Jump to content

Киаксар II

Киаксар II ( древнегреческий : Κυαξάρης царем ) был мидийским , правление которого описано греческим историком Ксенофонтом . Некоторые теории приравнивают эту фигуру к « Дарию Мидянину », упомянутому в Книге Даниила . Он не упоминается в историях Геродота или Ктесия , и многие учёные сомневаются в его существовании на самом деле. Вопрос о его существовании влияет на то, слилось ли Мидийское царство мирным путем с Персидским примерно в 537 г. до н.э., как рассказывает Ксенофонт (8.6.22, 8.7.1), или было порабощено в результате восстания персов против Кира. ' дедушка в 559 г. до н.э., дата, взятая из Геродота (1.214) и почти повсеместно принятая современными науками.

Ксенофонта Киропедия

[ редактировать ]

Согласно «Киропедии» Ксенофонта (1.5.2), Киаксар II стал царем после Астиага на троне Мидийской империи, а также был братом Манданы , Кира Великого матери (1.2.1, 1.4.7). Он описывает перса Кира II/Великого как возглавившего кампанию по завоеванию Вавилона в 539 г. до н. э., в то время как его дядя Киаксар II остался в Экбатане . [ 1 ] Киаксар II был к тому времени стариком. [ 2 ] и поскольку Кир II/Великий командовал кампанией, армия стала считать Кира Великого царем. После того, как Кир II/Великий пригласил Киаксара (II) во дворец, который он приготовил для него в Вавилоне, Киаксар (II) подарил ему свою дочь (Кира II/двоюродного брата Великого) замуж с Мидийским царством в качестве ее приданого. [ 3 ] Если предположить, что Киаксар II — это Дарий Мидянин, утверждается, что он номинально правил из Вавилона в качестве главы Мидо-Персидской империи в течение двух лет до своей смерти, а реальная власть принадлежала Киру II/Великому. После смерти Киаксара II империя мирно перешла к Киру II/Великому.

Споры по поводу имени

[ редактировать ]

Фридрих Кениг утверждал, что Ксенофонт смутился насчет Киаксара (II), потому что это было имя отца Астиага (Киаксара I). [ 4 ] Однако нередко, особенно среди королей, человек носил то же имя, что и его дед. Так было и с Киром Великим. [ 5 ] и Камбиз II . [ 6 ] У Дария (I) Гистаспа был внук по имени Дарий, который был наследником, но был убит, прежде чем смог стать царем. [ нужна ссылка ]

Споры о существовании Киаксара II

[ редактировать ]

Киаксар II занимает видное место в Ксенофонта » «Киропедии . Напротив, он отсутствует в «Истории Геродота » , что не оставляет места Киаксару II. Геродот говорит, что у мидийского царя Астиага не было сына и что его преемником на посту царя Мидии и Персии был Кир Великий . Современный консенсус историков согласен с Геродотом. Джон Уиткомб писал, что «Киаксар II» Ксенофонта «был всего лишь плодом воображения». [ 7 ]

По крайней мере, со времен Иеронима [ 8 ] до 19 века многие писатели, как еврейские, так и христианские, признавали существование Киаксара II. Он считался царем Мидии в конце Нововавилонской империи в библейских комментариях Жана Кальвина, Адама Кларка, Кейла и Делича, а также Ланге. В комментарии Ланге Отто Цеклер назвал Гезениуса, Хенгестенберга и других более поздних авторов, которые приравнивали Киаксара II к Дарию Мидянину Даниила . [ 9 ] В этих комментариях отмечалось сходство между Киаксаром II, изображенным Ксенофонтом, и тем, что можно сделать вывод о Дарии Мидяне из скудных утверждений о нем в Книге Даниила. По их мнению, разницу в именах можно объяснить тем, что цари того времени, в том числе Артаксеркс I, Дарий II, Артаксеркс III и Дарий III, помимо личного имени имели тронное имя. [ 10 ] В случае с Киаксаром II Гарпократион и Беросс были приведены в качестве доказательства того, что тронное имя Киаксара II было Дарий Мидянин. [ 11 ] [ 12 ] Что касается корреляции между Киаксаром II и Дарием Мидянином, Цеклер писал: «Сообщение Ксенофонта о Киаксаре II настолько полностью согласуется с повествованием Даниила о Дарии Мидяне, что, как признается Хитциг, «идентичность этих двоих выходит за рамки сомневаться.'" [ 13 ]

Подтверждающие доказательства

[ редактировать ]

Следующие источники в целом подтверждают, так или иначе, существование Киаксара II как монарха, который сменил Астиага на мидийском троне и продолжал существовать до некоторого времени вскоре после захвата Вавилона объединенными мидийскими и персидскими армиями и их союзниками. . Источники перечислены в хронологическом порядке их состава, начиная с самых старых.

Харранская стела

[ редактировать ]

Харранская стела (Притчард, стр. 362–63) была составлена ​​в четырнадцатый или пятнадцатый год правления Набонида, т.е. с 542 по 540 год до н.э., в ознаменование восстановления им храма в Эхулхуле. [ 14 ] Набонид рассказывает, как на десятом году его правления (546 или 545 г. до н. э.) враждебные цари пригласили его вернуться в Вавилон. Цари названы как «цари земли Египетской, земли [ vl для KUR: URU, города] Мидян, земли арабов и всех царей враждебных (земель)». Значение этого события заключается в том, что оно датировано всего за один-три года до того, как Набонид потерял свое царство в руках мидян и персов. [ 15 ] Согласно Геродоту и мнению последовавших за ним современных историков, это произошло примерно через 13 или 14 лет после того, как Кир предположительно подчинил мидян и стал правителем объединенной империи в 559 г. до н. э. Набонид не упоминает о персах, которые вскоре станут лидерами захвативших его столицу. Это согласуется с представлением Ксенофонта о том, что персы в то время все еще были подчиненным партнером в Мидо-Персидской конфедерации, а Кир был младшим правителем при своем дяде, царе Мидии Киаксаре II. [ 16 ] Нигде ни в одной из сохранившихся надписей Кир не назван царем Мидии, если только не утверждается, что настоящая надпись интерпретируется именно так; [ 17 ] это противоречило бы другим источникам, где Кир упоминается как «царь Аншана», «царь Персии», «великий царь» и другие подобные титулы. Таким образом, Харранская стела является свидетельством того, что незадолго до падения Вавилона мидийский царь, имя которого не названо, не только существовал, но и считался более важным врагом вавилонян, чем Кир и персы. [ 18 ]

Рельефы Персеполя

[ редактировать ]
Фризы статуй, изображающие дружескую беседу персидского и мидийского дворянина.

Строительство персидского города Персеполя началось в начале правления Дария I (522–486 до н. э.), вероятно, около 515 г. до н. э., а завершилось строительство во время правления его сына Ксеркса (486–465 до н. э.). [ 19 ] Большая лестница Ападаны была частью первого этапа строительства. Рельефы на части лестницы изображают персидскую и мидийскую знать без видимого различия в рангах. [ 20 ] [ 21 ] Изображение персов и мидян как равных противоречиво. [ нужна ссылка ] с рассказом Геродота о том, что персы «подчинили» и сделали «рабами» мидян примерно за 20 лет до падения Вавилона ( Истории 1.129,130). Они соответствуют представленной в Киропедии картине конфедерации между двумя народами, в которой мидийцы изначально были старшими партнерами в конфедерации. [ нужна ссылка ]

Эсхил в «Персах»

[ редактировать ]

Эсхила Трагедия « Персы » была написана в 472 году до нашей эры. Автор, Эсхил, был современником Дария Гистаспа (522–486 до н.э.) и его сына Ксеркса (486–465). Он сражался с персами при Марафоне и Саламине. Персы предшествуют Ксенофонту и Геродоту и поэтому не зависят ни от одного из этих источников. Трагедия представляет собой драматическую реконструкцию поражения персов при Саламине (486 г. до н. э.). В нем призрак Дария I описывает двух мидийских царей, предшествовавших Киру, как правителей Мидо-Персидского союза:

Мидянин был первым предводителем [нашего] войска;
А другой, его сын, завершил эту работу,
Ибо [его] разум направлял его страсть.
И третьим от него был Кир, удачливый человек;
Когда он правил, он установил мир для всех своих.

В истории Геродота двумя мидийскими царями, предшествовавшими Киру, были Киаксар I и его сын Астиаг. Но также, по словам Геродота, Киаксар I не основал Мидо-Персидскую конфедерацию, а Астиаг не «завершил эту работу»; вместо этого он потерял свой трон после начала войны против Кира. Конфликт Эсхила с Геродотом по поводу основной истории мидян и персов настолько очевиден, что Вальтер Кранц заявил: «Конечно, можно было бы жаловаться, что, таким образом, Эсхил (как и его слушатели) ничего не знал о огромной революции на Востоке, связанной с сменой власти. власть персам». [ 22 ] Стивен Андерсон пишет: «Попытка примирить Эсхила с Геродотом, таким образом, терпит неудачу не только из-за проблемы соотношения мидийских царей, но и из-за проблемы мидо-персидской конфедерации. Эсхил представляет мидян и персов как единое целое. хозяин прямо от первого мидийского царя в списке и не указывает на насильственное завоевание Мидии Киром, как утверждает Геродот». [ 23 ]

В прошлом многие классики интерпретировали, что двумя мидийскими царями, предшествовавшими Киру в этом упоминании, были Астиаг и Киаксар II Ксенофонта. Такова была позиция Томаса Стэнли, который редактировал то, что стало стандартным изданием произведений Эсхила с XVII по XIX века. О том, что мидяне при Астиаге вступили в конфедерацию с персами, на что указывает Эсхил, свидетельствует выдача Астиагом своей дочери Манданы замуж за Камбиза, отца Кира от Манданы. Этот брачный союз засвидетельствован в историях Геродота и Ксенофонта. «В древнем ближневосточном контексте такие браки означали формирование политических союзов, и кажется, что Астиаг заключил именно такой союз с Персией с целью остановить вавилонскую гегемонию. Работа, которую он начал, заключалась в противодействии вавилонской гегемонии посредством конфедерации с Персию завершил его сын Дарий/Киаксар II, который занял мидийский трон, когда Вавилон пал под натиском мидо-персидской армии». [ 24 ] Эсхил в этих нескольких строках представляет картину первых дней Мидо-Персидской конфедерации, которая находится в гармонии с преемственностью Ксенофонта мидийских царей, включая Киаксара II. [ нужна ссылка ]

Ксенофонт в Киропедии

[ редактировать ]

Ксенофонт был наемником, сражавшимся в персидской гражданской войне между Киром Младшим и его братом Артаксерксом II Персидским . История 10 000 греческих наемников изложена в самом известном произведении Ксенофонта « Анабасис» . Ксенофонт сражался на стороне Кира и очень восхищался им. После того, как Кир был убит, Ксенофонт стал лидером греков в их долгом переходе с территории, контролируемой персами. Поскольку он, по-видимому, был хорошо знаком с младшим Киром и его приближенными, у него было достаточно возможностей узнать придворные воспоминания о Кире Великом. [ нужна ссылка ]

Когда несколько лет спустя Ксенофонт написал свою «Киропедию» («Образование Кира»), «Истории Геродота» уже были опубликованы. Что касается воспитания Кира Великого, Геродот сказал, что он выбрал одну из историй, которые он слышал, но было еще три истории, которые он не решил рассказать (1.95). История, которую он выбрал, основана на мифах, распространенных в то время. [ нужна ссылка ] Неотъемлемой частью истории Геродота было его объяснение того, как Кир взошел на персидский престол. Это произошло после того, как он возглавил успешное восстание против своего деда по материнской линии Астиага , царя Мидии. Ксенофонт знал бы эту историю от Геродота, но не поверил ей, потому что его история ранних лет Кира совершенно иная. Геродот и Ксенофонт соглашаются, что матерью Кира была Мандана Мидийская , дочь Астиага, но Геродот говорит, что отец Кира, Камбис I , не имел «подходящего ранга», чтобы быть царем или отцом царя (1.07); однако Ксенофонт говорит, что Камбис был царем Персии. В отличие от того, как Геродот заставил Кира возглавить восстание против своего деда и захватить трон Мидии, Ксенофонт говорит, что Астиаг умер, и ему наследовал на троне Мидии его сын Киаксар (II) незадолго до Кира - как принц-регент Персии и предводитель их армий — начал свою завоевательную кампанию. [ нужна ссылка ]

Открытие Цилиндра Кира показало, что Геродот ошибался относительно предков Кира и особенно ранга его отца Камбиза. Там Кир заявляет, что он «сын Камбиса, великого царя, царя Аншана, внук Кира, великого царя, царя Аншана, потомок Тейспеса, великого царя, царя Аншана, из семьи, (которая) всегда (практиковала ) королевская власть» (Притчард, стр. 316).

Берос у вавилонян

[ редактировать ]

Берос был вавилонским писателем, написавшим историю Вавилона, Вавилонию , около 270 г. до н.э. Произведение было широко известно в древности, но сейчас сохранилось лишь в фрагментах, цитируемых более поздними авторами. Фрагмент, описывающий завоевание Киром Вавилона, сохранился в книге Иосифа Флавия « Против Апиона» (1.150-53/1.20). В « Вавилонии» Беросс датирует завоевание семнадцатым годом правления Набонида, что соответствует клинописной надписи «Хроник Набонида». Этот раздел Вавилонии также цитируется в «Хрониках Евсевия», сочинении, сохранившемся только в армянском переводе. Евсевий цитирует Абидена, олицетворителя Бероса, как свой источник. Фрагмент Бероса, сохранившийся в книге «Против Апиона», утверждает, что Кир дал Набониду провинцию Кармания для проживания. Хроники Евсевия соглашаются с этим, но в цитате Абидена/Беросса добавлено: «Этому [Набониду] Кир дал, когда он взял Вавилон, управление страной Карманской, [но] царь Дарий забрал часть провинции себе». [ 25 ]

В заявлении Бероса упоминается царь по имени Дарий, современник Набонида. Это могло бы поддерживать правление царя Дария в то время, когда Кир завоевал Вавилон, но это также могло относиться и к Дарию Великому (годы правления 522–486 гг.), который, возможно, позже уменьшил провинцию Набонида. Эта ссылка на имя Дарий использовалась в комментариях Кейля, Делича и Ланге XIX века, чтобы утверждать, что «Дарий Мидянин» в Книге Даниила был засвидетельствован в древнем источнике. [ нужна ссылка ]

Гарпократион

[ редактировать ]

Гарпократион был лексикографом, писавшим во второй половине II века нашей эры. Он был связан с великой библиотекой в ​​Александрии и имел доступ ко многим древним ресурсам, которые были потеряны, когда библиотека была разрушена. Его единственная сохранившаяся работа — «Лексикон десяти ораторов» . В записи о дарической монете он пишет: «Но дарики названы не в честь Дария, отца Ксеркса, а в честь какого-то другого, более древнего царя», как многие полагают. В 19 веке К. Ф. Кейл в комментарии Кейла и Делича к еврейской Библии привел упоминание в Гарпократионе как свидетельство существования Даниила «Дариуса Мидяна» как исторической фигуры за пределами библейской Книги Даниила. [ 26 ]

Противоречивые доказательства

[ редактировать ]

Тексты вавилонских контрактов

[ редактировать ]

Существуют тысячи примеров вавилонских контрактных документов, написанных клинописью на глине, многие из которых не опубликованы. Штрасмайер опубликовал 384 текста контрактов, датированных правлением Кира. [ 27 ] и другие были опубликованы с тех пор. Эти документы представляют собой самый сильный аргумент против существования Киаксара II, поскольку ни один из еще опубликованных не содержит этого имени. Роули пишет: «Ни один имперский монарх не вмешивался в свое правление между Набонидом и Киром, поскольку еще до того, как месяц, в котором Кир вошел в Вавилон, истек, контракты были датированы его правлением». [ 28 ]

Согласно «Киропедии» (8.5.1,17), только после того, как дела в Вавилоне уладились, Кир отправился в Мидию и пригласил Киаксара прийти в Вавилон, где тот приготовил для него дворец. Если бы это было так, то вавилоняне признали бы своим победителем Кира, а не далекого Киаксара. Стивен Андерсон, отстаивающий основные принципы Ксенофонта, пишет, что Кира «очевидно провозглашали новым королем, когда он вошел в город в тщательно организованной процессии, и его входу предшествовала и сопровождалась интенсивная пропагандистская кампания». [ 29 ] Андерсон также заявляет: «Не исключено, что могут существовать клинописные тексты, в которых упоминается Дарий Мидянин, которые современные ученые ошибочно отождествили с одним из трех персидских царей по имени Дарий». Любое упоминание о Дарии Мидяне должно быть очень явным и необъяснимым, чтобы его признал таковым обычный ученый». [ 30 ]

Цилиндр Сайруса

[ редактировать ]

Цилиндр Кира (Притчард, стр. 315–16) представляет собой глиняный цилиндр бочкообразной формы с надписью аккадской клинописью. Судя по всему, оно было написано где-то после завоевания Вавилона (539 г. до н. э.) и перед смертью Кира в 530 г. до н. э. Цилиндр Кира был важной частью доказательств, противоречащих версии Ксенофонта. Его текст был истолкован как подразумевающий, что персы завоевали Мидян в войне до захвата Вавилона, как рассказывает Геродот. В нем не упоминается ни о каком мидийском царе, правившем во время падения Вавилона, что было воспринято как свидетельство против существования Киаксара II, как описано Ксенофонтом. [ нужна ссылка ]

Вид спереди на глиняный цилиндр бочкообразной формы, стоящий на подставке. Цилиндр покрыт строками клинописного текста.
Цилиндр Сайруса (Британский музей)

Современные ученые признают цилиндр как пропагандистский элемент, призванный манипулировать общественным мнением против вавилонского царя Набонида и узаконить завоевание Киром Вавилона. [ 31 ] [ 32 ] [ 33 ] В нем Кир описывается как освободитель вавилонского народа, восстановивший поклонение Мардуку после того, как Набонид, которого повсюду критиковали, пренебрег этим поклонением.

В Цилиндре Кира говорится, что Кир «заставил землю Гутиум и весь Умман-Манда покорно склониться к его ногам». Умман-Манда захвачена некоторыми властями [ ласковые слова ] как ссылка на покорение Киром мидян. [ нужна ссылка ] Однако, по мнению Стивена Андерсона, это может быть средством, с помощью которого Кир завоевал верность мидийской армии после успешной кампании против лидийцев и их союзников, отодвигая на задний план Киаксара II, но при этом присягая ему на верность. По поводу «подчинения» кутиев и Умман-Манды Андерсон пишет: «Чтобы оправдать эти ложные пропагандистские утверждения, а также предоставить Киру еще одну возможность прославить себя, стало необходимо изобразить Кира как завоевавшего действительно Мидяне, вместо того, чтобы постепенно присваивать себе контроль над объединенной мидо-персидской армией и, наконец, стать преемником последнего мидийского царя ... Если бы Киру было дано господство над мидийской армией до падения Вавилона, это соответствовало бы либо Геродоту, либо Ксенофонту. " [ 34 ]

Согласно «Киропедии» Ксенофонта (4.6.1-11), Гобрий, правитель Гутия под сюзеренитетом вавилонян, имел давнюю неприязнь к вавилонскому царю. После того, как Кир победил Креза, Гобрий пришел к Киру и выразил свою преданность. Гобрий занимает видное место в последующих событиях, давая советы о том, как действовать при захвате Вавилона, а затем возглавляя силы, захватившие город (5.4.41-50; 7.5.8-33). Хотя основная схема этого рассказа может быть поставлена ​​под сомнение из-за желания Ксенофонта изобразить Кира мастером такта и дипломатии, просто не существует другого сохранившегося рассказа, объясняющего, как кутии стали последователями Кира и подчинялись ему. , как сказано в Цилиндре Сайруса. [ нужна ссылка ] Ксенофонт имеет поддержку со стороны Хроники Набонида, где Гобрий (Угбару) по согласованию с Киропедией назван наместником Гутия и предводителем армии Кира при взятии Вавилона. Стивен Хирш заключает: «Итак, Ксенофонт прав, утверждая, что Кир заручился поддержкой некоего Гобрия, вавилонского вассала, который сыграл важную роль в захвате Ваблона. Эта деталь отсутствует в рассказе Геродота и в дошедших до нас частях « Персики » Ктесия . " [ 35 ]

Хроники Набонида

[ редактировать ]

Хроники Набонида — древний вавилонский текст, часть более крупной серии Вавилонских хроник, написанных клинописью на глиняных табличках . Амели Курт описывает «Хроники Набонида» как «самое достоверное и трезвое [древнее] повествование о падении Вавилона». [ 36 ] [ нужна ссылка ] Однако «Хроники» также были описаны как «часть пропаганды на службе Кира». [ 37 ] Его летописный характер предполагает, что отправной точкой его текстов были оригинальные документы времен правления Набонида, но они были сильно отредактированы, чтобы пролить неблагоприятный свет на Набонида как на человека, который неоднократно пренебрегал новогодним праздником в Вавилоне.

Хроники Набонида

Что касается историчности Киаксара II, Хроника соглашается с Геродотом в том, что армия Иштумегу из Агаманту (считающегося Астиагом Эктабаны) восстала против него, после чего «Кир, царь Аншана» завоевал и разграбил Агаманту/Эктабану. Это было воспринято как поддержка [ ласковые слова ] Геродот относительно преемственности царей, в которой Кир Великий сразу же последовал за Астиагом как царем Мидии и Персии, без вмешательства Киаксара II. [ нужна ссылка ] Хотя соглашение между «Хрониками Набонида» и Геродотом о том, что Кир завоевал Астиага и положил конец Мидийскому царству, кажется убедительным большинству современных ученых, остаются некоторые трудности. [ нужна ссылка ] Одним из них является соображение, что Геродот и Хроники Набонида не могут быть независимыми свидетелями. [ нужна ссылка ] Геродот сказал, что у него есть четыре версии воспитания Кира и того, как он стал царем, и он решил представить только одну из них ( История 1.95). Согласие Геродота с Хроникой Набонида в этом вопросе не следует рассматривать как два самостоятельных свидетельства. [ нужна ссылка ] Хроника Набонида поддерживает Ксенофонта в том, что именно Угбару/Гобрий, правитель Гутиума, был главнокомандующим армий, завоевавших Вавилон. [ нужна ссылка ]

В частично неполноценном разделе «Хроники Набонида» сообщается о смерти «жены царя». Это произошло незадолго до конца месяца, в котором войска Кира захватили Вавилон. Если царем был Кир, что кажется наиболее вероятным, то умершей была его первая жена Кассандана , мать Камбиза II . [ нужна ссылка ] Камбиз II был достаточно взрослым, чтобы стать принцем-регентом, когда его отец вошел в Вавилон. Если бы Кассандан умер в это время, это пролило бы свет на отрывок в Киропедии (8.5.19), где Киаксар II, дядя Кира по материнской линии, выдал свою дочь в качестве невесты недавно осиротевшему Киру с царством Мидии в качестве ее приданое. [ нужна ссылка ] Смерть жены царя в Хрониках Набонида объяснила бы, почему Кир взял новую царицу в свои средние годы, как сказано в Киропедии . [ нужна ссылка ] Большинство историков не проводят никакой связи между смертью жены царя в Хрониках Набонида и тем, что Кир вскоре после этого взял новую жену ( Киропедия ), поскольку это придало бы достоверность существованию Киаксара II. [ нужна ссылка ] Одним из писателей, который устанавливает эту связь, является Уильям Ши. [ 38 ]

Геродота «Истории » были написаны где-то между 450 и 420 годами до нашей эры. [ 39 ] У Геродота нет места для Киаксара II в « Истории» , потому что в его повествовании Кир возглавил успешное восстание против своего деда по материнской линии, Астиага царя Мидии . Как следствие, [ нужна ссылка ] мидяне стали «рабами» персов (1.129,130). Геродот утверждает, что у Астиага не было наследника мужского пола (1.109); это можно сравнить с заявлением Ксенофонта ( Киропедия 8.5.19) о том, что именно Киаксар (II), сын Астиага, не имел наследника мужского пола. [ нужна ссылка ] Отсутствие наследника мужского пола является важной частью рассказа Геродота о рождении и воспитании Кира, рассказа, который общепризнан как адаптация широко распространенных мифов о том, что отвергнутые сыновья становятся царем. [ нужна ссылка ] Вражда между Киром и Астиагом, которая привела к восстанию Кира, является неотъемлемой частью этого мифа. [ нужна ссылка ] Некоторые современные историки считают восстание правдой.

  1. ^ Киропедия 6.3.2, 7.4.16, 8.5.17.
  2. ^ Киропедия 4.5.32, 6.1.6.
  3. ^ Киропедия 8.5.19.
  4. ^ Король, Фридрих (1934). Древнейшая история мидян и персов . Лейпциг. стр. 37–44. {{cite book}}: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
  5. ^ Геродот 1.111; Цилиндр Сайруса (Притчард, стр. 316).
  6. ^ Геродот 1.111; Киропедия 1.2.1, 8.7.11; Цилиндр Сайруса (Притчард, стр. 316).
  7. ^ Уиткомб, Джон С. младший (1963). Дарий Мидянин . Гранд-Рапидс: Бейкер. п. 43.
  8. ^ Глисон Л. Арчер-младший, изд. и пер., «Комментарий Джерома к Даниилу» (Гранд-Рапидс: Бейкер, 1958), с. 55.
  9. ^ Отто Цёклер, «Книга Пророка Даниила» Джона Питера Ланге, Комментарий к Священному Писанию: критический, доктринальный и этический , тр. Филип Шафф (Гранд-Рапидс: Зондерван, 1960) Том. 7, с. 36.
  10. ^ Шмитт, Рюдиггер. «Ахеменидские тронные имена». Анналы Восточного института Неаполя . 42 :83–85.
  11. ^ Иоганн Ф.К. Кейл, в комментариях Кейла и Делича к Ветхому Завету (Гранд-Рапидс: Associated Publishers and Authors, nd), Vol. 6, с. 542.
  12. ^ Цёклер в комментариях Ланге , стр. 36.
  13. ^ Кейл в Кейле и Деличе , с. 542.
  14. ^ Болье, Поль-Ален (1989). Царствование Набонида, царя Вавилона, 554-539 гг . до н.э. Нью-Хейвен, Коннектикут: Йельский университет. Нажимать. п. 32.
  15. ^ Болье, Царствование Набонида с. 143. Падение Вавилона под властью мидян и персов общепризнано, что оно произошло в 539 г. до н.э., то есть через три года или менее после даты, установленной Болье для Харранской стелы.
  16. ^ Cyropaedia 3.3.24–25, 4.1.19–21, 8.5.17–19, особенно. 19.
  17. Было бы неправильным рассуждением сказать, что Харранская стела показывает, что Кира называют мидийским царем, потому что мидяне указаны на Харранской стеле как враги вавилонян.
  18. ^ На Харранской стеле (Причард, 562b) Набонид перечисляет своих главных врагов вавилонян: египтян, мидян и арабов; персы не упоминаются.
  19. ^ Ямаути, Эдвин М. (1990). Персия и Библия . Гранд-Рапидс: Бейкер. стр. 346–7.
  20. ^ Ямаути, Персия и Библия : «Северная часть восточной лестницы изображает чередующихся персидских и мидийских дворян, беседующих друг с другом». п. 347.
  21. ^ Андерсон, Стивен Д. (2014). Дарий Мидянин: переоценка . Гранд-Рапидс: Amazon/CreateSpace. п. 59, н. 87. Эти рельефы не делают различия в официальном ранге или статусе персидской и мидийской знати.
  22. ^ Кранц, Вальтер (1933). Сацимон: Исследования формы и содержания греческой трагедии . Берлин: Книжный магазин Weidmannsche. п. 209.
  23. ^ Андерсон, Стивен Д. (2014). Дарий Мидянин: переоценка . Гранд-Рапидс: Amazon/CreateSpace. п. 117.
  24. ^ Андерсон Дарий Мидянин: Переоценка , с. 117.
  25. ^ Йозеф Карст, изд., «Хроника» в переводе с армянского с текстокритическими комментариями. Том 5 сочинений Евсевия . Греческие христианские писатели первых трех веков, т. 20 (Лейпциг: Дж. К. Хинрикс, 1911) с. 246.
  26. ^ Кейл в Кейле и Деличе , с. 548, примечание 1. Кейл посвящает около семи страниц обсуждению важности Ксенофонта для проверки рассказа Даниила. Его упоминания о Гарпократионе и Бероссе как о названии Дария раньше, чем Дарий Гистпас, были подхвачены Цёклером в «Комментариях Ланге». Оба этих комментария сегодня напечатаны.
  27. ^ Дж. Н. Штрассмайер, изд., Надписи Кира, царя Вавилона (538-529 до н. э.) , Вавилонские тексты, том. 7 (Лейпциг: Эдуард Пфайффер, 1890).
  28. ^ Роули, Х.Х. (1935). Дарий Мидянин и четыре мировых империи в книге Даниила: историческое исследование современных теорий . Кардифф: Совет прессы Уэльского университета. п. 43.
  29. ^ Андерсон, Дарий Мидянин: переоценка , с. 100.
  30. ^ Андерсон, Дарий Мидянин: переоценка , с. 98, н. 118.
  31. ^ Болье, Царствование Набонида с. 143.
  32. ^ Пьер Бриан, От Кира до Александра: История Персидской империи , пер. Питер Т. Дэниелс (Winona Lake IN: Eisenbrauns, 2002), стр. 41–43).
  33. ^ А. Курт, «Цилиндр Кира и имперская политика Ахеминидов» в Журнале изучения Ветхого Завета 25 (1983), стр. 83-94.
  34. ^ Андерсон, Дарий Мидянин: переоценка , стр. 69-70.
  35. ^ Хирш, Стивен В. (1985). Дружба варваров: Ксенофонт и Персидская империя . Ганновер и Лондон: Университетское издательство Новой Англии. п. 77.
  36. ^ Курт, Амели. «Вавилония от Кира до Ксеркса», в Кембриджской древней истории: Персия, Греция и Западное Средиземноморье, ок. 525–479 до н.э. , стр. 112–138. Издательство Кембриджского университета, 1988. ISBN   0-521-22804-2
  37. ^ Визехёфер, Йозеф (пер. Азоди, Азизе). Древняя Персия: с 550 г. до н.э. по 650 г. н.э. , с. 49. ИБТаурис, 2001. ISBN   1-86064-675-1
  38. ^ Ши, Уильям Х. (1989). «Дарий Мидянин в его персидско-вавилонской обстановке». Семинария Университета Эндрюса . 29 (3): 226–30.
  39. ^ Маринкола, Джон (2001). Греческие историки . Оксфорд: Оксфордский университет. Нажимать. п. 24.
  • Причард, Джеймс Б., изд. (1969). Древние ближневосточные тексты, относящиеся к Ветхому Завету . Принстон: Принстонский университет. Нажимать. {{cite book}}: |first= имеет общее имя ( справка ) CS1 maint: несколько имен: список авторов ( ссылка )
  • Цилиндр Кира. Архивировано 22 июля 2017 г. в Wayback Machine. Полный вавилонский текст Цилиндра Кира, каким он был известен в 2001 году; перевод; краткое введение.
  • Ксенофонт, Киропедия: образование Кира , переведенный Генри Грэмом Дакинсом и отредактированный Ф.М. Ставеллом, Проект Гутенберг .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 8ae437d90665259fc3ec47224eee1902__1713296820
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/8a/02/8ae437d90665259fc3ec47224eee1902.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Cyaxares II - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)