Jump to content

Сельское хозяйство в Сирии

Несмотря на кризис в Сирии, сельское хозяйство остается ключевой частью экономики. На этот сектор по-прежнему приходится около 26 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) и он представляет собой важнейшую систему защиты для 6,7 миллионов сирийцев, включая внутренне перемещенных лиц, которые все еще остаются в сельских районах. Однако сельское хозяйство и средства к существованию, которые от него зависят, понесли огромные потери.. Сегодня производство продуктов питания находится на рекордно низком уровне, и около половины оставшегося в Сирии населения не в состоянии удовлетворить свои ежедневные потребности в продовольствии. [1]

До середины 1970-х годов сельское хозяйство в Сирии было основным видом экономической деятельности в Сирии . При обретении независимости в 1946 году сельское хозяйство (включая мелкое лесное хозяйство и рыболовство ) было наиболее важным сектором экономики, а в 1940-х и начале 1950-х годов сельское хозяйство было самым быстрорастущим сектором. Богатые купцы из городских центров, таких как Алеппо, инвестировали в освоение земель и ирригацию. Быстрое расширение посевных площадей и рост производства стимулировали остальную экономику. Однако к концу 1950-х годов осталось мало земли, которую можно было легко возделывать. В 1960-е годы сельскохозяйственное производство стагнировало из-за политической нестабильности и земельной реформы . Между 1953 и 1976 годами вклад сельского хозяйства в ВВП увеличился (в постоянных ценах) всего на 3,2%, что примерно соответствует темпам роста населения. С 1976 по 1984 год рост сельского хозяйства снизился до 2% в год, а его значение в экономике снизилось, поскольку другие отрасли росли более быстрыми темпами.

В 1981 году, как и в 1970-е годы, 53% населения по-прежнему относилось к сельским , хотя переселение в города продолжало ускоряться. Однако, в отличие от 1970-х годов, когда 50% рабочей силы было занято в сельском хозяйстве, к 1983 году в сельском хозяйстве было занято только 30% рабочей силы. Более того, к середине 1980-х годов необработанная сельскохозяйственная продукция составляла лишь 4% экспорта, что эквивалентно 7% ненефтяного экспорта. Промышленность, торговля и транспорт по-прежнему зависели от сельскохозяйственной продукции и связанного с ней агробизнеса , но доминирующее положение сельского хозяйства явно подорвано. К 1985 году вклад сельского хозяйства (включая небольшое лесное хозяйство и рыболовство) в ВВП составил лишь 16,5% по сравнению с 22,1% в 1976 году.

К середине 1980-х годов сирийское правительство приняло меры по оживлению сельского хозяйства. В инвестиционном бюджете 1985 года резко увеличились ассигнования на сельское хозяйство, включая мелиорацию земель и ирригацию . Возобновление обязательств правительства по развитию сельского хозяйства в 1980-х годах путем расширения культивирования и расширения орошения обещало более яркие перспективы сирийскому сельскому хозяйству в 1990-е годы.

Во время гражданской войны в Сирии сельскохозяйственный сектор стал свидетелем падения производства всех видов товаров, таких как пшеница, хлопок и оливки. [2] из-за отсутствия безопасности и иммиграции сельскохозяйственной рабочей силы, [3] особенно в провинциях Аль-Хасака и Алеппо .

Водные ресурсы

[ редактировать ]

Вода является дефицитным ресурсом в Сирии, как и на всем Ближнем Востоке, но Сирии повезло больше, чем многим другим странам. Достаточное количество осадков способствует выращиванию сельскохозяйственных культур в « Плодородном полумесяце» — дуге с юго-запада, недалеко от границы с Израилем и Ливаном , простирающейся на север до турецкой границы и на восток вдоль этой границы с Ираком . Другая основная зона возделывания находится вдоль Евфрата и его основных притоков и зависит от орошения.

Наибольшее количество осадков выпадает вдоль побережья Средиземного моря и в горах внутри страны, при этом ограниченная лесная деятельность Сирии сосредоточена на возвышенностях этих гор. Количество осадков резко уменьшается по мере продвижения к востоку от гор, параллельных побережью, и к югу от турецкой границы. Район возделывания земель с юго-запада (и востока от прибрежных гор) на северо-восток в основном полузасушливый, с годовым количеством осадков от 300 до 600 миллиметров. В районах к югу и востоку от дуги ежегодно выпадает менее 300 миллиметров осадков, что делает эту землю засушливой. В части этого засушливого пояса растут трава и грубая растительность, пригодная для ограниченного выпаса скота, а остальная часть представляет собой пустыню, не имеющую особой сельскохозяйственной ценности.

Осадки выпадают в основном с октября по май. Без орошения сбор урожая заканчивается к зиме, когда климат очень жаркий и засушливый. Более того, количество осадков и сроки их выпадения значительно варьируются от года к году, что делает неорошаемое земледелие чрезвычайно рискованным. Когда дожди идут поздно или недостаточно, фермеры даже не сажают урожай. Последующие годы засухи не являются чем-то необычным и наносят ущерб не только фермерам, но и всей остальной экономике. В середине 1980-х годов около двух третей сельскохозяйственной продукции (растения и животноводства) зависело от осадков.

Орошение

[ редактировать ]

Расширение и улучшение ирригации могло бы существенно повысить производительность сельского хозяйства. Например, в 1985 году из-за расширения орошения объем сельскохозяйственного производства в Сирии вырос на 10% по сравнению с засушливым урожаем 1984 года. Урожайность орошаемых полей была в несколько раз выше, чем на богарных полях, и многие орошаемые площади могли вырасти. более одного урожая в год. Однако развитие ирригационных систем является дорогостоящим и трудоемким процессом.

Основной ирригационный потенциал Сирии находится в долине реки Евфрат и двух ее основных притоков, рек Балих и Хабур , в северо-восточной части страны. Евфрат — крупнейшая река в Юго-Западной Азии , берущая начало в Турции, где относительно сильные дожди и снегопады обеспечивают сток большую часть года. Река течет на юго-восток через засушливое сирийское нагорье в Ирак, где впадает в реку Тигр незадолго до впадения в Персидский залив . Помимо Сирии, и Турция, и Ирак используют плотины на Евфрате для гидроэлектростанций , контроля воды , ее хранения и ирригации. В середине 1980-х годов эти три страны использовали около половины годового стока реки Евфрат.

Сирийцы уже давно используют Евфрат для орошения, но, поскольку основные системы были разрушены много веков назад, сейчас они лишь ограниченно используют поток реки. В середине 1980-х годов на реку Евфрат приходилось более 85% ресурсов поверхностных вод страны, но ее воды использовались лишь примерно на две пятых (200 000 гектаров) земель, которые тогда находились под орошаемым возделыванием. В 1984 г. около 44% орошаемых земель все еще использовали воду из колодцев. После Второй мировой войны было проведено несколько проектных исследований, а в 1960-х годах Советский Союз согласился предоставить финансовую и техническую помощь для строительства плотины Табка , крупной гидроэлектростанции, а также частей крупного ирригационного проекта Евфрата.

Плотина, расположенная в Аль-Тауре , недалеко вверх по реке от города Ракка , представляет собой земляную насыпь , имеет высоту 60 метров и длину четыре с половиной километра. Строительство началось в 1968 году, и работы были практически завершены к 1978 году. Плотина Рабка была закрыта в 1973 году, когда начало заполняться озеро Асад , искусственное озеро за плотиной. Озеро Асад длиной около 80 километров имеет среднюю ширину около 8 километров и вмещает почти 12 миллиардов кубических метров воды. Электростанция имеет восемь турбин мощностью по 100 мегаватт для производства электроэнергии и линий электропередачи в Алеппо . До 1983 года электростанция работала на 65% мощности, вырабатывая 2500 мегаватт в год, или около 45% электроэнергии Сирии. В 1986 году электростанция работала лишь на 30–40% мощности из-за низкого уровня воды в озере Асад. Однако были предусмотрены условия для будущего строительства, чтобы увеличить высоту плотины, увеличить пропускную способность озера Асад примерно на 10% и увеличить количество турбин. В 1984 году из-за разочаровывающей работы плотины правительство изучило возможность строительства второй плотины выше по течению от Аль-Саура между Эш-Шаджарой, расположенной на северной окраине озера Асад, и Джарабулус , расположенный недалеко от турецкой границы. Конечная цель ирригационного проекта Евфрата – обеспечить к 2000 году 640 000 гектаров обрабатываемых земель, что фактически удвоит площадь орошаемых земель Сирии в середине 1970-х годов. В 1978 году наблюдатели считали, что от 20 000 до 30 000 гектаров земли были орошены и что были построены новые дома, дороги и фермы для 8 000 фермеров, перемещенных в результате создания озера Асад. В начале 1980-х годов сирийские официальные лица ожидали завершения орошения примерно на 50 000–100 000 гектаров в бассейне Евфрата, причем ежегодно после этого планировалось завершать орошение примерно 20 000 гектаров. Четвертый пятилетний план фактически предусматривал к концу плана орошать дополнительно 240 000 гектаров. Однако в 1984 году статистика сирийского правительства показала, что на самом деле орошалось только 60 000 гектаров. Через десять лет после своего запуска в рамках ирригационного проекта Евфрата было орошено лишь около 10% от его долгосрочной цели.

Разнообразие сложных, взаимосвязанных проблем препятствовало реализации намеченных целей ирригации. Технические проблемы с гипсовыми недрами , которые привели к обрушению оросительных каналов , оказались более неприятными, чем предполагалось вначале. Большой перерасход средств на некоторые ирригационные проекты сделал их намного дороже запланированных и создал трудности с финансированием дополнительных проектов. Более того, для реализации этих крупных ирригационных проектов потребовалось несколько лет, прежде чем инвестиции начали окупаться. Были также сомнения относительно того, можно ли переманить фермеров обратно из городских районов или переманить их из более густонаселенных сельскохозяйственных районов в малонаселенную долину Евфрата. Еще одна сложность заключается в том, что стока Евфрата недостаточно для ирригационных нужд трех стран — Турции, Ирака и Сирии, которые делят эту реку. В 1962 году начались переговоры о распределении воды Евфрата, которые спорадически продолжались на протяжении 1970-х и начала 1980-х годов, но острые отношения между Сирией и Ираком помешали окончательным соглашениям. Фактически, в 1978 году, когда Сирия начала заполнять озеро Асад и вода в Ирак значительно сократилась, две страны едва не вступили в войну. Кроме того, использование Турцией вод Евфрата для своих Плотина Кебан уверяет, что уровень воды в озере Асад останется низким. Эта проблема, несомненно, сохранится и в 1990-е годы, когда Турция завершит строительство плотины Ататюрк .

К 1987 году по всей стране продолжались многочисленные ирригационные проекты Евфрата и дополнительные ирригационные проекты, но что было достигнуто, было неясно. Проекты, начатые в 1980-х годах, включали орошение 21 000 гектаров в пилотном проекте района Ракки, 27 000 гектаров, рекультивированных в рамках промежуточного проекта Евфрата, и около половины участка площадью 21 000 гектаров, рекультивированного при советской помощи в районе Масканы . Существовали также крупные ирригационные схемы, охватывающие 130 000 гектаров в проекте Маскана , долины Габ и равнин Алеппо . Кроме того, Сирия завершила строительство небольшой регулирующей плотины с тремя турбинами мощностью по семьдесят мегаватт примерно в двадцати пяти километрах ниже по течению от Табаки. В середине 1980-х годов продолжались работы на плотине Баас , расположенной в двадцати семи километрах от Евфратской плотины, а плотина Тишрин на реке Кабир-аш-Шамали недалеко от Латакии перешла от стадии планирования к стадии реализации. Правительство также планировало построить на реке целых три плотины. Река Хабур на северо-востоке Сирии и более эффективно использовать воды реки Ярмук на юго-западе Сирии. Иностранные подрядчики выполнили большинство этих крупных проектов развития. Советы и румыны были особенно активны в ирригационных схемах в рамках своих программ экономической помощи. Французские, британские, итальянские и японские фирмы, Всемирный банк , а также фонды помощи развитию Саудовской Аравии и Кувейта принимали активное участие в финансировании и реализации этих проектов.

В 1980-е годы существовал хороший потенциал для расширения и улучшения ирригации в западной части Сирии. Правительство добилось экономических результатов, используя небольшие водохранилища, в которых собирались зимние стоки, в дополнение к неорошаемому земледелию и для обеспечения некоторого летнего орошения. Небольшие площади для хранения воды из колодцев и родников позволяли проводить дополнительное орошение. Фермеры, однако, еще не прибегли к спринклерным системам или капельному орошению, которые позволили бы значительно сократить количество воды, необходимой для выращивания сельскохозяйственных культур.

Землепользование

[ редактировать ]

Большая часть страны засушлива, с небольшой растительностью. В 1984 г. почти 20% территории относились к пустыне, а еще 45% - к степи и пастбищам, хотя ее пастбищные возможности были очень ограничены. Менее 3% земель было засажено деревьями, и только часть из них имела коммерческое значение. Посевные земли составили 33% от общей площади. В 1984 году было обработано 91,7% всей посевной площади в 6,17 млн ​​га.

Основное расширение посевных площадей произошло в 1940-х и 1950-х годах. Большая часть расширения была результатом инвестиций богатых городских торговцев. Их нововведения включали широкомасштабное использование сельскохозяйственной техники , насосов и ирригации, где это возможно, а также иные механизмы владения сельскохозяйственными операторами, чем те, которые использовались в других частях страны. Но усилия купцов Алеппо и других торговых центров в значительной степени исчерпали потенциал освоения новых земель. Площадь посевов (6,9 млн га) и орошаемых земель (760 тыс. га) достигла пика в 1963 году и с тех пор значительно сократилась. В 1984 году под возделыванием находилось около 5,7 миллиона гектаров, из них 618 000 орошалось.

Мнения о причинах сокращения посевных и орошаемых площадей после 1963 года расходятся. Некоторые наблюдатели говорят, что введенные в обработку окраинные земли через несколько лет оказались нерентабельными и были заброшены. Другие утверждают, что купцы-застройщики использовали эксплуататорские методы, которые в конечном итоге снизили продуктивность почвы. Третьи наблюдатели винят в этом меры земельной реформы, которая совпала с сокращением посевных и орошаемых площадей. Каждая точка зрения, вероятно, в некоторой степени обоснована.

В будущем расширение посевных площадей будет медленным и дорогостоящим. Хотя ирригационные проекты Евфрата дадут воду для обработки дополнительных земель, рост будет частично компенсирован потерей пахотных земель из-за расширения городов , дорог и других объектов для растущего населения. После неутешительных результатов ирригационных проектов Евфрата в середине 1980-х годов правительство начало развивать неорошаемое земледелие, чтобы компенсировать потенциальные неудачи в схеме Евфрата. Инвестиции в дренаж также потребуются для поддержания культивирования на некоторых орошаемых территориях, которые в настоящее время страдают от заболачивания или чрезмерного засоления .

Земельная реформа

[ редактировать ]

Сельское хозяйство было основным видом экономической деятельности Сирии до середины 1970-х годов. Это был самый значительный сектор экономики, когда Сирия получила независимость в 1946 году, а самый быстрый рост наблюдался в 1940-х и начале 1950-х годов. Знаменитые сирийские деятели вложили большие средства в ирригацию и освоение земель. Остальные отрасли экономики получили ускорение за счет быстрого роста обрабатываемых земель и повышения производительности. Однако к концу 1950-х годов политика земельных реформ привела к падению сельскохозяйственного производства. Доля сельского хозяйства в ВВП увеличилась лишь на 3,2% в период с 1953 по 1976 год. С 1976 по 1984 год рост замедлился до 2% в год. Таким образом, поскольку другие отрасли росли быстрее, чем сельское хозяйство, значение сельского хозяйства для экономики уменьшалось. [4] В 1950 году первая сирийская конституция установила ограничения на размер фермерских хозяйств, но необходимое имплементационное законодательство не было принято до 1958 года, после объединения Сирии и Египта. [5]

В 1959 году Объединенная Арабская Республика родилась , новое гибридное государство, объединившее Сирию и Египет под руководством одного национального лидера Насера . Хотя союз просуществовал всего три года, некоторые из принятых мер имели долгосрочные последствия для Сирии, включая сельское хозяйство. [6] Это происходит главным образом потому, что экологические и социальные условия Сирии отличались от условий Египта. [7] Ранее в Египте Насер проводил земельные реформы по типу оросительной системы. [8] В связи с этим земли были разделены на две категории по типу орошения. Когда две страны были объединены, Насер применил в Сирии ту же политику, которую он проводил ранее в Египте. Однако многие исследования показали, что такое разделение было недальновидным и неэффективным в Сирии, поскольку оно привело к обнищанию фермеров и, в конечном итоге, к разрушению сирийского сельского хозяйства. [9]

До 1958 года:

Сельскохозяйственная земля не распределялась, а зарабатывалась, покупалась или требовалась в соответствии с законом о наследстве. [10] Небольшой процент сельского населения владел большей частью сельскохозяйственных земель, в то время как большинство местных жителей были фермерами. Около 70% сельского населения не владело землей и зарабатывало на жизнь наемным трудом или издольством. Кроме того, 10-15% населения страны владели ограниченной собственностью площадью менее 10 гектаров. Крупные имения, принадлежавшие лишь 2,5% всех помещиков, контролировали почти 40% всех сельскохозяйственных земель. [11]

1958–1961

После того, как Сирия образовала Объединенную Арабскую Республику с Египтом в 1958 году, земельные реформы были проведены в Сирии по той же схеме, что и в Египте. Личное владение землей ограничивалось 80 га орошаемых земель и 300 га неорошаемых земель. Остальное личное имущество было экспроприировано государством. владельцам были установлены планы компенсации, рассчитанные на 75 лет. Однако первоначальные владельцы не получили полной компенсации. напротив, фермеры получали максимум 8 гектаров орошаемой или 30 гектаров неорошаемой земли на человека. [12]

1963–1966

Военный переворот Баас установил более жесткие ограничения на владение землей: максимум от 15 до 55 гектаров на человека для орошаемых земель и от 80 до 200 гектаров на человека для неорошаемых земель. Этот предел основывался на плодородии самой земли. Скорость экспроприации земли возросла настолько, что в конечном итоге был экспроприирован почти один миллион гектаров, а 240 000 гектаров были перераспределены за полтора года. [13]

1966–1970

После очередного военного переворота 1966 года земля, экспроприированная у крупных землевладельцев, больше не перераспределялась. Вместо этого земли стали государственной собственностью, на которой работают фермеры и не имеют прав собственности. Кроме того, государство определяло виды культур, которые будут сажать, обращаться с ними и продавать их. Особенно выращивают хлопок и пшеницу. [14]

1970–2000

В 1970 году Хафиз аль-Асад пришел к власти, когда аграрный сектор находился в стагнации. Стремление к государственной капиталистической экономике вынудило первоначальных владельцев земли покинуть страну или подвергнуться маргинализации. Вместо частного капитала государству пришлось вкладывать значительные средства в сельское хозяйство. Однако правительству не удалось заполнить пробел, оставленный первоначальными арендодателями. В результате Хафиз аль-Асад пригласил инвесторов обратно в Сирию. Помещикам было предложено снова начать инвестировать в государственные землевладения, в то время как государство занималось местными фермерами, имевшими мелкие земельные владения. [15] Стратегия земельных реформ Насера ​​была завершена в 1970-х годах. [16] Бывшие крупные поместья сократились в размерах, в то время как количество мелких землевладений увеличилось, что привело к фактическому обезлюживанию сельской местности, поскольку фермеры больше не получали поддержки со стороны правительства и не могли поддерживать непрерывный урожай. [17] В результате семьи фермеров начали покидать сельскую местность и мигрировать на окраины крупных городов, таких как Дамаск и Алеппо. [18] Катастрофические последствия политики земельных реформ для сельского хозяйства Сирии были вполне заметны к 1990-м годам. [19] Производство стратегических культур сильно субсидировалось. Однако правительство решило сократить субсидии на семена, химические удобрения и пестициды. Кроме того, тяжелая аграрная техника не субсидировалась, что свело к минимуму местное сельское хозяйство и привело к обеднению местных фермеров. [20]

Остальные фермеры оказались в полной зависимости от государственной поддержки, которая выражалась в кредитах, а также в поддержке семян и удобрений. Однако со временем урожайность сельского хозяйства и растениеводства деградировала. Деградация эффективного сельскохозяйственного сектора в Сирии, включая производительность и потенциал, может быть связана с национальными земельными реформами 1958 года, которые поддерживал режим Асада, но редко тщательно планировались с экономической и финансовой точки зрения. [21]

Роль правительства

[ редактировать ]

Участие правительства в сельском хозяйстве было минимальным до объединения Сирии с Египтом. Хотя государственное вмешательство в сельскохозяйственный сектор увеличилось после союза, правительство избегало прямого участия в выращивании сельскохозяйственных культур. В 1984 частные фермеры обрабатывали 74% посевных земель, кооперативы — 25%, общественные организации (в основном совхозы) — 1%.

Участие правительства возникло косвенно из мер социалистического преобразования в различных частях экономики и непосредственно из усилий правительства заполнить пустоту в деревне, вызванную земельной реформой. В качестве примера можно привести Сельскохозяйственный кооперативный банк , частный банк, основанный в восемнадцатом веке, но унаследованный социалистическим режимом, в середине 1960-х годов стал единственным источником прямых производственных кредитов фермерам. Банк имел ограниченные средства и почти полностью ограничился краткосрочным финансированием, основная часть которого доставалась производителям хлопка . Часть кредитов была в натуральной форме — в основном семена, пестициды и удобрения по субсидированным ценам. Хотя банк казался эффективным, в 1960-х и начале 1970-х годов не было достаточно кредитов для фермеров, которые не выращивали хлопок, а также для долгосрочных кредитов на такие нужды, как оборудование или капитальное улучшение. В середине 1970-х годов приток средств в банк увеличился, что позволило ему расширить кредитование сельскохозяйственного сектора. Банк стал важным фактором, влияющим на формирование производственных решений фермеров, особенно в области производства хлопка.

В 1960-х годах были созданы государственные организации по сбыту основных сельскохозяйственных товаров. Организация по сбыту хлопка , как отмечалось, обладала полной монополией. Организации по производству табака и сахарной свеклы имели закупочные монополии, устанавливали закупочные цены для ферм и контролировали переработку и сбыт своих соответствующих товаров. Организация по зерну устанавливала цены, закупала часть излишков у фермеров и контролировала сбыт остальной части через частных дилеров. Правительство также установило цены на ряд других сельскохозяйственных товаров, большую часть импорта и многие потребительские товары.

Некоторые экономисты отчасти объясняют стагнацию в сельском хозяйстве установлением правительством цен на сельскохозяйственную продукцию. Цены на сельскохозяйственную продукцию оставались неизменными в течение длительного периода времени и к 1970-м и 1980-м годам были довольно низкими по сравнению с мировыми ценами. Результатом стала некоторая контрабанда сельскохозяйственной продукции для продажи в Турции, Ираке и Ливане, а также некоторый черный маркетинг контролируемых товаров. Ценообразование также не было скоординировано для достижения сельскохозяйственных целей. Хотя Министерство сельского хозяйства пыталось заставить фермеров увеличить производство пшеницы , желание правительства сохранить низкие цены на основные продукты питания для городских потребителей привело к низким ценам на зерно для фермеров. Министерство также призвало фермеров перевести орошаемые площади с хлопка на пшеницу, одновременно с тем, что фермерская цена на хлопок была повышена по сравнению с ценой на пшеницу.

Понимая проблемы, чиновники предприняли усилия по совершенствованию ценовой политики. К 1977 году цены, выплачиваемые фермерам, существенно выросли, и предпочтение отдавалось зерну и некоторым техническим культурам, а не хлопку. Фактически, цены 1977 года (в пересчете на доллары по официальному обменному курсу), которые платили фермерам за пшеницу, соевые бобы и сахарную свеклу, были значительно выше (более 100 процентов за пшеницу), чем цены, которые платили американским фермерам за эту продукцию. В 1985 году правительство вновь повысило закупочные цены на ряд сельскохозяйственных культур. цены на твердую пшеницу выросли на 9 процентов, мягкую пшеницу - на 14 процентов, красную чечевицу - на 13 процентов, белую чечевицу - на 18 процентов и ячмень - По сравнению с предыдущим годом на 22 процента.

Когда была введена земельная реформа, те, кто получал экспроприированную или государственную землю, были обязаны вступать в фермерские кооперативы . Ожидалось, что кооперативы обеспечат организацию, методы, кредит и совместное использование техники, чтобы заменить и расширить функции, выполняемые землевладельцами и управляющими крупными поместьями. Индивидуализм сирийских фермеров и отвращение к кооперативам могут объяснить их очевидное предпочтение арендовать землю у правительства, а не покупать землю и вступать в кооператив. Независимо от того, было ли причиной неприятие фермеров или неспособность правительства организовать и укомплектовать кооперативы, как предполагают некоторые экономисты, кооперативное движение росло медленно до начала 1970-х годов, но затем ускорилось. В 1976 г. насчитывалось 3385 сельскохозяйственных кооперативов с 256 000 членов — более чем вдвое больше, чем в 1972 г. К 1984 г. насчитывалось 4050 сельскохозяйственных кооперативов с 440 347 членами. Статистика не делает различия между кооперативами фермеров, получающих экспроприированную или государственную землю, и добровольными кооперативами постоянных землевладельцев.

Чиновники ожидали, что кооперативы в конечном итоге смягчат, если не устранят, две серьезные сельскохозяйственные проблемы. Во-первых, фермеры, как правило, специализировались на определенных культурах, не практикуя севооборот . значительные объемы пахотных земель оставались под паром Во-вторых, ежегодно . В 1970-х годах государственные специалисты по распространению знаний и кооперативы настоятельно призывали фермеров чередовать посевы таким образом, чтобы поддерживать плодородие почвы и избегать оставления обрабатываемых полей под паром. Ожидалось также, что кооперативы будут способствовать использованию техники после того, как земельная реформа сократила средний размер ферм, частично за счет кооперативной собственности на оборудование, а частично за счет объединения небольших участков в экономичный блок, который затем будет обрабатываться как единая единица в севообороте. . К 1986 году не было ясно, каких успехов добились кооперативы в севообороте или механизации, но статистика показала ускоренное использование сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственном секторе после войны в октябре 1973 года .

Растениеводство и производство

[ редактировать ]
Товар Производство в
Тонны (2013) [22]
Орошаемая пшеница 2,186,788
Коровье молоко 1,527,993
Цитрусовые 1,250,725
Неорошаемая пшеница 995,323
Оливковое масло 842,098
Неорошаемый ячмень 815,981
Овечье молоко 684,578
Картофель 441,718
Сахарная свекла 316,855
Виноград 306,736
Помидоры 273,009
Яблоко 256,614
Хлопок 169,094
Баранина 163,874
Козье молоко 144,371
Чечевица 129,370
Желтая кукуруза 109,145
Куриное мясо 107,519
Орошаемый ячмень 94,939
Миндаль 83,229
Абрикос 65,272
вишня 62,373
Фисташковый 54,516
Нут 53,022
инжир 46,443
Бобы 30,990
Табак 15,817
Козье мясо 13,744
Рыба 7,465
Ладонь 4,039
Мед 2,896
Что-нибудь 166

Поскольку только около 16% посевных площадей орошалось, продукция сельского хозяйства (как растительного, так и животного происхождения) сильно зависела от количества осадков. Большие различия в количестве и времени выпадения осадков могут немедленно вызвать очень существенные изменения в посевных площадях, урожайности и производстве, но влияние на домашний скот менее предсказуемо. Когда засуха необычайно сильная или продолжительная, потеря животных может привести к снижению продуктивности животноводства на несколько лет. В 1984 на долю продукции растениеводства приходилось 72% стоимости сельскохозяйственной продукции; скот и продукты животноводства - 28 процентов. Только домашний скот, не считая таких продуктов, как молоко, шерсть и яйца, составлял 11 процентов от общего объема.

В 1984 году продукция растениеводства составила 13,6 миллиардов LS . Министерство сельского хозяйства США (USDA) оценило производство Сирии в 1985 году в 1,1 миллиарда долларов США. Зерновые составляли 15 процентов в стоимости общего производства сельскохозяйственных культур в 1984 году по сравнению с 41 процентом в 1974 году. Технические культуры оставались 20 процентами от общего объема. Фрукты выросли с 15 до 25 процентов от общего объема, а овощи - с 16 до 35 процентов. В 1984 году зерно по-прежнему было засеяно на 66 процентах обрабатываемых земель, что соответствует показателю середины 1970-х годов.

Колебания количества осадков привели к серьезным изменениям в производстве сельскохозяйственных культур на протяжении 1980-х годов. В 1980 году пшеница была засеяна на площади 1,4 миллиона гектаров, что дало урожай 2,2 миллиона тонн — самый большой урожай пшеницы с начала 1960-х годов. В 1984 году пшеница, засеянная на 1,1 млн га, произвела всего 1,1 млн тонн. В 1980 и 1984 годах ячмень был засеян на 1,2 миллиона гектаров, но производство упало с 1,6 миллиона тонн в 1980 году, пиковом году, до 303 500 тонн в 1984 году, что свидетельствует о влиянии засухи на дождевые культуры. В 1985 году урожай пшеницы и ячменя увеличился до 1,7 миллиона тонн и 740 000 тонн соответственно. В 1984 году Сирия вырастила рекордные 60 000 тонн кукурузы.

Ранее стагнация сельскохозяйственного производства означала прежде всего стагнацию производства зерна. Вместо экспорта пшеницы в 1980-е годы Сирия стала нетто-импортером. В 1985 году Сирия импортировала 1,4 миллиона тонн пшеницы на сумму более 800 миллионов турецких лир. Кроме того, импорт зерновых вырос с 368 миллионов сирийских фунтов в 1982 году до 1,6 миллиардов сирийских фунтов в 1984 году, что составляет 56 процентов от суммы импорта продовольствия в том году в 2,85 миллиарда сирийских фунтов.

В 1970-е и 1980-е годы правительство поощряло увеличение производства зерна, предоставляя улучшенные высокоурожайные семена, повышая цены, выплачиваемые фермерам, и призывая перейти к выращиванию пшеницы на некоторых орошаемых землях, ранее засеянных хлопком. Его целью было поднять производство зерна хотя бы до уровня самообеспеченности, чтобы ослабить давление на платежный баланс. Начиная с конца 1970-х годов правительство проявляло повышенный интерес к совершенствованию неорошаемого земледелия и получило финансирование от Всемирного банка, Международного фонда сельскохозяйственного развития и Программы развития ООН для проекта стоимостью 76,3 миллиона долларов США по расширению производства продуктов питания и повышению стандартов производства продуктов питания . проживания в провинциях Дараа и Ас-Сувайда . Кроме того, сирийское сельское хозяйство выиграло от исследовательских проектов, реализуемых филиалом Международного центра сельскохозяйственных исследований в засушливых районах ( ИКАРДА ), расположенным недалеко от Алеппо. ИКАРДА помогла разработать Шам-1 твердую пшеницу и Шам-2 мягкую пшеницу , которые использовались сирийскими фермерами в середине 1980-х годов, и продемонстрировала в ходе своих исследований положительный эффект фосфорные удобрения для посевов ячменя в засушливых районах, побуждая правительство рассмотреть возможность изменения сельскохозяйственной стратегии.

В 1980-е годы овощи и фрукты демонстрировали самые высокие темпы роста среди различных культур, хотя и начинались с низкой базы. Урбанизация и рост доходов стимулировали выращивание этой продукции, которая также, как правило, освобождалась от официального контроля цен. Фрукты и овощи выращивались в основном на северо-западе и прибрежной равнине на орошаемых полях, где количество осадков и грунтовых вод было наибольшим. Однако Сирия значительно отставала от Ливана в выращивании фруктов и овощей на аналогичной территории, а сезонные фрукты постоянно ввозились контрабандой из Ливана в 1980-х годах.

Во время гражданской войны в Сирии страна потеряла 16 миллиардов долларов от растениеводства и животноводства, в результате чего доля домашних хозяйств в животноводстве упала почти на 50% на крупный рогатый скот, овец, коз и птицу. [23]

Производство хлопка по сравнению с производством пшеницы, ячменя и оливкового масла в 1000 метрических тонн с 2010 года. [24]

Сирия производила хлопок с древних времен, и значение его выращивания возросло в 1950-х и 1960-х годах. До тех пор, пока в 1974 году его не вытеснила нефть страны , хлопок был самой важной промышленной и товарной культурой Сирии, а также самым важным источником иностранной валюты , на его долю приходилось около одной трети экспортных поступлений Сирии. В 1976 году страна была десятым по величине производителем хлопка в мире и четвертым по величине экспортером. Почти весь хлопок выращивался на орошаемых землях, в основном в районе к северо-востоку от Алеппо. Сирийский хлопок был средневолокнистым, похожим на хлопок, производимый в других развивающихся странах, но более низкого качества, чем сорт сверхдлинноволокнистого хлопка, производимый в Египте. Хлопок собирали вручную, хотя в 1970-х годах пытались использовать механические сборщики в попытке сдержать рост затрат на рабочую силу.

Производство хлопка (хлопкового ворса) выросло с 13 000 тонн в 1949 году до 180 000 тонн в 1965 году. Однако земельная реформа и национализация хлопкоочистительных предприятий ускорили резкое снижение производства в следующие несколько лет. Начиная с 1968 года и в течение 1970-х годов годовое производство ворса колебалось в пределах 150 000 тонн. Однако в 1983 и 1984 годах Сирия имела рекордный урожай хлопка в 523 418 тонн и третий по величине урожай в мире, оцениваемый в 3 тонны с гектара. В значительной степени это увеличение было связано с повышением правительством закупочных цен на хлопок на 44 процента в 1981–82 годах и еще на 20 процентов в 1982–83 годах.

Хотя посевные площади хлопка сократились с начала 1960-х годов, урожайность возросла в результате улучшения сортов семян и увеличения количества удобрений. Посевная площадь упала с более чем 250 000 га в начале 1960-х годов до 140 000 га в 1980 году. В ответ на скачок закупочных цен к 1984 году она увеличилась до 178 000 га. Поскольку внутреннее потребление хлопка увеличилось в 1960-х и 1970-х годах, правительство построило несколько текстильных фабрик, чтобы получить добавленную стоимость от экспорта тканей и одежды по сравнению с экспортом хлопка-сырца. В 1980-х годах экспорт хлопка составлял в среднем 120 000 тонн, варьируясь от минимального показателя в 72 800 тонн до рекордных 151 000 тонн в 1983 году. Урожай семенного хлопка в Сирии в 1985 году составил 462 000 тонн, что примерно на 3 процента выше, чем в 1984 году. Примерно 110 000 тонн в 1985 году урожай предназначался для экспортных рынков. Основными иностранными покупателями в 1985 году были Советский Союз (18 000 тонн), Алжир (14 672 тонны), Италия (13 813 тонн) и Испания (10 655 тонн).

Оливковые рощи в Западной Сирии, провинция Хомс .

Цель правительства по расширению и диверсификации производства продуктов питания создала острую конкуренцию за орошаемые земли и поощряла практику двойного сбора урожая . Поскольку хлопок не допускал двойного сбора урожая, площадь посевов хлопка в реальном выражении сокращалась. Однако в 1980-е годы существенно увеличились посевные площади и значение других технических культур . Например, правительство инициировало политику, направленную на стимулирование выращивания сахарной свеклы для снабжения сахарных заводов, построенных в 1970-х и 1980-х годах. Площадь посевов сахарной свеклы выросла с 22 000 га в 1980 году до 35 700 га в 1984 году, при этом общий урожай сахарной свеклы в 1984 году составил более 1 миллиона тонн. Однако в 1984 году Сирия по-прежнему импортировала сахара на сумму 287 миллионов сирийских фунтов. Министерства сельского хозяйства США По оценкам , Сирия достигнет самообеспеченности табаком в 1985 году с урожаем 12,3 миллиона тонн (сухой вес) по сравнению с 12,2 миллиона тонн в 1984 году. Хотя урожайность с гектара немного снизилась в 1985 году, Министерство сельского хозяйства США ожидало, что импорт будет соответствовать экспорту. В 1984 году Сирия импортировала 559 тонн табака и экспортировано 225 тонн. Другие важные коммерческие культуры включали оливки и помидоры.

  1. ^ «Подсчет стоимости: сельское хозяйство Сирии после шести лет кризиса» . Фао.орг . Апрель 2017 г. Архивировано из оригинала 05 мая 2019 г. Проверено 2 декабря 2018 г.
  2. ^ Сафван А. Мохаммед; Али Алкерди; Янош Надь; Эндре Харшаньи (2020). «Последствия сирийского кризиса для сельскохозяйственного сектора: пример пшеницы, хлопка и оливок» . Региональная научная политика и практика . 12 (3): 519–537. дои : 10.1111/rsp3.12222 . hdl : 2437/272419 . S2CID   199359319 .
  3. ^ Назир Мади (9 декабря 2019 г.). «Развитие кризиса: политический упадок сельского хозяйства в Сирии» (PDF) . Европейский университетский институт .
  4. ^ «Сирия – СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО» . www.country-data.com . Проверено 9 мая 2023 г.
  5. ^ Кейлани, Зиад (октябрь 1980 г.). «Земельная реформа в Сирии» . Ближневосточные исследования . 16 (3): 209–224. дои : 10.1080/00263208008700447 . ISSN   0026-3206 .
  6. ^ «Сирия: испытательный пример реформы» , Трагедия Ближнего Востока , Cambridge University Press, стр. 97–116, 2 сентября 2002 г., doi : 10.1017/cbo9780511550379.005 , ISBN  9780521806237 , получено 9 мая 2023 г.
  7. ^ Аль-Каззаз, Аяд (сентябрь 1971 г.). «Армейские офицеры и земельные реформы в Египте, Ираке и Сирии» . Социологический вестник . 20 (2): 159–177. дои : 10.1177/0038022919710204 . ISSN   0038-0229 . S2CID   157909859 .
  8. ^ Матар, Линда (30 октября 2012 г.). «Закат «государственного капитализма» в бывших «социалистических» арабских государствах» . Журнал исследований Северной Африки . 18 (3): 416–430. дои : 10.1080/13629387.2012.735802 . ISSN   1362-9387 . S2CID   154609180 .
  9. ^ Кейлани, Зиад (1980). «Земельная реформа в Сирии» . Ближневосточные исследования . 16 (3): 209–224. дои : 10.1080/00263208008700447 . ISSN   0026-3206 . JSTOR   4282794 .
  10. ^ Кейлани, Зиад (1980). «Земельная реформа в Сирии» . Ближневосточные исследования . 16 (3): 209–224. дои : 10.1080/00263208008700447 . ISSN   0026-3206 . JSTOR   4282794 .
  11. ^ Ахсан, Сайед Азиз-аль (август 1984 г.). «Экономическая политика и классовая структура в Сирии: 1958–1980» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 16 (3): 301–323. дои : 10.1017/s0020743800028191 . ISSN   0020-7438 . S2CID   153468550 .
  12. ^ Ахсан, Сайед Азиз-аль (август 1984 г.). «Экономическая политика и классовая структура в Сирии: 1958–1980» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 16 (3): 301–323. дои : 10.1017/s0020743800028191 . ISSN   0020-7438 . S2CID   153468550 .
  13. ^ Проктор, Эдвард М. (сентябрь 2011 г.). «Сельское хозяйство и реформы в Сирии - Раймонд Хиннебуш, Атье Эль Хинди, Мунзер Хаддам и Мириам Абабса» . Дайджест исследований Ближнего Востока . 20 (2): 326–329. дои : 10.1111/j.1949-3606.2011.00102.x . ISSN   1060-4367 .
  14. ^ Матар, Линда (30 октября 2012 г.). «Закат «государственного капитализма» в бывших «социалистических» арабских государствах» . Журнал исследований Северной Африки . 18 (3): 416–430. дои : 10.1080/13629387.2012.735802 . ISSN   1362-9387 . S2CID   154609180 .
  15. ^ Рокки, Бенедетто; Романо, Донато; Хамза, Рейд (декабрь 2013 г.). «Сельскохозяйственная реформа и продовольственный кризис в Сирии: влияние на бедность и неравенство» . Продовольственная политика . 43 : 190–203. doi : 10.1016/j.foodpol.2013.09.009 . hdl : 2158/820829 . ISSN   0306-9192 . S2CID   54745009 .
  16. ^ Кейлани, Зиад (1980). «Земельная реформа в Сирии» . Ближневосточные исследования . 16 (3): 209–224. дои : 10.1080/00263208008700447 . ISSN   0026-3206 . JSTOR   4282794 .
  17. ^ Селби, Ян; Дахи, Омар С.; Фрелих, Кристиана; Халм, Майк (сентябрь 2017 г.). «Изменение климата и повторение гражданской войны в Сирии» . Политическая география . 60 : 232–244. дои : 10.1016/j.polgeo.2017.05.007 . S2CID   59482093 .
  18. ^ Рокки, Бенедетто; Романо, Донато; Хамза, Рейд (декабрь 2013 г.). «Сельскохозяйственная реформа и продовольственный кризис в Сирии: влияние на бедность и неравенство» . Продовольственная политика . 43 : 190–203. doi : 10.1016/j.foodpol.2013.09.009 . hdl : 2158/820829 . ISSN   0306-9192 . S2CID   54745009 .
  19. ^ Ахсан, Сайед Азиз-аль (август 1984 г.). «Экономическая политика и классовая структура в Сирии: 1958–1980» . Международный журнал исследований Ближнего Востока . 16 (3): 301–323. дои : 10.1017/s0020743800028191 . ISSN   0020-7438 . S2CID   153468550 .
  20. ^ Ав-Хассан, Аден; Рида, Фадель; Теллерия, Роберто; Брюггеман, Адриана (май 2014 г.). «Влияние продовольственной и сельскохозяйственной политики на использование подземных вод в Сирии» . Журнал гидрологии . 513 : 204–215. Бибкод : 2014JHyd..513..204A . doi : 10.1016/j.jгидроl.2014.03.043 . ISSN   0022-1694 . S2CID   129287204 .
  21. ^ Ула, enab10 (26.11.2020). «Способствовало ли правительство сирийского режима созданию неформальных жилых районов в Дамаске?» . Энаб Балади . Проверено 9 мая 2023 г. {{cite web}}: CS1 maint: числовые имена: список авторов ( ссылка )
  22. ^ «Взгляд на сельское хозяйство Сирии и его вклад в национальную экономику » . Исследовательские центры GCSAR (на арабском языке).
  23. ^ «Опрос сирийских фермеров показывает, что сельское хозяйство следует начинать сейчас, несмотря на огромные разрушения» . ФАО . 3 апреля 2017 г.
  24. ^ «Сельское хозяйство в Сирии» . индекс мир .

Общественное достояние В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе . Страноведение . Федеральный исследовательский отдел .

Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 2a48e28309509c158b6a4780ae889328__1719102900
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/2a/28/2a48e28309509c158b6a4780ae889328.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Agriculture in Syria - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)