Пракаша
Пракаша — понятие в индийской философии, переводимое различными авторами как «свет», «сияние», «сияние», «проявление», «великолепие», «свет сознания» и так далее.
В буддийской философии этот термин использовался для обозначения саморефлексивной природы осознания. В поздней Йогачара буддийской философии пракаша использовалась для обозначения истинной природы ума , сияющего ума , который является абсолютной истиной , абсолютной реальностью .
В кашмирском шиваизме отождествляется с Богом Шивой пракаша . [ 1 ] Пол Э. Мерфи описывает это как «светящееся и недифференцированное сознание». [ 2 ] а Пол Мюллер-Ортега называет это «первозданным светом за пределами всех проявлений». [ 3 ] Для Шайвов пракаша считается высшей, предельной, непревзойденной, но как таковую ее нельзя назвать чистой трансцендентностью , поскольку, хотя она и превыше всего, она все равно присутствует в проявлении, в каждом его аспекте. Таким образом, пракаша считается одновременно трансцендентной и имманентной . [ 3 ]
В буддийской философии
[ редактировать ]По словам Джонардона Ганери , эта концепция была введена буддийским философом Дигнагой (около 480–540 гг. Н. Э.). [ 4 ] Для Дигнаги и его последователя Дхармакирти эта идея относится к Свасамведане , внутренней рефлексивности или самосознательной природе сознания. Это означает, что в процессе осознания любого объекта сознание одновременно освещает и себя. [ 4 ]
Чжихуа Яо пишет, что эта концепция имеет более старые корни в взгляде школы Махасангхика на изначально чистый светящийся ум . [ 5 ]
В позднеиндийской йогачара буддийской философии «Пракаша» часто используется для описания особенности природы ума , то есть светящегося ума, который является высшей реальностью в идеалистической метафизике йогачары. Этот термин использовался индийскими мыслителями Йогачары, такими как Праджнякарагупта (8-9 века), Джнянашримитра (975-1025 гг. н. э.) и Ратнакарашанти (конец 10-го века - середина 11-го века), оба хорошо известные ученые из Викрамашила . университета [ 6 ] [ 7 ]
Согласно Праджнякарагупте, все явления в конечном итоге являются пракашей:
С точки зрения высшей истины, ничто не сияет, кроме сияния (пракаша)… Кроме того, объект сияет благодаря своей природе (пракаша (ка) рупена); оно не освещено ничем другим ( Праманаварттикаланкара ). [ 8 ]
В своей «Праджняпарамитопадеше» Ратнакарашанти говорит, что собственная природа (атмабхутах) всех явлений — это пракаша. Он утверждает, что все переживаемые явления должны иметь сияние ( пракаша ), то есть способность проявляться (пратибхаса). Без этой способности к сиянию, которой обладает сознание, ничто не могло бы явиться сознанию. [ 7 ] Для Ратнакарашанти пракаша, светящийся чистый ум, который также является рефлексивным осознаванием ( свасамведана ), является единственной вещью, которая реальна, все видимости иллюзорны и ложны. [ 7 ] Эта точка зрения называется ниракаравада («без изображений», также известная как аликакаравада) точка зрения на Йогачару. Он утверждает, что высшая реальность — это чистое сияние, пракаша без каких-либо когнитивных образов или явлений. Видимости возникают только в результате когнитивных искажений и всегда иллюзорны, тогда как высшая реальность — это сияющее безобразное сознание. [ 9 ]
Между тем Джнянашримитра считает и пракашу, и ее проявления (все видимые явления) реальными. Для него нечто нереальное не может возникнуть или проявиться из чего-то реального. Таким образом, он утверждает, что все акары (мысленные образы, явления, когнитивные аспекты) также реальны, поскольку они являются проявлениями чего-то реального, то есть пракаши. Эта точка зрения называется Сакаравада , точка зрения, согласно которой высшая реальность — это сияющее (пракаша) сознание вместе с его образами или проявлениями . [ 6 ]
В индуистской философии
[ редактировать ]Концепция пракаши важна в недвойственном шиваизме . В Адвайта Веданте это известно как Сваям пракаша .
Кашмирский шиваизм
[ редактировать ]В трика-шиваизме пракаша , нетварный свет осознания, является сущностью Бога , Шивы . Его функция — освещать, проявлять. Однако кашмирский шиваизм заявляет, что природа пракаши — это «самоощущение» ( вимарша ) или размышление о себе. Таким образом, по словам Кшемараджи , «если бы высший свет был лишен этой свободной и спонтанной самореферентной способности, он был бы бессильным и инертным». [ 10 ] Таким образом, пракаша и вимарша образуют пару на высшем уровне, отождествляемую соответственно с Шивой и Шакти . Кашмирский шиваизм отводит очень важную роль понятию сознания как света или сияния. Термин пракаша часто толкуют и объясняют с помощью различных других терминов, в том числе:
- спуратта – мерцание, искра
- абхаса – великолепие, свет, появление, сияние
- пратибха — сиять, становиться ясным или проявляться, интуиция
- спурана – сверкающий, сверкающий
- улласа – свет, великолепие, яркий
Абхинавагупта (ок. 950–1016 гг. н.э.), великий экзегет кашмирского шиваизма, говорит в своей «Тантралоке» , что «сознание формируется из света и блаженства». [ 11 ]
Более того, для Абхинава знание пракаши занимает центральное место в сотериологическом процессе Шайвы. Так, Тантралока утверждает: «Посредством великолепного света, сияющего в непорочном сердце, человек обретает единение с Шивой». [ 12 ] а также «йог, переживший великий свет, входит в состояние бытия природы Шивы». [ 13 ]
Субъективные переживания пракаши
[ редактировать ]Невозможно полностью передать личный опыт пракаши словами, но мистики, как древние, так и современные, пытались это сделать, поскольку такие слова несут в себе мощный духовный заряд. Некоторыми из субъективных атрибутов света сознания в синтезе являются: «жидкий», «блаженный», «безупречный», «ослепляющий», «окутывающий» и «невесомый». Вот лишь некоторые из многих аккаунтов:
Бхатта Нараяна
[ редактировать ]Ставачинтамани Бхатты Нараяны представляет собой глубоко религиозный текст кашмирского шиваизма. Вот несколько цитат, относящихся к свету сознания:
- Парамешвара... «ослепительно сияющий в вечности» [ 14 ]
- Шанкара ... «бесконечный свет, суть которого — чистая амброзия». [ 15 ]
- Шива... "ты - бело-сияющая сущность, источник каждого намерения, неизменный в каждом перевоплощении" [ 16 ]
Джайдева Сингх
[ редактировать ]В своем переводе Пратьябхиджняхридаям использует такие формулировки:
- о сознании: «совершенное Я-сознание полно света и блаженства» [ 17 ]
- о духовном сердце: « Хридая — это не физическое сердце. Его называли хридайа, потому что оно — центр реальности. Это свет сознания». [ 18 ]
- мир, увиденный с точки зрения освобожденного существа - «мир больше не кажется простой землей, но одетым в небесный свет». [ 19 ]
Рамакришна
[ редактировать ]Мистический опыт Рамакришны , представляющий для него поворотный момент:
- «Все исчезло, как будто нигде ничего и не было! И что это я видел? Бескрайний, бесконечный, сознательный океан света;...; блестящие ряды волн ревели ко мне» [ 20 ]
Йогананда
[ редактировать ]Несколько рассказов Йогананды о встречах с нетварным светом :
- «Я увидел ослепительный свет, окутывающий мое тело и всю комнату» [ 21 ]
- «жидкий пронзительный свет, струящийся из каждой поры;...; мое чувство идентичности больше не ограничивалось телом, но охватывало окружающие атомы» [ 22 ]
- «Я смотрел на свои руки и двигал ими вперед и назад, но не чувствовал их веса; экстатическая радость переполняла меня... иллюзия твердого тела полностью рассеялась по мере того, как углублялось мое осознание того, что суть всех вещей — свет» [ 23 ]
Примечания
[ редактировать ]- ^ Виджняна Бхайрава, Практика центрирования осознания, Свами Лакшман Джу, глоссарий.
- ^ Триадический мистицизм, Пол Э. Мерфи, глоссарий
- ^ Перейти обратно: а б Триадное сердце Шивы, Пол Мюллер-Ортега, стр. 95.
- ^ Перейти обратно: а б Ганери, Джонардон (2020), Индийская философия: читатель, стр. 103, Рутледж, ISBN 978-0-367-81651-3
- ^ Чжихуа Яо (2005), Буддийская теория самопознания , стр.2
- ^ Перейти обратно: а б Томлинсон, Д.К. Чудо сознания: существование и проявление в «Сакарасиддхишастре » Джнянашримитры . J Indian Philos 50, 163–199 (2022). два : 10.1007/s10781-021-09501-1
- ^ Перейти обратно: а б с Кей Катаока, Ратнакарасанти о Пракасе, Индологические тибетские исследования , 22, 224–239, 2019.07.
- ^ Ивата, Такаши. « Эйн Аспект Сакаравьянавады Праджнякарагупты (PVBh). Журнал индийских и буддийских исследований 31 (1982): DOI:10.4259/IBK.31.469 Идентификатор корпуса: 178943093
- ^ Комаровский, Ярослав , Видения единства: Новая интерпретация Йогачары и Мадхьямаки золотым Пандитом Шакья Чокденом . Олбани, Нью-Йорк: Издательство Государственного университета Нью-Йорка, 2011, с. 79.
- ^ Пара-правешика, Кшемараджа , сутра 1
- ^ Тантралока, Абхинавагупта, сутра 6.78b-83a.
- ^ Тантралока, Абхинавагупта, Сутра 1.212.
- ^ Тантралока, Абхинавагупта, Сутра 5.86-90а.
- ^ Ставачинтамани, Бхатта Нараяна , сутра 1
- ^ Ставачинтамани, Бхатта Нараяна , сутра 3
- ^ Ставачинтамани, Бхатта Нараяна , сутра 85
- ^ Доктрина признания: перевод Пратьябхиджняхридаям, Кшемараджа , Джайдева Сингх, стр. 39
- ^ Доктрина признания: перевод Пратьябхиджняхридаям, Кшемараджа , Джайдева Сингх, стр. 82
- ^ Доктрина признания: перевод Пратьябхиджняхридаям, Кшемараджа , Джайдева Сингх, стр. 29
- ^ Ребенок Кали: Мистическое и эротическое в жизни и учении Рамакришны, Джеффри Джон Крипал
- ^ Автобиография йога Парамахансы Йогананды, ISBN 81-902562-0-3 , стр. 9
- ^ Автобиография йога Парамахансы Йогананды, ISBN 81-902562-0-3 , стр. 142.
- ^ Автобиография йога Парамахансы Йогананды, ISBN 81-902562-0-3 , стр. 274.