Jump to content

Мари, Сирия

Координаты : 34 ° 32'58 "N 40 ° 53'24" E  /  34,54944 ° N 40,89000 ° E  / 34,54944; 40,89000
Это хорошая статья. Нажмите здесь для получения дополнительной информации.
(Перенаправлено из «Второго королевства Мари »)

Увеличивать
Таль Харири (на арабском языке)
Руины Мари
Мари находится на востоке Сирии, недалеко от границы с Ираком.
Мари находится на востоке Сирии, недалеко от границы с Ираком.
Показано на Ближнем Востоке
Альтернативное название Скажи Харири
Расположение Абу-Камаль , провинция Дейр-эз-Зор , Сирия
Координаты 34 ° 32'58 "N 40 ° 53'24" E  /  34,54944 ° N 40,89000 ° E  / 34,54944; 40,89000
Тип Урегулирование
Область 60 га (150 акров)
История
Основан в. 2900 г. до н.э.
Заброшенный 3 век до н.э.
Периоды Бронзовый век
Культуры Восточно-семитская (Кишская цивилизация) , аморейская
Примечания к сайту
Археологи Андре Парро
Состояние Разрушенный
Право собственности Общественный
Публичный доступ Да

Мари ( клинопись : 𒈠𒌷𒆠 , ма-ри к , современный Телль Харири ; Арабский : تل حريري ) — древний семитский город-государство на территории современной Сирии . Его останки образуют телл в 11 километрах к северо-западу от Абу-Камаля на западном берегу реки Евфрат , примерно в 120 километрах к юго-востоку от Дейр-эз-Зора . Он процветал как торговый центр и государство-гегемон между 2900 и 1759 годами до нашей эры. [примечание 1] Город был построен посреди торговых путей Евфрата между Шумером на юге и Эблаитским царством и Левантом на западе.

Впервые Мари был заброшен в середине 26 века до нашей эры, но был перестроен и стал столицей гегемонистского восточно-семитского государства до 2500 года до нашей эры. Этот второй мари вел длительную войну со своим соперником Эблой и известен своей сильной близостью к шумерской культуре. Он был разрушен в 23 веке до нашей эры аккадцами , которые разрешили восстановить город и назначили военного губернатора ( Шакканакку ). Губернаторы стали независимыми после распада Аккадской империи и восстановили город как региональный центр долины Евфрата. Шакканакку правили Мари до второй половины XIX века до нашей эры, когда династия распалась по неизвестным причинам. Спустя некоторое время Мари стал столицей династии амореев Лим. Аморейская марийская армия просуществовала совсем недолго, прежде чем была уничтожена Вавилонией в ок. 1761 г. до н. э., но оно сохранилось как небольшое поселение под властью вавилонян и ассирийцев, прежде чем было заброшено и забыто в эллинистический период. .

Мариоты поклонялись как семитским, так и шумерским божествам и сделали свой город крупным торговым центром. Хотя доаморейский период характеризовался сильным шумерским культурным влиянием, Мари был не городом шумерских иммигрантов, а семитоязычной нацией с диалектом, похожим на эблаитский . Амореи были западными семитами , которые начали заселять эту территорию еще до 21 века до нашей эры; при династии Лим (ок. 1830 г. до н. э.) они стали доминирующим населением Плодородного полумесяца .

Открытие Мари в 1933 году дало важное представление о геополитической карте древней Месопотамии и Сирии благодаря обнаружению более 25 000 табличек, объясняющих государственное управление во 2-м тысячелетии до нашей эры и характер дипломатических отношений между политическими державами региона. Они также выявили широкие торговые сети 18 века до нашей эры, которые соединяли такие территории, как Афганистан в Южной Азии и Крит в Средиземноморье .

Имя Мари ( клинопись : 𒈠𒌷𒆠 , ма-ри к ), на статуе Идди-Илума , ок. 2090 г. до н.э.

Написано клинописью 𒈠𒌷𒆠 ( ма-ри к ), [1] Название города восходит к Итур-Меру , древнему грозовому божеству северной Месопотамии и Сирии, которое считалось божеством-покровителем города, [2] Жорж Доссен отметил, что название города было написано идентично названию бога бури, и пришел к выводу, что Мари была названа в его честь. [3]

Ранний бронзовый век

[ редактировать ]

Первое королевство

[ редактировать ]

Считается, что Мари выросли не из небольшого поселения, [4] но был основан ок. 2900 г. до н. э., в месопотамский раннединастический период I как новый город, контролирующий водные пути торговых путей Евфрата, соединяющих Левант с югом Шумера . [4] [5] Город был построен примерно в 1–2 км от реки Евфрат, чтобы защитить его от наводнений. [4] и был соединен с рекой искусственным каналом длиной от 7 до 10 километров, маршрут которого сегодня трудно определить. [6]

Достопримечательности Мари

Город трудно раскопать, поскольку он погребен глубоко под более поздними слоями населения. [5] Была раскопана круглая насыпь от паводка. [5] включая территорию длиной 300 метров для садов и помещений ремесленников, [6] и оборонительный круговой внутренний вал толщиной 6,7 м. [5] и высотой от 8 до 10 метров, укреплён оборонительными башнями. [6] Другие находки включают одни из городских ворот, улицу, начинающуюся в центре и заканчивающуюся воротами, а также жилые дома. [5] У Мари был центральный курган, [7] но ни храма, ни дворца там не раскопано. [5] Однако было раскопано большое здание (размерами 32 х 25 м), по-видимому, выполнявшее административную функцию. Он имел каменный фундамент и помещения длиной до 12 метров и шириной до 6 метров. [8] Город был заброшен ок. 2550 г. до н.э. в конце раннединастического периода II , по неизвестным причинам. [5]

Второе королевство

[ редактировать ]

Примерно в начале III раннединастического периода (ранее 2500 г. до н. э.) [9] Мари был отстроен и вновь заселен. [5] [10] Новый город сохранил многие внешние черты первого города, в том числе внутренний вал и ворота. [5] [11] Сохранилась также внешняя круглая насыпь диаметром 1,9 км, увенчанная стеной толщиной два метра, способной [11] защищая лучников. [5]

Статуя Эбих-Иля , марийского суперинтенданта. (25 век до н.э.)

Однако внутренняя городская структура была полностью изменена. [12] и новый город был тщательно спланирован. Первыми были построены улицы, спускавшиеся от возвышенного центра к воротам, обеспечивающие отвод дождевой воды. [5]

В центре города был построен королевский дворец , служивший одновременно и храмом. [5] Были раскопаны четыре последовательных архитектурных уровня дворца второго королевства (самый старый обозначен P3 , а самый последний — P0 ). Два последних уровня датируются аккадским периодом . [13] Были раскопаны первые два уровня; [13] находки включают храм (Enceinte Sacrée или священное ограждение ), посвященный неизвестному божеству, [13] [14] тронный зал с колоннами и зал с тремя двойными деревянными колоннами, ведущими в храм. [13]

В городе было обнаружено шесть храмов меньшего размера, в том числе храм под названием Массиф Руж (неизвестное посвящение) и храмы, посвященные Нинни-Заза [ ей ] (ИНАНА.ЗА.ЗА), [15] Иштарат , [16] Иштар , Нинхурсаг и Шамаш . [14] Все храмы располагались в центре города, кроме храма Иштар; территория между Enceinte Sacrée и Rouge Massif считается административным центром первосвященника . [14]

Второе королевство, судя по всему, было мощным и процветающим политическим центром. [9] его короли носили титул Лугал , [17] и многие из них засвидетельствованы в городе, наиболее важным источником является письмо короля Энна-Дагана ок. 2350 г. до н.э., [примечание 2] [19] который был отправлен Иркаб-Даму из Эблы , [примечание 3] . В нем король мариотов упоминает своих предшественников и их военные достижения. [21] Однако толкование этого письма до сих пор неясно, и ученые представили множество интерпретаций. [22] [23] [24]

Война Мэри-Эбла
[ редактировать ]
Воин в шлеме с топором, Мари
Ишки-Мари , царь Второго Мариийского царства, около 2300 г. до н.э.

Самым ранним засвидетельствованным королем в письме Энна-Дагана является Ансуд , который упоминается как нападавший на Эблу, традиционного соперника Мари, с которым у него была долгая война. [25] и завоевание многих городов Эблы, включая землю Белан . [примечание 4] [24] Следующий царь, упомянутый в письме, — Сауму , завоевавший земли Раака и Нирума . [примечание 5] [24] Царь Эблы Кун-Даму победил Мари в середине 25 века до нашей эры. [28] Война продолжилась завоеванием Иштуп-Ишаром Мари Эмара. [24] во время слабости эблаитов в середине 24 века до нашей эры. Королю Эблы Игриш-Халаму пришлось отдать дань Иблул-Илу Марийскому, [28] [29] который упоминается в письме, завоевал многие города Эблы и провел кампанию в Бирманском регионе. [24]

Энна-Даган также получил дань; [29] его правление полностью приходилось на правление Иркаб-Даму из Эблы, [30] которому удалось победить Мари и положить конец дани. [20] Мари победила союзника Эблы Нагара на седьмом году правления эблаитского визиря Ибриума , что привело к блокировке торговых путей между Эблой и южной Месопотамией через верхнюю Месопотамию. [31] Война достигла апогея, когда эблаитский визирь Ибби-Сипиш заключил союз с Нагаром и Кишем , чтобы победить Мари в битве под Теркой . [32] Сама Эбла впервые подверглась разрушению через несколько лет после Терки в ок. 2300 г. до н.э., [33] во время правления короля мариотов Хидара . [34] По словам Альфонсо Арчи [ де ] , Хидара сменил Ишки-Мари, чья королевская печать была обнаружена. На нем изображены батальные сцены, из-за чего Арчи предположил, что он был ответственен за разрушение Эблы, еще будучи генералом. [34] [35]

Разрушение Мари Саргоном Аккадским.
[ редактировать ]
Солдаты, инкрустация панцирем. Мари

Всего через десять лет после разрушения Эблы (ок. 2300 г. до н.э. по средней хронологии) сам Мари был разрушен и сожжен Саргоном Аккадским , о чем свидетельствует одно из названий его года (« Год, в котором Мари был уничтожен »). [36] [37] [38] [32] Майкл Астур предложил дату как ок. 2265 г. до н. э. ( краткая хронология ). [39] Ишки-Мари был, вероятно, последним царем Мари до завоевания Аккадской империей . [40] Саргон Аккадский собирал дань с Мари и Элама : [41]

Царь Саргон поклонился Дагану в Туттуле . Он (Даган) отдал ему (Саргону) Верхнюю землю: Мари, Ярмути и Эблу , вплоть до Кедрового леса и Серебряных гор.

- Ниппурская надпись Саргона [42] [43]

Третье королевство

[ редактировать ]

Мари была заброшена на протяжении двух поколений, прежде чем была восстановлена ​​аккадским царем Маништушу . [44] Для управления городом был назначен губернатор, носивший титул Шакканакку (военный губернатор). [45] Аккад сохранял прямой контроль над городом, о чем свидетельствует назначение Нарам-Сином из Аккада двух своих дочерей на священнические должности в городе. [45]

Династия Шакканакку
[ редактировать ]
Пузур-Иштар , Шакканакку (военный губернатор) Мари, около 2050 г. до н.э.

Первым членом династии Шакканакку в списках является Идидиш , назначенный в ок. 2266 г. до н.э. [примечание 6] [47] Согласно спискам, Идидиш правил 60 лет. [48] и ему наследовал его сын, что сделало эту должность наследственной. [49]

Третий марийский город по общей структуре следовал второму городу. [50] фаза P0 старого королевского дворца была заменена новым дворцом Шакканакку. [51] Еще один дворец поменьше был построен в восточной части города. [7] и содержал царские захоронения, относящиеся к предыдущим периодам. [52] Валы были перестроены и укреплены, а насыпь превратилась в оборонительную стену шириной до 10 метров. [51] Бывшее священное ограждение сохранилось. [51] то же самое произошло и с храмом Нинхурсаг. Однако храмы Нинни-Заза и Иштарат исчезли, [51] в то время как новый храм, названный «храмом львов» (посвященный Дагану ), [53] был построен Шакканакку Иштуп-Илум и пристроен к нему прямоугольной террасой размером 40 х 20 метров для жертвоприношений. [51] [7] [54]

Аккад распался во время Шар-Кали-Шари . правления [55] и Мари обрели независимость, но использование титула Шакканакку продолжалось в течение следующего периода Третьей династии Ура . [56] Марийская принцесса вышла замуж за сына царя -Намму Ура Ур . [57] [58] а Мари номинально находилась под гегемонией Ура. [59] Однако вассальная зависимость не препятствовала независимости Мари, [60] [61] а некоторые Шакканакку использовали королевский титул Лугал в своих вотивных надписях, а титул Шакканакку использовали в своей переписке с двором Ура. [62] Династия прекратила свое существование по неизвестным причинам незадолго до основания следующей династии, которое произошло во второй половине XIX века до нашей эры. [63] [64] [65]

Средний бронзовый век

[ редактировать ]

Династия Лим

[ редактировать ]

Второе тысячелетие до нашей эры в Плодородном полумесяце характеризовалось экспансией амореев , кульминацией которой стало их доминирование и управление большей частью региона. [66] в том числе марийский, который в ок. 1830 г. до н. э., стал резиденцией аморейской династии Лим при царе Яггид-Лиме . [65] [67] Однако эпиграфические и археологические свидетельства показали высокую степень преемственности между эпохами Шакканакку и амореев. [примечание 7] [57]

Яггид-Лим был правителем Супрума до того, как обосновался в Мари. [примечание 8] [примечание 9] [70] он заключил союз с Ила-кабкабу из Экаллатума , но отношения между двумя монархами переросли в открытую войну. [69] [71] Конфликт закончился тем, что Ила-кабкабу взял в плен наследника Яггид-Лима Яхдун-Лима , а согласно табличке, найденной в Мари, Яггид-Лим, переживший Ила-кабкабу, был убит своими слугами. [примечание 10] [69] Однако в ц. 1820 г. до н.э. Ядун-Лим твердо контролировал ситуацию как король Мари. [примечание 11] [71]

Богиня вазы Мари, 18 век до н.э.

Ядун-Лим начал свое правление с покорения семи восставших вождей племен и восстановления стен Мари и Терки, а также строительства нового форта, который он назвал Дур-Ядун-Лим. [73] Затем он расширился на запад и заявил, что достиг Средиземноморья . [74] [75] однако позже ему пришлось столкнуться с восстанием кочевников Бану-Ямина , центром которых был Туттул , и повстанцев поддерживал Суму царь Ямхада -Эпух , чьим интересам угрожал недавно установленный союз между Яхдун-Лимом и Эшнунной . [60] [74] Яхдун-Лим разгромил Ямину, но открытой войны с Ямхадом удалось избежать. [76] как царь Мариотов был занят своим соперничеством с Шамши-Ададом I Шубат -Энлилем , сыном покойного Ила-кабкабу. [77] Война закончилась поражением Мари. [77] [78] и Яхдун-Лим был убит в ок. 1798 г. до н. э. его возможным сыном Суму-Ямамом , [79] [80] который сам был убит через два года после восхождения на престол, когда Шамши-Адад продвигался вперед и аннексировал Мари. [81]

Шамши-Адад Ассирии и Ясмах-Адад

[ редактировать ]

Шамши-Адад (годы правления 1809-1775 до н.э.) назначил своего сына Ясмах-Адада , новый царь женился на дочери Яхдун-Лима, на трон Мари [82] [83] в то время как остальные члены семьи Лим укрылись в Ямхаде, [84] и аннексия была официально оправдана тем, что Шамши-Адад считал греховными действиями со стороны семьи Лим. [85] Чтобы укрепить свои позиции против своего нового врага Ямхада, Шамши-Адад женил Ясмах-Адад на Бетлум, дочери Иши-Адду из Катны . [83] Однако Ясмах-Адад пренебрегал своей невестой, что вызвало кризис в отношениях с Катной, и он оказался неспособным лидером, вызвав гнев своего отца, который умер в ок. 1776 г. до н.э., [83] [86] [87] в то время как армии Ярим-Лима I из Ямхада наступали в поддержку Зимри-Лима , наследника династии Лимов. [примечание 12] [87]

Инвеститура Зимри-Лима (18 век до н.э.)

Зимри-Лим Марийский

[ редактировать ]

По мере продвижения Зимри-Лима вождь Бану-Симааля (племени Зимри-Лима) сверг Ясмах-Адада. [89] открыв дорогу Зимри-Лиму, прибывшему через несколько месяцев после побега Ясмах-Адада, [90] и женился на принцессе Шибту, дочери Ярим-Лима I, вскоре после его интронизации в ок. 1776 г. до н.э. [87] Восхождение Зимри-Лима на престол с помощью Ярим-Лима I повлияло на статус Мари, Зимри-Лим называл Ярим-Лима своим отцом, а ямхадитский царь смог приказать Мари стать посредником между главным божеством Ямхада Хададом и Зимри. -Лим, объявивший себя слугой Хадада. [91]

правление с похода против Бану-Ямины , он также установил союзы с Эшнунной и Хаммурапи Вавилонского Зимри-Лим начал свое , [84] и послал свои войска на помощь вавилонянам. [92] Новый король направил свою экспансионистскую политику на север, в область Верхнего Хабура , которая называлась Идамараз [ ок . ] , [93] где он подчинил себе местные мелкие королевства в регионе, такие как Уркеш , [94] и Тальхаюм [ ок ] , принуждая их стать вассалами. [95] Экспансия была встречена сопротивлением Карни-Лима , короля Андарига , [96] которого Зимри-Лим победил, обеспечив контроль Мариотов над регионом в ок. 1771 г. до н.э., [97] королевство процветало как торговый центр и вступило в период относительного мира. [87] Величайшим наследием Зимри-Лима была реконструкция Королевского дворца , который был значительно расширен и теперь вмещает 275 комнат. [7] [98] изысканные артефакты, такие как статуя Богини Вазы , [99] и королевский архив, содержащий тысячи табличек. [100]

Вавилонский период

[ редактировать ]

Отношения с Вавилоном ухудшились из-за спора о городе Хит , который отнял много времени на переговорах. [101] во время которой в войне против Элама участвовали оба королевства в ок. 1765 г. до н.э. [102] Наконец, в королевство вторгся Хаммурапи, который победил Зимри-Лима в битве в ок. 1761 г. до н.э. положил конец династии Лимов. [103] в то время как Терка стал столицей крупного государства под названием Королевство Хана . [104] На юге область Сухума стала вавилонской провинцией.

Мари пережила разрушение и восстала против Вавилона в ок. 1759 г. до н.э., в результате чего Хаммурапи разрушил весь город. [105] Однако актом милосердия Хаммурапи, возможно, позволил Мари выжить как небольшой деревне под управлением Вавилона (по словам Марка Ван Де Миропа). [105]

Поздний бронзовый век

[ редактировать ]

Позднее Мари вошла в состав Ассирии и числилась в числе территорий, завоеванных ассирийским царем Тукульти-Нинуртой I (правил в 1243–1207 гг. до н. э.). [106] После этого Мари постоянно переходил из рук в руки Ассирии и Вавилона. [106]

Железный век

[ редактировать ]

В середине одиннадцатого века до нашей эры Мари стал частью Ханы, царь которой Тукульти-Мер принял титул царя Мари и восстал против Ассирии, в результате чего ассирийский царь Ашур-бел-кала (годы правления 1074-1056 до н. э.) напал на город. [106] Мари перешел прочно под власть Неоассирийской империи и был назначен в первой половине 8 века до н. э. некоему Нергалу-Эришу для правления под властью царя Адад-Нирари III (годы правления 810–783 до н. э.). . [106]

Шамаш-Риша-Усур (ок. 760 г. до н. э.)

В ц. 760 год до нашей эры, Шамаш-Риша-Усур , [107] автономный губернатор, правивший частями верхнего среднего Евфрата под номинальной властью Ашур-дана III , называл себя правителем земель Суху и Мари, так же поступал и его сын Нинурта-Кудурри-Усур . [106] Однако к тому времени было известно, что Мари находится в так называемой Земле Лаке , [примечание 13] делая маловероятным, что семья Усур действительно контролировала его, и предполагая, что этот титул был использован по историческим причинам. [106]

Город оставался небольшим поселением до эллинистического периода, прежде чем исчез из записей. [106]

Современная история

[ редактировать ]

К 2015 году ИГИЛ систематически опустошало и грабило это место, особенно королевский дворец . [109] Это был один из первых археологических памятников, заселенных этой группой. [110]

Люди, язык и правительство

[ редактировать ]
Мариот из второго королевства. (25 век до н.э.)

Основателями первого города, возможно, были шумеры или, что более вероятно, люди, говорящие на восточно-семитском языке, из Терки на севере. [4] И. Дж. Гельб связывает основание Мари с цивилизацией Киш , [111] который был культурной единицей восточно-семитскоязычного населения, простиравшейся от центра Месопотамии до Эблы в западном Леванте. [112]

На пике своего развития во втором городе проживало около 40 000 человек. [113] Это население говорило на восточно-семитском языке и использовало диалект, очень похожий на язык Эбла ( эблаитский язык ). [10] [114] в то время как в период Шакканакку проживало восточно-семитско -аккадское население. [115] Западносемитские имена начали фиксироваться в марийском языке с эпохи Второго царства. [116] и к середине бронзового века западно-семитские аморейские племена стали большинством скотоводческих групп в долинах среднего Евфрата и Хабура . [117] К концу периода Шакканакку в городе стали встречаться имена амореев, даже среди членов правящей династии. [118]

Статуи Мари в Национальном музее Алеппо

В эпоху Лима население стало преимущественно аморейским, но также включало людей с аккадскими именами, [примечание 14] и хотя аморейский язык стал доминирующим языком, аккадский язык оставался языком письменности. [119] [120] [121] Пасторальных амореев в Мари называли ханеями термин, обозначающий кочевников в целом, [122] эти ханеи были разделены на Бану-Ямина (сыновья правых) и Бану-Симаал (сыновья левых), при этом правящий дом принадлежал ветви Бану-Симаал . [122] Королевство также было домом для племен Сутеанцев , живших в округе Терка . [123]

Мари была абсолютной монархией, где король контролировал все аспекты управления, чему помогали писцы , исполнявшие роль администраторов. [124] [125] В эпоху Лима Мари была разделена на четыре провинции, помимо столицы, провинциальные центры располагались в Терке, Саггаратуме , Каттунане и Туттуле. В каждой провинции была своя бюрократия. [125] Правительство снабжало жителей деревни плугами и сельскохозяйственным оборудованием в обмен на долю в урожае. [126]

Культура и религия

[ редактировать ]
Женщина мариотов. (25 век до н.э.)

Первое и второе царства находились под сильным влиянием шумерского юга. [127] Обществом руководила городская олигархия . [128] а горожане были известны своими изысканными прическами и одеждой. [129] [130] Календарь был основан на солнечном году, разделенном на двенадцать месяцев, и был тем же календарем, который использовался в Эбле, «старом эблаитском календаре». [131] [132] Писцы писали на шумерском языке , и это искусство было неотличимо от шумерского, как и архитектурный стиль. [133]

Месопотамское влияние продолжало влиять на культуру Мари в аморейский период. [134] что очевидно в стиле вавилонских писцов, использовавшемся в городе. [135] Однако он был менее влиятельным, чем предыдущие периоды, и преобладал отчетливый сирийский стиль, что заметно на царских печатях, отражающих явное сирийское происхождение. [134] Общество было племенным, [136] она состояла в основном из земледельцев и кочевников (ханейцев), [137] и в отличие от Месопотамии храм играл незначительную роль в повседневной жизни, поскольку власть в основном сосредоточивалась во дворце. [138] Женщины пользовались относительным равенством с мужчинами, [139] царица Шибту правила от имени своего мужа, пока он был в отъезде, и имела обширную административную роль и власть над высшими должностными лицами своего мужа. [140]

В Пантеон входили как шумерские, так и семитские божества. [141] и на протяжении большей части своей истории Даган был главой Пантеона Мари, [142] в то время как Мер был божеством-покровителем. [143] Среди других божеств были семитские божества; Иштар богиня плодородия, [141] Аттар , [144] и Шамаш , бог Солнца, считавшийся одним из самых важных божеств города, [145] и считался всезнающим и всевидящим. [146] Шумерские божества включали Нинхурсаг, [141] Думузи , [147] Энки , Ану и Энлиль . [148] Пророчества играли важную роль для общества, в храмах были пророки, [149] который давал советы царю и участвовал в религиозных праздниках. [150]

Экономика

[ редактировать ]

Первые марийцы предоставили старейшую колесную мастерскую, обнаруженную в Сирии. [151] и был центром бронзовой металлургии . [4] В городе также были районы, занимавшиеся плавкой , крашением и гончарным производством. [13] с использованием древесного угля, доставленного на речных лодках из верховьев Хабура и района Евфрата. [4]

Экономика второго королевства была основана как на сельском хозяйстве, так и на торговле. [120] Оно было централизовано и направлялось через общинную организацию. [120] зерно хранилось в общинных зернохранилищах и распределялось по социальному статусу. [120] Организация также контролировала стада животных в королевстве. [120] Некоторые группы были прямыми бенефициарами дворца, а не общинной организации, включая производителей металла и текстиля, а также военных чиновников. [120] Эбла была важным торговым партнером и соперником. [152] Положение Мари сделало его важным торговым центром по обе стороны дороги, соединяющей Левант и Месопотамию. [153]

Аморейские марийцы сохранили старые аспекты экономики, по-прежнему в основном основанные на орошаемом земледелии в долине Евфрата. [120] Город оставался торговым центром для купцов из Вавилонии и других царств. [154] товары с юга и востока перевозились на речных судах, направлявшихся на север, северо-запад и запад. [155] Основная торговля заключалась в экспорте металлов и олова с Иранского нагорья на запад до Крита . Другие товары включали медь из Кипра , серебро из Анатолии , древесину из Ливана , золото из Египта , оливковое масло, вино и текстиль и даже драгоценные камни из современного Афганистана . [155]

Раскопки и архив

[ редактировать ]
Раскопки археологической группы Андре Парро в 1936 году. Обнаружение статуи военного губернатора Иштуп-Илума.

Мари был обнаружен в 1933 году на восточном фланге Сирии, недалеко от иракской границы. [156] Племя бедуинов копало курган под названием Телль-Харири в поисках надгробия, которое должно было быть использовано для недавно умершего соплеменника, когда они наткнулись на обезглавленную статую. [156] После того, как новость дошла до французских властей, которые в настоящее время контролируют начали раскопки на этом месте . Сирию, сообщение было расследовано, и 14 декабря 1933 года археологи из Лувра в Париже [156] На месте фрагмента были раскопаны храм Иштар, что привело к началу полномасштабных раскопок. [157] Археологи классифицировали Мари как «самый западный форпост шумерской культуры». [158]

С начала раскопок более 25 000 глиняных табличек на аккадском языке, написанных клинописью . было обнаружено [159] Находки из раскопок выставлены в Лувре . [160] Национальный музей Алеппо , [161] Национальный музей Дамаска , [146] и музей Дейр-эз-Зора . В последнем южный фасад зала Пальмового двора дворца Зимри-Лима , включая настенные росписи. реконструирован [162]

Раскопки Мари проводились в ходе ежегодных кампаний в 1933–1939, 1951–1956 и с 1960 года. [163] Андре Парро провел первый 21 сезон до 1974 года. [164] за ним последовал Жан-Клод Маргерон [ фр ] (1979–2004), [165] и Паскаль Баттерлин (начиная с 2005 г.). [163] Журнал, посвященный этому сайту, выпущенный в 8 томах в период с 1982 по 1997 год, назывался Mari: Annales de recherches interdisciplinaires . [166] [167] Археологи пытались определить, на сколько слоев спускается это место, по словам французского археолога Андре Парро, «каждый раз, когда начиналось вертикальное исследование, чтобы проследить историю этого места до целинной почвы, делались такие важные открытия, что приходилось проводить горизонтальные раскопки». возобновилось». [168]

Марийские таблетки

[ редактировать ]

В сгоревшей библиотеке Зимри-Лима найдено более 25 000 табличек, написанных на аккадском языке. [169] за период в 50 лет примерно с 1800 по 1750 год до нашей эры. [170] Они дают информацию о королевстве, его обычаях и именах людей, живших в то время. [67] Более 3000 — это письма, остальное — административные, экономические и судебные тексты. [171] Почти все найденные таблички датированы последними 50 годами независимости Мари. [171] и большинство из них уже опубликовано. [172] Язык текстов — официальный аккадский , но имена собственные и намеки на синтаксис показывают, что общим языком жителей Мари был северо-западный семитский . [173] Шесть из найденных табличек были написаны на хурритском языке . [174]

Текущая ситуация

[ редактировать ]

Раскопки прекратились с 2011 года из-за гражданской войны в Сирии и не возобновлялись. [175] Это место перешло под контроль вооруженных банд и подверглось крупномасштабному разграблению. Официальный отчет 2014 года показал, что грабители сосредоточились на королевском дворце, общественных банях, храме Иштар и храме Дагана. [176] Судя по спутниковым снимкам, грабежи продолжались как минимум до 2017 года. [177]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. Даты указаны по средней хронологии, если не указано иное.
  2. В старых чтениях считалось, что Энна-Даган был генералом Эблы. Однако расшифровка табличек Эблы показала, что он находился в Мари и получал подарки от Эблы во время правления его предшественников-мариотов. [18]
  3. Иркаб-Даму в письме не упоминается, но почти наверняка он был получателем. [20]
  4. ^ Расположен в 26 км к западу от Ракки . [26]
  5. ^ Расположен в средней долине Евфрата недалеко от Свейхата . [27]
  6. По мнению Жана-Мари Дюрана , этот Шакканакку был назначен Маништушу, другие мнения считают Нарам-Сина назначенцем Идидиша. [46]
  7. ^ Это исключило прежнюю теорию о том, что Мари покинули страну в переходный период. [57]
  8. ^ Супрум находится в 12 км выше по течению от Мари, возможно, это современный Тель-Абу-Хасан. [68]
  9. Нет уверенности в том, что Яггид-Лим контролировал Мари, однако он традиционно считается первым королем династии. [69]
  10. Достоверность таблички вызывает сомнение, поскольку она была написана Ясмах-Ададом , внуком Ила-Кабкабу. [69]
  11. Переход семьи Лим из Супрума в Мари мог быть делом рук Яхдун-Лима после войны с Ила-кабкабу. [72]
  12. Хотя официально он был сыном Яхдун-Лима, на самом деле он был внуком или племянником. [88]
  13. ^ Древнее обозначение земли, включающей место слияния рек Хабур и Евфрат. [108]
  14. ^ Жан-Мари Дюран, хотя и не размышляет о судьбе восточно-семитского населения, считает, что аккадцы во времена династии Лим не произошли от восточных семитов периода Шакканакку. [115]
  1. ^ Тинни и др. 2020 .
  2. ^ Поль-Ален Болье (20 ноября 2017 г.). История Вавилона, 2200 г. до н. э. – 75 г. н. э . Джон Уайли и сыновья. п. 106. ИСБН  978-1-119-45907-1 . OCLC   1010542283 .
  3. ^ Ольденбург 1969 , с. 60 .
  4. ^ Jump up to: а б с д и ж Фиолетовый 2007 , с. 36 .
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л Маргерон 2003 , с. 136 .
  6. ^ Jump up to: а б с Маргерон 2013 , с. 520 .
  7. ^ Jump up to: а б с д Аккерманс и Шварц 2003 , с. 286 .
  8. ^ Маргерон 2013 , с. 522 .
  9. ^ Jump up to: а б Аккерманс и Шварц 2003 , с. 267 .
  10. ^ Jump up to: а б Ливерани 2013 , с. 117 .
  11. ^ Jump up to: а б Маргерон 2013 , с. 523 .
  12. ^ Маргерон 2013 , с. 524 .
  13. ^ Jump up to: а б с д и Маргерон 2003 , с. 137 .
  14. ^ Jump up to: а б с Маргерон 2013 , с. 527 .
  15. ^ Попугай, Андре, «Храмы Иштарата и Нинни-заза», Archéologique de Mari, vol. 3, Книжный магазин Востоковеда. Париж: Пол Гетнер, 1967.
  16. ^ Аруз и Валленфельс 2003 , с. 531 .
  17. ^ Надали 2007 , стр. 354 .
  18. ^ Фрейн 2008 , с. 335 .
  19. ^ Михаловский 2003 , с. 463 .
  20. ^ Jump up to: а б Данные 2010 года , стр. 26 .
  21. ^ Ру 1992 , с. 142.
  22. ^ Астур 2002 , с. 57 .
  23. ^ Мэтьюз и Бенджамин 2006 , с. 261 .
  24. ^ Jump up to: а б с д и Ливерани 2013 , с. 119 .
  25. ^ Астур 2002 , с. 58 .
  26. ^ Фрейн 2001 , с. 233 .
  27. ^ Фрейн 2008 , с. 307–310 .
  28. ^ Jump up to: а б Дольче 2008 , с. 68 .
  29. ^ Jump up to: а б Михаловский 2003 , с. 462 .
  30. ^ Данные 2010 г. , стр. 315 .
  31. ^ Бретшнайдер, Ван Вив и Левен 2009 , стр. 5.
  32. ^ Jump up to: а б Ливерани 2013 , с. 123 .
  33. ^ Штиглиц 2002 , с. 219 .
  34. ^ Jump up to: а б Бретшнайдер, Ван Вив и Левен, 2009 г. , с. 7 .
  35. ^ Arch & Beam 2003 , с. 33–35.
  36. ^ «Имена лет Саргона» . cdli.ox.ac.uk.
  37. ^ Поттс, Д.Т. (2016). Археология Элама: формирование и трансформация древнего иранского государства . Издательство Кембриджского университета. стр. 92–93. ISBN  978-1-107-09469-7 .
  38. ^ Альварес-Мон, Хавьер; Баселло, Джан Пьетро; Уикс, Ясмина (2018). Эламский мир . Рутледж. п. 247. ИСБН  978-1-317-32983-1 .
  39. ^ Астур 2002 , с. 75 .
  40. ^ Бретшнайдер, Ван Вив и Левен 2009 , стр. 18 .
  41. ^ Фрейн, Дуглас. Саргонический и Кутийский периоды . стр. 10–12.
  42. ^ Бак, Мэри Э. (2019). Аморейская династия Угарита: исторические последствия лингвистических и археологических параллелей . БРИЛЛ. п. 169. ИСБН  978-90-04-41511-9 .
  43. ^ См. также Надпись Саргона. Е2.1.1.1 Фрейн, Дуглас. Саргонический и Кутийский периоды . стр. 10–12.
  44. ^ Астур 2002 , с. 71 , 64 .
  45. ^ Jump up to: а б Астур 2002 , с. 64 .
  46. ^ Михаловский 1993 , с. 83.
  47. ^ Лейк 2002 , с. 77 .
  48. ^ Олива 2008 , с. 86 .
  49. ^ Лейк 2002 , с. 152 .
  50. ^ Маргерон 2003 , с. 138 .
  51. ^ Jump up to: а б с д и Маргерон 2013 , с. 530 .
  52. ^ Суриано 2010 , с. 56 .
  53. ^ Стромменгер 1964 , с. 167.
  54. ^ Маргерон 2013 , с. 531 .
  55. ^ Брайс 2009 , с. хли .
  56. ^ Купер 1999 , с. 65 .
  57. ^ Jump up to: а б с Воссинк 2009 , с. 31 .
  58. ^ Тетлоу 2004 , с. 10 .
  59. ^ Брайс 2014 , с. 18 .
  60. ^ Jump up to: а б Брайс 2009 , с. 451 .
  61. ^ Астур 2002 , с. 127 .
  62. ^ Астур 2002 , с. 132 .
  63. ^ Ру 1992 , с. 188, 189.
  64. ^ Фрейн 1990 , с. 597 .
  65. ^ Jump up to: а б Астур 2002 , с. 139 .
  66. ^ Sicker 2000 , с. 25 .
  67. ^ Jump up to: а б ДеВрис 2006 , с. 27 .
  68. ^ Брайс 2009 , с. 673 .
  69. ^ Jump up to: а б с д Портер 2012 , с. 31 .
  70. ^ Фрейн 1990 , с. 601 .
  71. ^ Jump up to: а б Ру 1992 , с. 189.
  72. ^ Фелиу 2003 , с. 86 .
  73. ^ Фрейн 1990 , с. 603 .
  74. ^ Jump up to: а б Фрейн 1990 , с. 606 .
  75. ^ Фауден 2014 , с. 93 .
  76. ^ Брайс 2014 , с. 19 .
  77. ^ Jump up to: а б Питард 2001 , с. 38 .
  78. ^ Ван дер Меер 1955 , с. 29 .
  79. ^ Лаундервилль 2003 , с. 271 .
  80. ^ Фрейн 1990 , с. 613 .
  81. ^ Брайс 2014 , с. 20 .
  82. ^ Ван Де Миеруп 2011 , с. 109.
  83. ^ Jump up to: а б с Тетлоу 2004 , с. 125 .
  84. ^ Jump up to: а б Брайс 2009 , с. 452 .
  85. ^ Грейсон 1972 , с. 27 .
  86. ^ Харрис 2003 , с. 141 .
  87. ^ Jump up to: а б с д Хэмблин 2006 , с. 258 .
  88. ^ Чарпен 2011 , с. 252 .
  89. ^ Ливерани 2013 , с. 228 .
  90. ^ Далли 2002 , с. 143.
  91. ^ Маламат 1980 , с. 75 .
  92. ^ Ван дер Торн 1996 , с. 101 .
  93. ^ Куппер 1973 , с. 9 .
  94. ^ Брайс 2009 , с. 329 .
  95. ^ Брайс 2009 , с. 687 .
  96. ^ Брайс 2009 , с. 45 .
  97. ^ Чарпен 2012 , с. 39 .
  98. ^ Бернс 2009 , с. 198 .
  99. ^ Гейтс 2003 , с. 65 .
  100. ^ Шоу 1999 , с. 379 .
  101. ^ Ван Де Миеруп 2007 , с. 68 .
  102. ^ Ван Де Миеруп 2007 , с. 70 .
  103. ^ Ван Де Миеруп 2007 , с. 76 , 139 , 152 .
  104. ^ Флеминг 2012 , с. 226 .
  105. ^ Jump up to: а б Ван Де Миеруп 2007 , с. 76 .
  106. ^ Jump up to: а б с д и ж г Брайс 2009 , с. 453 .
  107. ^ Далли 2002 , с. 201.
  108. ^ Брайс 2009 , с. 408 .
  109. ^ Карри, Эндрю (1 сентября 2015 г.). «Вот древние места, которые ИГИЛ повредило и уничтожило» . Нэшнл Географик . Национальное географическое общество . Архивировано из оригинала 22 февраля 2021 года . Проверено 24 октября 2022 г.
  110. ^ Шепперсон, Мэри (19 апреля 2018 г.). «Разрушения на древнем городище Мари в Сирии» . Хранитель . Guardian News & Media Limited . Проверено 24 октября 2022 г.
  111. ^ Хассельбах 2005 , с. 3 .
  112. ^ Ван Де Миеруп 2002 , с. 133 .
  113. ^ Чу 2007 , с. 67 .
  114. ^ МакМахон 2013 , с. 469 .
  115. ^ Jump up to: а б Хеимпель 2003 , с. 21 .
  116. ^ Халдар 1971 , с. 8 .
  117. ^ Ливерани 2013 , с. 222 .
  118. ^ Heimpel 2003 , с. 22 .
  119. ^ Немет-Неджат 1998 , с. 114 .
  120. ^ Jump up to: а б с д и ж г Риль и др. 2013 , с. 117.
  121. ^ Михаловский 2000 , с. 55 .
  122. ^ Jump up to: а б Ливерани 2013 , с. 223 .
  123. ^ Heimpel 2003 , с. 26 .
  124. ^ Файнер 1997 , с. 173 .
  125. ^ Jump up to: а б Ливерани 2013 , с. 224 .
  126. ^ Майзелс 2005 , с. 322 .
  127. ^ Армстронг 1996 , с. 457 .
  128. ^ Чавалас 2005 , с. 43 .
  129. ^ Парди и Гласс 1984 , с. 95.
  130. ^ Матиас 2003 , с. 170
  131. ^ Петтинато 1981 , с. 147.
  132. ^ Коэн 1993 , с. 23.
  133. ^ Крамер 2010 , с. 30 .
  134. ^ Jump up to: а б Грин 2003 , с. 161 .
  135. ^ Ларсен 2008 , стр. 16 .
  136. ^ Воссинк 2009 , с. 126 .
  137. ^ Heimpel 2003 , с. 29 .
  138. ^ Граббе 2004 , с. 3 .
  139. ^ Догерти и Гариб 2013 , с. 657 .
  140. ^ Тетлоу 2004 , с. 84 .
  141. ^ Jump up to: а б с Фелиу 2003 , с. 90
  142. ^ Фелиу 2003 , с. 304 , 171 .
  143. ^ Грин 2003 , с. 62 .
  144. ^ Смит 1995 , с. 629 .
  145. ^ Томпсон 2007 , стр. 245 .
  146. ^ Jump up to: а б Дарк 2010 , с. 293 .
  147. ^ Фелиу 2003 , с. 92 .
  148. ^ Фелиу 2003 , с. 170
  149. ^ Ниссинен, Сеоу и Ритнер 2003 , стр. 79 .
  150. ^ Уолтон 1990 , с. 209 .
  151. ^ Маргерон 2013 , с. 521 .
  152. ^ Отто и Бига 2010 , с. 486 .
  153. ^ Ливерани 2013 , с. 126 .
  154. ^ Обет 2013 , с. 141 .
  155. ^ Jump up to: а б Тейсье 1996 , с. 6 .
  156. ^ Jump up to: а б с Дэлли 2002 , с. 10.
  157. ^ Эванс 2012 , с. 180 .
  158. ^ Гадд 1971 , с. 97 .
  159. ^ Маламат 1998 , с. 45 .
  160. ^ Фрейн 1990 , с. xxviii .
  161. ^ Гейтс 2003 , с. 143 .
  162. ^ Бонац, Кюне и Махмуд 1998 , стр. 93.
  163. ^ Jump up to: а б Дэниелс и Хэнсон, 2015 , с. 87.
  164. ^ Маргерон 1992 , с. 217.
  165. ^ Кроуфорд 2013 , с. xvii .
  166. ^ Далли 2002 , с. 2.
  167. ^ Хайнц, Боди и Милло 1990 , стр. 48 .
  168. ^ Маклерран 2011 .
  169. ^ Охтербек 1996 , с. 214 .
  170. Сассон, Джек М.. Из марийских архивов: Антология старых вавилонских писем, Юниверсити-Парк, США: Penn State University Press, 2015.
  171. ^ Jump up to: а б Флеминг 2004 , с. 48 .
  172. ^ Фелиу 2003 , с. 63 .
  173. ^ Гейтс 2003 , с. 62 .
  174. ^ Кэмпбелл, Деннис Р.М. и Себастьян Фишер, «ХУРРИАНСКИЙ РИТУАЛ ПРОТИВ ЗУБНОЙ БОЛИ: РЕАНАЛИЗ МАРИ 5», Revue d'Assyriologie et d'archéologie Orientale, vol. 112, стр. 31–48, 2018 г.
  175. ^ Саймонс 2016 .
  176. ^ Кокберн 2014 .
  177. ^ Казана Дж., Ложье Э.Дж. (2017) Мониторинг ущерба археологическим памятникам во время гражданской войны в Сирии на основе спутниковых изображений. PLoS ONE 12(11): e0188589. https://doi.org/10.1371/journal.pone.0188589

Источники

[ редактировать ]
  • Аккерманс, Питер ММГ; Шварц, Гленн М. (2003). Археология Сирии: от сложных охотников-собирателей до ранних городских обществ (ок. 16 000–300 до н. э.) . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-79666-8 .
  • Арчи, Альфонсо; Бига, Мария Джованна (2003). «Победа над Мари и падение Эблы». Журнал клинописных исследований . 55 . Американские школы восточных исследований: 1–44. дои : 10.2307/3515951 . ISSN   2325-6737 . JSTOR   3515951 . S2CID   164002885 .
  • Армстронг, Джеймс А. (1996). «Шумер и Аккад». В Фэгане, Брайан М. (ред.). Оксфордский справочник по археологии . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-507618-9 .
  • Аруз, Джоан; Валленфельс, Рональд, ред. (2003). Искусство первых городов: Третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. ISBN  978-1-58839-043-1 .
  • Астур, Майкл К. (2002). «Реконструкция истории Эблы (Часть 2)». В Гордоне, Сайрус Герцль; Рендсбург, Гэри (ред.). Эблаитика: Очерки архивов Эблы и языка эблаитов . Том. 4. Айзенбрауны. ISBN  978-1-57506-060-6 .
  • Обе, Мария Евгения (2013). Торговля и колонизация на Древнем Ближнем Востоке . Перевод Тертона, Мэри. Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-51417-0 .
  • Бонац, Доминик; Кюне, Хартмут; Махмуд, Асад (1998). Реки и степи: культурное наследие и окружающая среда сирийской Джезире: Каталог музея Дейр-эз-Зора . Дамаск: Министерство культуры, Главное управление древностей и музеев. OCLC   41317024 .
  • Бретшнайдер, Иоахим; Ван Вив, Анн-Софи; Левен, Грета Янс (2009). «Война господ, Битва хронологии: попытка распознать историческую иконографию в глиптическом искусстве третьего тысячелетия на печатях Ишки-Мари и Бейдара». Угарит-Форшунген . 41 . Угарит-Верлаг. ISBN  978-3-86835-042-5 .
  • Брайс, Тревор (2009). Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии . Рутледж. ISBN  978-1-134-15908-6 .
  • Брайс, Тревор (2014). Древняя Сирия: трехтысячелетняя история . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-100292-2 .
  • Бернс, Росс (2009) [1992]. Памятники Сирии: Путеводитель (переработанная ред.). ИБТаурис. ISBN  978-0-85771-489-3 .
  • Шарпен, Доминик (2011). «Покровитель и клиент: Зимри-Лим и Аскудум Прорицатель». В Раднере, Карен; Робсон, Элеонора (ред.). Оксфордский справочник по клинописной культуре . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-955730-1 .
  • Шарпен, Доминик (2012) [2003]. Хаммурапи Вавилонский . ИБТаурис. ISBN  978-1-84885-752-0 .
  • Чавалас, Марк (2005). «Эпоха империй, 3100–900 до н.э.». В Снелле, Дэниел К. (ред.). Спутник Древнего Ближнего Востока . Издательство Блэквелл. ISBN  978-1-4051-3739-3 .
  • Чу, Синг К. (2007). Повторяющиеся темные века: экологический стресс, изменения климата и системная трансформация . Трилогия о мировой экологической деградации. Том. 2. Альтамира Пресс. ISBN  978-0-7591-0452-5 .
  • Кокберн, Патрик (11 февраля 2014 г.). «Уничтожение идолов: достояние Сирии находится под угрозой со стороны экстремистов» . Независимый . Проверено 6 января 2017 г.
  • Коэн, Марк Э. (1993). Культовые календари Древнего Ближнего Востока . CDL Press: Университетское издательство Мэриленда. ISBN  978-1-883053-00-0 .
  • Купер, Джеррольд С. (1999). «Шумерская и семитская письменность в древнейшей Сиро-Месопотамии». Ин ван Лерберге, Карел; Воэт, Габриэла (ред.). Языки и культуры в контакте: на перекрестке цивилизаций в сиро-месопотамском царстве. Труды 42-го РАИ . Ориенталия Лованиенсия Аналекта. Том. 92. Издательство Peeters и факультет востоковедения, Левен. ISBN  978-90-429-0719-5 .
  • Кроуфорд, Харриет , изд. (2013). Шумерский мир . Рутледж. ISBN  978-1-136-21912-2 .
  • Дэлли, Стефани (2002) [1984]. Мари и Карана, Два старых вавилонских города (2-е изд.). Горгиас Пресс. ISBN  978-1-931956-02-4 .
  • Дэниелс, Брайан И.; Хэнсон, Кэтрин (2015). «Разграбление археологических памятников в Сирии и Ираке: обзор доказательств». В Демаре, Франция (ред.). Противодействие незаконному обороту культурных ценностей: глобальная проблема защиты всемирного наследия . Международный совет музеев. ISBN  978-92-9012-415-3 .
  • Дарк, Диана (2010) [2006]. Сирия (2-е изд.). Брэдт Путеводители. ISBN  978-1-84162-314-6 .
  • Дешом, Гислен Глассон; Баттерлин, Паскаль (12 октября 2017 г.). «Перед лицом разрушенного культурного наследия древнего Ближнего Востока: проблемы цифровой реконструкции и реституции» . Разговор (на французском языке) . Проверено 7 августа 2021 г.
  • ДеВрис, Ламуан Ф. (2006). Города библейского мира: введение в археологию, географию и историю библейских мест . Wipf и Stock Publishers. ISBN  978-1-55635-120-4 .
  • Дольче, Рита (2008). «Эбла до достижения дворцовой культуры G: оценка периода ранней сирийской архаики». В Кюне, Хартмут; Чихон, Райнер Мария; Креппнер, Флориан Яноша (ред.). Материалы 4-го Международного конгресса археологии Древнего Ближнего Востока, 29 марта - 3 апреля 2004 г., Свободный университет Берлина . Том. 2. Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN  978-3-447-05757-8 .
  • Догерти, Бет К.; Гариб, Эдмунд А. (2013). Воронофф, Джон (ред.). Исторический словарь Ирака . Исторические словари Азии, Океании и Ближнего Востока (2-е изд.). Пугало Пресс. ISBN  978-0-8108-7942-3 .
  • Эванс, Джин М. (2012). Жизни шумерской скульптуры: археология раннединастического храма . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-139-78942-4 .
  • Фелиу, Луис (2003). Бог Даган в Сирии бронзового века . Перевод Уотсона, Уилфреда Дж. Э. Брилл. ISBN  978-90-04-13158-3 .
  • Файнер, Сэмюэл Эдвард (1997). Древние монархии и империи . История правления с древнейших времен. Том. 1. Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-820664-4 .
  • Флеминг, Дэниел Э. (2004). «Пророки и храмовые служители в марийских архивах». В Граббе, Лестер Л.; Беллис, Элис Огден (ред.). Священники у пророков: изображение священников, пророков и других религиозных специалистов у последних пророков . Т&Т Кларк Интернэшнл. ISBN  978-0-567-40187-8 .
  • Флеминг, Дэниел Э. (2012). Наследие Израиля в Библии Иуды: история, политика и переписывание традиций . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-139-53687-5 .
  • Фауден, Гарт (2014). До и после Мухаммеда: новый взгляд на первое тысячелетие . Издательство Принстонского университета. ISBN  978-1-4008-4816-4 .
  • Фрейн, Дуглас (1990). Древневавилонский период (2003–1595 гг. до н.э.) . Царские надписи раннего периода Месопотамии. Том. 4. Издательство Университета Торонто. ISBN  978-0-8020-5873-7 .
  • Фрейн, Дуглас (2001). «По следам Авраама». В Давио — Полетт Мария Мишель; Веверс, Джон В.; Вейгль, Майкл (ред.). Мир арамейцев: библейские исследования в честь Поля-Эжена Диона . Том. 1. Шеффилд Академик Пресс. ISBN  978-0-567-20049-5 .
  • Фрейн, Дуглас (2008). Досаргонический период: ранние периоды (2700–2350 гг. до н.э.) . Царские надписи раннего периода Месопотамии. Том. 1. Издательство Университета Торонто. ISBN  978-1-4426-9047-9 .
  • Гэдд, Сирил Джон (1971). «Города Вавилонии». В Эдвардсе — Йорверт Эйддон Стивен; Гэдд, Сирил Джон; Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер (ред.). Часть 2: Ранняя история Ближнего Востока . Кембриджская древняя история (вторая исправленная серия). Том. 1 (3-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-07791-0 .
  • Гейтс, Чарльз (2003). Древние города: археология городской жизни на древнем Ближнем Востоке и в Египте, Греции и Риме . Рутледж. ISBN  978-1-134-67662-0 .
  • Граббе, Лестер Л. (2004). «Введение и обзор». В Граббе, Лестер Л.; Беллис, Элис Огден (ред.). Священники у пророков: изображение священников, пророков и других религиозных специалистов у последних пророков . Т&Т Кларк Интернэшнл. ISBN  978-0-567-40187-8 .
  • Грейсон, Альберт Кирк (1972). Ассирийские царские надписи: от начала до Ашур-Реша-Иши I. Записи Древнего Ближнего Востока. Том. 1. Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN  978-3-447-01382-6 . ISSN   0340-8450 .
  • Грин, Альберто Равинелл Уитни (2003). Бог грозы на Древнем Ближнем Востоке . Библейские и иудаистические исследования Калифорнийского университета в Сан-Диего. Том. 8. Айзенбрауны. ISBN  978-1-57506-069-9 .
  • Хальдар, Альфред (1971). Кем были амореи? . Монографии о древнем Ближнем Востоке. Том. 1. Брилл. ОСЛК   2656977 .
  • Хэмблин, Уильям Дж. (2006). Войны на Древнем Ближнем Востоке до 1600 г. до н.э. Рутледж. ISBN  978-1-134-52062-6 .
  • Харрис, Ривка (2003) [2000]. Пол и старение в Месопотамии: эпос о Гильгамеше и другая древняя литература . Университет Оклахомы Пресс. ISBN  978-0-8061-3539-7 .
  • Хассельбах, Ребекка (2005). Саргонско-аккадский язык: историческое и сравнительное исследование силлабических текстов . Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN  978-3-447-05172-9 .
  • Хеймпель, Вольфганг (2003). Письма марийскому королю: новый перевод с историческим введением, примечаниями и комментариями . Месопотамские цивилизации. Том. 12. Айзенбрауны. ISBN  978-1-57506-080-4 . ISSN   1059-7867 .
  • Хайнц, Жан Жорж; Боди, Дэниел; Милло, Лисон (1990). Библиография Мари: археология и тексты (1933–1988) . Работы Группы исследований и древних семитских исследований (GRESA) Страсбургского университета гуманитарных наук (на французском языке). Полет. 3. Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN  978-3-447-03009-0 .
  • Крамер, Сэмюэл Ной (2010) [1963]. Шумеры: их история, культура и характер . Издательство Чикагского университета. ISBN  978-0-226-45232-6 .
  • Куппер, Жан Робер (1973). «Северная Месопотамия и Сирия». В Эдвардсе — Йорверт Эйддон Стивен; Гэдд, Сирил Джон; Хаммонд, Николас Джеффри Лемприер; Соллбергер, Эдмонд (ред.). Часть 1: Ближний Восток и Эгейский регион, ок. 1800–1380 гг. до н.э. Кембриджская древняя история (вторая исправленная серия). Том. 2 (3-е изд.). Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-1-139-05426-3 .
  • Ларсен, Могенс Тролле (2008). «Средний бронзовый век». В Арузе, Джоан; Бензель, Ким; Эванс, Джин М. (ред.). За пределами Вавилона: искусство, торговля и дипломатия во втором тысячелетии до нашей эры . Метрополитен-музей. ISBN  978-1-58839-295-4 .
  • Лаундервилль, Дейл (2003). Благочестие и политика: динамика королевской власти в гомеровской Греции, библейском Израиле и старовавилонской Месопотамии . Издательство Уильяма Б. Эрдманс. ISBN  978-0-8028-3994-7 .
  • Лейк, Гвендолин (2002). Кто есть кто на Древнем Ближнем Востоке . Рутледж. ISBN  978-1-134-78796-8 .
  • Ливерани, Марио (2013). Древний Ближний Восток: история, общество и экономика . Рутледж. ISBN  978-1-134-75084-9 .
  • Мейзелс, Чарльз Кейт (2005) [1990]. Возникновение цивилизации: от охоты и собирательства к сельскому хозяйству, городам и государству Ближнего Востока . Рутледж. ISBN  978-1-134-86328-0 .
  • Маламат, Авраам (1980). «Марийское пророчество и династический оракул Натана». В Эмертоне, Джон Адни (ред.). Пророчество: эссе, подаренные Георгу Фёреру на его шестьдесят пятый день рождения . Дополнения к журналу для исследователей Ветхого Завета. Том КЛ. Вальтер де Грюйтер. ISBN  978-3-11-083741-4 .
  • Маламат, Авраам (1998). Мари и Библия . Исследования по истории и культуре Древнего Ближнего Востока. Том. 12. Брилл. ISBN  978-90-04-10863-9 . ISSN   0169-9024 .
  • Маргерон, Жан-Клод (1992). «Раскопки 1979–1982 годов в Мари: новые перспективы и результаты». В книге «Янг», Гордон Дуглас (ред.). Марийцы в ретроспективе: пятьдесят лет мари и марийских исследований . Айзенбрауны. ISBN  978-0-931464-28-7 .
  • Маргерон, Жан-Клод (2003). «Мари и сиро-месопотамский мир». В Арузе, Джоан; Валленфельс, Рональд (ред.). Искусство первых городов: Третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. ISBN  978-1-58839-043-1 .
  • Маргерон, Жан-Клод (2013). «Королевство Мари». В Кроуфорде, Харриет (ред.). Шумерский мир . Перевод Кроуфорда, Харриет. Рутледж. ISBN  978-1-136-21912-2 .
  • Мэтьюз, Виктор Гарольд; Бенджамин, Дон К. (2006) [1994]. Параллели Ветхого Завета: законы и истории Древнего Ближнего Востока (3-е изд.). Паулист Пресс. ISBN  978-0-8091-4435-8 .
  • Маттиа, Паоло (2003). «Эбла и ранняя урбанизация Сирии». В Арузе, Джоан; Валленфельс, Рональд (ред.). Искусство первых городов: Третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. ISBN  978-1-58839-043-1 .
  • Маклерран, Дэн (13 сентября 2011 г.). «Древний месопотамский город нуждается в спасении» . Популярный журнал археологии. Архивировано из оригинала 5 ноября 2016 года . Проверено 6 января 2017 г.
  • МакМахон, Августа (2013). «Северная Месопотамия в третьем тысячелетии до нашей эры». В Кроуфорде, Харриет (ред.). Шумерский мир . Рутледж. ISBN  978-1-136-21912-2 .
  • Михаловский, Петр (1993). «Память и дело: историография политической экспансии Аккадского государства». В Ливерани, Марио (ред.). Аккад: Первая мировая империя: структура, идеология, традиции . История изучения Древнего Ближнего Востока. Том. 5. Падуя: Саргон Эдитрис Либрерия. ОСЛК   32011634 .
  • Михаловский, Петр (2000). «Аморреи». Во Фридмане, Дэвид Ноэль; Майерс, Аллен С. (ред.). Библейский словарь Эрдмана . Издательство Эрдманс. ISBN  978-90-5356-503-2 .
  • Михаловский, Петр (2003). «Самая ранняя схоластическая традиция». В Арузе, Джоан; Валленфельс, Рональд (ред.). Искусство первых городов: Третье тысячелетие до нашей эры от Средиземноморья до Инда . Метрополитен-музей. ISBN  978-1-58839-043-1 .
  • Надали, Давиде (2007). «Памятники войны, война памятников: некоторые соображения по поводу увековечения памяти о войне в третьем тысячелетии до нашей эры». Ориенталия . 76 (4). Pontificium Institutum Biblicum. OCLC   557711946 .
  • Немет-Нежат, Карен Рея (1998). Повседневная жизнь в Древней Месопотамии . Повседневная жизнь через историю. Гринвуд Пресс. ISBN  978-0-313-29497-6 . ISSN   1080-4749 .
  • Ниссинен, Мартти; Соу, Чун Леонг; Ритнер, Роберт Крич (2003). Машинист, Питер (ред.). Пророки и пророчества на Древнем Ближнем Востоке . Письма Древнего мира. Том. 12. Общество библейской литературы. Атланта. ISBN  978-1-58983-027-1 .
  • Охтербек, Синтия (1996). «Дэн». В Берни, Кэтрин Энн; Кольцо, Труди; Уотсон, Ноэль; Хадсон, Кристофер; Ла Бода, Шэрон (ред.). Ближний Восток и Африка: Международный словарь исторических мест . Том. 4. Рутледж. ISBN  978-1-134-25993-9 .
  • Ольденбург, Ульф (1969). Конфликт между Эль и Баалом в ханаанской религии . Диссертации по истории религий. Том. 3. Брилл. ISSN   0419-4233 . OCLC   63449 .
  • Олива, Хуан (2008). Тексты политической истории Сирии и Палестины I (на испанском языке). Акал Издания . ISBN  978-84-460-1949-7 .
  • Отто, Адельхайд; Бига, Мария Джованна (2010). «Мысли об отождествлении Талль Бази с Арми из текстов Эблы». В Матиае, Паоло; Пиннок, Фрэнсис; Нигро, Лоренцо; Маркетти, Николо; Романо, Лисия (ред.). Материалы 6-го Международного конгресса археологии Древнего Ближнего Востока: Ближневосточная археология в прошлом, настоящем и будущем: наследие и идентичность, этноархеологический и междисциплинарный подход, итоги и перспективы; визуальное выражение и ремесленное производство в определении социальных отношений и статуса . Том. 1. Отто Харрасовиц Верлаг. ISBN  978-3-447-06175-9 .
  • Парди, Деннис; Гласс, Джонатан Т. (1984). «Литературные источники по истории Палестины и Сирии: Марийский архив». Библейский археолог . 47 (2). Американские школы восточных исследований. ISSN   2325-534X .
  • Петтинато, Джованни (1981). Архивы Эблы: империя, написанная на глине . Даблдэй. ISBN  978-0-385-13152-0 .
  • Питард, Уэйн Т. (2001) [1998]. «До Израиля: Сирия-Палестина в бронзовом веке». В Кугане, Майкл Дэвид (ред.). Оксфордская история библейского мира (переработанная редакция). Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-513937-2 .
  • Подани, Аманда Х. (2010). Братство королей: как международные отношения сформировали древний Ближний Восток . Издательство Оксфордского университета. ISBN  978-0-19-979875-9 .
  • Портер, Энн (2012). Мобильное скотоводство и формирование ближневосточных цивилизаций: сплетение общества . Издательство Кембриджского университета. ISBN  978-0-521-76443-8 .
  • Риль, Симона; Пустовойтов Константин; Дорнауэр, Арон; Саллабергер, Вальтер (2013). «Трансформации сельскохозяйственной системы среднего и позднего голоцена в Северном плодородном полумесяце: обзор археоботанических, геоархеологических и филологических данных». В Гиозане, Ливиу; Фуллер, Дориан К.; Николл, Кэтлин; Флад, Роуэн К.; Клифт, Питер Д. (ред.). Климат, ландшафты и цивилизации . Серия геофизических монографий. Том. ИИЦК. Американский геофизический союз. ISBN  978-0-87590-488-7 . ISSN   0065-8448 .
  • Ру, Жорж (1992) [1964]. Древний Ирак (3-е изд.). Пингвин Патнэм. ISBN  978-0-14-012523-8 .
  • Шоу, Ян (1999). «Мари». В Шоу, Ян; Джеймсон, Роберт (ред.). Словарь археологии . Джон Уайли и сыновья. ISBN  978-0-470-75196-1 .
  • Сикер, Мартин (2000). Доисламский Ближний Восток . Прегер. ISBN  978-0-275-96890-8 .
  • Саймонс, Марлиз (31 декабря 2016 г.). «Поврежденные войной сирийские культурные объекты вновь возродились во Франции» . Нью-Йорк Таймс . Проверено 6 января 2017 г.
  • Смит, Марк С. (1995). «Бог Аттар на Древнем Ближнем Востоке и его место в KTU 1.6 I». В Зевите, Сионии; Гитин, Сеймур; Соколофф, Майкл (ред.). Решение загадок и развязывание узлов: библейские, эпиграфические и семитические исследования в честь Джонаса К. Гринфилда . Айзенбрауны. ISBN  978-0-931464-93-5 .
  • Штиглиц, Роберт Р. (2002). «Обожженные короли Эблы». В Гордоне, Сайрус Герцль; Рендсбург, Гэри (ред.). Эблаитика: Очерки архивов Эблы и языка эблаитов . Том. 4. Айзенбрауны. ISBN  978-1-57506-060-6 .
  • Стромменгер, Ева (1964) [1962]. 5000 лет искусства Месопотамии . Перевод Хаглунд, Кристина. Гарри Н. Абрамс. OCLC   505796 .
  • Суриано, Мэтью Дж. (2010). Политика мертвых королей: династические предки в Книге царей и древнем Израиле . Том. 48. Мор Зибек. ISBN  978-3-16-150473-0 . ISSN   1611-4914 . {{cite book}}: |journal= игнорируется ( помогите )
  • Тейсье, Беатрис (1996) [1995]. Египетская иконография на сиро-палестинских цилиндрических печатях эпохи средней бронзы . Orbis Biblicus et Orientalis - Серия Archaeologica. Том. 11. Университетское издательство Фрибурга, Швейцария. ISBN  978-3-525-53892-0 . ISSN   1422-4399 .
  • Тетлоу, Элизабет Мейер (2004). Женщины, преступление и наказание в древнем праве и обществе: Древний Ближний Восток . Том. 1. Континуум. ISBN  978-0-8264-1628-5 .
  • Томпсон, Томас Л. (2007). «Свидетельство доброго короля: чтение стелы Меша». В Граббе, Лестер Л. (ред.). Ахав Агонист: Взлет и падение династии Омри . Т&Т Кларк Интернэшнл. ISBN  978-0-567-04540-9 .
  • Тинни, Стив; Новотны, Джейми; Робсон, Элеонора; Вельдхейс, Ник, ред. (2020). «Мари[1](СН)» . Оракк (Открытый корпус клинописи с богатыми аннотациями) . Руководящий комитет Oracc.
  • Ван Де Миеруп, Марк (2002). «Иностранные контакты и подъем элиты в раннединастической Вавилонии». В Эренберге, Эрика (ред.). Не оставляя камня на камне: очерки древнего Ближнего Востока и Египта в честь Дональда П. Хансена . Айзенбрауны. ISBN  978-1-57506-055-2 .
  • Ван Де Миеруп, Марк (2007) [2005]. Царь Вавилона Хаммурапи: Биография . Древние жизни Блэквелла. Том. 19. Издательство Блэквелл. ISBN  978-0-470-69534-0 .
  • Ван Де Миеруп, Марк (2011) [2003]. История Древнего Ближнего Востока ок. 3000 – 323 гг . до н.э. Блэквелл История древнего мира. Том. 6 (2-е изд.). Уайли-Блэквелл. ISBN  978-1-4443-2709-0 .
  • Ван дер Меер, Питер (1955) [1947]. Хронология Древней Передней Азии и Египта . Древние восточные документы и памятники. Том. 2 (2-е изд.). Брилл. ОСЛК   4727997 .
  • Ван дер Тоорн, Карел (1996). Семейная религия в Вавилонии, Угарите и Израиле: преемственность и изменения форм религиозной жизни . Исследования по истории Древнего Ближнего Востока. Том. 7. Брилл. ISBN  978-90-04-10410-5 . ISSN   0169-9024 .
  • Виолле, Пьер-Луи (2007) [2005]. Гидротехника в древних цивилизациях: 5000 лет истории . Монографии IAHR. Том. 7. Перевод Холли, Форрест М. CRC Press. ISBN  978-90-78046-05-9 .
  • Уолтон, Джон Х. (1990) [1989]. Древняя израильская литература в ее культурном контексте: обзор параллелей между библейскими и древними ближневосточными текстами . Издательство Зондерван. ISBN  978-0-310-36591-4 .
  • Воссинк, Арне (2009). Проблемы изменения климата: конкуренция и сотрудничество среди скотоводов и земледельцев в Северной Месопотамии (ок. 3000–1600 до н.э.) . Сайдстоун Пресс. ISBN  978-90-8890-031-0 .
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: ec1f4bef03452330cdf5a4fa049a8b62__1720884120
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ec/62/ec1f4bef03452330cdf5a4fa049a8b62.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mari, Syria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)