Ньюпортский собор
Ньюпортский собор | |
---|---|
Соборная церковь Святого Вулоса, короля и исповедника | |
![]() Южный фасад собора Святого Вулоса | |
![]() | |
Расположение | Ньюпорт |
Страна | Уэльс |
Номинал | Церковь в Уэльсе |
Веб-сайт | Сайт Ньюпортского собора |
История | |
Статус | Собор (1949) |
Основан | 5 век |
Основатель(и) | Гвинллиу |
Преданность | Гвинллиу |
События | Расширенные 12, 15 и 20 века. |
Бывший епископ (ы) | Чарльз Грин Гилберт Джойс Альфред Монахан Эдвин Моррис Эрил Томас Деррик Чайлдс Клиффорд Райт Роуэн Уильямс Доминик Уокер Ричард Пейн |
Архитектура | |
Обозначение наследия | Класс, который я перечислил |
Администрация | |
епархия | Епархия Монмута |
Архидиаконство | Ньюпорт |
Приход | Сент-Вулос |
Духовенство | |
Епископ(ы) | Вишнёвая вода |
Дин | Ян Блэк |
Канон(ы) | Эндрю Лайтбаун |
Ньюпортский собор ( валлийский : Eglwys Gaderiol Casnewydd ), также известный как собор Святого Гвинлиу или собор Святого Вулоса, является собором епархии Монмута в составе церкви в Уэльсе и резиденцией епископа Монмута . [ а ] Его официальное название — Ньюпортский собор Святого Вулоса, короля и исповедника. [ 1 ] Имя святого Вулос является англизированной формой валлийского имени Гвинллиу . [ 2 ] : 280
Он стал собором в 1949 году, и хотя по размеру он больше похож на большую приходскую церковь, чем на типичный собор, его история и развитие с шестого по двадцатый век делают его, пожалуй, одним из самых интересных религиозных зданий в Уэльсе . [ 3 ] : 159
Сент-Гвинллиу
[ редактировать ]
Церковь была основана святым Гвинлиу , который жил в конце пятого века, после римской оккупации , в то время, когда Уэльс начал приобретать национальную идентичность. Гвинллив был королем Гвинллуга , области, которая позже находилась между Гламорганом и Гвинтом . Кажется мало сомнений в его историческом существовании как реального человека, хотя с его жизнью и местом захоронения связаны чудесные события. Утверждалось, что изначально он был беспощадным воином против соседних королевств, грабителем и пиратом. Позже он обратился в христианство , когда во сне ему было сказано следовать за белым быком к выдающемуся холму, где он построил церковь, вероятно, деревянную. Форма и след этой оригинальной церкви отражены более 1500 лет спустя в часовне Святой Марии в западном конце собора. Церковь стала местом его захоронения (валлийский: eglwys y Bedd) и в последующие столетия была важным местом паломничества . Он подвергался грабежам и нападениям, в том числе, как говорят, со стороны ирландских пиратов и датчан, а в 1060 г. Гарольд Годвинсон , последний англосаксонский король. [ 4 ] : 172–93
Гвинллиу почитают в Уэльсе, а также в римско-католических и восточно-православных традициях. Он был мужем святой Гвладис, а их сыном был один из величайших из всех валлийских святых и ученых, Кадок (Кэттвг на валлийском языке). [ 4 ] : 90–1
Средневековый период
[ редактировать ]После завоевания Южного Уэльса англо -нормандцы построили первый замок в Ньюпорте в конце одиннадцатого или начале двенадцатого века, недалеко от церкви Гвинллиу, которая к тому времени уже была перестроена, вероятно, из камня. [ 5 ] : 17–42
Гораздо большие преобразования произошли на этом месте в конце двенадцатого века, когда была построена большая новая церковь в романском стиле с закругленными арками, любимая норманнами. [ 6 ] Вместо того, чтобы строить эту новую церковь непосредственно на месте первоначального места церкви Гвинллиу, она была построена на востоке, но пристроена к ней, соблюдая святость первоначального места и указывая на силу культа Гвинллиу.
В 14 веке на месте замка появился новый замок на берегу реки Уск . Город Ньюпорт ( Casnewydd по-валлийски, что означает «новый замок») вырос недалеко от замка и реки. [ 5 ] Церковь Святого Гвинлиу оставалась заметной на вершине холма в сельской местности, далеко за пределами города и его оборонительных ворот. Благодаря своему престижу он сохранил свой статус приходской церкви Ньюпорта. В конце девятнадцатого века церковь оказалась окружена западным пригородом Ньюпорта.
Экскурсия по собору
[ редактировать ]
К собору обычно подходят через западную дверь, поэтому посетитель движется с запада к восточному концу, проходя через башню, затем через часовню Святой Марии и через романский портал к большей церкви за ней и, наконец, к восточным пристройкам двадцатого века. .
Башня
[ редактировать ]
Башня датируется пятнадцатым веком и построена в позднесредневековом перпендикулярном стиле с более широкими и плоскими арками, чем в более ранних готических стилях . Обезглавленная статуя снаружи третьего этажа башни традиционно ассоциируется с Джаспером Тюдором, который, возможно, финансировал ее строительство. Он имел сильные связи с Уэльсом и был дядей Генриха VII , первого короля династии Тюдоров . Традиция также утверждает, что его голова на статуе была расстреляна во время гражданской войны в Англии сторонниками Кромвеля . [ 7 ]

В башне находится кольцо из 13 колоколов, самый большой колокольный звон в Уэльсе . Несмотря на то, что башня красивая, она отделена от основного корпуса церкви часовней Святой Марии. Неизвестно, существовала ли на этом месте более ранняя башня. [ 8 ] : 51
Часовня Святой Марии
[ редактировать ]
Чтобы войти в часовню Святой Марии, которая теперь соединяет башню с основной частью собора, мы проходим через современный стеклянный экран, на котором выгравированы изображения Святого Гвинлиу, держащего свою церковь, и Святого Давида (валлийский: Dewi Sant ), покровителя церкви. Уэльс с голубем на плече.
Собор Святой Марии был первоначальным местом расположения церкви Гвинлиу (хотя она была значительно восстановлена и перестроена в 11, 13 и 19 веках) и местом его могилы (валлийский: Bedd y sant ), которая, как полагают, находилась на южная сторона здания. [ 9 ] Эта часовня — место, где можно насладиться устоявшейся традицией кельтского христианства в Уэльсе, которая возникла задолго до прибытия святого Августина для обращения в Англию.
В западной части часовни находится великолепная викторианская реконструкция романского шрифта, основанная на сохранившемся фрагменте оригинала, который был включен в более поздние работы. Стержень и основание купели выглядят средневековыми. [ 10 ] [ 3 ] : 163–4
Внизу, на южной стороне часовни, в ткани вырезано любопытное средневековое восьмиугольное окно, которое, как полагают, было перенесено сюда в 1913 году, когда было реконструировано южное крыльцо (ныне кафедральный магазин) главного здания. [ 11 ]
Романский портал
[ редактировать ]
Именно из часовни Святой Марии мы впервые видим главную достопримечательность собора – замечательный романский портал двенадцатого века с характерными зигзагообразными шевронными мотивами, обрамляющими культовый вид на основную часть собора. Внешний порядок украшения заимствован из собора , а внутренний порядок имеет параллели в Херефордширской школе романской Глостерского скульптуры. [ 12 ] На некоторых частях портала сохранились остатки краски, и изначально он почти наверняка был полностью окрашен. Место арки вполне может обозначать место входа в более ранний, меньший по размеру алтарь, возможно, заканчивающийся апсидой, до того, как произошло значительное расширение церкви. [ 2 ] : 284
Самыми необычными элементами являются колонны и капители, встроенные в арку. Колонны определенно имеют римское происхождение и, возможно, были привезены из крепости римских легионеров, расположенной неподалеку в Карлеоне . [ 13 ] Одна из теорий состоит в том, что они были перенесены сюда гораздо раньше, чтобы стать частью святыни, которая, возможно, ранее существовала над могилой Гвинллиу , а затем переместилась в портал, чтобы проложить путь в новое здание. Если бы это было так, то они были бы символами силы его культа и желания англо-нормандских завоевателей Уэльса присоединиться к нему.
Капители относятся к римскому составному типу, и, если они действительно изначально были римскими, то они были перерезаны. На протяжении поколений ученые спорили о том, что представляют собой эти сцены. Считалось, что это библейские сцены – Сотворение мира , Падение , Потоп , Крещение Христа и Троица . сцены из жизни Гвинллиу Также были предложены и Кэттвга. Совсем недавно было высказано предположение, что их следует понимать на двух уровнях, поскольку эти сцены могут иметь отголоски как в Библии, так и в житиях двух святых, почитаемых на этом месте. Стиль прически и туники на фигурах северной (левой) капители перекликается с римским искусством четвертого века, что позволяет предположить, что мы действительно рассматриваем скульптуру, восходящую к самой ранней фазе христианства в Британии . [ б ]
Неф и проходы
[ редактировать ]
Неф состоит из пяти круглых арок в романском стиле , возвышающихся над массивными колонными опорами с каждой стороны – грандиозная архитектурная схема XII века, но с гораздо меньшим декором, чем романский портал, через который мы прошли. Эта работа проводилась под патронажем великого аббатства Глостера или, возможно, Роберта, графа Глостера . [ 2 ] : 287
Наверху закругленные окна фонаря когда-то пропускали дневной свет, но теперь это внутренние окна, поскольку проходы на север и юг были перестроены с более высокими крышами в перпендикулярном стиле 15 века с характерно заостренными, более плоскими и широкими окнами. Хотя основной целью здесь было увеличение вместимости церкви, это также могло быть реакцией на ущерб от пожара, нанесенный во время нападения последователей Оуайна Глиндура в 1402 году при его попытке восстановить независимый Уэльс. [ 5 ] : 23–4 Подтверждением этой теории является дата годичных колец ( дендрохронология ) начала пятнадцатого века, недавно присвоенная прекрасной средневековой крыше повозки нефа . [ с ]
Восточная часть собора
[ редактировать ]
Более ранний алтарь собора, считавшийся в то время викторианским или, по крайней мере, тщательно отреставрированный викторианцами , был снесен и перестроен в более широком масштабе между 1960 и 1964 годами, чтобы создать более похожий на собор алтарь в восточной части. Схема также предусматривала новую часовню для хора в конце южного нефа, хотя впоследствии хор был перенесен на прежнее место перед алтарем, а часовня, ныне посвященная Святому Луке , отведена для частных молитв. .
Архитектором пристройки был Альбан Каро , чье выдающееся семейное архитектурное партнерство также провело важную работу на протяжении нескольких поколений в Уэльсе и других странах. Некоторые считают, что его проекту не хватает оригинальности, но он гармонирует со средневековой тканью собора, а размеры окон обеспечивают много света. Более противоречивые аспекты представлены в восточной части Джоном Пайпером и Патриком Рейнтиенсом , включая круглое окно с золотыми и коричневыми витражами и большую фреску красного, белого, черного и серого цветов, которая спускается от окна к позади главного алтаря. Интерпретация этого искусства очень индивидуальна для отдельного посетителя. [ 14 ]
В северной стене алтаря находится невысокое окно тринадцатого века, перенесенное из более раннего алтаря. Предание утверждает, что это было окно, через которое прокаженные могли наблюдать за богослужениями (и в исходном положении оно находилось у земли), но цель этого не ясна. [ 15 ] [ 8 ] : 53
В средние века у входа в алтарь должна была стоять перегородка с чердаком и большим распятием в натуральную величину наверху, отделявшим его от нефа. Средневековые дверные проемы на чердак все еще можно увидеть высоко над юго-западным концом алтаря и на уровне земли. [ 8 ] : 44 В арке алтаря теперь висит современная фигура Распятого Христа, работа сингапурского художника Тая Сви Сионга. [ 16 ]
Памятники и гробницы
[ редактировать ]К наиболее важным памятникам и гробницам относятся:
Часовня Святой Марии . В нишах северной стены часовни сохранилось несколько сильно изуродованных средневековых изображений. В центральной нише находится скульптурное панно с четырьмя плакальщицами, несущими геральдический герб сэра Джона Моргана Тредегарского , умершего в 1493 году, члена семьи Морганов, которая пользовалась влиянием в Южном Уэльсе на протяжении веков вплоть до двадцатого века. Он был награжден важными местными должностями за поддержку захвата английской короны Генрихом Тюдором в 1485 году.
Западный конец южного прохода - могила сэра Уолтера Герберта (умер в 1568 г.). От статуи осталось не так уж много, но гробница в целом представляет собой прекрасную работу эпохи Возрождения.
Восточный конец северного нефа (часовня Криндау) - медный мемориал Октавиусу Моргану, члену парламента FSA (1803–1885), выдающемуся валлийскому историку и антиквару, представителю семьи сэра Джона Моргана, указанного выше. Он проявил большой интерес к истории Сент-Вулоса. [ 2 ] : 279–91 Его дом «Монахи» находится в приходе Сент-Вулос. На соседнем витраже изображен герб семьи Морган и епархий Глостера и Лландаффа епархии Монмут , которые имели права на Сент-Вулос до создания .
Ниша в последней колонне нефа, южная аркада — статуя Гвинлиу, поддерживающая его церковь в память о Ноэле Моррисе, который умер в 1967 году и был сыном Эдвина Морриса , бывшего архиепископа Уэльского . Хотя высказывались предположения, что скульптура могла быть создана Элизабет Фринк, никаких художественных или документальных подтверждений этому пока не обнаружено. [ 8 ] : 43
Витраж
[ редактировать ]За исключением двух абстрактных окон двадцатого века работы Фрэнка Ропера в северной части часовни Святой Марии, стекла выполнены в викторианском и эдвардианском стиле . У некоторых окон удален декоративный фон. Некоторые из них созданы Джоном Хардманом и компанией , в том числе «Добрый самаритянин» на южной стене южного прохода и «Христос, благословляющий детей» на западной стене северного прохода, а также окно Гвинлиу , Гвладис и Кэттвга, показанное выше. [ 17 ]
Музыка в соборе
[ редактировать ]В соборе существует давняя традиция хорового пения, и музыка играет важную роль в его жизни. Хор собора состоит из трех отдельных групп певцов: мальчиков, девочек-певцов и взрослых, исполняющих партии альта, тенора и баса. Хор поет на воскресных службах и вечерней песне по средам, а также на других специальных службах. Репертуар варьируется от семнадцатого до двадцать первого века. [ 18 ] Собор также является популярным местом проведения музыкальных и других художественных представлений.
Орган собора был перестроен в 1966 году Хиллом, Норманом и Бердом , включив в себя элементы двух органов: один - более ранний орган собора, построенный Гриффином и Страудом в 1915 году, а другой - орган, построенный Хиллом, который был спасен от снесенного. Старая ратуша Ньюпорта. Этот орган 1966 года был перестроен в 1997 году Николсоном из Вустера. [ 19 ]
Органистом и хормейстером является Томас Коксхед, назначенный на эту должность в 2024 году.
Бывшие органисты/хормейстеры
- 1894-1934 Дж. А. Гаккон
- 1934–1941 Си Джей Болл
- 1941–1963 Чарльз Сент-Эрван Джонс
- 1964–1979 Дональд Бэйт
- 1979 Кристофер Бартон
- 2015 Доктор Эмма Гиббинс
Бывшие помощники органиста
- 2006 Ронни Криппнер (позже музыкальный директор Кройдонского собора ; в настоящее время музыкальный директор Рипонского собора )
- 2007 Кристофер Дентон
- 2010 Джереми Блэсби
Мемориал расстрелянным во время чартистского восстания, 1839 г.
[ редактировать ]
Во время чартистского восстания в защиту демократических прав, которое сосредоточилось в Ньюпорте 4 ноября 1839 года, по меньшей мере 22 человека были застрелены отрядом 45-го пешего полка перед отелем Вестгейт . Многие из них прошли бы мимо собора по пути в центр города. Мемориал возле собора слева от Личгейта посвящен памяти десяти из них, похороненных в безымянных могилах на кладбище Святого Вулоса. [ 20 ] У ворот к северо-востоку от мемориала установлена скульптура в виде большой пары рабочих ботинок XIX века в ознаменование марша чартистов.
Хронология
[ редактировать ]- к 500 году: Гвинллиу строит оригинальную церковь
- в. 500: Гвинлиу похоронен
- около 1000 г. Церковь заменена каменным строением.
- в. 1050: Нападение ирландских пиратов.
- XII век: англо-нормандцы строят неф и арку.
- в. 1200: часовня Святой Марии существенно реконструирована.
- 1402: поврежден последователями Оуайна Глиндура.
- 15 век: построена башня и нефы.
- Около 1650 г.: Памятники, поврежденные пуританами.
- 1819: восстановлена часовня Святой Марии.
- 1853: Полная реставрация.
- 1854: Новое кладбище Святого Вулоса открывается в 1 миле к западу от собора.
- 1869: Последние захоронения на старом кладбище на территории собора.
- 1913: Полная реставрация и замена кровли.
- 1922: Назначен прособором Монмутской епархии .
- 1949: Полный статус собора.
- 1960–4: Шансель заменен в более крупном масштабе на дизайн Албана Каро.
- 1987: Хоровая капелла переоборудована в Святого Луки . часовню
- 1997: Реставрация органа
- 2006: Скамьи удалены, чтобы обеспечить гибкость использования и ощущение пространства и архитектуры.
- 2011: Ремонт крыши
Деканы Монмута
[ редактировать ]- 1931–1946 (в отставке): Джон Филлипс [ 21 ]
- 1946–17 марта 1952 (ум.): Джозеф Дэвис. [ 22 ]
- 1952–1953 (в отставке): Джон Ллойд Томас [ 23 ]
- 1953–1975 (в отставке): Эллис Эванс [ 24 ]
- 1976–1990 (в отставке): Фрэнк Дженкинс [ 25 ]
- 1990–1996 (в отставке): Гарет Льюис [ 26 ]
- Март 1997 г. - май 2011 г. (рез.): Ричард Фенвик. [ 27 ]
- 10 сентября – 21 ноября 2011 г. (ум.): Джереми Уинстон. [ 28 ]
- 31 марта 2012–2018 гг.: Листер Тонге [ 29 ]
Деканы Ньюпорта
[ редактировать ]В 2018 году название должности было изменено на Декан Ньюпорта. [ 30 ]
- 2018–2020 : Листер Тонге [ 31 ]
- 22 мая 2021 г. – настоящее время: Ян Блэк. [ 32 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Существует вероятность путаницы в названии собора. Латинская версия «Gundleus», известная на местном уровне как «Сент-Вулос», искаженная от валлийского имени «Гвинллив», часто использовалась в официальных документах. Историки иногда отдают предпочтение оригинальному «Гвинллиу», вплоть до наших дней. Совсем недавно попытки назвать его собором Ньюпорта увенчались успехом лишь частично. Также существует несоответствие между названием епархии «Монмут» и собором, расположенным в Ньюпорте.
- ^ Самые последние оценки происхождения колонн и капителей представлены в двух опубликованных статьях. [ 5 ] : 163–185 >< [ 3 ] : 27–37
- ^ Дореформационные крыши собора были датированы древесными кольцами Королевской комиссией по древним и историческим памятникам Уэльса (RCAHMW) для Национального проекта дендрохронологии, см. основной ссылочный номер 220468 на веб-сайте RCAHMW Coflein. Есть также цифровые изображения работы в Национальном реестре памятников RCAHMW (Уэльс).
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «Добро пожаловать в собор Ньюпорта» . 3 июня 2019 года . Проверено 13 июля 2022 г.
- ^ Jump up to: а б с д Морган, COS (1885 г.). «Церковь Святого Вуллоса, Ньюпорт, Монмутшир». Археология Камбренсис . сестра. 5, 2.
- ^ Jump up to: а б с Терлби, Малькольм (2006). Романская архитектура и скульптура в Уэльсе . Вунтон Алмели.
- ^ Jump up to: а б Жизнь Гандла в Уэйде-Эвансе. 1944. AW, Жития и генеалогии британских святых . Кардифф
- ^ Jump up to: а б с д Найт, Дж. К. (1991). «Замок Ньюпорт». Монмутширский антиквар» . VII .
- ^ Фримен Э.А. (1851). «Об архитектурных древностях Монмутшира». Археология Камбренсис . НС VII: 192–4.
- ^ Обсуждение патронажа и строительства башни см. Corten, AG 2013. Башня собора Святого Вулоса: The Tudor Connection , Ньюпорт.
- ^ Jump up to: а б с д Вилли, Эндрю Р. (2002). Собор Святого Вулоса: Иллюстрированный путеводитель . Ньюпорт.
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ См. раздел 28, «О смерти Гвинллиу», «Жизнь Кадуса в Уэйд-Эвансе». 1944. AW, Жития британских святых и генеалогии , Кардифф.
- ^ См. оба: Ньюман, Джон.2000. Здания Уэльса: Гвинт/Монмутшир . Университет Уэльса/Пингвин. Лондон: стр. 427.
- ^ Дэвис, Дж. Гвин. Без даты c. 1950. История собора Святого Вулоса . Ньюпорт. п 6.
- ^ Терлби, Малькольм. 2018. Наблюдения за романской архитектурой и скульптурой в Монмутской епархии в Монмутширском антикваре , том xxxiv, стр. 27–37.
- ^ Фримен EA 1851. Об архитектурных древностях в Монмутшире в Archaeologia Cambrensis, NS vii 194-5.
- ^ Ньюман, Джон.2000. Здания Уэльса: Гвинт/Монмутшир . Университет Уэльса/Пингвин. Лондон: стр. 423 и 427.
- ^ Дэвис, Дж. Гвин. Без даты c. 1950. История собора Святого Вулоса . Ньюпорт. стр. 19
- ^ на веб-сайте собора есть аккаунт (май 2020 г.) бывшего декана Листера Тонга о вводе в эксплуатацию собора Руд, см. https://www.newportcathedral.org.uk/wp-content/uploads/2020/05/ Ньюпорт-Руд.pdf
- ^ См. каталог «Витражи в Уэльсе». http://stainedglass.llgc.org.uk/
- ^ Мейриг, Оуэн. 2013. Древние соборы Уэльса: их история и музыка. Пулхели
- ^ См. ссылку DO 3308 в Национальном реестре трубочных органов Британского института органных исследований.
- ^ Джонс, Дэвис.1986. Последнее восстание: восстание в Ньюпорте 1839 года . Оксфорд.
- ^ «Филлипс, преподобный Джон Леолайн» . Кто есть кто . ukwhoswho.com. 1920–2007 (онлайн-редактор, декабрь 2012 г.). A&C Black, издательство Bloomsbury Publishing plc. Проверено 23 марта 2015 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании)
- ^ Дэвис, преподобный Джозеф Гвин». Who's Who . ukwhoswho.com. 1920–2007 (онлайн-редактор, декабрь 2012 г.). A&C Black, отпечаток Bloomsbury Publishing plc. Получено 19 февраля 2014 г. (подписка или публичное издание в Великобритании) требуется членство в библиотеке)
- ^ «Томас, преподобный Джон Роланд Ллойд». Кто есть кто . ukwhoswho.com. 1920–2007 (онлайн-редактор, декабрь 2012 г.). A&C Black, издательство Bloomsbury Publishing plc. Проверено 19 февраля 2014 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании) ( примечание : Who's Who ; фамилия Джона была Ллойд Томас, а не Томас.) ошибка
- ^ «Эванс, преподобный Рэймонд Эллис». Кто есть кто . ukwhoswho.com. 1920–2007 (онлайн-редактор, декабрь 2012 г.). A&C Black, издательство Bloomsbury Publishing plc. Проверено 19 февраля 2014 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании)
- ^ «Дженкинс, преподобный Фрэнк Грэм» . Кто есть кто . ukwhoswho.com. 1920–2007 (онлайн-редактор, декабрь 2012 г.). A&C Black, издательство Bloomsbury Publishing plc. Проверено 19 февраля 2014 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании)
- ^ «Льюис, преподобный (Дэвид) Гарет» . Кто есть кто . ukwhoswho.com. 1920–2007 (онлайн-редактор, декабрь 2012 г.). A&C Black, издательство Bloomsbury Publishing plc. Проверено 19 февраля 2014 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании)
- ^ «Святая Елена, епископ (преподобный доктор Ричард Дэвид Фенвик)» . Кто есть кто . ukwhoswho.com. 2014 г. (онлайн-редактор, декабрь 2013 г.). A&C Black, издательство Bloomsbury Publishing plc. Проверено 19 февраля 2014 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании)
- ^ «Уинстон, преподобный Джереми Хью». Кто есть кто . ukwhoswho.com. 1920–2007 (онлайн-редактор, декабрь 2012 г.). A&C Black, издательство Bloomsbury Publishing plc. Проверено 19 февраля 2014 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании)
- ^ "Тонг, преподобный Листер" . Кто есть кто . ukwhoswho.com. 2014 г. (онлайн-редактор, декабрь 2013 г.). A&C Black, издательство Bloomsbury Publishing plc. Проверено 19 февраля 2014 г. (требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании)
- ^ « Справочник духовных лиц Крокфорда : настоятель собора Ньюпорта» . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ « Клерикальный справочник Крокфорда : язык очень преподобного Листера» . Проверено 19 февраля 2021 г.
- ^ «Новый декан установлен в соборе Ньюпорта» .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Англиканские соборы в Уэльсе
- Соборы Уэльса, внесенные в список I степени
- Церкви I степени внесены в список в Ньюпорте, Уэльс.
- Культура в Ньюпорте, Уэльс
- Туристические достопримечательности в Ньюпорте, Уэльс
- Достопримечательности Ньюпорта, Уэльс
- История Ньюпорта, Уэльс
- Церковные здания XI века в Уэльсе
- Деканы Монмута