Камуфляж (роман)
Автор | Джо Холдеман |
---|---|
Художник обложки | Крейг Уайт |
Язык | Английский |
Жанр | научная фантастика |
Издатель | Эйс Книги |
Дата публикации | 2004 |
Место публикации | Соединенные Штаты |
Тип носителя | Печать (в твердом и мягком переплете) |
Страницы | 296 |
ISBN | 0-441-01161-6 |
ОКЛК | 55877569 |
813/.54 22 | |
Класс ЛК | PS3558.A353 C36 2004 г. |
«Камуфляж» — научно-фантастический роман американского писателя Джо Холдемана , вышедший в 2004 году . Он получил премию Джеймса Типтри-младшего в 2004 году и премию «Небьюла» за лучший роман в 2005 году. [1]
Части романа первоначально были опубликованы в журналах Analog Science Fiction and Fact (март, апрель и май 2004 г.).
Краткое содержание сюжета
[ редактировать ]За миллион лет до появления Homo sapiens два бессмертных , меняющих форму инопланетянина, совершенно неизвестные друг другу, бродят по Земле , не помня ни о своем происхождении, ни о своей цели. В 2019 году у берегов Самоа обнаружен артефакт , погребенный под дном океана . Загадочная находка привлекает инопланетных существ — «подменыша» и « хамелеона » — на Самоа, где один размышляет о значении предмета, а другой размышляет о его отношении к каждому из них. Оба бессмертных ищут друг друга по разным причинам: один питает добрые намерения по отношению к человечеству и желает защитить все живое, а другой крайне враждебен и любит убивать.
Сюжет
[ редактировать ]За миллион лет до появления людей подменыш прибывает на Землю с Мессье-22 ; его космический корабль прячется глубоко в Тихом океане. Подменыш живет в океане на протяжении тысячелетий, принимая форму большой белой акулы , косатки или морской свиньи во время исследования. В конце концов он обнаруживает человечество и выходит на берег, жаждущий учиться.
Сан-Гильермо, Калифорния, 1931 год. Подменыш принимает форму (и невольно убивает) первого встречного человека, красивого, богатого молодого человека по имени Джимми Берри. Поскольку он не может говорить по-английски (пока), друзья Джимми предполагают, что у него повреждение мозга, и подменыша отправляют домой к родителям.
Нижняя Калифорния , 2019 год. Доктор Рассел Саттон — морской инженер , руководитель небольшой фирмы Poseidon Projects. К нему обращается пожилой адмирал Джек Халлибертон, у которого есть коммерческое задание для «Посейдона»: найти подводную лодку, затонувшую во впадине Тонга , а затем «найти» загадочный сигарообразный объект, расположенный неподалеку. Джек хочет использовать команду Рассела в качестве маскировки, потому что все, что его действительно волнует, — это заполучить объект — для себя.
В главах чередуются истории подменыша и его различных жизней на протяжении десятилетий; о попытках Расса расшифровать артефакт; и о хамелеоне, история которого начинается в Евразии в дохристианскую эпоху . Хамелеон – всегда мужчина, и обычно жестокий. Он может изменить свой внешний вид в мгновение ока (в отличие от подменыша, которому нужно несколько минут и который при этом страдает). Хамелеон часто был солдатом, сражавшимся, например, с Александром Великим или воином Масаи ; намного позже в Америке он заработал огромное состояние.
Подменыш начинает познавать человечество вместе с родителями Джимми Берри. В их особняк приглашают специалистов, чтобы проверить его, и он учится читать, рисовать, играть на фортепиано и говорить. У подменыша эйдетическая память , поэтому эти задачи несложны; человеческая психология сбивает это с толку. Когда медсестра соблазняет его, он узнает о сексе; при следующем соблазнении подменыш не подозревает, что причинил женщине сильную боль, и в 1932 году его отправляют в частную психиатрическую больницу , где он узнает гораздо больше о диапазоне человеческого поведения, чем обычно мог бы изнеженный богатый мальчик.
Джек и Расс перемещают свою команду в Апиа , Самоа. Артефакт оказывается трудно переместить, так как он, возможно, в три раза плотнее , но плутония они приносят его на пляж и строят вокруг него стену. Доктор Франклин Несбитт, руководитель отдела перспективного планирования НАСА , приходит к ним с предложением: чтобы разделить большую часть огромной стоимости проекта, он хочет добавить к проекту «Посейдон» команду исследователей, для чего он ищет: его команда, половина из них — экзобиологи , желающие узнать о существе, которое, как они подозревают, является инопланетянином. В новую команду входит Ян Дагмар, один из экзобиологов, который быстро подружился с Рассом. В 2020 году команда пытается разными способами произвести впечатление на артефакт; когда они пытаются с ним связаться, они получают удивительный мгновенный результат.
В 1935 году подменыш поступает в Массачусетский университет для изучения океанографии , затем в Океанографический институт Вудс-Хоул ; он чувствует, что что-то важное для него будет найдено в морской науке. Его исследования были прерваны Второй мировой войной . В 1941 году он принимает участие в Батаанском марше смерти , во время которого «Джимми» становится свидетелем ужасающих происшествий, которые очеловечивают подменыша; оно учится дружбе и жалости. Подменыш сбегает из Батаана и проводит годы, плывя обратно в Америку в виде акулы; Тем временем хамелеон наслаждается военными злодеяниями и становится помощником Йозефа Менгеле в концентрационном лагере Освенцим .
В 1948 году подменыш выходит на берег в Калифорнии. Он посещает колледж в Беркли, чтобы изучать литературу и антропологию. Когда он узнает о Проекте «Знак» , он начинает задаваться вопросом, есть ли на Земле другие инопланетяне. Хамелеон также охотится на других пришельцев, чтобы получать удовольствие от сражений и их убийства.
В 2021 году Ян Дагмар начинает посылать артефакту сложное сообщение, излучая на него лучи на всех частотах от микроволнового до рентгеновского излучения и механически постукивая по нему. Команда погружает артефакт в разные атмосферы – в частности, в атмосферы планет и спутников нашей Солнечной системы – на случай, если объект сможет распознать одну из них как «домашнюю» и отреагировать.
В течение многих лет подменыш получает докторские степени в области астрономии, астрофизики, морской биологии и биотехнологии. Он посещает Массачусетский технологический институт, чтобы изучать компьютеры. Он работает над проектом SETI , затем на несколько лет покидает академию, чтобы поработать в цирке, выйти замуж или иным образом узнать больше о человечестве. Много раз воссоздавая себя женщиной, он обнаруживает, что предпочитает быть ею, хотя на долгое время устанавливает личность профессора Джимми Кольриджа из Гавайского университета . Время от времени он проявляет человеческую игривость: например, превращается в акулу, а затем подплывает к морским камерам местного кампуса и лицемерно делает что-то «не похожее на акулу».
В 2019 году подменыш узнает об артефакте в Апиа и, почувствовав «шок узнавания», решает присоединиться к тамошней команде. Хамелеон тоже пришел в Апиа и развлекается, убивая людей. В 2021 году артефакт отвечает на тесты Яна, отвечая на вопросы. Подменыш заимствует биологическую информацию и информацию о работе у калифорнийской женщины Рэй Арчер, чтобы подать заявку на работу в «Посейдон». Расс и Ян берут у нее интервью, и она устраивается на работу техником. Часть этой работы требует попытки взломать сообщение, отправленное артефактом. Работая над этим, «Рэй» и Расс влюбляются друг в друга. Рэй может выполнять огромные вычисления в голове, работая с другими или притворяясь спящей, и вскоре убеждается, что сообщение, излучаемое артефактом, предназначено для нее самой.
разоблачает выдачу себя за Рэй Арчер ЦРУ . Агенты планируют засаду на Расса и Рэй, позволяя им думать, что они выиграли выходные в роскошном отеле « Эгги Грей» . Подменыш входит в комнату первым, и агенты нападают на нее; один отстреливает ей левую руку из двуствольного ружья . Подменыш прорывается через балкон, перебегает дорогу и ныряет в воду, где снова превращается в акулу. «Рэй» решает снова приблизиться к Рассу, воссоединиться с ним, а также приблизиться к артефакту, и создает новую личность, Шэрон Валиду, симпатичную блондинку.
Однажды ночью встретив Расса в роли Шэрон, она занимается с ним любовью, оказывается одновременно Рэй и инопланетянином и настаивает, чтобы он отвез ее к месту артефакта. Расс соглашается, и подменыш становится похожим на Яна, чтобы они могли пройти через контрольно-пропускные пункты. Когда Рэй приближается к артефакту, в котором она теперь узнает свой космический корабль, в комнате появляется Джек Халлибертон, ловит их там и оказывается хамелеоном. Рэй сражается с хамелеоном, но почти проигрывает битву, пытаясь защитить Расса. Наконец ее космический корабль ловит «Джека» и, раскрывая свою истинную сущность (большую, мерцающую, красочную, «нечеловечески красивую»), говорит Рассу, что она должна вернуться домой. Расс умоляет пойти с ней, и они радостно садятся в космический корабль и отправляются на ее планету.
Персонажи
[ редактировать ]- Подменыш : инопланетянин, который очарован людьми и учится делиться их радостями и страхами, а также любить. Он может создавать новые телесные облики, одежду, деньги, паспорта и почти все, что ему нужно, из самого основного материала. Среди множества личностей, которые требуются, — Джимми Берри, профессор Джимми Кольридж, Рэй Арчер и Шэрон Валида.
- Доктор Рассел Саттон : морской инженер, чью компанию Poseidon Projects нанял адмирал Джек Халлибертон для поднятия артефакта со дна моря. Он влюбляется в Рэй Арчер, затем в Шэрон Валиду, затем в подменыша как самого себя.
- Хамелеон : Представившись Джеком, он нанимает Расса, чтобы тот забрал артефакт. На протяжении тысячелетий он ищет любого другого инопланетянина на Земле, чтобы уничтожить его. Тот факт, что Джек - инопланетянин, не раскрывается до конца, когда он пытается убить Расса и подменыша.
- Ян Дагмар : экзобиолог, руководитель группы НАСА, которая пытается понять природу артефакта.
- Наоми : Мускулистая молодая женщина, часть команды Яна.
- Мойше : Старший техник Яна.
- Хью : Первый друг подменыша, солдат морской пехоты , переживший Батаанский марш смерти вместе с «Джимми».
Темы
[ редактировать ]- Камуфляж — главная тема романа. Хамелеон (как адмирал Джек Халлибертон) говорит о себе , что носит военно-морскую форму ради «защитной окраски». Не боясь скрыть свои секреты на виду, он говорит об инопланетянах, называет себя «абсолютным варваром» и любит стейки, настолько редкие, что они синие внутри, намек на его хищную натуру, но Расс и Ян, которые признают, что находят его устрашающим , обмануты. Неизвестно, как он выглядел изначально, будучи инопланетянином. Подменыш . , надеясь найти себе подобных, проводит годы в образе разных людей с разной внешностью в цирках, университетах и других местах Он исследует морскую жизнь и людей с биологическими странностями на случай, если они инопланетяне, хотя в романе об этих действиях только сообщается, а не описывается.
- Война : Как выразился один рецензент, Холдеман «гораздо больше, чем просто военный писатель-фантаст, но ясно, что Вьетнам остается центральной частью его существования и кошмарным источником вдохновения для некоторых из его лучших работ». [2] В «Камуфляже» война, вызывающая отвращение автора, — это Вторая мировая война , и в ней выделены два конкретных периода: Марш смерти Батаан и зверства в концентрационных лагерях Освенцим , где хамелеон любит работать с Менгеле.
- Недоверие к правительству Соединенных Штатов проявляется на протяжении всех разделов 2019–2021 годов, как будто персонажи опасаются, что оно приближается к тоталитаризму . Расс и Джек соглашаются работать вместе при условии, что США не будут в этом участвовать; даже команда НАСА предлагает себя как своего рода полуавтономное агентство со своим собственным бюджетом и без каких-либо условий. Даже подменыш, попав в засаду в Апиа, говорит агентам ЦРУ: «Вы здесь не имеете юрисдикции».
- Культурное разнообразие . Для подменыша все человеческое поведение требует изучения; для хамелеона любой человек может нуждаться в нападении и уничтожении. Холдеман описывает различия между американцами и самоанцами, но любые намеки на расизм, похоже, исходят только со стороны белых представителей американского правительства. Холдеман с любовью описывает Самоа, посвящая абзацы его видам, красоте и разнообразию еды.
Прием
[ редактировать ]Награды
[ редактировать ]В 2004 году «Камуфляж» области научной фантастики («НФ») был удостоен премии Джеймса Типтри-младшего в — премии в размере 1000 долларов за «гендерно-изменяющую фантастику». Один из членов жюри, Урсула К. Ле Гуин , написала в своем решении: «Нестареющий, бесполая сущность, которая может принимать любую форму, поначалу безразлична к полу; по мере того, как она становится более человечной, выбор становится для нее более важным, и в конечном итоге она предпочитает женщину. Если пол не является центральной темой этого романа, то он близок к этому; центр, и обращение с ним искусное, тонкое и совершенно непредсказуемое». Другой член жюри, Сесилия Тан , написала: «Холдеман — ученый Хемингуэя , и это проявляется в элегантности его минималистской прозы в этой заставляющей задуматься книге. В лучших традициях «жесткой» научной фантастики Холдеман смешивает научные предположения с чисто человеческими». что, если?' задаваясь вопросом, что произойдет, если меняющий форму инопланетный хищник станет, по сути, человеком. Эта книга исследует человеческое состояние так же тщательно, как и любое литературное произведение, и в основе этого понимания лежит понимание пола. Для меня это было одно из лучших. научно-фантастические книги, которые я читал годами». [3]
Роман также получил премию «Небьюла» как лучший роман в 2005 году.
Критический прием
[ редактировать ]«Библиотечный журнал» ») с присущей ему экономией слов писал: «Халдеман ( «Вечная война исследует различия и сходства между человеческой и нечеловеческой природой, поскольку его главные герои сталкиваются с возможным разрушением. Превосходное повествование и панорамный взгляд на историю рекомендуют этот роман большинству научно-фантастических сборников. ." [4] В Booklist написано: «Отмеченный наградами ветеран научной фантастики Холдеман оказывается таким же интересным рассказчиком, как и всегда, особенно с учетом непреодолимой предпосылки этой книги и захватывающего действия». [5]
Entertainment Weekly поставил книге оценку B+: «Холдеман путешествует по истории в очках инопланетян, но его послания полностью о человеческой природе». (Писатель предложил читать книгу, когда «Терминатор 3» встречается с «Братом с другой планеты» .) [6]
Джеральд Джонас из The New York Times Book Review сказал: «Холдеман легко справляется с этой сложной схемой, и финал удовлетворяет независимо от того, выяснили ли вы, кто есть кто. Предпосылка «или это или оставь» У меня не было больше проблем с принятием двух меняющих форму, чем с одним. Что заставило меня задуматься, так это предположение, что, хотя некоторые инопланетяне, меняющие форму, способны изменяться под действием своего опыта, другие просто рождаются плохими. ." [7]
Газета San Diego Union-Tribune писала: «Иногда мрачный, но всегда интересный, «Камуфляж» написан со всей характерной для Холдемана жесткостью, тщательностью и ясностью». [8] Газета Kansas City Star писала: «Иногда самая приятная история — это та, которую рассказывают проще всего. То же самое и с «Камуфляжем» Джо Холдемана … Холдеман — ветеран Вьетнама, и он приносит на фронт свой опыт и военную историю. Например, Марш смерти Батаана производит неизгладимое впечатление на оборотня; по мере того, как он учится, мы учимся, и уроки представляют собой ужасную правду. Сейчас в кинотеатрах идет банальный фильм [имеется в виду «Чужой против Хищника »] о пришельцах и хищниках. на протяжении тысячелетий использовали Землю как испытательный полигон. Лучше использовать свое воображение и прочитать книгу Холдемана». [9]
Газета Rocky Mountain News написала, что «Камуфляж » «свежо и оригинально использует старый и заезженный сюжет… «Камуфляж» — увлекательное чтение, одна из самых странных любовных историй в мире». [10] Газета Denver Post сообщила: «Джо Холдеман пишет классическую историю об инопланетянах с гладкой и простой яркостью, которую приятно читать». [11]
Газета Kansas City Star включила этот роман в десятку лучших фантастических произведений 2004 года. [12] а газета Long Beach Press-Telegram включила «Камуфляж» в число «Заслуживающих внимания книг 2004 года». [13]
« Контра Коста Таймс» не была впечатлена: «Сценарий интересен — бессмертный инопланетянин на Земле — но продолжение в лучшем случае скучно. Холдеман добавляет еще одного инопланетянина без видимой причины, и любовный роман, который предположительно завершает действие не является ни основательно разработанным, ни особенно правдоподобным». [14] Точно так же Publishers Weekly Джо Холдемана» написал: « Камуфляж , научно-фантастический триллер о ближайшем будущем, в котором чередуются переживания двух разных инопланетян, приземляющихся на Землю, умело сплетает несопоставимые сюжетные нити, пока не заканчивается отговорка, deus ex machina . более изощренное, хотя и менее чем удовлетворительное, рассмотрение аналогичной ситуации в Хэла Клемента ( «Игле» 1950)». [15] У Kirkus Reviews также была неоднозначная реакция: «Хорошо построенная и интригующая постановка, но в конечном итоге неприятный сюрприз: история ускользает, и у вас остается пустое пальто». [16]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Лауреаты и номинанты премии 2005 года» . Миры без конца . Проверено 5 августа 2009 г.
- ^ «Военные истории». Издательский еженедельник . 253 (6): 48. 6 февраля 2006 г.
- ^ Судьи премии Джеймса Типтри-младшего (2004). «Победители премии Джеймса Типтри-младшего 2004 года» . Совет Джеймса Типтри-младшего по литературной премии . Проверено 16 мая 2013 г.
- ^ Кассада, Джеки (август 2004 г.). «Холдеман, Джо. Камуфляж ». Библиотечный журнал . 129 (13): 72.
- ^ Хейс, Карл (август 2004 г.). «Холдеман, Джо. Камуфляж ». Список книг . 100 (22): 1913.
- ^ Робишон, Ной (10 сентября 2004 г.). «Научная фантастика 101: Предотвращение дефектов Земли» . Развлекательный еженедельник . п. 167.
- ^ Джонас, Джеральд (18 июля 2004 г.). "Научная фантастика". Рецензия на книгу «Нью-Йорк Таймс» . п. 19.
- ^ Хоппер, Джим (12 сентября 2004 г.). «Совершенно новое значение слова «мастер маскировки» ». Сан-Диего Юнион . п. Книги 7.
- ^ Фолсом, Роберт (22 августа 2004 г.). «Единственная константа — это перемены, особенно в спекулятивной фантастике, и никогда она не бывает более правдивой, чем в «Камуфляже ». Звезда Канзас-Сити . п. 6.
- ^ Грэм, Марк (17 сентября 2004 г.). «КНИГИ КРАТКИЙ ОБЗОР». Новости Роки Маунтин . Денвер. п. 28Д.
- ^ Кливер, Фред (22 августа 2004 г.). «В поисках магии, Грааля, инопланетян». Денвер Пост . п. Ф-12.
- ^ Фолсом, Роберт (21 ноября 2004 г.). «Десять сказок, которые стоит сохранить - лучшие спекулятивные художественные произведения года сплели нить, прокомментированные обществом». Звезда Канзас-Сити . п. 3.
- ^ Эберхарт, Джон Марк (26 декабря 2004 г.). «Обязан понравиться: листание заслуживающих внимания книг 2004 года». Пресс-Телеграм . Лонг-Бич, Калифорния. п. U20.
- ^ Каллам, Клей (5 декабря 2004 г.). «ДВА НАУЧНО-ФАНТАСТИЧЕСКИХ ТЯЖЕЛЫХ ХИТТЕРА НАРУШАЮТ». Контра Коста Таймс . Уолнат-Крик, Калифорния. п. С13.
- ^ «НФ/Фэнтези/Ужасы». Издательский еженедельник . 251 (30): 42–43. 26 июля 2004 г.
- ^ «Холдеман, Джо: Камуфляж (книга)». Обзоры Киркуса . 72 (10): 477. 15 мая 2004 г.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Камуфляж в Worlds Without End
- Американские романы 2004 года
- Научно-фантастические романы 2004 года
- Книги Эйс Букс
- Американские научно-фантастические романы
- Фантастика об изменении формы
- Фантастика, действие которой происходит в 2019 году
- Романы, действие которых происходит в 2010-х годах.
- Работы Джеймса Типтри-младшего, отмеченные наградами
- Премия «Небула» за лучшие романы, получившие награду
- Романы о внеземной жизни
- Романы Джо Холдемана
- Подводные романы