Джон Хардон
Джон Энтони Хардон | |
---|---|
Рожденный | Мидленд, Пенсильвания , США | 18 июня 1914 г.
Умер | 30 декабря 2000 г. Кларкстон, Мичиган , США | (86 лет)
Часть серии о |
Общество Иисуса |
---|
![]() |
История |
Иерархия |
Духовность |
Работает |
Известные иезуиты |
![]() |
Джон Энтони Хардон , SJ (18 июня 1914 — 30 декабря 2000) — американский -иезуит священник , писатель, педагог и богослов . Кандидат в лики святых с 2005 года, он признан Католической церковью Слугой Божьим . [1]
Ранний период жизни
[ редактировать ]Джон Энтони Хардон родился в 1914 году в набожной католической семье в Мидленде, штат Пенсильвания . Когда ему был год, его 27-летний отец погиб в результате несчастного случая на производстве. [2] После несчастного случая Хардона воспитывала его 26-летняя мать Анна (урожденная Джевин) Хардон, которая так и не вышла замуж повторно «из-за беспокойства о влиянии, которое возможный отчим мог оказать на призвание ее сына». [3] Они переехали в Кливленд, штат Огайо . [4] [5]
Джон Джанаро, биограф Хардона, описал Анну как «женщину глубокой веры, францисканскую студентку высшего образования , которая с мужеством и изяществом приняла свою бедность и трудные обстоятельства». [5] Анна «посещала ежедневную мессу и причащалась», а в ее доме «были священные изображения, семейная купель со святой водой и много духовных бесед». [3] [6] Позже Хардон вспоминал, что они говорили только на славянском языке. [ нужны разъяснения ] дома и выгодно противопоставлял его английскому , который, по его мнению, был «худшим языком в мире, на котором можно говорить о католицизме». [7]
Хардон был единственным ребенком Анны, и она поддерживала его, убирая офисы в Кливленде, часто работая по ночам. Джанаро сообщает, что в детстве Хардон был «своим и сдержанным; он был полон решимости не говорить ему, что делать»; [6] но вскоре на него повлиял пример матери. Хардон часто вспоминал, как его мать говорила ему, что сама цель коленей «сводится к тому, чтобы стоять на коленях и молиться перед Богом». [2]
Для дополнительного дохода Анна взяла в качестве пансионеров двух молодых лютеранских девушек по имени Джудит и Сьюзен, которые прожили с ними не менее восьми лет. Трехлетний Хардон протестовал против того, чтобы в пятницу ему пришлось воздерживаться от мяса, пока его «сестры»-пансионеры могли себе позволить. Его мать спросила девочек: «Мой мальчик растет: он задает неловкие вопросы. Не могли бы вы либо воздержаться от мяса в пятницу, либо найти себе другое место для проживания?» Девочки решают присоединиться к посту с разрешения своего служителя. Эти первые товарищи, которые были «стойкими лютеранами», помогли сформировать его религиозное мышление: «За годы до Экуменического движения я начал уважать и лелеять протестантов». [8]
В возрасте шести лет его наставляла сестра Бенедикта, которая говорила своим ученикам: «Все, что вы попросите у нашего Господа в день вашего первого причастия, вы получите». [3] [2] В том же году, приняв первое Святое Причастие, Хардон обратился к Иисусу с просьбой: «Сделай меня священником». [3] После этого он ежедневно посещал мессу со своей матерью. В восемь лет он принял таинство Миропомазания, призывая Святого Духа даровать ему «благодать мученичества». [3]
Раннее школьное обучение
[ редактировать ]Хардон учился в школе Св. Венделина. [9] [2] Во время урока истории церкви в восьмом классе Хардон был впечатлен орденом иезуитов , когда узнал о святом Петре Канисиусе , священнике-иезуите в 16 веке, который проповедовал против протестантской Реформации в Германии. [5] Затем он посещал епархиальную среднюю школу, известную как Кафедральный Латинский собор, где его учили Братья Марии . [3]
Не желая оставлять Анну одну, Хардон не рассматривал всерьез возможность стать священником сразу после окончания школы. Вместо этого, «с помощью сбережений, которые его мать отложила специально для его будущего», он поступил в Университет Джона Кэрролла , иезуитский университет в Кливленде. [3] Он намеревался стать врачом; однако харизма иезуитов оказала на него «глубокое влияние»:
В иезуитах была определенная сила, «мужественность», которую Джон никогда не испытывал дома, потому что никогда не знал своего отца. Также на него произвела впечатление их умственная дисциплина; это побудило его заняться философией и начало формировать его подход к духовности под руководством Лемэя, блестящего и проницательного человека, который видел в Джоне большой потенциал. [5]
На третьем году обучения под руководством своего советника-иезуита Лемэя он последовал своему призванию к священству и изменил свой курс обучения, включив в него латынь, философию и теологию колледжа, получив степень бакалавра гуманитарных наук в Университете Джона Кэррола. в 1936 году. [3]
Вступление в ряды иезуитов
[ редактировать ]Хотя он хотел присоединиться к иезуитам, Хардон чувствовал себя обязанным заботиться о своей все более больной матери и подумывал жениться на девушке по имени Джо, которая была его другом с начальной школы. [3] Неуверенный в своем священническом призвании, он подал заявление и был принят в Медицинскую школу штата Огайо. ЛеМэй настаивал на том, что у него «действительно было священническое призвание». Анна сказала ему, что «тот самый Бог, который звал его, будет охранять каждый волос на голове его матери». [6] и «если причина, по которой он собирался жениться, заключалась в том, чтобы она не была одна, и никто не мог о ней позаботиться, ему не о чем беспокоиться». [2] Хардон вступил в Общество Иисуса в качестве послушника 1 сентября 1936 года. [5] [10]
Когда Хардон признался ЛеМэю, что он чувствует, что бросил свою мать, ЛеМэй сказал ему: «Джон, ты принадлежишь к Обществу Иисуса. То, что ты испытываешь, — это искушение. Выбрось это из своего сердца».разум." [6] Хардон продолжал регулярно переписываться со своей матерью, но, чтобы избежать искушения, он избегал навещать ее в течение семи лет, пока ему не приказал сделать это его начальник. [6]
Священство
[ редактировать ]Исследования
[ редактировать ]Будучи новичком-иезуитом, Хардон учился в Вест-Баденском колледже в Вест-Баден-Спрингс, штат Индиана . Свою первую статью об изучении латыни он опубликовал в 1941 году. [6] В 1941 году он получил степень магистра философии в Чикагском университете Лойолы . [3]
18 июня 1947 года (его 33-й день рождения) он был рукоположен в сан священника в присутствии своей матери, а также двух лютеранских воспитанников его детства. [8] Анна Хардон умерла через год после того, как ее сын стал священником.
В 1949 году начальство направило его в Папский Григорианский университет в Риме для продолжения изучения богословия (1949–1951). [5] Назначенный директором библиотеки для аспирантов, ему было приказано вернуть все тома, предоставленные другим студентам и объявленные еретическими . Он напомнил:
Прежде чем я забрал половину еретических книг, я стал агентом ортодоксальности и, следовательно, заклятым врагом модернистов, которые обновляли католическую веру до ее модернистской теологии. У меня перед носом хлопали дверями. Я потерял друзей, которых считал верующими [...] [этот опыт] научил меня тому, что веру, которую я так случайно усвоил, можно сохранить только ценой живого мученичества. Эта вера, как мне пришлось убедиться, является драгоценным сокровищем, которое невозможно сохранить, кроме как дорогой ценой. Цена – не что иное, как признание того, что многие другие открыто или тайно отрицали. [3]
Он получил степень доктора священного богословия в Губернаторском университете в 1951 году, защитив диссертацию на тему «Св. Роберт Беллармин : сравнительное исследование доктрины Беллармина об отношении искренних некатоликов к католической церкви» . [9] В том же году он получил Папскую медаль. [11]
Хардон произнес свои последние клятвы 2 февраля 1953 года, включая клятву иезуитов непоколебимой верности Папе. [5]
Обучение
[ редактировать ]В 1951 году Хардон поступил на факультет Вест-Баденского колледжа, преподавая теологию студентам-иезуитам. По состоянию здоровья ему было отказано в просьбе стать миссионером в послевоенной Японии в недавно открытом Иезуитском университете в Токио. Будучи преисполнен решимости способствовать этому начинанию, Хардон начал изучать сравнительное религиоведение . В восточных религиях он нашел «не только области, совместимые с христианством, но и разделы мысли, на которые явно оказало прямое влияние контакт с христианским посланием». [6] Он начал использовать свои обширные знания азиатских обычаев и религий для подготовки миссионеров для региона. [5]
В 1956 году он опубликовал книгу «Протестантские церкви в Америке» , которая была встречена критиками как в католических, так и в протестантских кругах. Продолжая преподавать полный рабочий день в Западном Бадене, Хардон стал приглашенным профессором католического богословия в нескольких протестантских семинариях и колледжах, включая теологическую школу Бетани, лютеранскую теологическую школу и школу богословия Сибери-Вестерн. [5]
В этой работе он видел возможность поделиться полнотой веры с теми, кто был крещен во Христа, кто из-за обстоятельств истории, времени и места или культуры еще не получил полного понимания и признания христианской веры и христианства. Церковь, которая распространяет силу и присутствие Иисуса Христа. [5]
Приняв должность в школе богословия Сибери-Вестерн, англиканский архиепископ Кентерберийский направил личного представителя, чтобы отметить «первый раз в истории, когда англиканская/епископальная семинария назначила учителя, который был членом когда-то ненавидимого и страшного Общества». Иисуса». [5]
Между 1962 и 1967 годами Хардон преподавал католицизм и сравнительное религиоведение в Университете Западного Мичигана . К 1967 году он вернулся к преподаванию иезуитской схоластики в двух иезуитских богословских школах в Иллинойсе, одновременно работая приглашенным профессором в Университете Святого Павла в Оттаве, где он преподавал миссиологии миссионерам, находящимся в отпуске . В это время он также начал работу с Конгрегациями религиозных и духовенства в Риме по осуществлению обновления, изложенного в документах II Ватиканского собора. [5]
В 1974 году Хардон стал профессором Университета Св. Иоанна в Нью-Йорке в Институте перспективных исследований католической доктрины. Он работал с сестрами Нотр-Дам из Шардона, штат Огайо, над созданием «Христос — наша жизнь» для учеников начальной школы. серии религиозных учебников [5]
Издательский
[ редактировать ]Хардон написал более сорока книг по религии и теологии . [4] включая «Религии мира» (1963 г.), «Католический катехизис: современный катехизис католической церкви» (1975 г.), том о католической ортодоксии; и « Современный католический словарь» (1980 г.), католический справочник, опубликованный после Второго Ватиканского собора (1962–1965 гг.). Он также внес вклад в шесть энциклопедий. [5]
Хардон также писал статьи в католических газетах и журналах и был исполнительным редактором журнала The Catholic Faith . [3]
Хардон имел тесные рабочие отношения с Папой Павлом VI , участвуя в нескольких инициативах по просьбе Папы, включая написание « Католического катехизиса» . Павел VI, очевидно недовольный спорным голландским катехизисом и в соответствии со своим письмом Solemni Hac Liturgia (Кредо народа Божьего), попросил Хардона выпустить книгу на английском языке, чтобы обобщить то, во что должны верить католики. [12] На момент его смерти было продано более 150 000 экземпляров «Католического катехизиса» в твердом переплете (всего более миллиона). [5] Оно служило официальным кодифицированным учением Католической церкви до тех пор, пока в 1992 году не был обнародован Катехизис Католической церкви, обнародованный Папой Иоанном Павлом II , по которому Хардон также консультировался.
Хардон также был советником Второго Ватиканского собора по вопросам литургии. [2]
Учреждения
[ редактировать ]В 1969 году Хардон участвовал в основании союза религиозных деятелей под названием Consortium Perfectae Caritatis. В 1971 году он помог основать Институт религиозной жизни. В том же году он и девять других американских католиков были вызваны камальдольским аббатом Уго Модотти от имени Папы Павла VI с просьбой создать католическую медиа-организацию. Хардон сказал в интервью, что это произошло потому, что «миссия Святого Отца была очень ясной: американские католики должны получить некоторый контроль над средствами социальной коммуникации; в противном случае Папа опасался за выживание Церкви в нашей стране». [13] После смерти Модотти миссию взял на себя Хардон. [13]
В 1972 году Хардон основал компанию Mark Communications в Канаде, а затем Папские катехизические институты в США, чтобы обеспечить правильное катехизическое образование религиозных педагогов. Он также помогал тем, кто создавал подобные организации. [6]
Хардон основал несколько католических организаций, в том числе Inter Mirifica (название взято из указа II Ватиканского собора о социальных коммуникациях), Марианских катехизаторов и Апостольства Святой Троицы. [14] Он также служил советником многих католических организаций, в том числе «Католиков, объединенных за веру». [5]
Хардон участвовал в различных апостольских служениях религиозным общинам. [5] В начале 1980-х годов Папа Иоанн Павел II поручил Матери Терезе Калькуттской, чтобы ее орден евангелизировал бедных в дополнение к заботе об их материальных потребностях. [15] Когда она заявила, что не знает, с чего начать такое начинание, Папа направил ее к кардиналу Ратцингеру , который призвал Хардона проинструктировать ее миссионеров милосердия . [13] Чтобы удовлетворить эту потребность в приказе Матери Терезы, Хардон написал катехизический курс, который был адаптирован в курсы домашнего обучения для католиков-мирян. В 1985 году Хардон основал Марианское катехизаторское апостольство, которое использует эти курсы домашнего обучения для катехизического обучения мирян и подготовки их к катехизическому служению. [3]
Хардон также помогал католическим домашним школьникам и работал с организацией Eternal Life в Бардстауне, штат Кентукки, где он записал несколько аудиолекций на католические темы, начиная с 1988 года. Его первая серия для Eternal Life была посвящена контрацепции, которую он рассматривал как то, что «смазывает полозья для культура смерти», источник принятия абортов и помощи в самоубийстве, которые осуждаются католицизмом. Он записал лекции по «Игнатианским упражнениям» , «Апостольскому символу веры» , «Евхаристии» , «Католической сексуальной морали», «Ангелам и дьяволам». Из-за его прерывистого голоса записи были подвергнуты цифровому ремастерингу. [5]
Хардон помог организовать конференцию «Призыв к святости», которая ежегодно проводится недалеко от Детройта . Первая конференция была проведена в конце 1990-х годов в противовес соседней конференции, проведенной в те же выходные либерально-католической группой « Призыв к действию» . Хардон также сыграл ключевую роль в обращении протестанта Дэйва Армстронга , который стал католическим апологетом. [16]
Личные обычаи
[ редактировать ]Хардон был известен своей преданностью католической практике евхаристического поклонения , проводя по крайней мере три часа в день в молитве перед Святым Причастием .
Он придерживался напряженного графика работы, особенно во время оказания помощи в написании Катехизиса 1992 года . Когда около пяти или шести часов вечера ежедневная потребность в его советах как местного духовного наставника уменьшалась, он писал и систематизировал материалы и продолжал работать до ночи (утро в Риме). В эти часы ему часто звонил кардинал Ратцингер по поводу деталей Катехизиса ценил , который его советы. [12] [17]
Он симпатизировал тем, кто яростно возражал против частей документов Второго Ватиканского собора, «но он ни на секунду не принимал предпосылку, что раскольнический акт когда-либо был оправдан». [16]
Последние годы своей жизни он провел, работая в офисе на территории Успенского грота в Детройте, выступая духовным наставником. [18]
Проблемы со здоровьем Хардона продолжались на протяжении всей его жизни. В 1981 году ему сделали четверное шунтирование . [10]
Смерть
[ редактировать ]После нескольких болезней Хардон умер от рака костей в Коломбьерском центре иезуитов в Кларкстоне, штат Мичиган, 30 декабря 2000 года. [19] Уильям Дж. Смит сообщил, что в последние недели своей жизни Хардон «перенес огромную физическую боль, но превратил себя в «настоящую душу-жертву »». [5] Он завещал свою обширную библиотеку и переписку архиепископу Рэймонду Берку. [20] Каждый год католики в районе Детройта 30 декабря служат поминальную мессу по Хардону. [21]
Споры
[ редактировать ]Расследование отца Дональда Дж. Макгуайра
[ редактировать ]2 февраля 1994 года Мать Тереза написала письмо отцу Брэдли Шефферу, местному провинциальному иезуиту, в котором заявила, что, по ее мнению, отец Дональд МакГуайр невиновен в обвинениях в сексуальном насилии против него. Позже Макгуайр был признан виновным, приговорен к тюремному заключению и лишен сана. Мать Тереза заявила в своем письме, что Хардон объяснил, «как он доказал невиновность отца в выдвинутых против него обвинениях. Хардон сказал, что Макгуайр признал неосторожность в своем поведении». В свете более позднего осуждения и вынесения приговора Макгуайру роль Хардона в оправдании Макгуайра оказалась под вопросом. [22]
В начале 2012 года Питер Джеймисон в газете San Francisco Weekly сообщил о документах, касающихся Макгуайра, который был арестован в 2005 году и признан виновным в сексуальных домогательствах к мальчикам. В статье сообщалось, что за несколько лет до ареста, во время визита в Сент-Джон Вианни, Макгуайр признался Хардону, что принимал душ вместе со своей предполагаемой жертвой, просил мальчика массировать его тело и позволял смотреть порнографию в общей комнате во время путешествия. Макгуайр опроверг дополнительные обвинения в том, что он прикасался к гениталиям мальчика и наблюдал, как он мастурбирует. Хардон, очевидно, был удовлетворен и написал Шефферу, начальнику Макгуайра:
По поводу принятия душа о. Дон сказал, что это правда, но это не картина затяжного чувственного переживания. Скорее это была фотография двух пожарных, прибывших на помощь в случае чрезвычайной ситуации, один из которых был серьезно инвалидом и нуждался в поддержке и заботе со стороны другого... Что касается массажа, то о. Дон сказал, что они сделаны со вниманием к скромности и необходимы для снятия спазма 4-5 поясничного диска [над ягодицами] и правой ноги, затрагивающего седалищный нерв... По поводу порнографии о. Дон сказал, что были журналы «Плейбой» и «Пентхаус», которые он не взял и не выбросил... Я не верю, что имело место какое-то сознательное и преднамеренное сексуальное извращение... ЯЯ верю о. Макгуайр действовал на основе принципов, которые, хотя и были объективно оправданными, были весьма неосмотрительными. . . Ему следует благоразумно разрешить заниматься священническим служением.
Согласно отчету, Макгуайр продолжил жестокое обращение с детьми после возвращения в служение. В 2007 году он был уволен из ордена иезуитов. [23]
В статье для журнала «Католическая культура» автор и редактор Филип Ф. Лоулер заявил, что «токсичное влияние скандала с [сексуальным насилием] просочилось и в еще один аспект католической жизни, запятнав память потенциальных святых». [24] Считая Мать Терезу невиновной по делу Макгуайра, Лоулер выразил сожаление, что «та же цепочка доказательств поднимает более серьезные вопросы в отношении другого любимого католического деятеля, который сейчас является кандидатом на беатификацию: покойного отца Джона Хардона, SJ». [24] Лоулер был озадачен, спрашивая: «После того, как Макгуайр признался в некоторой степени проступка после более ранних отрицаний, почему отец Хардон был готов принять свои более поздние отрицания более серьезных обвинений?» [24] Он отметил: «Узнав о роли отца Хардона, отец Роберт Макдермотт, сторонник его беатификации, признался в San Francisco Weekly: «Я не знаю, почему он не занял более жесткую позицию в этом вопросе». [24] Лоулер пришел к выводу, что «...имеющиеся доказательства также проливают весьма нелестный свет на причастность отца Хардона. В отсутствие какого-либо лучшего объяснения кажется, что его грубая ошибка имела разрушительные последствия для жизни нескольких молодых мальчиков - и, возможно, для его дела». и для беатификации». [24]
Хардон также получил отпор со стороны Детройтской архиепископии , которая отказалась использовать какие-либо его книги в своих катехизических материалах или приглашать его на конференции и семинары. По данным консервативной католической газеты The Wanderer имеется постоянный приказ , в газете Детройтской архиепископии The Michigan Catholic о том, что фотография Хардона не должна печататься и что его имя должно быть набрано как можно более мелким шрифтом, поскольку Патрик Хафпенни считал, что «Он вызывающий разногласия». На детройтской мессе, посвященной 50-летию рукоположения Хардона, к нему не присоединился ни один иезуит. [5]
Эннеаграмма
[ редактировать ]Вдохновленный вопросом женщины из церкви Святого Иоанна, Хардон написал статью, в которой возражал против Эннеаграммы личности , рассматривая ее как процесс Нью-Эйдж, опасный для католической веры. [ нужна ссылка ]
В 1984 году его вызвали на консультацию к своему начальству-иезуиту и сообщили, что ему будет запрещено преподавать в любом иезуитском учреждении, и этот запрет продлится шестнадцать лет до его смерти. Он рассматривал это как преследование за обучение вере, « белое мученичество » и советовал своим слушателям быть готовыми пострадать за истинные учения католицизма. [ нужна ссылка ]
Возможная беатификация
[ редактировать ]Некоторые католики проявляют интерес к его канонизации , и по этому поводу была написана санкционированная Церковью молитва. Кардинал Рэймонд Берк , тогдашний архиепископ Сент-Луиса и директор Марианского катехизаторского апостольства Хардона, инициировал дело Хардона по канонизации в 2005 году. [25] Роберт МакДермотт, бывший студент Хардона, был сторонником этого дела до тех пор, пока не переехал в Кеношу, штат Висконсин , где он служит помощником пастора в католической церкви Богоматери на горе Кармель. [26] В настоящее время предпринимаются усилия по созданию библиотеки и учебного центра отца Хардона при храме Богоматери Гваделупской в Ла-Кроссе, штат Висконсин .
Библиография
[ редактировать ]- Вся моя свобода
- Сокровищница католической мудрости
- Пророк для священства
- С нами сегодня: о реальном присутствии Иисуса Христа в Евхаристии
- История евхаристического поклонения
- Современный католический словарь
- Богословие молитвы
- Духовная жизнь в современном мире
- Спасение и освящение
- Святость в Церкви
- Вера
- История и теология благодати: католическое учение о божественной благодати
- Католический катехизис вопросов и ответов , Doubleday , 1981. ISBN 978-0-385-13664-8
- Католический катехизис: современный катехизис учения католической церкви , Doubleday, 1975. ISBN 978-0-385-50819-3
- Ретрит с Господом: популярное руководство по духовным упражнениям Игнатия Лойолы
- Карманный катехизис , Doubleday , 1989. ISBN 978-0-385-24293-6
- Карманный католический словарь: сокращенное издание современного католического словаря , Doubleday , 1985. ISBN 978-0-385-23238-8
- Католический план чтения на всю жизнь
- Католический молитвенник
- Руководство для катехизатора Мариан
- Христианство в двадцатом веке , издания St. Paul, 1977.
- Религии мира
Ссылки
[ редактировать ]- Конкретные ссылки
- ^ Хейс, Шарлотта (29 октября 2010 г.). «Дело отца Хардона: святость, сделанная в Америке, часть 2» . Национальный католический реестр . Архивировано из оригинала 30 апреля 2012 г. Проверено 5 января 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Каин, Майкл (5 января 2001 г.). «За отцом Хардоном действительно будет трудно следовать» . Ежедневный католик.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Митчелл, Элизабет. «Преподобный Джон А. Хардон - Биография» . о. Архив и Гильдия Джона А. Хардона SJ.
- ^ Jump up to: а б Златос, Билл (18 августа 2011 г.). «Покойный священник с местными корнями на пути к святости» . Питтсбург Трибьюн-Ревью . Проверено 26 июля 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т Пол Ликудис (2000). «Отец Хардон, «Единая армия Бога» » . Сент-Пол, Миннесота: Странник . Проверено 30 октября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Джон Джанаро. «Отец Джон Хардон» . ЭВТН.
- ^ о. Джон Хардон, SJ «Больше об ангелах и демонах - также об искушении, одержимости и магии» . Ютуб .
- ^ Jump up to: а б о. Джон А. Хардон, SJ «Отступление по Кредо, вере в Святую Католическую Церковь и Общению Святых» . Ассоциация Реального Присутствия.
- ^ Jump up to: а б «Биография | Отец Джон А. Хардон, SJ» . Hardonsj.org . Проверено 18 июня 2012 г.
- ^ Jump up to: а б Джон Хардон (3 августа 1982 г.). «Что такое жертвоприношение?» . Ассоциация Реального Присутствия.
- ^ «Призванный жертвовать» . Архивировано из оригинала 9 августа 2002 г. Проверено 12 ноября 2012 г.
- ^ Jump up to: а б о. Роберт Т. Макдермотт. Слуга Божий – о. Джон Хардон, SJ St. Louis Review.
- ^ Jump up to: а б с Анита С. Крейн (2003). «Интервью с отцом Хардоном» . Интер Мирифика.
- ^ «Апостольство Святой Троицы» . Апостольство Святой Троицы . Проверено 11 августа 2012 г.
- ^ «История апостольства» . Марианский катехизаторский апостоль.
- ^ Jump up to: а б Дэйв Армстронг (18 апреля 2006 г.). «Отец Джон А. Хардон, SJ: Слуга Божий (1914-2000)» .
- ^ «Записка Ратцингера Хардону» . Архивировано из оригинала 1 марта 2012 г. Проверено 19 ноября 2012 г.
- ^ "О. «Годы Джона Хардона в Гроте» подходят к концу, поскольку его библиотека переезжает в Миссури» . 3 ноября 2007 г.
- ^ Барбара Миддлтон. «Гигант веры переходит к Богу» .
- ^ «Новости об отце Джоне А. Хардоне - Архив, гильдия и благословение...» 3 октября 2009 г.
- ^ «Поминальная месса Слуге Божьему преподобному Джону А. Хардону SJ» . 25 января 2010 г.
- ^ http://www.bishop-accountability.org/news2012/01_02/2012_01_11_Jamison_TaintedSaint.pdf [ пустой URL PDF ]
- ^ Питер Джеймисон (11 января 2012 г.). «Запятнанная святая: Мать Тереза защищала священника-педофила» .
- ^ Jump up to: а б с д и Фил Лоулер (8 февраля 2012 г.). «Скандал со злоупотреблениями бросает тень на кандидата на беатификацию» . Католическая культура.
- ^ Джозеф Пронехен (13 августа 2006 г.). «Сент-Джон Хардон?» . Национальный католический реестр.
- ^ «Сотрудники ОЛМК» . Архиепископия Милуоки . Проверено 10 июля 2016 г.
- Другие источники
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список онлайн-статей
- Отец Джон Хардон, Архив и Гильдия SJ
- Современный католический словарь отца Джона А. Хардона, SJ - перепечатано веб-сайтом Ассоциации реального присутствия (с письменного разрешения Eternal Life).
- 1914 рождений
- 2000 смертей
- Американские иезуиты 20-го века
- Американские римско-католические религиозные писатели
- Антикоммунисты
- Споры, связанные с католицизмом
- Американские Слуги Божьи
- Выпускники Чикагского университета Лойолы
- Выпускники Университета Джона Кэрролла
- История католицизма в Индиане
- Жители Кларкстона, штат Мичиган
- Американские писатели научно-популярной литературы XX века
- Мужчины-критики феминизма
- Религиозные лидеры из Пенсильвании
- Религиозные лидеры из Огайо
- Католики из Мичигана
- Почитаемые христиане 20-го века