Исламские взгляды на эволюцию
Часть серии о | ||||
Креационизм | ||||
---|---|---|---|---|
История | ||||
Типы | ||||
Библейская космология | ||||
Креационная наука | ||||
Неприятие эволюции религиозными группами | ||||
Религиозные взгляды | ||||
| ||||
Часть серии о |
ислам |
---|
Исламские взгляды на эволюцию разнообразны: от теистической эволюции до креационизма Старой Земли . [1] Некоторые мусульмане во всем мире верят, что «люди и другие живые существа со временем эволюционировали». [2] [3] однако некоторые другие полагают, что они «всегда существовали в нынешней форме». [4] Некоторые мусульмане считают, что процессы жизни на Земле начались из одной точки вида. [5] смесью воды и вязкого глиноподобного вещества. [6] [7] Мусульманские мыслители предложили и приняли элементы теории эволюции, некоторые из которых придерживались веры в верховенство Бога в этом процессе. Некоторые ученые предположили, что современные мусульмане могут считать, что оба повествования о сотворении и об эволюции, как их понимает современная наука, обращаются к двум различным видам истины: откровенной и эмпирической. [8] Другие утверждают, что вера и наука могут быть интегрированы и дополнять друг друга. [9]
История
[ редактировать ]Домодернистские взгляды
[ редактировать ]В «Китаб аль-Хаяван » («Книга животных») мусульманский ученый 9-го века аль-Джахих ссылается на несколько аспектов естественного отбора , таких как эмбриология животных, адаптация и психология животных. Одно примечательное наблюдение, которое делает аль-Джахих, заключается в том, что более сильные крысы могли лучше конкурировать за ресурсы, чем маленькие птицы, что является отсылкой к современной теории « борьбы за существование ». [10] Аль-Джахих также написал описания пищевых цепей . [11]
Животные ведут борьбу за существование и ресурсы, чтобы не быть съеденными и размножаться... Факторы окружающей среды влияют на организмы, заставляя их развивать новые характеристики, обеспечивающие выживание, превращая их таким образом в новые виды. Животные, дожившие до размножения, могут передать свои успешные характеристики потомству.
- Аль-Джахиз, Книга животных
В Басре 10-го века исламская энциклопедия под названием «Энциклопедия братьев чистоты » расширила платоническую и аристотелевскую концепцию великой цепи бытия , предложив причинно-следственную связь, продвигающуюся вверх по цепи, как механизм творения, начиная с создания материи. предложил его в качестве самой ранней засвидетельствованной эволюционной основы и его вложение энергии, тем самым образуя водяной пар, который, в свою очередь, стал минералами и «минеральной жизнью», и Мухаммад Хамидулла . [12] Однако текст Братьев в значительной степени отвергли как прочтение додарвиновской теории эволюции. [13]
По словам Сами С. Хави, персидский ученый XI века Ибн Мискавайх писал об эволюции человека в своем «Фауз аль-асгар» . [14]
Джалал ад-Дин Мухаммад Руми (1207 – 1273) Теолог Матуриди (мутакаллим) связывает процесс эволюции и загробную жизнь. Он проводит аналогию с эмпирически познаваемым процессом эволюции как постоянным возникновением жизни и ее уничтожением, а также с идеей трансформации личности после смерти, заключающей существование загробной жизни утверждением вечности жизни. [15] Как видно из его интерпретации хадиса, согласно которому Адам эволюционировал в течение 40 дней, Руми подразумевает, что сотворение человека было не сразу, а процессом. [16]
Влиятельный историограф и историк XIV века Ибн Халдун писал в «Мукаддиме» или «Пролегоменах» («Введение») о том, что он называл «постепенным процессом творения». Некоторые мысли Ибн Халдуна, по мнению некоторых комментаторов, предвосхищают биологическую теорию эволюции. [17] Ибн Халдун утверждал, что люди произошли из «мира обезьян» в процессе, в результате которого «виды становятся более многочисленными». [18] Он считал, что люди являются наиболее развитой формой животных, поскольку они обладают способностью рассуждать. Он также заявил, что Земля началась с абиотических компонентов, таких как «минералы». Постепенно развивались примитивные стадии растений, таких как «травы и растения без семян», и, в конечном итоге, «пальмы и виноградные лозы». [19]
Шоайб Ахмед Малик отметил, что теория Ибн Халдуна, хотя и замечательная своим признанием родства между обезьянами и людьми, должна пониматься в контексте позднеантичной и средневековой концепции великой цепи бытия . Эта теория постулирует связанную иерархию между всеми сущностями творения, но не является собственно теорией эволюции. [20] Система великой цепи бытия предполагает постепенное сходство между различными ступенями иерархии от минералов до растений, животных, людей, ангелов и Бога, а не временной процесс, в котором один вид происходит из другого. Хотя, согласно некоторым мистическим интерпретациям, отдельные души могут подниматься вверх по «лестнице», чтобы воссоединиться с божественным, виды (или « субстанциальные формы », на языке аристотелевской и неоплатонической онтологии) сами по себе вечны и неизменны. [21] Малик также отмечает, что Мукадимму часто цитируют без должного учета контекста. [22] Одна широко цитируемая цитата взята из раздела под названием « Истинное значение пророчества» , в котором утверждается, что пророки занимают место в великой цепи бытия чуть ниже ангелов. По мнению Ибн Халдуна, это объясняет, почему отдельные пророки могут временно возвыситься до ранга ангелов и поделиться с ними знаниями о божественном, которые они затем могут принести человечеству в форме откровения . По мнению Малика, интерпретации, которые видят в этом раннюю форму научной теории эволюции, должны объяснить, как ангелы, пророки и восхождение души вписываются в эту теорию. [23]
Современные виды
[ редактировать ]19 и 20 века
[ редактировать ]Эволюция была признанным фактом в некоторых исламских научных кругах. [24] В своей книге 1874 года под названием « История конфликта между религией и наукой » Джон Уильям Дрейпер , учёный и современник Чарльза Дарвина , критиковал католическую церковь за её неодобрение « магометанской теории эволюции человека из низших форм, или его постепенного развития». развитие до его нынешнего состояния в течение длительного времени». [25] Однако книга Дрейпера подверглась критике со стороны более поздних ученых как недостаточная историческая точность. [26]
В XIX веке исследователь возрождения исламского Джамаль ад-Дин аль-Афгани согласился с Дарвином в том, что жизнь будет конкурировать с другой жизнью, чтобы добиться успеха. Он также считал, что существует конкуренция в области идей, подобных идеям природы. Однако он открыто верил, что сама жизнь была создана Богом; [27] Дарвин не обсуждал происхождение жизни, говоря лишь: «Вероятно, все органические существа, когда-либо жившие на этой земле, произошли от какой-то первобытной формы, в которую впервые была вдохнута жизнь». [28]
Современник аль-Афгани, османско-ливанский учёный-суннит Хусейн аль-Джиср заявил, что нет противоречия между эволюцией и исламскими писаниями. Он заявил, что «в Коране нет доказательств того, были ли все виды, каждый из которых существует по милости Бога, были созданы сразу или постепенно», и сослался на вышеупомянутую историю творения в суре аль-Анбия. [29] [30] [31] [32]
Покойный османский интеллектуал Исмаил Фенни, лично отвергая дарвинизм, настаивал на том, что его следует преподавать в школах, поскольку даже ложные теории способствуют совершенствованию науки. Он считал, что интерпретации Корана могут потребовать внесения изменений, если в конечном итоге окажется, что дарвинизм верен. [33]
В кемалистской Турции важные учёные стремились внедрить теорию эволюции в исламские писания в первые десятилетия существования Турецкой Республики; их подход к теории защищал исламскую веру перед лицом научных теорий своего времени. [34] Правительство Саудовской Аравии, с другой стороны, начало финансировать и продвигать отрицание эволюции в 1970-х годах в соответствии со своей салафитско - ваххабитской интерпретацией ислама. [35] Эта позиция вызвала критику со стороны правительств и ученых основных мусульманских стран, таких как Турция. [36] Пакистан, [37] Ливан, [38] и Иран, [35] где эволюция изначально преподавалась и пропагандировалась.
21 век
[ редактировать ]В современную эпоху существует значительное меньшинство мусульман, которые поддерживают эволюцию, но эволюция не принимается основными учеными постколониального мусульманского мира. Однако некоторые ученые утверждают, что эволюция совместима даже с буквальным прочтением Корана. [39]
Хотя эволюционные концепции, включая естественный отбор, представлены в учебных программах во многих мусульманских странах, подробное обсуждение эволюции человека часто отсутствует. Однако, за исключением Пакистана, религиозные ссылки не являются обычным явлением в учебных программах по эволюционным наукам. [40]
Халид Анис из Исламского общества Великобритании обсудил взаимосвязь между исламом и эволюцией в 2004 году: [41]
В исламе также есть своя школа эволюционного креационизма/теистического эволюционизма , которая считает, что основной научный анализ происхождения Вселенной поддерживается Кораном. Многие мусульмане верят в эволюционный креационизм, особенно среди суннитов и шиитов мусульман- , а также среди либеральных движений внутри ислама . Среди ученых-исламоведов Ибрагим Хакки из Эрзурума , живший в Эрзуруме , тогдашней Османской империи (ныне Турецкой Республики), в 18 веке известен утверждением, что «между растениями и животными находится губка, а между животными и людьми есть обезьяна». [42]
Современные исламские учёные Гулам Ахмед Первез , [43] Эдип Юксель , [44] [45] и Т.О. Шанавас в его книге « Исламская теория эволюции: недостающее звено между Дарвином и происхождением видов» , [46] говорят, что нет никакого противоречия между научной теорией эволюции и многочисленными упоминаниями Корана о возникновении жизни во Вселенной.
Хотя мусульманские учёные отвергают креационизм «Молодой Земли» , [47] и утверждать, что история творения в Книге Бытия была искажена, [48] в некоторых мусульманских странах недавно начало возникать движение, продвигающее темы, характерные для христианских креационистов. Эта позиция подверглась критике из-за утверждений о несовместимости Корана и Библии. [49] [50] [51]
По данным газеты Guardian , некоторые британские студенты-мусульмане распространяли в кампусе листовки, выступающие против теории эволюции Дарвина. [49] На конференции в Великобритании в январе 2004 года под названием «Креационизм: наука и вера в школах » доктор Халид Анис из Исламского общества Великобритании заявил, что «мусульмане интерпретируют мир как через Коран, так и через то, что осязаемо и видимо. нет противоречия между тем, что открыто в Коране, и естественным отбором и выживанием наиболее приспособленных». [41]
Аднан Октар , [52] также известный под псевдонимом Харун Яхья, мусульманский защитник теории эволюции . В совместном заявлении мусульманских ученых он был назван «шарлатаном», а его представитель на конференции по исламу и эволюции в январе 2013 года подвергся насмешкам во время и после конференции. [8] [53] Большая часть информации Яхьи взята из Института креационных исследований и движения «Разумный замысел» в США. [54] Октар в основном использует Интернет для продвижения своих идей. [55]
Морис Бюкай , известный в мусульманском мире своими комментариями к Корану и науке , попытался примирить эволюцию с Кораном, приняв эволюцию животных вплоть до ранних видов гоминид, а затем постулировав отдельную эволюцию гоминид, ведущую к современному человеку. Однако эти идеи отличаются от теории эволюции, принятой биологами. [54]
Закир Наик , современный проповедник ислама и сторонник креационизма, отвергает эволюцию на том основании, что это всего лишь теория, а не доказанный факт. [56] Сейед Хоссейн Наср , видный иранский религиовед, также является сторонником креационизма и отвергает эволюцию из-за «случайного механизма, встроенного в процесс», присутствующих внутри него несоответствий, а также из-за поправок, которым теория претерпела с момента своего создания; Этой точки зрения придерживается и бывший ученик Насра Осман Бакар . [56]
Нух Ха Мем Келлер , исламовед, является сторонником взгляда на эволюцию, основанного на человеческой исключительности; он считает, что эволюция возможна только для нечеловеческих видов, и что людей нельзя рассматривать через призму эволюции, поскольку человек был создан Аллахом, и такому творению уделяется особое внимание и, таким образом, отделяет человека от эволюционного пути других живых существ. существа проходят. [57]
Современный ученый Ясир Кадхи считает, что идея эволюции людей противоречит Корану, но говорит, что Бог, возможно, идеально поместил человечество в эволюционную модель, чтобы создать видимость человеческой эволюции. [53]
Современный ученый Усаама аль-Азами позже утверждал, что библейские повествования о творении и эволюции в понимании современной науки могут рассматриваться современными мусульманами как обращенные к двум различным видам истины: откровенной и эмпирической. [8]
Другой ученый, Мунир Аль-Али, утверждает, что вера и наука могут быть интегрированы и дополнять друг друга в объяснении сложности и загадок существования. [9]
Дэвид Соломон Джаладжель, исламский писатель, провозглашает адамический взгляд на эволюцию исключительности, который поощряет богословское использование таваккуфа ; Тавакуф – это не приводить аргументов за или против вопроса, по которому в Священном Писании нет никаких утверждений. [58] Что касается таваккуфа , Джаладжель считает, что сотворение Адама не обязательно означает начало человечества, поскольку Коран не делает никаких заявлений относительно того, были ли люди на Земле до сошествия Адама. [59] В результате Джаладжель призывает таваккуф , который намекает на то, что люди могли существовать или не существовать до появления Адама на земле, причем любое из этих убеждений возможно благодаря Корану, и что возможно смешение потомков Адама и других людей. люди могли произойти, а могли и не произойти. [59] Таким образом, существование Адама является чудом, поскольку Коран прямо утверждает, что это так, но не утверждает, что не существовало людей, которые могли существовать во время появления Адама на земле и которые могли возникнуть в результате эволюции. . [59] Эта точка зрения контрастирует с креационизмом и человеческой исключительностью, которые в конечном итоге заявляют, что эволюцию можно рассматривать без конфликта с исламом и что мусульмане могут либо принять, либо отвергнуть «человеческую эволюцию по ее научным достоинствам без ссылки на историю Адама». [59]
В исследовательской работе, опубликованной в 2016 году Институтом исламских исследований Якин, говорится, что среди ученых нет единого мнения о том, как реагировать на теорию эволюции, и неясно, имеют ли ученые вообще научную квалификацию, чтобы дать ответ. [60]
В 2017 году Турция объявила о планах прекратить эволюцию преподавания до университетского уровня, при этом правительство заявило, что это слишком сложная и «спорная» тема для понимания молодыми умами. [61]
Рана Даджани , профессор университета, преподающая эволюцию в Иордании, написала, что почти все ее студенты склонны враждебно относиться к идее эволюции в начале занятия, но к концу занятия большинство принимает идею эволюции. , за исключением случаев, когда дело касается людей. [62]
Статистика
[ редактировать ]Исследование 2000 года, проведенное исследователем из Университета Оклахомы, показало, что 19% участников считали, что принципы ислама не противоречат теории эволюции Дарвина, в то время как 81% считали, что между исламом и дарвинизмом существует некоторая форма конфликта . [63] Один из участников, исламский учитель, выступал против теории эволюции, хотя был готов принять некоторые ее аспекты. [64] Участники, которые считали, что между исламом и теорией эволюции Дарвина нет конфликта, разделились, поскольку это относилось к возможным отношениям между приматами и людьми, и только 6% участников не увидели никаких проблем с этим утверждением. [65]
Согласно отчету за 2008 год, эволюционная биология была включена в программу средней школы большинства мусульманских стран. Научные фонды 14 мусульманских стран, включая Пакистан , Иран , Турцию , Индонезию и Египет , недавно подписали заявление Межакадемической группы (IAP, глобальной сети академий наук) в поддержку преподавания эволюции, включая эволюцию человека. [54]
Опрос, проведенный в 2009 году исследователями Макгилла и их международными сотрудниками, показал, что 85% индонезийских школьников и 86% пакистанских старшеклассников согласились с утверждением: «Миллионы окаменелостей показывают, что жизнь существовала миллиарды лет и менялась с течением времени». время." [1] Однако в Индонезии креационизм распространен среди пожилых жителей, даже среди учителей биологии и профессоров биологического образования. [66]
Согласно исследованию Pew, проведенному в 2013 году, число мусульман, поддерживающих эволюцию, медленно, но неуклонно растет. Например, подавляющее большинство людей принимают эволюцию человека в Казахстане (79%) и Ливане (78%), но относительно немногие в Афганистане (26%) и Ираке (27%), а большинство других исламских стран находятся где-то посередине. . [4]
Ахмадийские взгляды на эволюцию
[ редактировать ]Взгляд Ахмадийской – общины на эволюцию это взгляд на всеобщее признание, хотя и задуманный Богом. Движение активно продвигает управляемую Богом «эволюцию». В течение нескольких десятилетий движение выпустило различные публикации в поддержку научных концепций эволюции. [67]
Учение об эволюции
[ редактировать ]По словам Раны Даджани, принятие нового образа мышления для получения знаний является основным принципом ислама. [68] Даджани говорит, что интерпретация Корана как подвижного и непрерывного процесса человеческой деятельности всегда может быть пересмотрена для устранения противоречий, если таковые возникнут в ходе поиска научных знаний. [68] По мнению Даджани, взаимодействие с модернизацией и глобализацией привнесло некоторые проблемные враждебные отношения к науке, такие как отказ от теории эволюции в мусульманские общества . Даджани говорит, что негативное отношение мусульман к эволюции появилось после двадцатого века, когда Дарвин ассоциировался с западным колониализмом, материализмом и расизмом, но на самом деле рудиментарные теории эволюции предлагались мусульманскими учеными начиная с девятого века и вплоть до 1880-х годов. [68] Даджани говорит, что хотя некоторые мусульманские студенты думают, что принятие теории эволюции означает отрицание существования Бога, но это не обязательно так, скорее, после посвящения Бога Вселенная может развиваться в соответствии с принципами науки и логики. [68] Даджани говорит, что обычно подробное объяснение естественной эволюции растений, искусственного размножения, устойчивости к антибиотикам, разработки современных лекарств и вакцин помогает мусульманским студентам принять эволюцию, однако в принятии эволюции человека остаются некоторые оговорки; здесь Даджани говорит, что мусульман предостерегают от высокомерия и необходимости понимать, что люди являются частью остального творения. [68] Даджани говорит, что как учёный Чарльз Дарвин внёс вклад в понимание человеком возникновения и разнообразия жизни на Земле и что эволюция является правильным механизмом для объяснения разнообразия и развития видов. [68] Даджани говорит, что обсуждение спорной темы эволюции помогает студентам-мусульманам избежать слепого принятия статус-кво и подвергать сомнению даже другие аспекты своей жизни. [68]
См. также
[ редактировать ]- Религиозные интерпретации теории Большого Взрыва#Ислам – Исламские интерпретации теории Большого Взрыва
- История эволюционной мысли#Исламская философия и борьба за существование - Ранние эволюционные мысли в исламе
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Чанг, Кеннет (2 ноября 2009 г.). «Креационизм без молодой Земли появляется в исламском мире» . Нью-Йорк Таймс . ISSN 0362-4331 . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ «Бюлент Шахин Эр Дегер | Противоречит ли эволюция исламу?» . Независимый турецкий (на турецком языке). 12.06.2020 . Проверено 6 мая 2021 г.
- ^ «Эволюция в Коране» . Эволюция в Коране . Проверено 6 мая 2021 г.
- ^ Перейти обратно: а б «Мусульмане мира: религия, политика и общество» (PDF) . Исследовательский центр Пью. 30 апреля 2013 г.
- ^ Электронный журнал «Обзор религий», ноябрь 2008 г.
- ^ Тасламан, Канер (2017). Может ли мусульманин быть эволюционистом? . Поддержка публикаций. ISBN 9786053112082 .
- ^ Тасламан, Канер (2016). Теория эволюции, философия и Бог . Стамбульское издательство. ISBN 9789758727049 .
- ^ Перейти обратно: а б с аль-Азами, Усаама (14 февраля 2013 г.). «Мусульмане и эволюция в 21 веке: момент Галилея?» . Религиозный блог Huffington Post . Проверено 19 февраля 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б Аль-Али, Мунир (2013). Научный тафсир стихов Корана: взаимодействие веры и науки (2-е изд.). Норт-Чарльстон, Южная Каролина: Независимая издательская платформа CreateSpace. ISBN 978-1480169968 [ самостоятельно опубликованный источник? ]
- ^ Зиркль, Конвей (1941). «Естественный отбор до «происхождения видов» ». Труды Американского философского общества . 84 (1): 84–85. JSTOR 984852 .
- ^ Эгертон, Фрэнк Н. (апрель 2002 г.). «История экологических наук, часть 6: наука об арабском языке — происхождение и зоологические сочинения» (PDF) . Бюллетень Экологического общества Америки . 83 (2): 142–146 . Проверено 28 октября 2014 г.
- ^ Мухаммад Хамидулла и Афзал Икбал (1993), Возникновение ислама: лекции о развитии исламского мировоззрения, интеллектуальной традиции и государственного устройства , стр. 143-144. Институт исламских исследований, Исламабад.
- ^ Ахмед Малик, Шоаиб (2019). «Старые тексты, новые маски: критический обзор неправильного прочтения эволюции исторических исламских текстов» . academia.edu . п. 515-518 . Проверено 8 декабря 2022 г.
- ^ Бакар, Ибрагим Абу (1989). «Некоторые аспекты мысли Ибн Мискавайха» (PDF) . Исламийят: Международный журнал исламских исследований . 10 : 116. ISSN 0126-5636 .
- ^ Ахмад, Имтиаз. «Место Руми в мусульманской мысли». Исламское ежеквартальное издание 24.3 (1980): 67.
- ^ Шах, Мухаммад Султан. «Взгляды додарвинистских мусульманских ученых на эволюцию». (2017). п. 13
- ^ Кациафикас, Джордж (2001). «Ибн Халдрун: философ-диалектик нового тысячелетия». В Киросе, Теодрос (ред.). Исследования африканской политической мысли . Рутледж. п. 55. ИСБН 9780415927673 .
- ^ Katsiaficas 2001 , с. 55.
- ^ Розенталь, Франц (1969). Ибн Халдун: Мукаддима . Издательство Принстонского университета . ISBN 978-0691017549 .
- ^ Малик 2021b , стр. 160–162.
- ^ Малик 2021b , стр. 155–156.
- ^ Малик 2021b , с. 159.
- ^ Малик 2021b , с. 162.
- ^ Тасламан, Канер. Может ли мусульманин быть эволюционистом?
- ^ Дрейпер, Джон Уильям (1874). История конфликта между религией и наукой (PDF) . п. 126.
- ^ Малик, Шоаиб Ахмед (2021b). «Старые тексты, новые маски: неправильное прочтение эволюции исторических исламских текстов». Ислам и эволюция: аль-Газали и современная эволюционная парадигма . Лондон: Рутледж. стр. 155–176. дои : 10.4324/9780429345753 . ISBN 9780429345753 . п. 157 (ранее опубликовано как Малик, Шоаиб Ахмед (2019). «Старые тексты, новые маски: критический обзор неправильного прочтения эволюции исторических исламских текстов». Зайгон . 54 (2): 501–522. дои : 10.1111/zygo.12519 . S2CID 241654249 . п. 504)
- ^ «Аль-Афгани, Джамаль ад-Дин (1838-97)» .
- ↑ Чарльз Дарвин и эволюция. Архивировано 29 августа 2013 г. в Wayback Machine.
- ^ Адра, Джавад. «Политическое наследие – полностью отсутствует в шиитском сообществе, сокращается в общинах маронитов и суннитов и повсеместно присутствует среди друзов» . Ежемесячный журнал . Проверено 20 июля 2020 г.
- ^ Икбал, Музаффар (2007). Наука и ислам . Издательская группа Гринвуд. п. 157. ИСБН 978-0-313-33576-1 .
- ^ Маджид, Абдул. «Мусульманские ответы на эволюцию». Диалог науки и религии (2002).
- ^ Вариско, Дэниел. «Дарвин и Дунья: ответы мусульман на дарвиновскую эволюцию». Журнал международных и глобальных исследований 9.2 (2018).
- ^ Билгили, Альпер (2015). «Британский журнал истории науки V48:4». Британский журнал истории науки . 48 (4): 565–582. дои : 10.1017/S0007087415000618 . ПМИД 26337528 .
- ^ Кая, Вейсел (апрель 2012 г.). «Может ли Коран поддержать Дарвина? Эволюционистский подход двух турецких ученых после основания Турецкой Республики». Мусульманский мир . 102 (2): 357. doi : 10.1111/j.1478-1913.2011.01362.x .
- ^ Перейти обратно: а б Бертон, Элиза К. (май – июнь 2010 г.). «Преподавание эволюции в мусульманских государствах: сравнение Ирана и Саудовской Аравии» (PDF) . Отчеты Национального центра научного образования . 30 (3): 25–29. ISSN 2158-818X . Архивировано из оригинала (PDF) 19 февраля 2018 г. Проверено 13 января 2014 г.
- ^ «Турецкие ученые сообщили министерству, что теория эволюции исключена из учебной программы «только в Саудовской Аравии» » . Хюрриет Дейли Ньюс . 1 марта 2017 года . Проверено 24 апреля 2017 г.
- ^ Академии-члены IAP (21 июня 2006 г.). «Заявление МАП об обучении эволюции» . ИАП . Триест, Италия: Всемирная академия наук . Архивировано из оригинала 17 июля 2011 г. Проверено 20 июня 2014 г.
- ^ Влардингербрук, Баренд; Хашем-эль-Масри, Ясмин (23 октября 2006 г.). «Статус эволюционной теории в бакалавриате по биологии» . Международный журнал образовательной реформы . 15 (2). Роуман и Литтлфилд: 161–162. ISBN 9781475816457 .
- ^ Галадари, Абдулла (2017). «Creatio Ex Nihilo и буквальный Коран» . Интеллектуальный дискурс . 25 (2): 381–482.
- ^ Асгар, Анила; Хамид, Салман; Фарахани, Наджме Кишани (01 января 2014 г.). «Эволюция в учебниках биологии: сравнительный анализ пяти мусульманских стран». Религия и образование . 41 (1): 1–15. дои : 10.1080/15507394.2014.855081 . ISSN 1550-7394 . S2CID 144369606 .
- ^ Перейти обратно: а б Папино, Дэвид (7 января 2004 г.). «Креационизм: наука и вера в школах» . Хранитель . Проверено 18 июля 2008 г.
- ^ Эрзуруми, И. Х. (1257). изобретательность
- ^ «Коран и теория эволюции» . Архивировано из оригинала 31 августа 2011 г. Проверено 22 марта 2011 г.
- ^ Совместимы ли эволюция и религия? Архивировано 17 апреля 2013 г. на Wayback Machine , aljazeera.com, по состоянию на 12 апреля 2013 г.
- ↑ Эдип Юксель, Слепые наблюдатели или понюхай сыр. Архивировано 25 марта 2013 г. на Wayback Machine , 19.org, по состоянию на 17 февраля 2013 г.
- ^ Дэвид Йонке, доктор Адриана, читающий лекцию по эволюции , The Blade, по состоянию на 7 марта 2013 г.
- ^ «Происхождение жизни: исламский взгляд» . Ислам сегодня. Архивировано из оригинала 17 июля 2012 года . Проверено 14 марта 2007 г.
- ^ Моррис, Джон Д. (1 августа 2003 г.). Является ли Большой взрыв библейским? . Издательская группа «Новый Лиф». п. 92. ИСБН 9781614581840 .
- ^ Перейти обратно: а б Кэмпбелл, Дункан (21 февраля 2006 г.). «Академики борются с ростом креационизма в университетах» . Хранитель . Проверено 19 июля 2008 г.
- ^ Саин, Юмит; Кенце, Айкут (1999). «Исламский научный креационизм: новый вызов в Турции» . Национальный центр научного образования . Проверено 12 ноября 2009 г.
- ^ Конинг, Даниэль (2006). «Антиэволюционизм среди студентов-мусульман» (PDF) . Обзор ИСИМ . 18 : 48. Архивировано из оригинала (PDF) 19 марта 2009 года . Проверено 14 марта 2007 г.
- ^ «Увидеть свет — науки» . салон.com . Архивировано из оригинала 14 января 2009 г. Проверено 6 января 2009 г.
- ^ Перейти обратно: а б Хамид, Салман (11 января 2013 г.). «Мусульманская мысль об эволюции делает шаг вперед» . Хранитель . Проверено 25 января 2013 г.
- ^ Перейти обратно: а б с Хамид С. (2008). «Подготовка к исламскому креационизму». Наука . 322 (5908): 1637–8. дои : 10.1126/science.1163672 . ПМИД 19074331 . S2CID 206515329 .
- ^ Противоречие дарвинизма с религией [ постоянная мертвая ссылка ] , Почему дарвинизм несовместим с Кораном [ постоянная мертвая ссылка ] , Харун Яхья
- ^ Перейти обратно: а б Малик 2021а , с. 114.
- ^ Малик 2021a , с. 124.
- ^ Малик 2021a , стр. 133–134.
- ^ Перейти обратно: а б с д Малик 2021а , с. 135.
- ^ Юсеф Чохуд (2016). «Современные пути сомнения в исламе» . Институт исламских исследований Якин . Проверено 26 октября 2016 г.
Эти разнообразные ответы указывают на отсутствие консенсуса не только относительно того, как лучше всего решить эту проблему, но и о том, обладают ли лидеры, которым поручено ее решение, квалифицированными для этого.
- ^ Казим Шахин (23 июня 2017 г.). «В турецких школах прекратят преподавать эволюцию, - заявил чиновник» . Хранитель . Проверено 25 июня 2017 г.
- ^ Даджани, Рана (22 апреля 2015 г.). «Почему я преподаю эволюцию студентам-мусульманам» (PDF) . Природа . 520 (7548): 409. Бибкод : 2015Natur.520..409D . дои : 10.1038/520409а . ПМИД 25903591 . S2CID 4447536 . Проверено 27 октября 2016 г.
- ^ Али, Якоб Мохаммед (2000). Представления исламских педагогов о конфликте между консервативными и светскими мусульманами относительно исламского образования и преподавания науки, философии и мифических историй мусульманским студентам (Тезис). Анн-Арбор, Мичиган: Информационная и обучающая компания Bell & Howell. стр. 94–95. hdl : 11244/6022 .
- ^ Али, Якоб Мохаммед (2000). Представления исламских педагогов о конфликте между консервативными и светскими мусульманами относительно исламского образования и преподавания науки, философии и мифических историй мусульманским студентам (Тезис). Анн-Арбор, Мичиган: Информационная и обучающая компания Bell & Howell. стр. 95–96. hdl : 11244/6022 .
- ^ Али, Якоб Мохаммед (2000). Представления исламских педагогов о конфликте между консервативными и светскими мусульманами относительно исламского образования и преподавания науки, философии и мифических историй мусульманским студентам (Тезис). Анн-Арбор, Мичиган: Информационная и обучающая компания Bell & Howell. стр. 99–100. hdl : 11244/6022 .
- ^ Айни, Рахми Курота; Рахматулла, Ариф; Харлиади, Мухаммад Дика; Ха, Минсу (05.06.2020). «Взгляды индонезийских преподавателей биологии и профессоров биологического образования на эволюцию». Наука и образование . 29 (3): 713–741. Бибкод : 2020Sc&Ed..29..713A . дои : 10.1007/s11191-020-00127-5 . ISSN 1573-1901 . S2CID 219925614 .
- ^ Иисус и индийский Мессия - 13. Каждый ветер доктрины. Архивировано 9 мая 2010 г. в Wayback Machine.
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г Даджани, Рана (23 апреля 2015 г.). «Почему я преподаю эволюцию студентам-мусульманам» . Новости природы . 520 (7548): 409. Бибкод : 2015Natur.520..409D . дои : 10.1038/520409а . ПМИД 25903591 .
Источники
[ редактировать ]- Малик, Шоаиб Ахмед (2021a). Ислам и эволюция: аль-Газали и современная эволюционная парадигма . Лондон: Рутледж. дои : 10.4324/9780429345753 . ISBN 9780429345753 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Наука в Коране , Ашраф Салмави
- Ответы мусульман на эволюцию , Абдул Маджид
- Эволюция Корана и разумный замысел , С. Неммерс.
- В мусульманском мире креационизм набирает силу Boston.com