Амоаштарт
Амоаштарт | |
---|---|
Царица-супруга Сидона, соправительница своего сына Эшмуназара II | |
![]() Имя Амоаштарт (М'ШТРТ) на саркофаге ее сына Эшмуназара II. | |
Царствование | в. 539 г. до н.э. – ок. 525 г. до н.э. |
Предшественник | Табнит I (супруга и брат) |
Преемник | Бодаштарт |
Супруг | Табнит I |
финикийский язык | 𐤀𐤌𐤏𐤔𐤕𐤓𐤕 |
Династия | Эшмуназар I династия |
Религия | Ханаанский многобожие |
Амоаштарт ( финикийский : 𐤀𐤌𐤏𐤔𐤕𐤓𐤕 * ʾAmīʿaštārt , «моя мать — Астарта ») была финикийской царицей Сидона в персидский период . Она была дочерью Эшмуназара I и женой своего брата Табнита . Когда Табнит умерла, Амоаштарт стала соправителем своего тогда еще маленького сына Эшмуназара II , но после того, как мальчик умер «на четырнадцатом году жизни», [ 1 ] ей наследовал племянник Бодаштарт , возможно, в результате дворцового переворота. Современные историки охарактеризовали ее как «энергичную, ответственную [женщину], наделенную огромной политической проницательностью, [которая] исполняла королевские функции на протяжении многих лет». [ 2 ]
Единственным источником ее биографии является саркофаг ее сына .
Этимология
[ редактировать ]Амоаштарт — романизированная форма финикийского теофорного имени 𐤀𐤌𐤏𐤔𐤕𐤓𐤕, означающего «моя мать — Астарта ». [ 3 ] Варианты написания включают: Эм-Астарта , [ 4 ] Я люблю Астарту , [ 5 ] 'Ам'аштарт и Имми-Аштарт . [ 3 ]
Биография
[ редактировать ]Амоаштарт стала королевой ок. 550 г. до н.э., жена царя Табнита. Это был период процветания экономики Сидона, возможно, после того, как конкурирующий город Тир сильно пострадал от землетрясения (ок. 550 г.). [ 6 ] Сидон «возродился как независимое царство» и стал «ведущим финикийским государством». [ 7 ] Экономический бум сделал возможной обширную программу строительства новых городских районов и грандиозных храмов Аштарта , Ваала и Эшмуна , о чем свидетельствуют надписи как Эшмуназара II , так и Бодаштарта . Из-за возраста ее сына-мальчика на практике эти действия были инициативой матери. Признаком выдающейся роли Сидона в Финикии является то, что персидские цари («Господь царей») наделили Сидона властью над двумя южными палестинскими городами Дором и Яффо , а также «землей Дагона ». [ 8 ]
Как сообщает нам Саркофаг Эшмуназара II: [ 9 ] Амастарт также была верховной жрицей Астарты. Это традиционно было главной задачей сидонских царей. [ 10 ] Саркофаг Амоаштарта так и не был найден. Предполагается, что один из безымянных саркофагов в царской гробнице Сидона может принадлежать ей. Однако неописанный египетский саркофаг 26-й династии вместе с саркофагом ее мужа Табнит и ее сына Эшмуназара II были расположены в соседнем королевском некрополе Айя в конце 19 века. [ примечание 1 ] Монография Марии-Луизы Буль «Поздние египетские антропоидные каменные саркофаги» подтвердила принадлежность саркофага им, [ 12 ] Камбисом II который начался в 664 г. до н. э. и закончился завоеванием Египта в 525 г. до н. э. – через много столетий после последней из известных египетских стел в Леванте . [ 13 ] [ 14 ] Поскольку эти три египетских саркофага были похоронены вместе, считается, что в них находились тела одной семьи – то есть Эшмуназара II и его родителей Табнита и Амоаштарта. Саркофаг без надписей, предположительно принадлежавший Амоаштарту, в настоящее время находится в Стамбульских археологических музеях вместе с саркофагом Табнита.
Египетские влияния
[ редактировать ]
Амоаштарт была замужем за собственным братом Табнитом. [ 15 ] Это была обычная практика среди египетских фараонов, и это может быть признаком сильного египетского культурного влияния в Финикии в то время. С девятого века Финикия номинально входила в состав сначала Ассирийской, затем Вавилонской, а затем Персидской империй, но в начале шестого века, между ок. 610 и ок. В 570 г. Египет неоднократно вторгался в Финикию, и экономические контакты между Египтом и Финикией традиционно были крепкими. Восхищение египетской культурой также видно по использованию саркофагов в египетском или египетском стиле сидонскими правителями Табнитом и Эшмуназаром II.
Генеалогия
[ редактировать ]Амоаштарт — дочь Эшмуназара I , основателя одноименной династии.
Эшмуназар I династия | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
Примечания
[ редактировать ]- ^ По словам Томаса Келли, почетного профессора истории Университета Миннесоты : «Первостепенное значение [для датировки Эс-муназора II] имеет саркофаг, в котором был похоронен Эсмун'азор; он явно египетского производства. и, должно быть, был перевезен в Сидон из Египта. Более того, отец Эсмуназора Табнит и женщина, которую часто считали его женой Ам'астарт, мать Эсмуназора Иль, также были похоронены в египетских саркофагах, которые, должно быть, были привезены. Сидону (личность женщины, однако, не установлена.) Все три саркофага были отнесены к 26-й династии , закончившейся персидским завоеванием Египта , тогда как саркофаг Табнита был единственным, который был полностью уцелел. работали в Египте до того, как были перевезены в Сидон, все три стилистически схожи, и Буль предположил, что они были изделиями одной и той же мастерской. Принято считать, что они прибыли в Сидон в качестве добычи во время военной кампании в Египте. достаточно разумно, поскольку, насколько мне известно, это единственные египетские саркофаги, которые когда-либо были найдены за пределами самого Египта. Более того, эти египетские саркофаги, по-видимому, были моделями для изготовления человекообразных саркофагов в Сидоне. В городе были найдены многочисленные образцы, выполненные из мрамора и датируемые в основном второй половиной пятого и началом четвертого веков до нашей эры. Хотя эти саркофаги местного производства вдохновлены египетскими моделями, они также находятся под сильным греческим влиянием. Это важно, поскольку стилистическое сходство с изделиями греческой скульптуры позволяет датировать их в разумных пределах, хотя и не со стопроцентной уверенностью. Кукан датирует самый ранний из этих сидонских саркофагов второй четвертью пятого века до нашей эры; Климан датирует их примерно 475 г. до н. э., а Буль относит их к десятилетию 470–460 гг. до н. э. Три египетских саркофага Эсмуназора II, Табнит и неопознанной женщины, соответственно, должны были быть доставлены в Сидон раньше». [ 11 ]
Ссылки
[ редактировать ]Цитаты
[ редактировать ]- ^ Саркофаг Эшмуназара II , строки 1-3.
- ^ Элайи 2018 , с. 290.
- ^ Jump up to: а б Krahmalkov 2000 , pp. 60–61.
- ^ Шлотманн 1867 .
- ^ Жидеджян 2000 , с. 17.
- ^ Элайи 2018 , с. 212.
- ^ Садер 2019 , с. 102.
- ^ Саркофаг Эшмуназара II , строки 18-19.
- ^ Саркофаг Эшмуназара II , строки 14-15.
- ^ Садер (2019), с. 106.
- ^ Келли 1987 , стр. 48–49.
- ^ Буль 1959 , стр. 213–215.
- ^ Элайи 2006 , с. 6.
- ^ Верслуйс 2010 , с. 14.
- ^ Саркофаг Эшмуназара II , строки 14-15.
Источники
[ редактировать ]- Буль, Мария-Луиза (1959). «Поздние египетские антропоидные каменные саркофаги» . Записки Национального музея . Археолого-историческая серия (на датском языке). 6 . Копенгаген: Копенгагенский национальный музей . ОСЛК 252090366 .
- Элайи, Жозетт (2006). «Обновленная хронология правления финикийских царей в персидский период (539–333 гг. До н.э.)» (PDF) . Трансэфратена . 32 . Пенде, Франция: Габальда. ISSN 0996-5904 . Архивировано (PDF) из оригинала 6 апреля 2023 года.
- Элайи, Жозетт (2018). История Финикии . Атланта: Локвуд Пресс. ISBN 9781937040819 .
- Жидежян, Нина (2000). «Большой Сидон и его «Города мертвых» » (PDF) . Новости Национального музея (10). Министерство культуры - Главное управление древностей (Ливан): 15–24. Архивировано из оригинала (PDF) 25 января 2021 г. - через AHL (Археология и история в Ливане).
- Келли, Томас (1987). «Геродот и хронология царей Сидона» . Бюллетень американских школ восточных исследований (268): 48–49. дои : 10.2307/1356993 . ISSN 0003-097X . JSTOR 1356993 . S2CID 163208310 . Архивировано из оригинала 2 ноября 2020 года . Проверено 24 июня 2021 г. - через JSTOR.
- Крахмалков, Чарльз Р. (2000). Финикийско-Пунический словарь . Левен: Петерс / Департамент востоковедения. стр. 60–61. ISBN 90-429-0770-3 .
- Садер, Элен (2019). История и археология Финикии . Атланта: SBL. ISBN 9780884144052 .
- Шлоттманн, Константин (1867). Надпись Эшмуназара, царя сидонцев [микроформа] . Университет Иллинойса Урбана-Шампейн. Галле: типография детского дома.
- Верслуйс, Мигель Джон (2010). «Понимание Египта в Египте и за его пределами». В Брико, Лоран (ред.). Исида на Ниле: египетские боги в эллинистическом и римском Египте - Материалы IV Международной конференции по изучению Исиды, Льеж, 27-29 ноября 2008 г.: Мишель Малез в честь . Религии в греко-римском мире, 171. Лейден: Брилл . стр. 7–36. дои : 10.1163/EJ.9789004188822.I-364.10 . ISBN 9789004210868 . S2CID 56027286 .