Тейспес
Тейспес | |
---|---|
Великий король Король Аншана [1] | |
![]() Положение Тейспеса в роду Ахеменидов по мнению Дария Великого в Бехистунской надписи . | |
Король Персии | |
Царствование | 675–640 до н.э. |
Предшественник | Ахемен |
Преемник | Кир I |
Умер | 640 г. до н.э. |
Проблема | |
Дом | Ахемениды |
Отец | Ахемен |
Teïspes (от греческого Τεΐσπης ; на древнеперсидском : 𐎨𐎡𐏁𐎱𐎡𐏁 [2] Цишпиш ; Аккадский : 𒅆𒅖𒉿𒅖 Šîšpîš , [3] Эламский : Зи-иш-пи-иш) [4] правил Аньшанем в 675–640 гг. до н.э. Он был сыном Ахемена Персидского и предком Кира Великого . [4] Есть свидетельства того, что Кир I и Ариарамн были его сыновьями. [4] Кир I — дедушка Кира Великого, тогда как Ариарамн — прадед Дария Великого .
Согласно документам VII века до нашей эры, Тейспес захватил эламский город Аншан, который, как предполагается, произошел после того, как персы были освобождены от господства Мидии , и расширил свое маленькое королевство. Однако его царство было вассальным государством Неоассирийской империи (911–605 до н.э.). Ему наследовал его второй сын Кир I. [4]
Имя
[ редактировать ]Древнеперсидская версия имени — Чишпиш ; Вальтер Хинц и Хайдемари Кох интерпретируют его как *Čaišpiš , но это кажется неверным. [4] [5] Рюдигер Шмитт считает это имя «вероятно иранским». [4] тогда как Ян Тавернье говорит, что это также может быть эламит. [5] В любом случае этимология неизвестна. [4] [5] Вероятно, оно не связано ни с именем хурритского бога бури Тешупа , ни с именем киммерийского царя Теушпы . [4] Его связь с (эламским) прозвищем 𒍝𒆜𒉿𒆜𒅆𒅀 Zaišpîšiya неясна - Хинц считает, что оно представляет собой прилагательную форму имени *Čaišpišya чтение *Čašpišya. , но Шмитт предпочитает вместо этого [5] и говорит, что эти два имени не связаны. [4]
Василий Абаев предположил, что Чишпиш представляет собой иранскую форму древнеиндийского слова su-śiśvi , что означает «хорошо растущий». [5] Янош Харматта предположил возможную связь с согдийским čp'yš , что означает «лидер». [5] Тавернье, однако, не считает ни одно из предложений убедительным. [5] Другое иранское происхождение, предложенное Войцехом Скалмовским, заключается в том, что это имя представляет собой соединение, связанное с древнеиндийским cit- , «мысль, разум», и pi- , «набухать, переполняться». [5]
Что касается эламских производных, Тавернье говорит, что хорошего найдено не было. [5] Основа глагола piš- , означающая «обновлять, восстанавливать», действительно встречается в некоторых эламских именах, но первую часть трудно объяснить. [5] Тавернье предполагает возможную связь со словом šišnali , «красивый», которое встречается как šiš в некоторых составных словах ; Эламское имя * Шишпиш тогда могло означать «обновление прекрасного». [5] Однако это не объясняет, почему имя Зишпиш пишется на эламском языке, поскольку šišnali всегда пишется только через š . [5]
Другой человек по имени Чишпиш также засвидетельствован в персепольских табличках . [4] Этот человек упоминается в табличках 503 и 502 гг. до н. э. как получатель различного количества зерна и связан с местом в Эламе под названием Зила-Умпан. [4]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Цилиндр Сайруса
- ^ Акбарзаде (2006), стр. 56.
- ^ Кент (1384 AP), стр. 394
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к Шмитт, 1992 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Тавернье, Январь (2007). Ираника в период Ахеменидов (ок. 550-330 гг. до н.э.) . Левен: Питерс. стр. 518–9. ISBN 9789042918337 . OCLC 167407632 .
Библиография
[ редактировать ]- Акбарзаде, Д.; Яхьянежад, А. (2006). Бехистунские надписи (староперсидские тексты) (на персидском языке). Ханейе-Фархихтаган-е Хонархайе Сонати. ISBN 964-8499-05-5 .
- Кент, Рональд Грабб (2005). Древнеперсидский: Грамматика, текст, глоссарий (на персидском языке). переведен на персидский язык С. Орьяном. Пижухишкадах-и Забан ва Гуйиш ба хамкари-и Идарах-и Кулл-и Умур-и Фарханги. ISBN 964-421-045-Х .
- Шмитт, Рюдигер (1992). «ЧИШПИШ» . Энциклопедия Ираника . Том. 5.