Ранняя история Уганды
История Уганды | ||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
![]() | ||||||||||||||
Хронология | ||||||||||||||
|
||||||||||||||
Специальные темы | ||||||||||||||
|
||||||||||||||
По теме | ||||||||||||||
![]() | ||||||||||||||
Ранняя история Уганды включает в себя историю Уганды до того, как территория, которая сегодня является Угандой, стала британским протекторатом в конце 19 века. До этого регион был разделен между несколькими тесно связанными королевствами.
Самая ранняя история
[ редактировать ]Палеолитические свидетельства человеческой деятельности в Уганде насчитывают по меньшей мере 50 000 лет, а возможно, и 100 000 лет назад, о чем свидетельствуют ашельские каменные орудия, обнаруженные в бывших окрестностях озера Виктория, которые были обнажены вдоль долины реки Кагера , главным образом вокруг Нсонези. [ 1 ] Наскальные рисунки в Уганде , особенно в восточной части страны, свидетельствуют об оккупации в позднем каменном веке также .
Положение Уганды вдоль центральноафриканской рифтовой долины , ее благоприятный климат на высоте 1200 метров и выше, а также обильные осадки вокруг бассейна озера Виктория сделали ее привлекательной для африканских земледельцев и пастухов еще в четвертом веке до нашей эры. [ 2 ] Образцы керна со дна озера Виктория показали, что когда-то землю вокруг озера покрывал густой тропический лес. [ 3 ] Столетия выращивания уничтожили почти весь первоначальный древесный покров. [ 3 ]
Народы Центрального Судана и носители кулякского языка, вероятно, были первыми фермерами и пастухами в Уганде. Народы Центрального Судана впервые проникли в Северную Уганду в 3-м тысячелетии до нашей эры, а некоторое время спустя распространились на юг, к устью озера Виктория . Присутствие древнего Центрального Судана в Уганде можно увидеть в керамике Кансёра и древних образцах пыльцы . [ 4 ]
Расширение банту
[ редактировать ]Фермеры , говорящие на языке банту, впервые прибыли в Южную Уганду в 1000 году до нашей эры. [ 5 ] [ 3 ] Они также разводили коз и кур, а к 400 г. до н. э., вероятно, держали немного крупного рогатого скота. [ нужна ссылка ] Их знания сельского хозяйства и использование технологии ковки железа позволили им расчистить землю и накормить все большее количество поселенцев. [ 3 ] Они вытеснили небольшие группы местных охотников-собирателей, которые переселились в менее доступные горы. [ 3 ]
Между тем, к четвертому веку до нашей эры металлурги, говорящие на банту, совершенствовали выплавку чугуна для производства углеродистой стали среднего качества в предварительно нагретых печах с принудительной тягой. [ 3 ] Хотя большая часть этих событий происходила к юго-западу от современных границ Уганды, вскоре после этого железо добывалось и выплавлялось во многих частях страны. [ 3 ]
Ранние политические системы
[ редактировать ]По мере того, как на протяжении веков говорящие на банту земледельцы на территории Уганды распространялись и размножались, они разработали форму правления вождей кланов. [ 3 ] Эта система, организованная родством, была полезна для координации рабочих проектов, разрешения внутренних споров и проведения религиозных обрядов в честь клановых божеств, но она могла эффективно управлять лишь ограниченным числом людей. [ 3 ] К концу первого тысячелетия нашей эры более крупные государства начали формироваться, некоторые из которых в конечном итоге управляли более чем миллионом субъектов каждое. [ 3 ] Этому процессу способствовало более широкое и улучшенное выращивание бананов (высокоурожайных культур, которые позволяли постоянно возделывать и строить поселения) группами банту между 300 и 1200 годами нашей эры. [ нужна ссылка ]
на нилотском языке говорящие Скотоводы, , жившие на более засушливом и менее плодородном Севере, были мобильны и готовы прибегнуть к оружию для защиты своего скота или совершать набеги с целью присвоения чужого скота. [ 3 ] Но их политическая организация была меньше и основывалась на родстве и решениях старейшин родственной группы. [ 3 ] На встрече культур они, возможно, переняли идеи и символы политического вождя от носителей банту, которым они могли предложить военную защиту. [ 6 ] и с чьими элитами они иногда вступали в брак и вступали в брак. [ нужна ссылка ] Предполагается, что возникла система отношений покровитель-клиент, в результате которой возникла скотоводческая элита, поручившая уход за скотом подданным, которые использовали навоз для повышения плодородия своих все более перегруженных работой садов и полей. [ 7 ]
В некоторых регионах скотоводческая элита имела частично нилотское происхождение, в то время как в других она могла происходить в основном из населения банту (так предположил лингвист Дэвид Л. Шенбрун на основе некоторых из тех родственников богатых выращивателей бананов, которые не имели права на наследование). . [ нужна ссылка ] Последний постепенно принял специализированное скотоводство как источник богатства богатых лугов этого района. [ нужна ссылка ] Самые ранние государства, возможно, были основаны в 15 веке группой пастырских правителей, называемых Чвези. [ 7 ] Легенды изображали чвези как сверхъестественных существ, но их материальные останки на археологических раскопках Биго и Мубенде показали, что они были людьми и, возможно, входили в число предков современных хима и тутси скотоводов- Уганды , Руанды и Бурунди . [ 7 ] В 15 веке чвези были вытеснены новой пасторской группой, говорящей на нилотском языке, под названием бито . [ 7 ] Похоже, что чвези двинулись на юг современной Уганды, чтобы основать королевства на северо-западе Танзании , Руанды и Бурунди. [ 7 ]
В результате этого процесса культурного контакта и формирования государства возникли три различных типа государств. [ 7 ] Позже тип Хима был замечен в Руанде и Бурунди. [ 7 ] В нем сохранилась кастовая система, при которой правители и их пасторские родственники пытались поддерживать строгое отделение от земледельческих подданных, называемых хуту . [ 7 ] Правители Хима утратили свой нилотский язык и стали носителями языка банту, но сохранили идеологию превосходства в политической и социальной жизни и попытались монополизировать высокий статус и богатство. [ 7 ] В 20 веке восстание хуту после обретения независимости привело к изгнанию из Руанды элиты хима, которая стала беженцами в Уганде. [ 7 ] Контрреволюция в Бурунди обеспечила власть хима посредством периодических массовых убийств большинства хуту. [ 7 ]
Государство типа Бито, в отличие от государства Хима, было создано в Буньоро , которое на протяжении нескольких столетий было доминирующей политической силой в регионе. [ 7 ] Иммигранты Бито вытеснили влиятельных Хима и обеспечили себе власть как королевский клан, управляя как скотоводами Хима, так и земледельцами-хуту. [ 7 ] Никакие жесткие кастовые границы не разделяли общество бито. [ 7 ] Слабость идеологии Бито заключалась в том, что теоретически она предоставляла каждому члену клана Бито королевский статус, а вместе с ним и право править. [ 7 ] Хотя некоторые из этих амбиций могли быть реализованы, если Буньоро омукама (правитель) предоставил своим родственникам посты губернаторов округов, всегда существовала опасность государственного переворота или отделения со стороны чрезмерно амбициозных родственников. [ 7 ] Таким образом, в Буньоро периоды политической стабильности и расширения прерывались гражданскими войнами и отделениями. [ 7 ]
Буганда
[ редактировать ]Третьим типом государства, возникшим в Уганде, стал Буганда , расположенная на северном берегу озера Виктория. [ 7 ] Эта местность с болотами и холмами не была привлекательной для правителей скотоводческих государств дальше на север и запад. [ 8 ] Там, как и в соседнем королевстве Хайя на западе Танзании, богатство правящего класса по-прежнему больше зависело от банановых земель и рощ, чем от крупного рогатого скота, и не образовалось резкого кастового различия между фермерами и пастухами. [ нужна ссылка ] Однако Буганда стала убежищем для тех, кто хотел избежать правления Буньоро, или для фракций внутри Буньоро, которые потерпели поражение в борьбе за власть. [ 9 ]
Одна такая группа из Буньоро во главе с принцем Кимэрой прибыла в Буганду в начале 15 века. [ 9 ] Ассимиляция элементов беженцев уже привела к напряжению правящих способностей вождей различных кланов Буганды, и уже зарождалась надклановая политическая организация. [ 9 ] Кимера перехватил инициативу в этом направлении и стал первым эффективным Кабака (правителем) молодого государства Буганда. [ 9 ] Устные традиции Ганда позже пытались замаскировать это вторжение из Буньоро, заявляя о более ранних призрачных, квазисверхъестественных кабаках. [ 9 ]
В отличие от кастовой системы Хима или политической монополии королевского клана Буньоро, королевская власть Буганды была своего рода государственной лотереей, в которой могли участвовать все кланы. [ 9 ] Каждый новый король отождествлялся с кланом своей матери, а не с кланом отца. [ 9 ] Все кланы с готовностью предоставляли жен правящему кабаке, у которого от большинства из них были достойные сыновья. [ 9 ] Когда правитель умирал, его преемника выбирали старейшины рода из числа подходящих князей, каждый из которых принадлежал к роду своей матери. [ 9 ] Таким образом, трон никогда не был собственностью одного клана более чем на одно правление. [ 9 ] Власть Буньоро начала ослабевать в 18 веке, с отделением королевства Торо и, что более важно, возвышением Буганды . [ нужна ссылка ]
Объединив свои усилия в рамках централизованной королевской власти, баганда (народ Буганды) отошел от оборонительных стратегий в сторону экспансии. [ 9 ] К середине 19 века Буганда удвоила и удвоила свою территорию. [ 9 ] завоевание большей части Буньоро и становление доминирующим государством в регионе. [ нужна ссылка ] Недавно завоеванные земли передавались вождям, назначаемым королем. [ 9 ] Армии Буганды и королевские сборщики налогов быстро путешествовали по всем частям королевства по специально построенным дорогам, пересекавшим ручьи и болота с помощью мостов и виадуков. [ 9 ] На озере Виктория (которое баганда называли Нналубаале) королевский флот каноэ с выносными опорами под командованием адмирала, который был главой клана двоякодышащих рыб, мог переправлять коммандос Баганды для совершения набегов на любой берег озера. [ 9 ] Журналист Генри Мортон Стэнли посетил Буганду в 1875 году и дал оценку численности войск Буганды. [ 9 ] Стэнли насчитал 125 000 солдат, отправившихся в одну кампанию на восток, где флот из 230 военных каноэ ждал, чтобы действовать в качестве вспомогательной военно-морской поддержки. [ 9 ]
В столице Буганды, Лубаге , Стэнли нашел хорошо организованный город с населением около 40 000 человек, окружающий королевский дворец, расположенный на вершине высокого холма. [ 9 ] Стена более четырех километров в окружности окружала дворцовый комплекс, заполненный домами с травяными крышами, залами для собраний и складскими постройками. [ 9 ] У входа во двор горел царский огонь, который погаснет только после смерти Кабаки. [ 9 ] На территории толпились иностранные послы, ищущие аудиенции, вожди, идущие в королевский консультативный совет, гонцы с поручениями и отряд молодых пажей, которые служили Кабаке, готовясь стать будущими вождями. [ 10 ] Для связи по королевству гонцы дополнялись барабанными сигналами. [ 11 ]
Однако большинство общин в Уганде не были организованы в таком широком политическом масштабе. [ 11 ] На севере народ ачоли, говорящий на нилотском языке , перенял некоторые идеи и регалии королевской власти от Буньоро в 18 веке. [ 11 ] Рвоты (вожди) приобретали королевские барабаны, собирали дань с последователей и перераспределяли ее среди наиболее лояльных. [ 11 ] Мобилизация большего числа субъектов позволила успешно охотиться за мясом. [ 11 ] Обширные территории кустарников были окружены загонщиками, которые загоняли дичь к центральному месту убийства с помощью охотничьей техники, которая по состоянию на 1990 год все еще практиковалась в районах Центральной Африки. [ 11 ] Но эти вожди ачоли оставались относительно небольшими по размеру, и внутри них сила кланов оставалась достаточно сильной, чтобы бросить вызов власти рвот. [ 11 ]
Торговля на большие расстояния и иностранные контакты (1800–е гг.)
[ редактировать ]До середины XIX века Уганда оставалась относительно изолированной от внешнего мира. [ 11 ] Озерный регион Центральной Африки представлял собой мир в миниатюре, с внутренней торговой системой, соперничеством великих держав между Бугандой и Буньоро и собственными внутренними морями. [ 12 ] Когда наконец произошло вторжение из внешнего мира, оно было в форме международной торговли слоновой костью . [ 13 ]
Слоновая кость была основным предметом торговли с побережья Восточной Африки еще до христианской эры. [ 13 ] Но растущий мировой спрос в 19 веке вместе с предоставлением охотникам все более эффективного огнестрельного оружия создал движущуюся «границу слоновой кости», поскольку стада слонов у побережья были практически истреблены. [ 13 ] Во главе больших караванов, финансируемых индийскими ростовщиками, арабские торговцы, базирующиеся на Занзибаре, достигли озера Виктория к 1844 году. [ 13 ] Один торговец, Ахмад бин Ибрагим, рассказал кабаке Буганды о преимуществах внешней торговли: приобретении импортной ткани и, что более важно, оружия и пороха. [ 13 ] Ибрагим также представил религию ислам , но кабаку больше интересовало оружие. [ 13 ]
К 1860-м годам Буганда стала местом назначения еще большего количества караванов, и кабака и его вожди начали одеваться в ткань под названием «мерикани» (от слова «американский»), которую ткали в Массачусетсе и привозили на Занзибар американские торговцы. [ 13 ] По качеству она была признана более качественной, чем европейская или индийская ткань, и для оплаты ее собирали все больше бивней из слоновой кости. [ 13 ] Буньоро также стремился привлечь внешнюю торговлю, пытаясь не отставать от Буганды в растущей гонке вооружений. [ 13 ]
Буньоро также оказался под угрозой с севера со стороны спонсируемых Египтом агентов, которые искали слоновую кость и рабов , но которые, в отличие от арабских торговцев из Занзибара, также способствовали иностранным завоеваниям. [ 13 ] В 1869 году хедив Исмаил-паша из Египта, стремясь аннексировать территории к северу от границ озера Виктория , к востоку от озера Альберт и «к югу от Гондокоро », [ 14 ] отправил британского исследователя Сэмюэля Бейкера в военную экспедицию к границам Буньоро с целью подавить там работорговлю и открыть путь к торговле и цивилизации. Хедив назначил Бейкера генерал-губернатором новой территории под названием Экватория. [ нужна ссылка ]
Баньоро оказали сопротивление Бейкеру, и ему пришлось вести отчаянную битву, чтобы обеспечить свое отступление. [ 13 ] Бейкер расценил сопротивление как акт предательства и осудил баньоро в книге ( «Исмаилия – рассказ об экспедиции в Центральную Африку для подавления работорговли, организованной Исмаилом Хадивом из Египта» (1874 г.)), которая получила широкое распространение. читать в Британии. [ 13 ] Позже в Уганду прибыли строители Британской империи , настроенные против Буньоро, что в конечном итоге стоило королевству половины территории, пока «потерянные графства» не были возвращены Буньоро после обретения независимости. [ 13 ]
Дальше на север ачоли более благосклонно отреагировали на спрос Египта на слоновую кость. [ 13 ] Они уже были известными охотниками и быстро приобретали ружья в обмен на бивни. [ 13 ] Оружие позволило ачоли сохранить свою независимость, но изменило баланс сил на территории ачоли, которая впервые столкнулась с неравномерным распределением богатства, основанным на контроле над огнестрельным оружием. [ 13 ]
Тем временем Буганда принимала не только товары и оружие, но и поток иностранных гостей. [ 13 ] Исследователь Джон Ханнинг Спик прошёл через Буганду в 1862 году и заявил, что открыл исток Нила. [ 15 ] И Спик, и Стэнли (на основе его пребывания в Уганде в 1875 году) написали книги, в которых восхваляли баганда за их организаторские способности и готовность к модернизации. [ 16 ] Стэнли пошел еще дальше и попытался обратить короля в христианство . [ 16 ] Обнаружив, что Кабака Мутеса I явно восприимчив, Стэнли написал Церковному миссионерскому обществу (CMS) в Лондоне и убедил его послать миссионеров в Буганду в 1877 году. [ 16 ]
Через два года после того, как CMS учредила миссию, французские белые отцы-католики также прибыли при дворе короля, и была подготовлена почва для ожесточенного религиозного и националистического соперничества, в котором также участвовали мусульманские торговцы из Занзибара. [ 16 ] К середине 1880-х годов всем трем партиям удалось обратить в свою веру значительное число багандцев, некоторые из которых заняли важные посты при дворе. [ 16 ] Когда новый молодой кабака, Мванга, попытался остановить иностранные идеологии, которые, по его мнению, угрожали государству, в 1888 году он был свергнут вооруженными новообращенными. [ 16 ] Последовала четырехлетняя гражданская война, в которой мусульмане поначалу добились успеха и провозгласили исламское государство. [ 16 ] Однако вскоре они потерпели поражение и не смогли возобновить свои усилия. [ 16 ]
Регион был сильно ослаблен серией эпидемий , поразивших регион из-за его возросшего воздействия на внешний мир. [ нужна ссылка ] Первой из них стала вспышка чумы крупного рогатого скота в 1891 году , опустошившая скот региона. [ нужна ссылка ] За этим последовали вспышки сонной болезни и оспы , в результате которых население некоторых районов сократилось вдвое. [ нужна ссылка ]
Победившие протестанты и католики затем разделили королевство Буганда, которым они управляли через номинального главу кабаку, зависящего от их оружия и доброй воли. [ 16 ] Таким образом, внешняя религия разрушила и трансформировала традиционное государство. [ 16 ] Вскоре после этого прибытие конкурирующих европейских империалистов — немца Карла Петерса и британского капитана Фредерика Лугарда разорвало христианский союз; британские протестантские миссионеры призывали принять британский флаг, в то время как французская католическая миссия либо поддерживала немцев (в отсутствие французских империалистов), либо призывала Буганду сохранить свою независимость. [ 17 ]
В январе 1892 года вспыхнули бои между новообращенными протестантами и католиками Баганды. [ 18 ] Католики быстро одержали верх, пока Лугард не вмешался с прототипом пулемета « Максим» (названного в честь его американского изобретателя Хайрама Максима ). [ 18 ] Максим решил вопрос в пользу пробританских протестантов; Французская католическая миссия была сожжена дотла, а французский епископ бежал. [ 18 ] Возникший скандал был улажен в Европе, когда британское правительство выплатило компенсацию французской миссии и согласилось с немцами, которые отказались от претензий Петерса на Уганду в англо-германском соглашении 1890 года . [ 18 ]
Когда Буганда была захвачена Лугардом, а немцы больше не боролись за контроль, британцы начали расширять свои претензии на «верховья Нила», как они называли землю к северу от озера Виктория. [ 18 ] В союзе с протестантскими вождями Баганды британцы приступили к завоеванию остальной части страны при помощи нубийских наемных войск, которые раньше служили хедиву Египта. [ 18 ] Буньоро избежал религиозных гражданских войн Буганды и был прочно объединен своим королем Кабарегой, у которого было несколько полков войск, вооруженных оружием. [ 18 ]
После пяти лет кровавого конфликта британцы оккупировали Буньоро, завоевали Ачоли и северный регион, и появились приблизительные очертания протектората Уганды. [ 18 ] Другие африканские государства, такие как королевство Анколе на юго-западе, подписали договоры с британцами, как и вождества Бусога , но родственные народы восточной и северо-восточной Уганды пришлось победить с помощью военной силы. [ 18 ]
Мятеж нубийских наемников в 1897 году был едва подавлен после двух лет боев, в ходе которых христианские союзники британцев в Баганде еще раз продемонстрировали свою поддержку колониальной власти. [ 18 ] В награду за эту поддержку и в знак признания огромного военного присутствия Буганды британцы заключили отдельный договор с Бугандой, предоставив ему значительную степень автономии и самоуправления в рамках более крупного протектората под непрямым управлением. [ 18 ] Половина завоеванной территории Буньоро также была передана Буганде, включая исторический центр королевства, где находится несколько королевских гробниц Нёро (Буньоро). [ 18 ] Буганда увеличился вдвое с десяти до двадцати округов ( саза ), но « потерянные округа » Буньоро оставались постоянной обидой, которая снова будет преследовать Буганду в 1960-х годах. [ 18 ]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Живая энциклопедия Восточной Африки
- ^ Бирнс 1992 , с. 5-6.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Бирнс 1992 , с. 6.
- ^ Кимамбо, Исария Н.; Мэддокс, Грегори Х. (15 апреля 2019 г.). Новая история Танзании ISBN 9789987753994 .
- ^ Шенбрун, Дэвид Л. (1993). «Мы то, что мы едим: древнее сельское хозяйство между Великими озерами» . Журнал африканской истории . 34 (1): 1–31. дои : 10.1017/S0021853700032989 . JSTOR 183030 . S2CID 162660041 .
- ^ Бирнс 1992 , с. 6-7.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р Бирнс 1992 , с. 7.
- ^ Бирнс 1992 , с. 7-8.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Бирнс 1992 , с. 8.
- ^ Бирнс 1992 , с. 8-9.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Бирнс 1992 , с. 9.
- ^ Бирнс 1992 , с. 9-10.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д Бирнс 1992 , с. 10.
- ^ Сэмюэл В. Бейкер, 2-е издание, [1] . Лондон: Макмиллан, 1879. с. 4
- ^ Бирнс 1992 , с. 10-11.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж Бирнс 1992 , с. 11.
- ^ Бирнс 1992 , с. 11-12.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Бирнс 1992 , с. 12.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Такер, Альфред Р. , Восемнадцать лет в Уганде и Восточной Африке . Лондон: Эдвард Арнольд (1908).
Источники
[ редактировать ]- Бирнс, Рита М., изд. (1992). Уганда: страновое исследование (2-е изд.). Вашингтон, округ Колумбия: Отдел федеральных исследований , Библиотека Конгресса . ISBN 0-8444-0749-6 . ОСЛК 25831693 .
В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
{{cite encyclopedia}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка )