Jump to content

Сэмюэл Хартлиб

Сэмюэл Хартлиб или Хартлиб (ок. 1600 - 10 марта 1662 г.) [1] был польским уроженцем, английским реформатором образования и сельского хозяйства немецко-польского происхождения. [2] который поселился, женился и умер в Англии . Он был сыном поляка Джорджа Хартлиба и Элизабет Лэнгтон, дочери богатого английского купца. [3] Хартлиб был известным пропагандистом и писателем в таких областях, как наука, медицина, сельское хозяйство, политика и образование. Он был современником Роберта Бойля , которого он хорошо знал, и соседом Сэмюэля Пеписа в Акс-Ярде в Лондоне в начале 1660-х годов. он некоторое время учился в Кембриджском университете По прибытии в Англию .

«Интеллигент»

[ редактировать ]

Хартлиба часто называют « интеллектуалом », и его даже называют «Великим интеллектером Европы». [4] Главной целью его жизни было дальнейшее познание. Он поддерживал контакты со множеством знакомых, от выдающихся философов до джентльменов-фермеров. Он вел обширную переписку, утерянную в 1667 году, но многое восстановившееся с 1945 года; [5] он хранится в специальной коллекции Hartlib в Университете Шеффилда , Англия.

Хартлиб стал одним из самых влиятельных интеллектуальных деятелей эпохи Содружества . Он отвечал за патенты, распространение информации и содействие обучению. Он распространял проекты калькуляторов, двойных пишущих инструментов, семенных машин и осадных машин. Его письма на немецком, латыни, английском и других языках подверглись пристальному современному исследованию.

Хартлиб поставил перед собой универсалистскую цель: «зафиксировать все человеческие знания и сделать их общедоступными для образования всего человечества». [6] Его работу сравнивают с современными поисковыми системами Интернета. [7]

Хартлиб родился в Эльблонге (Эльбинге), Речи Посполитой . Его мать была дочерью богатого английского купца из Гданьска (Данцига). Его отец был польским купцом-беженом. [8] [3] Учился в гимназии в Бжеге и в Альбертине . Он поступил в Академию Херборна , где учился у Йоханнеса Генриха Альстеда и Йоханнеса Бистерфельда . [9] Хотя ненадолго в Кембриджском университете при поддержке Джона Престона , [10] похоже, формально он там не учился. [11]

Хартлиб встретил шотландского проповедника Джона Дьюри в 1628 году. В том же году Хартлиб переехал в Англию, столкнувшись с перспективой оказаться в зоне боевых действий, поскольку имперские армии двинулись в западные части Польши и вероятность вмешательства Швеции выросла. . [12] [13] Сначала он безуспешно открыл школу в Чичестере , в соответствии со своими теориями образования, а в 1630 году навсегда переехал в Лондон, живя в Дьюкс-Плейс, Холборн . [14] Ранним покровителем был Джон Уильямс , епископ Линкольна , который возглавлял клерикальную оппозицию архиепископу Уильяму Лауду . [15] Другим сторонником был Джон Пим ; Позже Пим использовал Хартлиба в качестве посредника с голландскими кальвинистами в Лондоне, пытаясь собрать доказательства против Лауда. [16] [17] Хью Тревор-Ропер утверждает в своем эссе « Три иностранца » (имея в виду Хартлиба, Дьюри и отсутствующего Коменского), что Хартлиб и другие были «философами» «сельской партии» или антисудебной группировки 1630-х и начала 1640-х годов, объединенных в своей поддержке этих внешних голосов, если они ни в чем не согласны. [18] [19]

Во время Гражданской войны Хартлиб занимался мирным изучением сельского хозяйства, публиковал различные собственные работы и печатал за свой счет несколько трактатов по этой теме, написанных другими. Он запланировал школу для сыновей джентльменов, которая будет преподаваться на новых принципах, и это, вероятно, послужило поводом для написания » его друга Джона Мильтона , «Трактата об образовании адресованного ему в 1644 году, и « Уильяма Петти Двух писем о тот же предмет, в 1647 и 1648 гг. [20] Другим соратником в тот период был Уолтер Блит , известный писатель по вопросам земледелия. [1]

За свой разнообразный труд Хартлиб получил пенсию в размере 100 фунтов стерлингов от Оливера Кромвеля , впоследствии увеличенную до 300 фунтов стерлингов, поскольку он потратил все свое состояние на свои эксперименты. Но Хартлиб умер в бедности: Сэмюэл Пепис в 1660 году заметил, что дочь Хартлиба Нан ​​была без гроша в кармане. [21] Его связь с Оливером Кромвелем и Содружеством привела к тому, что он оказался в стороне после Карла II Реставрации . Он лишился пенсии, у которой уже была задолженность. Некоторые из его корреспондентов зашли так далеко, что попросили их письма из его архива, опасаясь, что они могут быть скомпрометированы. [22] [23]

В 1629 году Хартлиб женился на Мэри Бермингем, дочери Филиппа Бермингема; она умерла около 1660 года. У них было как минимум шестеро детей. Его семейная жизнь довольно плохо документирована: одним из полезных источников является « Дневник Сэмюэля Пеписа» , поскольку Пепис был близким соседом семьи Хартлиб в Топорном дворе в начале 1660-х годов и другом сына Хартлиба Сэмюэля-младшего, клерка на государственной службе. [24] Дочь Хартлиба Мэри вышла замуж за врача и химика Фредерика Клода , или Клодия, которого в Дневнике называют «Доктором Клодием». [25] Другая дочь Анна (Нан) вышла замуж за купца, писателя и проповедника Иоганна Родера Утрехтского в 1660 году , несмотря на отсутствие у нее приданого . Сэмюэл Пепис, гость на свадьбе, описал ее как событие «очень высокого положения, стоимости и благородной компании». [26] Всегда реалист, Пепис считал, что это отличная пара для Нэн: «для нее большая удача засветиться, у нее нет ничего на свете». [21] Хартлиб, наслушавшись немало подобных сплетен, с негодованием отрицал, что выдал свою дочь замуж, чтобы получить долю в состоянии Родера, но брак был, конечно, выгоден, так как отец Родера был богатым человеком, и потому что Родер, как пророк/проповедник во времена Кромвеля предсказал «приход короля». Это пошло ему на пользу после возвращения Карла II. [27]

Бэконианский

[ редактировать ]

Хартлиб был обязан Фрэнсису Бэкону созданием общей теории образования, которая сформировала общую основу для него и Яна Коменского . [28] Хартлиб опубликовал два исследования творчества Коменского: Conatuum Comenianorum praeludia (1637 г.) и Comenius pansophiae prodromus et Didactica Dissertatio (1639 г.). [22] Он также приложил усилия, чтобы убедить Коменского из протестантских Моравских братьев посетить Англию. Джон Дьюри и Коменский были двумя ближайшими корреспондентами Хартлиба. Последний имел концепцию «дерева познания», постоянно разветвляющегося и растущего. Он также внес свой вклад в идеи Бэкона. В 1640 году он обратился к английскому парламенту со своими утопическими планами, касающимися создания нового государства и развития образования. Незадолго до того, как гражданская война в Англии разразилась , Джон Годен в 1640 году выступил перед парламентом с проповедью, рекомендуя пригласить Дюри и Коменского в Англию и назвав Хартлиба вероятным контактным лицом. [29]

Такие люди, как Хартлиб и Коменский, хотели облегчить распространение знаний в то время, когда большая часть знаний не была классифицирована или стандартизирована какими-либо широко распространенными конвенциями, а академические дисциплины и библиотеки были в основном частными. Они хотели просвещать, воспитывать и улучшать общество, как религиозные люди, видя в этом дело Божие. Коменский прибыл в Англию в 1641 году – неудачное время, учитывая неизбежность войны. Его присутствие не смогло изменить положение в сфере образования, хотя появилось значительное количество литературы, особенно по университетской реформе, где Оливер Кромвель основал новое учреждение. Коменский уехал в 1642 году; при Кромвеле начальное образование было расширено с 1646 года, и был основан Даремский колледж , в котором работали сотрудники соратников Хартлиба. [30]

Бэкон сформулировал проект исследовательского института под названием « Дом Саломона » в своей «Новой Атлантиде » 1624 года. Эта теоретическая схема была важна для Хартлиба, который в 1640-х годах искал для нее государственное финансирование. Он потерпел неудачу, за исключением небольшой пенсии для себя, но собрал других единомышленников: Дьюри, Джона Мильтона , Кенелма Дигби , Уильяма Петти и его зятя Фредерика Клода (Клодия). [31]

Мильтон посвятил свою книгу «Об образовании 1644 года » Хартлибу, с которым он познакомился за год до этого и который уговаривал его опубликовать свои образовательные идеи. Но в своей работе он не уделил должного внимания коменовской программе. Барбара Левальски считает его пренебрежительное отношение неискренним, поскольку он, вероятно, использовал в своем преподавании тексты Коменского. [32] Езекия Вудворд , связанный в умах пресвитериан и чиновников с Мильтоном как опасный писатель, также имел большое значение как образовательный последователь Коменского и Бэкона и друг Хартлиба. [33]

Круг Хартлиба – Королевское общество

[ редактировать ]

«Кружок Хартлиба» контактов и корреспондентов, созданный примерно с 1630 года, был одной из основ Лондонского королевского общества, созданного поколением позже. Отношения, однако, непрозрачны, поскольку Хартлиб и его близкие сторонники, за исключением Уильяма Петти, были исключены из Королевского общества, когда оно было создано в 1660 году. [ нужна ссылка ]

Экономика, сельское хозяйство, политика

[ редактировать ]

Утопическое « Описание знаменитого Макарийского королевства» появилось под именем Хартлиба, но сейчас считается, что оно принадлежит Габриэлю Платтесу (1600–1655), его другу. [34] [35] Практическим проектом было создание работного дома в рамках Корпорации бедняков Лондона. Считается, что эта инициатива оказала большое влияние на более поздние благотворительные проекты Джона Беллерса . [36]

В 1641 году Хартлиб написал «Сообщение о том, что в последнее время пытались обеспечить церковный мир среди протестантов» . [22] После того, как Коменский покинул Англию, и особенно с 1646 года, группа Хартлиба агитировала за религиозную реформу и терпимость, против пресвитерианского доминирования в Длинном парламенте . Они также предложили экономические, технические и сельскохозяйственные улучшения, особенно через сэра Чейни Калпепера и Генри Робинсона. [37] Бенджамин Уорсли , секретарь Торгового совета с 1650 года, был хартлибийцем. [38]

Хартлиб ценил знания: все, что угодно, чтобы повысить урожайность или вылечить болезни. Сельское хозяйство вызывало большой интерес. Он работал над распространением голландских методов ведения сельского хозяйства в Англии, таких как использование азотистых культур, таких как капуста, для пополнения азота в почве и повышения урожайности в следующем сезоне. В 1652 году он выпустил второе издание « Ричарда Уэстона ( Рассуждений о фландрском земледелии» 1645). [22] В поисках знаний Хартлиб переписывался со многими землевладельцами и учеными.

С 1650 года Хартлиб интересовался плодоводством и влиял на него. Письмо сэра Ричарда Чайлда по этому поводу было опубликовано в одной из его книг: « Сэмюэл Хартлиб, его наследие, или расширение рассуждений о земледелии, используемых в Брабанте и Фландрии» . [22] Хартлиб познакомил Джона Била , еще одного автора о садах, с Джоном Эвелином, который в конечном итоге напишет важную работу в этой области «Сильва» (1664). [39] В 1655 году Хартлиб написал «Реформированное содружество пчел» из прозрачного стекла , в котором представил улей по дизайну Кристофера Рена . [40] Эвелин показала ему рукопись его «Британского Элизиума» конца 1650-х годов. [41]

Наука и медицина

[ редактировать ]

Работы Парацельса , врача и алхимика XVI века, который сделал смелые заявления о своей науке, также послужили одним из источников вдохновения для Хартлиба и ранней химии. Хартлиб был непредубежден и часто проверял идеи и теории своих корреспондентов. Из-за своей проблемы с камнями в почках Хартлиб начал пить разбавленную серную кислоту – предполагаемое лекарство, которое, возможно, способствовало его смерти. [ нужна ссылка ]

Хартлиб интересовался теориями и практиками, которые современная наука сочла бы иррациональными или суеверными – например, симпатической медициной, основанной на идее, что вещи в природе, похожие на болезнь, могут быть использованы для ее лечения. Следовательно, растение, похожее на змею, можно было использовать для лечения змеиных укусов, а желтую траву — для лечения желтухи . [42]

  • Более 25 000 страниц переписки и заметок Хартлиба появились на компакт-диске в 1995 году. Они доступны бесплатно в Интернете. [43]
  1. ^ Jump up to: а б Проект Галилео ; М. Гринграсс, «Хартлиб, Сэмюэл (ок. 1600–1662)», Оксфордский национальный биографический словарь (Оксфорд, Великобритания: OUP, 2004). платная . Проверено 26 апреля 2016 г., дата смерти
  2. ^ Джонсон, Марк С.; Стернс, Питер Н. (1 сентября 2022 г.). Образование в области всемирной истории . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-317-81337-8 . Говоря более практично, Сэмюэл Хартлиб (ок. 1600–1662), англо-польского происхождения, но сделавший свою карьеру в Англии, неустанно продвигал идею «нового образования».
  3. ^ Jump up to: а б Университет Сент-Эндрюс. «ХАРТЛИБ, САМУЭЛЬ [SSNE 6617] - Биографическая база данных Шотландии, Скандинавии и Северной Европы» . www.st-andrews.ac.uk . Проверено 1 ноября 2022 г. ...сын поляка Джорджа Хартлиба и Элизабет Лэнгтон... Его дед по материнской линии Джон Лэнгтон был богатым английским купцом..
  4. ^ Арвед Хюблер, Питер Линде и Джон В.Т. Смит, Electronic Publishing '01: 2001 в Digital Publishing Odyssey (IOS Press, 2001). ISBN   1-58603-191-0
  5. ^ Хью Тревор-Ропер , От контрреформации к славной революции (1992), с. 227.
  6. ^ Проект Hartlib Papers - Университет Шеффилда
  7. ^ Предыстория поисковой системы Интернета .
  8. ^ "Страница:EB1911 - Том 13.djvu/48 - Wikisource, бесплатная онлайн-библиотека" . ru.wikisource.org . Проверено 1 ноября 2022 г.
  9. ^ М.М. Слотер, Универсальные языки и научная таксономия в семнадцатом веке (2010), стр. 232; Гугл Книги .
  10. ^ Эндрю Пайл (редактор), Словарь британских философов семнадцатого века (2000), статья Хартлиб, Сэмюэл , стр. 393–395.
  11. Дж. и Дж. А. Веннов Он не упоминается в «Alumni Cantabrigienses» , 10 томов, 1922–1958.
  12. ^ Гринграсс, М. «Хартлиб, Сэмюэл». Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/ref:odnb/12500 . (Требуется подписка или членство в публичной библиотеке Великобритании .)
  13. ^ Эндрю Пайл (редактор), Словарь британских философов семнадцатого века (2000), Thoemmes Press (два тома), статья Хартлиб, Сэмюэл, стр. 393.
  14. ^ Хью Тревор-Ропер, «Три иностранца: философы пуританской революции», Кризис семнадцатого века: религия, Реформация и социальные изменения , Индианаполис, 1967, стр. 232.
  15. ^ Ропер 1967, с. 237; Хью Тревор-Ропер, От контрреформации к славной революции (1992), с. 256.
  16. ^ Ропер 1992, с. 257.
  17. ^ Оле Питер Грелль, голландские кальвинисты в Лондоне раннего Стюарта: Голландская церковь в Остине Фрайарс, 1603–1642 (1989), с. 245.
  18. ^ Ропер 1967, стр. 237–293, особенно стр. 258.
  19. ^ Три иностранца , онлайн-текст.
  20. ^ Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Хартлиб, Сэмюэл» . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета. Мы можем предположить, что Чисхолм имеет отношение к «Совету Хартлибу» (1647 г.); другое письмо, возможно, было брошюрой о двойном письме (1648 г.).
  21. ^ Jump up to: а б Дневник Пеписа от 1 июля 1660 года.
  22. ^ Jump up to: а б с д и Чисхолм, Хью , изд. (1911). «Хартлиб, Сэмюэл» . Британская энциклопедия (11-е изд.). Издательство Кембриджского университета.
  23. ^ Лиза Джардин , В большем масштабе: выдающаяся карьера сэра Кристофера Рена (2002), с. 88.
  24. ^ Клэр Томалин Сэмюэл Пепис - издание Unequaled Self Penguin Books, 2003, стр. 69.
  25. Дневник Пеписа от 17 марта 1660 г.
  26. Дневник Пеписа от 10 июля 1660 г.
  27. См. сноску к « Полному дневнику Сэмюэля Пеписа» , запись от 1 июля 1660 года.
  28. ^ Джон Пол Руссо, Будущее без прошлого: гуманитарные науки в технологическом обществе (2005), с. 90.
  29. ^ Ропер 1967, с. 300.
  30. ^ Ропер 1992, с. 225.
  31. ^ Маркку Пелтонен, Кембриджский спутник Бэкона (1996), стр. 164–165.
  32. ^ Барбара Левальски, Жизнь Джона Мильтона (2003), стр. 172–173.
  33. ^ Кристофер Хилл , Интеллектуальные истоки английской революции (1965), с. 102.
  34. ^ «Ответы — самое надежное место для ответов на жизненные вопросы» . Ответы.com .
  35. ^ Джон Л. Брук, Огонь нефтеперерабатывающего завода: создание мормонской космологии, 1644–1844 (1996), стр. 20.
  36. ^ «Введение | Британская история в Интернете» .
  37. ^ Дж. П. Купер, Социальная и экономическая политика в рамках Содружества , стр. 125 и 131, в GE Aylmer , изд., Междуцарствие (1972).
  38. ^ Кристофер Хилл, Божий англичанин (издание 1972 г.), стр. 126.
  39. ^ Адам Смит, Приятный грех: выпивка и веселье в Англии семнадцатого века (2004), стр. 163–165.
  40. ^ Лиза Джардин, В более широком масштабе: выдающаяся карьера сэра Кристофера Рена (2002), с. 108.
  41. ^ Тереза ​​О'Мэлли, «Британский Elysium» Джона Эвелина и европейское садоводство (1998), стр. 143.
  42. ^ Мосс, Кей К. (1999). Южная народная медицина, 1750–1820 гг . Издательство Университета Южной Каролины. п. 224. ИСБН  1-57003-289-0 .
  43. ^ Документы Хартлиба

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8d986ede90ac0fd8e2e7679b72cf0124__1712374620
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8d/24/8d986ede90ac0fd8e2e7679b72cf0124.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Samuel Hartlib - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)