Империя Солнца (фильм)
Империя Солнца | |
---|---|
![]() Афиша театрального релиза Джона Элвина | |
Режиссер | Стивен Спилберг |
Автор сценария | Том Стоппард |
На основе | Империя Солнца автор: Дж. Баллард |
Продюсер: |
|
В главных ролях | |
Кинематография | Аллен Давио |
Под редакцией | Майкл Кан |
Музыка | Джон Уильямс |
Производство компания | |
Распространено | Уорнер Бразерс. |
Дата выпуска |
|
Время работы | 154 минуты |
Страна | Соединенные Штаты |
Языки |
|
Бюджет | 25 миллионов долларов [1] |
Театральная касса | 66,7 миллиона долларов [2] |
«Империя Солнца» — американский эпический 1987 года, военный фильм снятый Стивеном Спилбергом и по сценарию Тома Стоппарда основанный на романе Дж. Г. Балларда полуавтобиографическом одноименном 1984 года . В фильме рассказывается история Джейми «Джима» Грэма ( Кристиан Бэйл ), маленького мальчика, который прошел путь от жизни со своей богатой британской семьей в Шанхае до военнопленного в лагере для интернированных, которым управляли японцы во время Второй мировой войны .
Гарольд Беккер и Дэвид Лин изначально должны были режиссировать фильм до того, как к нему присоединился Спилберг, первоначально в качестве продюсера фильма «Лин». [3] Спилберга привлекли к режиссуре фильма из-за личной связи с фильмами Лина и темами Второй мировой войны. Он считает это своей самой глубокой работой о «потере невинности». [1] Фильм получил положительные отзывы, с похвалой в адрес игры Бэйла, кинематографии, визуальных эффектов, музыки Уильямса и режиссуры Спилберга. Однако поначалу фильм не имел коммерческого успеха: в прокате США он заработал всего 22 миллиона долларов, хотя в конечном итоге он более чем окупил свой бюджет за счет доходов на зарубежных рынках, домашнего видео и телевидения. [4]
Сюжет
[ редактировать ]На фоне вторжения Японии в Китай во время Второй мировой войны Джейми «Джим» Грэм — британский школьник из высшего среднего класса, наслаждающийся привилегированной жизнью в Шанхайском международном поселении . После нападения на Перл-Харбор Япония начинает оккупировать поселение. Когда семья Грэмов эвакуируется из города, Джейми отделяется от своих родителей и возвращается в их дом, предполагая, что они вернутся. Проведя некоторое время в одиночестве и съев остатки еды, он отправляется обратно в город.
Голодный Джейми пытается сдаться японским солдатам, которые его игнорируют. После того, как его преследует уличный мальчишка , его забирают двое американских эмигрантов и мошенников , Бэйси и Фрэнк. Не имея возможности продать Джейми, они намереваются бросить его на улице, но он предлагает отвести их в свой район, чтобы разграбить там пустующие дома. Он удивлен, увидев свет в доме своей семьи, и думает, что его родители вернулись, но обнаруживает, что дом оккупирован японскими войсками. Все трое взяты в плен, доставлены в Центр гражданской сборки Лунхуа в Шанхае для обработки и отправлены в лагерь для интернированных в Сучжоу .
Сейчас 1945 год, приближается конец Тихоокеанской войны и Второй мировой войны. Несмотря на ужас и плохие условия жизни в лагере, Джим выживает, создавая торговую сеть, в которой участвует даже командир лагеря сержант Нагата. Доктор Роулинз, британский врач лагеря, становится для Джима отцом и учителем. Однажды ночью после бомбардировки Нагата приказывает разрушить лазарет для заключенных в качестве возмездия, но останавливается, когда Джим просит прощения. Через забор из колючей проволоки Джим знакомится с японским подростком, который является пилотом-стажером.
Однажды утром базу атакует американский P-51 Mustang истребитель . Джим в восторге и забирается на руины ближайшей пагоды, чтобы лучше наблюдать за происходящим. Доктор Роулинз преследует его в пагоде, чтобы спасти, после чего Джим плачет, говоря, что не может вспомнить, как выглядят его родители. В результате нападения японцы эвакуируют лагерь. Когда они уходят, друг-стажер Джима проходит ритуальную подготовку к камикадзе и пытается взлететь на японском штурмовике. Стажер опустошен, когда двигатель заглох и заглох.
Заключенные лагеря маршируют по пустыне, где многие умирают от усталости, голода и болезней. Прибыв на футбольный стадион недалеко от Наньтао , где японцы хранили многие вещи жителей Шанхая, Джим узнает « Паккард автомобиль » своих родителей. Он проводит там ночь с миссис Виктор, другой заключенной, которая умирает вскоре после этого, и становится свидетелем вспышек атомной бомбардировки Нагасаки, находящейся за сотни миль от него.
Джим возвращается в лагерь Сучжоу. По пути он слышит новости о капитуляции Японии и окончании войны. Он воссоединяется с разочаровавшимся японским подростком, который вспоминает Джима и предлагает ему манго, вытаскивая гунто , чтобы разрезать его. Бэйси появляется с группой вооруженных американцев, чтобы разграбить контейнеры Красного Креста , сбрасываемые с воздуха над этим районом. Один из американцев, думая, что Джиму грозит опасность, стреляет и убивает японского юношу. Бэйси предлагает помочь Джиму найти его родителей, но Джим, разъяренный смертью своего друга, решает остаться.
Его находят американские солдаты и помещают в приют, где он воссоединяется со своими матерью и отцом, хотя сначала не узнает их.
Бросать
[ редактировать ]
- Кристиан Бэйл в роли Джеймса «Джима» Грэма, также известного как Джейми
- Джон Малкович, как Бэйси
- Миранда Ричардсон, как миссис Виктор
- Найджел Хэверс в роли доктора Роулинза
- Джо Пантолиано в роли Фрэнка Демареста
- Лесли Филлипс в роли Макстона
- Масато Ибу, как сержант Нагата ( яп .: Сержант Нагата, Нагата Гунсо )
- Эмили Ричард в роли Мэри Грэм, матери Джима
- Руперт Фрейзер — Джон Грэм, отец Джима
- Питер Гейл, как мистер Виктор
- Такатаро Катаока - мальчик-пилот-камикадзе
- Бен Стиллер в роли Дэйнти
- Роберт Стивенс, как мистер Локвуд
- Гутс Ишимацу в роли сержанта Учида ( по-японски : сержант учида, Учида Гунсо )
- Берт Квук, как мистер Чен
- Пол МакГанн, как лейтенант Прайс
- Марк де Йонге, как Матье
- Эрик Флинн — британский узник №1
- Джеймс Грин — британский узник №2
- Паула Гамильтон в роли британской заключенной №3
- Тони Бонча — британский узник №4
- Питер Копли — британский узник №5
Автор Дж. Дж. Баллард появляется в эпизодической роли в качестве гостя на домашней вечеринке.
Производство
[ редактировать ]Разработка
[ редактировать ]Warner Bros. приобрела права на экранизацию , намереваясь, что Гарольд Беккер станет режиссером, а Роберт Шапиро — продюсером. [5] Том Стоппард написал первый вариант сценария, над которым некоторое время сотрудничал Баллард. [2] Беккер бросил учебу, и Дэвид Лин, режиссером стал а Спилберг стал продюсером. Лин объяснил: «Я работал над ним около года и в конце концов отказался от него, потому что мне показалось, что он слишком похож на дневник . Он был хорошо написан и интересен, но я отдал его Стиву». [5] Спилберг почувствовал, что «с того момента, как я прочитал роман Дж. Дж. Балларда, я втайне захотел стать режиссером». [5] Спилберг нашел этот проект очень личным. В детстве его любимым фильмом был «Мост через реку Квай» Лина , действие которого также происходит в японском лагере для военнопленных. Увлечение Спилберга Второй мировой войной и самолетами той эпохи было стимулировано рассказами его отца о его опыте работы радистом на североамериканских бомбардировщиках B-25 Mitchell в Китайско-бирманском театре военных действий . [5] Спилберг нанял Менно Мейеса, чтобы тот переписал сценарий, в титрах не указан, прежде чем Стоппарда снова пригласили написать сценарий съемок . [2]
Кастинг
[ редактировать ]Дж. Г. Баллард чувствовал, что Бэйл имел физическое сходство с самим собой в том же возрасте. [6] Актеру было 12 лет, когда его взяли на роль. Эми Ирвинг , партнерша Бэйла по телефильму «Анастасия: Тайна Анны» , порекомендовала Бэйла на эту роль своему тогдашнему мужу Стивену Спилбергу. На прослушивание пришло более 4000 детей-актеров. [7] Певческий голос Джима озвучил английский исполнитель Джеймс Рейнберд. [8]
Съемки
[ редактировать ]«Империя Солнца» снималась на студии Elstree Studios в Великобритании, а также на натурных площадках в Шанхае и Испании . Основные фотосъемки начались 1 марта 1987 года. [9] и продолжалось 16 недель. [10] Создатели фильма объездили всю Азию, пытаясь найти места, напоминающие Шанхай 1941 года. В 1985 году они вступили в переговоры с Shanghai Film Studios и China Film Co-Production Corporation . [11] После года переговоров в начале марта 1987 года было получено разрешение на трехнедельные съемки. Это был первый американский фильм, снятый в Шанхае с 1940-х годов. [2] Китайские власти разрешили съемочной группе изменить вывески на традиционные китайские иероглифы , а также закрыть городские кварталы для съемок. [11] Было задействовано более 5000 местных статистов , некоторые из которых достаточно старые, чтобы помнить японскую оккупацию Шанхая 40 лет назад. Члены Народно-освободительной армии играли японских солдат. [6] Другие места включали Требухену в Андалусии , Натсфорд в Чешире и Саннингдейл в Беркшире . [11] Лин часто посещал съемочную площадку во время съемок в Англии. [2]
Спилберг попытался точно изобразить эпоху, используя старинные автомобили и самолеты. Четыре самолета Harvard SNJ были слегка модифицированы во Франции, чтобы напоминать самолеты Mitsubishi A6M Zero . [12] Были использованы две дополнительные нелетающие реплики. три отреставрированных P-51D Mustang , два из «Коллекции истребителей» Англии и один из «Old Flying Machine Company». В фильме летали [12] На этих P-51 пилотировали Рэй Ханна (который был показан в фильме, пролетая на малой высоте мимо детской звезды с куполом назад, махая), его сын Марк и «Копыта» Праудфут, и на съемки ушло более 10 дней. из-за сложности запланированных воздушных сцен, которые включали в себя сброс P-51 с гипсовыми копиями 500-фунтовых бомб на низкой высоте с имитацией взрывов бомб. Также использовался ряд крупномасштабных летающих моделей с дистанционным управлением, в том числе B-29 с размахом крыльев 18 футов , но Спилберг почувствовал, что результаты неутешительны, поэтому он продлил контракт на съемку полноразмерных моделей и пилотов на съемочной площадке в Требухене. Испания. [13] [14] Дж. Дж. Баллард появляется в эпизодической роли на сцене костюмированной вечеринки . [6]
Спилберг хотел снимать на Super Panavision 70, но не хотел работать со старым фотоаппаратом, который был доступен только в то время. [15]
Спецэффекты
[ редактировать ]Компания Industrial Light & Magic разработала последовательности визуальных эффектов с некоторыми компьютерными изображениями, которые также использовались для атомной бомбардировки Нагасаки . Норман Рейнольдс был нанят в качестве художника-постановщика , а Вик Армстронг был постановщиком трюков . [14]
Прием
[ редактировать ]«Империя Солнца» была выпущена ограниченным тиражом 11 декабря 1987 года, а затем была широко выпущена на Рождество 1987 года. В Северной Америке фильм заработал 22,24 миллиона долларов. [4] и 44,46 миллиона долларов в других странах, что в сумме составляет 66,7 миллиона долларов по всему миру, что превышает его бюджет, но по-прежнему считается кассовым разочарованием Спилберга. [Н 1] [2]
Критический ответ
[ редактировать ]Веб-сайт агрегирования обзоров Rotten Tomatoes дает фильму рейтинг одобрения 78% на основе отзывов 63 критиков со средней оценкой 6,9 из 10. Критический консенсус сайта гласит: «Одна из самых амбициозных работ Стивена Спилберга 1980-х годов, «Империя Солнца », остается недооцененной жемчужиной в выдающейся фильмографии режиссера». [17] Metacritic рассчитал средний балл 62 из 100 на основе 22 обзоров, что указывает на «в целом положительные отзывы». [18] Аудитория, опрошенная CinemaScore, поставила фильму среднюю оценку «B+» по шкале от A+ до F. [19]
Джей Джи Баллард дал положительные отзывы и был особенно впечатлен игрой Кристиана Бэйла. [6] Критическая реакция не была повсеместно положительной. [5] но Ричард Корлисс из Time заявил, что Спилберг «наполнил каждый кадр намеками на легердемен и разумной плотностью образов и эмоций». [20] Джанет Маслин из The New York Times сказала, что дух Спилберга, заботящийся о кино, придал ему «визуальное великолепие, героический авантюризм и огромный размах, которые делают его незабываемым». [21] Джули Саламон из The Wall Street Journal написала, что фильм представляет собой «острый и умный сценарий драматурга Тома Стоппарда . Спилберг снял выдающийся фильм на основе необычайного военного опыта г-на Балларда». [22] [ нужен лучший источник ] Дж. Хоберман из The Village Voice осудил, что серьезная тема была подорвана «бесстыдно детскоцентричным» подходом Спилберга. [5] Роджер Эберт отреагировал неоднозначно: «Несмотря на эмоциональный потенциал этой истории, она меня не особо тронула. Возможно, я, как ребенок, решил, что ни один мир, где можно играть с самолетами, не может быть таким уж плохим». [23] В своем телешоу с Джином Сискелом Эберт сказал, что этот фильм «по сути является хорошей идеей для фильма, который никогда не сдвинется с мертвой точки». Сискель добавил: «Я не знаю, о чем фильм. Он настолько запутан и берет вещи из разных частей. С одной стороны, если он хочет сказать что-то о взгляде на войну с детской точки зрения, вам нужно снять фильм. под Джон Бурман названием «Надежда и слава» , который только что вышел, намного лучше и гораздо смелее показывает причудливость детского взгляда на войну. С другой стороны, этот фильм хочет подстраховаться и сделать его похожим на приключенческий фильм. , так что у вас есть Индиана Джонс с персонажем Джона Малковича, помогающим маленькому ребенку пережить все радости войны, я не знаю, что хотел сделать Спилберг». [24]
Награды
[ редактировать ]Фильм получил награды Национального совета кинокритиков за лучший фильм и лучшую режиссуру , а Бэйл получил специальную награду за лучшую роль юного актера - первую награду Национального совета, присуждаемую актеру-ребенку. [25] [26] На 60-й церемонии вручения премии Оскар « Империя Солнца» была номинирована за художественное оформление , операторскую работу , дизайн костюмов ( Боб Рингвуд ), монтаж фильма , оригинальную музыку и звук ( Роберт Кнудсон , Дон Диджироламо , Джон Бойд и Тони Доу ). Ни одна из номинаций не была преобразована в награды. [27] Аллен Давио , который был номинирован как оператор-оператор, публично пожаловался: «Я не могу сомневаться в Академии, но мне очень жаль, что я получаю номинации, а Стивен нет. Именно его видение объединяет все это, и если Стивен не снимал эти фильмы, никого из нас здесь не было бы». [2] Фильм получил награды за операторскую работу, звуковое оформление и музыку на 42-й церемонии вручения кинопремии Британской академии кино . В номинации входили художник-постановщик , дизайн костюмов и адаптированный сценарий . [28] За эту работу Спилберг был удостоен награды Гильдии режиссёров Америки . [29] в то время как Американское общество кинематографистов почтило Аллена Давио . [30] «Империя Солнца» была номинирована на лучший фильм (драма) и оригинальный саундтрек на 45-й церемонии вручения премии «Золотой глобус» . [31] Джон Уильямс был номинирован на премию Грэмми . [32]
Темы
[ редактировать ]Растущее отчуждение Джима от своего довоенного «я» и общества отражено в его поклонении героям японским авиаторам, базировавшимся на аэродроме, примыкающем к лагерю. «Я думаю, это правда, что японцы были довольно жестоки с китайцами, поэтому у меня нет к ним каких-то особенно сентиментальных взглядов», - вспоминает Баллард. «Но маленькие мальчики, как правило, находят своих героев там, где могут. Одно не вызывало сомнений: японцы были чрезвычайно храбры. У людей были очень сложные представления о патриотизме [и] верности своей собственной нации. Джим постоянно отождествляя себя сначала с японцами, а затем, когда американцы начинают летать на своих «Мустангах» и B-29 , его очень тянет к американцам». [5]
Апокалиптическая обстановка военного времени и кульминационный момент, когда Джим видит далекую белую вспышку атомной бомбардировки Нагасаки, дали Спилбергу мощные визуальные метафоры, «чтобы нарисовать параллельную историю между смертью невиновности этого мальчика и смертью невиновности всего мира». . [33] Спилберг размышлял, что его «привлекла идея о том, что это была смерть невиновности, а не ослабление детства, которое, по моему собственному признанию и общему впечатлению обо мне, и есть то, чем была моя жизнь. Это была противоположность Питеру Пэну . Это было мальчик, который слишком быстро вырос». [1] Другие темы, которыми ранее занимался Спилберг и представлены в «Империи Солнца» , включают разлучение ребенка со своими родителями ( «Шугарлендский экспресс» , «Инопланетянин» , «Близкие контакты третьего рода» , «Пурпурный цвет » и «Полтергейст» ). [Н 2] и Вторая мировая война ( 1941 , и : В поисках утраченного ковчега ). [34] Спилберг объяснил: «Мои родители развелись, когда мне было 14 или 15 лет. Вся суть разлуки - это то, что очень глубоко затрагивает любого, кто столкнулся с разводом». [1]
В популярной культуре
[ редактировать ]Драматическое нападение на лагерь японских военнопленных, совершенное «Мустангами» P-51, сопровождается возгласами Джима «...небесный Кадиллак!», фраза, которая, как полагают, впервые используется в тексте Балларда как «Кадиллак воздушного». бой». [35] Стивен Булл цитирует лозунги из Энциклопедии военных технологий и инноваций (2004 г.), которые появились в 1941 году. [36] Саундтрек Джона Уильямса включает «Кадиллак небес» в качестве индивидуальной оценки.
Бен Стиллер придумал идею Tropic Thunder во время выступления в Empire of the Sun. [37]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ↑ В 1989 году Спилберг сказал: «... Империя Солнца не была очень коммерческим проектом, она не собиралась привлечь широкую аудиторию... Я заслужил право на коммерческий провал. " [16]
- ↑ Историк кино и писатель Ковальски вместе называет эти фильмы «семьей» Спилберга или, наоборот, фильмами его «перемещенного отца». [34]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д Форсберг, Майра. «Спилбергу в 40 лет: Мужчина и ребенок». Архивировано 24 февраля 2014 года в Wayback Machine . The New York Times , 1 октября 2008 г. Дата обращения: 17 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г МакБрайд 1997 , стр. 394–398.
- ^ Макбрайд 1997 , с. 391.
- ^ Jump up to: а б «Империя Солнца». Архивировано 11 мая 2013 года в Wayback Machine . Касса Моджо ( Amazon.com ). Проверено: 16 сентября 2008 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г МакБрайд 1997 , с. 392.
- ^ Jump up to: а б с д Шин, Мартин (рассказчик), Стивен Спилберг, Дж. Г. Баллард и Кристиан Бэйл. Китайская одиссея: Империя американской радиовещательной компании Sun , 1987.
- ^ Уиллс, Доминик. «Биография Кристиана Бэйла». Архивировано 13 сентября 2008 г. в Wayback Machine . Тискали . Проверено: 16 сентября 2008 г.
- ^ Буллок, Пол. «Вопрос Спилберга № 4: пел Кристиан Бэйл в «Империи Солнца»?» Архивировано 10 марта 2016 года в Wayback Machine . От режиссера Стивена Спилберга . Дата обращения: 5 марта 2016 г.
- ^ «Империя Солнца — Разные заметки» . Классические фильмы Тернера . Архивировано из оригинала 16 января 2021 года . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ Ярроу, Эндрю (16 декабря 1987 г.). «Мальчик из «Империи» называет актерское мастерство «действительно хорошим развлечением» » . Нью-Йорк Таймс . Архивировано из оригинала 11 февраля 2011 года . Проверено 21 марта 2021 г.
- ^ Jump up to: а б с Уокер 1988 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б «Марк Ханне 1959-1999» . Воздушная классика . 35 (10). Канога-Парк, Калифорния, США: Публикации Challenge: 6 ноября 1999 г. ISSN 0002-2241 . OCLC 733866638 . ПроКвест 235492832 .
- ^ «Эксклюзивный взгляд «Империи Солнца» на новый фильм Стивена Спилберга о Второй мировой войне!». Воздушная классика . 24 (1). Канога-Парк, Калифорния, США: Публикации о вызовах. Январь 1988 г. ISSN 0002-2241 . OCLC 637419754 . [ необходимы страницы ]
- ^ Jump up to: а б Уокер 1988 , стр. 63–65.
- ^ Эверетт, Тодд (21 мая 1992 г.). «Panavision дает новое определение широкофюзеляжному виду». Ежедневное разнообразие . п. 17.
- ^ Фридман и Нотбон 2000 , с. 137.
- ^ «Империя Солнца (1987)» . Гнилые помидоры . Фанданго . Архивировано из оригинала 20 августа 2012 года . Проверено 16 сентября 2023 г.
- ^ «Империя Солнца. Обзоры» . Метакритик . CBS Интерактив . Архивировано из оригинала 24 октября 2012 года . Проверено 19 июля 2018 г.
- ^ "Дом" . CinemaScore . Проверено 28 февраля 2022 г.
- ^ Корлисс, Ричард (7 декабря 1987 г.). «Кино: Мужчина-ребенок, упавший на Землю ИМПЕРИЯ СОЛНЦА» . Время . Архивировано из оригинала 8 июня 2008 года . Проверено 19 июля 2018 г.
- ^ Мейслин, Джанет . «Империя Солнца». Архивировано 26 марта 2017 года в Wayback Machine . The New York Times , 9 декабря 1987 г. Дата обращения: 16 сентября 2008 г.
- ^ Лосось, Джули. «Империя Солнца». Архивировано 24 октября 2012 года в Wayback Machine . The Wall Street Journal , 9 декабря 1987 г. Дата обращения: 31 января 2011 г.
- ^ Эберт, Роджер . «Империя Солнца» . Chicago Sun-Times , 11 декабря 1987 г. Дата обращения: 16 сентября 2008 г. Архивировано 25 сентября 2012 г. в Wayback Machine.
- ^ "Империя Солнца" . Сискель и Эберт . Внутреннее телевидение Disney-ABC. 12 декабря 1987 года. Телевидение.
- ^ « Империя Солнца» признана лучшим фильмом Национального совета» . Солнце округа Сан-Бернардино . Сан-Бернардино, Калифорния. АП. 17 февраля 1988 года. Архивировано из оригинала 31 августа 2017 года . Проверено 20 октября 2016 г. - через Newspapers.com .
- ^ «Лауреаты премии Национального совета по обзору 1987 года». Архивировано 9 января 2019 года в Wayback Machine . Национальный наблюдательный совет . Получено: 21 октября 2016 г.
- ^ «Номинанты и победители 60-й премии Оскар». Архивировано 8 апреля 2010 г. в Wayback Machine Академии кинематографических искусств и наук . Проверено: 31 января 2011 г.
- ^ «42-я премия Британской академии». Архивировано 31 декабря 2008 года в Wayback Machine . IMDB . Проверено: 17 сентября 2008 г.
- ^ «DGA Awards: 1988». Архивировано 27 января 2009 года в Wayback Machine . IMDB . Проверено: 17 сентября 2008 г.
- ^ «ASC Awards: 1988». Архивировано 25 февраля 2004 года в Wayback Machine . IMDB . Проверено: 17 сентября 2008 г.
- ^ «45-я ежегодная церемония вручения премии «Золотой глобус» (1988)». Архивировано 24 ноября 2010 года в Wayback Machine . Золотой глобус . Проверено: 31 января 2011 г.
- ^ «Премии Грэмми: 1988». Архивировано 6 августа 2007 года в Wayback Machine . IMDB . Проверено: 17 сентября 2008 г.
- ^ Макбрайд 1997 , с. 393.
- ^ Jump up to: а б Ковальский 2008 , стр. 35, 67.
- ^ Баллард 1984 , с. 151.
- ^ Бык 2004 , с. 184.
- ↑ Вари, Адам Б. «Первый взгляд: Тропический гром ». Архивировано 6 октября 2014 г., в Wayback Machine . Entertainment Weekly , 5 марта 2008 г. Дата обращения: 27 мая 2008 г.
Источники
[ редактировать ]- Баллард, Дж. Г. (2002). Империя Солнца, первое издание . Victor Gollancz Ltd. Лондон: ISBN 0-575-03483-1 .
- Булл, Стивен (2004). Энциклопедия военных технологий и инноваций . Санта-Барбара, Калифорния: Гринвуд. ISBN 978-1-57356-557-8 .
- Долан, Эдвард Ф. (1985). Голливуд идет на войну . Лондон: Хэмлин. ISBN 0-86124-229-7 .
- Эванс, Алан (2000). Путеводитель Брасси по военным фильмам . Даллес, Вирджиния: Потомакские книги. ISBN 1-57488-263-5 .
- Фридман, Лестер Д; Нотбом, Брент (2000). Стивен Спилберг: Интервью . Джексон, Миссисипи: Университетское издательство Миссисипи. ISBN 978-1-57806-113-6 .
- Гордон, Эндрю; Гормайл, Фрэнк (2002). Фильмы Стивена Спилберга . Лэнхэм, Мэриленд: Scarecrow Press. стр. 109–123, 127–137. ISBN 0-8108-4182-7 .
- Хардвик, Джек; Шнепф, Эд (1989). «Путеводитель по авиационным фильмам». Создание великих авиационных фильмов (Серия «Авиация общего назначения», том 2) .
- Ковальски, Дин А. (2008). Стивен Спилберг и философия: нам понадобится книга побольше . Лексингтон, Кентукки: Университетское издательство Кентукки. ISBN 978-0-8131-2527-5 .
- Макбрайд, Джозеф (1987). Стивен Спилберг: Биография . Нью-Йорк: Фабер и Фабер. ISBN 0-571-19177-0 .
- Уокер, Джефф (январь 1988 г.). «Империя Солнца». Воздушная классика . 24 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- фильмы 1987 года
- драматические фильмы 1987 года
- Американские фильмы 1980-х годов
- Драматические фильмы 1980-х годов о взрослении
- Англоязычные фильмы 1980-х годов
- Военные драмы 1980-х годов
- Amblin Entertainment фильмы
- Американские авиационные фильмы
- Американские драматические фильмы о взрослении
- Американские военные драмы
- Американские военные эпические фильмы
- Американские фильмы о Второй мировой войне
- Фильмы по британским романам
- Фильмы по произведениям Дж. Г. Балларда
- Фильмы Стивена Спилберга
- Фильмы продюсера Фрэнка Маршалла
- Фильмы продюсера Кэтлин Кеннеди
- Фильмы продюсера Стивена Спилберга
- Фильмы, написанные Джоном Уильямсом
- Фильмы, действие которых происходит в Шанхае
- Фильмы, действие которых происходит в 1940-х годах.
- Фильмы, снятые на студии EMI-Elstree Studios.
- Фильмы, снятые в Бедфордшире
- Фильмы, снятые в Беркшире
- Фильмы, снятые в Чешире
- Фильмы, снятые в Хартфордшире
- Фильмы, снятые в провинции Кадис
- Фильмы, снятые в Шанхае
- Фильмы по сценарию Тома Стоппарда
- Япония в неяпонской культуре
- Фильмы о войне на Тихом океане
- Фильмы о Второй китайско-японской войне
- Шанхайское международное урегулирование
- Фильмы Warner Bros.
- Фильмы о военнопленных Второй мировой войны