Экономика Йемена
В этой статье есть несколько проблем. Пожалуйста, помогите улучшить его или обсудите эти проблемы на странице обсуждения . ( Узнайте, как и когда удалять эти шаблонные сообщения )
|
Валюта | Йеменский риал (YER, ر.ي) |
---|---|
Календарный год | |
Торговые организации | ВТО , ЦАЭС , G77 |
Группа стран | |
Статистика | |
Население | 34,4 миллиона (2023 г.) [ 3 ] |
ВВП | |
Рейтинг ВВП | |
Рост ВВП |
|
ВВП на душу населения | |
Рейтинг ВВП на душу населения | |
ВВП по секторам |
|
14,9% (оценка на 2023 г.) [ 6 ] | |
Население за чертой бедности | |
36.7 средний (2014) [ 9 ] | |
Рабочая сила | |
Рабочая сила по профессиям | большинство людей занято в сельском хозяйстве и скотоводстве; сфера услуг, строительство, промышленность и торговля составляют менее четверти рабочей силы. [ 5 ] |
Безработица | 13.6% (2022) [ 14 ] |
Основные отрасли | добыча сырой нефти и нефтепереработка; мелкосерийное производство хлопчатобумажных тканей, изделий из кожи; пищевая промышленность; ремесла; алюминиевые изделия; цемент; ремонт коммерческих судов; добыча природного газа |
Внешний | |
Экспорт | 37,5 миллиона долларов (оценка на 2020 год) [ 5 ] |
Экспортные товары | сырая нефть, золото, рыба, промышленные химические жидкости, железный лом. |
Основные партнеры по экспорту |
|
Импорт | 800,999 миллиона долларов (оценка на 2022 год) [ 5 ] |
Импортные товары | пшеница, нефтепродукты, железо, рис, автомобили |
Основные партнеры по импорту |
|
−1,236 триллиона долларов (оценка 2017 г.) [ 5 ] | |
Валовой внешний долг | 7,068 миллиарда долларов (оценка на 31 декабря 2017 г.) [ 5 ] |
Государственные финансы | |
74,5% ВВП (оценка 2017 г.) [ 5 ] | |
−5,2% (ВВП) (оценка 2017 г.) [ 5 ] | |
Доходы | 2,821 триллиона долларов (оценка 2017 г.) [ 5 ] |
Затраты | 4,458 триллиона долларов (оценка 2017 г.) [ 5 ] |
Экономическая помощь | получатель : 2,3 миллиарда долларов (выплаты в 2003–2007 годах) |
245,4 миллиона долларов (оценка на 31 декабря 2017 г.) | |
Все значения, если не указано иное, указаны в долларах США . |
Экономика Йемена и гуманитарного кризиса, который вызвал нестабильность, эскалацию значительно ослабла после начала гражданской войны в Йемене боевых действий и наводнения в регионе. [ 17 ] На момент объединения экономические Южный и Северный Йемен имели совершенно разные, но одинаково испытывающие трудности слаборазвитые системы . После объединения экономика была вынуждена выдерживать последствия поддержки Йеменом Ирака 1990–1991 годов во время войны в Персидском заливе : Саудовская Аравия выслала почти 1 миллион йеменских рабочих, а Саудовская Аравия и Кувейт значительно сократили экономическую помощь Йемену. [ 18 ] еще Гражданская война 1994 года больше истощила экономику Йемена. Как следствие, Йемен в значительной степени полагался на помощь многосторонних агентств для поддержания своей экономики в течение последних 24 лет. Взамен оно пообещало провести значительные экономические реформы. В 1997 году Международный валютный фонд (МВФ) утвердил две программы по значительному увеличению кредита Йемена: расширенный механизм структурной перестройки (теперь известный как механизм сокращения бедности и экономического роста, или PRGF) и механизм расширенного финансирования (EFF). В последующие годы правительство Йемена попыталось провести рекомендованные реформы: сократить фонд оплаты труда государственных служащих, отменить дизельное топливо и другие субсидии, снизить расходы на оборону, ввести общий налог с продаж и приватизировать государственные предприятия. Однако ограниченный прогресс заставил МВФ приостановить финансирование в период с 1999 по 2001 год. [ 19 ]
В конце 2005 года Всемирный банк (который в октябре 2002 года вместе с другими двусторонними и многосторонними кредиторами продлил Йемену четырехлетний пакет экономической поддержки на сумму 2,3 миллиарда долларов США) объявил, что в результате неспособности Йемена провести существенные реформы Всемирный банк сократит финансовую помощь на одну треть в период с июля 2005 года по июль 2008 года. Ключевой компонент пакета в 2,3 миллиарда долларов — 300 миллионов долларов в виде льготного финансирования — был отложен в ожидании продления Йеменского ПРГФ с МВФ, который в настоящее время находится на стадии рассмотрения. переговоры. Однако в мае 2006 года Всемирный банк принял стратегию помощи Йемену, в соответствии с которой он предоставит около 400 миллионов долларов США в виде кредитов Международной ассоциации развития (МАР) в течение периода с 2006 по 2009 финансовый год. партнеров, на период 2007–2010 годов было обещано в общей сложности 4,7 миллиарда долларов США в виде грантов и льготных кредитов. В настоящее время, несмотря на наличие значительных ресурсов нефти и газа и значительного количества продуктивных сельскохозяйственных земель, Йемен остается одной из беднейших стран мира с низкими доходами; более 80 процентов (2018 г.) населения живет в бедности. [ 20 ] Приток в среднем 1000 сомалийских беженцев в месяц в Йемен в поисках работы является дополнительным бременем для экономики, которой уже приходится справляться с уровнем безработицы в 20-40 процентов. Йемен по-прежнему находится под значительным давлением, требующим проведения экономических реформ, чтобы не потерять столь необходимую международную финансовую поддержку. [ 19 ]
На севере последствия гражданской войны (1962–1970 гг.) и частые периоды засухи нанесли серьезный удар по ранее процветающему сельскохозяйственному сектору. Производство кофе, которое раньше было основным экспортным товаром севера и основной формой иностранной валюты , сократилось по мере увеличения выращивания ката . Низкое внутреннее промышленное производство и нехватка сырья сделали Йеменскую Арабскую Республику зависимой от широкого спектра импорта.
Гражданская война в Йемене и кампания воздушных бомбардировок коалиции во время интервенции под руководством Саудовской Аравии еще больше разрушили экономику Йемена. [ 21 ] [ 22 ] [ 23 ]
В результате гражданской войны Йемен страдает от инфляции и девальвации йеменского риала , а экономика Йемена сократилась на 50% с начала гражданской войны 19 марта 2015 года по октябрь 2018 года. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]
Макроэкономический тренд
[ редактировать ]Это диаграмма динамики валового внутреннего продукта Йемена (с момента объединения) в рыночных ценах, оцененных Международным валютным фондом, с цифрами в миллионах йеменских риалов. [ 27 ]
Год | Валовой внутренний продукт | обмен доллара США | Индекс инфляции (2000=100) |
---|---|---|---|
1989 | 125,562 | 11.70 Йеменский риал | 5.10 |
1995 | 516,643 | 40,49 йеменских риалов | 51 |
2000 | 1,539,386 | 161.00 Йеменский риал | 100 |
2005 | 2,907,636 | 191,37 Йеменского Риала | 175 |
Для сравнения паритета покупательной способности доллар США обменивается только на 150,11 йеменских риалов. Средняя заработная плата в 2009 году составляла 1,06 доллара за человеко-час .
Денежные переводы от йеменцев, работающих за границей, и иностранная помощь покрывали постоянный торговый дефицит. Значительные йеменские общины существуют во многих странах мира, включая непосредственных соседей Йемена на Аравийском полуострове , Индонезию, Индию , Восточную Африку, Великобританию и США. Начиная с середины 1950-х годов, Советский Союз и Китайская Народная Республика оказывали МАР масштабную помощь. Эта помощь включала финансирование крупных строительных проектов, стипендии и значительную военную помощь.
Проблемы интеграции
[ редактировать ]На юге экономическая деятельность до обретения независимости была в основном сосредоточена в портовом городе Аден . Морская транзитная торговля, на которую опирался порт, рухнула с закрытием Суэцкого канала и уходом Великобритании из Адена в 1967 году. экономику НДРЮ ) поддерживал на плаву централизованно планируемую марксистскую . С распадом Советского Союза и прекращением советской помощи экономика Юга фактически рухнула.
После объединения правительство работало над интеграцией двух относительно несопоставимых экономических систем. Однако серьезные потрясения, в том числе возвращение примерно 850 000 йеменцев в 1990 году из стран Персидского залива , последующее значительное сокращение потоков помощи и внутриполитические споры, кульминацией которых стала гражданская война 1994 года, препятствовали экономическому росту.
Отрасли
[ редактировать ]Сельское хозяйство и рыболовство
[ редактировать ]Сельское хозяйство является основой экономики Йемена, производя более 20 процентов валового внутреннего продукта (ВВП) с 1990 года (20,4 процента в 2005 году по данным Центрального банка Йемена). В сельском хозяйстве занято более половины (54,2 процента в 2003 году) работающего населения Йемена. Тем не менее, по оценкам правительства США , в 2005 году на этот сектор приходилось лишь 13,5 процентов ВВП. Многочисленные экологические проблемы препятствуют росту этого сектора — эрозия почвы, вторжение песчаных дюн и вырубка лесов — но самой большой проблемой на сегодняшний день является нехватка воды. . Из-за низкого уровня осадков сельское хозяйство Йемена в значительной степени зависит от добычи подземных вод — ресурса, который истощается. Уровень грунтовых вод в Йемене падает примерно на два метра в год; По оценкам, запасы подземных вод Саны могут быть исчерпаны к 2030 году. Благодаря использованию орошения фрукты и овощи стали основными товарными культурами Йемена. С ростом производства орошаемых культур производство традиционных неорошаемых культур, таких как зерновые, сократилось. По данным Центрального банка Йемена, производство кат , растение с легким наркотическим действием и интенсивно культивируемое растение, которое производит естественные стимуляторы при жевании его листьев, в 2005 году выросло на 6,7 процента и составило 5,8 процента ВВП; употребление ката широко распространено в Йемене. По данным Всемирного банка и других экономистов, выращивание этого растения играет доминирующую роль в сельскохозяйственной экономике Йемена, составляя 10 процентов ВВП и обеспечивая занятость около 150 000 человек, потребляя при этом около 30 процентов оросительной воды и вытесняя земельные площади, которые в противном случае могли бы быть используется для экспортного кофе, фруктов и овощей. [ 19 ]
Хотя обширные территориальные воды и морские ресурсы Йемена способны производить 840 000 тонн рыбы в год, его рыбная промышленность относительно слабо развита и состоит в основном из индивидуальных рыбаков на небольших лодках. В последние годы правительство сняло ограничения на экспорт рыбы, и производство достигло четверти своей мощности, что принесло доход, оцениваемый в 260 миллионов долларов США в 2005 году. Рыба и рыбопродукты составляют лишь 1,7 процента ВВП Йемена, но являются вторым по величине экспортным товаром. . В декабре 2005 года Всемирный банк утвердил кредит в размере 25 миллионов долларов США на проект управления и сохранения рыболовства, который будет запущен во всех прибрежных провинциях вдоль Красного моря и Аденского залива . Ожидается, что этот проект улучшит возможности вылова рыбы и проведения аукционов; предоставить ледяные установки для консервации рыбы; и дать возможность Министерству рыболовства Йемена проводить более эффективные исследования, планирование управления ресурсами и нормативную деятельность. [ 19 ]
Нефть и газ
[ редактировать ]Этот раздел необходимо обновить . ( февраль 2019 г. ) |
Йемен является производителем нефти и располагает значительными неиспользованными морскими месторождениями нефти и газа. В отличие от многих региональных производителей нефти, Йемен в значительной степени зависит от иностранных нефтяных компаний, у которых есть соглашения о разделе продукции с правительством. Доходы от добычи нефти составляют от 70 до 75 процентов государственных доходов и около 90 процентов экспорта. В Йемене доказанные запасы сырой нефти составляют более 9 миллиардов баррелей (1,4 × 10 9 м 3 ), хотя это происходит из старых месторождений страны, разрушенных войной и коррупцией, что обусловлено тем фактом, что нефть обеспечивает около 90% экспорта страны. [ 28 ] Всемирный банк прогнозирует, что доходы Йемена от нефти и газа резко упадут в 2009 и 2010 годах и упадут до нуля к 2017 году, когда запасы закончатся; Королевский институт международных отношений Великобритании предупреждает, что нестабильность в Йемене может расширить зону беззакония от северной Кении до Саудовской Аравии, одновременно называя йеменскую демократию «хрупкой» и указывая на вооруженные конфликты с исламистами и племенными повстанцами как на причины нестабильности. В результате западные организации, другие дипломаты и лидеры заинтересованы в сохранении стабильности в Йемене и предотвращении неблагоприятных последствий. [ 28 ] Согласно статистике, опубликованной Управлением энергетической информации, добыча сырой нефти в среднем составляла 413 300 баррелей в день (65 710 м3). 3 /сут) в 2005 г. снижение с 423 700 баррелей в сутки (67 360 м 3 /сут) в 2004 г. За первые восемь месяцев 2006 г. добыча сырой нефти оставалась неизменной, составляя в среднем 412 500 баррелей в сутки (65 580 м3). 3 /д). [ 19 ]
После небольшого открытия в 1982 году на юге американская компания в 1984 году обнаружила нефтяной бассейн недалеко от Мариба . Всего в 1995 году там добывалось 27 000 кубических метров в день (170 000 баррелей в день). Начал работу небольшой нефтеперерабатывающий завод. недалеко от Мариба в 1986 году. Советское открытие в южной провинции Шабва оказалось лишь незначительно успешным, даже когда его перехватила другая группа. Западный консорциум начал экспортировать нефть из Масилы в Хадрамауте в 1993 году, и добыча там достигла 67 000 м3. 3 /сутки (420 000 баррелей в сутки) в 1999 году. Есть новые находки в блоках Джанна (ранее известный как Объединенный район разведки нефти) и восточном блоке Шабва. Экспорт нефти Йемена в 1995 году принес около 1 миллиарда долларов США. По оценкам, морские нефтегазовые месторождения Йемена содержат миллиарды баррелей нефти и газа. Марибская нефть содержит попутный природный газ. В сентябре 1995 года правительство Йемена подписало соглашение, согласно которому французская компания TotalEnergies была назначена ведущей компанией проекта по экспорту сжиженного природного газа (СПГ). В 1997 году Йеменская газовая компания объединилась с различными частными компаниями для создания Йеменского СПГ (YLNG). В августе 2005 года правительство окончательно одобрило три соглашения о поставках СПГ, что позволило YLNG заключить контракт на 2 миллиарда долларов с международным консорциумом на строительство первого в стране завода по сжижению газа в Балхате на побережье Аравийского моря . Проект представляет собой инвестиции в размере 3,7 миллиарда долларов США в течение 25 лет, в рамках которого ежегодно будет производиться около 6,7 миллиона тонн СПГ, поставки которого, вероятно, будут осуществляться в США и Южную Корею. Производство СПГ началось в октябре 2009 года. Правительство Йемена ожидает, что проект СПГ добавит в его бюджет 350 миллионов долларов и позволит развивать нефтехимическую промышленность. [ 19 ]
Промышленность и производство
[ редактировать ]По оценкам правительства США, промышленный сектор Йемена составляет 47,2 процента валового внутреннего продукта (ВВП). Вместе с услугами, строительством и торговлей на долю промышленности приходится менее 25 процентов рабочей силы. Наибольший вклад в объем производства обрабатывающей промышленности вносит нефтепереработка , которая приносит примерно 40 процентов общего дохода. Остальная часть этого сектора состоит из производства потребительских товаров и строительных материалов. В 2005 году производство составляло примерно 9,5 процента ВВП Йемена. В 2000 году в Йемене было почти 34 000 промышленных предприятий, на которых работало около 115 000 человек; большинство заведений представляли собой малые предприятия (от одного до четырех сотрудников). Почти половина всех промышленных предприятий занимается переработкой продуктов питания и напитков; производство муки и растительного масла в последние годы увеличилось . Примерно 10 процентов предприятий классифицируются как производство смешанных металлических изделий, таких как резервуары для хранения воды, двери и окна. [ 19 ]
Услуги и туризм
[ редактировать ]Экономисты сообщили, что сектор услуг Йемена составлял 51,7 процента валового внутреннего продукта (ВВП) в 2002 году и 52,2 процента ВВП в 2003 году. По оценкам правительства США, на сектор услуг приходилось 39,7 процента ВВП в 2004 году и 39,3 процента в 2005 году. [ 19 ]
Йемена Туристической индустрии мешают как ограниченная инфраструктура, так и серьезные проблемы с безопасностью. Отели и рестораны страны не соответствуют международным стандартам, а воздушный и автомобильный транспорт в значительной степени неадекватен. Похищения иностранных туристов остаются угрозой, особенно за пределами крупных городов. В сочетании с террористическими взрывами в порту Адена в 2000 и 2002 годах угроза похищений представляет собой значительный сдерживающий фактор для туризма. Совсем недавно, в сентябре 2006 года, представители племени в провинции Шабва, к востоку от Саны, похитили четырех французских туристов, направлявшихся в Аден; Через две недели туристов освободили. В октябре 2006 года Государственный департамент США повторил предыдущие предупреждения гражданам США, настоятельно призывая их тщательно учитывать риски, связанные с поездками в Йемен. Министерство иностранных дел Великобритании опубликовало аналогичную рекомендацию. Последние статистические данные о прибытии туристов в Йемен недоступны, но число туристов, прибывших в 2004 году, выросло до 274 000 со 155 000 в 2003 году. [ 19 ]
Труд
[ редактировать ]По данным правительства США, в сельском хозяйстве и животноводстве занято большинство работающего населения Йемена (54,2 процента в 2003 году). Промышленность, сфера услуг, строительство и торговля в совокупности составляют менее 25 процентов рабочей силы. [ 19 ]
По данным Всемирного банка , государственная служба Йемена характеризуется большой, плохо оплачиваемой рабочей силой и недостаточной разницей в заработной плате между высоко- и низкоквалифицированными должностями для привлечения и удержания квалифицированных работников. В 2004 году правительство увеличило зарплаты госслужащим на 20–40 процентов, чтобы смягчить последствия ожидаемых экономических реформ, которые так и не были реализованы. Результатом стал 20-процентный рост расходов на заработную плату; Заработная плата государственных служащих в 2004 году составляла 7 процентов валового внутреннего продукта (ВВП). В бюджете 2005 года были сокращены экономические субсидии, но взамен новый бюджет требовал от правительства пойти на различные уступки, включая повышение заработной платы государственных служащих еще на 10–15 процентов к 2007 году, как часть национальной стратегии заработной платы. [ 19 ]
Пакет экономической помощи, который Международный валютный фонд (МВФ) пообещал Йемену, зависит от реализации реформы государственной службы, которой правительство сопротивляется из-за уровня безработицы в стране, по оценкам, от 20 до 40 процентов. В 2004 году правительство заявило, что сократило количество рабочей силы на государственной службе за счет выхода на пенсию и увольнений, но, похоже, значительное повышение зарплат уменьшило влияние любых реформ. МВФ заявил, что зарплаты государственных служащих как компонент ВВП должны быть сокращены на 1-2 процента, и этого уровня можно достичь только при продолжающемся сокращении размеров государственной службы. Неясно, сможет ли национальная стратегия заработной платы, которая может привести к оптимизации системы и устранению нарушений, на самом деле снизить затраты на занятость. [ 19 ]
Валюта, обменный курс и инфляция
[ редактировать ]Валютой Йемена является йеменский риал (YR), который был выпущен на открытый рынок в июле 1996 года. Периодические интервенции Центрального банка Йемена позволили риалу постепенно обесцениваться примерно на 4 процента в год, начиная с 1999 года. Его средняя стоимость составляла 191,5 йеменских ринггитов. за доллар США в 2005 году и в среднем составлял 197,5 йен в 2006 году. В конце ноября 2006 года обменный курс составлял около 198 йен за доллар. [ 19 ] В марте 2023 года обменный курс новых риалов на территориях, контролируемых правительством, составлял в среднем 1252 юаня. [ 29 ]
В годы сразу после объединения (1990–96) в Йемене наблюдался очень высокий средний уровень инфляции - 40%. Экономические реформы снизили уровень инфляции до всего лишь 5,4 процента в 1997 году, но высокие цены на нефть и сокращение субсидий на топливо в последние годы оказали негативное влияние на уровень инфляции, который в целом рос, несмотря на некоторые колебания. В 2004 году усилия Центрального банка Йемена по ужесточению денежной массы были компенсированы ослаблением доллара США, с которым йеменский риал связан управляемым плавающим курсом, и ростом мировых цен на сырьевые товары, что привело к уровню инфляции в 12,5%. . В 2018 году уровень инфляции составил 33,65%. [ 30 ]
В июле 2005 года правительство поддалось общественному противодействию и снизило новый общий налог с продаж с 10 до 5 процентов. [ 19 ] Существуют специальные тарифы на услуги мобильной связи (10%) и сигареты (90%). [ 31 ]
Банковское дело и финансы
[ редактировать ]По мнению экономистов, сектор финансовых услуг Йемена недостаточно развит, и в нем доминирует банковская система. В Йемене нет публичной фондовой биржи . Банковская система состоит из Центрального банка Йемена, 15 коммерческих банков (девять частных отечественных банков, четыре из которых являются исламскими банками, четыре частных иностранных банка и два государственных банка) и двух специализированных государственных банков развития. Центральный банк Йемена контролирует денежно-кредитную политику и наблюдает за переводом валюты за границу. Он является кредитором последней инстанции , осуществляет надзор за коммерческими банками и служит банкиром правительства. С конца 2005 года и до конца 2010 года Tadhamon International исламский банк удерживал первое место среди всех банков Йемена (как коммерческих, так и исламских) по совокупным активам, капиталу и торговому бизнесу. Крупнейший коммерческий банк, Государственный кредитный и сельскохозяйственный кооперативный банк, а также Йеменский банк реконструкции и развития, контрольный пакет акций которого принадлежит государству, в настоящее время проходят реструктуризацию с целью возможной приватизации. Из-за финансовых трудностей в обоих банках правительство Йемена приняло план по слиянию всех трех банков в 2004 году; Минимальный капитал нового государственного Банка развития будет составлять 50 миллионов долларов США. По состоянию на апрель 2011 года этот шаг еще не реализован. [ 19 ]
Большой объем неработающих кредитов, низкая капитализация и слабое соблюдение нормативных стандартов сдерживают банковский сектор Йемена в целом. Многие банки технически неплатежеспособны. Поскольку многие должники находятся в состоянии дефолта, йеменские банки ограничивают свою кредитную деятельность избранной группой потребителей и предприятий. В результате вся банковская система удерживает менее 60 процентов денежной массы; большая часть экономики работает с наличными деньгами. Законодательство, принятое в 2000 году, наделило Центральный банк полномочиями ужесточать требования к кредитованию, а в середине 2005 года Центральный банк обнародовал несколько новых требований к капиталу для коммерческих банков, направленных вместе на ограничение валютных спекуляций и защиту депозитов. [ 19 ]
В марте 2023 года контролируемый хуситами парламент в Сане принял закон, запрещающий взимание процентов. [ 29 ] Депутат Ахмед Саиф заявил, что закон будет иметь катастрофические последствия для банков и граждан, министр финансов и управляющий расположенного в Сане Центрального банка Йемена отказались публично одобрить закон, а банковский чиновник Саны заявил, что религиозные Сторонники жесткой линии в движении хуситов настаивали на принятии этого закона. [ 29 ]
Энергия
[ редактировать ]Государственная государственная электроэнергетическая корпорация Йемена (PEC) управляет примерно 80 процентами электрогенерирующих мощностей страны (810–900 мегаватт ), а также национальной электросетью. За последние 10 лет правительство рассматривало различные способы смягчения значительного дефицита электроэнергии в стране, включая реструктуризацию ТЭК, интеграцию энергетического сектора посредством мелкомасштабной приватизации электростанций, создание независимых энергетических проектов (НЭС) и внедрение газопроводов. вырабатывали электростанции, чтобы высвободить поставки нефти на экспорт. Однако из-за неадекватной инфраструктуры крупномасштабные проекты интеллектуальной собственности и предложения по приватизации не были реализованы; Однако несколько менее масштабных проектов в Мукалле и Адене уже завершены, и подписаны контракты на будущие проекты. В 2004 году дизельные электростанции Йемена выработали 4,1 миллиарда киловатт-часов электроэнергии, и этот уровень производства недостаточен для поддержания постоянного снабжения электроэнергией. Хотя спрос на электроэнергию увеличился на 20 процентов в период с 2000 по 2004 год, по оценкам, только 40 процентов всего населения имеют доступ к электроэнергии из национальной энергосистемы, а поставки происходят с перебоями. Чтобы удовлетворить этот спрос, правительство планирует увеличить мощность электростанций страны до 1400 мегаватт к 2002 году. [ 19 ]
Государственный бюджет
[ редактировать ]В 1995 году, чтобы выполнить условия, предусмотренные Международным валютным фондом (МВФ), Йемен начал программу экономических реформ, одним из компонентов которой является реформа налогово-бюджетной политики, направленная на сокращение дефицита и расширение доходной базы. Однако правительству не удалось существенно сократить свои основные расходы — субсидии, особенно субсидии на топливо. В январе 2005 года парламент Йемена узко принял бюджет на 2005 год, в котором прогнозировалось сокращение бюджетного дефицита примерно до 3 процентов валового внутреннего продукта (ВВП). Бюджет был основан на принятии пакета реформ, который включал широкий 10-процентный общий налог с продаж (GST) и 75-процентное сокращение топливных субсидий. Сильная общественная оппозиция этим реформам привела к тому, что в июле 2005 года правительство отложило введение 10-процентного GST на 18 месяцев, приняв вместо этого гибридный 5-процентный GST, а также изменило сокращение топливных субсидий. Тем не менее, стоимость субсидий, в первую очередь на топливо, резко выросла (почти 90 процентов) в 2005 году, составив наибольшую долю (почти 25 процентов) в общих государственных расходах и примерно 9 процентов ВВП. Эти затраты в сочетании с 24-процентным увеличением заработной платы государственных служащих и 42-процентным увеличением расходов на оборону привели к Дефицит государственного бюджета в 2005 году составил 350,8 миллиона долларов США, или более 2 процентов ВВП. Правительство заложило в бюджет резкий (41 процент) рост общих расходов на 2006 год, что, по оценкам экономистов, приведет к дефициту бюджета в 800 миллионов долларов США. или 4,2 процента ВВП. [ 19 ]
Внешнеэкономические связи
[ редактировать ]История и обзор
[ редактировать ]Во время войны в Персидском заливе 1990–91 годов Йемен поддержал Ирак в его вторжении в Кувейт , тем самым оттолкнув Саудовскую Аравию и Кувейт, которые оба предоставили Йемену важнейшую финансовую помощь. Помимо прекращения этой помощи, Саудовская Аравия выслала почти 1 миллион йеменских рабочих. Последовавшее за этим сокращение денежных переводов иностранцев оказало катастрофическое воздействие на государственный бюджет Йемена. Гражданская война 1994 года еще больше истощила экономику, и в 1995 году Йемен обратился за помощью к многосторонним агентствам. В 1996 году Международный валютный фонд (МВФ) предоставил Йемену резервную кредитную линию на сумму 190 миллионов долларов США, а в следующем году утвердил две линии финансирования, которые увеличили кредит страны примерно на 500 миллионов долларов США. Финансирование зависело от принятия Йеменом жестких экономических реформ - требования, в выполнении которого страна имела ограниченный успех. В результате МВФ приостановил кредитование Йемена с конца 1999 года по февраль 2001 года. Продление действия двух механизмов финансирования, особенно механизма сокращения бедности и роста (PRGF), до октября 2001 года снова зависело от приверженности Йемена экономическим реформам. Из-за неспособности Йемена выполнить в достаточной степени условия, установленные МВФ, с 2002 года МВФ удержал 300 миллионов долларов США в виде льготного финансирования. Дискуссии по поводу возобновления ПРГФ продолжаются. В 2000 году Кувейт и Саудовская Аравия возобновили финансовую помощь Йемену. [ 19 ]
В октябре 2002 года двусторонние и многосторонние кредиторы во главе со Всемирным банком согласились предоставить Йемену четырехлетний пакет экономической поддержки на сумму 2,3 миллиарда долларов США, 20 процентов в виде грантов и 80 процентов в виде льготных кредитов. Это финансирование почти в восемь раз превышает сумму финансовой поддержки, полученной Йеменом в рамках ПРГФ МВФ. Однако в декабре 2005 года Всемирный банк объявил, что из-за продолжающейся неспособности правительства провести существенные экономические реформы и остановить коррупцию, финансирование будет сокращено более чем на одну треть, с 420 миллионов долларов США до 240 миллионов долларов США на период июль 2005 года. Июль 2008 г. В мае 2006 г. Всемирный банк принял новую Стратегию помощи стране (CAS) Йемену на период с 2006 по 2009 финансовый год, содержащую план содействия улучшению финансового и человеческого развития страны. Банк обязался предоставить около 400 миллионов долларов США в виде кредитов Международной ассоциации развития (МАР) в течение срока CAS. В настоящее время задолженность Йемена Японии, одному из крупнейших доноров, составляет около 264 миллионов долларов США. В декабре 2005 года Правительство Японии обязалось списать 17 миллионов долларов долга. В том же месяце Германия пообещала увеличить свою ежегодную помощь Йемену до 83,6 миллиона долларов США в течение следующих двух лет; финансирование пойдет в первую очередь на проекты в области образования и улучшения качества воды. В ноябре 2006 года Великобритания объявила, что помощь Йемену увеличится на 400 процентов, до 222 миллионов долларов США до 2011 года. [ 19 ]
Йемен является членом Арабского фонда экономического и социального развития , который с 1974 года способствует финансированию экономического и социального развития арабских государств и стран посредством кредитов и гарантий. В марте 2004 года Лига арабских государств предоставила Йемену 136 миллионов долларов США на финансирование улучшения инфраструктуры. На встрече в середине ноября 2006 года в Лондоне группа двусторонних и многосторонних доноров пообещала выделить 4,7 миллиарда долларов США в течение четырех лет (2007–2010 годы) на финансирование экономического развития Йемена. Целью встречи, которая проходила под совместным председательством Всемирного банка и правительства Йемена, было предоставление достаточной экономической помощи Йемену, чтобы он мог претендовать на будущее членство в Совете сотрудничества стран Персидского залива (ССАГПЗ). Более 55 процентов помощи, которая в основном предоставляется в виде грантов, поступит от стран Персидского залива. Йемен получил статус наблюдателя во Всемирной торговой организации (ВТО) в 1999 году, а по состоянию на декабрь 2006 года его заявка на полноправное членство находилась на стадии переговоров. [ 19 ]
Внешняя торговля
[ редактировать ]Импорт составил примерно 4,7 миллиарда долларов США в 2005 году и, по прогнозам, увеличится до 5 миллиардов долларов США в 2006 году и до 5,4 миллиардов долларов США в 2007 году. Йемен является нетто-импортером всех основных категорий товаров, кроме топлива. Основными статьями импорта являются машины и транспортное оборудование, продукты питания и скот, а также обработанные материалы. По данным ООН, Йемен импортирует более 75 процентов своего основного продукта питания — пшеницы. Основным источником импорта Йемена в 2005 году были Объединенные Арабские Эмираты (13,4 процента общего импорта); основная часть этого импорта фактически представляет собой реэкспорт из США и Кувейта. Йемен получил 10,6 процента своего общего импорта из Саудовской Аравии и 9 процентов из Китая. [ 19 ]
В 2005 году экспорт Йемена составил 6,4 миллиарда долларов США. Ожидается, что экспорт увеличится и достигнет рекордных 8,6 миллиардов долларов США в 2006 году в результате высоких доходов от нефти. Нефть является основным экспортным товаром Йемена, на его долю приходилось 92 процента общего экспорта в 2004 году и 87 процентов в 2005 году. Ненефтяной экспорт Йемена представляет собой в основном сельскохозяйственную продукцию, в основном рыбу и рыбопродукты, овощи и фрукты. В 2005 году Азия была наиболее важным рынком для экспорта Йемена, прежде всего Китая (37,3 процента общего экспорта), Таиланда и Японии. Чили также была основным экспортным рынком (19,6 процента от общего объема экспорта). [ 19 ]
Стоимость импорта и экспорта Йемена резко увеличивалась и уменьшалась за последние 10 лет из-за изменений мировых цен на нефть. В результате торговый баланс страны значительно колебался от дефицита почти в 800 миллионов долларов США в 1998 году до профицита в 1 миллиард долларов США в 2000 году. Рост цен на нефть привел к профициту в 817 миллионов долларов США в 2004 году и профициту в 1,7 доллара США. миллиардов в 2005 году. [ 19 ]
В последние годы Йемен сообщил об увеличении нетоварного дефицита. Однако этот дефицит был компенсирован рекордными поступлениями от экспорта, которые привели к достаточно большому положительному сальдо торгового баланса, чтобы поддерживать профицит счета текущих операций: 175,7 миллиона долларов США в 2003 году, 524,6 миллиона долларов США в 2004 году и 633,1 миллиона долларов США (около 4 процентов валовой внутренний продукт) в 2005 году. [ 19 ]
Внешний долг
[ редактировать ]В 1990 году недавно объединенная Республика Йемен унаследовала непосильное долговое бремя, составляющее примерно 106 процентов валового внутреннего продукта. Реструктуризация долга странами-кредиторами Парижского клуба в 1990-х годах в сочетании с помощью Агентства международного развития Всемирного банка привела к снижению объема долга Йемена до 5,4 миллиардов долларов США (по оценкам, 39 процентов валового внутреннего продукта) к концу 2004 года. По данным Перед Центральным банком Йемена к концу 2005 года долг Йемена составлял 5,2 миллиарда долларов США (приблизительно 33 процента валового внутреннего продукта). По данным правительства США, резервы иностранной валюты и золота Йемена в 2005 году составляли 6,1 миллиарда долларов США. [ 19 ]
Иностранные инвестиции
[ редактировать ]В Йемене нет фондовой биржи, что ограничивает приток портфельных инвестиций. Портфельные инвестиции за рубежом также очень ограничены, в результате чего потоки портфельных инвестиций практически не фиксируются властями. В начале 1990-х годов чистые прямые инвестиции достигли своего пика, поскольку иностранные инвесторы начали использовать нефтяные запасы Йемена , но с 1995 года чистые потоки прямых инвестиций стали отрицательными, поскольку возмещение затрат иностранных нефтяных компаний превысило новые прямые инвестиции. Пятилетний проект строительства сжиженного природного газа (СПГ) стоимостью 3 миллиарда долларов США с участием консорциума иностранных компаний запланирован после одобрения правительства в августе 2005 года. Такой проект открывает перспективы увеличения иностранных инвестиций в будущем по мере строительства объектов СПГ. [ 19 ]
Международная помощь
[ редактировать ]Начиная с середины 1950-х годов, Советский Союз и Китай оказывали крупномасштабную помощь. Например, Китай участвовал в расширении международного аэропорта Саны . На юге экономическая деятельность до обретения независимости была в основном сосредоточена в портовом городе Аден. Морская транзитная торговля, на которую опирался порт, рухнула с временным закрытием Суэцкого канала и уходом Великобритании из Адена в 1967 году. [ нужна ссылка ]
В начале 1995 года правительство Йемена запустило программу экономических, финансовых и административных реформ (EFARP) при поддержке Всемирного банка и МВФ, а также международных доноров. Эти программы оказали положительное влияние на экономику Йемена и привели к сокращению дефицита бюджета до менее 3% валового внутреннего продукта в период 1995–1999 годов и исправлению макрофинансовых дисбалансов. [ 32 ] Реальные темпы роста в ненефтяном секторе выросли на 5,6% с 1995 по 1997 год. [ 33 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ «База данных «Перспективы мировой экономики», апрель 2019 г.» . МВФ.org . Международный валютный фонд . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ «Страновые и кредитные группы Всемирного банка» . datahelpdesk.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 29 сентября 2019 г.
- ^ «Мировая демографическая панель Йемена» . unfpa.org . Фонд народонаселения ООН] . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и «База данных «Перспективы мировой экономики», октябрь 2023 г.» . МВФ.org . Международный валютный фонд . Проверено 15 октября 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж < «Всемирная книга фактов» . ЦРУ.gov . Центральное разведывательное управление . Проверено 17 ноября 2019 г.
- ^ «Уровень инфляции, средние потребительские цены» . Международный валютный фонд . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «Коэффициент бедности при национальной черте бедности (% населения) - Йемен, Республика» . data.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ «Коэффициент бедности при уровне 1,90 доллара США в день (ППС 2011 г.) (% населения) – Йемен, Республика» . data.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ «Индекс GINI (оценка Всемирного банка) – Йемен, Республика» . data.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ «Индекс человеческого развития (ИЧР)» . hdr.undp.org . HDRO (Отдел по составлению докладов о человеческом развитии) Программа развития Организации Объединенных Наций . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ Наций, ООН. «Индекс человеческого развития с поправкой на неравенство (IHDI)» . hdr.undp.org . HDRO (Отдел по составлению докладов о человеческом развитии) Программа развития Организации Объединенных Наций . Проверено 22 ноября 2022 г.
- ^ «Рабочая сила, всего — Йемен, Республика» . data.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 17 ноября 2019 г.
- ^ «Соотношение занятости и численности населения, 15+, всего (%) (национальная оценка) – Йемен, Республика» . data.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 4 октября 2019 г.
- ^ «Йемен, Республика» . data.worldbank.org . Всемирный банк . Проверено 2 ноября 2023 г.
- ^ «Экспортные партнеры Йемена» . Обсерватория экономической сложности . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ «Импортные партнеры Йемена» . Обсерватория экономической сложности . Проверено 8 марта 2024 г.
- ^ «Обзор экономики Йемена — апрель 2022 г.» . Всемирный банк . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Уфхейл-Сомерс, Аманда (15 мая 1991 г.). «Йемен: объединение и война в Персидском заливе» . МЕРИП . Проверено 2 января 2023 г.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м н тот п д р с т в v В х и С аа Профиль страны в Йемене . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (декабрь 2006 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Обзор Йемена: новости развития, исследования, данные | Всемирный банк» .
- ^ Хаббард, Бен (14 ноября 2016 г.). «Отпечатки пальцев США в атаках, уничтожающих экономику Йемена» . Нью-Йорк Таймс .
- ^ «Воздушная кампания Саудовской Аравии нацелена на поставки продовольствия в Йемен» . menafn.com .
- ^ Кевин Уоткинс (12 апреля 2018 г.). «Невидимая экономическая война в Йемене тайно убивает детей» . TheGuardian.com .
- ^ «Тихий крах экономики Йемена» . 8 мая 2018 г.
- ^ «Южные сепаратисты Йемена, поддерживаемые ОАЭ, объявляют о народном восстании» . Глаз Ближнего Востока .
- ^ «Двухлетняя война усугубляет обесценивание йеменского риала» . Синьхуа . Архивировано из оригинала 7 октября 2018 года.
- ^ «МВФ. Январь 2006» .
- ^ Jump up to: а б Мартин Плаут (20 ноября 2008 г.). «Йемен сталкивается с кризисом, поскольку заканчивается нефть » . Новости Би-би-си .
- ^ Jump up to: а б с «Запрет хуситов в банковском секторе — Обзор Йемена, март 2023 г.» . Центр стратегических исследований Саны .
- ^ «Йемен — уровень инфляции 1998-2028 гг.» . Статистика .
- ^ «Косвенный налог – Йемен» . Грант Торнтон Интернэшнл Лтд .
- ^ «Республика Йемен: Промежуточный документ о стратегии сокращения бедности» (PDF) . Международный валютный фонд. Декабрь 2000 года . Проверено 21 марта 2010 г.
- ^ «Рамочный документ среднесрочной экономической и финансовой политики Йеменской Республики на 1999–2001 годы» . Международный валютный фонд. 5 марта 1999 года . Проверено 13 декабря 2013 г.