Jump to content

Бедствие

Бедствие
3-струнная прима-балалайка
Струнный инструмент
Классификация Щипковый струнный инструмент
Классификация Хорнбостеля – Сакса 321.321
(Композитный хордофон )
Развитый Конец 18 - начало 19 веков, конец 20 века.
Диапазон игры
Связанные инструменты

Баглама

Холм

Домра

Пандури

Топшур
Больше статей или информации

Балалайка балалайка (рус . , произносится [bəɫɐˈɫajkə] ) — русский струнный музыкальный инструмент с характерным треугольным деревянным полым корпусом, резным грифом и тремя струнами. Две струны обычно настроены на одну и ту же ноту, а третья струна находится на идеальную кварту выше. Балалайки более высокого тона используются для воспроизведения мелодий и аккордов. Инструмент обычно имеет короткий сустейн , что требует быстрого удара или перебора, когда он используется для воспроизведения мелодий. Балалайки часто используются для русской народной музыки и танцев .

Семейство балалаечных инструментов включает инструменты различных размеров, от самых высоких до самых низких: балалайка-пикколо, балалайка-прима, балалайка-секунда, балалайка-альт, балалайка-бас, балалайка-контрабас. Существуют балалаечные оркестры, состоящие исключительно из разных балалайок; эти ансамбли обычно играют классическую музыку в аранжировке для балалайок. Прима-балалайка – самая распространенная; пикколо встречается редко. Существовали также дискантные и теноровые балалайки, но они считаются устаревшими. У всех трехсторонние тела; верхушки елей, вечнозеленых растений или пихт; и спинка из трех-девяти деревянных секций (обычно клена).

На балалайках прима, секунда и альт играют либо пальцами, либо медиатором (медиатором), в зависимости от исполняемой музыки, а на басу и контрабасе (оснащенными выдвижными ножками, упирающимися в пол) кожаными плектрами. На редком инструменте пикколо обычно играют медиатором. [1]

Этимология

[ редактировать ]

Самое раннее упоминание термина «балалайка» относится к русскому документу 1688 года. [2] Другое появление слова зафиксировано в документе Верхотурского уезда России, датированном октябрем 1700 г. Оно упоминается также в документе 1714 г., подписанном Петром I , о свадебном торжестве Н. М. Зотова в Петербурге. В украинском языке это слово впервые было зафиксировано в XVIII веке как «балабайка»; эта форма присутствует также в южнорусских диалектах и ​​белорусском языке, а также в Сибирской Руси . [3] [4] Оно проникло в литературу и впервые появилось в стихотворении В. Майкова «Елисей» 1771 года. [ нужна ссылка ] «Балалайка» также появляется в Николая Гоголя » «Мертвых душах , написанных между 1837 и 1842 годами. [ нужна ссылка ]

Второй размер
Размер контрабаса
Прима-балалайка и бас-балалайка.

Наиболее распространенным сольным инструментом является прима, настроенная на E 4 E 4 – A 4 этом две нижние струны настроены ( при на одинаковую высоту). Иногда народные музыканты настраивают балалайку «в гитарном стиле» на G 3 B 3 – D 4 (имитируя три самые высокие струны русской гитары ), в результате чего русским гитаристам легче играть, хотя любители балалайки с классическим образованием избегают это тюнинг. Его также можно настроить на E 4 –A 4 –D 5 , как и его двоюродную сестру домру , чтобы тем, кто обучен на домре, было легче играть на инструменте и при этом сохранять звук балалайки. [5] Народные (доандреевские) строи D 4 –F 4 –A 4 и C 4 –E 4 –G 4 пользовались большой популярностью, так как они облегчают исполнение определенных риффов . [6]

Балалайки изготавливаются в следующих размерах: [7]

Имя Длина Общий тюнинг
дискантировать [а] в. 46 см (18 дюймов) Е 5 Е 5 А 5
маленький [б] в. 61 см (24 дюйма) Б 4 Е 5 А 5
До [с] 66–69 см (26–27 дюймов) Е 4 Е 4 А 4
второй [с] [д] 68–74 см (27–29 дюймов) А 3 А 3 Д 4
высокий [с] 81 см (32 дюйма) Е 3 Е 3 А 3
тенор [а] 91–97 см (36–38 дюймов) А 2 А 2 Д 3
бас [с] 104 см (41 дюйм) Е 2 А 2 Д 3
контрабас [б] [с] 130–165 см (51–65 дюймов) Е 1 А 1 Д 2
  1. ^ Jump up to: а б Устаревший
  2. ^ Jump up to: а б Редкий
  3. ^ Jump up to: а б с д и Участники современного оркестра балалаек.
  4. ^ Секунды часто представляют собой тот же инструмент, что и примы, только настроенные на более низкий диапазон тона.

Также распространены шестиструнные прима-балалайки заводского изготовления с тремя наборами двойных струн. Они имеют три двойных ряда, похожих на струны мандолины , и часто используют «гитарную» настройку. [8]

Четырехструнные альт-балалайки также встречаются и используются в оркестре Пятнистского народного хора .

Балалайки-пикколо, прима и секунда изначально были натянуты на тончайшую мелодическую струну из нержавеющей стали. Сегодня вместо кишок обычно используются нейлоновые струны. [9]

Любительские и/или сувенирные прима-балалайки обычно имеют в общей сложности 16 ладов, тогда как в профессиональных оркестровых это число увеличивается до 24. [9]

Важной частью техники игры на балалайке является использование большого пальца левой руки для взятия нот на нижней струне, особенно на приме, где он используется для образования аккордов . Традиционно сторона указательного пальца правой руки используется для произнесения нот на приме, а медиатор на больших размерах используется .

Из-за большого размера струн контрабаса нередко можно увидеть музыкантов, использующих плектр, сделанный из кожаной обуви или каблука ботинка . Басовые и контрабасовые балалайки опираются на землю, на деревянный или металлический штифт, просверленный в одном из ее углов.

Почтовая марка «Балалайка»

Возможно, возникновение и эволюция балалайки явились продуктом взаимодействия с азиатско-восточными культурами. Помимо европейской культуры, ранние русские государства, также называемые Русью или Руси , также находились под влиянием восточно-азиатских культур. [10] [11] Некоторые теории говорят, что инструмент произошел от домры , инструмента восточных славян . На Кавказе подобных инструментах, таких как монгольский топшур , используемый в Калмыкии , и пандури, используемый в Грузии играют на . Она также похожа на казахскую домбру , имеющую две струны. [12] Варианты домбры, на которых играют башкиры, часто имеют 3 струны и могут представлять собой родственный как домбре, так и балалайке инструмент.

Доандреевский период

[ редактировать ]

Ранние изображения балалайки показывают, что она имеет от двух до шести струн. Точно так же лады на более ранних балалайках делались из кишок животных и привязывались к шее, чтобы игрок мог перемещать их по своему желанию (как в случае с современным сазом , который позволяет играть, характерную для турецкой и среднеазиатской музыки). ).

Первый известный документ, в котором упоминается этот инструмент, датируется 1688 годом. В журнале караула Московского Кремля записано, что двум простолюдинам в нетрезвом виде запретили играть на балалайке. [13] Инструмент также упоминается в дальнейших документах 1700 и 1714 годов. В начале 18 века этот термин появился в украинских документах, где он звучал как «Балабайка». Балалайка появилась в поэме В. Майкова «Елисей» 1771 года. [14] В XIX веке балалайка превратилась в треугольный инструмент с грифом, который был значительно короче, чем у ее азиатских аналогов. Он был популярен как деревенский инструмент на протяжении веков, особенно среди скоморохов , своего рода независимых музыкальных шутов , чьи мелодии высмеивали царя , Русскую православную церковь и российское общество в целом. [15]

Модель балалайки 1980 года, изготовленная для летних Олимпийских игр 1980 года в Москве.

Андреевский период

[ редактировать ]

В 1880-х годах Василий Васильевич Андреев , который тогда был профессиональным скрипачом в музыкальных салонах Санкт-Петербурга, при содействии скрипичного мастера В. Иванова разработал то, что стало стандартизированной балалайкой. Инструмент стал использоваться в его концертных выступлениях. Несколько лет спустя петербургский мастер Пасербский еще больше усовершенствовал инструменты, добавив полностью хроматический набор ладов, а также ряд балалайок оркестровых размеров с настройками, которые сейчас встречаются в современных инструментах. Одна из причин, по которой инструменты не были стандартизированы, заключалась в том, что люди в отдаленных районах строили свои собственные инструменты, потому что у них было так мало средств связи. Дорог не было, а погодные условия в целом были плохими. Андреев запатентовал конструкцию и аранжировал для оркестра множество традиционных русских народных мелодий. Он также написал множество концертных пьес для этого инструмента. [16]

Оркестр балалайки

[ редактировать ]
Сувенирный стиль

Конечным результатом трудов Андреева стало зарождение оркестровой народной традиции в царской России, которая позже переросла в движение внутри Советского Союза . [17] Оркестр балалаек в полном составе состоит из балалайок, домр , гуслей , баяна , владимирских пастушеских рожков , гармошек , а также нескольких видов ударных инструментов.

С установлением советской системы и утверждением пролетарского культурного направления культура рабочего класса (в том числе и деревенских батраков) стала активно поддерживаться советским истеблишментом. Концепция оркестра балалаек была всецело принята советским правительством как нечто сугубо пролетарское (то есть принадлежащее рабочему классу) и считалась также прогрессивной. Значительное количество энергии и времени было посвящено поддержке и развитию формального изучения игры на балалайке, в результате чего возникли высококвалифицированные ансамблевые группы, такие как Государственный оркестр русских народных инструментов имени Осипова . Виртуозы балалайки, такие как Борис Феоктистов и Павел Нечепоренко, стали звездами как внутри Советского Союза, так и за его пределами. Движение было настолько мощным, что даже знаменитый Хор Красной Армии , первоначально использовавший обычный симфонический оркестр, изменил свой инструментарий, заменив скрипки, альты и виолончели оркестровыми балалайками и домрами . [18]

Картина Николая Петровича Петрова 1861 года. Сцена изображает старинную русскую традицию смотра невест под игру на балалайке.

Сольный инструмент

[ редактировать ]

Часто музыканты выступают сольно на балалайке. В частности, Алексей Архиповский известен своими сольными выступлениями. [19] В частности, его пригласили выступить на церемонии открытия второго полуфинала конкурса песни «Евровидение-2009» в Москве, поскольку организаторы хотели придать конкурсу «более русский вид». [20]

Известные игроки

[ редактировать ]

См. Категорию: Русские балалайщики (английская Arc.Ask3.Ru) и большую на русском языке.

[ редактировать ]
Реклама 1911 года Императорского русского балалайочного оркестра и Victor Records.

В течение ХХ века интерес к русским народным инструментам рос за пределами России, вероятно, в результате западных турне Андреева и других виртуозов балалайки в начале века. Значительные ассоциации с балалайками встречаются в Вашингтоне, округ Колумбия. [21] Лос-Анджелес, [22] Нью-Йорк, [23] Атланта [24] и Сиэтл. [25]

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ «Вашингтонское общество балалаек» . www.balalaika.org. Архивировано из оригинала 1 марта 2009 года.
  2. ^ Belinskiy, Dmitry. "Balalaika" . Krymskaya Pravda . Balalaika music, video.
  3. ^ tr. " Historical dictionary of the Ukrainian language ( Исторический словарь украинского языка " ) Под ред. Е. Тимченко; сост.: Е. Тимченко, Е. Волошин, К. Лазаревская, Г. Петренко. – К.-Х., 1930–32. – Т. 1. – XXIV + 948 с. Тетрадь 1: А – Глу. – С. 52.
  4. ^ Фелинска, Ева; Лах-Ширма, Кристин (1852). Откровения Сибири . Мичиганский университет. Лондон, Колберн и компания.
  5. ^ Как настроить балалайку www.get-tuned.com, по состоянию на 30 января 2021 г.
  6. ^ Михаил Черкасский. "Balalaika.fr – Истоки балалайки " balalaikafr.free.fr .
  7. ^ Эккель, Бибс; Полная книга о балалайках ; Публикации Мела Бэя; Пасифик, Миссури: 1997. стр. 90–92. ISBN   0-7866-2475-2
  8. ^ Что такое балалайка? www.mandolinluthier.com по состоянию на 30 января 2021 г.
  9. ^ Jump up to: а б Основная информация www.balalajka.com, по состоянию на 30 января 2021 г.
  10. ^ Ким, Хён Джин, 1982- (19 ноября 2015 г.). Гунны . Милтон-Парк, Абингдон, Оксон. п. 157. ИСБН  9781317340904 . OCLC   930082848 . {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка ) CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  11. ^ Чемберлин, Уильям Генри (1960). «Россия между Востоком и Западом». Русское обозрение . 19 (4): 309–315. дои : 10.2307/126474 . ISSN   0036-0341 . JSTOR   126474 .
  12. ^ Финдейзен, Николай. История музыки в России от древности до 1800 года . Под ред. Милош Велимирович и Клаудия Дженсен. Том. 1. Блумингтон, Индиана: Индиана, 2008. С. 172.
  13. ^ «Оркестр балалаек предлагает взглянуть на инструменты, музыку» . Ежедневный прогресс . 28 сентября 2012 года . Проверено 18 декабря 2012 г.
  14. ^ Аверин, В. А. Балалаечное исполнительство в Сибири: Опыт монографического исследования. ( tr. "Balalaika Performance in Siberia: Experience monographic research." ) Енисейский летописец (2013). pp. 31-33.
  15. ^ Шанский Н. М., Иванов В. В., Шанская Т. В. Скоморох // Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя ( tr." Brief etymological dictionary of the Russian language. A guide for teachers" ) / Под ред. чл.-кор . АН СССР С. Г. Бархударова. — М.: Просвещение, 1971. p. 412
  16. ^ Прохоров, А. М., изд. Большая советская энциклопедия. ( тр. «Большая советская энциклопедия» ) 3-е изд. Том. 2. Москва: Советская энциклопедия, 1970. с. 16-17.
  17. ^ Смит, Сюзанна Л. «Народная музыка». Энциклопедия истории России. Эд. Джеймс Р. Миллар. Том. 2. Нью-Йорк: Macmillan Reference USA, 2004. с. 510.
  18. ^ Шварц, Борис. Музыка и музыкальная жизнь в Советской России. Блумингтон: Индиана, 1983. с. 495.
  19. ^ "Алексей Архиповский" [Alexey Arkhipovsky]. Алексей Архиповский (in Russian) . Retrieved 16 October 2018 .
  20. ^ Алексей Архиповский: Выступлением на "Евровидении" я недоволен! [Алексей Архиповский: Я недоволен своим выступлением на Евровидении!] (на русском языке). NEWSmusic.Ru. Архивировано из оригинала 2 января 2011 года . Проверено 5 мая 2012 г.
  21. ^ «Американская симфония балалайки: испытайте это!» . absorchestra.org . Проверено 23 февраля 2016 г.
  22. ^ «Оркестр балалаек Лос-Анджелеса» . russianstrings.com . Получено 23 февраля.
  23. ^ «Нью-Йоркский оркестр русских балалаек» . barynya.com . Проверено 23 февраля 2016 г.
  24. ^ «Атлантское общество балалаек» . atlantabalalaika.com . Проверено 23 февраля 2016 г.
  25. ^ «Вашингтонское общество балалаек - Дом» . balalaika.org . Проверено 23 февраля 2016 г.
  26. ^ «Встань - Джетро Талл» . jethrotull.com . Проверено 23 февраля 2016 г.
  27. ^ «87-Я Церемония вручения премии Оскар 2015» .
  28. ^ Джагернаут, Кевин (19 июня 2014 г.). «Эксклюзив: фотографии сеансов записи фильма «Отель «Гранд Будапешт», партитура выступлений Рэндалла, Уэса Андерсона и других» . ИндиВайр . Проверено 30 октября 2020 г. .
  29. ^ Бег вверх по этому холму
  30. ^ «Требуется проверка безопасности» . Facebook.com . Проверено 23 февраля 2016 г.
  31. ^ Акеро – Все дело в басе – Катценджаммер . 29 сентября 2015 г. Архивировано из оригинала 23 ноября 2021 г. Проверено 23 февраля 2016 г. - через YouTube.
  32. ^ Рассел, Марк; Янг, Джеймс Эдвард (2000). Фильм Музыка . Фокальная пресса. стр. 48–51 . ISBN  9780240804415 . Zhivago balalaika music.
  33. ^ Брассар, Джеффри (2017). «Славянофильство, ностальгия и проклятие западных идей: размышления о прошлом России в экранизации Александра Прошкина «Доктора Живаго» 2006 года» (PDF) . Журнал исторической фантастики . 1 : 111–129. Архивировано (PDF) из оригинала 9 октября 2022 г. - через Google Scholar.
  34. ^ Голдман, Сьюзен Р.; Грассер, Артур К.; Брук, Пол ван ден (август 1999 г.). Понимание повествования, причинность и связность: эссе в честь Тома Трабассо . Рутледж. п. 89. ИСБН  9781135666071 .
  35. ^ "Группа" . Вулгарград . 7 июня 2010 г. Проверено 23 февраля 2016 г.
  • Блок В. Оркестр русских народных инструментов . Москва, 1986.
  • Имханицкий М. В. В. Андреев – Материалы и документы . Москва, 1986.
  • Имханицкий М. У истоков русской народной оркестровой культуры . Москва, 1987.
  • Имханицкий М. История исполнительства на русских народных инструментах . Москва, 2002.
  • Пересада А. Балалайка Москва, 1990.
  • Попонов В. Оркестр хора имени Пятницкого . Москва, 1979.
  • Попонов В. Русская народная инструментальная музыка . Москва, 1984.
  • Вертков К. Русские народные музыкальные инструменты . Музыка, Ленинград, 1975.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 92cd107b2e2ca4cf11449520821b5577__1718836260
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/92/77/92cd107b2e2ca4cf11449520821b5577.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Balalaika - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)