Jump to content

Пракаша

(Перенаправлено с Пракаса )


Пракаша — понятие в индийской философии, переводимое различными авторами как «свет», «сияние», «сияние», «проявление», «великолепие», «свет сознания» и так далее.

В буддийской философии этот термин использовался для обозначения саморефлексивной природы осознания. В поздней Йогачара буддийской философии пракаша использовалась для обозначения истинной природы ума , сияющего ума , который является абсолютной истиной , абсолютной реальностью .

В кашмирском шиваизме отождествляется с Богом Шивой пракаша . [ 1 ] Пол Э. Мерфи описывает это как «светящееся и недифференцированное сознание». [ 2 ] а Пол Мюллер-Ортега называет это «первозданным светом за пределами всех проявлений». [ 3 ] Для Шайвов пракаша считается высшей, предельной, непревзойденной, но как таковую ее нельзя назвать чистой трансцендентностью , поскольку, хотя она и превыше всего, она все равно присутствует в проявлении, в каждом его аспекте. Таким образом, пракаша считается одновременно трансцендентной и имманентной . [ 3 ]

В буддийской философии

[ редактировать ]

По словам Джонардона Ганери , эта концепция была введена буддийским философом Дигнагой (около 480–540 гг. Н. Э.). [ 4 ] Для Дигнаги и его последователя Дхармакирти эта идея относится к Свасамведане , внутренней рефлексивности или самосознательной природе сознания. Это означает, что в процессе осознания любого объекта сознание одновременно освещает и себя. [ 4 ]

Чжихуа Яо пишет, что эта концепция имеет более старые корни в взгляде школы Махасангхика на изначально чистый светящийся ум . [ 5 ]

В позднеиндийской йогачара буддийской философии «Пракаша» часто используется для описания особенности природы ума , то есть светящегося ума, который является высшей реальностью в идеалистической метафизике йогачары. Этот термин использовался индийскими мыслителями Йогачары, такими как Праджнякарагупта (8-9 века), Джнянашримитра (975-1025 гг. н. э.) и Ратнакарашанти (конец 10-го века - середина 11-го века), оба хорошо известные ученые из Викрамашила . университета [ 6 ] [ 7 ]

Согласно Праджнякарагупте, все явления в конечном итоге являются пракашей:

С точки зрения высшей истины, ничто не сияет, кроме сияния (пракаша)… Кроме того, объект сияет благодаря своей природе (пракаша (ка) рупена); оно не освещено ничем другим ( Праманаварттикаланкара ). [ 8 ]

В своей «Праджняпарамитопадеше» Ратнакарашанти говорит, что собственная природа (атмабхутах) всех явлений — это пракаша. Он утверждает, что все переживаемые явления должны иметь сияние ( пракаша ), то есть способность проявляться (пратибхаса). Без этой способности к сиянию, которой обладает сознание, ничто не могло бы явиться сознанию. [ 7 ] Для Ратнакарашанти пракаша, светящийся чистый ум, который также является рефлексивным осознаванием ( свасамведана ), является единственной вещью, которая реальна, все видимости иллюзорны и ложны. [ 7 ] Эта точка зрения называется ниракаравада («без изображений», также известная как аликакаравада) точка зрения на Йогачару. Он утверждает, что высшая реальность — это чистое сияние, пракаша без каких-либо когнитивных образов или явлений. Видимости возникают только в результате когнитивных искажений и всегда иллюзорны, тогда как высшая реальность — это сияющее безобразное сознание. [ 9 ]

Между тем Джнянашримитра считает и пракашу, и ее проявления (все видимые явления) реальными. Для него нечто нереальное не может возникнуть или проявиться из чего-то реального. Таким образом, он утверждает, что все акары (мысленные образы, явления, когнитивные аспекты) также реальны, поскольку они являются проявлениями чего-то реального, то есть пракаши. Эта точка зрения называется Сакаравада , точка зрения, согласно которой высшая реальность — это сияющее (пракаша) сознание вместе с его образами или проявлениями . [ 6 ]

В индуистской философии

[ редактировать ]

Концепция пракаши важна в недвойственном шиваизме . В Адвайта Веданте это известно как Сваям пракаша .

Кашмирский шиваизм

[ редактировать ]

В трика-шиваизме пракаша , нетварный свет осознания, является сущностью Бога , Шивы . Его функция — освещать, проявлять. Однако кашмирский шиваизм заявляет, что природа пракаши — это «самоощущение» ( вимарша ) или размышление о себе. Таким образом, по словам Кшемараджи , «если бы высший свет был лишен этой свободной и спонтанной самореферентной способности, он был бы бессильным и инертным». [ 10 ] Таким образом, пракаша и вимарша образуют пару на высшем уровне, отождествляемую соответственно с Шивой и Шакти . Кашмирский шиваизм отводит очень важную роль понятию сознания как света или сияния. Термин пракаша часто толкуют и объясняют с помощью различных других терминов, в том числе:

  • спуратта – мерцание, искра
  • абхаса – великолепие, свет, появление, сияние
  • пратибха — сиять, становиться ясным или проявляться, интуиция
  • спурана – сверкающий, сверкающий
  • улласа – свет, великолепие, яркий

Абхинавагупта (ок. 950–1016 гг. н.э.), великий экзегет кашмирского шиваизма, говорит в своей «Тантралоке» , что «сознание формируется из света и блаженства». [ 11 ]

Более того, для Абхинава знание пракаши занимает центральное место в сотериологическом процессе Шайвы. Так, Тантралока утверждает: «Посредством великолепного света, сияющего в непорочном сердце, человек обретает единение с Шивой». [ 12 ] а также «йог, переживший великий свет, входит в состояние бытия природы Шивы». [ 13 ]

Субъективные переживания пракаши

[ редактировать ]

Невозможно полностью передать личный опыт пракаши словами, но мистики, как древние, так и современные, пытались это сделать, поскольку такие слова несут в себе мощный духовный заряд. Некоторыми из субъективных атрибутов света сознания в синтезе являются: «жидкий», «блаженный», «безупречный», «ослепляющий», «окутывающий» и «невесомый». Вот лишь некоторые из многих аккаунтов:

Бхатта Нараяна

[ редактировать ]

Ставачинтамани Бхатты Нараяны представляет собой глубоко религиозный текст кашмирского шиваизма. Вот несколько цитат, относящихся к свету сознания:

  • Парамешвара... «ослепительно сияющий в вечности» [ 14 ]
  • Шанкара ... «бесконечный свет, суть которого — чистая амброзия». [ 15 ]
  • Шива... "ты - бело-сияющая сущность, источник каждого намерения, неизменный в каждом перевоплощении" [ 16 ]

Джайдева Сингх

[ редактировать ]

В своем переводе Пратьябхиджняхридаям использует такие формулировки:

  • о сознании: «совершенное Я-сознание полно света и блаженства» [ 17 ]
  • о духовном сердце: « Хридая — это не физическое сердце. Его называли хридайа, потому что оно — центр реальности. Это свет сознания». [ 18 ]
  • мир, увиденный с точки зрения освобожденного существа - «мир больше не кажется простой землей, но одетым в небесный свет». [ 19 ]

Рамакришна

[ редактировать ]

Мистический опыт Рамакришны , представляющий для него поворотный момент:

  • «Все исчезло, как будто нигде ничего и не было! И что это я видел? Бескрайний, бесконечный, сознательный океан света;...; блестящие ряды волн ревели ко мне» [ 20 ]

Йогананда

[ редактировать ]

Несколько рассказов Йогананды о встречах с нетварным светом :

  • «Я увидел ослепительный свет, окутывающий мое тело и всю комнату» [ 21 ]
  • «жидкий пронзительный свет, струящийся из каждой поры;...; мое чувство идентичности больше не ограничивалось телом, но охватывало окружающие атомы» [ 22 ]
  • «Я смотрел на свои руки и двигал ими вперед и назад, но не чувствовал их веса; экстатическая радость переполняла меня... иллюзия твердого тела полностью рассеялась по мере того, как углублялось мое осознание того, что суть всех вещей — свет» [ 23 ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ Виджняна Бхайрава, Практика центрирования осознания, Свами Лакшман Джу, глоссарий.
  2. ^ Триадический мистицизм, Пол Э. Мерфи, глоссарий
  3. ^ Перейти обратно: а б Триадное сердце Шивы, Пол Мюллер-Ортега, стр. 95.
  4. ^ Перейти обратно: а б Ганери, Джонардон (2020), Индийская философия: читатель, стр. 103, Рутледж, ISBN   978-0-367-81651-3
  5. ^ Чжихуа Яо (2005), Буддийская теория самопознания , стр.2
  6. ^ Перейти обратно: а б Томлинсон, Д.К. Чудо сознания: существование и проявление в «Сакарасиддхишастре » Джнянашримитры . J Indian Philos 50, 163–199 (2022). два : 10.1007/s10781-021-09501-1
  7. ^ Перейти обратно: а б с Кей Катаока, Ратнакарасанти о Пракасе, Индологические тибетские исследования , 22, 224–239, 2019.07.
  8. ^ Ивата, Такаши. « Эйн Аспект Сакаравьянавады Праджнякарагупты (PVBh). Журнал индийских и буддийских исследований 31 (1982): DOI:10.4259/IBK.31.469 Идентификатор корпуса: 178943093
  9. ^ Комаровский, Ярослав , Видения единства: Новая интерпретация Йогачары и Мадхьямаки золотым Пандитом Шакья Чокденом . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 2011, с. 79.
  10. ^ Пара-правешика, Кшемараджа , сутра 1
  11. ^ Тантралока, Абхинавагупта, сутра 6.78b-83a.
  12. ^ Тантралока, Абхинавагупта, Сутра 1.212.
  13. ^ Тантралока, Абхинавагупта, Сутра 5.86-90а.
  14. ^ Ставачинтамани, Бхатта Нараяна , сутра 1
  15. ^ Ставачинтамани, Бхатта Нараяна , сутра 3
  16. ^ Ставачинтамани, Бхатта Нараяна , сутра 85
  17. ^ Доктрина признания: перевод Пратьябхиджняхридаям, Кшемараджа , Джайдева Сингх, стр. 39
  18. ^ Доктрина признания: перевод Пратьябхиджняхридаям, Кшемараджа , Джайдева Сингх, стр. 82
  19. ^ Доктрина признания: перевод Пратьябхиджняхридаям, Кшемараджа , Джайдева Сингх, стр. 29
  20. ^ Ребенок Кали: Мистическое и эротическое в жизни и учении Рамакришны, Джеффри Джон Крипал
  21. ^ Автобиография йога Парамахансы Йогананды, ISBN   81-902562-0-3 , стр. 9
  22. ^ Автобиография йога Парамахансы Йогананды, ISBN   81-902562-0-3 , стр. 142.
  23. ^ Автобиография йога Парамахансы Йогананды, ISBN   81-902562-0-3 , стр. 274.
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: a7260a5c7341326bf0e222913d6df965__1718420820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/a7/65/a7260a5c7341326bf0e222913d6df965.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Prakāśa - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)