Банды

Гунгунум ( аккадский : 𒀭𒄖𒌦𒄖𒉡𒌝 , Д гу-ун-гу-ну-ум) — царь города-государства Ларса в южной Месопотамии , правивший с 1932 по 1906 год до нашей эры. [1] Согласно традиционному списку царей Ларсы, он был пятым королем, правившим городом, а в собственных надписях он идентифицирует себя как сына Самия и брата своего непосредственного предшественника Забая . Его имя — Аморрей , и происходит от слова Gungun, что означает «защита», «оборона» или «укрытие». [2]
За то время, пока Гунгунум занимал трон, Ларса превратился из города меньшей важности в мощного соперника Исину , доминирующей державе в южной Месопотамии с момента падения империи Ура III в 2002 году до нашей эры. 27-летнее правление Гунгунума также гораздо лучше задокументировано, чем правление его предшественников, поскольку у нас есть полный хронологический список всех его названий лет, а также четыре его королевские надписи. Это контрастирует с полным отсутствием названий лет предыдущего периода, что делает его правление переломным моментом с точки зрения понимания истории Ларсы и окружающего региона. [3]
Гунгунум был современником царей Липит-Иштара и Ур-Нинурты Исина. [4]
Царствование
[ редактировать ]Ранние годы и военные кампании против Элама
[ редактировать ]
Когда Гунгунум сменил своего брата Забайю в 1932 г. до н. э., Ларса, похоже, имел второстепенную силу на политической сцене Месопотамии. Однако Гунгунуму не потребовалось много времени, чтобы оставить свой след в политическом ландшафте региона, поскольку в его году отмечается, что он провел две военные кампании, направленные против Элама в начале своего правления . Первое из них произошло на третьем курсе, когда он напал и уничтожил Башиме . [5] Эламский регион, который, скорее всего, располагался вдоль иранского побережья Персидского залива от южного Хузестана на севере до Бушера на юге. [6]
Гунгунум продолжил эту победу, проведя еще одну кампанию на пятом году своего существования, на этот раз напав и разрушив Аншан , один из крупнейших и наиболее важных городов Элама. Хотя эти экспедиции, должно быть, принесли Гунгунуму огромные богатства и большой политический престиж, в остальном неизвестно, что могло побудить его предпринять эти восточные экспедиции. Одна из возможностей состоит в том, что Аншан поддерживал союз с Исином, поскольку известно, что такой союз был заключен за 45 лет до этого, когда король Исина Иддин-Даган выдал свою дочь замуж за правителя Аншана. [7] Если бы это было так, то кампании Гунгунума можно было бы рассматривать как успешную попытку освободить его восточный фланг, прежде чем напрямую бросить вызов региональному превосходству Исина.
Период после двух кампаний Гунгунума против Элама, кажется, был относительно спокойным, поскольку его последующие четырехлетние имена посвящены поддержанию городского бога Ларсы Уту , включая назначение новой верховной жрицы и введение большой медной статуи в Уту. святилище. [8]
Ур
[ редактировать ]Первым крупным успехом Гунгунума в борьбе против Исина стало завоевание Ура , старой имперской столицы империи Ур III, которая была частью владений Исина вскоре после ее падения под властью эламитских захватчиков в 2002 году до нашей эры. Хотя в письменных источниках не обнаружено прямых упоминаний о завоевании Гунгунума, названия годов в документах, найденных в Уре, ясно показывают, что контроль над городом перешел из рук в руки от Исина к Ларсе, поскольку те, кто принадлежал Липит-Иштару из Исина, внезапно уступили место тем, кто принадлежал Липит-Иштару из Исина. из Гунгунума. Точный год захвата Ура Гунгунумом не может быть определен с уверенностью, но найденные к настоящему времени названия годов позволяют предположить, что это произошло либо на седьмом, либо на десятом году его правления, то есть в 1926 или 1923 году до нашей эры. [9] Также с десятого года правления Гунгунума содержание названий его годов начинает относиться непосредственно к Уру, причем каждое название года между его десятым и четырнадцатым годами связано с религиозной деятельностью, происходящей в городе, включая введение двух стандартов в храме. о божестве-покровителе Ура Нанне и посвящении статуи, вероятно, самого Гунгунума, тому же божеству. [10] В результате не может быть никаких сомнений в том, что к этому времени Ур был полностью обеспечен царем Ларсы и что он пытался укрепить свою власть, развивая свои отношения с его главными божествами, их жрецами и высшими чиновниками. .

Завоевание Ура, должно быть, оказало значительное влияние на баланс сил между Исином и Ларсой. Контроль над старой имперской столицей был идеологическим краеугольным камнем претензий Исина на то, чтобы стать законным государством-преемником империи Ура III. [11] в то же время южное расположение Ура превратило город в торговый и экономический центр, связанный с торговыми сетями, проходящими через Персидский залив. [12] Хотя получение такой награды, должно быть, было большим триумфом для Гунгунума и его королевства, он, тем не менее, похоже, уважал целостность установленных институтов Ура, несмотря на тот факт, что многими из них управляли сотрудники, назначенные королями Исина. Об этом свидетельствует название года его 13-го года, которое описывает назначение ранее назначенной Эннинсунци , дочери недавно умершего короля Липит-Иштара Исина, верховной жрицей в храме Нин-гублага . Кроме того, мы знаем, что Энанатума , верховная жрица Нанны и дочь предшественницы Липит-Иштара Ишме-Дагана , осталась на посту главного религиозного авторитета Ура при Гунгунуме и даже посвятила ему несколько религиозных зданий. [13]
Есть и другие упоминания о военных столкновениях между Ларсой и Исином в период, когда Ур попал под сюзеренитет Ларсы. К ним относятся два литературных письма, предположительно представляющие собой обмен мнениями между Липит-Иштаром из Исина и его генералом Нанна-киагом, в которых последний просит короля о подкреплении, чтобы остановить продвижение Гунгунума и его войск, которые «встали на путь дом» и угрожают захватить несколько водных путей. [14] При условии, что содержание этих писем относится к реальным событиям, они еще раз демонстрируют высокий уровень конфликта между Гунгунумом и Липит-Иштаром в то время, когда оба этих короля управляли своими городами. Эти антагонистические отношения между двумя городами сохранялись после смерти Липита-Иштара в 1924 г. до н. э. и прихода к власти его преемника Ур-Нинурты, хотя, похоже, время от времени случались моменты разрядки, как, например, в двух известных случаях, когда Гунгунум позволил своему недавно взошедшему на трон коллеге в Исине отправить свои подношения в Нингала в Уре. храм [15]
Кисурра и тихие средние годы
[ редактировать ]Еще один населенный пункт, который, похоже, перешел из рук в руки примерно в то же время, — это Кисурра , город скромных размеров, расположенный всего в 20 км к юго-востоку от Исина. [16] вероятно, это было частью владений Исина с момента распада империи Ура III. Однако никаких надписей или датированных документов длительного периода правления Исина обнаружено не было; вместо этого самый старый датированный документ, обнаруженный в Кисурре, носит название десятого года Гунгунума, то есть 1923 г. до н.э. Это означает, что король Ларсы, по всей вероятности, удерживал город в этом году, хотя невозможно определить, был ли это также год, когда он впервые захватил его, или это произошло в более ранний момент времени. Кисурра в любом случае недолго оставался под контролем Ларсы, так как название следующего года, обнаруженное в городе, относится к четвертому году правления Ур-Нинурты, т.е. 1921 г. до н.э., а это означает, что царь Исина, должно быть, провел контрнаступление, которое принесло Кисурра снова в его руках. [17]
После потери Кисурры правление Гунгунума, похоже, вошло в более спокойную фазу, по крайней мере, судя по названиям лет с 13 по 18 годы его правления, которые касаются только религиозных дел и строительства оросительных каналов и храмов. К ним относятся строительство храма Инанны в Ларсе на его 16-м году жизни и храма божества Лугалкидуна в Куталле , городе в непосредственной близости от Ларсы, на его 18-м году жизни. [18]
Мальгий, Урук и Ниппур
[ редактировать ]
Согласно названию 19-го года Гунгунума, то есть 1914 г. до н.э., король Ларсы уничтожил армию Мальгиума , «обезопасил придорожный дом» и «открыл источник горного канала» по повелению богов Ана , Энлиля. и Нанна. [19] Хотя трудно определить точный смысл двух последних утверждений, победа над Мальгием ясно указывает на северную кампанию вдоль Тигра со стороны Гунгунума, поскольку город Мальгиум располагался где-то на берегу этой великой реки между Машкан-Шапир и его впадение в реку Дияла дальше на север. [20] Этот регион расположен значительно северо-восточнее Исина, и вторжение Гунгунума в этот район показывает, что Ларса теперь обладал военным охватом, который простирался дальше на север, чем когда-либо прежде.
Название того же года представляет собой еще одно свидетельство расширения Ларсы под властью Гунгунума посредством ссылки на Ан, Энлиля и Нанну, которые являются титульными божествами Урука , Ниппура и Ура соответственно. Хотя к этому моменту власть Гунгунума в Уре была уже прочно установлена, упоминание двух других божеств указывает на то, что он мог захватить власть также в Уруке и Ниппуре. [21] В случае с Уруком, который расположен всего в 25 км к северо-западу от Ларсы, известно, что город ранее принадлежал Исину до правления Липит-Иштара. [22] Однако после смерти Липит-Иштара политический статус Урука становится крайне неопределенным, и существует явная вероятность того, что Гунгунуму, возможно, удалось подчинить город своей власти. Такой сценарий подтверждается также обнаружением кирпичей с именем Гунгунума в месте под названием Умм аль-Вавия. [23] который расположен в непосредственной близости от Урука и, возможно, может быть отождествлен с древним городом Дурум. [24] Эта близость короля Ларсы к самому порогу Урука еще больше увеличивает вероятность того, что он также контролировал и сам город.
Город же Ниппур, расположенный в 30 км к северу от Исина, отличался статусом святейшего места Месопотамии, где находился свой храм Энлиля, верховного божества шумерского и аккадского пантеона . По этой причине правление Ниппура имело значительный политический престиж, выражавшийся в практике, посредством которой царь, управлявший городом и тем самым получивший признание жречества Энлиля, мог претендовать на титул «царь Шумера и Аккада», что подразумевало символическое господство над Ниппуру. весь регион южной Месопотамии. [25] [26] Идеологическая важность Ниппура сделала бы его привлекательным призом для Гунгунума, и существует немало свидетельств, указывающих на его окончательный успех в отторжении священного города у Исина и включении его в свои владения. Помимо упоминания Энлиля в вышеупомянутом названии года, существует царская надпись, сделанная Гунгунумом всего через два года после победы над Мальгием, в которой он претендует на титул «царя Шумера и Аккада» (хотя ранее он ограничивался только титулом «царя Шумера и Аккада»). титул «царь Ура»); в то же время названия двух лет одного и того же периода относятся к серии строительных работ в местах, которые все были предварительно размещены. [27] в окрестностях Ниппура. Наконец, археологи в Ниппуре раскопали копии гимна, сочиненного Гунгунумом, в котором описывается, как знамя Нанны, божества-покровителя Ура, ведет процессию вотивных даров в храм Энлиля. Наличие рукописи этого гимна из Ларсы в святилище Энлиля позволяет предположить, что местное жречество приняло его в свой религиозный канон, что, скорее всего, произошло в период, когда в городе господствовал Гунгунум. [28]
Хотя все эти свидетельства позволяют почти с уверенностью утверждать, что Гунгунум правил Ниппуру, по крайней мере, с 19-летнего возраста, столь же очевидным кажется и то, что владычество Ларсы над священным городом длилось недолго. Это очевидно из двухлетних имен, принадлежащих Ур-Нинурте из Исина, которые убедительно указывают на то, что этому царю удалось вернуть Ниппур после периода, когда город был потерян для него; хотя имя иностранной державы, у которой он отвоевал Ниппур, не названо, вряд ли это могла быть какая-либо иная страна, кроме Ларсы. Однако, поскольку в настоящее время не существует полного хронологического списка названий годов Ур-Нинурты, невозможно определить, произошло ли завоевание Исином Ниппура при жизни Гунгунума или это произошло после его смерти в 1906 году до нашей эры. [29]
Консолидация, последние годы и смерть
[ редактировать ]Названия годов, последовавших за победой над Мальгием, предполагают период консолидации с упором на улучшение оборонительных укреплений на территории Ларсы. На 20-м году жизни Гунгунум построил новые великие городские ворота в Уре, а в следующем году он завершил строительство великой оборонительной стены, окружающей сам город Ларса. Это достижение он отметил вышеупомянутой царской надписью, в которой утверждается, что титул «царь Шумера и Аккада». Наконец, в названиях годов его 22-го и 23-го годов упоминаются строительные работы в укрепленном городе Даннум, рытье канала Ишартум и завершение строительства «великой стены» Ка-Гештин-ана, которая, возможно, располагалась недалеко от Ниппур. [30]
Более того, похоже, что Гунгунуму также удалось вернуть Кисурру примерно в это же время, поскольку в городе был найден документ, датированный годом его 23-летия. Неизвестно, как долго Кисурра оставался под властью Ларсы на этот раз, но в нескольких более поздних городских документах указаны неопознанные названия лет, относящиеся к смерти Гунгунума. Это указывает на то, что его личность оставалась ориентиром для местного правительства Кисурры до самого конца его правления, независимо от того, подчинялась ли местная администрация напрямую Ларсе или была передана местной королевской династии, утвердившейся где-то около 1900 года. до нашей эры. [31]
Все названия лет пяти последних лет правления Гунгунума касаются вопросов религиозной деятельности и ирригационных работ. За это время старый король построил храм богини Нинисины в Ларсе и вылепил серебряную статую для храма Нанны в Уре, а также вырыл канал Ба-у-хе-гал возле Гирсу . Таким образом, Гунгунум, похоже, завершил свое правление на мирной ноте, превратив Ларсу из относительно небольшого государства в региональную державу, которая раз и навсегда сломила гегемонию Исина. После смерти Гунгунума на троне Ларсы его сменил Аби-саре , точное родство которого с его предшественником неясно, поскольку доступные источники не указывают на семейную связь. Тем не менее, преемственность, по-видимому, была четко организованной и без нарушений, о чем свидетельствует тот факт, что ряд королевских чиновников остались на своих старых должностях при новом короле и продолжали свою службу без перерывов. [32]
Список литературы
[ редактировать ]- ↑ Согласно так называемой средней хронологии Древнего Ближнего Востока, которая в последнее время подтвердилась как более или менее правильная. См. Мэннинг С.В., Григгс С.Б., Лоренцен Б., Барьямович Г., Рэмси С.Б., Кромер Б. и др. (2016) Интегрированные временные рамки высокого разрешения с древовидными кольцами и радиоуглеродом для решения месопотамской хронологии раннего второго тысячелетия до нашей эры . PLoS ONE 11(7): e0157144. doi:10.1371/journal.pone.0157144
- ^ Фицджеральд 2002, с. 37-38
- ^ Фицджеральд 2002, с. 38
- ^ Фицджеральд 2002, с. 159–160
- ^ Фицджеральд 2002, с. 38-39
- ^ Стейнкеллер 1982, стр. 240–243.
- ^ Фицджеральд 2002, с. 39
- ^ Фицджеральд 2002, с. 39
- ↑ Документ с названием года седьмого года Гунгунума был найден в Уре, но поскольку название этого года идентично названию года, обозначающего царя Аби-саре 11-го года правления Ларсы (т. е. 1895 г. до н. э.), вполне возможно, что он скорее принадлежит вместо этого королю. С другой стороны, название десятого года Гунгунума определенно засвидетельствовано в Уре. См. Чарпен 2004, с. 71, сноска 223
- ^ Фицджеральд 2002, с. 40-41
- ^ Макинтош 2005, с. 84
- ^ Чарпен 2004, с. 72
- ^ Фицджеральд 2002, с. 41-42
- ^ Фицджеральд 2002, с. 42-44
- ^ Чарпен 2004, с. 72
- ^ Чарпен 2004, с. 74
- ^ Тыборовский 2012, с. 252
- ^ Фицджеральд 2002, с. 42
- ^ Фицджеральд 2002, с. 42
- ^ Брайс 2009, с. 441
- ^ Фицджеральд 2002, с. 42
- ^ Фрейн 1990, с. 439
- ^ Чарпен 2004, с. 72
- ^ Михаловский 1977, с. 88. Но см. Verkinderen (2006) об альтернативном местоположении Durum.
- ^ Брайс 2009, с. 512
- ^ Ван Де Миеруп 2015, с. 96
- ^ Строительные работы, о которых идет речь, включают строительные работы в укрепленном городе Дуннум и рытье так называемого канала Ишартум на 22-м году правления Гунгунума, а также завершение «великой стены» Ка-Гештин-ана на 23-м году его правления. См. Фрейн 1992, с. 29 и далее и стр. 41
- ^ Фрейн 1998, с. 27-28
- ^ Фрейн 1998, с. 28
- ^ Фицджеральд 2002, с. 44. См. также сноску №. 27
- ^ Тыборовский 2012, с. 252–254
- ^ Фицджеральд 2002, с. 45-46
Литература
[ редактировать ]- Брайс, Тревор . Справочник Рутледжа по народам и местам древней Западной Азии: от раннего бронзового века до падения Персидской империи . Тейлор и Фрэнсис, 2009. ISBN 0-415-39485-6 .
- Шарпен, Доминик . Политическая история аморейского Ближнего Востока (2002–1595 гг.) в Orbus Biblicus et Orientalis 160/4: Месопотамия. Die altbabylonische Zeit. Academic Press, Фрибург и Vandenhoek & Ruprecht, Геттинген, 2004.
- Кроуфорд, Харриет . Ур: Город Лунного Бога . Издательство Блумсбери, 2015. ISBN 1-4725-3169-8 .
- Фицджеральд, Мадлен Андре. Правители Ларсы. Архивировано 21 октября 2012 г. в Wayback Machine . Диссертация Йельского университета, 2002 г.
- Фрейн, Дуглас. Древневавилонский период (2003–1595 гг. до н.э.). Том 4, Царские надписи Месопотамии: ранние периоды . Университет Торонто Пресс, 1990. ISBN 0-8020-5873-6 .
- Фрейн, Дуглас. Раннединастический список географических названий . Американский восточный сериал, Том. 74. Американское восточное общество, 1992.
- Фрейн, Дуглас. Новый взгляд на правление Ишме-Дагана . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том 88, выпуск 1 (январь 1998 г.).
- Михаловский, Петр. Дурум и Урук в период Ура III . Месопотамия, Том. 12 (1977).
- Штейнкеллер, Петр. Вопрос о Мархаши: вклад в историческую географию Ирана в третьем тысячелетии до нашей эры . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том 72, выпуск 1 (январь 1982 г.).
- Тыборовский, Витольд. Новые таблички из Кисурры и хронология Центральной Вавилонии в ранне-старовавилонский период . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии, том 102, выпуск 2 (декабрь 2012 г.).
- Ван Де Миеруп, Марк. История Древнего Ближнего Востока . Джон Уайли и сыновья, 2015. ISBN 978-1-118-71816-2 .
- Веркиндерен, Питер. Топонимы бадки и бад.анки . Аккадика, Том. 127, № 2 (2006).