Затонувший мир
![]() Обложка первого издания (мягкая обложка) | |
Автор | Дж. Г. Баллард |
---|---|
Язык | Английский |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Книги Беркли |
Дата публикации | 1962 [1] |
Место публикации | Великобритания |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 158 |
«Затонувший мир » (1962) Дж. Г. Балларда — британский научно-фантастический роман, изображающий постапокалиптическое будущее, в котором глобальное потепление , вызванное увеличением солнечной радиации , сделало непригодной для жизни большую часть поверхности планеты Земля. История рассказывает о команде учёных, которые исследуют экологические события, произошедшие в затопленном Лондоне . Роман представляет собой расширение повести «Затонувший мир», которая была впервые опубликована в журнале Science Fiction Adventures в январском номере 1962 года, Vol. 4, № 24.
В 2010 году журнал Time назвал «Затонувший мир» одним из десяти лучших романов о постапокалиптическом мире на Земле. [2] В научно-фантастической литературе «Затонувший мир» считается одним из основополагающих романов климатической фантастики . поджанра [3]
Краткое содержание
[ редактировать ]В середине 22 века сильные и продолжительные солнечные бури расширили радиационный пояс Ван Аллена , что ухудшило ионосферу Земли. Солнечная радиация, бомбардирующая планету, повысила температуру поверхности, подняла уровень морей и таким образом установила тропический климат на большей части планеты; Поскольку большая часть Земли больше не пригодна для проживания людей, выжившие мигрируют на Северный полюс и на Южный полюс , которые планетарный тропический климат сделал пригодным для проживания людей.
В 2145 году под командованием полковника Риггса доктор Роберт Керанс входит в состав научной экспедиции, отправленной для каталогизации флоры и фауны лагуны, покрывающей Лондон. [4] В ходе научной работы участникам экспедиции начинают сниться странные сны. На фоне разговоров об армии и учёных, направляющихся на север, лейтенант Хардман, другой офицер экспедиции, бежит из лондонской лагуны и направляется на юг; поисковая группа, отправленная за ним, потерпела неудачу.
Когда другие обитатели лагуны наконец спасаются от палящего солнечного света и направляются на север, Керанс и двое других ученых, доктор Беатрис Даль и доктор Алан Бодкин, решают остаться. Группа пиратов во главе с человеком по имени Стренгмен прибывает, чтобы разграбить сокровища из глубоких вод лондонской лагуны. Осушив лагуну, Стренгмен и его пираты обнажают Лондон, что вызывает отвращение у Керанса и Бодкина; последний пытается, но безуспешно взорвать защиту от наводнения и повторно затопить район Лондона. После этого, когда Керанс и Даль смирились со своей судьбой, Стренгмен мстительно преследует и убивает Бодкина.
Тем временем Стренгмен и его пираты с подозрением относятся к Керансу и заключают его и Даля в тюрьму. Пираты пытают Керанса, и он выживает; Ослабленный пытками, Керанс пытается, но безуспешно пытается освободить Даля из плена. Керанс и Даль сталкиваются со Стренгменом и его пиратами, но полковник Риггс и армия возвращаются, чтобы спасти их. Вместо того, чтобы наказать Стренгмена, военные власти сотрудничают с ним, что злит и расстраивает доктора Керанса, который затем успешно повторно затопляет лагуну.
Ослабленный ранением, Керанс бежит из лагуны и бесцельно направляется на юг и встречает хрупкого лейтенанта Хардмана, который ослеп. Оказав помощь Хардману, доктор Керанс продолжает путешествие на юг, словно «второй Адам, ищущий забытый рай возрожденного солнца».
Темы
[ редактировать ]В «Затонувшем мире » (1962) писатель Дж. Дж. Баллард представляет персонажей, которые пользуются социальным и цивилизационным коллапсом как возможностью искать новые способы восприятия , бессознательные побуждения и системы значений. [5] В журнале Humanities Review писатель Трэвис Элдборо сказал, что литературные произведения Балларда в целом и «Затопленный мир» в частности позволяют читателям «задаваться вопросом, является ли наше ощущение себя – и себя как независимого, суверенного, неотвратимого – сама по себе [социальная] конструкция, причем временная». [6]
Критик Брайан Бейкер сказал, что в тематических сюжетах «Затонувшего мира » писатель Баллард «исследует глубокие последствия времени, пространства, психологии и эволюционной биологии, чтобы разрушить антропоцентрические повествования и, в свою очередь, открыть альтернативные способы переживания». и понимание современной человеческой субъективности ». [7] Ученый Джим Кларк сказал, что в «Затонувшем мире» и «Хрустальном мире» (1966) «одинокие главные герои Балларда пересекают пороговые состояния , часто как психологические, так и физические, в которых цивилизация отступает до статуса памяти, а существование начинает доминировать и определяется окружающей средой». [8]
Критический прием
[ редактировать ]В 1962 году, после публикации « Затонувшего мира », писатель Кингсли Эмис заявил, что Дж. Г. Баллард — «одна из самых ярких новых звезд послевоенной фантастики», и сказал, что история содержит «репрессивную силу, напоминающую Конрада ». В 1966 году писатель-фантаст Альгис Будрис высмеял «Затонувший мир » как «книгу о том, как бежать, прятаться, скользить, нащупывать и умереть». [9]
В 2018 году, ретроспективно оценивая творчество Дж. Г. Балларда, писатель Уилл Селф сказал, что литература Балларда оставалась неоцененной при его жизни и что после критической переоценки его творчества « Затонувший мир» показывает Балларда как самого важного британского писателя. писатель конца 20 века. [10] Более того, писатель Мартин Эмис сказал, что «мерой [его] творческого радикализма является то, что [Баллард] приветствует эти отчаянные антиутопии каждым атомом своего существа», но раскритиковал поверхностный сюжет « Затонувшего мира » , из которого «мы делаем вывод что Балларда совершенно не стимулирует человеческое взаимодействие — если только оно не принимает форму чего-то по своей сути странного, такого как мафиозный атавизм или массовая истерия . Что его волнует, так это человеческая изоляция». [11]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Обзор «Затонувшего мира» Дж. Г. Балларда» . jgballard.ca .
- ^ Ромеро, Фрэнсис (7 июня 2010 г.). «10 лучших постапокалиптических книг» . Журнал «Тайм» . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Кларк, Джим (2013). «Чтение изменения климата у Дж. Г. Балларда». Критический обзор . 25 (2): 7–21. дои : 10.3167/cs.2013.250202 .
- ^ «Затонувший мир | WW Norton & Company» . book.wwnorton.com . Проверено 6 февраля 2016 г.
- ^ «Уилл Селф о романе Дж. Балларда «Затонувший мир» » . Телеграф.co.uk . 31 августа 2013 года . Проверено 6 февраля 2016 г.
- ^ Элборо, Трэвис. «Реальность — это декорации: Трэвис Элборо беседует с Дж. Г. Баллардом». . (PDF) Обзор гуманитарных наук . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Бейкер, Брайан (март 2008 г.). Геометрия космической эры: короткометражка и научная фантастика Дж. Г. Балларда 1960-х годов . Континуум. стр. 11–22. ISBN 9780826497260 . Проверено 2 апреля 2018 г.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Кларк, Джим (2013). «Чтение изменения климата у Дж. Г. Балларда». Критический обзор . 25 (2): 7–21. дои : 10.3167/cs.2013.250202 . JSTOR 42751031 .
- ^ Будрис, Альгис (декабрь 1966 г.). «Книжная полка Галактика» . Галактическая научная фантастика . стр. 125–133.
- ^ Селф, Уилл (31 августа 2013 г.). «Уилл Селф о романе Дж. Балларда «Затонувший мир» » . Телеграф . Проверено 2 апреля 2018 г.
- ^ Эмис, Мартин. «Перечитывая затонувший мир» . Проверено 2 апреля 2018 г.
Источники
[ редактировать ]- Маккарти, Патрик А. (1997). » Балларда «Аллюзии в «Затопленном мире », Научно-фантастические исследования № 72, 24:2, июль, 302–10.
- Росси, Умберто (1994). «Образы из зоны бедствия: апокалиптическое прочтение городских пейзажей в произведениях Балларда «Затонувший мир» и «Привет, Америка », Science-Fiction Studies № 62, 21:1, март, 81–97.