Jump to content

Женщина-мужчина

Женщина-мужчина
Обложка первого издания (мягкая обложка)
Автор Джоанна Расс
Художник обложки Морган Кейн
Язык Английский
Жанр научная фантастика
Издатель Бантамские книги
Дата публикации
февраль 1975 г.
Место публикации Соединенные Штаты
Тип носителя Распечатать (мягкая обложка)
Страницы 214
ISBN 0553111752
ОКЛК 17828558

«Женщина-мужчина» феминистский научно-фантастический роман американской писательницы Джоанны Расс . Первоначально оно было написано в 1970 году и впервые опубликовано в 1975 году издательством Bantam Books . Расс была ярой феминисткой и бросала вызов сексистским взглядам в 1970-х годах в своих романах, рассказах и научно-популярных произведениях. В число этих работ входят «Мы, кто собираемся...» , « Когда это изменилось » и «За что мы боремся?: Секс, раса, класс и будущее феминизма» .

В романе рассказывается о жизни четырех женщин, живущих в параллельных вселенных, различающихся во времени и месте. Женщины посещают миры друг друга и поражаются разными взглядами на гендерные роли и социальные условности, касающиеся женщин и женственности. Их встречи заставляют их переоценить свою жизнь и дать новое определение тому, что значит быть женщиной. В конце концов, все четыре женщины обнаруживают, что на самом деле они представляют собой четыре разные версии одной и той же женщины и могут освободиться от патриархальных условностей своих миров.

Название романа происходит от имени персонажа Джоанны, которая превращается в «женщину-мужчину», чтобы ее уважали и видели за пределами ее пола. [1] «Женщина-мужчина» — это женщина с мужским разумом, но ее тело и душа все еще женские. [2] Метафорическая трансформация Джоанны связана с ее решением добиваться равенства, отвергая зависимость женщин от мужчин, и отражает путь трех других главных героев.

Параметр

[ редактировать ]

Женщина-Мужчина включает в себя несколько вымышленных миров.

  • Мир Джоанны : Джоанна существует в мире, похожем на Землю 1970-х годов.
  • Мир Джанин : Жаннин живет в Нью-Йорке в 1969 году, в мире, где Великая депрессия так и не закончилась и Вторая мировая война не произошла. В результате ее мир находится в бесконечной депрессии без каких-либо значительных феминистских движений.
  • Уилауэй: Мир Джанет - это полностью женская утопическая Земля десяти столетий будущего под названием Уилауэй, где все мужчины умерли от чумы, обусловленной полом, через 900 лет после начала романа. Однако в последней главе Джаэль предполагает, что чума была ложью и что люди были убиты. Язык Вилауэя — «панрусский» и не имеет ничего общего с русским языком ХХ века. Для продолжения рода женщины, состоящие в лесбийских отношениях, используют технологию генетического слияния яйцеклеток. Хотя Вилауэй технологически развит, их общество в основном аграрное . Уилауэй меньше заботится о равенстве, чем о безопасности. [3] Здесь нет сексуального насилия или убийства, и дети могут играть обнаженными и без страха. Бывают дуэли, которые могут закончиться смертью одной из сторон дуэли, но это обычное дело в Уилауэе и считается эффективным способом разрешения спора.
  • Страна женщин: Мир Джаэль — это антиутопия, в которой мужчины (мэнландцы) и женщины (женщины) буквально ведут «битву полов». Хотя их война продолжается уже сорок лет, оба общества торгуют друг с другом, особенно детьми. Женщины-земляне оставляют детей женского пола и обменивают детей мужского пола на ресурсы. Чтобы мужчины могли справиться со своими сексуальными желаниями, избранное количество мальчиков, считающихся недостаточно мужественными, подвергаются операции по смене пола . Вместо мужчин женщины-женщины, такие как Джаэль, имеют автоматы или вступают в лесбийские отношения.

Краткое содержание сюжета

[ редактировать ]

Роман начинается с того, что Джанет Эвасон внезапно появляется и исчезает в мире Джанин. Джанет из Уилауэя, футуристического мира, где чума убила всех мужчин более 800 лет назад, а Джанин живет в мире, который никогда не переживал конца Великой депрессии . Джанет переносит Жаннин в мир Джоанны, где обе женщины встречаются в коктейль-баре и смотрят телеинтервью Джанет. Она объясняет интервьюеру-мужчине культуру и обычаи жителей Вилаэвая, которые сильно отличаются от мира Джоанны. Когда Джанет начинает объяснять интервьюеру, как женщины в Вилауэе «спариваются», ее внезапно прерывает рекламная пауза.

Выступая в роли гида, Джоанна берет Джанет на вечеринку в ее мире, чтобы показать ей, как женщины и мужчины взаимодействуют друг с другом. Джанет быстро оказывается объектом внимания мужчины, поскольку он постоянно ее приставает. После того, как ей надоело, Джанет сбивает мужчину с ног и издевается над ним. Ее поведение шокирует всех на вечеринке, поскольку в мире Джоанны считается, что женщины уступают мужчинам. Затем Джанет выражает свое желание жить в типичной семье Джоанне, которая берет Джанет в дом Уилдингсов в Энитауне, США. Джанет знакомится с их дочерью-подростком Лорой Роуз, которая сразу же восхищается уверенностью и независимостью Джанет как женщины. Лаура понимает, что ее привлекает Джанет, и начинает вступать с ней в сексуальные отношения. Это трансгрессивно для них обоих, поскольку табу Уилауэя на отношения между поколениями (отношения с кем-то, достаточно взрослым, чтобы быть вашим родителем, или достаточно молодым, чтобы быть вашим ребенком) так же сильно, как и табу на однополые отношения в мире Лоры. . После того, как они впервые занялись сексом, Джанет рассказывает Лоре, как она встретила и полюбила свою жену Витторию еще в Уилауэе.

Жаннин и Джоанна сопровождают Джанет обратно в Вилауэй, где они встречают Витторию и остаются в своем доме. Маленький ребенок из Вилаээя следует за Джоанной и рассказывает ей историю о медведе, запертом между двумя мирами, как метафору ее жизни. Жаннин возвращается в свой мир вместе с Джоанной, и они оба отправляются на каникулы в дом ее брата. Мать Жаннин приставает к ней по поводу ее личной жизни и спрашивает, собирается ли она скоро выйти замуж. Жаннин ходит на несколько свиданий с мужчинами, но все равно остается неудовлетворенной. Жаннин начинает сомневаться в своем чувстве реальности, но вскоре решает, что хочет влиться в свою роль женщины. Она звонит Кэлу, чтобы забрать ее, и соглашается выйти за него замуж.

Джоанна, Жаннин и Джанет прибывают в мир Джаэль, где уже 40 лет идет война между мужчинами и женщинами. Джаэль объясняет, что она работает в Бюро сравнительной этнологии , организации, которая концентрируется на различных аналогах людей в разных параллельных мирах. Она показывает, что именно она собрала их всех вместе, потому что это четыре версии одной и той же женщины. Джаэль берет их всех с собой на вражескую территорию, где она, похоже, ведет переговоры о сделке с одним из лидеров-мужчин. Поначалу кажется, что лидер-мужчина пропагандирует равенство, но Джаэль быстро понимает, что он все еще верит в неполноценность женщин. Он безжалостно преследует Джаэль и пытается убедить ее, что обоим обществам необходимо примириться. Джаэль оказывается безжалостной убийцей, убивает мужчину и отправляет всех женщин обратно в свой дом. В ее доме женщины становятся свидетелями того, как Джаэль и Дэви, ее биологический автомат, занимаются сексом. Джаэль наконец рассказывает другим женщинам, почему она собрала их всех. Она хочет создать секретные военные базы в женских мирах без ведома мужчин. Она надеется, что в конечном итоге женщины в каждом мире получат полномочия и свергнут свои патриархальные общества.

Джанин и Джоанна соглашаются помочь Джаэль ассимилировать женщин-солдат в их мирах, но Джанет отказывается, учитывая общий пацифизм Уилауэя. Жаннин и Джоанна, кажется, стали более сильными личностями и рады восстать против своих гендерных ролей. Джанет не трогают намерения Джаэль, поэтому Джаэль предполагает Джанет, что причина отсутствия мужчин на Уилауэе не из-за чумы, а в том, что женщины выиграли войну и убили всех мужчин в прошлом ее временной шкалы. Джанет отказывается верить Джаэлю, а другие женщины раздражаются сопротивлением Джанет. Роман заканчивается тем, что женщины расходятся и возвращаются в свои миры, каждая с новым взглядом на свою жизнь, свой мир и свою женскую идентичность.

Персонажи

[ редактировать ]

Главные персонажи

[ редактировать ]

Жаннин Нэнси Дадье — двадцатидевятилетняя библиотекарь , живущая в мире, который так и не избежал Великой депрессии . У нее есть голубоглазый кот по имени Мистер Фрости, с которым она постоянно разговаривает и уделяет внимание. Жаннин сталкивается с постоянным давлением со стороны семьи и общества, требуя выйти замуж. Она сомневается в способности своего парня Кэла сделать ее счастливой, но в конце концов обручается с ним. Из всех женщин она наименее радикализирована и считается самой слабой из всех женщин. Тем не менее, Джаэль говорит, что она, пожалуй, самая умная из четырех женщин. В конце романа Жаннин, кажется, отказалась от ожиданий брака и приветствует социальную революцию против мужчин.

Джоанна живет в 1969 году в мире, удивительно похожем на Землю. Феминистское движение только началось, и Джоанна полна решимости опровергнуть мнение своего мира о том, что женщины уступают мужчинам. Джоанна остроумна и сообразительна, но ей трудно заявить о своих способностях и интеллекте среди сверстников-мужчин. Чтобы справиться с ситуацией, она неоднократно называет себя «женщиной-мужчиной», чтобы указать на принятие ею мужской гендерной роли и отделить себя от идентификации как просто еще одной женщины. На протяжении всего произведения она идентифицирует себя как автора романа. Она названа в честь Расса и основана на нем. [2]

Джанет Эвасон Белин родом из футуристического мира под названием Уилауэй, где все мужчины умерли от чумы, обусловленной полом, более 900 лет назад. Она офицер безопасности и мира, похожая на офицера полиции , и только что стала эмиссаром в другие миры. Она объясняет, что это потому, что она расходный материал и относительно глупа по сравнению с другими вилаэуанцами. Она замужем за Витторией, имеет двоих детей. Джанет завязывает романтические отношения с Лорой Уайлдинг, дочерью-подростком семьи, у которой она жила в мире Джоанны. Джаэль называет ее «Сильной» и «Мисс Швеция». Она старше других женщин и наиболее развита в эволюционном отношении, поскольку у нее нет аллергии, аппендиксов или двойных суставов. Помимо уверенности и напористости, Джанет, пожалуй, самая независимая от мужчин, поскольку никогда не сталкивалась с патриархальным доминированием.

Элис Джаэль Ризонер , которую часто называют Джаэль (кодовое имя «Сладкая Алиса»), — убийца, живущая в мире, где мужчины и женщины воюют уже сорок лет. Каждый пол создал свои собственные общества, Страну женщин и Страну мужчин, исключающие друг друга. У Джаэль есть серебряные когти, которые раскрываются, когда она оттягивает кожу, и металлические зубы, которые она использует в качестве оружия. Она радикалка и хорошо выполняет свою работу. Джаэль является инициатором собрания четырех женщин и предлагает революцию против всех мужчин.

Второстепенные персонажи

[ редактировать ]

Лаура Роуз, по прозвищу Лаур , — дочь в семье, с которой Джанет остается, когда посещает мир Джоанны. Она объявляет себя «жертвой зависти к пенису », разочарованная тем, что ей приходится подавлять свой потенциал, чтобы стать домохозяйкой. Она застенчивая сорванец с короткими волосами и веснушками, которая борется со своей сексуальной ориентацией и женственностью. Она мечтает, что станет Чингисханом, которому предстоит справиться. Уверенность и независимость Джанет от мужчин очаровывают Лору, и она начинает поддерживать с Джанет сексуальные отношения.

Виттория — жена Джанет. У них с Джанет две дочери. Джанет часто упоминает ее и ненадолго появляется, когда все четыре женщины посещают Уилауэй.

Кэл - парень и будущий жених Джанин. Он часто плачет и носит ее ожерелья. Она не верит, что Кэл достаточно мужественен, чтобы обеспечить ее.

Бад Дадье — старший брат Джанин, который преподает математику в средней школе. Он женат и имеет двоих детей. Он и его мать постоянно вынуждают Жаннин выйти замуж.

Миссис Дадье - мать Жаннин, которая живет с братом Жаннин и его семьей. Когда Жаннин проводит отпуск в доме своего брата, миссис Дадье изводит Жаннин лекциями о важности брака.

Фрэнк , также известный как X , — женатый мужчина, который приглашает Джанин на несколько свиданий, пока она остается в доме своего брата. Он отдалился от своей жены, и хотя Жаннин не чувствует к нему никакой связи, она встречается с ним, чтобы успокоить свою семью.

Дэви - мужской автомат Джаэль. Его «исходная зародышевая плазма» описана как шимпанзе, но он похож на красивого молодого человека. Лишенный воли и, возможно, всех высших функций мозга, он подключен к компьютеризированному дому Джаэль и управляется ее мимикой и словесными командами.

Дуняша Бернадеттсон - философ из Вилаээя, которого Джанет часто вспоминает на протяжении всего романа.

Структура и формат

[ редактировать ]

Роман разделен на девять частей, каждая из которых разделена на главы. Разделы романа обычно посвящены точке зрения одного персонажа, но часто точка зрения меняется между четырьмя персонажами и переходит в другое место и время. Часто неясно, кто говорит, и в результате это приводит к путанице в повествовании. Постоянная смена точек зрения представляет собой сопротивление женщин и Расса жанру, в котором доминируют мужчины. [2] Точки зрения Джоанны, Джанет и Джаэль изложены от первого лица , но они часто относятся к себе от третьего лица, пока повествование все еще ведется с их точки зрения. Лора Уайлдинг — единственный второстепенный персонаж, повествование которого рассказывается с ее точки зрения. Точка зрения Жаннин рассказывается исключительно через повествование от третьего лица , пока она не начинает подвергать сомнению свою роль в патриархате и не поглощается точкой зрения от первого лица в последней главе:

Мы встали и оплатили пятикратный счет; потом мы вышли на улицу. Я попрощался и ушел с Лором, я, Джанет; Я тоже смотрела, как они уходят, я, Джоанна; навсегда я отправился показать Джаэль город, я, Жанин, я, Джаэль, я сам. (стр. 212)

Джоанна описывает написание романа и благодарит аудиторию в последней главе. [2] Свой стиль повествования она описывает как женский:

У меня нет структуры… мысли мои бесформенно просачиваются, как менструальная жидкость, все это очень женственно, глубоко и полно сущностей, очень примитивно и полно «и», это называется «продолжительные предложения». (с. 137).

Джоанна также вставляет в сценарий воображаемые разговоры, демонстрирующие ее недовольство мужчинами. Есть также стихи, и Джанет часто рассказывает историю Уилауэя, в том числе цитирует философа Уилауэя, чтобы дать представление о ее культуре. Джаэль представлен во второй части, выделенной курсивом; однако ее история начинается в восьмой части с повторения главы, выделенной курсивом. Лишь в восьмой части роман фокусируется на Джаэль и официально представляет ее.

Литературное значение и прием

[ редактировать ]

Когда феминистское движение начало привлекать внимание, многие считали роман одним из самых влиятельных произведений в феминистской литературе. [4] и его широкое признание ознаменовало начало феминистской научной фантастики . [5] После выхода роман был принят положительно. [6]

Дуглас Барбур в « Торонто Стар» писал:

Произведение пугающей силы, но в то же время это произведение огромной художественной тонкости... оно должно понравиться всем умным людям, которые ищут в своем чтении захватывающие идеи, яркие диалоги, провокационные художественные игры.

Элизабет Линн из « Обзора книг Сан-Франциско » охарактеризовала ее как «Потрясающую книгу, произведение, которое следует читать с большим уважением. Кроме того, оно невероятно забавное».

Хотя роман высоко ценится как важный феминистский текст, он не лишен споров. Некоторые также считают, что он устаревший и разделяет как критиков, так и аудиторию. [7] Большая часть критики, полученной Рассом, касалась радикального феминизма, который, как считается, пропагандирует роман. [2] Персонаж Джаэль подразумевает, что массовое убийство мужчин было неизбежным и необходимым для феминистской утопии. Для Джаэль насилие — единственное средство, с помощью которого женщины могут освободиться. [1]

Аллюзии и ссылки

[ редактировать ]

Аллюзии на другие произведения

[ редактировать ]
  • « Когда все изменилось » Джоанны Расс : В рассказе «Когда все изменилось» персонаж Джанет и другая версия Уилауэя (планета, колонизированная с Земли, а не будущая версия самой Земли).
  • «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта : Королева Анна упоминается как «мужчина женского пола» в главе 4 «Гуигнгнмы раздела » .
  • Беовульф из устной традиции : Джоанна ссылается на мать Гренделя, чтобы продемонстрировать, что женщина может быть одновременно заботливой матерью и агрессивной, сильной женщиной.
  • «Подчинение женщин» Джона Стюарта Милля : Джоанна ссылается на Милля, когда перечисляет множество примеров того, как мужчины исторически угнетали женщин.
  • Библия : Иаэль названа в честь Яэль , которая убивает Сисару , проткнув ему череп колышком от палатки, пока он спит. В какой-то момент Русс описывает Иаиль словами, перефразированными из Книги Судей : «К ногам ее он склонился, он упал, он лег; к ногам ее он склонился, он упал: где он склонился, там он упал замертво» (Суд. 5:27).

Аллюзии на историю

[ редактировать ]

Роман Расс обращается к проблемным вопросам 1970-х годов, когда феминистское движение приобрело большое влияние. Поскольку «Женщина-мужчина» была написана в 1970-х годах, мир персонажа Джоанны больше всего похож на реальный мир, в котором жил Расс. Роман также затрагивает экологическое движение Джанет , как показано в утопическом обществе . Хотя мир Джанет чрезвычайно технологически развит, женщины предпочитают жить в аграрных обществах. Уилэуэй формирует идеалистический образ органической среды, в которой природа сохраняется, несмотря на радикальное развитие технологий.

В романе также упоминается Великая депрессия , начавшаяся в 1929 году, когда мировая экономика погрузилась в длительную и глубокую рецессию . Однако в мире Джанин Великая депрессия так и не закончилась. В тексте предполагается, что продолжение Великой депрессии вынудило женщин искать мужей для финансовой поддержки и запретило женщинам искать собственную работу, увековечивая гендерные роли.

Награды и номинации

[ редактировать ]

После номинации на премию «Небула» 1975 года за лучший роман «Женщина-мужчина» выиграла одну из трех ретроспективных премий Типтри в 1996 году. [8] В 2002 году он также получил награду Зала славы гейлактического спектра . [9]

  1. ^ Jump up to: а б Тесленко, Татьяна (19 августа 2003 г.). Феминистские утопические романы 1970-х годов . Рутледж. дои : 10.4324/9780203484340 . ISBN  978-1-135-88517-5 .
  2. ^ Jump up to: а б с д и Хикс, Хизер Дж (1999). «Автоматизация феминизма: случай Джоанны Расс «Женщина-мужчина»» . Постмодернистская культура . 9 (3). дои : 10.1353/pmc.1999.0020 . ISSN   1053-1920 . S2CID   145429730 .
  3. ^ Кортьель, Жанна (ноябрь 2018 г.). «Риск и феминистская утопия: радикализация будущего» . Американский журнал экономики и социологии . 77 (5): 1353–1376. дои : 10.1111/ajes.12252 . ISSN   0002-9246 . S2CID   149746139 .
  4. ^ Clute1995, стр. 167, 228.
  5. ^ Клют и Николлс 1995, стр. 1035.
  6. ^ Кэлвин, Рич (июль 2009 г.). « Эта бесформенная книга»: «Прием» и «Женщина-мужчина» Джоанны Расс». Фемспец . 10 (2): 24–34 – через Гейла.
  7. ^ Гардинер, Джудит Кеган (1994). «Эмпатические способы чтения: нарциссизм, культурная политика и «женщина-мужчина» Расса » . Феминистские исследования . 20 (1): 87–111. дои : 10.2307/3178434 . hdl : 2027/spo.0499697.0020.108 . ISSN   0046-3663 . JSTOR   3178434 .
  8. ^ «Предыдущие награды» . Премия Джеймса Типтри-младшего . Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 20 марта 2011 г.
  9. ^ Келли, Марк Р. (2003–2007). «Премия Gaylactic Spectrum Awards 2002» . Премия «Спектр» . Публикации Локуса. Архивировано из оригинала 14 июля 2015 года . Проверено 13 ноября 2008 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ad9d445c2b3174aac034a885668db0e3__1718510460
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ad/e3/ad9d445c2b3174aac034a885668db0e3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
The Female Man - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)