Хармон
![]() | |
Клавишный инструмент | |
---|---|
Классификация | Бесплатный язычковый аэрофон |
Связанные инструменты | |

The garmon ( Russian : гармо́нь , IPA: [gɐˈrmonʲ] , от русского: гармо́ника , латинизированного : гармоника , IPA: [gɐˈrmonʲɪkə] , родственный английской губной гармошке ), обычно называемая гармошкой , — разновидность русского баяна , духового инструмента со свободной тростью . Гармон имеет два ряда кнопок с правой стороны, которые воспроизводят ноты диатонической гаммы , и по крайней мере два ряда кнопок с левой стороны, которые воспроизводят основные аккорды тональности инструмента , а также его относительную гармонику. минорный ключ. Многие инструменты имеют дополнительные кнопки для правой руки с полезными случайными нотами, дополнительные аккорды для левой руки для игры на соответствующих клавишах и ряд кнопок свободного баса для облегчения воспроизведения басовых мелодий .
Гармоны могут быть двух основных классов: унисонорные , что означает, что каждая кнопка играет одну и ту же ноту или аккорд, когда мех расширяется, как и при сжатии; и бизонорный , в котором нота зависит от направления мехов. Примерами унисонорного типа являются ливенка ( ливенка , по Ливнам , Орловская область ), хромка ( хромка , ' хроматический '), тульский аккордеон ( Тульская гармонь , по Тульскому ) и тальянка ( тальянка , 'итальянский').
Помимо русской народной музыки, гармон является важным музыкальным инструментом у кавказских ( осетинских , грузинских, черкесских и др.) и марийских народов Поволжья и Приуралья , а также в словенской музыке . Он также используется в популярной музыке.
Расположение клавиатуры
[ редактировать ]Хотя уменьшенные и расширенные версии широко доступны, стандартное расположение (известное как «25 × 25») выглядит следующим образом:
- 25 кнопок высоких частот в два ряда: три диатонические октавы плюс три акциденции. Существуют версии с 27 кнопками высоких частот, добавляющими еще 2 случайных звука, а также существуют версии с 29 кнопками высоких частот, добавляющими еще 2 высокие ноты.
- 25 басовых кнопок в три ряда: два ряда по восемь кнопок с басовыми нотами и аккордами; один ряд свободного баса.
Правая рука
[ редактировать ]Высокочастотная клавиатура устроена так, что гамму можно воспроизводить, чередуя два ряда. Нижняя и высокая октавы имеют одинаковую аппликатуру, а средняя октава различается. Три случайных ноты расположены так, чтобы отражать положение содержащих их аккордов левой руки.

Левая рука
[ редактировать ]Басовая клавиатура устроена так, что основные аккорды мажорной тональности находятся во внешнем ряду, расположенном в круге пятого порядка; основные аккорды гармонического минора находятся в среднем ряду; свободные басовые ноты находятся во внутреннем ряду. Включена одна случайная нота свободного баса.

Есть также гармонные аккордеоны 36*36, которые имеют третий ряд кнопок, включающий больше случайных и высоких нот, а также больше свободных басовых нот.
Русские типы
[ редактировать ]С момента появления аккордеона из Германии в России в 1830-х годах русские мастера в течение 19 и 20 веков изобрели множество различных типов местных гармон.
Хромка
[ редактировать ]
Хромка хромка ( ) была изобретена в 1870 году в Туле русским музыкантом Николаем Белобородовым . Это был унисонорный (как баян или аккордеон), диатонический аккордеон, но на правой клавиатуре имелись еще две или три хроматические кнопки, обычно g. 1 ♯, д 2 ♯, ж 2 ♯, отсюда и название хромка . Он стал самым популярным и распространенным баяном в России, поэтому почти все современные российские (как и советские) гармоны (обычно изготавливаемые на Тульском и Шуйском заводах) являются хромками.
Играть на губной гармошке
[ редактировать ]Тульская гармонь ( русский : тульская гармонь, семиклапанка ) была первой русской гармонией, которую начали производить с 1830-х годов. На правой клавиатуре у него было пять или семь кнопок, и, как и в большинстве западных диатонических аккордеонов, он издавал разные звуки при нажатии и нажатии. Так тульский гармон имел две полные диатонические октавы ( от C4 до C6 ). Левая басовая клавиатура имела две кнопки. Тульская гармонь послужила основой для всех русских диатонических бизонорных гармошек ( Саратовская , Касимовская и др.).
Вятский аккордеон
[ редактировать ]
гармонь ( вятка Вятская , вятская гармонь ) впервые появилась на фабриках Вятской губернии в середине 19 века. Он был хроматически-унисонорным, с правой стороны у него была фортепианная клавиатура, а с левой — две басовые кнопки. Вятская гармонь явилась прообразом многих различных типов национальных гармони Поволжья и Кавказа (см. ниже). Также вслед за ним были изготовлены русские диатонические и хроматические гармони: Елецкая «королевская» (значит с фортепианной клавиатурой, потому что по-русски рояль называется «королевским») гармон, Белобородовская царская гармония (изготовленная тульским мастером Чулковым в 1870-е годы на конструкция Белобородова, имела полноцветную правую клавиатуру и напоминала современные фортепианные аккордеоны) и другие.
Саратовская гармонь
[ редактировать ]Саратовская гармонь ( рус . саратовская гармонь ) — диатоническая бизонорная гармошка с колокольчиками , которые звенят при игре на басу и аккордовых клавишах. Лидия Русланова Под аккомпанемент этой гармоники пела .
Ливенка
[ редактировать ]Ливенка ( ( ливенка ) или Ливенская гармошка ) Ливенская гармошка ) была выработана в 1860-1870-х годах на фабриках города Ливны ( Орловская область .
Азиатские и кавказские гармоны
[ редактировать ]Русские гармони были популярны не только среди россиян, но и среди других народов Российской империи и Советского Союза . Почти все национальные гармоны созданы на основе Тульской, Вятской и Хромской гармонов с модификациями, адаптированными к местным национальным музыкальным традициям. Некоторые из них были профессионально изобретены на музыкальных фабриках в 20 веке.
Поволжье, Уральский и Сибирский регионы
[ редактировать ]- Марийский ) — аккордеон ( марла-кармон семикнопочный диатонический бизонорный инструмент, созданный на основе тульской гармони.
- марийский кога-кармон и чувашский кубос лежат В основе хромки .
Кавказский
[ редактировать ]Фэндур осетинский или аккордеон был основан на европейском аккордеоне. Он был разработан с учетом особенностей осетинской народной музыки и был перенят другими музыкантами других кавказских народов, став популярным на всем Кавказе.
Восточный аккордеон
[ редактировать ]
Восточный баян ( восточная выборная гармоника ) был изобретен в 1936 году на Казанском музыкальном заводе, имеет правостороннюю фортепианную клавиатуру, но немного меньшего размера, поэтому по сути имитирует фортепианный аккордеон. В 1961 году в Казани ее переработали так, что левая клавиатура повторяла правую, только левые кнопки стали не прямоугольными, а круглыми, как у баянов. Этот тип популярен в музыке Азербайджана . [1] [2] [3] [4] где он известен как кармон . Он был популяризирован в Турции благодаря записям Неджата Озгюра . [5]
Грузия и Армения
[ редактировать ]В Грузию и Армению гармони пришли из Европы, а именно из России, в 1830-х годах и сразу стали популярны среди народных музыкантов. Особой популярностью он пользуется в Тушетии , где используется как аккомпанирующий инструмент для вокала, а также как сольный инструмент. Гармони имеет два миниатюрных варианта: бузика и цико-цико .
Бузика . распространена особенно среди горных жителей Грузии и имеет свое отчетливое звучание Он считается женским инструментом, и часто бузик дарили невесте на помолвку. Он широко использовался на национальных праздниках, фестивалях и вечеринках и связан главным образом с песенными и танцевальными мелодиями. Его также иногда используют для исполнения сольных мелодий или в ансамбле с доли (барабаном), дайрой , диплипито и пандури .
Цико -цико пришло в Грузию и Армению из Европы в 1830-х годах и в основном сопровождает танцы.
Словения
[ редактировать ]В Словении гармоника Steirische (см. Harmonika ) популярна в традиционной и современной музыке. Некоторые артисты добились популярности в Европе и Соединенных Штатах Америки. Словенский стиль игры отличается от российского. В Словении более 300 популярных ансамблей, один ансамбль часто состоит из нескольких певцов и аккордеониста.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Галерея Nardin - Бесплатные инструменты Reed (4 марта 2007 г.). "NARDIN GALLERY- (Тебриз/Азербайджанская провинция Ирана): Гармон" . Nardingallery.blogspot.com . Проверено 26 июля 2013 г.
- ^ Галерея Nardin - Бесплатные инструменты Reed (11 марта 2007 г.). "NARDIN GALLERY- (Тебриз/Азербайджанская провинция Ирана): Отвечаем на некоторые вопросы о Гармоне" . Nardingallery.blogspot.com . Проверено 26 июля 2013 г.
- ^ "РАХМАН АСАДОЛЛАХИ / Seveneighths.com / 7/8 Music Productions" . Архивировано из оригинала 20 января 2009 г. Проверено 3 ноября 2008 г.
- ^ «9.1 Азербайджанская музыка в Иране - Гармонист Рахим Шахрияри» . Азер.ком . Проверено 26 июля 2013 г.
- ^ Хозяин тех, кто в сердце испытывает опьянение: Сермест
Внешние ссылки
[ редактировать ]- История русских гармоней и Тульской музыкальной фабрики
- История разных видов русских гармонов (на русском языке)
- Саратовская гармонь (на русском языке)
- Грузинские аккордеоны
- В галерее Нардин (из Ирана) имеется множество фотографий редких гармонов и аккордеонов.
- Русская Гармонь (на русском языке) , статьи, книги, ноты, форум видео и аудиозаписей