Jump to content

Империя Солнца (фильм)

Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.

Империя Солнца
На фоне оранжевого солнца — дымный след падающего самолета. На переднем плане силуэт прыгающего от радости мальчика.
Афиша театрального релиза Джона Элвина
Режиссер Стивен Спилберг
Автор сценария Том Стоппард
На основе Империя Солнца
автор: Дж. Баллард
Продюсер:
В главных ролях
Кинематография Аллен Давио
Под редакцией Майкл Кан
Музыка Джон Уильямс
Производство
компания
Распространено Уорнер Бразерс.
Дата выпуска
  • 11 декабря 1987 г. ( 11 декабря 1987 г. )
Время работы
154 минуты
Страна Соединенные Штаты
Языки
  • Английский
  • японский
  • китайский
  • валлийский
  • латинский
Бюджет 25 миллионов долларов [1]
Театральная касса 66,7 миллиона долларов [2]

«Империя Солнца» — американский эпический 1987 года, военный фильм снятый Стивеном Спилбергом и по сценарию Тома Стоппарда основанный на романе Дж. Г. Балларда полуавтобиографическом одноименном 1984 года . В фильме рассказывается история Джейми «Джима» Грэма ( Кристиан Бэйл ), маленького мальчика, который прошел путь от жизни со своей богатой британской семьей в Шанхае до военнопленного в лагере для интернированных, которым управляли японцы во время Второй мировой войны .

Гарольд Беккер и Дэвид Лин изначально должны были режиссировать фильм до того, как к нему присоединился Спилберг, первоначально в качестве продюсера фильма «Лин». [3] Спилберга привлекли к режиссуре фильма из-за личной связи с фильмами Лина и темами Второй мировой войны. Он считает это своей самой глубокой работой о «потере невинности». [1] Фильм получил положительные отзывы, с похвалой в адрес игры Бэйла, кинематографии, визуальных эффектов, музыки Уильямса и режиссуры Спилберга. Однако поначалу фильм не имел коммерческого успеха: в прокате США он заработал всего 22 миллиона долларов, хотя в конечном итоге он более чем окупил свой бюджет за счет доходов на зарубежных рынках, домашнего видео и телевидения. [4]

На фоне вторжения Японии в Китай во время Второй мировой войны Джейми «Джим» Грэм — британский школьник из высшего среднего класса, наслаждающийся привилегированной жизнью в Шанхайском международном поселении . После нападения на Перл-Харбор Япония начинает оккупировать поселение. Когда семья Грэмов эвакуируется из города, Джейми отделяется от своих родителей и возвращается в их дом, предполагая, что они вернутся. Проведя некоторое время в одиночестве и съев остатки еды, он отправляется обратно в город.

Голодный Джейми пытается сдаться японским солдатам, которые его игнорируют. После того, как его преследует уличный мальчишка , его забирают двое американских эмигрантов и мошенников , Бэйси и Фрэнк. Не имея возможности продать Джейми, они намереваются бросить его на улице, но он предлагает отвести их в свой район, чтобы разграбить там пустующие дома. Он удивлен, увидев свет в доме своей семьи, и думает, что его родители вернулись, но обнаруживает, что дом оккупирован японскими войсками. Все трое взяты в плен, доставлены в Центр гражданской сборки Лунхуа в Шанхае для обработки и отправлены в лагерь для интернированных в Сучжоу .

Сейчас 1945 год, приближается конец Тихоокеанской войны и Второй мировой войны. Несмотря на ужас и плохие условия жизни в лагере, Джим выживает, создавая торговую сеть, в которой участвует даже командир лагеря сержант Нагата. Доктор Роулинз, британский врач лагеря, становится для Джима отцом и учителем. Однажды ночью после бомбардировки Нагата приказывает разрушить лазарет для заключенных в качестве возмездия, но останавливается, когда Джим просит прощения. Через забор из колючей проволоки Джим знакомится с японским подростком, который является пилотом-стажером.

Однажды утром базу атакует американский P-51 Mustang истребитель . Джим в восторге и забирается на руины ближайшей пагоды, чтобы лучше наблюдать за происходящим. Доктор Роулинз преследует его в пагоде, чтобы спасти, после чего Джим плачет, говоря, что не может вспомнить, как выглядят его родители. В результате нападения японцы эвакуируют лагерь. Когда они уходят, друг-стажер Джима проходит ритуальную подготовку к камикадзе и пытается взлететь на японском штурмовике. Стажер опустошен, когда двигатель заглох и заглох.

Заключенные лагеря маршируют по пустыне, где многие умирают от усталости, голода и болезней. Прибыв на футбольный стадион недалеко от Наньтао , где японцы хранили многие вещи жителей Шанхая, Джим узнает « Паккард автомобиль » своих родителей. Он проводит там ночь с миссис Виктор, другой заключенной, которая умирает вскоре после этого, и становится свидетелем вспышек атомной бомбардировки Нагасаки, находящейся за сотни миль от него.

Джим возвращается в лагерь Сучжоу. По пути он слышит новости о капитуляции Японии и окончании войны. Он воссоединяется с разочаровавшимся японским подростком, который вспоминает Джима и предлагает ему манго, вытаскивая гунто , чтобы разрезать его. Бэйси появляется с группой вооруженных американцев, чтобы разграбить контейнеры Красного Креста , сбрасываемые с воздуха над этим районом. Один из американцев, думая, что Джиму грозит опасность, стреляет и убивает японского юношу. Бэйси предлагает помочь Джиму найти его родителей, но Джим, разъяренный смертью своего друга, решает остаться.

Его находят американские солдаты и помещают в приют, где он воссоединяется со своими матерью и отцом, хотя сначала не узнает их.

Кристиан Бэйл , изображенный здесь в 1988 году, сыграл Джейми «Джима» Грэма.

Автор Дж. Дж. Баллард появляется в эпизодической роли в качестве гостя на домашней вечеринке.

Производство

[ редактировать ]

Разработка

[ редактировать ]
Режиссер Стивен Спилберг (слева) и сценарист Том Стоппард.

Warner Bros. приобрела права на экранизацию , намереваясь, что Гарольд Беккер станет режиссером, а Роберт Шапиро — продюсером. [5] Том Стоппард написал первый вариант сценария, над которым некоторое время сотрудничал Баллард. [2] Беккер бросил учебу, и Дэвид Лин, режиссером стал а Спилберг стал продюсером. Лин объяснил: «Я работал над ним около года и в конце концов отказался от него, потому что мне показалось, что он слишком похож на дневник . Он был хорошо написан и интересен, но я отдал его Стиву». [5] Спилберг почувствовал, что «с того момента, как я прочитал роман Дж. Дж. Балларда, я втайне захотел стать режиссером». [5] Спилберг нашел этот проект очень личным. В детстве его любимым фильмом был «Мост через реку Квай» Лина , действие которого также происходит в японском лагере для военнопленных. Увлечение Спилберга Второй мировой войной и самолетами той эпохи было стимулировано рассказами его отца о его опыте работы радистом на североамериканских бомбардировщиках B-25 Mitchell в Китайско-бирманском театре военных действий . [5] Спилберг нанял Менно Мейеса, чтобы тот переписал сценарий, в титрах не указан, прежде чем Стоппарда снова пригласили написать сценарий съемок . [2]

Дж. Г. Баллард чувствовал, что Бэйл имел физическое сходство с самим собой в том же возрасте. [6] Актеру было 12 лет, когда его взяли на роль. Эми Ирвинг , партнерша Бэйла по телефильму «Анастасия: Тайна Анны» , порекомендовала Бэйла на эту роль своему тогдашнему мужу Стивену Спилбергу. На прослушивание пришло более 4000 детей-актеров. [7] Певческий голос Джима озвучил английский исполнитель Джеймс Рейнберд. [8]

«Империя Солнца» снималась на студии Elstree Studios в Великобритании, а также на натурных площадках в Шанхае и Испании . Основные фотосъемки начались 1 марта 1987 года. [9] и продолжалось 16 недель. [10] Создатели фильма объездили всю Азию, пытаясь найти места, напоминающие Шанхай 1941 года. В 1985 году они вступили в переговоры с Shanghai Film Studios и China Film Co-Production Corporation . [11] После года переговоров в начале марта 1987 года было получено разрешение на трехнедельные съемки. Это был первый американский фильм, снятый в Шанхае с 1940-х годов. [2] Китайские власти разрешили съемочной группе изменить вывески на традиционные китайские иероглифы , а также закрыть городские кварталы для съемок. [11] Было задействовано более 5000 местных статистов , некоторые из которых достаточно старые, чтобы помнить японскую оккупацию Шанхая 40 лет назад. Члены Народно-освободительной армии играли японских солдат. [6] Другие места включали Требухену в Андалусии , Натсфорд в Чешире и Саннингдейл в Беркшире . [11] Лин часто посещал съемочную площадку во время съемок в Англии. [2]

Спилберг попытался точно изобразить эпоху, используя старинные автомобили и самолеты. Четыре самолета Harvard SNJ были слегка модифицированы во Франции, чтобы напоминать самолеты Mitsubishi A6M Zero . [12] Были использованы две дополнительные нелетающие реплики. три отреставрированных P-51D Mustang , два из «Коллекции истребителей» Англии и один из «Old Flying Machine Company». В фильме летали [12] На этих P-51 пилотировали Рэй Ханна (который был показан в фильме, пролетая на малой высоте мимо детской звезды с куполом назад, махая), его сын Марк и «Копыта» Праудфут, и на съемки ушло более 10 дней. из-за сложности запланированных воздушных сцен, которые включали в себя сброс P-51 с гипсовыми копиями 500-фунтовых бомб на низкой высоте с имитацией взрывов бомб. Также использовался ряд крупномасштабных летающих моделей с дистанционным управлением, в том числе B-29 с размахом крыльев 18 футов , но Спилберг почувствовал, что результаты неутешительны, поэтому он продлил контракт на съемку полноразмерных моделей и пилотов на съемочной площадке в Требухене. Испания. [13] [14] Дж. Дж. Баллард появляется в эпизодической роли на сцене костюмированной вечеринки . [6]

Спилберг хотел снимать на Super Panavision 70, но не хотел работать со старым фотоаппаратом, который был доступен только в то время. [15]

Спецэффекты

[ редактировать ]

Компания Industrial Light & Magic разработала последовательности визуальных эффектов с некоторыми компьютерными изображениями, которые также использовались для атомной бомбардировки Нагасаки . Норман Рейнольдс был нанят в качестве художника-постановщика , а Вик Армстронг был постановщиком трюков . [14]

«Империя Солнца» была выпущена ограниченным тиражом 11 декабря 1987 года, а затем была широко выпущена на Рождество 1987 года. В Северной Америке фильм заработал 22,24 миллиона долларов. [4] и 44,46 миллиона долларов в других странах, что в сумме составляет 66,7 миллиона долларов по всему миру, что превышает его бюджет, но по-прежнему считается кассовым разочарованием Спилберга. [Н 1] [2]

Критический ответ

[ редактировать ]

Веб-сайт агрегирования обзоров Rotten Tomatoes дает фильму рейтинг одобрения 78% на основе отзывов 63 критиков со средней оценкой 6,9 из 10. Критический консенсус сайта гласит: «Одна из самых амбициозных работ Стивена Спилберга 1980-х годов, «Империя Солнца », остается недооцененной жемчужиной в выдающейся фильмографии режиссера». [17] Metacritic рассчитал средний балл 62 из 100 на основе 22 обзоров, что указывает на «в целом положительные отзывы». [18] Аудитория, опрошенная CinemaScore, поставила фильму среднюю оценку «B+» по шкале от A+ до F. [19]

Джей Джи Баллард дал положительные отзывы и был особенно впечатлен игрой Кристиана Бэйла. [6] Критическая реакция не была повсеместно положительной. [5] но Ричард Корлисс из Time заявил, что Спилберг «наполнил каждый кадр намеками на легердемен и разумной плотностью образов и эмоций». [20] Джанет Маслин из The New York Times сказала, что дух Спилберга, заботящийся о кино, придал ему «визуальное великолепие, героический авантюризм и огромный размах, которые делают его незабываемым». [21] Джули Саламон из The Wall Street Journal написала, что фильм представляет собой «острый и умный сценарий драматурга Тома Стоппарда . Спилберг снял выдающийся фильм на основе необычайного военного опыта г-на Балларда». [22] [ нужен лучший источник ] Дж. Хоберман из The Village Voice осудил, что серьезная тема была подорвана «бесстыдно детскоцентричным» подходом Спилберга. [5] Роджер Эберт отреагировал неоднозначно: «Несмотря на эмоциональный потенциал этой истории, она меня не особо тронула. Возможно, я, как ребенок, решил, что ни один мир, где можно играть с самолетами, не может быть таким уж плохим». [23] В своем телешоу с Джином Сискелом Эберт сказал, что этот фильм «по сути является хорошей идеей для фильма, который никогда не сдвинется с мертвой точки». Сискель добавил: «Я не знаю, о чем фильм. Он настолько запутан и берет вещи из разных частей. С одной стороны, если он хочет сказать что-то о взгляде на войну с детской точки зрения, вам нужно снять фильм. под Джон Бурман названием «Надежда и слава» , который только что вышел, намного лучше и гораздо смелее показывает причудливость детского взгляда на войну. С другой стороны, этот фильм хочет подстраховаться и сделать его похожим на приключенческий фильм. , так что у вас есть Индиана Джонс с персонажем Джона Малковича, помогающим маленькому ребенку пережить все радости войны, я не знаю, что хотел сделать Спилберг». [24]

Duration: 30 seconds.
Вступительная песня - старая валлийская народная песня: Suo Gân или Huna Blentyn ( англ . «Sleep My Child»); здесь в исполнении Сьюзен Буллок.

Фильм получил награды Национального совета кинокритиков за лучший фильм и лучшую режиссуру , а Бэйл получил специальную награду за лучшую роль юного актера - первую награду Национального совета, присуждаемую актеру-ребенку. [25] [26] На 60-й церемонии вручения премии Оскар « Империя Солнца» была номинирована за художественное оформление , операторскую работу , дизайн костюмов ( Боб Рингвуд ), монтаж фильма , оригинальную музыку и звук ( Роберт Кнудсон , Дон Диджироламо , Джон Бойд и Тони Доу ). Ни одна из номинаций не была преобразована в награды. [27] Аллен Давио , который был номинирован как оператор-оператор, публично пожаловался: «Я не могу сомневаться в Академии, но мне очень жаль, что я получаю номинации, а Стивен нет. Именно его видение объединяет все это, и если Стивен не снимал эти фильмы, никого из нас здесь не было бы». [2] Фильм получил награды за операторскую работу, звуковое оформление и музыку на 42-й церемонии вручения кинопремии Британской академии кино . В номинации входили художник-постановщик , дизайн костюмов и адаптированный сценарий . [28] За эту работу Спилберг был удостоен награды Гильдии режиссёров Америки . [29] в то время как Американское общество кинематографистов почтило Аллена Давио . [30] «Империя Солнца» была номинирована на лучший фильм (драма) и оригинальный саундтрек на 45-й церемонии вручения премии «Золотой глобус» . [31] Джон Уильямс был номинирован на премию Грэмми . [32]

Растущее отчуждение Джима от своего довоенного «я» и общества отражено в его поклонении героям японским авиаторам, базировавшимся на аэродроме, примыкающем к лагерю. «Я думаю, это правда, что японцы были довольно жестоки с китайцами, поэтому у меня нет к ним каких-то особенно сентиментальных взглядов», - вспоминает Баллард. «Но маленькие мальчики, как правило, находят своих героев там, где могут. Одно не вызывало сомнений: японцы были чрезвычайно храбры. У людей были очень сложные представления о патриотизме [и] верности своей собственной нации. Джим постоянно отождествляя себя сначала с японцами, а затем, когда американцы начинают летать на своих «Мустангах» и B-29 , его очень тянет к американцам». [5]

Апокалиптическая обстановка военного времени и кульминационный момент, когда Джим видит далекую белую вспышку атомной бомбардировки Нагасаки, дали Спилбергу мощные визуальные метафоры, «чтобы нарисовать параллельную историю между смертью невиновности этого мальчика и смертью невиновности всего мира». . [33] Спилберг размышлял, что его «привлекла идея о том, что это была смерть невиновности, а не ослабление детства, которое, по моему собственному признанию и общему впечатлению обо мне, и есть то, чем была моя жизнь. Это была противоположность Питеру Пэну . Это было мальчик, который слишком быстро вырос». [1] Другие темы, которыми ранее занимался Спилберг и представлены в «Империи Солнца» , включают разлучение ребенка со своими родителями ( «Шугарлендский экспресс» , «Инопланетянин» , «Близкие контакты третьего рода» , «Пурпурный цвет » и «Полтергейст» ). [Н 2] и Вторая мировая война ( 1941 , и : В поисках утраченного ковчега ). [34] Спилберг объяснил: «Мои родители развелись, когда мне было 14 или 15 лет. Вся суть разлуки - это то, что очень глубоко затрагивает любого, кто столкнулся с разводом». [1]

[ редактировать ]

Драматическое нападение на лагерь японских военнопленных, совершенное «Мустангами» P-51, сопровождается возгласами Джима «...небесный Кадиллак!», фраза, которая, как полагают, впервые используется в тексте Балларда как «Кадиллак воздушного». бой». [35] Стивен Булл цитирует лозунги из Энциклопедии военных технологий и инноваций (2004 г.), которые появились в 1941 году. [36] Саундтрек Джона Уильямса включает «Кадиллак небес» в качестве индивидуальной оценки.

Бен Стиллер придумал идею Tropic Thunder во время выступления в Empire of the Sun. [37]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. В 1989 году Спилберг сказал: «... Империя Солнца не была очень коммерческим проектом, она не собиралась привлечь широкую аудиторию... Я заслужил право на коммерческий провал. " [16]
  2. Историк кино и писатель Ковальски вместе называет эти фильмы «семьей» Спилберга или, наоборот, фильмами его «перемещенного отца». [34]
  1. ^ Jump up to: а б с д Форсберг, Майра. «Спилбергу в 40 лет: Мужчина и ребенок». Архивировано 24 февраля 2014 года в Wayback Machine . The New York Times , 1 октября 2008 г. Дата обращения: 17 сентября 2008 г.
  2. ^ Jump up to: а б с д и ж г МакБрайд 1997 , стр. 394–398.
  3. ^ Макбрайд 1997 , с. 391.
  4. ^ Jump up to: а б «Империя Солнца». Архивировано 11 мая 2013 года в Wayback Machine . Касса Моджо ( Amazon.com ). Проверено: 16 сентября 2008 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г МакБрайд 1997 , с. 392.
  6. ^ Jump up to: а б с д Шин, Мартин (рассказчик), Стивен Спилберг, Дж. Г. Баллард и Кристиан Бэйл. Китайская одиссея: Империя американской радиовещательной компании Sun , 1987.
  7. ^ Уиллс, Доминик. «Биография Кристиана Бэйла». Архивировано 13 сентября 2008 г. в Wayback Machine . Тискали . Проверено: 16 сентября 2008 г.
  8. ^ Буллок, Пол. «Вопрос Спилберга № 4: пел Кристиан Бэйл в «Империи Солнца»?» Архивировано 10 марта 2016 года в Wayback Machine . От режиссера Стивена Спилберга . Дата обращения: 5 марта 2016 г.
  9. ^ «Империя Солнца — Разные заметки» . Классические фильмы Тернера . Архивировано из оригинала 16 января 2021 года . Проверено 21 марта 2021 г.
  10. ^ Ярроу, Эндрю (16 декабря 1987 г.). «Мальчик из «Империи» называет актерское мастерство «действительно хорошим развлечением» » . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 11 февраля 2011 года . Проверено 21 марта 2021 г.
  11. ^ Jump up to: а б с Уокер 1988 , с. 49.
  12. ^ Jump up to: а б «Марк Ханне 1959-1999» . Воздушная классика . 35 (10). Канога-Парк, Калифорния, США: Публикации Challenge: 6 ноября 1999 г. ISSN   0002-2241 . OCLC   733866638 . ПроКвест   235492832 .
  13. ^ «Эксклюзивный взгляд «Империи Солнца» на новый фильм Стивена Спилберга о Второй мировой войне!». Воздушная классика . 24 (1). Канога-Парк, Калифорния, США: Публикации о вызовах. Январь 1988 г. ISSN   0002-2241 . OCLC   637419754 . [ необходимы страницы ]
  14. ^ Jump up to: а б Уокер 1988 , стр. 63–65.
  15. ^ Эверетт, Тодд (21 мая 1992 г.). «Panavision дает новое определение широкофюзеляжному виду». Ежедневное разнообразие . п. 17.
  16. ^ Фридман и Нотбон 2000 , с. 137.
  17. ^ «Империя Солнца (1987)» . Гнилые помидоры . Фанданго . Архивировано из оригинала 20 августа 2012 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
  18. ^ «Империя Солнца. Обзоры» . Метакритик . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 19 июля 2018 г.
  19. ^ "Дом" . CinemaScore . Проверено 28 февраля 2022 г.
  20. ^ Корлисс, Ричард (7 декабря 1987 г.). «Кино: Мужчина-ребенок, упавший на Землю ИМПЕРИЯ СОЛНЦА» . Время . Архивировано из оригинала 8 июня 2008 года . Проверено 19 июля 2018 г.
  21. ^ Мейслин, Джанет . «Империя Солнца». Архивировано 26 марта 2017 года в Wayback Machine . The New York Times , 9 декабря 1987 г. Дата обращения: 16 сентября 2008 г.
  22. ^ Лосось, Джули. «Империя Солнца». Архивировано 24 октября 2012 года в Wayback Machine . The Wall Street Journal , 9 декабря 1987 г. Дата обращения: 31 января 2011 г.
  23. ^ Эберт, Роджер . «Империя Солнца» . Chicago Sun-Times , 11 декабря 1987 г. Дата обращения: 16 сентября 2008 г. Архивировано 25 сентября 2012 г. в Wayback Machine.
  24. ^ "Империя Солнца" . Сискель и Эберт . Внутреннее телевидение Disney-ABC. 12 декабря 1987 года. Телевидение.
  25. ^ « Империя Солнца» признана лучшим фильмом Национального совета» . Солнце округа Сан-Бернардино . Сан-Бернардино, Калифорния. АП. 17 февраля 1988 года. Архивировано из оригинала 31 августа 2017 года . Проверено 20 октября 2016 г. - через Newspapers.com . Значок открытого доступа
  26. ^ «Лауреаты премии Национального совета по обзору 1987 года». Архивировано 9 января 2019 года в Wayback Machine . Национальный наблюдательный совет . Получено: 21 октября 2016 г.
  27. ^ «Номинанты и победители 60-й премии Оскар». Архивировано 8 апреля 2010 г. в Wayback Machine Академии кинематографических искусств и наук . Проверено: 31 января 2011 г.
  28. ^ «42-я премия Британской академии». Архивировано 31 декабря 2008 года в Wayback Machine . IMDB . Проверено: 17 сентября 2008 г.
  29. ^ «DGA Awards: 1988». Архивировано 27 января 2009 года в Wayback Machine . IMDB . Проверено: 17 сентября 2008 г.
  30. ^ «ASC Awards: 1988». Архивировано 25 февраля 2004 года в Wayback Machine . IMDB . Проверено: 17 сентября 2008 г.
  31. ^ «45-я ежегодная церемония вручения премии «Золотой глобус» (1988)». Архивировано 24 ноября 2010 года в Wayback Machine . Золотой глобус . Проверено: 31 января 2011 г.
  32. ^ «Премии Грэмми: 1988». Архивировано 6 августа 2007 года в Wayback Machine . IMDB . Проверено: 17 сентября 2008 г.
  33. ^ Макбрайд 1997 , с. 393.
  34. ^ Jump up to: а б Ковальский 2008 , стр. 35, 67.
  35. ^ Баллард 1984 , с. 151.
  36. ^ Бык 2004 , с. 184.
  37. Вари, Адам Б. «Первый взгляд: Тропический гром ». Архивировано 6 октября 2014 г., в Wayback Machine . Entertainment Weekly , 5 марта 2008 г. Дата обращения: 27 мая 2008 г.

Источники

[ редактировать ]
  • Баллард, Дж. Г. (2002). Империя Солнца, первое издание . Victor Gollancz Ltd. Лондон: ISBN  0-575-03483-1 .
  • Булл, Стивен (2004). Энциклопедия военных технологий и инноваций . Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд. ISBN  978-1-57356-557-8 .
  • Долан, Эдвард Ф. (1985). Голливуд идет на войну . Лондон: Хэмлин. ISBN  0-86124-229-7 .
  • Эванс, Алан (2000). Путеводитель Брасси по военным фильмам . Даллес, Вирджиния: Потомакские книги. ISBN  1-57488-263-5 .
  • Фридман, Лестер Д; Нотбом, Брент (2000). Стивен Спилберг: Интервью . Джексон, Миссисипи: Университетское издательство Миссисипи. ISBN  978-1-57806-113-6 .
  • Гордон, Эндрю; Гормайл, Фрэнк (2002). Фильмы Стивена Спилберга . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. стр. 109–123, 127–137. ISBN  0-8108-4182-7 .
  • Хардвик, Джек; Шнепф, Эд (1989). «Путеводитель по авиационным фильмам». Создание великих авиационных фильмов (Серия «Авиация общего назначения», том 2) .
  • Ковальски, Дин А. (2008). Стивен Спилберг и философия: нам понадобится книга побольше . Лексингтон, Кентукки: Университетское издательство Кентукки. ISBN  978-0-8131-2527-5 .
  • Макбрайд, Джозеф (1987). Стивен Спилберг: Биография . Нью-Йорк: Фабер и Фабер. ISBN  0-571-19177-0 .
  • Уокер, Джефф (январь 1988 г.). «Империя Солнца». Воздушная классика . 24 .
[ редактировать ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: fb0b039655b37b2ed1307fd5a6ad0068__1720417260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/fb/68/fb0b039655b37b2ed1307fd5a6ad0068.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Empire of the Sun (film) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)