Сэмюэл Хартлиб
Сэмюэл Хартлиб или Хартлиб (ок. 1600 - 10 марта 1662 г.) [1] был польским уроженцем, английским реформатором образования и сельского хозяйства немецко-польского происхождения. [2] который поселился, женился и умер в Англии . Он был сыном поляка Джорджа Хартлиба и Элизабет Лэнгтон, дочери богатого английского купца. [3] Хартлиб был известным пропагандистом и писателем в таких областях, как наука, медицина, сельское хозяйство, политика и образование. Он был современником Роберта Бойля , которого он хорошо знал, и соседом Сэмюэля Пеписа в Акс-Ярде в Лондоне в начале 1660-х годов. он некоторое время учился в Кембриджском университете По прибытии в Англию .
«Интеллигент»
[ редактировать ]Хартлиба часто называют « интеллектуалом », и его даже называют «Великим интеллектером Европы». [4] Главной целью его жизни было дальнейшее познание. Он поддерживал контакты со множеством знакомых, от выдающихся философов до джентльменов-фермеров. Он вел обширную переписку, утерянную в 1667 году, но многое восстановившееся с 1945 года; [5] он хранится в специальной коллекции Hartlib в Университете Шеффилда , Англия.
Хартлиб стал одним из самых влиятельных интеллектуальных деятелей эпохи Содружества . Он отвечал за патенты, распространение информации и содействие обучению. Он распространял проекты калькуляторов, двойных пишущих инструментов, семенных машин и осадных машин. Его письма на немецком, латыни, английском и других языках подверглись пристальному современному исследованию.
Хартлиб поставил перед собой универсалистскую цель: «зафиксировать все человеческие знания и сделать их общедоступными для образования всего человечества». [6] Его работу сравнивают с современными поисковыми системами Интернета. [7]
Жизнь
[ редактировать ]Хартлиб родился в Эльблонге (Эльбинге), Речи Посполитой . Его мать была дочерью богатого английского купца из Гданьска (Данцига). Его отец был польским купцом-беженом. [8] [3] Учился в гимназии в Бжеге и в Альбертине . Он поступил в Академию Херборна , где учился у Йоханнеса Генриха Альстеда и Йоханнеса Бистерфельда . [9] Хотя ненадолго в Кембриджском университете при поддержке Джона Престона , [10] похоже, формально он там не учился. [11]
Хартлиб встретил шотландского проповедника Джона Дьюри в 1628 году. В том же году Хартлиб переехал в Англию, столкнувшись с перспективой оказаться в зоне боевых действий, поскольку имперские армии двинулись в западные части Польши и вероятность вмешательства Швеции выросла. . [12] [13] Сначала он безуспешно открыл школу в Чичестере , в соответствии со своими теориями образования, а в 1630 году навсегда переехал в Лондон, живя в Дьюкс-Плейс, Холборн . [14] Ранним покровителем был Джон Уильямс , епископ Линкольна , который возглавлял клерикальную оппозицию архиепископу Уильяму Лауду . [15] Другим сторонником был Джон Пим ; Позже Пим использовал Хартлиба в качестве посредника с голландскими кальвинистами в Лондоне, пытаясь собрать доказательства против Лауда. [16] [17] Хью Тревор-Ропер утверждает в своем эссе « Три иностранца » (имея в виду Хартлиба, Дьюри и отсутствующего Коменского), что Хартлиб и другие были «философами» «сельской партии» или антисудебной группировки 1630-х и начала 1640-х годов, объединенных в своей поддержке этих внешних голосов, если они ни в чем не согласны. [18] [19]
Во время Гражданской войны Хартлиб занимался мирным изучением сельского хозяйства, публиковал различные собственные работы и печатал за свой счет несколько трактатов по этой теме, написанных другими. Он запланировал школу для сыновей джентльменов, которая будет преподаваться на новых принципах, и это, вероятно, послужило поводом для написания » его друга Джона Мильтона , «Трактата об образовании адресованного ему в 1644 году, и « Уильяма Петти Двух писем о тот же предмет, в 1647 и 1648 гг. [20] Другим соратником в тот период был Уолтер Блит , известный писатель по вопросам земледелия. [1]
За свой разнообразный труд Хартлиб получил пенсию в размере 100 фунтов стерлингов от Оливера Кромвеля , впоследствии увеличенную до 300 фунтов стерлингов, поскольку он потратил все свое состояние на свои эксперименты. Но Хартлиб умер в бедности: Сэмюэл Пепис в 1660 году заметил, что дочь Хартлиба Нан была без гроша в кармане. [21] Его связь с Оливером Кромвелем и Содружеством привела к тому, что он оказался в стороне после Карла II Реставрации . Он лишился пенсии, у которой уже была задолженность. Некоторые из его корреспондентов зашли так далеко, что попросили их письма из его архива, опасаясь, что они могут быть скомпрометированы. [22] [23]
Семья
[ редактировать ]В 1629 году Хартлиб женился на Мэри Бермингем, дочери Филиппа Бермингема; она умерла около 1660 года. У них было как минимум шестеро детей. Его семейная жизнь довольно плохо документирована: одним из полезных источников является « Дневник Сэмюэля Пеписа» , поскольку Пепис был близким соседом семьи Хартлиб в Топорном дворе в начале 1660-х годов и другом сына Хартлиба Сэмюэля-младшего, клерка на государственной службе. [24] Дочь Хартлиба Мэри вышла замуж за врача и химика Фредерика Клода , или Клодия, которого в Дневнике называют «Доктором Клодием». [25] Другая дочь Анна (Нан) вышла замуж за купца, писателя и проповедника Иоганна Родера Утрехтского в 1660 году , несмотря на отсутствие у нее приданого . Сэмюэл Пепис, гость на свадьбе, описал ее как событие «очень высокого положения, стоимости и благородной компании». [26] Всегда реалист, Пепис считал, что это отличная пара для Нэн: «для нее большая удача засветиться, у нее нет ничего на свете». [21] Хартлиб, наслушавшись немало подобных сплетен, с негодованием отрицал, что выдал свою дочь замуж, чтобы получить долю в состоянии Родера, но брак был, конечно, выгоден, так как отец Родера был богатым человеком, и потому что Родер, как пророк/проповедник во времена Кромвеля предсказал «приход короля». Это пошло ему на пользу после возвращения Карла II. [27]
Бэконианский
[ редактировать ]Хартлиб был обязан Фрэнсису Бэкону созданием общей теории образования, которая сформировала общую основу для него и Яна Коменского . [28] Хартлиб опубликовал два исследования творчества Коменского: Conatuum Comenianorum praeludia (1637 г.) и Comenius pansophiae prodromus et Didactica Dissertatio (1639 г.). [22] Он также приложил усилия, чтобы убедить Коменского из протестантских Моравских братьев посетить Англию. Джон Дьюри и Коменский были двумя ближайшими корреспондентами Хартлиба. Последний имел концепцию «дерева познания», постоянно разветвляющегося и растущего. Он также внес свой вклад в идеи Бэкона. В 1640 году он обратился к английскому парламенту со своими утопическими планами, касающимися создания нового государства и развития образования. Незадолго до того, как гражданская война в Англии разразилась , Джон Годен в 1640 году выступил перед парламентом с проповедью, рекомендуя пригласить Дюри и Коменского в Англию и назвав Хартлиба вероятным контактным лицом. [29]
Такие люди, как Хартлиб и Коменский, хотели облегчить распространение знаний в то время, когда большая часть знаний не была классифицирована или стандартизирована какими-либо широко распространенными конвенциями, а академические дисциплины и библиотеки были в основном частными. Они хотели просвещать, воспитывать и улучшать общество, как религиозные люди, видя в этом дело Божие. Коменский прибыл в Англию в 1641 году – неудачное время, учитывая неизбежность войны. Его присутствие не смогло изменить положение в сфере образования, хотя появилось значительное количество литературы, особенно по университетской реформе, где Оливер Кромвель основал новое учреждение. Коменский уехал в 1642 году; при Кромвеле начальное образование было расширено с 1646 года, и был основан Даремский колледж , в котором работали сотрудники соратников Хартлиба. [30]
Бэкон сформулировал проект исследовательского института под названием « Дом Саломона » в своей «Новой Атлантиде » 1624 года. Эта теоретическая схема была важна для Хартлиба, который в 1640-х годах искал для нее государственное финансирование. Он потерпел неудачу, за исключением небольшой пенсии для себя, но собрал других единомышленников: Дьюри, Джона Мильтона , Кенелма Дигби , Уильяма Петти и его зятя Фредерика Клода (Клодия). [31]
Мильтон посвятил свою книгу «Об образовании 1644 года » Хартлибу, с которым он познакомился за год до этого и который уговаривал его опубликовать свои образовательные идеи. Но в своей работе он не уделил должного внимания коменовской программе. Барбара Левальски считает его пренебрежительное отношение неискренним, поскольку он, вероятно, использовал в своем преподавании тексты Коменского. [32] Езекия Вудворд , связанный в умах пресвитериан и чиновников с Мильтоном как опасный писатель, также имел большое значение как образовательный последователь Коменского и Бэкона и друг Хартлиба. [33]
Круг Хартлиба – Королевское общество
[ редактировать ]«Кружок Хартлиба» контактов и корреспондентов, созданный примерно с 1630 года, был одной из основ Лондонского королевского общества, созданного поколением позже. Отношения, однако, непрозрачны, поскольку Хартлиб и его близкие сторонники, за исключением Уильяма Петти, были исключены из Королевского общества, когда оно было создано в 1660 году. [ нужна ссылка ]
Экономика, сельское хозяйство, политика
[ редактировать ]Утопическое « Описание знаменитого Макарийского королевства» появилось под именем Хартлиба, но сейчас считается, что оно принадлежит Габриэлю Платтесу (1600–1655), его другу. [34] [35] Практическим проектом было создание работного дома в рамках Корпорации бедняков Лондона. Считается, что эта инициатива оказала большое влияние на более поздние благотворительные проекты Джона Беллерса . [36]
В 1641 году Хартлиб написал «Сообщение о том, что в последнее время пытались обеспечить церковный мир среди протестантов» . [22] После того, как Коменский покинул Англию, и особенно с 1646 года, группа Хартлиба агитировала за религиозную реформу и терпимость, против пресвитерианского доминирования в Длинном парламенте . Они также предложили экономические, технические и сельскохозяйственные улучшения, особенно через сэра Чейни Калпепера и Генри Робинсона. [37] Бенджамин Уорсли , секретарь Торгового совета с 1650 года, был хартлибийцем. [38]
Хартлиб ценил знания: все, что угодно, чтобы повысить урожайность или вылечить болезни. Сельское хозяйство вызывало большой интерес. Он работал над распространением голландских методов ведения сельского хозяйства в Англии, таких как использование азотистых культур, таких как капуста, для пополнения азота в почве и повышения урожайности в следующем сезоне. В 1652 году он выпустил второе издание « Ричарда Уэстона ( Рассуждений о фландрском земледелии» 1645). [22] В поисках знаний Хартлиб переписывался со многими землевладельцами и учеными.
С 1650 года Хартлиб интересовался плодоводством и влиял на него. Письмо сэра Ричарда Чайлда по этому поводу было опубликовано в одной из его книг: « Сэмюэл Хартлиб, его наследие, или расширение рассуждений о земледелии, используемых в Брабанте и Фландрии» . [22] Хартлиб познакомил Джона Била , еще одного автора о садах, с Джоном Эвелином, который в конечном итоге напишет важную работу в этой области «Сильва» (1664). [39] В 1655 году Хартлиб написал «Реформированное содружество пчел» из прозрачного стекла , в котором представил улей по дизайну Кристофера Рена . [40] Эвелин показала ему рукопись его «Британского Элизиума» конца 1650-х годов. [41]
Наука и медицина
[ редактировать ]Работы Парацельса , врача и алхимика XVI века, который сделал смелые заявления о своей науке, также послужили одним из источников вдохновения для Хартлиба и ранней химии. Хартлиб был непредубежден и часто проверял идеи и теории своих корреспондентов. Из-за своей проблемы с камнями в почках Хартлиб начал пить разбавленную серную кислоту – предполагаемое лекарство, которое, возможно, способствовало его смерти. [ нужна ссылка ]
Хартлиб интересовался теориями и практиками, которые современная наука сочла бы иррациональными или суеверными – например, симпатической медициной, основанной на идее, что вещи в природе, похожие на болезнь, могут быть использованы для ее лечения. Следовательно, растение, похожее на змею, можно было использовать для лечения змеиных укусов, а желтую траву — для лечения желтухи . [42]
Работа
[ редактировать ]- Более 25 000 страниц переписки и заметок Хартлиба появились на компакт-диске в 1995 году. Они доступны бесплатно в Интернете. [43]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Проект Галилео ; М. Гринграсс, «Хартлиб, Сэмюэл (ок. 1600–1662)», Оксфордский национальный биографический словарь (Оксфорд, Великобритания: OUP, 2004). платная . Проверено 26 апреля 2016 г., дата смерти
- ^ Джонсон, Марк С.; Стернс, Питер Н. (1 сентября 2022 г.). Образование в области всемирной истории . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-317-81337-8 .
Говоря более практично, Сэмюэл Хартлиб (ок. 1600–1662), англо-польского происхождения, но сделавший свою карьеру в Англии, неустанно продвигал идею «нового образования».
- ^ Jump up to: а б Университет Сент-Эндрюс. «ХАРТЛИБ, САМУЭЛЬ [SSNE 6617] - Биографическая база данных Шотландии, Скандинавии и Северной Европы» . www.st-andrews.ac.uk . Проверено 1 ноября 2022 г.
...сын поляка Джорджа Хартлиба и Элизабет Лэнгтон... Его дед по материнской линии Джон Лэнгтон был богатым английским купцом..
- ^ Арвед Хюблер, Питер Линде и Джон В.Т. Смит, Electronic Publishing '01: 2001 в Digital Publishing Odyssey (IOS Press, 2001). ISBN 1-58603-191-0
- ^ Хью Тревор-Ропер , От контрреформации к славной революции (1992), с. 227.
- ^ Проект Hartlib Papers - Университет Шеффилда
- ^ Предыстория поисковой системы Интернета .
- ^ "Страница:EB1911 - Том 13.djvu/48 - Wikisource, бесплатная онлайн-библиотека" . ru.wikisource.org . Проверено 1 ноября 2022 г.
- ^ М.М. Слотер, Универсальные языки и научная таксономия в семнадцатом веке (2010), стр. 232; Гугл Книги .
- ^ Эндрю Пайл (редактор), Словарь британских философов семнадцатого века (2000), статья Хартлиб, Сэмюэл , стр. 393–395.
- ↑ Дж. и Дж. А. Веннов Он не упоминается в «Alumni Cantabrigienses» , 10 томов, 1922–1958.
- ^ Гринграсс, М. «Хартлиб, Сэмюэл». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/12500 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
- ^ Эндрю Пайл (редактор), Словарь британских философов семнадцатого века (2000), Thoemmes Press (два тома), статья Хартлиб, Сэмюэл, стр. 393.
- ^ Хью Тревор-Ропер, «Три иностранца: философы пуританской революции», Кризис семнадцатого века: религия, Реформация и социальные изменения , Индианаполис, 1967, стр. 232.
- ^ Ропер 1967, с. 237; Хью Тревор-Ропер, От контрреформации к славной революции (1992), с. 256.
- ^ Ропер 1992, с. 257.
- ^ Оле Питер Грелль, голландские кальвинисты в Лондоне раннего Стюарта: Голландская церковь в Остине Фрайарс, 1603–1642 (1989), с. 245.
- ^ Ропер 1967, стр. 237–293, особенно стр. 258.
- ^ Три иностранца , онлайн-текст.
- ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. Мы можем предположить, что Чисхолм имеет отношение к «Совету Хартлибу» (1647 г.); другое письмо, возможно, было брошюрой о двойном письме (1648 г.).
- ^ Jump up to: а б Дневник Пеписа от 1 июля 1660 года.
- ^ Jump up to: а б с д и Чисхолм, Хью , изд. (1911). . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
- ^ Лиза Джардин , В большем масштабе: выдающаяся карьера сэра Кристофера Рена (2002), с. 88.
- ^ Клэр Томалин Сэмюэл Пепис - издание Unequaled Self Penguin Books, 2003, стр. 69.
- ↑ Дневник Пеписа от 17 марта 1660 г.
- ↑ Дневник Пеписа от 10 июля 1660 г.
- ↑ См. сноску к « Полному дневнику Сэмюэля Пеписа» , запись от 1 июля 1660 года.
- ^ Джон Пол Руссо, Будущее без прошлого: гуманитарные науки в технологическом обществе (2005), с. 90.
- ^ Ропер 1967, с. 300.
- ^ Ропер 1992, с. 225.
- ^ Маркку Пелтонен, Кембриджский спутник Бэкона (1996), стр. 164–165.
- ^ Барбара Левальски, Жизнь Джона Мильтона (2003), стр. 172–173.
- ^ Кристофер Хилл , Интеллектуальные истоки английской революции (1965), с. 102.
- ^ «Ответы — самое надежное место для ответов на жизненные вопросы» . Ответы.com .
- ^ Джон Л. Брук, Огонь нефтеперерабатывающего завода: создание мормонской космологии, 1644–1844 (1996), стр. 20.
- ^ «Введение | Британская история в Интернете» .
- ^ Дж. П. Купер, Социальная и экономическая политика в рамках Содружества , стр. 125 и 131, в GE Aylmer , изд., Междуцарствие (1972).
- ^ Кристофер Хилл, Божий англичанин (издание 1972 г.), стр. 126.
- ^ Адам Смит, Приятный грех: выпивка и веселье в Англии семнадцатого века (2004), стр. 163–165.
- ^ Лиза Джардин, В более широком масштабе: выдающаяся карьера сэра Кристофера Рена (2002), с. 108.
- ^ Тереза О'Мэлли, «Британский Elysium» Джона Эвелина и европейское садоводство (1998), стр. 143.
- ^ Мосс, Кей К. (1999). Южная народная медицина, 1750–1820 гг . Издательство Университета Южной Каролины. п. 224. ИСБН 1-57003-289-0 .
- ^ Документы Хартлиба
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Петти, Уильям (1647). – через Wikisource .
- ХМ Нокс. « Уильяма Петти Совет Сэмюэлю Хартлибу», Британский журнал образовательных исследований , Vol. 1, № 2 (май 1953 г.), стр. 131–142.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- The Hartlib Papers Бесплатный доступ к полной коллекции заметок, дополнительных материалов и брошюр Hartlib. Доступны как факсимильные изображения, так и полнотекстовые транскрипции с возможностью поиска.
- Работы Сэмюэля Хартлиба или о нем в Internet Archive
- Переписка Сэмюэля Хартлиба в EMLO
- Сэмюэл Хартлиб в книге «Сад, Ковчег, Башня и Храм: библейские метафоры знания в Европе раннего Нового времени». Издано Музеем истории науки Оксфордского университета .
- Новая международная энциклопедия . 1905. .
- Словарь национальной биографии . 1885–1900. .
- рождение 1600-х годов
- 1662 смерти
- Люди из Эльблонга
- Люди из Королевской Пруссии
- Люди 17 века из Речи Посполитой.
- Выпускники Кенигсбергского университета
- Иммигранты в Англию
- Эмигранты из Речи Посполитой
- Английские земледельцы
- Школьные учителя из Сассекса
- Английские изобретатели
- Английские писатели научно-популярной литературы
- Выпускники Кембриджского университета
- Английские писатели 17 века.
- Английские писатели XVII века
- Английские писатели научной литературы мужского пола
- Английские писатели XVII века
- Немецкие писатели XVII века