Зависть к пенису
Часть серии статей о |
Психоанализ |
---|
![]() |
Зависть к пенису ( нем . Penisneid ) — это этап в Зигмунда Фрейда теории женского психосексуального развития . [1] в котором молодые девушки испытывают тревогу, осознав, что у них нет пениса . Фрейд считал это осознание определяющим моментом в серии переходов к зрелой женской сексуальности . Согласно теории Фрейда, стадия зависти к пенису начинает переход от привязанности к матери к конкуренции с матерью за внимание и привязанность отца. [2] Считается, что осознание мальчиком того, что у женщины нет пениса, приводит к кастрационной тревоге .
Теория Фрейда о зависти к пенису подверглась критике и обсуждению со стороны других психоаналитиков, таких как Карен Хорни , Эрнест Джонс , Хелен Дойч и Мелани Кляйн , в частности, о лечении зависти к пенису как фиксированной операции, в отличие от образования, созданного или используемого во вторичном плане. способ отбиться от прежних желаний. [3]
Теория Фрейда
[ редактировать ]Фрейд представил концепцию интереса и зависти к пенису в своей статье 1908 года «О сексуальных теориях детей». [4] Это не упоминалось в первом издании более ранних работ Фрейда « Три вклада в теорию секса» (1905), но краткий обзор статьи 1908 года был добавлен в третье издание в 1915 году. [5] В книге «О нарциссизме» (1914) он описал, как у некоторых женщин развивается мужской идеал как «пережиток мальчишеской натуры, которой они сами когда-то обладали». [6] Значение этого термина росло по мере того, как Фрейд постепенно совершенствовал свои взгляды на сексуальность, становясь для описания психического процесса, который, по его мнению, происходил при переходе от фаллической стадии к латентной стадии (см. Психосексуальное развитие ). [7]
Психосексуальное развитие
[ редактировать ]Ребенок
[ редактировать ]Зависть к пенису вытекает из концепции Фрейда об Эдиповом комплексе , в котором фаллический конфликт возникает как у мужчин, так и у женщин. [8] [9] Хотя Карл Юнг провел различие между Эдиповым комплексом у мужчин и комплексом Электры в своей работе «Теория психоанализа» у женщин , [10] Фрейд отверг этот последний термин, заявив, что женский Эдипов комплекс — это не то же самое, что мужской Эдип, потому что «только у ребенка мужского пола мы находим роковое сочетание любви к одному родителю и одновременной ненависти к другому как соперник." [11] Такое развитие женского эдипова комплекса по Фрейду начинается тогда, когда женщина проводит сравнения с другим мужчиной, воспринимая это не как половую характеристику; а скорее, предположив, что раньше у нее был пенис, но она потеряла его в результате кастрации. Это приводит к тому существенному различию между мужским и женским Эдиповым комплексом, что женщина принимает кастрацию как факт, тогда как мальчик боится, что это произойдет. [8]
Фрейд считал, что зависть к пенису может привести к:
- Обида на мать, не сумевшую обеспечить дочери пенис
- Унижение матери, которая кажется кастрированной
- Отказ от фаллической активности (клиторальная мастурбация) и переход к пассивности (вагинальный половой акт)
- Символическая эквивалентность пениса и ребенка [9]
Эта зависть к пенису приводит, по Фрейду, к различным психическим последствиям, пока она не перерастает в реакцию-формирование комплекса мужественности. Одним из таких последствий является чувство неполноценности после осознания раны, нанесенной ее нарциссизму. Первоначально пытаясь объяснить отсутствие пениса наказанием по отношению к ней, позже она осознает универсальность своего женского положения и в результате начинает разделять презрение, которое мужчины испытывают к женщинам как к меньшим (в важном отношении женщины). отсутствие пениса) и поэтому настаивает на том, чтобы быть похожим на мужчину. Второе последствие зависти к пенису включает в себя формирование ревности через вытеснение зависти к пенису по мере взросления. [12] Фрейд приходит к такому выводу, рассматривая распространенную женскую фантазию об избиении ребенка как признание в мастурбации, где ребенок представляет клитор. Третье последствие зависти к пенису включает в себя обнаружение неполноценности этого клитора, о чем свидетельствует наблюдение, что мастурбация более удалена от женщин, чем от мужчин. По мнению Фрейда, это происходит потому, что мастурбация клитора — это мужская деятельность, которая медленно подавляется в период полового созревания (и вскоре после обнаружения зависти к пенису) в попытке освободить место для женственности. [13] путем перехода эрогенной зоны с клитора на влагалище. [9]
Результат этих тревог достигает кульминации в том, что девушка отказывается от своего желания иметь пенис и вместо этого ставит его на место желания ребенка; и, имея в виду эту цель, она принимает своего отца как объект любви и превращает мать в объект своей ревности. [14]
Взрослый
[ редактировать ]Фрейд считал, что при нормальном развитии женщины зависть к пенису трансформируется в желание мужчины и/или ребенка. [15]
Карл Абрахам выделил два типа взрослых женщин, у которых зависть к пенису оставалась сильной: исполняющие желания и мстительные: [16] В первых преобладали фантазии о том, что они имеют или станут пенисом, как в случае с поющими/танцующими/исполнителями женщинами, которые чувствовали, что в своих действиях они магическим образом включают в себя (родительский) фаллос. [17] Последние стремились отомстить мужчине посредством унижения или лишения (будь то удалением мужчины от пениса или пениса от мужчины). [18]
Общество и культура
[ редактировать ]В психоаналитических кругах
[ редактировать ]Теории Фрейда относительно психосексуального развития, и в частности фаллической стадии , рано подвергались сомнению со стороны других психоаналитиков, таких как Карен Хорни , Отто Фенихель и Эрнест Джонс . [19] хотя Фрейд не принимал их точку зрения на зависть к пенису как на вторичную, а не первичную женскую реакцию. [20] Более поздние психологи, такие как Эрик Эриксон и Жан Пиаже , бросили вызов фрейдистской модели психологического развития ребенка в целом.
Жак Лакан , однако, подхватил и развил теорию Фрейда о важности того, что он называл « пениснеидом в бессознательном женщины». [21] в лингвистических терминах, рассматривая то, что он называл фаллосом, как привилегированное обозначение подчинения человечества языку: «фаллос (благодаря которому бессознательное является языком)». [22] Тем самым он открыл новое поле дискуссий вокруг фаллогоцентризма. [23] - некоторые фигуры, такие как Джульетта Митчелл, поддерживают точку зрения на зависть к пенису, которая «использует не мужчину, а фаллос, на который мужчина должен претендовать, в качестве ключевого термина», [24] другие категорически отвергают это. [25]
Эрнест Джонс попытался исправить первоначальную теорию Фрейда о зависти к пенису, дав три альтернативных значения:
- Желание приобрести пенис, обычно путем его проглатывания и удержания в теле, часто превращая его там в ребенка.
- Желание иметь пенис в области клитора.
- Взрослый желает насладиться пенисом во время полового акта [3]
Феминистская критика
[ редактировать ]Согласно теории Фрейда, женский сексуальный центр смещается из клитора во влагалище во время гетеросексуального жизненного события. [11] Фрейд верил в двойственность между тем, как гендеры конструируют зрелую сексуальность с точки зрения противоположного пола, тогда как феминистки отвергают идею о том, что женская сексуальность может быть определена только по отношению к мужской. Теоретики феминистского развития вместо этого полагают, что клитор, а не влагалище, является зрелым центром женской сексуальности, поскольку он позволяет построить зрелую женскую сексуальность независимо от пениса. [ нужна ссылка ]
Карен Хорни — немецкий психоаналитик, которая также уделяла большое внимание детскому опыту в психологическом развитии — была особым сторонником этой точки зрения. Она утверждала концепцию « маточной зависти » и видела «мужской нарциссизм ». [19] как основу господствующей фрейдистской точки зрения.
Некоторые феминистки утверждают, что теория развития Фрейда является гетеронормативной и отрицает у женщин зрелую сексуальность, независимую от мужчин; они также критикуют его за то, что он отдает предпочтение влагалищу над клитором как центром женской сексуальности . Они критикуют социосексуальную теорию за то, что она отдает предпочтение гетеросексуальной сексуальной активности и проникновению полового члена при определении «зрелого состояния сексуальности» женщин. [19] [25] [26] Другие утверждают, что эта концепция объясняет, как в патриархальном обществе женщины могут завидовать власти, которой обладают обладатели фаллоса. [19] [25] [27]
В своей научной статье « Женщины и зависть к пенису» (1943) Клара Томпсон переформулировала последнюю как социальную зависть к атрибутам доминирующего пола. [28] социологический ответ на подчинение женщин при патриархате. [29]
Бетти Фридан назвала зависть к пенису чисто паразитической социальной предвзятостью, типичной для викторианства и особенно для собственной биографии Фрейда, и показала, как эта концепция сыграла ключевую роль в дискредитации альтернативных представлений о женственности в начале и середине двадцатого века: «Потому что последователи Фрейда могли видеть женщину только в образе, определенном Фрейдом – неполноценной, инфантильной, беспомощной, не имеющей возможности быть счастливым, если она не приспособится к роли пассивного объекта мужчины – они хотели помочь женщинам избавиться от подавленной зависти, от невротического желания быть равными. хотела помочь женщинам обрести сексуальное удовлетворение как женщины, подтвердив свою естественную неполноценность». [30]
Небольшое, но влиятельное число философов-феминисток, работающих в области психоаналитического феминизма , в том числе Люсе Иригарай , Юлия Кристева , [26] и Элен Сиксу придерживались различных постструктуралистских взглядов на этот вопрос, вдохновленные или, по крайней мере, оспариваемые такими фигурами, как Жак Лакан и Жак Деррида . [23]
См. также
[ редактировать ]- Завидовать
- Человеческая сексуальность
- Пенисная паника
- Зависть к матке и влагалищу
- Кастрационная тревога
- Фаллическая женщина
- Зависть в утробе матери
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Фрейд, Зигмунд (1975) [1962]. Три очерка по теории сексуальности . Стрейчи, Джеймс. Нью-Йорк: Основные книги. ISBN 0465097081 . ОСЛК 2616954 .
- ^ Зигмунд Фрейд, Новые вводные лекции по психоанализу (PFL 2) с. 158-163
- ^ Jump up to: а б Лапланш, Жан; Понталис, Дж. Б. (1973). Язык психоанализа Нью-Йорк: WW Нортон. п. 304 . ISBN 0393011054 . OCLC 741058 .
- ^ Зигмунд Фрейд, О сексуальности (PFL 7), с. 195-6
- ^ Фрейд, О сексуальности , с. 112-4
- ^ Зигмунд Фрейд, О метапсихологии (PFL 11), с. 83-4
- ^ Фрейд, О сексуальности , с. 336-40
- ^ Jump up to: а б Фрейд, Зигмунд (1989). Гей, Питер (ред.). Читатель Фрейда (1-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. стр. 664–665 . ISBN 0393026868 . OCLC 19125772 .
- ^ Jump up to: а б с Лапланш, Жан; Понталис, Дж. Б. (1973). Язык психоанализа Нью-Йорк: WW Нортон. стр. 100-1 302–304 . ISBN 0393011054 . OCLC 741058 .
- ^ Юнг, К.Г. (1915). Теория психоанализа . Серия монографий по нервным и психическим заболеваниям, вып. 19. Нью-Йорк: Издательство нервных и психических заболеваний.
- ^ Jump up to: а б Лапланш, Жан; Понталис, Дж. Б. (1973). Язык психоанализа Нью-Йорк: WW Нортон. п. 152 . ISBN 0393011054 . OCLC 741058 .
- ^ Фрейд, Зигмунд (1989). Гей, Питер (ред.). Читатель Фрейда (1-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. п. 674 . ISBN 0393026868 . OCLC 19125772 .
- ^ Фрейд, Зигмунд (1989). Гей, Питер (ред.). Читатель Фрейда (1-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. п. 675 . ISBN 0393026868 . OCLC 19125772 .
- ^ Фрейд, Зигмунд (1989). Гей, Питер (ред.). Читатель Фрейда (1-е изд.). Нью-Йорк: WW Нортон. п. 676. ИСБН 0393026868 . OCLC 19125772 .
- ^ Фрейд, О сексуальности , с. 297-301
- ^ Фенихель, с. 494-5
- ^ Мэри Якобус, Поэтика психоанализа (2005), с. 29-30 и с. 6
- ^ Дэвид Купер, Смерть семьи (1974), с. 152
- ^ Jump up to: а б с д Питер Гей, Фрейд (1989), с. 520-2
- ^ Фрейд, О сексуальности , с. 391-2
- ^ Жак Лакан, Écrits: A Selection (1997), с. 281
- ^ Жак Лакан, Écrits: A Selection (1997), с. 288
- ^ Jump up to: а б Дж. Чайлдерс/Г. Хенци, Колумбийский словарь современной литературной и культурной критики (1995), стр. 224-6 и с. 39-40
- ^ Джульетта Митчелл и Жаклин Роуз , Женская сексуальность (1982), с. 7-8
- ^ Jump up to: а б с Джейн Гэллап, Феминизм и психоанализ (1982), с. 69 и с. 84
- ^ Jump up to: а б Р. Аппиганези/К. Гарратт, Постмодернизм для начинающих (1995), с. 94-101
- ^ Элизабет Янг-Брюль, изд., Фрейд и женщины (1990), стр. 304
- ^ Нэнси Фрайдей, Женщины сверху (1991), с. 420
- ^ Г. Легман, Обоснование грязной шутки, том I (1973), с. 332-3
- ^ Бетти Фридан, Женская мистика, 1963, с. 110.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Феррелл, Робин (1996). Страсть в теории: концепции Фрейда и Лакана . Лондон: Рутледж. ISBN 0203012267 .
- Фридан, Бетти (2013) [1963]. «Сексуальный солипсизм Зигмунда Фрейда». Женская мистика (изд. к 50-летию). Нью-Йорк: WW Нортон. ISBN 9780393063790 .
- Каплан, Х.; Сэддок, Б.; Гребб, Дж. (1994). Обзор психиатрии Каплана и Сэддока (7-е изд.). Балтимор: Уильямс и Уилкинс. ISBN 0-683-04530-Х .
- Иригарай, Люсе (1985). Этот секс, который не един . Итака: Издательство Корнельского университета. ISBN 0801415462 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]Словарное определение зависти к пенису в Викисловаре
Работы, связанные с «Три вклада в теорию секса» , в Wikisource
- Общая психология: Зигмунд Фрейд - перевод А. А. Брилла, 1920 г., переводы которого часто критиковались как очень несовершенные.
- Колетт Чиланд, «Зависть к пенису»
- Три вклада Зигмунда Фрейда в теорию секса - К. Джордж Бори о теориях Фрейда