Jump to content

Сангли Восстание

1-е восстание Сангли
Часть испанской колонизации Филиппин.

Испанское изображение Сангли , китайца на Филиппинах , Боксерский кодекс , конец 16 в.
Дата Октябрь 1603 г.
Расположение
Результат Испанские репрессии и резня китайцев Сангли
Воюющие стороны

Испанская империя

  • Сангли, китайцы, проживающие на Испанских Филиппинах.
  • Командиры и лидеры
    Луис Перес Дасмариньяс  Энкан / Энг Канг (Хуан Баутиста де Вера)
    Жертвы и потери
    128 испанских солдат и тагальских ополченцев
    Неизвестное количество союзной Японии. жителей
    Несколько тысяч (по оценкам)

    представляло Восстание Сангли собой серию вооруженных столкновений между зарубежными китайцами , известными как Сангли , и испанцами и их союзными войсками в Маниле под командованием генерал-капитана Филиппин в октябре 1603 года. Местные этнические китайцы доминировали в торговле и превосходили по численности испанских жителей. в Маниле соотношение пять к одному, хотя оба были меньшинствами по отношению к коренному тагальскому населению. Правящие испанцы боялись и возмущались соперничающим китайским меньшинством. Против местных китайских жителей была проведена политика преследования, и в 1586 году они были изгнаны из города в нежелательную болотистую местность, которую местные китайцы превратили в процветающий город (современный Бинондо ). Местные китайцы планировали забастовку из-за ухудшения отношений, но она закончилась казнью их мэра ( cabecilla/ Capitan chino /alcalde ), и переросла в восстание. Оно закончилось резней более 20 000 этнических китайцев в Маниле от рук испанцев , местных японцев (проживавших в Дилао ) и коренные тагальские силы. [1] [2]

    Город-крепость Манила (современный Интрамурос ) с Парианом вверху и Бинондо (Китайский квартал Манилы) слева на карте Веларде ,

    Китайское поселение

    [ редактировать ]
    Установленные китайские торговые пути из Южной Фуцзянь в Манилу в начале 1600-х годов.

    Китайские купцы совершали торговые рейсы в Манилу задолго до прибытия испанцев. Китайские торговцы были отмечены в первых испанских записях об этой территории, сделанных Фердинандом Магелланом в 1521 году и Гарсией Хофре де Лоаисой в 1527 году. В 1570 году испанские солдаты под предводительством конкистадора Мартина де Гоити завоевали Манилу . Местные тагальцы лишь недавно установили номинальное мусульманское правление под руководством Раджи Сулеймана против конкурирующего старого государства Тондо ; они не подняли устойчивой оппозиции испанской оккупации после того, как тогдашний небольшой городок Майнила был разрушен и завоеван. Местные китайские купцы поселились в Париане на берегу реки Пасиг недалеко от Манилы (современный Интрамурос ) на территории, предоставленной им бывшими местными правителями. [ нужны разъяснения ] Первоначально они были дружелюбны к прибывшим испанцам, которые спасли вышедший из строя китайский корабль у Миндоро в 1571 году. Некоторые из спасенных посетили Манилу в 1572 году с большими партиями груза. В 1573 году первая партия китайских товаров была отправлена ​​через Тихий океан в Акапулько в Новой Испании . Торговля с китайскими купцами продолжалась до тех пор, пока китайцы Сангли не доминировали почти во всей торговле с Америкой от Манилы через манильские галеоны до Акапулько . [3]

    Испанский контроль

    [ редактировать ]
    Изображение Лимахонга в 1574 году Воку нападения пиратов на Манилу из La Illustración Filipina ,

    Вооруженный конфликт сначала вспыхнул между пиратами-вокоу (состоявшими как из Китая, так и из Японии), захватившими китайское торговое судно из южной провинции Фуцзянь, занимавшееся торговлей с испанцами из Манилы, а затем распространился на местных китайских жителей Манилы, которые в основном были хоккиенами, о чем свидетельствует Хоккиенские китайскими записи в Боксерском кодексе (около 1590-х гг.), поскольку испанцы опасались любых китайских пиратов и не знали разницы между этнолингвистическими группами , не могли отличить друга от врага, поэтому просто обобщали всех этнических китайцев, независимо от того, профессия или этнолингвистическая группа. В 1574 году Теочью пират , Лим А-хонг завидуя прибылям китайских торговых путей Хоккиэна в Манилу, попытался захватить Манилу сам со своим отрядом пиратов вокоу , состоящим из флота из 62–70 кораблей, 3000 вокоу. Китайские пираты и 400 вако японских ронинов 29 ноября и 2 декабря 1574 года оба раза были отбиты. Он отступил в Пангасинан , откуда был изгнан в марте 1575 года силами местных жителей. Солдаты Пангасиненсе во главе с испанскими властями. Офицер Мин династии Ван Вангао , которого послали выследить Лим А-хуна, был радушно принят в Маниле. Он вернулся в Фуцзянь с двумя испанскими посланниками и двумя священниками, надеясь получить разрешение на обращение в свою веру в Китае. Хотя первоначальный прием испанцев в Китае был положительным, переговоры вскоре зашли в тупик, и отношения между китайцами материкового Китая и приезжающими испанцами стали более жестокими. [4]

    К 1586 году испанцев обеспокоила прибыль, которую китайские купцы получали от торговли. Они также были обеспокоены тем, что их численность намного превосходит численность местных жителей-китайцев, которых в Маниле насчитывается около 10 000 человек по сравнению с примерно 2 000 проживающими в Маниле испанцами. Испанцы вытеснили местных китайских жителей из города (современный Интрамурос ) в болотистую местность к северо-востоку от городских стен (современный Париан-де-Арросерос ). Несмотря на эту неудачу, местные китайские жители вскоре построили процветающий город с прудом в центре. К 1590 году, помимо торговли, местные китайские жители доминировали в таких отраслях, как выпечка хлеба, переплетное дело, содержание таверн и каменная кладка.

    В 1587 году доминиканцы построили церковь для обращения в свою веру местных китайских жителей. В их ответных письмах к ордену от 1589 и 1590 годов утверждается, что местные китайские жители проявляли значительный интерес к преобразованию и адаптации своей местной культуры к испанской модели. К 1603 году испанские колониальные власти сделали установившейся практикой назначать китайца-христианина мэром ( cabecilla / Capitan chino / alcalde ) над местными китайскими жителями. [5] В то же время испанцы стремились ограничить местные китайские предприятия.

    Около 1600 года испанцы начали продавать ограниченное количество видов на жительство, всего 4000, местным китайцам по 2 реала за штуку. Испанцы также пытались ограничить китайскую торговлю. Указ 1589 года сделал цены на весь китайский импорт едиными и согласованными до начала торгового сезона. В 1593 году испанцы закрыли Перу для китайского импорта и запретили испанские рейсы в Китай. Лишь некоторым испанцам разрешалось торговать китайскими товарами. [6]

    Вооруженный конфликт

    [ редактировать ]

    В 1593 году губернатор Гомес Перес Дасмариньяс был убит во время мятежа местными китайскими гребцами. Гребцы бежали во Вьетнам, где большинство из них и осталось. Некоторые вернулись в Китай, где их лидер был наказан. Опасаясь нападения местных китайцев, проживающих в Маниле, испанцы вынудили их перебраться на северный берег реки Пасиг, в районе современного Бинондо . В 1596 году 12 000 местных китайских жителей были лишены вида на жительство и депортированы из Манилы обратно в Китай. В 1603 году страх испанцев перед местными китайцами и зависимость от их торговцев и торговли с Китаем в сочетании с последствиями продолжающейся иммиграции привели к попыткам их подавления и резне более 20 000 местных китайских жителей. [1]

    Инцидент

    [ редактировать ]
    Китайский чиновник династии Мин

    Два искателя приключений из провинции Фуцзянь, Янь Инлун и Чжан И, рассказали Гао Цаю, евнуху, уполномоченному по налогам и горнодобывающей промышленности провинции Фуцзянь есть гора золота , что на полуострове Кавите в Манильском заливе . Был составлен план отправить военно-морскую экспедицию для открытия золотого рудника и получения указанного золота, высадившись в Маниле и предположительно обеспечив безопасность указанной территории, но несколько цензоров опротестовали это. Власти провинции не верили, что там, где описал Чжан И, было золото, но чувствовали, что им необходимо послать какую-то экспедицию, хотя бы для того, чтобы доказать, что Чжан И неправ. Поэтому помощник окружного судьи Ван Шихэ и командир роты Юй Ичэн были отправлены подтвердить эту историю вместе с Чжаном в цепях. [1]

    Делегация Мин прибыла в марте 1603 года и была принята губернатором Педро Браво де Акунья . С ними хорошо обращались, но когда они попытались вершить правосудие в китайской общине, им приказали остановиться. В мае они дали понять губернатору, что не верят в наличие золотой горы, но обязаны подчиняться их приказам.

    Губернатор разрешил им поехать в Кавите, где они взяли корзину с землей, а затем уехали в Китай. Испанцы не верили, что экспедиция была отправлена ​​​​только для поиска золота. Архиепископ Манилы Мигель де Бенавидес , ОП, подозревал, что это было расследование, отправленное перед крупным китайским вторжением. Испанцы опасались, что местные китайцы будут сотрудничать с вторжением. Испанцы, тагальцы и даже местные японцы (проживающие в Дилао ) начали угрожать местным китайским жителям Сангли. [7] [2]

    Восстание

    [ редактировать ]
    Японские жители Филиппин

    Большая группа местных жителей Китая планировала забастовку. Китайский мэр ( Капитан Чино ) Хуан Баутиста де Вера, богатый католик, пытался их отговорить, но обнаружил, что лидером является его собственный приемный сын. Они пытались убедить его стать их лидером, но он отказался и сообщил о них испанским властям. Власти арестовали его после того, как нашли порох в его доме, и в конце концов казнили. [7]

    солдаты закрыли городские ворота в ночь на 3 октября. Предупрежденные о волнениях среди местных китайских жителей, испанские командующий Луис Перес Дасмариньяс , слишком уверенный в силе Испании, преследовал местных китайских повстанцев. Когда его коллеги-офицеры предостерегли его от нападения, он высмеял их как трусов и ответил, что «двадцати пяти испанцев было достаточно, чтобы завоевать весь Китай». [8] Испанские солдаты последовали за местными китайскими повстанцами в болото, где были окружены и уничтожены. [7]

    6 октября местные повстанцы-китайцы переправились через реку Пасиг и атаковали городские стены с помощью лестниц и осадных башен. Хотя они получили некоторое количество огнестрельного оружия от побежденных ими испанских солдат, их было недостаточно, чтобы преодолеть артиллерию на стенах. Их атака была отбита, а лестницы и башни разрушены пушечными выстрелами. Через день или два испанские и местные японские солдаты вышли из дома и атаковали местных китайских повстанцев при поддержке тагальских вспомогательных сил. Повстанцы бежали, и в последующие недели их преследовали по сельской местности. Попавшие в плен были убиты. По оценкам, от 15 000 до 25 000 местных жителей Китая, считавшихся повстанцами, были убиты. [9] [2]

    Последствия

    [ редактировать ]

    После резни испанцы поняли, что не смогут выжить без китайской торговли и промышленности. Они заверили оставшихся местных китайских торговцев, что нормальная торговля будет восстановлена ​​и продолжится в обычном режиме. Испанские официальные лица направили письма властям Фуцзянь и Гуандун, объясняя, что произошло. Чиновники провинции Фуцзянь обвинили в большей части произошедшего Чжан И, но ответили, что испанцам не следовало убивать местных китайцев и что вдов и сирот следует отправить обратно в Китай. Никаких дальнейших действий предпринято не было.

    Поскольку местный китайский город был опустошен, китайские купцы, посетившие Манилу в 1604 году, вместо этого получили прекрасное жилье внутри города-крепости. Торговля быстро вернулась в норму: в 1606–1610 годах ее средний доход составлял более трех миллионов песо в год, что является самым высоким средним показателем за пять лет в истории. [10]

    Выжившие местные китайские жители продолжали жить под властью Испании. Хотя они были освобождены от труда и сборов, требуемых от коренных филиппинцев (таких как тагалоги ), проживающие в стране китайцы должны были платить лицензионный сбор в размере восьми песо в год и часто подвергались дополнительному вымогательству и преследованиям со стороны продавцов. Они также подвергались демографическому контролю: испанцы установили ограничение в 6000 проживающих в Маниле китайцев. Но этническое китайское население в 1620-х и 1630-х годах колебалось от 15 000 до 21 000 человек. Местные китайские жители обратились к королю Испании с просьбой о предоставлении самоуправления, но это предложение было отклонено в 1630 году.

    Поскольку местное китайское население продолжало расти, достигнув к 1639 году 33 000–45 000 человек, они занялись другими отраслями промышленности, такими как сельское хозяйство. Они были самостоятельными чернорабочими в отдаленных районах, нанимались в поместьях религиозных орденов или использовались в качестве сельскохозяйственных рабочих в проектах принудительного поселения. Это многочисленное сельское население Китая снова восстало в 1639 году и подверглось новой резне. [11]

    История искусства

    [ редактировать ]

    В коллекции Музея Белло в Пуэбле , Мексика, есть деревянный сундук, украшенный, как полагают, самым старым изображением Манилы. Его датировка была определена по деталям, которые, как утверждается, отражают Манилу незадолго до октябрьской резни. «Самая важная визуальная подсказка, которую можно найти на картине, — это группа фигур в Париане». [12] Эта сцена изображает трех китайских чиновников верхом на лошадях в сопровождении трех управляющих на пустынной рыночной площади, которая в противном случае была бы переполнена. Эти трое чиновников были идентифицированы как трое посетителей, прибывших, чтобы проверить достоверность истории о золотой горе в Кавите.

    См. также

    [ редактировать ]

    Примечания

    [ редактировать ]
    • Борао, Хосе Эухенио (1998). «Резня 1603 года: восприятие китайцами испанцев на Филиппинах». Маршрут . 22 (1): 22–40. дои : 10.1017/S0165115300012407 . S2CID   26435867 . ( Онлайн-версия )
    • Боксер, ЧР (1993). Христианский век в Японии, 1549–1650 гг . Манчестер: Каркане. ISBN  1-85754-035-2 .
    • Капистрано-Бейкер, Флорина Х. (2022). Переплетены; Транстихоокеанские транскультурные Филиппины . Манила, Филиппины: Музей Аяла. ISBN  978-621-8028-26-5 .
    • Кратоска, Пол Х., изд. (2001). Юго-Восточная Азия: колониальная история . Том. 1: Империализм до 1800 года. Лондон: Рутледж. ISBN  0-415-21540-4 .
    • Уиллис, Джон Э. младший (1998). «Отношения с морскими европейцами, 1514–1662». В Твитчетте, Денис; Моут, Фредерик В. (ред.). Кембриджская история Китая . Том. Т. 8: Династия Мин, 1368–1644, Часть 2. стр. 333–375.
    Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
    Arc.Ask3.Ru
    Номер скриншота №: 2e5b1f5831f0d1abcd60d6012615c3d9__1718402880
    URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2e/d9/2e5b1f5831f0d1abcd60d6012615c3d9.html
    Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
    Sangley Rebellion - Wikipedia
    Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)