Гонзо-журналистика
Гонзо-журналистика — это стиль журналистики , который пишется без претензий на объективность, часто включая репортера как часть истории с использованием повествования от первого лица . Считается, что слово «гонзо» впервые было использовано в 1970 году для описания статьи о Кентукки Дерби Хантера С. Томпсона , который популяризировал этот стиль. Это энергичный стиль письма от первого лица, в котором автор является главным героем , и он черпает свою силу из сочетания социальной критики и самосатиры . [1] С тех пор его стали применять и к другим субъективным художественным начинаниям.
Гонзо-журналистика предполагает подход к точности, который касается сообщения о личном опыте и эмоциях, в отличие от традиционной журналистики, которая предпочитает отстраненный стиль и опирается на факты или цитаты , которые могут быть проверены третьими лицами. Гонзо-журналистика игнорирует строго отредактированный продукт, который когда-то предпочитали газетные СМИ, и стремится к более личному подходу; индивидуальность произведения так же важна, как событие или фактическая тема произведения. использование сарказма , юмора , преувеличений и ненормативной лексики Распространено .
Томпсон, который был одним из основателей движения «Новая журналистика» , сказал в номере журнала Rolling Stone от 15 февраля 1973 года : «Если бы я написал правду, которую знал последние десять лет, около 600 человек, включая меня, написали бы сегодня гниют в тюремных камерах от Рио до Сиэтла. Абсолютная правда — очень редкий и опасный товар в контексте профессиональной журналистики». [2]
Этимология
[ редактировать ]Термин «гонзо» впервые был использован в связи с Хантером С. Томпсоном редактором The Boston Globe журнала Биллом Кардосо в 1970 году. Он описал статью Томпсона « Кентуккийское дерби декадентское и развращенное », которая была написана для июньского выпуска 1970 года журнала Скэнлана. Ежемесячно , как «чистая гонзо-журналистика». [3] Это произошло до дебюта куклы с таким именем в декабре 1970 года в фильме «Великий Санта-Клаус» . [4] Кардосо сказал, что «гонзо» — это Южного Бостона, ирландский сленг описывающий последнего человека, выжившего после ночного марафона с алкоголем. [5] Он также сказал, что это искажение франко-канадского слова gonzeaux , что означает «сияющий путь», хотя это оспаривается. [6]
Другое предположение состоит в том, что это слово могло быть вдохновлено хитом 1960 года «Gonzo» новоорлеанского ритм-н-блюзового пианиста Джеймса Букера . Эта возможность подтверждается устной биографией Томпсона 2007 года, в которой говорится, что этот термин взят из песни Букера. [7] но не объясняет, почему Томпсон или Кардозо выбрали этот термин для описания журналистики Томпсона. Документальный фильм 2013 года Байю Махараджа: Трагический гений Джеймса Букера [8] цитирует литературного исполнителя Томпсона, который сказал, что песня послужила источником этого термина. [9] Согласно биографической заметке Грега Джонсона о Букере: [10] Название песни «Gonzo» взято из имени персонажа из фильма « Толкач» . [11] который, в свою очередь, мог быть вдохновлен Эвана Хантера одноименным романом 1956 года.
Сам Томпсон впервые использовал этот термин, имея в виду свою собственную работу, на странице 12 о контркультуре . классического произведения [12] Страх и ненависть в Лас-Вегасе . Он написал: «Но что это была за история? Никто не удосужился сказать. Так что нам пришлось бы придумать ее самостоятельно. Свободное предпринимательство. Американская мечта. Горацио Алджер сошел с ума от наркотиков в Лас-Вегасе. Сделайте это сейчас : чисто Гонзо-журналистика». [13]
Lexico предлагает этимологию от итальянского : gonzo (простак, дурак) и/или испанского : ganso (болван, гусь). [14]
Хантер С. Томпсон
[ редактировать ]Томпсон основывал свой стиль на идее Уильяма Фолкнера о том, что «вымысел часто является лучшим фактом». [15] Хотя то, о чем писал Томпсон, в основном верно, он использовал сатирические приемы, чтобы донести свою точку зрения. Он часто писал о рекреационных наркотиках и употреблении алкоголя , что добавляло его репортажам субъективности. Термин «гонзо» также стал использоваться (иногда в уничижительном смысле ) для описания журналистики в стиле Томпсона, характеризующегося подпитываемой наркотиками техникой письма «поток сознания» .
«Страх и ненависть в Лас-Вегасе» последовали за произведением Mint 400 в 1971 году и включали главного героя по имени Рауль Дьюк в сопровождении его адвоката доктора Гонзо и определяющего искусства Ральфа Стедмана . Хотя эта книга считается ярким примером гонзо-журналистики, Томпсон расценил ее как неудачный эксперимент. [16] Он хотел, чтобы это была неотредактированная запись всего, что он делал, как это произошло, но перед публикацией он редактировал книгу пять раз.
Томпсон сам провоцировал события, часто в шутливой или воинственной манере, а затем документировал как свои действия, так и действия других. Заведомо пренебрегая сроками, Томпсон часто раздражал своих редакторов тем, что подавал статьи поздно, «слишком поздно для редактирования, но все же успевал к печати». [17] Томпсон хотел, чтобы его работу читали так, как он ее написал, в ее «настоящей гонзо» форме. Историк Дуглас Бринкли сказал, что гонзо-журналистика практически не требует переписывания и часто использует расшифрованные интервью и дословные телефонные разговоры. [18]
«Я не получаю никакого удовлетворения от старой традиционной журналистской точки зрения: «Я просто освещал эту историю. Я просто дал ей сбалансированный взгляд » , — сказал Томпсон в интервью онлайн-изданию The Atlantic . «Объективная журналистика является одной из главных причин, по которой американской политике так долго позволяли быть настолько коррумпированной. Невозможно быть объективным в отношении Никсона ». [19]
Общество исследований гонзо предлагает одиннадцать особенностей, которые в той или иной степени включены в гонзо-журналистику Хантера С. Томпсона:
- Субъективность
- Непосредственность (использование заметок, стенограмм и т. д.)
- Смесь фактов и вымысла
- Чёрная комедия
- Своеобразная лексика
- Какая-то помощник фигурка-
- Гипербола и/или фантазия
- Употребление наркотиков
- Насилие
- Отступления
- Заговорщический тон [20]
Влияние и наследие
[ редактировать ]Томпсон считал, что объективность в журналистике — миф. Гонзо-журналистика теперь стала настоящим стилем письма, похожим на «Новую журналистику» 1960-х годов, возглавляемую в первую очередь Томом Вулфом , а также поддерживаемую Лестером Бэнгсом , Джорджем Плимптоном , Терри Саузерн и Джоном Бирмингемом , и считается поджанром Новая журналистика. [21] [22] Когда его спросили, есть ли между ними разница, Томпсон ответил: «Да, я так думаю. В отличие от Тома Вулфа или Гей Талезе , например, я почти никогда не пытаюсь реконструировать историю. Они оба гораздо лучшие репортеры, чем я. , но на самом деле я не считаю себя репортером». [23]
В 1998 году Кристофер Локк заявил, что жанр веб-журнала произошел от гонзо-журналистики. [24] утверждение, которое с тех пор распространилось на социальные сети . [25] Влияние гонзо-журналистики Томпсона отражено на нынешнем веб-сайте Gonzo Today , на котором размещен верхний баннер, созданный давним иллюстратором Томпсона Ральфом Стедманом, а также поочередно вносимый вклад другими, включая соратника Томпсона, поэта Рона Уайтхеда .
Утверждалось, что тайский писатель Ронг Вонгсаван писал в стиле гонзо, начиная с 1960-х годов, когда он писал репортажи из Сан-Франциско. Однако он писал на тайском языке и, вероятно, разработал этот стиль независимо от Хантера С. Томпсона. Он также использовал этот стиль в своих книгах «Саттахип» и «Такли», в которых описываются американские солдаты и тайские девушки из бара во время войны во Вьетнаме. [26] Его книга «Человек из Бангкока: Культура Сан-Франциско 60-х годов» представляет собой английский перевод книги, опубликованной на тайском языке в 1978 году. [27]
Современная гонзо-журналистика
[ редактировать ]На заре YouTube и цифровой журналистики в начале 2000-х годов такие издания, как Vice Media, начали создавать видеоролики в стиле гонзо-журналистики. Журналист Шейн Смит , основатель Vice, опубликовал видео и статьи, рассказывающие о своих посещениях экстремальных мест. Эти видео включали в себя многодневную пропагандистскую поездку по Северной Корее , посещение борделя в Бангкоке, а также репортажи с мест событий в Дарфуре и Иране . Vice также опубликовала репортажи с мест людей, переживших текущие события, например, выпуск 2007 года, написанный иракскими гражданами, об их продолжающемся опыте, связанном с увеличением численности войск в войне в Ираке. [28] [29]
Журналист Гамильтон Моррис написал для Vice в 2008 году книгу «Волшебные евреи», в которой задокументировал свой опыт приема ЛСД с группой евреев-хасидов . [30] [31] В 2009 году Vice наняла Морриса для написания ежемесячной колонки Hamilton's Pharmacopeia , которая быстро превратилась в серию статей и документальных фильмов, в которых Моррис документирует культуру, фармакологию, производство и использование психоактивных препаратов ; В сериале обычно показано, как Моррис употребляет вещества вместе с людьми, которых он документирует. [32]
См. также
[ редактировать ]- Гражданская журналистика
- Творческая документальная литература
- Встроенная журналистика
- гонзо порнография
- Гамильтон Моррис
- Иммерсионная журналистика
- Журналистика новых игр
- Новая журналистика
- Художественный роман
- Репортаж
- Роман с ключом
- Шейн Смит
- Трансметрополитен
- Постмодернистская литература
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Боу 2012 , с. 92.
- ^ Эндрюс, Роберт (январь 1993 г.). Колумбийский словарь цитат . Издательство Колумбийского университета. п. 486. ИСБН 978-0-231-07194-9 .
- ^ Херст 2004 , с. 5.
- ↑ Удивительные истории 20 персонажей Маппетов — CNN.com
- ^ Томпсон 1997 .
- ^ Херст 2004 .
- ^ Веннер и Сеймур 2007 .
- ^ Кебер, Лили (2013). «Байу Махараджа: трагический гений Джеймса Букера» . Майри Дотс Продакшнс. Архивировано из оригинала 31 марта 2014 года.
- ^ «Unplugged: новый документальный фильм исследует жизнь и наследие пианиста Джеймса Букера» . Делай Саванну . Архивировано из оригинала 7 апреля 2014 года.
- ^ Джонсон, Грег. «Джеймс Букер» . Архивировано из оригинала 20 апреля 2008 года.
- ^ гоблиноволосый парень (1 февраля 1960 г.). «Толкач (1960)» . IMDB . Архивировано из оригинала 12 июня 2017 года.
- ^ «Развлечения – классическое путешествие Томпсона в Лас-Вегас» . Новости Би-би-си . 21 февраля 2005 г. Архивировано из оригинала 27 февраля 2014 г.
- ^ Томпсон 1971 .
- ^ «Гонзо» . Лексико-словари . Архивировано из оригинала 25 октября 2019 года.
- ^ Роллинг Стоун 1998 .
- ^ Томпсон, Хантер С. (1996). Страх и ненависть в Лас-Вегасе и другие американские истории . Нью-Йорк: Современная библиотека. п. 210. ИСБН 0-679-60298-4 . ОСЛК 38432032 .
- ^ Уитмер, Питер О. (1993). Когда дела идут странно: запутанная жизнь и времена Хантера С. Томпсона (первое изд.). Нью-Йорк: Гиперион. ISBN 1-56282-856-8 . OCLC 26544707 .
- ^ Томпсон 2000 .
- ^ «Пишем на стене: интервью с Хантером С. Томпсоном» . Атлантическая ежемесячная компания. 27 августа 1997 г. Архивировано из оригинала 12 сентября 2010 г.
- ^ Уиллс, Дэвид С. «Что такое Гонзо?» . Общество исследований гонзо . Проверено 16 апреля 2023 г.
- ^ Хантер С. Томпсон и гонзо-журналистика как литература - Сборник магистерских диссертаций EWU
- ^ Охотник С. Томпсон, которого вы не знаете - The Atlantic
- ^ Томпсон, Хантер С.; Хитченс, Кристофер (2009). Томпсон, Анита (ред.). Древняя гонзо-мудрость: интервью с Хантером С. Томпсоном (Первое изд.). Кембридж, Массачусетс: Da Capo Press. ISBN 978-0-7867-4798-6 . OCLC 449190907 .
- ^ Локк, Кристофер (9 июля 1998 г.). «Страх и ненависть в сети» . Отраслевой стандарт . Архивировано из оригинала 17 января 1999 года.
- ^ Маринелли, Дженнифер (1 мая 2010 г.). «Хантер С. Томпсон: Человек, легенда и его влияние на эпоху цифровых технологий» . Мичиганская ассоциация онлайн-новостей. Архивировано из оригинала 10 мая 2010 года.
- ^ Тони Уотерс (2019). Гонзо-путешествие Ронга Вонгсавана по Калифорнии в 1976 году, Тайский писатель смотрит на американцев, Журнал Сиамского общества 107 (2) https://so06.tci-thaijo.org/index.php/pub_jss/article/view/224702
- ^ Человек из Бангкока Ронг Вонгсавун (2022), тр. Тони Уотерс. Таиланд: Пока Lotus Books.
- ^ Уильямс, Алекс (16 августа 2010 г.). «Дикий человек вырастает (достаточно)» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ «Внутри Северной Кореи (Часть 1/3)» . Видео . Проверено 19 марта 2024 г.
- ^ Марголин, Мэдисон (27 ноября 2023 г.). «Волшебные евреи» . Таблетка . Проверено 18 марта 2024 г.
- ^ Уильямсон, Гамильтон Моррис; Фотографии: Джесс (2 сентября 2008 г.). «Волшебные евреи» . Порок . Проверено 19 марта 2024 г.
{{cite web}}
: CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) - ^ Джонз, Тим (16 января 2017 г.). «От PCP до психоделической рыбы: раскройте истории самых странных наркотиков в мире» . Хранитель . ISSN 0261-3077 . Проверено 19 марта 2024 г.
Общие источники
[ редактировать ]- Боу, Брайан Дж. (весна 2012 г.). «Мозг, полный контрабанды: исламское гонзо-сочинение Майкла Мухаммеда Найта» (PDF) . Литературная журналистика. Архивировано (PDF) из оригинала 8 января 2014 г.
- «Гонзо» . Лексико-словари . Архивировано из оригинала 25 октября 2019 года.
- Херст, Мартин (19 января 2004 г.). «Что такое Гонзо? Этимология городской легенды» (PDF) . Университет Квинсленда. Архивировано из оригинала (PDF) 14 апреля 2008 г.
- Кан, Эшли; Джордж-Уоррен, Холли; Даль, Шон, ред. (1998). Семидесятые годы: новый взгляд на бурное десятилетие . Литтл, Браун и компания. ISBN 0-316-75914-7 .
- Томпсон, Хантер С. (1971). Страх и ненависть в Лас-Вегасе: дикое путешествие к сердцу американской мечты . Случайный дом. ISBN 0-679-78589-2 .
- Томпсон, Хантер С. (1997). Гордое шоссе: Сага об отчаявшемся джентльмене с Юга . Виллар. ISBN 0-679-40695-6 .
- Томпсон, Хантер С. (2000). Страх и ненависть в Америке: жестокая одиссея журналиста-преступника . Саймон и Шустер. ISBN 0-684-87315-Х .
- Веннер, Янн С.; Сеймур, Кори (2007). Гонзо: Жизнь Хантера С. Томпсона, устная биография . Литтл, Браун и компания. ISBN 978-0316005272 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с гонзо-журналистикой, на Викискладе?
- Gonzo Today - независимый веб-сайт гонзо-журналистики с некоторыми материалами иллюстратора Томпсона Ральфа Стедмана.