Jump to content

Ибн аль-Шатир

Ибн аль-Шатир
Лунная модель Ибн аль-Шатира.
Рожденный 1304
Умер 1375 (71 год)
Занятие Астроном
Работает Китаб нихаят ас-сул фи таших аль-усул

Абу аль-Хасан Алах ад-Дин ибн Али ибн Ибрагим ибн Мухаммад ибн аль-Матам аль-Ансари [1] известный как Ибн аль-Шатир или Ибн аш-Шатир ( араб . ابن الشاطر ; 1304–1375) был арабским астрономом , математиком и инженером . Он работал муваккитом (موقت, хронометристом) в мечети Омейядов в Дамаске и построил солнечные часы для ее минарета в 1371/72 году.

Биография [ править ]

Ибн аль-Шатир родился в Дамаске, Сирия, около 1304 года. Его отец умер, когда ему было шесть лет. Его взял его дедушка, в результате чего Ибн аль-Шатир научился ремеслу инкрустации слоновой кости. [2] Ибн аль-Шатир отправился в Каир и Александрию для изучения астрономии, где он попал, вдохновив его. [2] После завершения учебы у Абу Али аль-Марракуши Ибн аль-Шатир вернулся в свой дом в Дамаске, где затем был назначен муваккитом (хронометристом) мечети Омейядов. [2] Часть его обязанностей как муккита заключалась в том, чтобы отслеживать время пяти ежедневных молитв, а также время начала и окончания месяца Рамадан. [3] Для этого он создал множество астрономических инструментов. Он сделал несколько астрономических наблюдений и расчетов как для нужд мечети, так и для поддержки своих последующих исследований. Эти наблюдения и расчеты были организованы в серию астрономических таблиц. [4] Его первый набор таблиц, который со временем был утерян, предположительно объединял его наблюдения с наблюдениями Птолемея и содержал записи о Солнце, Луне и Земле. [3]

Астрономия [ править ]

Самым важным астрономическим трактатом Ибн аль-Шатира был «Китаб нихаят ас-сул фи таших аль-усул» («Последний поиск исправления принципов»). В ней он усовершенствовал модели Солнца планет , Луны и птолемеевские . Его модель включила в себя лемму Урди и устранила необходимость в экванте (точке, находящейся на противоположной стороне от центра большего круга от Земли) за счет введения дополнительного эпицикла ( пары Туси ), отходящего от системы Птолемея в способ, который был математически идентичен (но концептуально сильно отличался) от того, что сделал Николай Коперник в 16 веке. Эта новая планетарная модель была опубликована в его работе « Аз-Зидж аль-Джадид» («Новый планетарный справочник»). [3] До того, как был составлен «Китаб нихаят ас-сулфи таших ал-усул» , Ибн аль-Шатир составил трактат, в котором описывались наблюдения и процедуры, которые привели его к созданию новых моделей планет. [3]

Модель появления Меркурия Ибн аль-Шатира, показывающая умножение эпициклов в предприятии Птолемея.

Основываясь на наблюдении, что расстояние до Луны не изменилось так радикально, как того требовала лунная модель Птолемея, Ибн аль-Шатир создал новую лунную модель, которая заменила кривошипный механизм Птолемея моделью двойного эпицикла, которая вычислила более точный диапазон расстояний от Луны. Луна от Земли. [5]

Солнечная модель [ править ]

Солнечная модель Ибн аль-Шатира иллюстрирует его стремление к точным данным наблюдений, и ее создание служит общим улучшением модели Птолемея. При наблюдении солнечной модели Птолемея становится ясно, что большинство наблюдений не учтены и не могут учесть наблюдаемые изменения видимого размера солнечного диаметра. [6] Поскольку система Птолемея содержит некоторые ошибочные числовые значения для своих наблюдений, фактическое геоцентрическое расстояние Солнца было сильно недооценено в ее солнечной модели. А вместе с проблемами, возникшими из моделей Птолемея, возникла необходимость создания решений, которые бы их разрешили. Модель Ибн аль-Шатира стремилась сделать именно это, создав новую эксцентричность солнечной модели. И благодаря своим многочисленным наблюдениям Ибн аль-Шатир смог сгенерировать новое уравнение максимума Солнца (2;2,6°), которое, как он обнаружил, произошло на средней долготе λ 97° или 263° от апогея . [7] Поскольку метод был расшифрован геометрическими способами, нетрудно было определить, что 7;7 и 2;7 — это радиусы эпициклов. [8] Кроме того, его окончательные результаты по видимому размеру диаметра Солнца оказались в апогее (0; 29,5), в перигее (0; 36,55) и на среднем расстоянии (0; 32,32). [7] Частично это было сделано путем сведения круговых геометрических моделей Птолемея к числовым таблицам, чтобы выполнить независимые расчеты для определения долготы планет. [1] Долгота планет определялась как функция средней долготы и аномалии. Вместо расчета всех возможных значений, что было бы сложно и трудоемко, для каждой планеты были рассчитаны четыре функции одного значения и объединены для довольно точного расчета истинной долготы каждой планеты. [9]

Чтобы вычислить истинную долготу Луны, Ибн аль-Шатир присвоил две переменные: η, которая представляла собой среднее расстояние Луны от Солнца, и γ, которая представляла ее среднюю аномалию. Каждой паре этих значений соответствовала е или уравнение, которое добавлялось к средней долготе для расчета истинной долготы. Ибн аль-Шатир использовал ту же математическую схему при определении истинных долгот планет, за исключением планет, переменными стали α, средняя долгота, измеренная от апогея (или среднего центра), и γ, которая была средней аномалией для Луны. . Корректирующая функция c3' была сведена в таблицу и добавлена ​​к средней аномалии γ, чтобы определить истинную аномалию γ'. [9] Как показано в модели Шатира, позже было обнаружено, что лунная модель Шатира имела концепцию, очень похожую на концепцию Коперника. [2] Ибн аль-Шатир никогда не мотивировал принятие двух своих эпициклов, поэтому было трудно отличить его модель от модели Птолемея.

на Николая Возможное влияние Коперника

Хотя система Ибн аль-Шатира была строго геоцентрической (он устранил птолемеевские эксцентрики), математические детали его системы были идентичны тем, что были в Коперника De Revolutionibus . [10] Более того, точная замена экванта двумя эпициклами , использованная Коперником в « Комментариях», соответствовала работе Ибн аль-Шатира веком ранее. [11] Модели Луны и Меркурия Ибн аль-Шатира также идентичны моделям Коперника. [12] Коперник также перевел геометрические модели Птолемея в продольные таблицы точно так же, как это сделал Ибн аль-Шатир при построении своей солнечной модели. [1] Это побудило некоторых ученых утверждать, что Коперник, должно быть, имел доступ к некоторым еще не идентифицированным работам по идеям Ибн аль-Шатира. [13] Неизвестно, читал ли Коперник Ибн аль-Шатира, и этот аргумент до сих пор обсуждается. Различия между ними можно увидеть в их работах. Коперник следовал гелиоцентрической модели (планеты вращаются вокруг Солнца), а Ибн аль-Шатир следовал геоцентрической модели (как упоминалось ранее). Также Коперник следовал индуктивным рассуждениям , а Ибн аль-Шатир следовал традициям Зиджа . [12] Было обнаружено, что византийская рукопись, содержащая диаграмму модели Солнца со вторым эпициклом, находилась в Италии во времена Коперника. Наличие этой восточной рукописи, содержащей идеи исламских ученых в Италии, является потенциальным свидетельством передачи астрономических теорий с Востока в Западную Европу. [14]

Инструменты [ править ]

Идея использования часов одинаковой продолжительности в течение года была нововведением Ибн аль-Шатира в 1371 году, основанным на более ранних разработках в тригонометрии аль -Баттани . Прежде чем исламский ученый создал улучшенные солнечные часы, он должен был разобраться в солнечных часах, созданных его предшественниками. У греков тоже были солнечные часы, но они имели узловую форму с прямыми часовыми линиями, что означало, что часы в сутках были неравными (временные часы) в зависимости от сезона. Каждый день был разделен на двенадцать равных сегментов, а это означало, что часы были короче зимой и длиннее летом из-за активности солнца. [15] Ибн аль-Шатир знал, что «использование гномона , параллельного оси Земли, приведет к созданию солнечных часов, часовые линии которых указывают равные часы в любой день года». Его солнечные часы — самые старые из существующих солнечных часов с полярной осью. Эта концепция позже появилась в западных солнечных часах, по крайней мере, с 1446 года. [15] [16]

Ибн аль-Шатир также изобрел устройство для измерения времени под названием «Сандук аль-Явакит ли ма'рифат аль-Мавакит» (шкатулка для драгоценностей), которое включает в себя как универсальные солнечные часы , так и магнитный компас. Он изобрел его с целью определения времени молитв . [17] «Сандук аль-Явакит ли ма'рифат аль-Мавакит» имел подвижное отверстие, которое позволяло пользователю определять часовой угол Солнца. Если бы этот угол соответствовал горизонту, то пользователь мог бы использовать его как полярные солнечные часы. [18] Это устройство хранится в музее Алеппо (крупнейший музей города Алеппо, Сирия). [18] Он также создал солнечные часы, которые были размещены на вершине Мадханат аль-Арус (минарет невесты) в мечети Омейядов. [10] Солнечные часы были созданы на мраморной плите размером примерно 2 на 1 метр. Солнечные часы были выгравированы на мраморе для того, чтобы Ибн аль-Шатир мог определить время дня в равноденственные (равные часы) часы молитвы. [10] Позже, в восемнадцатом веке, эти солнечные часы были сняты и на их месте была установлена ​​точная копия. Оригинальные солнечные часы были помещены в археологический музей Дамаска. [18] Он также создал еще одни солнечные часы, но меньших размеров (12 x 12 x 3 см), чтобы определять время молитв в полдень и после обеда. Эти солнечные часы смогли определить местный меридиан и направление Мекки (находящейся в Саудовской Аравии). [18] Другие известные инструменты, изобретенные им, включают перевернутую астролябию и астролябические часы. [19] Созданная им астролябия называлась аль-ала аль-джамиа (универсальный инструмент). Эта астролябия была создана Ибн аль-Шатиром, когда он писал на обычной планисферической астролябии и когда он писал на двух наиболее распространенных квадрантах (астролябии и тригонометрическом разновидностях). [19] Эти два общих квадранта были модифицированными версиями синусоидального квадранта. Он также создал набор таблиц, в которых были указаны значения сферических астрономических функций для времени молитв. В таблицах указано время утренней, дневной и вечерней молитвы. Широта, которая использовалась для создания таблицы, составляла 34 ° (что соответствовало местоположению к северу от Дамаска). [4]

См. также [ править ]

Примечания [ править ]

  1. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Робертс, Виктор (1966). «Планетарная теория Ибн аль-Шатира: широты планет». Исида . 57 (2): 208–219. дои : 10.1086/350114 . JSTOR   227960 . S2CID   143576999 .
  2. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Свободно, Джон (2015). Свет с Востока: как наука средневекового ислама помогла сформировать западный мир . ИБ Таурис . ISBN  978-1784531386 .
  3. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Свободно, Джон. (2010). Свет с Востока: Как наука средневекового ислама помогла сформировать западный мир . Лондон: ИБ Таурис. ISBN  978-0-85772-037-5 . OCLC   772844807 .
  4. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аббуд, Фуад (декабрь 1962 г.). «Планетарная теория Ибн аль-Шатира: приведение геометрических моделей к числовым таблицам» . Исида . 53 (4): 492–499. дои : 10.1086/349635 . ISSN   0021-1753 . S2CID   121312064 .
  5. ^ Нойгебауэр (1975) [ сломанный якорь ] , том 3, страницы 1108–1109.
  6. ^ Салиба, Джордж (1987). «Теория и наблюдения в исламской астрономии: работы ИБН АЛЬ-ШАТИРА из Дамаска» . Журнал истории астрономии . 18 : 35–43. дои : 10.1177/002182868701800102 . S2CID   115311028 .
  7. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Робертс, Виктор (1957). «Солнечная и лунная теория Ибн аш-Шатира: докоперниканская модель Коперника» . Исида . 48 (4): 428–432. дои : 10.1086/348609 . ISSN   0021-1753 . JSTOR   227515 . S2CID   120033970 .
  8. ^ Робертс, Виктор. «Солнечная и лунная теория Ибн аш-Шатира: докоперниканская модель Коперника» (PDF) . Чикагские журналы . 48 : 428–432 – через JSTOR.
  9. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Аббуд, Фуад (1962). «Планетарная теория Ибн аль-Шатира: приведение геометрических моделей к числовым таблицам». Издательство Чикагского университета . 53 : 492–499 – через JSTOR.
  10. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с Берггрен, Дж (1999). «Солнечные часы в средневековой исламской науке и цивилизации» (PDF) . Координаты .
  11. ^ Свердлов, Ноэль М. (31 декабря 1973 г.). «Вывод и первый вариант планетарной теории Коперника: перевод Commentariolus с комментариями». Труды Американского философского общества . 117 (6): 424. Бибкод : 1973ПАФС.117..423С . ISSN   0003-049X . JSTOR   986461 .
  12. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кинг, Дэвид А. (2007). «Ибн аль-Шатир: Алах ад-Дин Али ибн Ибрагим» . В Томасе Хоккей; и др. (ред.). Биографическая энциклопедия астрономов . Нью-Йорк: Спрингер. стр. 569–70. ISBN  978-0-387-31022-0 . ( PDF-версия )
  13. ^ Линтон (2004) [ сломанный якорь ] , стр. 124 , 137–38) , Салиба (2009, стр. 160–65) .
  14. ^ Робертс, Виктор (1966). «Планетарная теория Ибн аль-Шатира: широты планет». Чикагский университет . 57 : 208–219 – через JSTOR.
  15. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б «История солнечных часов» . Национальный морской музей . Архивировано из оригинала 10 октября 2007 г. Проверено 2 июля 2008 г.
  16. ^ Джонс 2005 .
  17. ^ ( Кинг 1983 , стр. 547–8)
  18. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б с д Резвани, Пуян. «Роль Ильма аль-Миката в прогрессе создания солнечных часов в исламской цивилизации» (PDF) . Академия . Архивировано из оригинала (PDF) 19 декабря 2021 г. Проверено 19 декабря 2021 г.
  19. ^ Jump up to: Перейти обратно: а б Кинг, Дэвид А. (1983). «Астрономия мамлюков». Исида . 74 (4): 531–555 [545–546]. дои : 10.1086/353360 . S2CID   144315162 .

Ссылки [ править ]

  • Фернини, Илиас. Библиография ученых средневекового ислама . Культурный фонд Абу-Даби (ОАЭ), 1998 г.
  • Джонс, Лоуренс (декабрь 2005 г.). «Солнечные часы и геометрия». Североамериканское общество солнечных часов . 12 (4).
  • Кеннеди, Эдвард С. (1966) «Планетарная теория позднего средневековья». Исида 57:365–378.
  • Кеннеди, Эдвард С. и Ганем, Имад. (1976) Жизнь и работа Ибн аль-Шатира, арабского астронома четырнадцатого века , Институт истории арабской науки, Университет Алеппо .
  • Линтон, Крис. От Евдокса до Эйнштейна: история математической астрономии. Издательство Кембриджского университета, Кембридж, 2004 г., ISBN   978-0-521-82750-8 .
  • Робертс, Виктор. «Солнечная и лунная теория Ибн аш-Шатира: докоперниканская модель Коперника». Исида , 48 (1957): 428–432.
  • Робертс, Виктор и Эдвард С. Кеннеди. «Планетарная теория Ибн аль-Шатира». Исида , 50 (1959): 227–235.
  • Салиба, Джордж . «Теория и наблюдения в исламской астрономии: работы Ибн аль-Шатира из Дамаска». Журнал истории астрономии , 18 (1987): 35–43.
  • Тернер, Говард Р. Наука в средневековом исламе, иллюстрированное введение . Техасский университет Press, Остин, 1995. ISBN   0-292-78149-0 (пб) ISBN   0-292-78147-4 (hc)
  • Салиба, Джордж (1994b), История арабской астрономии: планетарные теории во время золотого века ислама , New York University Press , ISBN  978-0-8147-8023-7
  • Салиба, Джордж (2009), «Исламский прием греческой астрономии» (PDF) , в Valls-Gabaud & Boskenberg (2009) [ сломанный якорь ] , том. 260, стр. 149–65, Бибкод : 2011IAUS..260..149S , doi : 10.1017/S1743921311002237

Дальнейшее чтение [ править ]

Внешние ссылки [ править ]

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: e7afb3fe563603e416c5628df8a347bb__1711803240
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/e7/bb/e7afb3fe563603e416c5628df8a347bb.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Ibn al-Shatir - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)