной степени поддерживающих европейское сообщество, включив в него представителей Африки, избранных от округов по всей Уганде. Эта система стала прототипом будущего Парламента Уганды .
Силовая политика в Буганде
[ редактировать ]Перспектива выборов вызвала внезапное появление новых политических партий. Такое развитие событий встревожило лидеров старой гвардии королевств Уганды, поскольку они осознавали, что центр власти будет находиться на национальном уровне. Искрой, воспламенившей более широкую оппозицию реформам губернатора Коэна, стала речь в Лондоне в 1953 году, в которой государственный секретарь по делам колоний упомянул о возможности создания федерации трех восточноафриканских территорий (Кении, Уганды и Танганьики), аналогичной той, которая была создана в Родезии и Ньясаленде .
знали о Центральноафриканской федерации Родезии Многие угандийцы и Ньясаленда (позже Зимбабве , Замбии и Малави ) и о доминировании в ней интересов белых поселенцев. Угандийцы глубоко опасались перспективы создания восточноафриканской федерации, в которой будут доминировать поселенцы из Кении, которая тогда находилась в разгаре ожесточенного восстания Мау-Мау . Они энергично сопротивлялись аналогичному предложению Комиссии Хилтона Янга 1930 года . Доверие к Коэну исчезло как раз в тот момент, когда губернатор готовился убедить Буганду признать, что ее особым статусом придется пожертвовать в интересах нового и более крупного национального государства.
Кабака Мутеса II, которого его подданные считали незаинтересованным в их благополучии, теперь отказался сотрудничать с планом Коэна по объединению Буганды. Вместо этого он потребовал, чтобы Буганда была отделена от остальной части протектората и передана под юрисдикцию Министерства иностранных дел. Реакция Коэна на этот кризис заключалась в депортации Кабаки в комфортную ссылку в Лондон. Его вынужденный уход мгновенно сделал Кабаку мучеником в глазах Баганды, чей скрытый сепаратизм и антиколониальные настроения вызвали бурю протестов. Действия Коэна имели неприятные последствия, и он не смог найти среди багандцев никого, кто был бы готов или мог мобилизовать поддержку его планов. После двух разочаровывающих лет неослабевающей враждебности и препятствий со стороны Ганды Коэн был вынужден восстановить в должности Кабаку Мутесу II .
Переговоры, приведшие к возвращению Кабаки, имели результат, аналогичный переговорам комиссара Джонстона в 1900 году; хотя казалось, что они удовлетворили британцев, они стали громкой победой Баганды. Коэн добился согласия Кабаки не выступать против независимости в более широких рамках Уганды. Взамен Кабака не только была восстановлена в должности, но и впервые с 1889 года монарх получил право назначать и увольнять своих руководителей (правительственных чиновников Буганды) вместо того, чтобы выступать в качестве просто номинального руководителя, пока они вели дела правительства.
Новая власть Кабаки была скрыта за вводящим в заблуждение утверждением, что он будет всего лишь «конституционным монархом», хотя на самом деле он был ведущим игроком в принятии решений о том, как будет управляться Уганда. Новая группировка Баганда, называющая себя «Друзья короля», встала на защиту Кабаки. Они были консервативны, яростно преданы Буганде как королевству и готовы рассматривать перспективу участия в независимой Уганде только в том случае, если ее возглавит Кабака в качестве главы государства. Политики Баганды, которые не разделяли это видение или выступали против «Друзей короля», оказались заклейменными как «враги короля», что означало политический и социальный остракизм.
Главным исключением из этого правила была римско-католическая партия Баганда, которая сформировала свою собственную партию, Демократическую партию (ДП), во главе с Бенедикто Киванукой . Многие католики чувствовали себя исключенными из доминируемого протестантами истеблишмента в Буганде с тех пор, как «Максим Лугарда» переломил ситуацию в 1892 году. архиепископом англиканской церкви Кентерберийским), которое проходило в главной протестантской церкви. Религия и политика были одинаково неразделимы в других королевствах Уганды. У ДП были как католики, так и другие приверженцы, и она была, вероятно, наиболее организованной из всех партий, готовившихся к выборам. У него были печатные станки и поддержка популярной газеты «Мунно», которая издавалась в миссии Святой Марии в Кисуби.
В других частях Уганды появление Кабаки как политической силы вызвало немедленную враждебность. Политические партии и местные группы интересов были пронизаны разногласиями и соперничеством, но их объединяла одна проблема: они были полны решимости не допустить доминирования Буганды. В 1960 году политический организатор из Ланго Милтон Оботе перехватил инициативу и сформировал новую партию, Народный конгресс Уганды (СКП), как коалицию всех тех, кто не входит в ДП, в которой доминируют католики, и выступает против гегемонии Буганды.
Шаги, предпринятые Коэном для обеспечения независимости единого государства Уганды, привели к поляризации между фракциями Буганды и теми, кто выступает против ее доминирования. Население Буганды в 1959 году составляло 2 миллиона человек из общего числа жителей Уганды, составлявшего 6 миллионов. Даже если не принимать во внимание многих жителей Буганды, не являющихся жителями Баганды, насчитывалось по меньшей мере 1 миллион человек, которые были преданы Кабаке — слишком много, чтобы их можно было игнорировать или игнорировать, но слишком мало, чтобы доминировать над страной в целом.
На Лондонской конференции 1960 года было очевидно, что автономия Буганды и сильное унитарное правительство несовместимы, но компромисса не произошло, и решение о форме правления было отложено. Британцы объявили, что в марте 1961 года пройдут выборы «ответственного правительства», предпоследний этап подготовки перед формальным предоставлением независимости. Предполагалось, что победившие на выборах получат ценный опыт работы на посту, подготовив их к возможной ответственности за управление страной после обретения независимости.
В Буганде «Друзья короля» призвали к полному бойкоту выборов, поскольку их попытки добиться обещаний будущей автономии были отвергнуты. Следовательно, когда избиратели пошли на избирательные участки по всей Уганде, чтобы избрать восемьдесят два члена Национальной ассамблеи , в Буганде только римско-католические сторонники ДП, выдержав жесткое общественное давление, проголосовали, получив двадцать из двадцати одного места, отведенного Буганде. Эта искусственная ситуация дала ДП большинство мест, хотя у них было меньшинство в 416 000 голосов по всей стране против 495 000 у СКП. Бенедикто Киванука стал новым главным министром Уганды.
Потрясенные результатами, сепаратисты Баганды, сформировавшие политическую партию Кабака Йекка , передумали относительно мудрости своего бойкота выборов. Они быстро приветствовали рекомендации британской комиссии, предложившей будущую федеральную форму правления. Согласно этим рекомендациям, Буганда будет пользоваться определенной внутренней автономией, если будет полностью участвовать в работе национального правительства.
Со своей стороны, СКП в равной степени стремилась изгнать своих соперников из ДП из правительства, прежде чем они укрепятся. Оботе достиг взаимопонимания с Кабакой Фредди и Кентукки, приняв особые федеральные отношения Буганды и даже положение, согласно которому Кабака может назначать представителей Буганды в Национальное собрание в обмен на стратегический альянс для победы над ДП. Кабаке также была обещана в основном церемониальная должность главы государства Уганда, которая имела большое символическое значение для Баганды.
Этот брак по расчету между СКП и КЮ сделал неизбежным поражение временной администрации ДП. После окончательных выборов в апреле 1962 года, приведших к обретению независимости, национальное собрание Уганды состояло из сорока трех членов СКП, двадцати четырех членов Кентукки и двадцати четырех членов ДП. Новая коалиция UPC-KY привела Уганду к независимости в октябре 1962 года: Оботе стал премьер-министром Уганды , а Кабака стал президентом Уганды год спустя.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и Национальная перепись населения и жилищного фонда 2014 г. - Основной отчет (PDF) (Отчет). Кампала: Статистическое бюро Уганды. 2016.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гриффитс, Тюдор. «Епископ Альфред Такер и установление британского протектората в Уганде 1890-94 гг.». Журнал религии в Африке, том. 31, нет. 1, 2001, стр. 92–114. JSTOR, www.jstor.org/stable/1581815.
- ^ Грей, Джон и Карл Питерс. «Англо-германские отношения в Уганде, 1890-1892». Журнал африканской истории, том. 1, нет. 2, 1960, стр. 281–297. JSTOR, www.jstor.org/stable/180246.
- ^ Майкл Тваддл, «Вожди бакунгу Буганды под британским колониальным правлением, 1900–1930». Журнал африканской истории 10 № 2 (1969): 309–322.
- ^ Лванга-Лувийго, Санвири (25 сентября 1987 г.). «Колониальные корни внутреннего конфликта в Уганде» (PDF) (Университет Макерере): 8 . Проверено 13 июня 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Омара-Отунну, Эми (1987). Политика и армия в Уганде, 1890–1985 гг . Спрингер. стр. 100-1 19–21. ISBN 9781349187362 . Проверено 13 июня 2017 г.
- ^ Лванга-Лувийго, Санвири (25 сентября 1987 г.). «Колониальные корни внутреннего конфликта в Уганде» (PDF) (Университет Макерере): 7 . Проверено 13 июня 2017 г.
{{cite journal}}
: Для цитирования журнала требуется|journal=
( помощь ) - ^ Перейти обратно: а б Пайк, Джон. «История армии Уганды» . www.globalsecurity.org . Проверено 13 июня 2017 г.
- ^ «История королей африканских винтовок» . www.kingsafricanriflesassociation.co.uk . 23 января 2013 года . Проверено 13 июня 2017 г.
- ^ Мойс-Бартлетт, подполковник Х. (2012 г.). Королевские африканские винтовки — Том 1 . Эндрюс ЮК Лимитед. п. 153. ИСБН 9781781506615 . Проверено 13 июня 2017 г.
- ^ Fecitt MBE TD, Гарри. «На грани — дорога через Тундуру: Германская Восточная Африка, май-ноябрь 1917 года» . www.westernfrontassociation.com . Проверено 13 июня 2017 г.
- ^ «4-й батальон 4-го полка (Уганда) Королевских африканских стрелков в Великой войне» . gweaa.com . Проверено 13 июня 2017 г.
- ^ Архивы, Национальный. «Служба Дискавери» . Discovery.nationalarchives.gov.uk . Проверено 13 июня 2017 г.
- ^ Архивы, Национальный. «Служба Дискавери» . Discovery.nationalarchives.gov.uk . Проверено 13 июня 2017 г.
- В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел . - Уганда
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Амоне, Чарльз и Окуллу Муура. «Британский колониализм и создание этнической идентичности ачоли в Уганде, 1894–1962 годы». Журнал истории Империи и Содружества 42.2 (2014): 239–257.
- Беннетт, Элисон. «Дипломатические подарки: переосмысление колониальной политики в Уганде через предметы». История Африки 45 (2018): 193–220.
- Мартел, Гордон. «Политика кабинета министров и африканский раздел: пересмотр дебатов в Уганде». Журнал истории Империи и Содружества 13.1 (1984): 5-24.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Протекторат Уганды
- Бывшие британские колонии и протектораты в Африке
- История Уганды
- Штаты и территории, основанные в 1894 году.
- Штаты и территории упразднены в 1962 году.
- 1894 заведения в Уганде
- Закрытие 1962 года в Уганде
- 1894 заведения Британской империи
- Упадок 1962 года в Британской империи
- Протекторат Восточной Африки
- XIX век в Уганде.
- 20 век в Уганде
- Уганда и Содружество Наций