Хуан знает
Хуан знает | |
---|---|
Рожденный | что. 1645 |
Умер | что. 1692 |
Занятие | Лидер коренных американцев |
Хуан Сабеата (ок. 1645–1692 гг.) Был индийским лидером Джумано в современном Техасе, который пытался создать союз с испанским или французским, чтобы помочь своему народу отразить вторжения апачей на их территорию.
Жизнь
[ редактировать ]Sabeata (также написанная Xaviata) родилась после 1640 года в Лас -Хумасе, Томпиро Пуэбло теперь называется Гран Кивира . Позже Сабиата отправился в город Паррал в северной части Мексики . Там он был крещен католиком как взрослый и дал христианское имя Хуана. Когда в 1683 году он впервые пришел на известность, он был лидером индейцев Джумано и их союзников. Сабиата, очевидно, не говорил по -испански, как он общался через переводчика. [ 1 ]
Встреча с испанским
[ редактировать ]В 1683 году испанцы на северной границе были уязвимы. Восстание Пуэбло в 1680 году, возглавляемая Попэя , привело к более чем 400 гибели испанского и их изгнания из Нью -Мексико. 2000 выживших отступили в Эль -Пасо, штат Техас . [ 2 ] Таким образом, когда в октябре 1683 года делегация дружественных индейцев во главе с Сабеатой приехала в Эль -Пасо, испанцы гостеприимны.
Сабеата сказал, что он жил в La Junta , перекрестке рек Рио -Гранде и Кончос недалеко от современного города Президио, штат Техас . Он сказал, что несколько индийских наций послали, чтобы просить испанцев установили христианские миссии на своей территории. Он также попросил испанскую помощь Джуманосу и их союзникам против разрушений апачей . Большинство его племени, объяснил он, жил на восток от Ла -Дюнты и был угрожал Апачем, который жил поблизости. Сабеата сказал, что у Джумано были хорошие торговые отношения с 36 различными племенами. Среди тех, кого он назвал, которые могут быть идентифицированы, это Tejas, племя Caddoan , которое дало бы штату Техас свое имя. Более того, Sabeata упомянула, что «другие испанцы», значащие французов, торговали с Tejas. [ 3 ]
Сабеата было мастерским выступлением, чтобы вызвать интерес к испанскому интересу к потенциальному урожаю душ среди Джуманоса и их союзников и создать беспокойство испанского языка по посягательствам на французских посягательствах о том, что, по их мнению, было испанской территорией. Сабеата продолжила укрепить интерес испанцев, рассказав о битве, выигранной Джуманосом из -за креста, который произошел с небес, чтобы защитить их. Он послал представителей измерить церковь в Эль -Пасо, обещая построить две подобные церкви в Ла -Юнте. [ 4 ]
Экспедиция Домингес де Мендоза
[ редактировать ]В ответ на ходатайство Сабеаты три испанских священника и большая делегация индейцев покинули Эль -Пасо для La Junta, где они обнаружили, что семь или более племен сгруппировали там, которые на самом деле построили церкви и дома для миссионеров. За священниками последовали 20 испанских солдат во главе с капитаном Хуан Домингес де Мендоса . 1 января 1684 года солдаты воссоединились со священниками, а также с Сабеатой и большим количеством индейцев, экспедиция ушла на землю Джуманоса. Это оказалось значительно более чем на шесть дней. 17 января экспедиция прибыла в поселение индейцев Cibolo на реке Пекос , вероятно, вниз по течению от современного Пекоса, штат Техас . Хуан Сабеата пошел дальше, чтобы подготовить индейцев к поприводу испанцев, и они сделали это в великом стиле, стреляя в несколько орудий, в том числе аркебус, уволенный самим Сабеатой - в нарушение испанского запрета против индейцев, владеющих оружием. [ 5 ]
Сабеата и индейцы затем убедили неохотного Домингеса де Мендосы помочь им против апачей. Экспедиция, охваченная большим количеством индейцев, продолжила свой марш, теперь движется на восток к реке Кончо и посылала патрули, чтобы искать апахи. Похоже, что они не видели апачей во плоти, но несколько лошадей были украдены во время рейда Apache. Одна из интересных вещей в повествовании заключается в том, что в настоящее время лошади, принадлежащие Джумано - один из более ранних упоминаний в испанских записях об индийцах в Соединенных Штатах. [ 6 ]
Отношения между Домингесом и Сабеатой ухудшились. 19 февраля он обвинил Сабиату в лжи о угрозе, которую представляют апачи. В то же время Sabeata, вероятно, осознала, что испанцы больше интересовались охотой на бизонов , чем борьбе с апачами или распространяют Евангелие христианства. Сабеата покинула экспедицию вместе с некоторыми индейцами Джумано, хотя многие индейцы остались с Домингесом. Испанские и оставшиеся индейцы продолжили свое исследование на восток. Их маршрут, кажется, был в средней форме Кончо после современного Сан -Анджело, штат Техас, до реки Колорадо , где они в течение почти двух месяцев разбивали лагерь, чтобы охотиться на бизона. Их кемпинг, возможно, был рядом с современным Баллингером, штат Техас . Во время экспедиции испанские и их индийские коллеги убили 5156 бизонов, испанский тщательно сохранил шкуры, чтобы продать по возвращении в Нью -Мексико. Священники крестили сотни индейцев. [ 7 ]
Оценка Sabeata об угрозе апачей была, по -видимому, была точной, так как испанский лагерь несколько раз подвергался нанесению налет. Испанский солдат был ранен, а два индейца были убиты. Мендоса, однако, в своем письменном аккаунте обвинил Сабеату в заговоре, чтобы убить испанцев, и заявил, что он был в плохой репутации с индейцами. Однако, по -видимому, обратное, казалось бы, было правдой, поскольку великий совет индийских племен, запланированный испанским, никогда не имел места. Большинство индейцев, которые сопровождали Мендосу, по -видимому, ушли, и он боялся атаки Apache. Это была гораздо истощенная группа, которая разбила лагерь в мае и быстро вернулась в Эль -Пасо - вместе с тысячами ценных шкур бизонов. [ 8 ]
Ищу союзника
[ редактировать ]Благодаря неспособности его усилий привлечь испанцев вовлеченным образом в оспаривании аспектов Apache на южные Великие равнины , Sabeata повернулась к французам. La Salle только что основал колонию в восточном Техасе, и в 1686 году лидер Jumano, вероятно, Sabeata, встретился с французами, объявил себя врагом испанского и попросил французскую помощь против Apache. Неспособность миссии La Salle исключила эту просьбу от предоставленной. [ 9 ]
Действия Sabeata включали торговлю. С контактами как в индийском, так и в испанском мире, он и Джумано были посредниками, которые приносили испанские товары индейцам в восточном Техасе и обменивая их на индийские продукты, в основном шкуры буйвола. По всему Техасу были хорошо организованные торговые ярмарки, которые, без сомнения, предварительно датировались испанским. [ 10 ]
В 1688 году широкий путешественник вернулся в La Junta. Он был назначен губернатором индейцев там испанским, его ссоры с Мендосой, очевидно, забыты. Хуан де Ретана было приказано собрать силу из 90 испанских харкебазеров и индийских союзников и изгнать французов из Восточного Техаса. Sabeata было приказано собрать индийских союзников и ждать прибытия испанских сил в La Junta. Ретана была командиром Президио в Сан -Франциско -де -Кончо, недалеко от верховьев реки Кончос . На своем марше на север он решил напасть на людей , которые боролись против испанцев, прежде всего, в ответ на рейды на рамках. [ 11 ]
Когда Сабеата получила известие о том, что Ретана была отложена, он решил пойти по -французски самостоятельно. Покинул La Junta, провел свою собственную разведку и смог сообщить Ретана, что французское поселение в восточном Техасе было разрушено индейцами и большинством французских убитых, только восемь или девять оставшихся в живых, проживающих среди Tejas. [ 12 ] Четверо или пять французов попросили пойти с Sabeata в испанские поселения, и они пошли с ним в течение трех дней. Однако они решили, что на группу могут быть атакованы коахултаксаны , и, не имея смелости Sabeata, они повернулись назад. Они дали Sabeata две страницы, разорванные из своих книг и пергаментную картину корабля, чтобы показать испанцами, что они действительно французские. [ 13 ]
Sabeata снова появляется на испанских записях в 1690 году, когда испанский священник, работающий в недавно созданной испанской миссии среди Хасинай (Каддо) в Восточном Техасе Губернатор Коахуилы . Письма просили, чтобы солдаты были назначены на миссии, чтобы защитить их от французов. [ 14 ]
что Sabeata, Jumanos и другие индийские племена теперь проводили зимы, живущие на Рио -Гранде недалеко от Игл -Пасс, штат Техас холме недалеко , и лето, охотясь за буйволом в техасском Похоже , дальше на север. Sabeata также, по -видимому, часто посещала испанские власти в Эль -Пасо и Паррале. [ 15 ]
В 1691 году испанская экспедиция посетила лагерь, оцениваемый в 3000 лет, из Джуманоса и других племен на реке Гуадалупе. Sabeata организовала приветствие, которое включало процессию с деревянным крестом (предположительно, тот же, который произошел с небес, чтобы помочь Джуманосу в битве с апачами десятилетием ранее). Вождь племени Cibola и его народ продемонстрировали изображение Богоматерь Гуадалупе и шеф -повара Catqueasa, которые говорили хорошего испанского, поцеловали руку священника католическим образом. Это было «великолепное шоу благочестия и преданности», и Sabeata еще раз выполнила просьбу о том, чтобы среди его народа была создана испанская миссия. Испанские по -прежнему заявили, что Джумано ежегодно посещал испанские поселения и не нуждался в миссиях среди них. Испанцы обнаружили под угрозой враждебности среди индейцев и отказались оставаться лагерем с ними. [ 16 ]
В 1692 году Sabeata организовала кампанию против индейцев чисоса, которые напали на индейцев в La Junta. Это последнее уведомление о нем в испанских записях. Возможно, он умер или был убит в 1692 или 1693 году. [ Цитация необходима ]
Значение
[ редактировать ]Sabeata - один из немногих индейцев, который выходит из миопических испанских записей как личность. Его обращение к испанским (и французам) защитить Джумано от их врагов потерпели неудачу. Он жил в то время, когда испанцы были слабыми и отступали на своей северной границе, и у него было мало ресурсов, чтобы расширить их контроль за пределами нескольких городов. [ Цитация необходима ]
Многое из того, что мы знаем об индейцах Техаса в течение этого времени, исходит от Sabeata, отфильтрованной через призму испанского. Известно, что он перекрещивал Техас по крайней мере восемь раз и совершил многочисленные посещения Эль -Пасо, Паррала и других испанских поселений в Техасе и Мексике. Он был принят не только лидером Джуманоса, но и в качестве представителя многочисленных групп Tonkawa , Caddoan и Coahuiltecan и племен, которые населяли южный и центральный Техас. С исчезновением Sabeata из исторической записи в 1692 году Джумано также вскоре исчез. В 1716 году Джумано снова появляются на испанских записях, но как союзники бывших врагов, апачи, а в 1771 году появляется последнее упоминание о них как о независимых народе. [ 17 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Хикерсон, Нэнси Парротт, Джуманос: Охотники и торговцы Южными равнинами. Остин: U of Texas Press, 1994, 107, 128
- ^ «Офис государственного историка Нью -Мексико: Восстание Пуэбло, 1680 -» . Архивировано из оригинала 2010-09-27 . Получено 2010-04-09 .
- ^ Хикерсон, 128-130
- ^ Хикерсон, 131
- ^ Хикерсон, 135-136
- ^ Хикерсон, 139
- ^ Хикерсон, 141; Болтон, Герберт Юджин, Испанская исследование на юго-западе , 1541-1706. Нью -Йорк: сыновья Чарльза Скрибнера, 1916, 338
- ^ Болтон, 338-343
- ^ Хикерсон, 174
- ^ Хикерсон, 189
- ^ Элизабет Джон, Штормы, приготовленные в других мужских мирах: противостояние индейцев, испанского и французского на юго-западе, 1540-1795 (Станция колледжа: издательство Техасского университета A & M, 1975), с. 182
- ^ Хикерсон, 186-190
- ^ Джон, бури варили , с. 183-184
- ^ Хикерсон, 182-184
- ^ Болтон, Герберт Э. "Индейцы Джумано в Техасе, 1650-1771. Юго-западный исторический квартал, том 15, № 1, http://www.thaonline.org/publications/journals/shq/online/v015/n1/ article_3_print.html , доступ к 10 апреля 2010 г.
- ^ Хикерсон 184-185
- ^ Bolton, http://www.thaonline.org/publications/journals/shq/online/v015/n1/article_3_print.html , доступ 10 апреля 2010 г.