Бодаштарт
Бодаштарт | |
---|---|
Царствование | в. 525 г. до н.э. – ок. 515 г. до н.э. |
Предшественник | Эшмуназар II |
Преемник | Ятонмилк |
финикийский язык | 𐤁𐤃𐤏𐤔𐤕𐤓𐤕 |
Династия | Эшмуназар I династия |
Религия | Ханаанский многобожие |

Бодаштарт (также транслитерируемый Бодашторт , что означает «из руки Астарты »; финикийский : 𐤁𐤃𐤏𐤔𐤕𐤓𐤕 ) был финикийским правителем, который правил как царь Сидона ( ок. 525 – ок. 515 до н. э. ), внук царя Эшмуназара I и вассал империи Ахеменидов . Он сменил двоюродного брата Эшмуназара II на троне Сидона своего , и ученые полагают, что ему наследовал его сын и провозгласил наследником Ятонмилк .
Бодаштарт был плодовитым строителем, и его имя засвидетельствовано примерно в 30 одноименных надписях, найденных в храме Эшмуна и в других местах внутри города Сидон в Ливане . Самая ранняя обнаруженная надпись Бодаштарта была раскопана в Сидоне в 1858 году и была подарена Лувру . Эта надпись относится к первому году восшествия Бодаштарта на сидонский престол и отмечает строительство храма богине Астарте. Храма Эшмуна Надписи на подиуме были обнаружены между 1900 и 1922 годами и разделены на две группы. Надписи первой группы, известной как КАИ 15, отмечают строительную деятельность в храме и приписывают эту работу Бодаштарту. Вторая группа надписей, известная как КАИ 16, была обнаружена на блоках реставрации подиумов; они приписывают Бодаштарту и его сыну Ятонмилку участие в строительном проекте и подчеркивают легитимность Ятонмилка как наследника. Самая последняя обнаруженная надпись по состоянию на 2020 год была найдена в 1970-х годах на берегу р. Река Бостренос , недалеко от храма Эшмуна. Надпись приписывает королю строительство водных каналов для снабжения храма на седьмом году его правления.
Три надписи храма Эшмун в Бодаштарте остались на месте; остальные находятся в музеях Парижа , Стамбула и Бейрута . Считается, что Бодаштарт правил не менее семи лет, о чем свидетельствует надпись на берегу реки Бостренос. О его правлении мало что известно, кроме того, что можно узнать из его посвятительных надписей.
Этимология
[ редактировать ]Имя Бодаштарт — романизированная форма финикийского слова. 𐤁𐤃𐤏𐤔𐤕𐤓𐤕 , что означает «из руки Астарты ». [ 1 ] Написание имени короля включает: Bdʿštrt , [ 2 ] Бад-Аштарт , [ 3 ] Бодаштарт , [ 4 ] Бодастарт , [ 5 ] Бодастарт , [ 6 ] Бодашторт , [ 7 ] Бодактарт , [ 8 ] и Бодашторт . [ 9 ]
Хронология
[ редактировать ]Абсолютная хронология царей Сидона из династии Эшмуназара I много обсуждалась в литературе; надписи этой династии, традиционно относящиеся к пятому веку до нашей эры, были датированы более ранним периодом на основе нумизматических , исторических и археологических данных. Всестороннее исследование дат правления этих сидонских царей было представлено французским историком Жозеттой Элайи, которая отошла от использования библейской хронологии . Элайи использовал всю имеющуюся документацию того времени, включая тирские печати и штампы с надписями, раскопанные ливанским археологом Морисом Чехабом в 1972 году в Джал-эль-Бахре, районе на севере Тира. [ 10 ] [ 11 ] [ 12 ] [ 13 ] [ 14 ] Финикийские надписи, обнаруженные французским археологом Морисом Дюнаном в Сидоне в 1965 году. [ 15 ] и систематическое изучение сидонских монет, которые были первыми датированными монетами в древности, на которых были указаны даты чеканки, соответствующие конкретным годам правления сидонских царей. [ 11 ] [ 16 ] Элайи поместил правление потомков Эшмуназара I между серединой и концом шестого века; Согласно ее работам, Бодаштарт правил с ок. 525 г. до н.э. – ок. 515 г. до н.э. [ 17 ] [ 18 ] [ 19 ]
Исторический контекст
[ редактировать ]
Сидон, процветающий и независимый финикийский город-государство , попал под месопотамскую оккупацию в девятом веке до нашей эры. Ассирийский горный царь Ашурнасирпал II (883–859 до н. э.) завоевал массив Ливана и его прибрежные города, включая Сидон. [ 20 ] В 705 году царь Лули объединил силы с египтянами и Иудеей в безуспешном восстании против ассирийского правления. [ 21 ] [ 22 ] но был вынужден бежать в Китион с приходом ассирийской армии во главе с Сеннахиримом . Сеннахирим возвел Иттоваала на трон Сидона и вновь ввел ежегодную дань . [ 23 ] Когда Абди-Милкутти взошел на престол Сидона в 680 г. до н.э., он также восстал против ассирийцев. В ответ ассирийский царь Асархаддон захватил и обезглавил Абди-Милкутти в 677 г. до н.э. после трехлетней осады; Сидон был лишен своей территории, которая была передана Баалу I , царю соперника Тира и верному вассалу Асархаддона. [ 24 ]
Сидон вернулся к прежнему уровню процветания, когда Тир в течение 13 лет (586–573 гг. до н. э.) осаждал халдейский царь Навуходоносор II . [ 25 ] После завоевания Ахеменидов в 539 году до нашей эры Финикия была разделена на четыре вассальных королевства: Сидон, Тир, Библос и Арвад . [ 26 ] [ 27 ] Эшмуназар I, жрец Астарты и основатель одноименной династии, стал царем Сидона примерно во время завоевания Леванта Ахеменидами . [ 28 ] Во время первой фазы правления Ахеменидов Сидон процветал и вернул себе прежнее положение главного города Финикии, а сидонские цари начали обширную программу крупномасштабных строительных проектов, о чем свидетельствуют саркофаг Эшмуназара II и надписи Бодаштарта. [ 28 ] [ 29 ] [ 30 ]
Эпиграфические источники
[ редактировать ]
Бодаштарт был плодовитым строителем, который вырезал свои одноименные надписи, найденные в храме Эшмуна и в других местах во внутренних районах города Сидон в Ливане . Самая ранняя из обнаруженных надписей, известная сегодня как CIS I 4, была найдена во время раскопок в Сидоне в 1858 году. Она была подарена французским археологом Мельхиором де Вогюэ Лувру , где она находится сегодня. [ 31 ] [ 32 ] Интерпретация надписи CIS I 4 до сих пор остается предметом споров; некоторые ученые интерпретируют этот текст как ознаменование строительства храма Астарты в первый год правления Бодаштарта, в то время как другие утверждают, что в тексте зафиксировано посвящение равнины Шарон храму указанной богини. [ примечание 1 ] [ 29 ] [ 34 ] [ 33 ] Сидонский царь осуществил обширный проект расширения и реставрации храма Эшмуна, где он оставил на месте храма около 30 посвящающих финикийских надписей, которые разделены на две группы, относящиеся к двум этапам строительства. [ 35 ] [ 36 ] На первом этапе строительства был добавлен второй подиум у основания храма. [ 35 ] первая группа надписей (известная как КАИ На этом этапе строительства на камнях фундамента добавленного подиума была вырезана 15). Эти надписи увековечивают строительный проект и приписывают работу только Бодаштарту. [ 29 ] [ 37 ] Второй комплект надписей (КАИ 16) помещен на тесаных реставрационных камнях. В надписях КАИ 16 упоминаются Бодаштарт и его сын Ятонмилк, подчеркивается легитимность последнего как наследника, [ примечание 2 ] [ 29 ] [ 37 ] и выделить ему долю кредита на строительный проект. [ 9 ] [ 38 ] [ 19 ] Считается, что Ятонмилк сменил Бодаштарта на троне Сидона, как следует из надписей Бодаштарта. Больше никаких литературных или археологических свидетельств, оставленных самим Ятонмилком, не осталось. [ 39 ]

Надписи KAI 15 и KAI 16 были раскопаны на месте храма Эшмуна между 1900 и 1922 годами. Три из этих надписей остались на месте, а остальные были перевезены в Лувр, Стамбульские археологические музеи и Археологический музей Американского университета. из Бейрута . [ 40 ]
По мнению американского археолога и историка Чарльза Торрея и польского библеиста Юзефа Милика , надписи КАИ 15 Бодаштарта посвящены строительству храма Эшмуна и указывают названия кварталов и территорий Сидонского царства. [ примечание 3 ] [ 7 ] [ 41 ] Торри интерпретировал надпись так: «Король Бад-Аштарт, король сидонцев, внук короля Эшмуназара, короля сидонцев; правящий в [или правящий] Сидоном-на-море, Высокие Небеса, [и ] Решепский округ, принадлежащий Сидону; который построил этот дом, как орлиное гнездо; (он) построил его для своего бога Эшмуна, Святого Господа [Князя]». [ 3 ] [ 42 ] [ примечание 4 ]
Надписи KAI 16 Бодаштарт гласят: «Царь BDʿŠTRT и законный (ṣdq) сын, YTNMLK, царь сидонцев, внук царя Эшмуназора, царя сидонцев, построили этот храм для бога Эшмуна, святого князя». [ 2 ] [ 45 ] [ 46 ] Другой перевод гласит: «Царь Бодаштарт и его благочестивый сын (или законный преемник) Ятонмилк, царь сидонцев, потомки ( бн бн ) царя Эшмуназара, царя сидонян, этот дом он построил своему богу, Эшмуну, господин/бог святилища». [ 47 ]
Другая надпись на месте была записана в 1970-х годах Морисом Чехабом на берегу реки Бостренос в 3 километрах (1,9 мили) вверх по течению от храма Эшмуна. Надпись приписывает Бодаштарту строительство водопроводных сооружений для снабжения храма и датирует работы седьмым годом его правления , что указывает на то, что он правил, по крайней мере, в течение этого периода времени. [ примечание 5 ] [ 29 ] [ 49 ] [ 50 ] [ 12 ]
Помимо надписей, подробно описывающих строительную деятельность Бодаштарта, о его правлении мало что известно. [ 29 ]
Генеалогия
[ редактировать ]Бодаштарт был потомком династии Эшмуназара I. Наследником Эшмуназара стал его сын Табнит , который стал отцом Эшмуназара II от его сестры Амоаштарт . Табнит умерла до рождения Эшмуназара II, а Амоаштарт правил в перерыве до рождения сына, затем был соправителем, пока не достиг совершеннолетия. Бодаштарт был племянником Табнита и Амоаштарта и взошел на престол после смерти Эшмуназара II в молодом возрасте четырнадцати лет. [ 35 ] [ 51 ] [ 52 ] Некоторые ученые ошибочно определили Ятонмилка как отца Бодаштарта; [ 53 ] это было успешно оспорено более поздними эпиграфистами . [ 54 ] [ 55 ] [ 46 ]
Эшмуназар I династия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
См. также
[ редактировать ]- Царь Сидона - Список древних правителей города Сидона.
Примечания
[ редактировать ]- ^ 1." В месяце МП' в год его воцарения 2. на царствование (буквально о том, что он стал королем) короля Бод'аштарта. 3. царь Сидона, вот царь Бод'аштарт 4. царь Сидона построил эту СРН страны 5. Моря за его божественность Астарта». На английском языке: 1. «В месяце МП» в год его вступления на престол. 2. королевской семье (буквально о том, что он стал королем), королю Бод'аштарту 3. Царь Сидона, вот царь Бод'аштарт 4. Царь Сидона построил этот SRN земли. 5. моря для своего божества Астарты». [ 33 ]
- ^ Ятонмилк упоминается Бодаштартом как BN ṢDQ, что означает «истинный сын» или «благочестивый сын». [ 35 ]
- ^ mlk bdʿštrt mlk ṣdnm bn mlk ʾšmnʿzr mlk ṣdnm bṣdn ym šmm rmm ʾrṣ ršpm ṣdn mšl ʾš bn wṣdn šd ʾyt hbt z bn lʾly lʾšmn d qdš Я бы перевел это сложно текст следующим образом; Добавляю пояснения в скобках: «Царь Бодашторт, царь сидонцев, внук царя Эсмуназора, царя сидонян, (который царствует, или: который обитает) в приморском Сидоне (т. е. на прибрежной равнине, с ее областями или районами ) Сиэль-О, Терре-де-Решафим, Сидон (места жительства, или: собственности) Рояль, (районы), входящие в его состав, а также на материковой части Сидона (а именно на горной территории, которая входила в состав вплоть до Анти-Ливана и долины реки Иордан) – этот храм он построил своему богу Эшмуну Священной Территории. [ 7 ]
- ^ См. : Эйселен 1907 г., [ 43 ] и Мюнхен 2013, [ 44 ] для других переводов KAI 15.
- ^ "1. ... dans l'année sept de son règne (букв. de son être roi) le roi Bod'ashtart 2. roi de Sidon petit-fils du roi Eshmun'azor roi de Sidon /(3a)qui avait construit/ dans Sidon de la Mer, 3. Cieux élevés, Pays des Resheps, en outre, à Sidon des Champs voici qu'il construisit et fit le roi Bod'ashtart roi de Sidon ce/le (?) ..." По-английски: «1. ... на седьмом году своего правления (буквально того, что он был королем) король Бод'аштарт 2. Царь Сидона, внук царя Эшмуназора, царя Сидона / (3а), построивший / в Сидоне Морской, 3. Высокие небеса, Земля Решепов, более того, в Сидоне полей вот, он построил и сделал царя Бод'аштарта царем Сидона этого/то (?) ...» [ 48 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Гордон, Рендсбург и зима 1987 , с. 137.
- ^ Jump up to: а б Томас 2014 , с. 143.
- ^ Jump up to: а б Торри 1902 , с. 161.
- ^ Амадаси Гуццо 2012 , с. 12.
- ^ Дюпон-Зоммер 1949 , с. 126.
- ^ Стаки 2002 , с. 69.
- ^ Jump up to: а б с Принадлежат 1967 , с. 575.
- ^ Бордрёй 2002 , с. 105.
- ^ Jump up to: а б Халперн 2016 , с. 19.
- ^ Каукабани 2005 , с. 4.
- ^ Jump up to: а б Элайи 2006 , с. 2.
- ^ Jump up to: а б Чехаб 1983 , с. 171.
- ^ Кселла и Лопес 2005b .
- ^ Гринфилд 1985 , стр. 129–134.
- ^ Дюнанд 1965 , стр. 105–109.
- ^ Элайи и Элайи 2004 .
- ^ Элайи 2006 , стр. 22, 31.
- ^ Амадаси Гуццо 2012 , с. 6.
- ^ Jump up to: а б Элайи 2018a , с. 234.
- ^ Брайс 2009 , с. 651.
- ^ Нетаньяху 1964 , стр. 243–244.
- ^ Йейтс 1942 , с. 109.
- ^ Элайи 2018b , с. 58.
- ^ Бромили 1979 , стр. 501, 933–934.
- ^ Обе 2001 , стр. 58–60.
- ^ Элайи 2006 , с. 1.
- ^ Бордман и др. 2000 , с. 156.
- ^ Jump up to: а б Самора 2016 , с. 253.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Элайи 2006 , с. 7.
- ^ Причард и Флеминг 2011 , стр. 311–312.
- ^ Vogue 1860 , с. 55.
- ^ Самора 2007 , с. 100.
- ^ Jump up to: а б Амадаси Гуццо 2012 , с. 9.
- ^ Боннет 1995 , с. 215.
- ^ Jump up to: а б с д Элайи 2006 , с. 5.
- ^ Шабо и Клермон-Ганно 1905 , стр. 154–160.
- ^ Jump up to: а б Кселла и Лопес 2005a , с. 119.
- ^ Jump up to: а б Контено 1924 , с. 16.
- ^ Элайи 2006 , стр. 5, 8.
- ^ Бордрёй и Губель 1990 , стр. 493–499.
- ^ Торри 1937 , с. 407.
- ^ Уивер 1969 , с. 332.
- ^ Эйселен 1907 , с. 144.
- ^ Мюнхен 2013 , стр. 240.
- ^ Дюссо 1923 , с. 149.
- ^ Jump up to: а б Кселла и Лопес 2005a , с. 121.
- ^ Халперн 2016 , с. 20.
- ^ Амадаси Гуццо 2012 , с. 11.
- ^ Кселла и Лопес 2004 , с. 294.
- ^ Амадаси Гуццо 2012 , стр. 6, 11.
- ^ Липинский 1995 , стр. 135–451.
- ^ Гибсон 1982 , с. 105.
- ^ Бордрёй и Гюбель 1990 , с. 496.
- ^ Элайи 2006 , стр. 5, 7.
- ^ Боннет 1995 , с. 216.
Библиография
[ редактировать ]- Амадаси Гуццо, Мария Джулия (2012). «Сидон и его святилища» . Обзор ассириологии и восточной археологии (на французском языке). 106 . Прессы Universitaires de France : 5–18. дои : 10.3917/сборка.106.0005 . ISSN 0373-6032 . JSTOR 42771737 .
- Обе, Мария Евгения (2001). Финикийцы и Запад: политика, колонии и торговля (2, иллюстрированное, исправленное изд.). Кембридж: Издательство Кембриджского университета . ISBN 9780521795432 .
- Бордман, Джон ; Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер ; Льюис, Дэвид Малкольм ; Оствальд, Мартин (2000). Кембриджская древняя история: Персия, Греция и Западное Средиземноморье, около 525–479 гг. До н.э. Том. 4. Кембридж: Издательство Кембриджского университета. ISBN 9780521228046 .
- Бромили, Джеффри (1979). Международная стандартная библейская энциклопедия: Q – Z. Том. 4. Гранд-Рапидс, Мичиган: Wm. Издательство Б. Эрдманс . ISBN 9780802837844 .
- Шабо, Жан-Батист ; Клермон-Ганно, Шарль , ред. (1905). эпиграфики семитской Справочник . Академия надписей и Комиссия изящной словесности Corpus Inscriptionum Semiticarum (на французском языке). Париж: Национальная империя.
- Бонне, Коринн (1995). «Финикийский šrn = аккадский шуринну – A propos de l'inscription de Bodashtart CIS I 4*» [Финикийский šrn = аккадский шуринну – Исследование Бодаштартской надписи CIS I 4*]. Ориенталия (на французском языке). 64 (3). Григорианская библейская пресса : 214–222. JSTOR 43078086 .
- Бордрёй, Пьер; Губель, Эрик (1990). «Бюллетень неопубликованных или неизвестных археологических древностей Леванта» . Сирия (на французском языке). 67 (2). Французский институт Ближнего Востока: 483–520. ISSN 0039-7946 . JSTOR 4198843 .
- Бордрей, Пьер (2002). «О храмах, посвященных Эхмуну царями Эхмуназором и Бодахтартом». В Часке, Антония; Амадаси, Мария Джулия; Ливерани, Марио; Маттиа, Паоло (ред.). От Пирги до Мозии: исследования по археологии Средиземноморья памяти . Антонии Часки Ближний Восток (на французском языке). Рим: Римский университет исследований «La sapienza». стр. 105–108.
- Брайс, Тревор (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии: от раннего бронзового века до падения Персидской империи . Лондон: Рутледж. ISBN 9780415394857 .
- Шехаб, Морис (1983). «Découvertes phheniciennes au Livan» [Финикийские открытия в Ливане]. финикийских и пунических исследований международного конгресса Материалы Первого (на французском языке).
- Контено, Гастон (1924). «Вторая археологическая миссия в Сидоне (1920 г.)» . Сирия (на французском языке). 5 (1). Французский институт Ближнего Востока: 9–23. дои : 10.3406/syria.1924.3094 . Проверено 31 августа 2009 г.
- Дюнан, Морис (1965). «Новые финикийские надписи из храма Эхмуна близ Сидона». Бюллетень Бейрутского музея (на французском языке). 18 . Министерство культуры – Главное управление древностей (Ливан): 105–109.
- Дюпон-Зоммер, Андре (1949). «Этюд du texte phénicien des inscriptions de Karatepe (сюита)» [Исследование финикийского текста надписей Каратепе (продолжение)]. Ориенс (на французском языке). 2 (1). Брилл : 121–126. дои : 10.2307/1579407 . ISSN 0078-6527 . JSTOR 1579407 .
- Дюссо, Рене (1923). «Археологические работы и открытия Шарля Клермон-Ганно (1846–1923)» . Сирия (на французском языке). 4 (2). Французский институт Ближнего Востока: 140–173. дои : 10.3406/syria.1923.2984 .
- Эйселен, Фредерик Карл (1907). Сидон: Исследование истории Востока . Нью-Йорк: Издательство Колумбийского университета. ISBN 9780231928007 .
- Элей, Жозетт ; Эллай, АГ (2004). в персидскую эпоху (V–IV вв. до н. э.) : Чеканка финикийского города Сидона Ж.-К.): Текст ] (на французском языке). Париж: Габальда. ISBN 9782850211584 .
- Элайи, Жозетт (2006). «Обновленная хронология правления финикийских царей в персидский период (539–333 гг. До н.э.)» (PDF) . Дигиториент . Коллеж де Франс – UMR7912. Архивировано из оригинала (PDF) 30 июля 2020 года.
- Элайи, Жозетт (2018a). История Финикии . Атланта, Джорджия: Lockwood Press . ISBN 9781937040819 .
- Элайи, Жозетт (2018b). Сеннахирим, царь Ассирии . Атланта: SBL Press. ISBN 9780884143185 .
- Гибсон, Джон CL (1982). Учебник сирийских семитских надписей . Том. 3. Оксфорд: Кларендон Пресс . ISBN 9780198131991 .
- Гордон, Сайрус Герцль ; Рендсбург, Гэри ; Зима, Натан Х. (1987). Эблаитика: Очерки архивов Эблы и языка эблаитов . Вайнона Лейк, Индиана: Айзенбраунс. ISBN 9780931464348 .
- Гринфилд, Джонас К. (1985). «Группа финикийских городских тюленей» . Израильский журнал исследований . 35 (2/3). Израильское исследовательское общество: 129–134. ISSN 0021-2059 . JSTOR 27925980 .
- Хальперн, Барух (2016). «Аннотации к царским финикийским надписям из персидского Сидона, Зинджирли (Киламува), Каратепе (Азитавадда) и Пирги» . Эрец-Исраэль: археологические, исторические и географические исследования . 32 . Израильское исследовательское общество : 18–27. ISSN 0071-108X . JSTOR 26732492 .
- Каукабани, Ибрагим (2005). «Финикийские печати Тира» ( PDF) . Археология и история в Ливане (на французском языке) (21). АХЛ: 3–79.
- Липински, Эдвард (1995). финикийского и пунического мира ( Боги и богини на французском языке). Левен: Издательство Peeters. ISBN 9789068316902 .
- Милик, Юзеф Тадеуш (1967). «Арамейские папирусы Гермуполя и сиро-финикийские культы в Персидском Египте» . Библика (на французском языке). 48 (4). Григорианская библейская пресса: 546–622. ISSN 0006-0887 . JSTOR 42618436 .
- Мюнхен, Мацей М. (2013). Бог Решеф на Древнем Ближнем Востоке . Тюбинген: Мор Зибек . ISBN 9783161524912 .
- Нетаньяху, Бенцион (1964). Всемирная история еврейского народа . Тель-Авив: Jewish History Publications Limited. ISBN 9780813506159 .
- Причард, Джеймс Б .; Флеминг, Дэниел Э. (2011). Древний Ближний Восток: Антология текстов и изображений . Принстон: Издательство Принстонского университета . ISBN 9780691147260 .
- Стаки, Рольф А. (2002). «Святилище Эшмуна близ Сидона в доэллинистические времена». Журнал Немецкой палестинской ассоциации (на немецком языке). 118 (1). Немецкая ассоциация изучения Палестины: 66–86. ISSN 0012-1169 . JSTOR 27931685 .
- Тейксидор, Хавьер (1969). «Бюллетень семитской эпиграфики: 1969» [Бюллетень семитской эпиграфики: 1969]. Сирия (на французском языке). 46 (3/4). Французский институт Востока: 319–358. дои : 10.3406/syria.1969.6101 . ISSN 0039-7946 . JSTOR 4237190 .
- Томас, Бенджамин Д. (2014). Езекия и история составления Книги Царств . Тюбинген: Мор Зибек. ISBN 9783161529351 .
- Торри, Чарльз К. (1902). «Царская надпись финикийцев» . Журнал Американского восточного общества . 23 . Американское восточное общество: 156–173. дои : 10.2307/592387 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 592387 .
- Торри, Чарльз К. (1937). «Новая финикийская грамматика» . Журнал Американского восточного общества . 57 (4). Американское восточное общество: 397–410. дои : 10.2307/594519 . ISSN 0003-0279 . JSTOR 594519 .
- Кселла, Паоло; Лопес, Хосе-Анхель Самора (2005a). situ à Bustān eš-Šēḫ (Сидон) и son apport à l'histoire du Santuaire» «L'inscription phénicienne de Bodashtart in святилища]. Zeitschrift des Deutschen Palästina-Vereins (на французском языке). 121 (2). Deutscher nerein zur Erforschung Palästinas: 119–129. ISSN 0012-1169 . JSTOR 27931768 .
- Кселла, Паоло; Лопес, Хосе-Анхель Самора (2005b). «Новые финикийские документы из святилища Эшмуна в Бустан эш-Шейхе (Сидон)». В Арруде, AM (ред.). VI Международного конгресса финикийских и пунических исследований [ Материалы на французском языке]. Лиссабон: Григорианская библейская пресса. стр. 100–114.
- Кселла, Пол; Лопес, Хосе-Анхель Самора (2004). Нахр эль-Аввали, близ Бустана Эш-Шед» «Новая надпись Бодаштара, царя Сидона, на берегу Ош-Шед]. Bulletin d'Archéologie et d'Architecture Libanaises (на французском языке). 8 . Министерство культуры – Главное управление древностей (Ливан): 273–300.
- Вогюэ, Мельхиор де (1860). «Воспоминание о новой финикийской надписи» . Мемуары, представленные Академии различными зарубежными учеными (на французском языке). 6 (1). Институт Франции: 55–73. дои : 10.3406/mesav.1860.1032 .
- Йейтс, Кайл Монро (1942). Проповедь Пророков . Нью-Йорк: Харпер и братья.
- Самора, Хосе-Анхель (2007). «Надпись первого года правления сидонского царя Бодаштарта: СНГ I, 4» . Ориенталия . 76 (1). Григорианская библейская пресса: 100–113. ISSN 0030-5367 . JSTOR 43077614 .
- Самора, Хосе-Анхель (2016). «Autres rois, autre Temple: la dynastie d'Eshmounazor et le Sancuaire extra-urbain de Eshmoun à Sidon» [Другие цари, другой храм: династия Эшмуназора и загородное святилище Эшмуна в Сидоне]. По-русски Тальенте, Альфонсина; Гварнери, Франческа (ред.). Средиземноморские святилища между Востоком и Западом: взаимодействие и культурные контакты: Материалы международной конференции, Чивитавеккья – Рим, 2014 г. ( ] ( PDF) на французском языке). Рим: Науки и письма. стр. 253–262. ISBN 9788866870975 .