Индийский совет
Индейцы Ла-Хунта — собирательное название различных индейцев, живущих в районе, известном как Ла-Хунта-де-лос-Риос («место слияния рек»: Рио-Гранде и реки Кончос ) на границе современного Западного Техаса и Мексики. . В 1535 году Альвар Нуньес Кабеса де Вака записал, что посетил эти народы, направляясь в испанское поселение. Они выращивали сельскохозяйственные культуры в поймах рек, а также собирали местные растения и ловили рыбу в реках. Они были частью обширной торговой сети в регионе. Будучи перекрестком, этот район привлекал людей разных племен.
В восемнадцатом веке испанцы организовали в этом районе миссии, и коренные американцы постепенно утратили свою племенную принадлежность. После серьезных потерь населения из-за инфекционных заболеваний , испанской работорговли и набегов апачей и команчей индейцы Ла-Хунта исчезли. Некоторые вступили в брак с испанскими солдатами, и их потомки стали частью метисов Мексики; другие объединились с апачами и команчами; третьи уехали работать на испанских гасиендах и серебряных рудниках.
Параметр
[ редактировать ]Рио-Гранде и река Кончос сливаются недалеко от современных городов Президио, штат Техас , и Охинага, Мексика . Кончос более чем в два раза больше Рио-Гранде, но ниже места впадения река известна как Рио-Гранде. Испанские исследователи назвали этот район Ла-Хунта из-за места слияния рек. Пойма шириной в милю простирается от Ла-Хунты в 35 милях вверх по течению до Руидозы и в 18 милях ниже по течению до Редфорда на Рио-Гранде; он простирается вверх по течению Рио-Кончос на 30 миль до Кучилло-Парадо. В пойме заросли густые заросли тростника, мескитового дерева, ив и рощи тополя.
Две террасы возвышаются над поймой на 20 и 60 футов. На террасах растет только пустынная растительность. Индейцы Ла-Хунта жили на террасах и использовали пойму для сельского хозяйства, рыбалки, охоты и сбора дикой пищи. Скалистые горы окружают долину реки и террасы. [1] Ла-Хунта находится недалеко от центра пустыни Чиуауа , где ежегодно выпадает в среднем 10,8 дюймов (270 мм) осадков. Длительные засухи являются обычным явлением. Лето очень жаркое, зима мягкая, хотя часты заморозки. [2]
Предыстория
[ редактировать ]Обилие воды, растений и животных привлекало коренные народы в регион Ла-Хунта на протяжении тысячелетий. Оседлая деревенская жизнь, в которой сельское хозяйство дополняло традиционную охоту и собирательство, началась к 1200 году нашей эры. [3] Археологи предполагают, что Ла-Хунта была заселена на юго-восток от культуры Хорнада- Моголлон и людей, живших вокруг современного Эль-Пасо, штат Техас , в 200 милях вверх по Рио-Гранде. Возможно, на него также повлияла Касас-Грандес , известная доисторическая индийская цивилизация конца 14 века, расположенная в 200 милях к западу на территории современной Мексики. Его жители строили сложные поселения с многоэтажными зданиями и использовали высокоразвитые ирригационные системы для поддержки сельского хозяйства.
Основываясь на недавних исследованиях архитектурных стилей и методов захоронения, ученые полагают, что жители Ла-Хунты, возможно, были коренными жителями этого района. Между 1450 и 1500 годами многие поселения Джорнада Моголлон в западном Техасе были заброшены, возможно, из-за засухи, которая сделала сельское хозяйство невозможным. Жители, возможно, вернулись к культуре охотников-собирателей, которая оставила мало следов в археологических записях. Поселения в Ла-Хунте, очевидно, пережили засуху, хотя произошли изменения в типах жилищ, и своеобразная керамика местного производства стала обычным явлением или даже более распространенным. [4]
Архитектурные стили домов и погребальные практики отличаются от Моголлона. Большая часть керамики в Ла-Хунте доисторических времен принадлежит Хорнаде Моголлону, но археологи полагают, что она была импортирована в результате торговли, а не произведена на месте. Ла-Хунта в конечном итоге создала свой собственный особый стиль гончарного дела, хотя, возможно, не раньше 1500 года нашей эры. Люди Ла-Хунты, хотя и находились под влиянием культуры Моголлонов, возможно, представляли собой другую языковую и этническую группу. [5]
Исследования костей и зубов показывают, что жители Ла-Хунты продолжали зависеть от охоты и собирательства даже после того, как стали оседлыми сельскими жителями и начали заниматься сельским хозяйством. Исследователи были удивлены, узнав, что народы получали менее 25 процентов своего существования за счет кукурузы; остальное поступило из дичи и диких продуктов. Это контрастирует с типичными сельскохозяйственными культурами, в которых люди получали большую часть питательных веществ из выращиваемых культур. [6]
Мало что из их языка или языков было записано; ученые не пришли к единому мнению относительно языка народа Ла-Хунта. Наиболее распространенное предположение состоит в том, что они говорили на юто-ацтекском языке , но кайова-таноанский и атапасский ( апачский также предполагались ) языки. Поскольку люди Ла-Хунты жили на перекрестке пустыни, они могли быть разными этническими группами, говорящими на нескольких языках. Например, кочевники Джумано были частыми гостями и торговыми партнерами; они также могли частично проживать в этом районе и, как известно, этнически отличались от постоянных жителей деревни. [7]
Учитывая ограниченное количество земель, пригодных для сельского хозяйства, и суровую окружающую среду, ученые оценивают население Ла-Хунты в 3000 или 4000 человек. Но испанский исследователь Антонио де Эспехо оценил население этого района в более чем 10 000 человек. Современный ученый Говард Эпплгейт подсчитал, что ресурсов было достаточно для поддержания такого населения. [8] но другие не согласны. Население в течение года, вероятно, менялось, поскольку многие индейцы вели полукочевой образ жизни. Испанцы называли различные народы Ла-Хунты амотоманкосами, отомоакосами, абриаками, хулимесами и патарабуэйями. Иногда их все вместе называли Джумано, хотя это имя, возможно, более применимо к кочевникам -охотникам на буйволов , которые также часто посещали Ла-Хунту. [9]
Испанские встречи
[ редактировать ]Испанский потерпевший кораблекрушение Альвар Нуньес Кабеса де Вака, вероятно, проезжал через Ла-Хунту или рядом с ней в 1535 году по пути в испанское поселение. Он сообщил о встрече с «людьми коров» и сказал, что это «люди с лучшими телами, которые мы видели, и с величайшей живостью». [10] Вероятно, это были хумано, индейцы, охотившиеся на буйволов, которые жили дальше на север и восток вдоль рек Пекос и Кончо , торговали и зимовали в регионе Ла-Хунта. Кабеса де Вака описал этот район как густонаселенный и сельскохозяйственный, хотя и мало хорошей земли. Индейцы не сажали кукурузу последние два года из-за засухи. Кабеса Де Вака отметил, что для приготовления еды они кладут в тыквы раскаленные камни. Не было описано, что они использовали керамику; как и другие кочевые народы, они сочли его слишком тяжелым, чтобы его можно было легко нести. (Индейцы не перенимали лошадей у испанцев до 17 века.) [11]
В 1580-х годах через Ла-Хунту прошли две небольшие испанские экспедиции: Чамускадо и Родригеса , а затем Антонио де Эспехо . Они сообщили, что мужчины были «красивыми», а женщины «красивыми», хотя «нагими и варварскими людьми». [12] Индейцы жили в низких домах с плоскими крышами; выращивал кукурузу, тыкву и фасоль; и охотились и ловили рыбу вдоль реки. Они подарили испанцам хорошо выделанные шкуры оленей и буйволов. Описания экспедиций Ла-Хунты указывают на более оседлое земледельческое население, чем те, которые описаны 50 годами ранее Кабесой де Вака. [13]
Писали, что дома в Ла-Хунте напоминают
те, что у мексиканцев... Туземцы построили их квадратными. Они ставят раздвоенные столбы и вставляют в них круглые бревна толщиной с человеческое бедро. Затем добавляют колья и обмазывают их грязью. Рядом с домами построены зернохранилища из ивы... где они хранят провизию, урожай мескита и другие вещи. [14]
Такой тип дома называется хакал . Полы домов обычно выкапывали примерно на 18 дюймов ниже уровня земли, что помогало защитить их от перепадов температур. [14] [15] В их городах, построенных на террасах над рекой, проживало в среднем около 600 человек.
Люди выращивали сельскохозяйственные культуры в поймах рек ниже своих городов, сажая их на участках, увлажненных разливами рек или вблизи временных ручьев. Сельское хозяйство в таких условиях является рискованным; люди также зависели от сбора дикорастущих продуктов, таких как мескит, опунции и агавы. Ловили сома в реках. Некоторые индейцы Ла-Хунты отправились на Великие равнины, расположенные в 150 или более милях к северо-востоку, чтобы охотиться на буйволов или торговать мясом буйвола с кочевниками Джумано. [16]
Испанцы обнаружили, что долина Рио-Гранде густонаселена к северу от современного Эль-Пасо, штат Техас . Дальше они не встретили людей до поселений пуэбло, находившихся в пятнадцати днях пути вверх по реке от Эль-Пасо. Выше Ла-Хунты они столкнулись с народами, позже названными индейцами сума и мансо . Похоже, они вели менее земледельческий и более кочевой образ жизни, чем жители Ла-Хунты. [17]
Судя по развитию их оружия и щитов, войны между индейцами Ла-Хунта и их соседями казались обычным явлением. Испанские исследователи описали составные луки, усиленные сухожилиями буйвола, и «отличные щиты» из шкуры буйвола. [18]
Набеги рабов на Ла-Хунту со стороны испанцев, возможно, начались еще в 1563 году; примерно в то же время, когда индейцы апачи начали набеги с севера. Испанцы переправили захваченных индейцев Ла-Хунта для работы в качестве чернорабочих на серебряных рудниках Паррала, Чиуауа . [19]
Более поздняя история
[ редактировать ]После того, как испанцы нашли более короткие маршруты для путешествия на север, к своим колониям в Нью-Мексико, они обошли Ла-Хунту. Он превратился в тихую заводь, не представляющую особого интереса, кроме работорговцев и священников. В 17 веке накопленные потери из-за евразийских инфекционных заболеваний , а также набегов апачей и испанцев привели к сокращению населения.
В 1683 году Хуан Сабита , Хумано, вновь разжег интерес Испании к Ла-Хунте. Он обратился к губернатору Эль-Пасо с просьбой прислать в этот район священников, заявив, что индейцы хотят стать христианами. Сабеата также попросил испанцев помочь Ла Хунте защититься от апачей. [20] В Ла-Хунту были направлены четыре священника и несколько солдат, которые прибыли и обнаружили, что индейцы уже построили для них церкви с соломенными крышами. Испанцы назначили Сабиту губернатором, и Ла-Хунта временно стала известна как региональный торговый центр, но Сабеата не смог получить помощь Испании в борьбе с апачами.
Когда в 1689 году индейцы всей северной Мексики восстали в знак протеста против продолжающейся работорговли , миссии в Ла-Хунте были закрыты. Испанцы пытались восстановить там плацдарм; группа посетила его в 1715 году, когда они обнаружили, что население сократилось до 2100 человек. Они не строили форт и миссию до 1760 года. К этому времени численность индейцев Ла-Хунта еще больше сократилась. Многие из выживших вскоре покинули этот район, обескураженные суровостью испанского правления, продолжающимися набегами апачей и новой угрозой со стороны команчей , которые двинулись на юг из Колорадо . Некоторых индейцев Ла-Хунты насильно вывезли на работу на серебряные рудники Паррала; другие вступили в брак с испанскими солдатами, и их потомки стали частью населения метисов ; а третьи присоединились к своим бывшим врагам, апачам и команчам. [21]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Келли, Дж. Чарльз, «Исторические индейские пуэбло Ла-Хунта-де-Лос-Риос», Историческое обозрение Нью-Мексико , Том 27, № 4, октябрь 1952 г., 258-260.
- ^ «Месячная температура в Президио, Техас» , The Weather Channel, по состоянию на 29 ноября 2010 г.
- ^ «Ла Хунта-де-лос-Риос: жители пустынных рек Чиуауа» , Техас за пределами истории, 2007, Техасский университет в Остине, по состоянию на 29 ноября 2010 г.
- ^ Миллер, Майлз Р. и Кенмоцу, Нэнси А. «Предыстория Хорнада Моголлон и восточных регионов Транс-Пекос в Западном Техасе», В Перттуле, Тимоти, Предыстория Техаса . Колледж-Стейшн: Texas A & MU Press, 2004, стр. 258–260.
- ^ «La Junta de los Rios: La Junta Reconsidered» , Texas Beyond History , 2007, Техасский университет в Остине, по состоянию на 29 ноября 2010 г.
- ^ «La Junta de los Rios: New Insights» , Texas Beyond History , 2007, Техасский университет в Остине, по состоянию на 29 ноября 2010 г.
- ^ Райли, Кэрролл Л. Пограничные люди: Большой Юго-Запад в протоисторический период . Альбукерке: Университет NM Press, 1987, стр. 297-298
- ^ Эпплгейт, Ховард Г. «Демография Ла-Хунты-де-лос-Риос-дель-Норте и Кончос», Журнал исследований Большого изгиба, Том IV, 1972, стр. 43-73
- ^ Райли (1987), «Люди пограничья», стр. 293-296.
- ^ Крейгер, Алекс Д. Мы пришли голые и босиком: Путешествие Кабеса де Вака по Северной Америке . Остин: Университет Техаса Press, 2002, стр. 86–87.
- ^ Крейгер (2002), «Мы пришли обнаженными», стр. 86-87.
- ^ Хаммонд, Джордж П. и Рей, Агапито, Новое открытие Нью-Мексико, 1580-1594. Альбукерке: Университет Нью-Мексико, 1996, стр. 73–75, 169, 216–220.
- ^ Хаммонд и Рей (1996), Новое открытие Нью-Мексико , стр. 73-75, 169, 216-220.
- ^ Jump up to: а б Райли (1997), «Люди пограничья», 301 год.
- ^ Хаммонд и Рей (1996), «Повторное открытие Нью-Мексико», 75
- ^ Райли (1997), "Люди пограничья", 298-300
- ^ Хаммонд и Рей (1996), «Повторное открытие Нью-Мексико», стр. 216-220.
- ^ Райли (1997), «Люди пограничья», с. 306
- ^ «Техас за пределами истории», http://www.texasbeyondhistory.net/junta/encounters.html , по состоянию на 25 февраля 2015 г.
- ^ Хикерсон, Нэнси Пэрротт. Джумано: Охотники и торговцы южных равнин , Остин: Техасский университет, 1994, стр. 128–130.
- ^ "Хунта де лос Риос: Испанская граница" [ постоянная мертвая ссылка ] , Техас за пределами истории , 2007 г., Техасский университет в Остине, по состоянию на 30 ноября 2010 г.