Пурушартха
Часть серии о |
индуизм |
---|
Пурушартха ( санскрит : पुरुषार्थ, IAST : Пурушартха ) буквально означает «объект (объект) людей». [1] Это ключевое понятие в индуизме , которое относится к четырем истинным целям или задачам человеческой жизни. Четыре пурушартхи — это Дхарма (праведность, моральные ценности), Артха (процветание, экономические ценности), Кама (удовольствие, любовь, психологические ценности) и Мокша (освобождение, духовные ценности, самореализация). [2] [3]
Все четыре Пурушартхи важны, но в случаях конфликта Дхарма в индуистской философии считается более важной, чем Артха или Кама . [4] [5] Мокша считается конечной целью человеческой жизни. [6] В то же время среди всех индуистов нет консенсуса, и многие имеют разные интерпретации иерархии и даже того, должна ли она существовать.
Индийские ученые-историки признавали и обсуждали внутреннее противоречие между активным стремлением к богатству (Артха) и удовольствиям (Кама) и отказом от всего богатства и удовольствий ради духовного освобождения (Мокша). Они предложили «действие с отречением» или «действие без жажды, движимое дхармой», также называемое Нишкама Карма , как возможное решение напряженности. [7] [8]
Этимология
[ редактировать ]Пурушартха (पुरुषार्थ) — это составное санскритское слово от Пуруши (पुरुष) и Артхи (अर्थ). Пуруша означает «дух». [ нужна ссылка ] , «нематериальная сущность» [ нужна ссылка ] , или «первобытный человек как душа и первоисточник вселенной». [9] в зависимости от даршана , школы мысли. Артха в одном контексте означает «цель», «объект желания» и «смысл». [10] Вместе Пурушартха буквально означает «цель человеческого существования» или «объект человеческого стремления». [1] [11]
Альф Хилтебейтель переводит Пурушартху как «Цели человека». [12] Прасад поясняет, что «Мужчина» включает в себя как мужчину, так и женщину в древних и средневековых индийских текстах. [11] Оливель переводит это как «цели человеческой жизни». [13] В своей книге « Бхагавад-гита как она есть » Прабхупада описывает Пурушартху как «материальную религиозность, экономическое развитие, чувственное удовлетворение и, в конце концов, попытку стать единым с Всевышним». [14]
Пурушартху также называют Чатурваргой . [15]
Обсуждение
[ редактировать ]Пурушартха — ключевая концепция индуизма, согласно которой у каждого человека есть четыре правильные цели, необходимые и достаточные для полноценной и счастливой жизни: [16]
- Дхарма – означает поведение, которое считается соответствующим рита , порядку, который делает возможными жизнь и вселенную. [17] и включает в себя обязанности, права, законы, поведение, добродетели и правильный образ жизни . [18] Индуистская дхарма включает в себя религиозные обязанности, моральные права и обязанности каждого человека, а также поведение, обеспечивающее общественный порядок, правильное и добродетельное поведение. [18] Дхарма, по мнению ван Бютенена , [19] — это то, что все существующие существа должны принять и уважать, чтобы поддерживать гармонию и порядок в мире. Это, утверждает ван Бютенен, стремление и реализация своей природы и истинного призвания, тем самым играя свою роль в космическом концерте. [19]
- Артха – означает «средства жизни», деятельность и ресурсы, которые позволяют человеку находиться в том состоянии, в котором он хочет находиться. [20] Артха включает в себя богатство, карьеру, деятельность для заработка, финансовую безопасность и экономическое процветание. Правильное стремление к артхе считается важной целью человеческой жизни в индуизме. [21] [22]
- Кама – означает желание, желание, страсть, эмоции, чувственное удовольствие, эстетическое наслаждение жизнью, привязанность или любовь, с похотливым подтекстом или без него. [23] Гэвин Флуд объясняет [24] кама как «любовь» без нарушения дхармы (моральной ответственности), артхи (материального процветания) и пути к мокше (духовному освобождению).
- Мокша – означает эмансипацию, освобождение или освобождение. [25] В некоторых школах индуизма мокша означает свободу от сансары , цикла смерти и возрождения, в других школах мокша означает свободу, самопознание, самореализацию и освобождение в этой жизни. [26] [27]
Относительная важность четырех жизненных целей
[ редактировать ]Древнеиндийская литература подчеркивает, что дхарма превыше всего. Если дхарму игнорируют, артха и кама — прибыль и удовольствие соответственно — приводят к социальному хаосу. [4] Дхармашастра В качестве примеров «Гаутама », «Апастамба Дхармасутра» и «Ягьявалкья Смрити» предполагают, что дхарма стоит на первом месте и важнее, чем артха и кама. [5]
Кама определяет относительную ценность трех целей следующим образом: артха более важна и должна предшествовать каме, тогда как дхарма более важна и должна предшествовать как каме, так и артхе. [28] » Каутилии Однако «Артхашастра утверждает, что артха является основой для двух других. Без процветания и безопасности в обществе или на индивидуальном уровне как нравственная жизнь, так и чувственность становятся трудными. Бедность порождает порок и ненависть, а процветание порождает добродетели и любовь, предположил Каутилия. [4] Каутилья добавляет, что все три взаимосвязаны, и не следует переставать ни наслаждаться жизнью, ни добродетельным поведением, ни стремиться к созданию богатства. Чрезмерное стремление к какому-либо одному аспекту жизни при полном отказе от двух других вредит всем трем, включая тот, который чрезмерно преследуется. [29] Шастры , утверждает Кейн, [30] Обратите внимание, что относительный приоритет артхи, камы и дхармы естественно меняется с возрастом.
Мокша рассматривается в индуизме как парама-пурушартха или конечная цель человеческой жизни. [12]
Напряжение между четырьмя жизненными целями
[ редактировать ]Индийские учёные признавали и обсуждали внутреннее противоречие между отречением и мокшей, с одной стороны, и активным стремлением к Каме и Артхе , с другой. [31] Это привело к появлению концепций Правритти (प्रवृत्ति, Правритти) и Нивритти (निवृत्ति, Нивритти), причем первое означает «отдавать или посвящать себя» внешнему действию, а второе означает «отстранение и удержание себя от» внешнего действия. чтобы сосредоточиться на собственном освобождении. Артха и Кама — это Правритти , а Мокша — это Нивритти . [32] Оба считаются важными в индуизме. Манусмрити, например, описывает это так: [7]
Деятельность, согласно ортодоксальной традиции, бывает двух видов: правритти и нивритти .
Первый вид деятельности ведет к прогрессу ( абхьюдайя ), а второй — к совершенству ( нихшреяса ).— Манусмрити, 12.88 [7]
Индийские учёные предложили творческое решение противоречия между жизнью, наполненной «действием», и жизнью, движимой «отречением», предполагая, что лучшее из обоих миров может быть достигнуто, посвятив себя «действию с отречением», то есть когда «действие является без привязанностей и стремления к результату». Действовать следует потому, что это Дхарма , то есть это хорошо, добродетельно, правильно, долг и моральная деятельность, а не из-за жажды результатов или материальных наград без всякого рассмотрения Дхармы. называется Нишкама Карма Эта идея «действия, свободного от жажды и основанного на дхарме», в Бхагавад-гите . [8] [33] В других индийских текстах содержится тот же ответ на противоречие между «стремлением к богатству и любви» и «отречением от всего» Пурушартхами , но с использованием других слов. Иса Упанишад, например, утверждает: «Действуйте и наслаждайтесь отречением, не жаждайте». [7]
Истоки теории пурушартхи
[ редактировать ]Концепция мокши появляется в Упанишадах , тогда как предыдущие Самхиты, Брахманы и Араньяки обычно называют каму , артху и дхарму « триваргой » или «тремя категориями» возможных человеческих занятий. Дхармашастры . и эпос Рамаяна и Махабхарата являются первыми известными источниками, которые всесторонне представляют идею о том, что интегрированная жизнь влечет за собой стремление к четырем целям или целям [12] Прасад (2008) утверждает, что разделение на триваргу и мокшу призвано подчеркнуть контекст между социальной ( триварга ) и личной ( мокша ) сферами. [34]
Саньяса не полностью сосредоточен на стремлении к Мокше, нарушая Дхарму . Баудхаяна Дхармасутра, завершенная примерно в 7 веке до нашей эры, гласит следующие поведенческие обеты для человека, принимающего санньясу : [35]
Вот обеты, которые должен соблюдать санньяси:
Воздержание от причинения вреда живым существам, правдивость, воздержание от присвоения чужого имущества, воздержание от чувственных удовольствий, щедрость (доброта, мягкость) — вот основные обеты. Есть пять малых обетов: воздержание от гнева, послушание гуру, избегание опрометчивости, чистота и чистота в еде. Он должен просить (еду), не раздражая других, часть полученной еды он должен сострадательно делить с другими живыми существами, окропив остаток водой, он должен съесть ее, как если бы это было лекарство.
- Баудхайана , Дхармасутра, II.10.18.1–10. [35]
Баудхайана также неоднократно ссылается на стадию саньясы (аскетического) и ее поведенческую направленность, например, в стихах II.13.7 и 11.18.13. Эта ссылка, как утверждает Оливель , встречается во многих текстах начала и середины I тысячелетия до нашей эры и явно взята из гномической поэзии об устоявшейся аскетической традиции ко времени написания Баудхаяны Дхармасутры и других текстов. [36] Катха Упанишада в гимнах 2.1–2.2 противопоставляет человеческое чувство удовольствия ( preyas , प्रेयस्) чувству блаженства ( sreyas , श्रेयस्), восхваляя последнее. [37] В гимнах Ригведы в книге 10, главе 136 упоминается Муни (मुनि, монахи, нищие, святой человек) с характеристиками, которые отражают те, которые можно найти в более поздних концепциях практики отречения, мокшой аскетов, мотивированных ( санньясины и саньясини ). эти муни Говорят, что - это кесины (केशिन्, длинноволосые), носящие одежду мала (मल, грязный, цвета земли, желтый, оранжевый, шафрановый) и занятые делами Мананата ( ума, медитации). [38]
Кеши несет огонь, Кеши яд, а Кеши несет небо. Кеши — это вселенная в небесном видении, и эта Кеши называется светом.«Мудрецы» — пожиратели ветра, а белые живут в грязи. Они следуют за ветром в небе, которого не видели боги.
Он с длинными распущенными локонами (волос) поддерживает Агни, и влагу, небо и землю; На вид он весь небо: его с длинными волосами зовут этим светом. Муни ; , опоясанные ветром, носят одежды цвета земли Они, следуя за быстрым ветром, идут туда, куда раньше ходили боги.
- Риг Веда, Гимн 10.CXXXVI.1–2. [38]
имеется множество упоминаний как о триварге , так и о чатурварге ». Шарф утверждает: « В индуистской литературе на протяжении веков [39]
Литература, ориентированная на Пурушартху
[ редактировать ]Каждый из этих четырех канонических пурушартх подвергся тщательному изучению и обширному литературному развитию в истории Индии. Это привело к появлению множества трактатов с разными взглядами в каждой категории. Некоторая литература, посвященная Пурушартхе, включает:
- О Дхарме
- обсуждается В этих текстах дхарма с различных точек зрения: религиозной, социальной, обязанностей, морали и личной этики. Каждая из шести основных школ индуизма имеет свою литературу по дхарме. Примеры включают Дхарма-сутры (особенно Гаутамы , Апастамбы , Баудхаяны и Васиштхи ) и Дхарма-шастры (особенно Манусмрити , Ягьявалкья Смрити , Нарадасмрити и Вишнусмрити ). На уровне личной дхармы это включает в себя множество глав Йогасутр . Книга I тамильского , тамильском термине , морального текста Тируккурал сосредоточена исключительно на араме обозначающем дхарму, хотя вся работа Тируккурала сохраняет в своей основе дхарму. [40]
- Об Арте
- В текстах, связанных с артхой, артха рассматривается с точки зрения индивидуального, социального и как сборник экономической политики, политики и законов. Например, Артхашастра Каутильи , , Камандакия Нитисара [41] Брихаспати Сутра, [42] и Шукра Нити. [43] Оливель утверждает, что большинство трактатов древней Индии, связанных с Артхой, утеряны. [44] Книга II Тируккурала в первую очередь фокусируется на поруле , тамильском термине, обозначающем артху. [40]
- Это Кама
- В них обсуждаются искусство, эмоции, любовь, эротика, отношения и другие науки в поисках удовольствия. Камасутра Наиболее Ватсияяны . известна Другие тексты включают Ратирахасью , Джаямангалу, Смарадипику, Ратиманджари, Ратиратнарадипику, Ананга Рангу и другие. [45] Хотя Книга III Тируккурала в первую очередь фокусируется на инбаме , тамильском термине, обозначающем каму, она остается уникальной в том смысле, что, в отличие от Камасутры, Книга Инбам Тируккурала остается поэтической оценкой цветущей человеческой любви, как это выражено в период Сангама . Концепция близости, известная как агам . в тамильской литературной традиции [40] [46]
- На Мокше
- Они развивают и обсуждают природу и процесс освобождения, свободы и духовного освобождения. Основные трактаты о стремлении к мокше включают Упанишады , Вивекачудамани , Бхагавад Гиту и шастры по йоге , в частности четвертую часть Сутр Патанджали.
В санскритских эпосах основные разделы посвящены пурушартхам . [47] в частности, обсуждая дхарму. [48] [49] Древняя тамильская моральная литература Тируккурал . сосредотачивается на первых трех пурушартхах (Дхарма, Артха и Кама), не обсуждая мокшу, предполагая, что «должное стремление к трем другим неизбежно приведет к четвертому» [50] « Налатияр» , еще одно произведение литературы Сангама , также следует той же философии, что и «Тируккурал». [51]
Ашрам
[ редактировать ]Четыре пурушартхи часто обсуждаются в контексте четырех ашрамов или стадий жизни ( Брахмачарья – студент, Грихастха – домохозяин, Ванапрастха – выход на пенсию и Саньяса – отречение). Ученые пытались связать четыре стадии с четырьмя пурушартхами, однако Оливель отвергает это, поскольку ни в древних, ни в средневековых текстах Индии не говорится, что любой из первых трех ашрамов должен посвятить себя преимущественно одной конкретной цели жизни. [52]
Четвертая стадия санньясы отличается от других, и подавляющее большинство древних и средневековых индийских текстов сходятся во мнении, что любой, кто принимает санньясу, должен полностью посвятить себя мокше с помощью Дхармы , с полным отказом от артхи и камы . [52]
За известным исключением Камасутры , большинство текстов не дают рекомендаций относительно относительного предпочтения Артхи или Камы, а также того, на каком этапе жизни человек должен делать упор. Камасутра утверждает: [52]
Продолжительность жизни человека – сто лет. Разделяя это время, он должен уделять внимание трем жизненным целям так, чтобы они поддерживали, а не мешали друг другу. В юности ему следует заниматься полезными целями (артхой), такими как обучение, в расцвете сил — удовольствиями (кама), а в старости — дхармой и мокшей.
- Камасутра 1.2.1–1.2.4, перевод Патрика Оливелла [52]
Однако в этом тексте ашрамы не упоминаются.
См. также
[ редактировать ]Четыре правильные цели человека в индуистских традициях: Другие элементы этических теорий в индуистских традициях: | Другие теории человеческих потребностей: |
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б [1] Архивировано 16 декабря 2022 года в санскритско-английском словаре Wayback Machine Cappeller, Кельнский университет, Германия.
- ^ ( Наводнение 1996 , стр. 17), ( Оливель 1993 , стр. 216–219); См. также ( Апте 1965 , с. 626); ( Хопкинс 1971 , стр. 78)
- ^ М. Хирияна (2000), Философия ценностей, в книге «Индийская философия: теория ценности» (редактор: Рой Перретт), Routledge, ISBN 978-0-8153-3612-9 , страницы 1–10.
- ^ Перейти обратно: а б с Гэвин Флуд (1996), Значение и контекст Пурусартхов, в Джулиусе Липнере (редактор) - Плоды нашего желания, ISBN 978-1-896209-30-2 , стр. 16–21.
- ^ Перейти обратно: а б Видеть:
- Патрик Оливель, Дхармасутры - Кодексы законов древней Индии, Oxford University Press, ISBN 0-19-283882-2 , примечание 24.23, стр. 364;
- Гаутама Дхармашастра, 1 сентября 46–47, Патрик Оливель, Дхармасутры - Кодексы законов древней Индии, Oxford University Press, ISBN 0-19-283882-2 , абзац перекрывает стр. 92–93;
- Яджнавалкья Смрити, 1.115, Перевод Рая Видьярнавы (1918), Священные книги индусов, том XXI, стих CXV и комментарии, стр. 232;
- Апастамба Дхармасутра 2.20.18–23; Патрик Оливель, Дхармасутры - Кодексы законов древней Индии, Oxford University Press, ISBN 0-19-283882-2 , Разные правила 18–23, стр. 64.
- ^ Альбан Виджери (1930), Принципы индуистской этики. Архивировано 3 октября 2022 г. в Wayback Machine , International Journal of Ethics, 40 (2): 239–240.
- ^ Перейти обратно: а б с д Г.Х. Рао (1926), Основы индуистской этики, Международный журнал этики, 37 (1): 19–35.
- ^ Перейти обратно: а б Жерар Деланти (2012), Справочник Routledge по исследованиям космополитизма, Routledge, ISBN 978-0-415-60081-1 , стр. 465
- ^ пуруша. Архивировано 9 апреля 2016 г. в санскритско-английском словаре Wayback Machine , Кельнский университет, Германия.
- ^ artha. Архивировано 7 июня 2015 г. в санскритско-английском словаре Wayback Machine , Кельнский университет, Германия.
- ^ Перейти обратно: а б Р. Прасад (2008), Концептуально-аналитическое исследование классической индийской философии морали, ISBN 978-81-8069-544-5 , стр. 125.
- ^ Перейти обратно: а б с ( Хилтебейтель 2002 , стр. 17)
- ^ ( Оливель 1993 , стр. 216)
- ^ Прабхупада, А.Ч. Бхактиведанта Свами (2019). Бхагавад-гита как она есть (2-е изд.). Мумбаи: Книжный фонд Бхактиведанты. стр. 289 (имеется в виду стихи 6.20–6.23). ISBN 978-93-84564-19-3 .
- ^ Сушил Миттал и Джин Терсби (2004), Индуистский мир, Routledge, ISBN 0-415-21527-7 , стр. 4, Цитата: «Существует четыре категории или жизненных идеала (чатурварга или пурушартха), которые обычно составляют основу классического индуистского общества».
- ^ См.:
- А. Шарма (1982), Пурушартхи: исследование индуистской аксиологии, Университет штата Мичиган, ISBN 978-99936-24-31-8 , стр. 9–12; См. обзор Фрэнка Уэйлинга в Numen, Vol. 31, 1 (июль 1984 г.), стр. 140–142;
- А. Шарма (1999), Пурушартхи: аксиологическое исследование индуизма. Архивировано 29 декабря 2020 года в Wayback Machine , Журнал религиозной этики, Vol. 27, № 2 (лето 1999 г.), стр. 223–256;
- Крис Бартли (2001), Энциклопедия азиатской философии, редактор: Оливер Лирман, ISBN 0-415-17281-0 , Routledge, статья о Пурушартхе, стр. 443.
- ^ Оксфордский словарь мировых религий, Дхарма. Архивировано 26 сентября 2016 года в Wayback Machine . Оксфордский словарь мировых религий : «В индуизме дхарма является фундаментальной концепцией, относящейся к порядку и обычаям, которые делают жизнь и вселенную возможными, и таким образом, к поведению, соответствующему поддержанию этого порядка».
- ^ Перейти обратно: а б Дхарма, Колумбийская энциклопедия, 6-е изд. (2013), издательство Колумбийского университета, Гейл, ISBN 978-0-7876-5015-5
- ^ Перейти обратно: а б ДЖАБ ван Бютенен, Дхарма и мокша, Философия Востока и Запада, Том. 7, № 1/2 (апрель-июль 1957 г.), стр. 33–40.
- ^ Джон Коллер, Пурушартха как человеческие цели, Философия Востока и Запада, Том. 18, № 4 (октябрь 1968 г.), стр. 315–319.
- ^ Джеймс Лохтефельд (2002), Иллюстрированная энциклопедия индуизма, Rosen Publishing, Нью-Йорк, ISBN 0-8239-2287-1 , стр. 55–56.
- ^ Брюс Салливан (1997), Исторический словарь индуизма, ISBN 978-0-8108-3327-2 , стр. 29–30.
- ^ Мэйси, Джоанна (1975). «Диалектика желания». Нумен . 22 (2). БРИЛЛ: 145–60. дои : 10.1163/156852775X00095 . JSTOR 3269765 .
- ^ Гэвин Флад (1996), Значение и контекст Пурусартхов, в Джулиусе Липнере (редактор) - Плоды нашего желания, ISBN 978-1-896209-30-2 , стр. 11–13.
- ^ Джон Боукер, Оксфордский словарь мировых религий, Oxford University Press , ISBN 978-0-19-213965-8 , стр. 650
- ^ См.:
- Э. Дойч, Личность в Адвайта Веданте, в Рое Перретте (редактор), Индийская философия: метафизика, Том 3, ISBN 0-8153-3608-X , Тейлор и Фрэнсис, стр. 343–360;
- Т. Чаттерджи (2003), Знание и свобода в индийской философии, ISBN 978-0-7391-0692-1 , стр. 89–102; Цитата - "Мокша означает свободу"; «Мокша основана на атмаджнане, то есть познании себя».
- ^ См.:
- Хорхе Феррер, Трансперсональное знание, в книге «Трансперсональное знание: исследование горизонта сознания» (редакторы: Харт и др.), ISBN 978-0-7914-4615-7 , Издательство Государственного университета Нью-Йорка, Глава 10
- Эндрю Форт и Патрисия Мамме (1996), «Живое освобождение в индуистской мысли», ISBN 978-0-7914-2706-4 ;
- ↑ Индуистское общество Камашастры (1925), Камасутра Ватсияяны , Архив Университета Торонто, стр. 8
- ^ См.:
- Каутилья Арташастра в 1.7.3–7; Для английского перевода — Рангараджан (1987), Penguin Classics, ISBN 978-0-14-044603-6 ;
- Ашок С. Чусалкар (2004), Методология Артхашастры Каутильи, Индийский журнал политической науки, Vol. 65, № 1, стр. 55–76.
- ^ П. В. Кейн (1941), История Дхармашастры, Том 2, Часть 1, Институт восточных исследований Бхандаркара, стр. 8–9.
- ^ Р. В. Де Смет (1972), Ранние тенденции в индийском понимании человека, Философия Востока и Запада, 22 (3): 259–268.
- ^ Стивен Н. Хэй и Уильям Теодор Де Бари (1988), Источники индийской традиции, Мотилал Банарсидасс, ISBN 978-81-208-0467-8 , стр. 211.
- ^ П Билимория (1993), Индийская этика , в «Спутнике этики» (редактор: Питер Сингер), Уайли, ISBN 978-0-631-18785-1 , стр. 73
- ^ ( Прасад 2008 , стр. 360–362)
- ^ Перейти обратно: а б Макс Мюллер (переводчик), Баудхаяна Дхармасутра Прашна II, Адхьяя 10, Кандика 18 , Священные книги Востока , Том. XIV, Издательство Оксфордского университета, страницы 279–281.
- ^ ( Оливель 1993 , стр. 215–216)
- ^ ( Olivelle 1993 , стр. 64, см. сноску)
- ^ Перейти обратно: а б Г. С. Гурье (1952), Аскетическое происхождение, Социологический бюллетень, Том. 1, № 2, страницы 162–184;
Оригинал на санскрите: Ригведа. Архивировано 14 января 2015 г. в Wikisource Wayback Machine ;
Для перевода на английский язык: Кесинс «Ригведа», Гимн CXXXVI, Ральф Гриффит (переводчик). - ^ Хартмут Шарф (2004), Арта , в «Индуистском мире» (редакторы: Сушил Миттал и Джин Терсби), Routledge, ISBN 0-415-21527-7 , стр. 251
- ^ Перейти обратно: а б с Мохан Лал (1992). Энциклопедия индийской литературы: от Сасай до Зоргота . Нью-Дели: Сахитья Академи. стр. 4333–4334. ISBN 978-81-260-1221-3 . Проверено 7 марта 2018 г.
- ^ Камандакия Нити Сара М.Н. Датт (переводчик)
- ^ Брихаспати Сутра - Политика и правительство, санскритский оригинал с английским переводом Ф. В. Томаса (1921)
- ^ Шукра Нити Бк Саркар (переводчик); Глава 1, стих 43 и далее – Государственные правила и обязанности правителей; Глава 1, стих 424 и далее – Руководящие принципы по инфраструктуре для экономики; Глава 1, стих 550 и далее – Руководящие принципы по управлению казначейством, законодательству и военному делу; Глава 2. Функции государственных служащих и т.п.
- ^ Патрик Оливель (2011), Язык, тексты и общество: исследования древнеиндийской культуры и религии, Anthem Press, ISBN 978-0-85728-431-0 , стр. 174
- ^ Алан Собл (2005), Секс от Платона до Палья, ISBN 978-0-313-33424-5 , стр. 493
- ^ Камиль Звелебиль (1973). Улыбка Муругана: о тамильской литературе Южной Индии . Лейден: Э. Дж. Брилл. п. 166. ИСБН 90-04-03591-5 . Проверено 7 марта 2018 г.
- ^ Дж. Л. Брокингтон (1998), Санскритские эпопеи, Brill Academic, ISBN 978-90-04-10260-6 , стр. 2 и вводная глава.
- ^ Дэниел Х. Х. Ингаллс (1957), Дхарма и Мокша, Философия Востока и Запада, Том. 7, № 1/2, стр. 41–48.
- ^ Дж. Ганери (2010), Возвращение к себе: индийцы и греки о жизни как искусстве и философской терапии, приложение Королевского института философии, 85 (66), страницы 119–135
- ^ Сундарам, PS (1990). Тируваллувар: Курал (Первое изд.). Гургаон: Книги Пингвинов. п. 9. ISBN 978-01-44000-09-8 .
- ^ Ковмарешвари (ред.), С. (август 2012 г.). Патинен Кеежканакку Ноолгал . Санга Илаккиям (на тамильском языке). Том. 5 (1-е изд.). Ченнаи: Сарадха Патиппагам. стр. vi–viii.
- ^ Перейти обратно: а б с д Патрик Оливель (1993), Система ашрама: история и герменевтика религиозного учреждения, Oxford University Press, OCLC 466428084 , стр. 216–219.
Цитируемые книги:
- Апте, Ваман Шиврам (1965). Практический санскритский словарь . Дели: Издательство Motilal Banarsidas. ISBN 81-208-0567-4 . (четвертое исправленное и дополненное издание).
- Флуд, Гэвин (1996). Введение в индуизм . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 0-521-43878-0 .
- Хилтебейтель, Альф (2002). «Индуизм» в: Китагава, Дж. М. (ред.) Религиозные традиции Азии: религия, история и культура . Рутледж. ISBN 0-7007-1762-5 .
- Хопкинс, Томас Дж. (1971). Индуистская религиозная традиция . Кембридж: Dickenson Publishing Company, Inc.
- Оливель, Патрик (1993). Система ашрама: история и герменевтика религиозного учреждения . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-508327-Х .
- Прасад, Раджендра (2008). Концептуально-аналитическое исследование классической индийской философии морали . Центр исследований цивилизаций. ISBN 978-81-8069-544-5 .
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Гэвин Флуд (1997), «Значение и контекст пурушартхов», в «Бхагавад-гите для нашего времени» (редактор: Джулиус Дж. Липнер), Oxford University Press, страницы 11–27, ISBN 978-0-19-565039-6
- Арвинд Шарма (1982), «Пурушартхи: исследование индуистской аксиологии», Центр азиатских исследований, Университет штата Мичиган, ОСЛК 234144281
- Карл Поттер (1963), «Предпосылки индийской философии», Прентис Холл, ISBN 978-81-208-0779-2
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Дональд Дэвид (2004), «Быть индуистом или быть человеком: переоценка пурушартхов», Международный журнал индуистских исследований , 8 (1–3): 1–27, два : 10.1007/s11407-004-0001-3
- Джон Коллер (1968), Пурушартхи как человеческие цели , Философия Востока и Запада, 18 (4): 315–319.