Jump to content

Экономика Йемена

Экономика Йемена
Аден — торговый портовый город Йемена
Валюта Йеменский риал (YER, ر.ي)
Календарный год
Торговые организации
ВТО , ЦАЭС , G77
Группа стран
Статистика
Население Увеличивать 34,4 миллиона (2023 г.) [ 3 ]
ВВП
  • Увеличивать 21,890 триллиона долларов (номинал, оценка 2024 г.) [ 4 ]
  • Увеличивать 72,979 триллиона долларов ( ППС , оценка 2024 г.) [ 4 ]
Рейтинг ВВП
Рост ВВП
  • -0,5% (2023 г.) 2% (2024 г.)
  • 7% (2025 г.) 6,5% (2026 г.) [ 4 ]
ВВП на душу населения
  • Увеличивать 628 долларов США (номинал, оценка на 2024 г.) [ 4 ]
  • Увеличивать 2095 долларов США ( ППС , оценка 2024 г.) [ 4 ]
Рейтинг ВВП на душу населения
ВВП по секторам
14,9% (оценка на 2023 г.) [ 6 ]
Население за чертой бедности
  • 48.6% (2014) [ 7 ]
  • 18,8% менее чем за 1,90 доллара в день (2014 г.) [ 8 ]
36.7 средний (2014) [ 9 ]
Рабочая сила
  • Увеличивать 6,814,139 (2019) [ 12 ]
  • Уровень занятости 31,4% (2014 г.) [ 13 ]
Рабочая сила по профессиям
большинство людей занято в сельском хозяйстве и скотоводстве; сфера услуг, строительство, промышленность и торговля составляют менее четверти рабочей силы. [ 5 ]
Безработица Отрицательное увеличение 13.6% (2022) [ 14 ]
Основные отрасли
добыча сырой нефти и нефтепереработка; мелкосерийное производство хлопчатобумажных тканей, изделий из кожи; пищевая промышленность; ремесла; алюминиевые изделия; цемент; ремонт коммерческих судов; добыча природного газа
Внешний
Экспорт Снижаться 37,5 миллиона долларов (оценка на 2020 год) [ 5 ]
Экспортные товары
сырая нефть, золото, рыба, промышленные химические жидкости, железный лом.
Основные партнеры по экспорту
Импорт Увеличивать 800,999 миллиона долларов (оценка на 2022 год) [ 5 ]
Импортные товары
пшеница, нефтепродукты, железо, рис, автомобили
Основные партнеры по импорту
Увеличивать −1,236 триллиона долларов (оценка 2017 г.) [ 5 ]
Положительное снижение 7,068 миллиарда долларов (оценка на 31 декабря 2017 г.) [ 5 ]
Государственные финансы
Отрицательное увеличение 74,5% ВВП (оценка 2017 г.) [ 5 ]
−5,2% (ВВП) (оценка 2017 г.) [ 5 ]
Доходы 2,821 триллиона долларов (оценка 2017 г.) [ 5 ]
Затраты 4,458 триллиона долларов (оценка 2017 г.) [ 5 ]
Экономическая помощь получатель : 2,3 миллиарда долларов (выплаты в 2003–2007 годах)
Снижаться 245,4 миллиона долларов (оценка на 31 декабря 2017 г.)
Все значения, если не указано иное, указаны в долларах США .

Экономика Йемена и гуманитарного кризиса, который вызвал нестабильность, эскалацию значительно ослабла после начала гражданской войны в Йемене боевых действий и наводнения в регионе. [ 17 ] На момент объединения экономические Южный и Северный Йемен имели совершенно разные, но одинаково испытывающие трудности слаборазвитые системы . После объединения экономика была вынуждена выдерживать последствия поддержки Йеменом Ирака 1990–1991 годов во время войны в Персидском заливе : Саудовская Аравия выслала почти 1 миллион йеменских рабочих, а Саудовская Аравия и Кувейт значительно сократили экономическую помощь Йемену. [ 18 ] еще Гражданская война 1994 года больше истощила экономику Йемена. Как следствие, Йемен в значительной степени полагался на помощь многосторонних агентств для поддержания своей экономики в течение последних 24 лет. Взамен оно пообещало провести значительные экономические реформы. В 1997 году Международный валютный фонд (МВФ) утвердил две программы по значительному увеличению кредита Йемена: расширенный механизм структурной перестройки (теперь известный как механизм сокращения бедности и экономического роста, или PRGF) и механизм расширенного финансирования (EFF). В последующие годы правительство Йемена попыталось провести рекомендованные реформы: сократить фонд оплаты труда государственных служащих, отменить дизельное топливо и другие субсидии, снизить расходы на оборону, ввести общий налог с продаж и приватизировать государственные предприятия. Однако ограниченный прогресс заставил МВФ приостановить финансирование в период с 1999 по 2001 год. [ 19 ]

В конце 2005 года Всемирный банк (который в октябре 2002 года вместе с другими двусторонними и многосторонними кредиторами продлил Йемену четырехлетний пакет экономической поддержки на сумму 2,3 миллиарда долларов США) объявил, что в результате неспособности Йемена провести существенные реформы Всемирный банк сократит финансовую помощь на одну треть в период с июля 2005 года по июль 2008 года. Ключевой компонент пакета в 2,3 миллиарда долларов — 300 миллионов долларов в виде льготного финансирования — был отложен в ожидании продления Йеменского ПРГФ с МВФ, который в настоящее время находится на стадии рассмотрения. переговоры. Однако в мае 2006 года Всемирный банк принял стратегию помощи Йемену, в соответствии с которой он предоставит около 400 миллионов долларов США в виде кредитов Международной ассоциации развития (МАР) в течение периода с 2006 по 2009 финансовый год. партнеров, на период 2007–2010 годов было обещано в общей сложности 4,7 миллиарда долларов США в виде грантов и льготных кредитов. В настоящее время, несмотря на наличие значительных ресурсов нефти и газа и значительного количества продуктивных сельскохозяйственных земель, Йемен остается одной из беднейших стран мира с низкими доходами; более 80 процентов (2018 г.) населения живет в бедности. [ 20 ] Приток в среднем 1000 сомалийских беженцев в месяц в Йемен в поисках работы является дополнительным бременем для экономики, которой уже приходится справляться с уровнем безработицы в 20-40 процентов. Йемен по-прежнему находится под значительным давлением, требующим проведения экономических реформ, чтобы не потерять столь необходимую международную финансовую поддержку. [ 19 ]

На севере последствия гражданской войны (1962–1970 гг.) и частые периоды засухи нанесли серьезный удар по ранее процветающему сельскохозяйственному сектору. Производство кофе, которое раньше было основным экспортным товаром севера и основной формой иностранной валюты , сократилось по мере увеличения выращивания ката . Низкое внутреннее промышленное производство и нехватка сырья сделали Йеменскую Арабскую Республику зависимой от широкого спектра импорта.

на черном рынке Продажа топлива в Сане во время продолжающейся гражданской войны .

Гражданская война в Йемене и кампания воздушных бомбардировок коалиции во время интервенции под руководством Саудовской Аравии еще больше разрушили экономику Йемена. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]

В результате гражданской войны Йемен страдает от инфляции и девальвации йеменского риала , а экономика Йемена сократилась на 50% с начала гражданской войны 19 марта 2015 года по октябрь 2018 года. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

Макроэкономический тренд

[ редактировать ]
Историческое развитие ВВП на душу населения

Это диаграмма динамики валового внутреннего продукта Йемена (с момента объединения) в рыночных ценах, оцененных Международным валютным фондом, с цифрами в миллионах йеменских риалов. [ 27 ]

Год Валовой внутренний продукт обмен доллара США Индекс инфляции (2000=100)
1989 125,562 11.70 Йеменский риал 5.10
1995 516,643 40,49 йеменских риалов 51
2000 1,539,386 161.00 Йеменский риал 100
2005 2,907,636 191,37 Йеменского Риала 175

Для сравнения паритета покупательной способности доллар США обменивается только на 150,11 йеменских риалов. Средняя заработная плата в 2009 году составляла 1,06 доллара за человеко-час .

Денежные переводы от йеменцев, работающих за границей, и иностранная помощь покрывали постоянный торговый дефицит. Значительные йеменские общины существуют во многих странах мира, включая непосредственных соседей Йемена на Аравийском полуострове , Индонезию, Индию , Восточную Африку, Великобританию и США. Начиная с середины 1950-х годов, Советский Союз и Китайская Народная Республика оказывали МАР масштабную помощь. Эта помощь включала финансирование крупных строительных проектов, стипендии и значительную военную помощь.

Проблемы интеграции

[ редактировать ]

На юге экономическая деятельность до обретения независимости была в основном сосредоточена в портовом городе Аден . Морская транзитная торговля, на которую опирался порт, рухнула с закрытием Суэцкого канала и уходом Великобритании из Адена в 1967 году. экономику НДРЮ ) поддерживал на плаву централизованно планируемую марксистскую . С распадом Советского Союза и прекращением советской помощи экономика Юга фактически рухнула.

После объединения правительство работало над интеграцией двух относительно несопоставимых экономических систем. Однако серьезные потрясения, в том числе возвращение примерно 850 000 йеменцев в 1990 году из стран Персидского залива , последующее значительное сокращение потоков помощи и внутриполитические споры, кульминацией которых стала гражданская война 1994 года, препятствовали экономическому росту.

Сельское хозяйство и рыболовство

[ редактировать ]
Выращивание ката в западном Йемене недалеко от Ат-Тавила
Рыбный рынок в Йемене (2013 г.)

Сельское хозяйство является основой экономики Йемена, производя более 20 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) с 1990 года (20,4 процента в 2005 году по данным Центрального банка Йемена). В сельском хозяйстве занято более половины (54,2 процента в 2003 году) работающего населения Йемена. Тем не менее, по оценкам правительства США , в 2005 году на этот сектор приходилось лишь 13,5 процентов ВВП. Многочисленные экологические проблемы препятствуют росту этого сектора — эрозия почвы, вторжение песчаных дюн и вырубка лесов — но самой большой проблемой на сегодняшний день является нехватка воды. . Из-за низкого уровня осадков сельское хозяйство Йемена в значительной степени зависит от добычи подземных вод — ресурса, который истощается. Уровень грунтовых вод в Йемене падает примерно на два метра в год; По оценкам, запасы подземных вод Саны могут быть исчерпаны к 2030 году. Благодаря использованию орошения фрукты и овощи стали основными товарными культурами Йемена. С ростом производства орошаемых культур производство традиционных неорошаемых культур, таких как зерновые, сократилось. По данным Центрального банка Йемена, производство кат , растение с легким наркотическим действием и интенсивно культивируемое растение, которое производит естественные стимуляторы при жевании его листьев, в 2005 году выросло на 6,7 процента и составило 5,8 процента ВВП; употребление ката широко распространено в Йемене. По данным Всемирного банка и других экономистов, выращивание этого растения играет доминирующую роль в сельскохозяйственной экономике Йемена, составляя 10 процентов ВВП и обеспечивая занятость около 150 000 человек, потребляя при этом около 30 процентов оросительной воды и вытесняя земельные площади, которые в противном случае могли бы быть используется для экспортного кофе, фруктов и овощей. [ 19 ]

Хотя обширные территориальные воды и морские ресурсы Йемена способны производить 840 000 тонн рыбы в год, его рыбная промышленность относительно слабо развита и состоит в основном из индивидуальных рыбаков на небольших лодках. В последние годы правительство сняло ограничения на экспорт рыбы, и производство достигло четверти своей мощности, что принесло доход, оцениваемый в 260 миллионов долларов США в 2005 году. Рыба и рыбопродукты составляют лишь 1,7 процента ВВП Йемена, но являются вторым по величине экспортным товаром. . В декабре 2005 года Всемирный банк утвердил кредит в размере 25 миллионов долларов США на проект управления и сохранения рыболовства, который будет запущен во всех прибрежных провинциях вдоль Красного моря и Аденского залива . Ожидается, что этот проект улучшит возможности вылова рыбы и проведения аукционов; предоставить ледяные установки для консервации рыбы; и дать возможность Министерству рыболовства Йемена проводить более эффективные исследования, планирование управления ресурсами и нормативную деятельность. [ 19 ]

Нефть и газ

[ редактировать ]

Йемен является производителем нефти и располагает значительными неиспользованными морскими месторождениями нефти и газа. В отличие от многих региональных производителей нефти, Йемен в значительной степени зависит от иностранных нефтяных компаний, у которых есть соглашения о разделе продукции с правительством. Доходы от добычи нефти составляют от 70 до 75 процентов государственных доходов и около 90 процентов экспорта. В Йемене доказанные запасы сырой нефти составляют более 9 миллиардов баррелей (1,4 × 10 9 м 3 ), хотя это происходит из старых месторождений страны, разрушенных войной и коррупцией, что обусловлено тем фактом, что нефть обеспечивает около 90% экспорта страны. [ 28 ] Всемирный банк прогнозирует, что доходы Йемена от нефти и газа резко упадут в 2009 и 2010 годах и упадут до нуля к 2017 году, когда запасы закончатся; Королевский институт международных отношений Великобритании предупреждает, что нестабильность в Йемене может расширить зону беззакония от северной Кении до Саудовской Аравии, одновременно называя йеменскую демократию «хрупкой» и указывая на вооруженные конфликты с исламистами и племенными повстанцами как на причины нестабильности. В результате западные организации, другие дипломаты и лидеры заинтересованы в сохранении стабильности в Йемене и предотвращении неблагоприятных последствий. [ 28 ] Согласно статистике, опубликованной Управлением энергетической информации, добыча сырой нефти в среднем составляла 413 300 баррелей в день (65 710 м3). 3 /сут) в 2005 г. снижение с 423 700 баррелей в сутки (67 360 м 3 /сут) в 2004 г. За первые восемь месяцев 2006 г. добыча сырой нефти оставалась неизменной, составляя в среднем 412 500 баррелей в сутки (65 580 м3). 3 /д). [ 19 ]

После небольшого открытия в 1982 году на юге американская компания в 1984 году обнаружила нефтяной бассейн недалеко от Мариба . Всего в 1995 году там добывалось 27 000 кубических метров в день (170 000 баррелей в день). Начал работу небольшой нефтеперерабатывающий завод. недалеко от Мариба в 1986 году. Советское открытие в южной провинции Шабва оказалось лишь незначительно успешным, даже когда его перехватила другая группа. Западный консорциум начал экспортировать нефть из Масилы в Хадрамауте в 1993 году, и добыча там достигла 67 000 м3. 3 /сутки (420 000 баррелей в сутки) в 1999 году. Есть новые находки в блоках Джанна (ранее известный как Объединенный район разведки нефти) и восточном блоке Шабва. Экспорт нефти Йемена в 1995 году принес около 1 миллиарда долларов США. По оценкам, морские нефтегазовые месторождения Йемена содержат миллиарды баррелей нефти и газа. Марибская нефть содержит попутный природный газ. В сентябре 1995 года правительство Йемена подписало соглашение, согласно которому французская компания TotalEnergies была назначена ведущей компанией проекта по экспорту сжиженного природного газа (СПГ). В 1997 году Йеменская газовая компания объединилась с различными частными компаниями для создания Йеменского СПГ (YLNG). В августе 2005 года правительство окончательно одобрило три соглашения о поставках СПГ, что позволило YLNG заключить контракт на 2 миллиарда долларов с международным консорциумом на строительство первого в стране завода по сжижению газа в Балхате на побережье Аравийского моря . Проект представляет собой инвестиции в размере 3,7 миллиарда долларов США в течение 25 лет, в рамках которого ежегодно будет производиться около 6,7 миллиона тонн СПГ, поставки которого, вероятно, будут осуществляться в США и Южную Корею. Производство СПГ началось в октябре 2009 года. Правительство Йемена ожидает, что проект СПГ добавит в его бюджет 350 миллионов долларов и позволит развивать нефтехимическую промышленность. [ 19 ]

Промышленность и производство

[ редактировать ]

По оценкам правительства США, промышленный сектор Йемена составляет 47,2 процента валового внутреннего продукта (ВВП). Вместе с услугами, строительством и торговлей на долю промышленности приходится менее 25 процентов рабочей силы. Наибольший вклад в объем производства обрабатывающей промышленности вносит нефтепереработка , которая приносит примерно 40 процентов общего дохода. Остальная часть этого сектора состоит из производства потребительских товаров и строительных материалов. В 2005 году производство составляло примерно 9,5 процента ВВП Йемена. В 2000 году в Йемене было почти 34 000 промышленных предприятий, на которых работало около 115 000 человек; большинство заведений представляли собой малые предприятия (от одного до четырех сотрудников). Почти половина всех промышленных предприятий занимается переработкой продуктов питания и напитков; производство муки и растительного масла в последние годы увеличилось . Примерно 10 процентов предприятий классифицируются как производство смешанных металлических изделий, таких как резервуары для хранения воды, двери и окна. [ 19 ]

Услуги и туризм

[ редактировать ]

Экономисты сообщили, что сектор услуг Йемена составлял 51,7 процента валового внутреннего продукта (ВВП) в 2002 году и 52,2 процента ВВП в 2003 году. По оценкам правительства США, на сектор услуг приходилось 39,7 процента ВВП в 2004 году и 39,3 процента в 2005 году. [ 19 ]

Йемена Туристической индустрии мешают как ограниченная инфраструктура, так и серьезные проблемы с безопасностью. Отели и рестораны страны не соответствуют международным стандартам, а воздушный и автомобильный транспорт в значительной степени неадекватен. Похищения иностранных туристов остаются угрозой, особенно за пределами крупных городов. В сочетании с террористическими взрывами в порту Адена в 2000 и 2002 годах угроза похищений представляет собой значительный сдерживающий фактор для туризма. Совсем недавно, в сентябре 2006 года, представители племени в провинции Шабва, к востоку от Саны, похитили четырех французских туристов, направлявшихся в Аден; Через две недели туристов освободили. В октябре 2006 года Государственный департамент США повторил предыдущие предупреждения гражданам США, настоятельно призывая их тщательно учитывать риски, связанные с поездками в Йемен. Министерство иностранных дел Великобритании опубликовало аналогичную рекомендацию. Последние статистические данные о прибытии туристов в Йемен недоступны, но число туристов, прибывших в 2004 году, выросло до 274 000 со 155 000 в 2003 году. [ 19 ]

По данным правительства США, в сельском хозяйстве и животноводстве занято большинство работающего населения Йемена (54,2 процента в 2003 году). Промышленность, сфера услуг, строительство и торговля в совокупности составляют менее 25 процентов рабочей силы. [ 19 ]

По данным Всемирного банка , государственная служба Йемена характеризуется большой, плохо оплачиваемой рабочей силой и недостаточной разницей в заработной плате между высоко- и низкоквалифицированными должностями для привлечения и удержания квалифицированных работников. В 2004 году правительство увеличило зарплаты госслужащим на 20–40 процентов, чтобы смягчить последствия ожидаемых экономических реформ, которые так и не были реализованы. Результатом стал 20-процентный рост расходов на заработную плату; Заработная плата государственных служащих в 2004 году составляла 7 процентов валового внутреннего продукта (ВВП). В бюджете 2005 года были сокращены экономические субсидии, но взамен новый бюджет требовал от правительства пойти на различные уступки, включая повышение заработной платы государственных служащих еще на 10–15 процентов к 2007 году, как часть национальной стратегии заработной платы. [ 19 ]

Пакет экономической помощи, который Международный валютный фонд (МВФ) пообещал Йемену, зависит от реализации реформы государственной службы, которой правительство сопротивляется из-за уровня безработицы в стране, по оценкам, от 20 до 40 процентов. В 2004 году правительство заявило, что сократило количество рабочей силы на государственной службе за счет выхода на пенсию и увольнений, но, похоже, значительное повышение зарплат уменьшило влияние любых реформ. МВФ заявил, что зарплаты государственных служащих как компонент ВВП должны быть сокращены на 1-2 процента, и этого уровня можно достичь только при продолжающемся сокращении размеров государственной службы. Неясно, сможет ли национальная стратегия заработной платы, которая может привести к оптимизации системы и устранению нарушений, на самом деле снизить затраты на занятость. [ 19 ]

Валюта, обменный курс и инфляция

[ редактировать ]

Валютой Йемена является йеменский риал (YR), который был выпущен на открытый рынок в июле 1996 года. Периодические интервенции Центрального банка Йемена позволили риалу постепенно обесцениваться примерно на 4 процента в год, начиная с 1999 года. Его средняя стоимость составляла 191,5 йеменских ринггитов. за доллар США в 2005 году и в среднем составлял 197,5 йен в 2006 году. В конце ноября 2006 года обменный курс составлял около 198 йен за доллар. [ 19 ] В марте 2023 года обменный курс новых риалов на территориях, контролируемых правительством, составлял в среднем 1252 юаня. [ 29 ]

В годы сразу после объединения (1990–96) в Йемене наблюдался очень высокий средний уровень инфляции - 40%. Экономические реформы снизили уровень инфляции до всего лишь 5,4 процента в 1997 году, но высокие цены на нефть и сокращение субсидий на топливо в последние годы оказали негативное влияние на уровень инфляции, который в целом рос, несмотря на некоторые колебания. В 2004 году усилия Центрального банка Йемена по ужесточению денежной массы были компенсированы ослаблением доллара США, с которым йеменский риал связан управляемым плавающим курсом, и ростом мировых цен на сырьевые товары, что привело к уровню инфляции в 12,5%. . В 2018 году уровень инфляции составил 33,65%. [ 30 ]

В июле 2005 года правительство поддалось общественному противодействию и снизило новый общий налог с продаж с 10 до 5 процентов. [ 19 ] Существуют специальные тарифы на услуги мобильной связи (10%) и сигареты (90%). [ 31 ]

Банковское дело и финансы

[ редактировать ]

По мнению экономистов, сектор финансовых услуг Йемена недостаточно развит, и в нем доминирует банковская система. В Йемене нет публичной фондовой биржи . Банковская система состоит из Центрального банка Йемена, 15 коммерческих банков (девять частных отечественных банков, четыре из которых являются исламскими банками, четыре частных иностранных банка и два государственных банка) и двух специализированных государственных банков развития. Центральный банк Йемена контролирует денежно-кредитную политику и наблюдает за переводом валюты за границу. Он является кредитором последней инстанции , осуществляет надзор за коммерческими банками и служит банкиром правительства. С конца 2005 года и до конца 2010 года Tadhamon International исламский банк удерживал первое место среди всех банков Йемена (как коммерческих, так и исламских) по совокупным активам, капиталу и торговому бизнесу. Крупнейший коммерческий банк, Государственный кредитный и сельскохозяйственный кооперативный банк, а также Йеменский банк реконструкции и развития, контрольный пакет акций которого принадлежит государству, в настоящее время проходят реструктуризацию с целью возможной приватизации. Из-за финансовых трудностей в обоих банках правительство Йемена приняло план по слиянию всех трех банков в 2004 году; Минимальный капитал нового государственного Банка развития будет составлять 50 миллионов долларов США. По состоянию на апрель 2011 года этот шаг еще не реализован. [ 19 ]

Большой объем неработающих кредитов, низкая капитализация и слабое соблюдение нормативных стандартов сдерживают банковский сектор Йемена в целом. Многие банки технически неплатежеспособны. Поскольку многие должники находятся в состоянии дефолта, йеменские банки ограничивают свою кредитную деятельность избранной группой потребителей и предприятий. В результате вся банковская система удерживает менее 60 процентов денежной массы; большая часть экономики работает с наличными деньгами. Законодательство, принятое в 2000 году, наделило Центральный банк полномочиями ужесточать требования к кредитованию, а в середине 2005 года Центральный банк обнародовал несколько новых требований к капиталу для коммерческих банков, направленных вместе на ограничение валютных спекуляций и защиту депозитов. [ 19 ]

В марте 2023 года контролируемый хуситами парламент в Сане принял закон, запрещающий взимание процентов. [ 29 ] Депутат Ахмед Саиф заявил, что закон будет иметь катастрофические последствия для банков и граждан, министр финансов и управляющий расположенного в Сане Центрального банка Йемена отказались публично одобрить закон, а банковский чиновник Саны заявил, что религиозные Сторонники жесткой линии в движении хуситов настаивали на принятии этого закона. [ 29 ]

Государственная государственная электроэнергетическая корпорация Йемена (PEC) управляет примерно 80 процентами электрогенерирующих мощностей страны (810–900 мегаватт ), а также национальной электросетью. За последние 10 лет правительство рассматривало различные способы смягчения значительного дефицита электроэнергии в стране, включая реструктуризацию ТЭК, интеграцию энергетического сектора посредством мелкомасштабной приватизации электростанций, создание независимых энергетических проектов (НЭС) и внедрение газопроводов. вырабатывали электростанции, чтобы высвободить поставки нефти на экспорт. Однако из-за неадекватной инфраструктуры крупномасштабные проекты интеллектуальной собственности и предложения по приватизации не были реализованы; Однако несколько менее масштабных проектов в Мукалле и Адене уже завершены, и подписаны контракты на будущие проекты. В 2004 году дизельные электростанции Йемена выработали 4,1 миллиарда киловатт-часов электроэнергии, и этот уровень производства недостаточен для поддержания постоянного снабжения электроэнергией. Хотя спрос на электроэнергию увеличился на 20 процентов в период с 2000 по 2004 год, по оценкам, только 40 процентов всего населения имеют доступ к электроэнергии из национальной энергосистемы, а поставки происходят с перебоями. Чтобы удовлетворить этот спрос, правительство планирует увеличить мощность электростанций страны до 1400 мегаватт к 2002 году. [ 19 ]

Государственный бюджет

[ редактировать ]

В 1995 году, чтобы выполнить условия, предусмотренные Международным валютным фондом (МВФ), Йемен начал программу экономических реформ, одним из компонентов которой является реформа налогово-бюджетной политики, направленная на сокращение дефицита и расширение доходной базы. Однако правительству не удалось существенно сократить свои основные расходы — субсидии, особенно субсидии на топливо. В январе 2005 года парламент Йемена узко принял бюджет на 2005 год, в котором прогнозировалось сокращение бюджетного дефицита примерно до 3 процентов валового внутреннего продукта (ВВП). Бюджет был основан на принятии пакета реформ, который включал широкий 10-процентный общий налог с продаж (GST) и 75-процентное сокращение топливных субсидий. Сильная общественная оппозиция этим реформам привела к тому, что в июле 2005 года правительство отложило введение 10-процентного GST на 18 месяцев, приняв вместо этого гибридный 5-процентный GST, а также изменило сокращение топливных субсидий. Тем не менее, стоимость субсидий, в первую очередь на топливо, резко выросла (почти 90 процентов) в 2005 году, составив наибольшую долю (почти 25 процентов) в общих государственных расходах и примерно 9 процентов ВВП. Эти затраты в сочетании с 24-процентным увеличением заработной платы государственных служащих и 42-процентным увеличением расходов на оборону привели к Дефицит государственного бюджета в 2005 году составил 350,8 миллиона долларов США, или более 2 процентов ВВП. Правительство заложило в бюджет резкий (41 процент) рост общих расходов на 2006 год, что, по оценкам экономистов, приведет к дефициту бюджета в 800 миллионов долларов США. или 4,2 процента ВВП. [ 19 ]

Внешнеэкономические связи

[ редактировать ]

История и обзор

[ редактировать ]

Во время войны в Персидском заливе 1990–91 годов Йемен поддержал Ирак в его вторжении в Кувейт , тем самым оттолкнув Саудовскую Аравию и Кувейт, которые оба предоставили Йемену важнейшую финансовую помощь. Помимо прекращения этой помощи, Саудовская Аравия выслала почти 1 миллион йеменских рабочих. Последовавшее за этим сокращение денежных переводов иностранцев оказало катастрофическое воздействие на государственный бюджет Йемена. Гражданская война 1994 года еще больше истощила экономику, и в 1995 году Йемен обратился за помощью к многосторонним агентствам. В 1996 году Международный валютный фонд (МВФ) предоставил Йемену резервную кредитную линию на сумму 190 миллионов долларов США, а в следующем году утвердил две линии финансирования, которые увеличили кредит страны примерно на 500 миллионов долларов США. Финансирование зависело от принятия Йеменом жестких экономических реформ - требования, в выполнении которого страна имела ограниченный успех. В результате МВФ приостановил кредитование Йемена с конца 1999 года по февраль 2001 года. Продление действия двух механизмов финансирования, особенно механизма сокращения бедности и роста (PRGF), до октября 2001 года снова зависело от приверженности Йемена экономическим реформам. Из-за неспособности Йемена выполнить в достаточной степени условия, установленные МВФ, с 2002 года МВФ удержал 300 миллионов долларов США в виде льготного финансирования. Дискуссии по поводу возобновления ПРГФ продолжаются. В 2000 году Кувейт и Саудовская Аравия возобновили финансовую помощь Йемену. [ 19 ]

В октябре 2002 года двусторонние и многосторонние кредиторы во главе со Всемирным банком согласились предоставить Йемену четырехлетний пакет экономической поддержки на сумму 2,3 миллиарда долларов США, 20 процентов в виде грантов и 80 процентов в виде льготных кредитов. Это финансирование почти в восемь раз превышает сумму финансовой поддержки, полученной Йеменом в рамках ПРГФ МВФ. Однако в декабре 2005 года Всемирный банк объявил, что из-за продолжающейся неспособности правительства провести существенные экономические реформы и остановить коррупцию, финансирование будет сокращено более чем на одну треть, с 420 миллионов долларов США до 240 миллионов долларов США на период июль 2005 года. Июль 2008 г. В мае 2006 г. Всемирный банк принял новую Стратегию помощи стране (CAS) Йемену на период с 2006 по 2009 финансовый год, содержащую план содействия улучшению финансового и человеческого развития страны. Банк обязался предоставить около 400 миллионов долларов США в виде кредитов Международной ассоциации развития (МАР) в течение срока CAS. В настоящее время задолженность Йемена Японии, одному из крупнейших доноров, составляет около 264 миллионов долларов США. В декабре 2005 года Правительство Японии обязалось списать 17 миллионов долларов долга. В том же месяце Германия пообещала увеличить свою ежегодную помощь Йемену до 83,6 миллиона долларов США в течение следующих двух лет; финансирование пойдет в первую очередь на проекты в области образования и улучшения качества воды. В ноябре 2006 года Великобритания объявила, что помощь Йемену увеличится на 400 процентов, до 222 миллионов долларов США до 2011 года. [ 19 ]

Йемен является членом Арабского фонда экономического и социального развития , который с 1974 года способствует финансированию экономического и социального развития арабских государств и стран посредством кредитов и гарантий. В марте 2004 года Лига арабских государств предоставила Йемену 136 миллионов долларов США на финансирование улучшения инфраструктуры. На встрече в середине ноября 2006 года в Лондоне группа двусторонних и многосторонних доноров пообещала выделить 4,7 миллиарда долларов США в течение четырех лет (2007–2010 годы) на финансирование экономического развития Йемена. Целью встречи, которая проходила под совместным председательством Всемирного банка и правительства Йемена, было предоставление достаточной экономической помощи Йемену, чтобы он мог претендовать на будущее членство в Совете сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ). Более 55 процентов помощи, которая в основном предоставляется в виде грантов, поступит от стран Персидского залива. Йемен получил статус наблюдателя во Всемирной торговой организации (ВТО) в 1999 году, а по состоянию на декабрь 2006 года его заявка на полноправное членство находилась на стадии переговоров. [ 19 ]

Внешняя торговля

[ редактировать ]

Импорт составил примерно 4,7 миллиарда долларов США в 2005 году и, по прогнозам, увеличится до 5 миллиардов долларов США в 2006 году и до 5,4 миллиардов долларов США в 2007 году. Йемен является нетто-импортером всех основных категорий товаров, кроме топлива. Основными статьями импорта являются машины и транспортное оборудование, продукты питания и скот, а также обработанные материалы. По данным ООН, Йемен импортирует более 75 процентов своего основного продукта питания — пшеницы. Основным источником импорта Йемена в 2005 году были Объединенные Арабские Эмираты (13,4 процента общего импорта); основная часть этого импорта фактически представляет собой реэкспорт из США и Кувейта. Йемен получил 10,6 процента своего общего импорта из Саудовской Аравии и 9 процентов из Китая. [ 19 ]

В 2005 году экспорт Йемена составил 6,4 миллиарда долларов США. Ожидается, что экспорт увеличится и достигнет рекордных 8,6 миллиардов долларов США в 2006 году в результате высоких доходов от нефти. Нефть является основным экспортным товаром Йемена, на его долю приходилось 92 процента общего экспорта в 2004 году и 87 процентов в 2005 году. Ненефтяной экспорт Йемена представляет собой в основном сельскохозяйственную продукцию, в основном рыбу и рыбопродукты, овощи и фрукты. В 2005 году Азия была наиболее важным рынком для экспорта Йемена, прежде всего Китая (37,3 процента общего экспорта), Таиланда и Японии. Чили также была основным экспортным рынком (19,6 процента от общего объема экспорта). [ 19 ]

Стоимость импорта и экспорта Йемена резко увеличивалась и уменьшалась за последние 10 лет из-за изменений мировых цен на нефть. В результате торговый баланс страны значительно колебался от дефицита почти в 800 миллионов долларов США в 1998 году до профицита в 1 миллиард долларов США в 2000 году. Рост цен на нефть привел к профициту в 817 миллионов долларов США в 2004 году и профициту в 1,7 доллара США. миллиардов в 2005 году. [ 19 ]

В последние годы Йемен сообщил об увеличении нетоварного дефицита. Однако этот дефицит был компенсирован рекордными поступлениями от экспорта, которые привели к достаточно большому положительному сальдо торгового баланса, чтобы поддерживать профицит счета текущих операций: 175,7 миллиона долларов США в 2003 году, 524,6 миллиона долларов США в 2004 году и 633,1 миллиона долларов США (около 4 процентов валовой внутренний продукт) в 2005 году. [ 19 ]

Внешний долг

[ редактировать ]

В 1990 году недавно объединенная Республика Йемен унаследовала непосильное долговое бремя, составляющее примерно 106 процентов валового внутреннего продукта. Реструктуризация долга странами-кредиторами Парижского клуба в 1990-х годах в сочетании с помощью Агентства международного развития Всемирного банка привела к снижению объема долга Йемена до 5,4 миллиардов долларов США (по оценкам, 39 процентов валового внутреннего продукта) к концу 2004 года. По данным Перед Центральным банком Йемена к концу 2005 года долг Йемена составлял 5,2 миллиарда долларов США (приблизительно 33 процента валового внутреннего продукта). По данным правительства США, резервы иностранной валюты и золота Йемена в 2005 году составляли 6,1 миллиарда долларов США. [ 19 ]

Иностранные инвестиции

[ редактировать ]

В Йемене нет фондовой биржи, что ограничивает приток портфельных инвестиций. Портфельные инвестиции за рубежом также очень ограничены, в результате чего потоки портфельных инвестиций практически не фиксируются властями. В начале 1990-х годов чистые прямые инвестиции достигли своего пика, поскольку иностранные инвесторы начали использовать нефтяные запасы Йемена , но с 1995 года чистые потоки прямых инвестиций стали отрицательными, поскольку возмещение затрат иностранных нефтяных компаний превысило новые прямые инвестиции. Пятилетний проект строительства сжиженного природного газа (СПГ) стоимостью 3 миллиарда долларов США с участием консорциума иностранных компаний запланирован после одобрения правительства в августе 2005 года. Такой проект открывает перспективы увеличения иностранных инвестиций в будущем по мере строительства объектов СПГ. [ 19 ]

Международная помощь

[ редактировать ]

Начиная с середины 1950-х годов, Советский Союз и Китай оказывали крупномасштабную помощь. Например, Китай участвовал в расширении международного аэропорта Саны . На юге экономическая деятельность до обретения независимости была в основном сосредоточена в портовом городе Аден. Морская транзитная торговля, на которую опирался порт, рухнула с временным закрытием Суэцкого канала и уходом Великобритании из Адена в 1967 году. [ нужна ссылка ]

В начале 1995 года правительство Йемена запустило программу экономических, финансовых и административных реформ (EFARP) при поддержке Всемирного банка и МВФ, а также международных доноров. Эти программы оказали положительное влияние на экономику Йемена и привели к сокращению дефицита бюджета до менее 3% валового внутреннего продукта в период 1995–1999 годов и исправлению макрофинансовых дисбалансов. [ 32 ] Реальные темпы роста в ненефтяном секторе выросли на 5,6% с 1995 по 1997 год. [ 33 ]

  1. ^ «База данных «Перспективы мировой экономики», апрель 2019 г.» . МВФ.org . Международный валютный фонд . Проверено 29 сентября 2019 г.
  2. ^ «Страновые и кредитные группы Всемирного банка» . datahelpdesk.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 29 сентября 2019 г.
  3. ^ «Мировая демографическая панель Йемена» . unfpa.org . Фонд народонаселения ООН] . Проверено 2 ноября 2023 г.
  4. ^ Jump up to: а б с д и «База данных «Перспективы мировой экономики», октябрь 2023 г.» . МВФ.org . Международный валютный фонд . Проверено 15 октября 2023 г.
  5. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж < «Всемирная книга фактов» . ЦРУ.gov . Центральное разведывательное управление . Проверено 17 ноября 2019 г.
  6. ^ «Уровень инфляции, средние потребительские цены» . Международный валютный фонд . Проверено 2 ноября 2023 г.
  7. ^ «Коэффициент бедности при национальной черте бедности (% населения) - Йемен, Республика» . data.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 4 октября 2019 г.
  8. ^ «Коэффициент бедности при уровне 1,90 доллара США в день (ППС 2011 г.) (% населения) – Йемен, Республика» . data.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 4 октября 2019 г.
  9. ^ «Индекс GINI (оценка Всемирного банка) – Йемен, Республика» . data.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 4 октября 2019 г.
  10. ^ «Индекс человеческого развития (ИЧР)» . hdr.undp.org . HDRO (Отдел по составлению докладов о человеческом развитии) Программа развития Организации Объединенных Наций . Проверено 22 ноября 2022 г.
  11. ^ Наций, ООН. «Индекс человеческого развития с поправкой на неравенство (IHDI)» . hdr.undp.org . HDRO (Отдел по составлению докладов о человеческом развитии) Программа развития Организации Объединенных Наций . Проверено 22 ноября 2022 г.
  12. ^ «Рабочая сила, всего — Йемен, Республика» . data.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 17 ноября 2019 г.
  13. ^ «Соотношение занятости и численности населения, 15+, всего (%) (национальная оценка) – Йемен, Республика» . data.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 4 октября 2019 г.
  14. ^ «Йемен, Республика» . data.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 2 ноября 2023 г.
  15. ^ «Экспортные партнеры Йемена» . Обсерватория экономической сложности . Проверено 8 марта 2024 г.
  16. ^ «Импортные партнеры Йемена» . Обсерватория экономической сложности . Проверено 8 марта 2024 г.
  17. ^ «Обзор экономики Йемена — апрель 2022 г.» . Всемирный банк . Проверено 2 января 2023 г.
  18. ^ Уфхейл-Сомерс, Аманда (15 мая 1991 г.). «Йемен: объединение и война в Персидском заливе» . МЕРИП . Проверено 2 января 2023 г.
  19. ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Профиль страны в Йемене . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (декабрь 2006 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
  20. ^ «Обзор Йемена: новости развития, исследования, данные | Всемирный банк» .
  21. ^ Хаббард, Бен (14 ноября 2016 г.). «Отпечатки пальцев США в атаках, уничтожающих экономику Йемена» . Нью-Йорк Таймс .
  22. ^ «Воздушная кампания Саудовской Аравии нацелена на поставки продовольствия в Йемен» . menafn.com .
  23. ^ Кевин Уоткинс (12 апреля 2018 г.). «Невидимая экономическая война в Йемене тайно убивает детей» . TheGuardian.com .
  24. ^ «Тихий крах экономики Йемена» . 8 мая 2018 г.
  25. ^ «Южные сепаратисты Йемена, поддерживаемые ОАЭ, объявляют о народном восстании» . Глаз Ближнего Востока .
  26. ^ «Двухлетняя война усугубляет обесценивание йеменского риала» . Синьхуа . Архивировано из оригинала 7 октября 2018 года.
  27. ^ «МВФ. Январь 2006» .
  28. ^ Jump up to: а б Мартин Плаут (20 ноября 2008 г.). «Йемен сталкивается с кризисом, поскольку заканчивается нефть » . Новости Би-би-си .
  29. ^ Jump up to: а б с «Запрет хуситов в банковском секторе — Обзор Йемена, март 2023 г.» . Центр стратегических исследований Саны .
  30. ^ «Йемен — уровень инфляции 1998-2028 гг.» . Статистика .
  31. ^ «Косвенный налог – Йемен» . Грант Торнтон Интернэшнл Лтд .
  32. ^ «Республика Йемен: Промежуточный документ о стратегии сокращения бедности» (PDF) . Международный валютный фонд. Декабрь 2000 года . Проверено 21 марта 2010 г.
  33. ^ «Рамочный документ среднесрочной экономической и финансовой политики Йеменской Республики на 1999–2001 годы» . Международный валютный фонд. 5 марта 1999 года . Проверено 13 декабря 2013 г.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d0ebe0041dd48d9d7957630660bae4a2__1721844060
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d0/a2/d0ebe0041dd48d9d7957630660bae4a2.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Economy of Yemen - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)