Буддизм и сексуальность
Часть серии о |
буддизм |
---|
![]() |
В первой беседе Будда определяет жажду ( танха ) как причину страдания ( дуккха ). Затем он выделяет три объекта жажды: жажда существования; жажда несуществования и жажда чувственных удовольствий ( кама ). кама считается одним из пяти препятствий на пути к достижению джханы Согласно учению Будды, . На протяжении всей Сутта-Питаки Будда часто сравнивает сексуальное удовольствие со стрелами или дротиками. Так в Камасутте (4.1) из Сутта Нипаты Будда объясняет, что жажда сексуальных удовольствий является причиной страдания.
Если человек, жаждущий чувственных наслаждений, достигает этого, да, он восторгается сердцем. Смертный получает то, что хочет. Но если для этого человека — тоскующего, желающего — удовольствия уменьшаются, он разбивается, как будто пронзенный стрелой. [1]
Далее Будда говорит:
Поэтому человек, всегда внимательный, должен избегать чувственных желаний. Отпустив их, он переправится через поток, как тот, кто, вычерпнув лодку, достиг дальнего берега.
«Потоп» означает поток человеческих страданий. «Дальний берег» — это нирвана , состояние, в котором нет чувственных желаний.
Смысл Камасутты в том, что чувственное желание, как и любое привычное чувственное удовольствие, приносит страдание. Мирянам Будда советовал, по крайней мере, избегать сексуальных проступков (см. определение Тхеравады ниже). От постоянных учеников Будды, рукоположенных монахов и монахинь строгое целомудрие (так называемое брахмачарья всегда требовалось ).
Обзор
[ редактировать ]Бывший вице-президент Буддийского общества и председатель Английского фонда Сангхи Морис Уолш написал эссе под названием «Буддизм и секс», в котором представил основное учение Будды о человеческой сексуальности и ее связи с целью ( ниббаной ). Третья из пяти заповедей гласит:
- Камесу миччачара верамани шиккхападам самадиями ,
Буквальный смысл этого утверждения таков: «Я прохожу курс обучения воздержанию от дурных поступков в отношении чувственности». Уолш комментирует:
С точки зрения буддистов, в сексуальных преступлениях или недостатках нет ничего исключительно порочного. Те, кто склонен развивать комплекс вины по поводу своей сексуальной жизни, должны осознать, что неудача в этом отношении не более и, с другой стороны, не менее серьезна, чем неспособность жить согласно любому другому предписанию. На самом деле, самая трудная заповедь, которой почти каждый может следовать, — это четвертая — воздерживаться от всех форм неправильной речи (которая часто включает в себя недоброжелательные комментарии о реальных или предполагаемых сексуальных недостатках других людей!). именно тогда Третья заповедь подразумевает для обычного буддиста-мирянина? Во-первых, как и все остальные заповеди, это правило тренировки. Это не «заповедь» Бога, Будды или кого-либо еще, говорящего: «Ты не должен...» В буддизме нет таких заповедей. Вы берете на себя обязательство делать все возможное, чтобы соблюдать определенный тип сдержанности, потому что вы понимаете, что это хорошо. Это необходимо ясно понимать. Если вы не думаете, что это хорошо, вам не следует предпринимать это. Если вы действительно думаете, что это хорошо, но сомневаетесь в своей способности сохранить это, вам следует приложить все усилия, и, возможно, вы сможете получить некоторую помощь и инструкции, чтобы облегчить задачу. Если вы чувствуете, что попытаться идти по буддийскому пути — это хорошо, вы можете искренне выполнять эту и другие заповеди в этом духе. [2]
Учение Будды возникает из желания, чтобы другие были свободны от дуккхи. Согласно доктрине, которой он учил, свобода от страданий предполагает свободу от сексуальных желаний, а обучение (пали: сиккха ) избавлению от влечения предполагает в значительной степени воздержание от этих желаний.
Монашеский буддизм
[ редактировать ]Помимо некоторых школ в Японии и Тибете, большинство из тех, кто решает практиковать буддизм в качестве рукоположенных монахов и монахинь , также предпочитают жить в целибате . [3]
Основные взгляды
[ редактировать ]Секс рассматривается как серьезный монашеский проступок. В буддизме Тхеравады есть четыре основных нарушения, которые влекут за собой изгнание из монашеской Сангхи : секс, воровство, убийство и ложное хвастовство сверхчеловеческими совершенствами. [4] Сексуальные проступки для монахов и монахинь включают мастурбацию . [5] В случае монашества полное воздержание от секса рассматривается как необходимость для достижения просветления. Критика Будды монаха, который нарушил обет безбрачия, не раздевшись предварительно, заключается в следующем:
Бесполезный человек, [половой акт] неприличн, неуместен, непригоден и недостоин созерцателя ; неправильно и этого нельзя делать... Разве я не учил Дхамме многими способами ради бесстрастия, а не ради страсти; для распутывания и не для сковывания; за свободу от цепляния и не за цепляние? Однако здесь, пока я учил Дхамме бесстрастия, вы сосредоточили свое сердце на страсти; в то время как я учил Дхамме освобождению от оков, вы стремитесь быть скованными; в то время как я учил Дхамме о свободе от цепляния, вы сосредоточили свое сердце на цеплянии.
Бесполезный человек, разве я не учил Дхамме разными способами для угасания страсти, отрезвления опьянения, подавления жажды, разрушения привязанностей, разрыва круга, прекращения жажды, бесстрастия, прекращения, развязывания ? Не пропагандировал ли я во многом отказ от чувственных удовольствий, постижение чувственных восприятий, подчинение чувственной жажды, уничтожение чувственных мыслей, успокоение чувственных лихорадок? Негодный мужик, лучше бы твой пенис был засунут в пасть ядовитой змеи, чем во влагалище женщины. Лучше бы твой пенис был засунут в пасть черной гадюки, чем во влагалище женщины. Было бы лучше, если бы твой пенис был засунут в яму с горящими углями, пылающими и пылающими, чем во влагалище женщины. Почему это? По этой причине вы подверглись бы смерти или смертоносным страданиям, но вы бы не по этой причине при распаде тела, после смерти, не впали бы в лишения, дурное предназначение, бездну, ад ...
Ничтожный человек, это не вселяет веру в неверных и не увеличивает верующих. Скорее, оно порождает недостаток веры у неверующих и колебания у некоторых верующих. [6]
Японский буддизм
[ редактировать ]В отличие от большинства принципов буддизма, японские буддийские монахи были тесно связаны с получением удовольствия и сексуальными отношениями. Известно, что многие из них поддерживали отношения с проститутками и гейшами , часто поддерживая с ними долгосрочные связи. [7] Хотя эти аспекты были популярным объектом критики и сатиры как обвинение в моральном разложении, как «японцы, которые часто сами были идеологически враждебны буддизму, так и западные наблюдатели, склонные рассматривать буддизм как препятствие на пути к успеху христианской миссионерской деятельности в Японии», а также Как и другие ортодоксальные буддисты, некоторые приверженцы такого образа жизни иногда заявляли, что он на самом деле является частью их религиозной практики. [7] Таким образом, существовали течения местного эзотерического буддизма , возможно, под влиянием небуддийской народной традиции, которые положительно оценивали сексуальность. [7]
Японский дэва Кангитен , буддийская форма индуистского бога Ганеши , считался сексуально символическим и изображался в виде двух обнимающихся фигур. [7] Он получил широкое поклонение, особенно среди гейш и людей, занимающихся удовольствиями , а его эзотерическая сексуальность означала, что его изображение обычно приходилось скрывать от глаз общественности. [8] В XII веке возникла печально известная секта Татикава-рю , экстремальная тантрическая сексуальная школа, где в ритуалах использовались человеческие черепа и испускание сексуальных жидкостей, за что они позже подвергались преследованиям и подавлению со стороны основных буддистов. [9] Наконец, даже в нетантрическом буддизме влиятельный монах 15-го века Иккью проповедовал секс и любовь как действенные способы достижения Просветления. В дзэн его считают одновременно еретиком и святым. [10]
Светский буддизм
[ редактировать ]Наиболее распространенной формулировкой буддийской этики являются « Пять заповедей» и « Восьмеричный путь» , в которых говорится, что нельзя ни привязываться к чувственным удовольствиям, ни жаждать их. Эти заповеди принимают форму добровольных личных обязательств, а не божественного повеления или наставления. Третья из пяти заповедей гласит: «Воздерживаться от совершения сексуальных проступков. [11] [12]
Правила безбрачия или брахмачарии относятся только к восьми или 10 монашеским заповедям .
Согласно традициям Тхеравады, приписывают некоторые высказывания Гаутаме Будде о природе сексуальных проступков. В «Этике обывателя» , сборнике из четырех конкретных сутт, составленных и переведенных Нарадой Тхерой , говорится, что прелюбодеяние — одно из четырех зол, которые мудрые никогда не восхвалят. [13] В Ангуттара Никае, посвященном его наставлениям Чунде Серебряных дел мастера, описывается этот масштаб проступков: «...человек вступает в половые отношения с теми, кто находится под защитой отца, матери, брата, сестры, родственников или клана, или их религиозной общины; или с обещанными кому-то другому, охраняемыми законом, и даже с обрученными с гирляндой» (и т. д. — ребенок/несовершеннолетний) [14]
Бхиккху Ньянамоли предоставил английский перевод Маджхима Никаи 41: «Он предается неправомерному поведению в сексуальных желаниях: он вступает в половой акт с такими (женщинами), которые находятся под защитой матери, отца (матери и отца), брата, сестры , родственники, как и муж, как влекут за собой наказание, а также и с теми, которые увенчаны гирляндами в знак обручения». [15]
сексуальная йога
[ редактировать ]По мнению некоторых тибетских авторитетов, физическая практика сексуальной йоги необходима на самом высоком уровне для достижения состояния будды. [16] Использование сексуальной йоги строго регулируется. Это разрешено только после нескольких лет обучения. [17] Физическая практика сексуальной йоги исторически была и остается чрезвычайно редкой. [18] Подавляющее большинство тибетцев верят, что единственная правильная практика тантрического секса — это метафорически, а не физически, в ритуалах и во время медитативных визуализаций. [18] Доминирующая секта гелуг в тибетском буддизме считает, что сексуальная йога как реальная физическая практика — единственный способ достичь состояния будды за одну жизнь. Основатель школы Цонкапа , согласно традиции, не занимался этой практикой, а вместо этого достиг полного просветления в момент смерти, что, согласно этой школе, было наиболее близким к возможному без сексуальной йоги. В школе также учили, что они подходят только для самых элитных практиков, которые непосредственно осознали пустоту и обладали необычайно сильным состраданием. Следующая по величине школа Тибета, Ньингма, считает, что для достижения состояния будды за одну жизнь не обязательно. [19] Четырнадцатый Далай-лама из секты Гелуг считает, что практику следует выполнять только в виде визуализации. [18]
гомосексуальность
[ редактировать ]Среди буддистов существует большое разнообразие мнений о гомосексуализме. Буддизм учит, что чувственное наслаждение и желание в целом, а также сексуальное удовольствие в частности являются препятствиями на пути к просветлению и уступают видам удовольствия (см., например, пити , палийское слово, часто переводимое как «восторг»), которые являются неотъемлемой частью практики. джханы . [20] Будда Готама однажды сказал: «Подобно тому, как дождь разрушает хижину с плохой соломенной крышей, страсть разрушает плохо тренированный ум». [21]
Третья из пяти заповедей предостерегает от «сексуальных проступков»; однако «сексуальные проступки» - это широкий термин, который может интерпретироваться в соответствии с социальными нормами последователей. Ранний буддизм, похоже, ничего не говорил о гомосексуальных отношениях. [22]
Согласно Палийскому канону и Агаме (ранним буддийским писаниям), нет никаких утверждений о том, что однополые или противоположные половые отношения имеют какое-либо отношение к сексуальным проступкам. [23] а некоторые монахи Тхеравады заявляют, что однополые отношения не нарушают правила избегать сексуальных домогательств, что означает отказ от секса с несовершеннолетними (такими образом, защищенными их родителями или опекунами), обрученными или женатыми и принявшими обет религиозного безбрачия. . [24]
Некоторые более поздние традиции предусматривают ограничения на невагинальный секс, хотя ситуации, похоже, связаны с сексом по принуждению. [25]
Консервативные буддийские лидеры, такие как мастер Чань Сюань Хуа, выступили против акта гомосексуализма. [26] Некоторые лидеры тибетского буддизма, такие как Далай-лама XIV, говорили об ограничениях на использование своего полового органа для вставки частей тела других людей, основываясь на Дже Цонкапы . работе [27] [28]
Иная ситуация с монашествующими. Для них Винайя (кодекс монашеской дисциплины) запрещает любую сексуальную активность, но делает это чисто физиологически, не делая моральных различий между многими возможными формами полового акта. [29]
См. также
[ редактировать ]- Буддийская этика
- Религия и сексуальность
- Татикава-рю
- Буддийский взгляд на брак
- Буддизм и сексуальная ориентация
- Буддизм и романтические отношения
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Кама Сутта, Сутта Нипата 4.1
- ^ «Буддизм и секс» . Accesstoinsight.org. 01.12.2012 . Проверено 14 сентября 2013 г.
- ^ Саддхатисса, Хаммалава (декабрь 1987 г.). Буддийская этика: путь к нирване . Пабы мудрости; Новое издание Эд. п. 88 . ISBN 0-86171-053-3 .
- ^ Лопес, Дональд С. Критические условия изучения буддизма. Чикаго: Издательство Чикагского университета. 2005 г.
- ^ Олсон, Карл. Различные пути буддизма: повествовательно-историческое введение. Нью-Джерси: Издательство Университета Рутгерса. 2005 г.
- ^ "Введение" . Буддийский монашеский кодекс I: Перевод и объяснение правил обучения Патимоккхи . Доступ к Инсайту. Архивировано из оригинала 28 августа 2012 г. Проверено 18 августа 2012 г.
- ^ Jump up to: а б с д ЛаФлер, Уильям Р. (2020). Жидкая жизнь: аборты и буддизм в Японии . Издательство Принстонского университета. стр. 73–77. ISBN 9781400843671 .
- ^ Луи, Фредерик (1996). Японская энциклопедия . Издательство Гарвардского университета. п. 470.
- ^ Стивенс, Джон (1990). Жажда просветления: буддизм и секс . Публикации Шамбалы. ISBN 9780834829343 .
- ^ Цю, Пейбэй (2005). Басё и Дао: Чжуанцзы и трансформация Хайкая . Издательство Гавайского университета. ISBN 9780824828455 .
- ^ Хиггинс, Уинтон. «Буддийская сексуальная этика» . Журнал BuddhaNet . Проверено 15 января 2007 г.
- ^ Бхикку, Таниссаро (2005). «Пять заповедей: панча-шила» . Доступ к Инсайту . Проверено 20 сентября 2019 г.
- ^ Тхера, Нарада. «Этика обывателя, четыре беседы Будды» (PDF) . Буддийское издательское общество. Архивировано из оригинала (PDF) 3 марта 2016 г. Проверено 16 апреля 2010 г.
- ^ Таниссаро Бхиккху. «Чунда Каммарапутта Сутта» . Доступ к Инсайту . Проверено 16 апреля 2010 г.
- ^ Салейяка Сутта: Брахманы Салы (MN 41)
- ^ Routledge Энциклопедия буддизма , страница 781
- ^ Харви, Питер (22 июня 2000 г.). Введение в буддийскую этику: основы, ценности и проблемы — Питер Харви — Google Boeken . ISBN 9780521556408 . Проверено 14 сентября 2013 г.
- ^ Jump up to: а б с Лэрд, Томас (декабрь 2007 г.). История Тибета: Беседы с Далай-ламой — Томас Лэрд — Google Boeken . ISBN 9781555846725 . Проверено 14 сентября 2013 г.
- ^ Routledge Энциклопедия буддизма , стр. 781; более краткое заявление Пауэрса в этой статье следует понимать в свете его более полного заявления в его книге « Введение в тибетский буддизм» , Snow Lion, 1995, стр. 252f.
- ^ Стивенс, Джон (1990). Жажда просветления: Буддизм и секс . Шамбала Изд. ISBN 087773416X . OCLC 716757478 .
- ^ Сангхаракшита (2010). Десять столпов буддизма . Публикации Виндхорс. стр. 161–164.
- ^ Джеймс Уильям Коулман, Новый буддизм: западная трансформация древней традиции. Издательство Оксфордского университета, 2002, стр. 146.
- ^ «Чунда Каммарапутта Сутта» [Чунде серебряному мастеру]. Перевод с пали Таниссаро Бхиккху. Доступ к Инсайту. 1997. АН 10.176 . Проверено 14 марта 2011 г.
Отказавшись от чувственных проступков, он воздерживается от чувственных проступков. Он не вступает в сексуальные отношения с теми, кого защищают их матери, отцы, братья, сестры, родственники или Дхамма; те, у кого есть мужья, те, кто влечет за собой наказания, или даже те, кто увенчан цветами другим мужчиной
{{cite web}}
: CS1 maint: другие ( ссылка ) - ^
- Аджан Пуннадхаммо. «Однополые браки» .
Мирянину рекомендуется воздерживаться от секса с «неподходящими партнерами», к которым относятся несовершеннолетние девушки, обрученные или замужние женщины, а также женщины, принявшие обет религиозного безбрачия. Это ясный и разумный совет, который, похоже, предполагает, что сексуальные проступки – это то, что может разрушить существующие семейные или любовные отношения. Это согласуется с общим буддийским принципом: то, что причиняет страдания себе или другим, является неэтичным поведением. («Неумелое поведение» было бы ближе к оригиналу.) Нет веских оснований предполагать, что к гомосексуальным отношениям, не нарушающим этот принцип, следует относиться иначе.
- Сомдет Пхра Буддхагосачария (1993). Упосатха-шила: Соблюдение восьми заповедей . Есть четыре фактора третьей заповеди (камесу миччачара).
- агамания ваттху — то, что не следует посещать (20 групп женщин).
- асмим севана-читтам — намерение вступить в половую связь с кем-либо, входящим в вышеупомянутые группы.
- севанап-пайого — усилие при половом акте.
- маггена маггапатипатти — сексуальный контакт посредством усилия адхивасанам.
- Бхиккху Бодхи (1981). Обращение к прибежищу и принятие обетов (Пять обетов) . Буддийское издательское общество.
- Аджан Пуннадхаммо. «Однополые браки» .
- ^ Харви, Питер (2000). Введение в буддийскую этику . Издательство Кембриджского университета. стр. 421–. ISBN 9780511800801 .
- ^ Пребиш, Чарльз: Лица буддизма в Америке , стр. 255. University of California Press, 1998.
- ^ «Даже с женой использование рта или другой дырочки является сексуальным проступком. Использование руки - это сексуальное проступок». (Далай-лама, на встрече с буддистами-лесбиянками и геями, 11 июня 1997 г.). Широко освещается, в том числе в: Далай-лама говорит о гей-сексе: он говорит, что это неправильно для буддистов, но не для общества . Дон Латтин, автор книг о религии, вторник, 11 июня 1997 г., San Francisco Chronicle. Текст онлайн
- ↑ Далай-лама призывает к «уважению, состраданию и соблюдению полных прав человека для всех», включая геев , Деннис Конкин, репортер Bay Area, 19 июня 1997 г. Текст в Интернете. Архивировано 23 апреля 2006 г. на Wayback Machine.
- ^ Джордж Э. Хаггерти, Гей-истории и культуры: энциклопедия . Тейлор и Фрэнсис 2000, страницы 146–147.
Библиография
[ редактировать ]- Ланг, Карен С. (июнь 2015 г.). Миттал, Сушил (ред.). «Когда горы Виндхья плывут в океане: некоторые замечания о похоти и чревоугодии аскетов и буддийских монахов». Международный журнал индуистских исследований . 19 (1/2). Бостон : Springer Verlag : 171–192. дои : 10.1007/s11407-015-9176-z . eISSN 1574-9282 . ISSN 1022-4556 . JSTOR 24631797 . S2CID 145662113 .
- Лангенберг, Эми Пэрис (апрель 2018 г.). «Буддизм и сексуальность». В Козорте, Дэниел; Шилдс, Джеймс Марк (ред.). Оксфордский справочник по буддийской этике . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/oxfordhb/9780198746140.013.22 . ISBN 9780198746140 .
- Лангенберг, Эми Пэрис (сентябрь 2015 г.). Денисон, Брэнди (ред.). «Секс и сексуальность в буддизме: тетралемма». Религиозный компас . 9 (9). Нью-Йорк : Джон Уайли и сыновья : 277–286. дои : 10.1111/rec3.12162 . eISSN 1749-8171 .
- Пауэрс, Джон (26 апреля 2021 г.). «Тело Будды: сексуальная жизнь Будды» . Оксфордская исследовательская энциклопедия религии . Оксфорд : Издательство Оксфордского университета . дои : 10.1093/акр/9780199340378.013.745 . ISBN 9780199340378 . Архивировано из оригинала 16 мая 2021 года . Проверено 16 мая 2021 г.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Порат, Ор (январь 2015 г.). Порку, Элизабетта (ред.). «Космология мужской любви в средневековой Японии: Ньякудо-но канджинчо и путь молодежи». Журнал религии в Японии . 4 (2–3). Лейден : Издательство Brill : 241–271. дои : 10.1163/22118349-00402007 . eISSN 2211-8349 . ISSN 2211-8330 .
- Смит, Шэрон Э.; Мунт, Салли Р.; Кам-Так Йип, Эндрю (2016). «Размышление о культурной политике расы, сексуальности и пола в западном буддизме». В Смите, Шэрон Э.; Мунт, Салли Р.; Кам-Так Йип, Эндрю (ред.). Космополитическая Дхарма: раса, сексуальность и пол в британском буддизме . Серия книг «Нумен». Том. 152. Лейден : Издательство Brill . стр. 1–48. дои : 10.1163/9789004232808_002 . ISBN 978-90-04-23279-2 . ISSN 0169-8834 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]
- Буддийская сексуальная этика: основные проблемы – Александр Берзин
- Буддийские и западные взгляды на секс – Александр Берзин
- «Размышление над текстами: к критической буддийской теологии сексуальности» , Хосе Игнасио Кабесон, публичная лекция, Университет Наропы, 23 сентября 2008 г.