Концентрационный город

«Город концентрации» — антиутопия рассказ- британского писателя Дж. Г. Балларда , впервые опубликованный (под названием « Build-Up ») в январском номере журнала New Worlds за 1957 год .
Он был переиздан в сборниках Балларда «Биллениум» , «Хронополис» и «Зона бедствия» . [ 1 ] и появляется в первом томе «Полных рассказов Дж. Г. Балларда» . [ 2 ]
Параметр
[ редактировать ]Действие истории разворачивается в Сити, густонаселенном экуменополисе , охватывающем всю вселенную его жителей (по сути, аркологию без внешнего мира). С точки зрения инфраструктуры и культуры Сити напоминает крупный американский мегаполис 1950-х годов, -типичные жилые дома, предприятия, улицы и транспорт - но простирающиеся на неопределенный срок во всех направлениях, включая вертикальные, где городской ландшафт встроен в трехмерную матрицу высотой восемьдесят футов. Уровни.
Если не считать людей, окружающая среда Города почти полностью искусственная, с несколькими разбросанными остатками природы, сохранившимися в небольших садах и зоопарках (родной тридцатимиллионный округ главного героя может похвастаться единственным деревом). Несмотря на очевидную искусственность, жители Города в основном озабочены своим мирским повседневным существованием. Философские рассуждения о природе Города весьма редки и считаются признаком незрелости и эксцентричности. Единственная онтологическая концепция, распространенная среди населения, — это вера в смутный, полулегендарный «Фундамент», во время которого был заложен первый камень Города, событие, которое, как говорят, произошло около трехсот миллиардов лет назад (цифра который Баллард сократил в переизданиях до трех миллионов лет.) Однако к этому убеждению относятся снисходительно более образованные классы, которые считают, что Город существовал всегда. Единственное независимое предположение об истинном возрасте города — это тот факт, что животные в его зоопарках претерпели значительные изменения в результате эволюционных процессов; птицы не только стали нелетающими, но даже потеряли грудные пояса , место крепления крыльев.
Невообразимо огромное население города, судя по всему, стабильно; нет никаких намеков на мальтузианское давление, а изображенный уровень жизни адекватен и относительно однороден (хотя есть упоминания о трущобах и, что более серьезно, о «мертвых зонах», районах, отгороженных стеной от остальной части города, где услуги отключены). и упадок городов становится безудержным.) Традиционным показателем качества района Сити является стоимость жилой площади, при этом доллар за кубический фут считается «респектабельной» оценкой. Основным источником беспокойства в таких районах является не преступность в таких районах, кроме преднамеренных поджогов невменяемых лиц; это явление упоминается на протяжении всей истории, но никогда не уточняется, является ли это искренней тревогой или просто широко распространенной паранойей. Тем не менее, детекторы угарного газа повсюду, еда подается холодной, а к « поджигателям » относятся как к врагам цивилизации (по явной аналогии со страхом перед коммунистическими лазутчиками, существовавшим на момент написания статьи Балларда). на виду у городских властей, хотя зачастую это является тупым предлогом для ликвидации неугодных и бедняков.
Сюжет
[ редактировать ]Повествование следует за Францем М. , двадцатилетним студентом-физиком, который стал одержим концепцией «свободного пространства» — идеей о том, что у Города должен быть край, за которым следует некая пустота (концепция, которую он лучше всего другу Грегсону трудно даже представить себе это.) Франц периодически видит сны о полете или левитации в такой пустоте и экспериментирует с созданием грубых планеров, приводимых в движение фейерверками, хотя ему мешает относительная неразвитость теория аэродинамики — чисто теоретическая область, не имеющая практического применения. В конце концов Франц приходит к выводу, что этот подход является тупиком, поскольку в Городе нет пустого пространства, достаточно большого, чтобы опробовать устройство, достаточно большое, чтобы унести человека за пределы строительных зон с ограниченным доступом. Он решает физически выяснить, есть ли у Города преимущество, путешествуя как можно дольше в одном направлении; с этой целью он садится на Supersleeper, железнодорожную компанию дальнего следования, чьи чрезвычайно высокоскоростные поезда приводятся в движение ракетами. вакуумированные трубки .
Суперслиперы предназначены для поездок продолжительностью менее суток, но плата за проезд взимается только при выезде, что обеспечивает теоретически неопределенный диапазон (пока путешественник никогда не высаживается). В течение десяти дней путешествия на запад Франц покидает свой родной округ КНИ. в 493-м секторе и 298-м местном союзе (с одиннадцатью триллионами жителей) и проходит через все более грандиозные политические подразделения, кульминацией которых является «755-й Великая Метрополитенская Империя» (подразумеваемая общая численность населения упомянутых частей города составляет где-то порядка 10 человек). 27 человек.) На десятый день на борту он замечает, что направление движения Суперспящего теперь указано как «на восток», несмотря на то, что поезд ни разу не изменил курс. Его недоверчивая реакция привлекает внимание железнодорожников, которые арестовывают его за бродяжничество и отправляют обратно в пункт происхождения. В полицейском участке по соседству Франца допрашивает сочувствующий врач, который снимает обвинения, но советует ему забыть о своей одержимости. Ошеломленный, Франц смотрит на настенный календарь и обнаруживает, что время тоже пошло вспять: это день его первого отлета на «Суперспящем», три недели назад.
Баллард несколько раз пересматривал последнюю строчку рассказа; оригинальная Нового Мира гласит: версия
Вы вернулись туда, откуда начали. $АД х 10.
...Заключительный фрагмент представляет собой формулу расчета оценки жилой площади, использованную несколько раз ранее в рассказе; в более поздних перепечатках добавляется переменная экспоненты (« $ HELL x 10ⁿ. »), а иногда опускается предпоследнее предложение.
Связь с другими произведениями
[ редактировать ]Баллард несколько раз возвращался к темам городской антиутопии и перенаселения, наиболее известный из которых — в «Миллениуме » 1962 года . Подобные концепции можно найти и в других произведениях спекулятивной фантастики, в которых фигурирует несколько различных типов «бесконечных городов»:
- Trantor - a planet-spanning city from Isaac Asimov 's Foundation novels (1942)
- Урбмоны - всемирная цивилизация огромных городов-башен в Роберта Сильверберга романе «Мир внутри» (1971).
- Диаспар - запечатанный, автономный город-государство, существующий миллиард лет в романе Кларка Артура «Город и звезды» (1951).
- Город — конечная, но неограниченная мегаструктура, превышающая по размеру Солнечную систему в Цутомо Нихэя « манге Вину!» (1997)
- Вавилонская библиотека - почти бесконечная трехмерная структура, содержащая все возможные уникальные книги из Хорхе Луиса Борхеса ( одноименного рассказа 1941).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Сканирование обложек книг Дж. Дж. Балларда: 1956–59» . Коллекция Терминалов . Проверено 6 января 2009 г.
- ^ Полное собрание рассказов Дж. Г. Балларда . WW Norton & Co. 2009. ISBN 9780393072624 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]