Женщина-мужчина
![]() Обложка первого издания (мягкая обложка) | |
Автор | Джоанна Расс |
---|---|
Художник обложки | Морган Кейн |
Язык | Английский |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Бантамские книги |
Дата публикации | февраль 1975 г. |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Распечатать (мягкая обложка) |
Страницы | 214 |
ISBN | 0553111752 |
ОКЛК | 17828558 |
«Женщина-мужчина» — феминистский научно-фантастический роман американской писательницы Джоанны Расс . Первоначально оно было написано в 1970 году и впервые опубликовано в 1975 году издательством Bantam Books . Расс была ярой феминисткой и бросала вызов сексистским взглядам в 1970-х годах в своих романах, рассказах и научно-популярных произведениях. В число этих работ входят «Мы, кто собираемся...» , « Когда это изменилось » и «За что мы боремся?: Секс, раса, класс и будущее феминизма» .
В романе рассказывается о жизни четырех женщин, живущих в параллельных вселенных, различающихся во времени и месте. Женщины посещают миры друг друга и поражаются разными взглядами на гендерные роли и социальные условности, касающиеся женщин и женственности. Их встречи заставляют их переоценить свою жизнь и дать новое определение тому, что значит быть женщиной. В конце концов, все четыре женщины обнаруживают, что на самом деле они представляют собой четыре разные версии одной и той же женщины и могут освободиться от патриархальных условностей своих миров.
Название романа происходит от имени персонажа Джоанны, которая превращается в «женщину-мужчину», чтобы ее уважали и видели за пределами ее пола. [1] «Женщина-мужчина» — это женщина с мужским разумом, но ее тело и душа все еще женские. [2] Метафорическая трансформация Джоанны связана с ее решением добиваться равенства, отвергая зависимость женщин от мужчин, и отражает путь трех других главных героев.
Параметр
[ редактировать ]Женщина-Мужчина включает в себя несколько вымышленных миров.
- Мир Джоанны : Джоанна существует в мире, похожем на Землю 1970-х годов.
- Мир Джанин : Жаннин живет в Нью-Йорке в 1969 году, в мире, где Великая депрессия так и не закончилась и Вторая мировая война не произошла. В результате ее мир находится в бесконечной депрессии без каких-либо значительных феминистских движений.
- Уилауэй: Мир Джанет - это полностью женская утопическая Земля десяти столетий будущего под названием Уилауэй, где все мужчины умерли от чумы, обусловленной полом, через 900 лет после начала романа. Однако в последней главе Джаэль предполагает, что чума была ложью и что люди были убиты. Язык Вилауэя — «панрусский» и не имеет ничего общего с русским языком ХХ века. Для продолжения рода женщины, состоящие в лесбийских отношениях, используют технологию генетического слияния яйцеклеток. Хотя Вилауэй технологически развит, их общество в основном аграрное . Уилауэй меньше заботится о равенстве, чем о безопасности. [3] Здесь нет сексуального насилия или убийства, и дети могут играть обнаженными и без страха. Бывают дуэли, которые могут закончиться смертью одной из сторон дуэли, но это обычное дело в Уилауэе и считается эффективным способом разрешения спора.
- Страна женщин: Мир Джаэль — это антиутопия, в которой мужчины (мэнландцы) и женщины (женщины) буквально ведут «битву полов». Хотя их война продолжается уже сорок лет, оба общества торгуют друг с другом, особенно детьми. Женщины-земляне оставляют детей женского пола и обменивают детей мужского пола на ресурсы. Чтобы мужчины могли справиться со своими сексуальными желаниями, избранное количество мальчиков, считающихся недостаточно мужественными, подвергаются операции по смене пола . Вместо мужчин женщины-женщины, такие как Джаэль, имеют автоматы или вступают в лесбийские отношения.
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]Роман начинается с того, что Джанет Эвасон внезапно появляется и исчезает в мире Джанин. Джанет из Уилауэя, футуристического мира, где чума убила всех мужчин более 800 лет назад, а Джанин живет в мире, который никогда не переживал конца Великой депрессии . Джанет переносит Жаннин в мир Джоанны, где обе женщины встречаются в коктейль-баре и смотрят телеинтервью Джанет. Она объясняет интервьюеру-мужчине культуру и обычаи жителей Вилаэвая, которые сильно отличаются от мира Джоанны. Когда Джанет начинает объяснять интервьюеру, как женщины в Вилауэе «спариваются», ее внезапно прерывает рекламная пауза.
Выступая в роли гида, Джоанна берет Джанет на вечеринку в ее мире, чтобы показать ей, как женщины и мужчины взаимодействуют друг с другом. Джанет быстро оказывается объектом внимания мужчины, поскольку он постоянно ее приставает. После того, как ей надоело, Джанет сбивает мужчину с ног и издевается над ним. Ее поведение шокирует всех на вечеринке, поскольку в мире Джоанны считается, что женщины уступают мужчинам. Затем Джанет выражает свое желание жить в типичной семье Джоанне, которая берет Джанет в дом Уилдингсов в Энитауне, США. Джанет знакомится с их дочерью-подростком Лорой Роуз, которая сразу же восхищается уверенностью и независимостью Джанет как женщины. Лаура понимает, что ее привлекает Джанет, и начинает вступать с ней в сексуальные отношения. Это трансгрессивно для них обоих, поскольку табу Уилауэя на отношения между поколениями (отношения с кем-то, достаточно взрослым, чтобы быть вашим родителем, или достаточно молодым, чтобы быть вашим ребенком) так же сильно, как и табу на однополые отношения в мире Лоры. . После того, как они впервые занялись сексом, Джанет рассказывает Лоре, как она встретила и полюбила свою жену Витторию еще в Уилауэе.
Жаннин и Джоанна сопровождают Джанет обратно в Вилауэй, где они встречают Витторию и остаются в своем доме. Маленький ребенок из Вилаээя следует за Джоанной и рассказывает ей историю о медведе, запертом между двумя мирами, как метафору ее жизни. Жаннин возвращается в свой мир вместе с Джоанной, и они оба отправляются на каникулы в дом ее брата. Мать Жаннин приставает к ней по поводу ее личной жизни и спрашивает, собирается ли она скоро выйти замуж. Жаннин ходит на несколько свиданий с мужчинами, но все равно остается неудовлетворенной. Жаннин начинает сомневаться в своем чувстве реальности, но вскоре решает, что хочет влиться в свою роль женщины. Она звонит Кэлу, чтобы забрать ее, и соглашается выйти за него замуж.
Джоанна, Жаннин и Джанет прибывают в мир Джаэль, где уже 40 лет идет война между мужчинами и женщинами. Джаэль объясняет, что она работает в Бюро сравнительной этнологии , организации, которая концентрируется на различных аналогах людей в разных параллельных мирах. Она показывает, что именно она собрала их всех вместе, потому что это четыре версии одной и той же женщины. Джаэль берет их всех с собой на вражескую территорию, где она, похоже, ведет переговоры о сделке с одним из лидеров-мужчин. Поначалу кажется, что лидер-мужчина пропагандирует равенство, но Джаэль быстро понимает, что он все еще верит в неполноценность женщин. Он безжалостно преследует Джаэль и пытается убедить ее, что обоим обществам необходимо примириться. Джаэль оказывается безжалостной убийцей, убивает мужчину и отправляет всех женщин обратно в свой дом. В ее доме женщины становятся свидетелями того, как Джаэль и Дэви, ее биологический автомат, занимаются сексом. Джаэль наконец рассказывает другим женщинам, почему она собрала их всех. Она хочет создать секретные военные базы в женских мирах без ведома мужчин. Она надеется, что в конечном итоге женщины в каждом мире получат полномочия и свергнут свои патриархальные общества.
Джанин и Джоанна соглашаются помочь Джаэль ассимилировать женщин-солдат в их мирах, но Джанет отказывается, учитывая общий пацифизм Уилауэя. Жаннин и Джоанна, кажется, стали более сильными личностями и рады восстать против своих гендерных ролей. Джанет не трогают намерения Джаэль, поэтому Джаэль предполагает Джанет, что причина отсутствия мужчин на Уилауэе не из-за чумы, а в том, что женщины выиграли войну и убили всех мужчин в прошлом ее временной шкалы. Джанет отказывается верить Джаэлю, а другие женщины раздражаются сопротивлением Джанет. Роман заканчивается тем, что женщины расходятся и возвращаются в свои миры, каждая с новым взглядом на свою жизнь, свой мир и свою женскую идентичность.
Персонажи
[ редактировать ]Главные персонажи
[ редактировать ]Жаннин Нэнси Дадье — двадцатидевятилетняя библиотекарь , живущая в мире, который так и не избежал Великой депрессии . У нее есть голубоглазый кот по имени Мистер Фрости, с которым она постоянно разговаривает и уделяет внимание. Жаннин сталкивается с постоянным давлением со стороны семьи и общества, требуя выйти замуж. Она сомневается в способности своего парня Кэла сделать ее счастливой, но в конце концов обручается с ним. Из всех женщин она наименее радикализирована и считается самой слабой из всех женщин. Тем не менее, Джаэль говорит, что она, пожалуй, самая умная из четырех женщин. В конце романа Жаннин, кажется, отказалась от ожиданий брака и приветствует социальную революцию против мужчин.
Джоанна живет в 1969 году в мире, удивительно похожем на Землю. Феминистское движение только началось, и Джоанна полна решимости опровергнуть мнение своего мира о том, что женщины уступают мужчинам. Джоанна остроумна и сообразительна, но ей трудно заявить о своих способностях и интеллекте среди сверстников-мужчин. Чтобы справиться с ситуацией, она неоднократно называет себя «женщиной-мужчиной», чтобы указать на принятие ею мужской гендерной роли и отделить себя от идентификации как просто еще одной женщины. На протяжении всего произведения она идентифицирует себя как автора романа. Она названа в честь Расса и основана на нем. [2]
Джанет Эвасон Белин родом из футуристического мира под названием Уилауэй, где все мужчины умерли от чумы, обусловленной полом, более 900 лет назад. Она офицер безопасности и мира, похожая на офицера полиции , и только что стала эмиссаром в другие миры. Она объясняет, что это потому, что она расходный материал и относительно глупа по сравнению с другими вилаэуанцами. Она замужем за Витторией, имеет двоих детей. Джанет завязывает романтические отношения с Лорой Уайлдинг, дочерью-подростком семьи, у которой она жила в мире Джоанны. Джаэль называет ее «Сильной» и «Мисс Швеция». Она старше других женщин и наиболее развита в эволюционном отношении, поскольку у нее нет аллергии, аппендиксов или двойных суставов. Помимо уверенности и напористости, Джанет, пожалуй, самая независимая от мужчин, поскольку никогда не сталкивалась с патриархальным доминированием.
Элис Джаэль Ризонер , которую часто называют Джаэль (кодовое имя «Сладкая Алиса»), — убийца, живущая в мире, где мужчины и женщины воюют уже сорок лет. Каждый пол создал свои собственные общества, Страну женщин и Страну мужчин, исключающие друг друга. У Джаэль есть серебряные когти, которые раскрываются, когда она оттягивает кожу, и металлические зубы, которые она использует в качестве оружия. Она радикалка и хорошо выполняет свою работу. Джаэль является инициатором собрания четырех женщин и предлагает революцию против всех мужчин.
Второстепенные персонажи
[ редактировать ]Лаура Роуз, по прозвищу Лаур , — дочь в семье, с которой Джанет остается, когда посещает мир Джоанны. Она объявляет себя «жертвой зависти к пенису », разочарованная тем, что ей приходится подавлять свой потенциал, чтобы стать домохозяйкой. Она застенчивая сорванец с короткими волосами и веснушками, которая борется со своей сексуальной ориентацией и женственностью. Она мечтает, что станет Чингисханом, которому предстоит справиться. Уверенность и независимость Джанет от мужчин очаровывают Лору, и она начинает поддерживать с Джанет сексуальные отношения.
Виттория — жена Джанет. У них с Джанет две дочери. Джанет часто упоминает ее и ненадолго появляется, когда все четыре женщины посещают Уилауэй.
Кэл - парень и будущий жених Джанин. Он часто плачет и носит ее ожерелья. Она не верит, что Кэл достаточно мужественен, чтобы обеспечить ее.
Бад Дадье — старший брат Джанин, который преподает математику в средней школе. Он женат и имеет двоих детей. Он и его мать постоянно вынуждают Жаннин выйти замуж.
Миссис Дадье - мать Жаннин, которая живет с братом Жаннин и его семьей. Когда Жаннин проводит отпуск в доме своего брата, миссис Дадье изводит Жаннин лекциями о важности брака.
Фрэнк , также известный как X , — женатый мужчина, который приглашает Джанин на несколько свиданий, пока она остается в доме своего брата. Он отдалился от своей жены, и хотя Жаннин не чувствует к нему никакой связи, она встречается с ним, чтобы успокоить свою семью.
Дэви - мужской автомат Джаэль. Его «исходная зародышевая плазма» описана как шимпанзе, но он похож на красивого молодого человека. Лишенный воли и, возможно, всех высших функций мозга, он подключен к компьютеризированному дому Джаэль и управляется ее мимикой и словесными командами.
Дуняша Бернадеттсон - философ из Вилаээя, которого Джанет часто вспоминает на протяжении всего романа.
Структура и формат
[ редактировать ]Роман разделен на девять частей, каждая из которых разделена на главы. Разделы романа обычно посвящены точке зрения одного персонажа, но часто точка зрения меняется между четырьмя персонажами и переходит в другое место и время. Часто неясно, кто говорит, и в результате это приводит к путанице в повествовании. Постоянная смена точек зрения представляет собой сопротивление женщин и Расса жанру, в котором доминируют мужчины. [2] Точки зрения Джоанны, Джанет и Джаэль изложены от первого лица , но они часто относятся к себе от третьего лица, пока повествование все еще ведется с их точки зрения. Лора Уайлдинг — единственный второстепенный персонаж, повествование которого рассказывается с ее точки зрения. Точка зрения Жаннин рассказывается исключительно через повествование от третьего лица , пока она не начинает подвергать сомнению свою роль в патриархате и не поглощается точкой зрения от первого лица в последней главе:
Мы встали и оплатили пятикратный счет; потом мы вышли на улицу. Я попрощался и ушел с Лором, я, Джанет; Я тоже смотрела, как они уходят, я, Джоанна; навсегда я отправился показать Джаэль город, я, Жанин, я, Джаэль, я сам. (стр. 212)
Джоанна описывает написание романа и благодарит аудиторию в последней главе. [2] Свой стиль повествования она описывает как женский:
У меня нет структуры… мысли мои бесформенно просачиваются, как менструальная жидкость, все это очень женственно, глубоко и полно сущностей, очень примитивно и полно «и», это называется «продолжительные предложения». (с. 137).
Джоанна также вставляет в сценарий воображаемые разговоры, демонстрирующие ее недовольство мужчинами. Есть также стихи, и Джанет часто рассказывает историю Уилауэя, в том числе цитирует философа Уилауэя, чтобы дать представление о ее культуре. Джаэль представлен во второй части, выделенной курсивом; однако ее история начинается в восьмой части с повторения главы, выделенной курсивом. Лишь в восьмой части роман фокусируется на Джаэль и официально представляет ее.
Литературное значение и прием
[ редактировать ]Когда феминистское движение начало привлекать внимание, многие считали роман одним из самых влиятельных произведений в феминистской литературе. [4] и его широкое признание ознаменовало начало феминистской научной фантастики . [5] После выхода роман был принят положительно. [6]
Дуглас Барбур в « Торонто Стар» писал:
Произведение пугающей силы, но в то же время это произведение огромной художественной тонкости... оно должно понравиться всем умным людям, которые ищут в своем чтении захватывающие идеи, яркие диалоги, провокационные художественные игры.
Элизабет Линн из « Обзора книг Сан-Франциско » охарактеризовала ее как «Потрясающую книгу, произведение, которое следует читать с большим уважением. Кроме того, оно невероятно забавное».
Хотя роман высоко ценится как важный феминистский текст, он не лишен споров. Некоторые также считают, что он устаревший и разделяет как критиков, так и аудиторию. [7] Большая часть критики, полученной Рассом, касалась радикального феминизма, который, как считается, пропагандирует роман. [2] Персонаж Джаэль подразумевает, что массовое убийство мужчин было неизбежным и необходимым для феминистской утопии. Для Джаэль насилие — единственное средство, с помощью которого женщины могут освободиться. [1]
Аллюзии и ссылки
[ редактировать ]Аллюзии на другие произведения
[ редактировать ]- « Когда все изменилось » Джоанны Расс : В рассказе «Когда все изменилось» персонаж Джанет и другая версия Уилауэя (планета, колонизированная с Земли, а не будущая версия самой Земли).
- «Путешествия Гулливера» Джонатана Свифта : Королева Анна упоминается как «мужчина женского пола» в главе 4 «Гуигнгнмы раздела » .
- Беовульф из устной традиции : Джоанна ссылается на мать Гренделя, чтобы продемонстрировать, что женщина может быть одновременно заботливой матерью и агрессивной, сильной женщиной.
- «Подчинение женщин» Джона Стюарта Милля : Джоанна ссылается на Милля, когда перечисляет множество примеров того, как мужчины исторически угнетали женщин.
- Библия : Иаэль названа в честь Яэль , которая убивает Сисару , проткнув ему череп колышком от палатки, пока он спит. В какой-то момент Русс описывает Иаиль словами, перефразированными из Книги Судей : «К ногам ее он склонился, он упал, он лег; к ногам ее он склонился, он упал: где он склонился, там он упал замертво» (Суд. 5:27).
Аллюзии на историю
[ редактировать ]Роман Расс обращается к проблемным вопросам 1970-х годов, когда феминистское движение приобрело большое влияние. Поскольку «Женщина-мужчина» была написана в 1970-х годах, мир персонажа Джоанны больше всего похож на реальный мир, в котором жил Расс. Роман также затрагивает экологическое движение Джанет , как показано в утопическом обществе . Хотя мир Джанет чрезвычайно технологически развит, женщины предпочитают жить в аграрных обществах. Уилэуэй формирует идеалистический образ органической среды, в которой природа сохраняется, несмотря на радикальное развитие технологий.
В романе также упоминается Великая депрессия , начавшаяся в 1929 году, когда мировая экономика погрузилась в длительную и глубокую рецессию . Однако в мире Джанин Великая депрессия так и не закончилась. В тексте предполагается, что продолжение Великой депрессии вынудило женщин искать мужей для финансовой поддержки и запретило женщинам искать собственную работу, увековечивая гендерные роли.
Награды и номинации
[ редактировать ]После номинации на премию «Небула» 1975 года за лучший роман «Женщина-мужчина» выиграла одну из трех ретроспективных премий Типтри в 1996 году. [8] В 2002 году он также получил награду Зала славы гейлактического спектра . [9]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Тесленко, Татьяна (19 августа 2003 г.). Феминистские утопические романы 1970-х годов . Рутледж. дои : 10.4324/9780203484340 . ISBN 978-1-135-88517-5 .
- ^ Jump up to: а б с д и Хикс, Хизер Дж (1999). «Автоматизация феминизма: случай Джоанны Расс «Женщина-мужчина»» . Постмодернистская культура . 9 (3). дои : 10.1353/pmc.1999.0020 . ISSN 1053-1920 . S2CID 145429730 .
- ^ Кортьель, Жанна (ноябрь 2018 г.). «Риск и феминистская утопия: радикализация будущего» . Американский журнал экономики и социологии . 77 (5): 1353–1376. дои : 10.1111/ajes.12252 . ISSN 0002-9246 . S2CID 149746139 .
- ^ Clute1995, стр. 167, 228.
- ^ Клют и Николлс 1995, стр. 1035.
- ^ Кэлвин, Рич (июль 2009 г.). « Эта бесформенная книга»: «Прием» и «Женщина-мужчина» Джоанны Расс». Фемспец . 10 (2): 24–34 – через Гейла.
- ^ Гардинер, Джудит Кеган (1994). «Эмпатические способы чтения: нарциссизм, культурная политика и «женщина-мужчина» Расса » . Феминистские исследования . 20 (1): 87–111. дои : 10.2307/3178434 . hdl : 2027/spo.0499697.0020.108 . ISSN 0046-3663 . JSTOR 3178434 .
- ^ «Предыдущие награды» . Премия Джеймса Типтри-младшего . Архивировано из оригинала 21 мая 2011 года . Проверено 20 марта 2011 г.
- ^ Келли, Марк Р. (2003–2007). «Премия Gaylactic Spectrum Awards 2002» . Премия «Спектр» . Публикации Локуса. Архивировано из оригинала 14 июля 2015 года . Проверено 13 ноября 2008 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Список названий «Женщина-мужчина» в базе данных Интернет-спекулятивной фантастики
- Ссылка на обзор книги разрешена на archive.org
- Эйрес, Сьюзен. « Расса «Мужчина-женщина » Прямой ум» в научно-фантастических исследованиях . №65, Том. 22, часть 1 (март 1995 г.).
- Американские романы 1975 года
- Научно-фантастические романы 1975 года
- Американские романы о ЛГБТ
- Американские научно-фантастические романы
- Феминистские научно-фантастические романы
- Работы Джеймса Типтри-младшего, отмеченные наградами
- Романы на лесбийские темы
- Однополые миры
- ЛГБТ-романы 1970-х годов
- Спекулятивные фантастические романы о ЛГБТ
- Работы Джоанны Расс
- Романы о параллельных вселенных