Сложная проблема
«Сложная проблема» — пьеса британского драматурга сэра Тома Стоппарда , впервые поставленная в 2015 году. Название относится к сложной проблеме сознания , которую Стоппард определяет как «субъективный опыт от первого лица»; он отмечает странность иллюзии сознания, которую, очевидно, нужно осознавать, чтобы испытать. [1]
Сюжет
[ редактировать ]Краткое изложение сюжета этой статьи может быть слишком длинным или чрезмерно подробным . ( Май 2024 г. ) |
Хилари учится в Университете Лафборо . Она обсуждает со своим ассистентом Спайком парадоксы, возникающие при попытке объяснить человеческое сознание, моральное чувство, альтруизм и родительскую жертвенность. Действуют ли люди предсказуемо, как компьютеры, рассчитывая риски и выгоды, или они действуют непредсказуемо, в соответствии с врожденным чувством каждого человека того, что такое «хорошо»? В любом случае, является ли их поведение продуктом дарвиновской борьбы, иногда замаскированной под сострадание или альтруизм, или оно может исходить из души в отношениях с Богом? Хилари несколько вызывающе принадлежит ко второму лагерю — Спайк удивлен, узнав, что она молится каждую ночь перед сном.
Вера Хилари в Бога и ее одержимость «добром» проистекают из того факта, что она забеременела в подростковом возрасте и отдала свою девочку Кэтрин на усыновление. Ее молитвы всегда связаны с тем, чтобы ее дочь была в безопасности и счастлива. Хилари чувствует, что, если она будет вести морально правильную жизнь, она сможет исправить свои предыдущие ошибки и обеспечить счастье своей дочери.
Хилари подает заявление о приеме на работу в Институт наук о мозге Крола. На собеседовании она знакомится с другим кандидатом на работу, Амаль, которая, кажется, разделяет взгляд Спайка на людей как на врожденно эгоистичных людей. И Хилари, и Амаль нанимаются на работу в Крол. Пять лет спустя Амаль использует статистическую модель колебаний рынка, чтобы правильно предсказать крах фондового рынка в 2009 году. понижение в должности с аналитика до компьютерного работника.
У Джерри Крола, основателя компании, есть приемная дочь по имени Кэти, которая примерно того же возраста, что и дочь Хилари Кэтрин. Это выдвигает на первый план «сложную проблему»: являются ли Кэтрин и Кэти одной и той же девушкой, и если да, то чем можно объяснить это статистически невероятное совпадение? Это просто удача или чудо, вызванное сверхъестественной помощью (например, молитвами Хилари)?
Является ли сострадание замаскированным эгоизмом, инстинктивно используемым в качестве эволюционной стратегии, или же оно может существовать как беспримесное самопожертвование, становится основной частью «трудной проблемы». Хилари и ее помощница Бо, гений математики, планируют эксперимент, чтобы проверить это. Кэти и еще 95 детей в ее школе проверяют, насколько сострадательно каждый ребенок проявляет к женщине, которую они стали свидетелями того, что ее предположительно подвергают удару электрическим током. Бо анализирует данные и приходит к выводу, что дети младшего возраста проявляют больше естественного сострадания, чем дети старшего возраста, которых, предположительно, приучили мириться с жестокостью. Тяжелая работа Бо, похоже, демонстрирует бескорыстное желание доставить удовольствие Хилари — или Хилари права, подозревая, что Бо испытывает к ней сексуальное влечение и, следовательно, имеет более эгоистичный мотив для такой усердной работы?
Хилари отправляется в командировку в Венецию, и ее случайно распределяют в номер в отеле вместе со Спайком, которого она не видела восемь лет. Опять же, это поднимает вопрос о том, руководствуется ли их жизнью чистая случайность или какое-то провидение. Спайк и Хилари снова спорят, на этот раз о том, может ли инертная материя создать сознание. В постели Хилари просит Спайка присоединиться к ней и помолиться за ее дочь. Но, несмотря на искушение угодить ей, Спайк остаётся верен своим принципам и отказывается. Он слышит, как Хилари плачет в душе.
Вернувшись из Венеции, Хилари устраивает вечеринку в честь выхода в свет статьи, которую они с Бо написали. Это провальная вечеринка. Спайк ведет себя грубо, Хилари поджигает еду, а Амаль, теперь парень Бо, принижает газету. Хуже того, Бо рассказывает Хилари, что она подделала данные, чтобы они оказались такими, какими, как она знала, хотела Хилари, — потому что она (Бо) влюблена в Хилари. Радость Хилари от того, что наука «доказывает», что люди по своей природе добры, разбита. Проблема того, является ли «добро» тем, чем кажется, или же ее всегда можно анализировать как тактику самосовершенствования, остается «трудной».
Поскольку дочь Крола Кэти была одной из участниц эксперимента, Хилари может убедиться, что Кэти была усыновлена и что ее дата рождения, а также ее имя соответствуют именам ее дочери. Джерри знал об этом уже некоторое время, и в последней сцене он демонстрирует свое личное сострадание, приглашая Хилари навестить их в любое время, чтобы увидеть ее дочь. Хилари благодарна, но считает, что такие визиты следует отложить, пока Кэти/Кэтрин не подрастут. Спектакль заканчивается тем, что Джерри и Кэти покидают квартиру Хилари. Хилари выглядит счастливой, и Джерри возвращается, чтобы передать удостоверение личности Хилари Кэти с ее фотографией. Какое-то время она смотрит на него, затем быстро запихивает свои немногочисленные вещи в сумку и уходит.
Производство
[ редактировать ]Первая постановка состоялась в Национальном театре в Лондоне в 2015 году. Режиссер Николас Хитнер (его последняя работа в Национальном театре) со следующим составом:
- Элейн — Кристин Атертон
- Джерри — Энтони Калф
- Кэти – Хейли Кэнэм
- Бо – Вера Чок
- Лео — Джонатан Кой
- Джулия — Рози Хилал
- Кэти — Дэйзи Джейкоб
- Спайк — Дэмиен Молони
- Урсула — Люси Робинсон
- Амаль – Парт Такерар
- Хилари — Оливия Виналл
- Кэти — Элоиза Уэбб [2]
Спектакль получил неоднозначные отзывы: от «стимулирующих... богатых» Майкла Биллингтона из The Guardian и «элегантной интерпретации» из The Standard Генри Хитчингса до «серьезного разочарования» Доминика Кавендиша из Daily Telegraph . [3]
В январе и феврале 2016 года театр Вилма в Филадельфии подготовил премьеру в США. [4] Режиссер спектакля - Бланка Жижка, в актерский состав вошли Сара Глико (Хилари), Росс Бешлер (Спайк) и Шраван Амин (Амаль). [5]
На Среднем Западе постановка состоялась в 2017 году в Court Theater в Чикаго. [ нужна ссылка ] Спектакль был показан Off-Broadway в Театре Митци Э. Ньюхаус в 2018 году. [6]
театр подготовил русскоязычную премьеру, открывшуюся в феврале 2019 года под названием Проблема « » академический молодежный Российский . [7]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Стоппард, Том (28 января 2015 г.). «Первое лицо». Примечания к программе . Лондон: Королевский национальный театр .
- ^ «Сложная проблема» . Nationaltheatre.org.uk . Национальный театр . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ «Сложная проблема: неоднозначные отзывы о новой пьесе Тома Стоппарда» . Новости Би-би-си. 29 января 2015 г.
- ^ Шварц, Чип (29 декабря 2015 г.). «В театре Вильма в Филадельфии состоится американская премьера спектакля Тома Стоппарда «Сложная проблема»» (блог) . сайт Knightfoundation.org . Фонд Рыцаря . Проверено 15 мая 2024 г.
- ^ Зинман, Тоби. «Обзор. «Сложная проблема»» philly.com, 14 января 2016 г.
- ^ Фирберг, Рути (25 октября 2018 г.). «Превью спектакля Тома Стоппарда «Сложная проблема начинается» за пределами Бродвея 25 октября» . Афиша . Проверено 8 октября 2020 г.
- ^ "В РАМТе репетируют пьесу Тома Стоппарда "Проблема" " . tvkultura.ru (in Russian). Russia-K . 6 December 2018 . Retrieved 11 January 2019 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- «Сложная проблема» — это проблема Стоппарда с наукой , New Scientist , 29 января 2015 г.
- Обзор «Сложной проблемы» – Том Стоппард уклоняется от главного вопроса , The Observer , Лондон, 1 февраля 2015 г.
- «Сложная проблема», Национальный театр, рецензия: «большое разочарование» , The Telegraph , Лондон, 28 января 2015 г.
- «Сложная проблема», рецензия: последняя постановка Николаса Хитнера для Национального театра разочаровала , The Independent , Лондон, 28 января 2015 г.
- «Сложная проблема», Национальный театр, Лондон – обзор , The Financial Times , Лондон, 29 января 2015 г.