Туман
Туман | |
---|---|
Богиня ткачества | |
Главный культовый центр | Вавилон , возможно, Умма |
Животные | возможно пауки |
Генеалогия | |
Супруг | Я повторяю |
Утту была месопотамской богиней, связанной с ткачеством. Было высказано предположение, что она была связана с пауками, хотя доказательства ограничены одним текстом, который может отражать предположения писцов. Ей поклонялись в Вавилоне и, возможно, в раннединастической Умме . Она появляется в нескольких мифах, таких как «Энки и Нинхурсаг» и «Энки и мировой порядок» .
Имя и характер
[ редактировать ]
Имя Утту было написано TAG×TÙG, со знаком TAG (обычно произносимым как туку ), обозначающим процесс плетения ткани. [ 1 ] Слово утту могло также обозначать часть ткацкого станка . [ 1 ] Также возможно, что имя д TAG.NUN следует читать как Утту, [ 1 ] хотя Джоан Гудник Вестенхольц отвергла эту интерпретацию и вместо этого предположила, что д TAG.NUN было одним из многочисленных написаний имени Бизиллы или близкородственной богини, которая, как и она, стала ассоциироваться с Наная в более поздних источниках. [ 2 ]
Утту считалась богиней ткачества. [ 3 ] Согласно эзотерическому пояснительному тексту, связывающему различные материалы с богами, она могла ассоциироваться с цветной шерстью. [ 4 ]
Утту и пауки
[ редактировать ]Торкильд Якобсен утверждал, что Утту представлялся пауком, плетущим паутину. [ 5 ] Однако связь между Утту и пауками, или, точнее, между ее именем и аккадским словом ettūtu («паук»), ограничивается одним текстом и может представлять собой «ученую этимологию» (предположение писцов). [ 3 ] народная этимология [ 1 ] или просто полагаться на то, что термины почти гомофонны . [ 6 ] Два экземпляра текста содержат несколько разные версии одного и того же отрывка: «Руки паука ( эттуту ) будут устойчивы в его доме» или «Руки Утту будут устойчивы в его доме». [ 7 ] Эттуту было лишь одним из слов, обозначающих пауков, присутствующих в аккадских текстах, два других были анзузу (пишется ШЭ.ГУР 4 ) и, возможно, лумму. [ 3 ] По-шумерски пауки были известны как аш , аш 5 , лум или си 14 . [ 3 ] В месопотамской литературе пауки чаще всего упоминаются в пословицах, особенно хорошо засвидетельствована одна из них, описывающая паука (ŠÈ.GUR 4 ), заковывающего насекомое хамиту в кандалы, а затем разрезающего его на куски после того, как он выступил в качестве свидетеля в судебном процессе против кузазу насекомого . . [ 3 ] Скорее всего, смысл этого заключался в том, что злоумышленник не должен выступать в роли свидетеля. [ 3 ] В другой пословице упоминается паук ( эттуту ), который приготовил сеть, чтобы поймать муху, но в итоге оказался под угрозой со стороны ящерицы, что, возможно, означает, что человек, ответственный за злые дела, в конечном итоге будет побежден более великой силой. [ 3 ] Пауки также встречаются в качестве художественного мотива на раннединастических печатях, связанных с женщинами-ткачихами. [ 3 ]
Поклонение
[ редактировать ]Утту поклонялись в Э-эшгаре, «доме рабочих заданий», который был частью храмового комплекса Эсагиль в Вавилоне . [ 8 ]
д ТАГ.НУН, который, возможно, был тем же божеством, что и Утту, имел храм в Умме в раннединастический период. [ 1 ] построен королем Ил . [ 9 ] д TAG.NUN также засвидетельствован в теофорном имени Ур- д ДЕНЬ.СЕЙЧАС. [ 1 ]
В двух двуязычных шумеро-аккадских заклинаниях, известных с неоассирийского периода, упоминается Утту. [ 10 ] В обоих случаях она описана как сотрудничающая с Инанной в прядении пряжи. [ 10 ]
Мифология
[ редактировать ]Согласно мифу об Энки и Нинхурсаг , родителями Утту были Энки и Нинкурра . [ 11 ] В поздней традиции Нинкурра был мужским божеством и мужем Утту. [ 1 ] Вариант Энки и Нинхурсаг делает Нинкурру Утту бабушкой, а Нинимму - ее матерью. [ 11 ] Энки также упоминается как отец Утту в неоассирийском заклинании. [ 1 ] Однако другой поздний текст документирует традицию, согласно которой ее отцом был Ану . [ 12 ] В позднем списке богов Ан = Ануша амели Утту приравнивается к Энки, что отражает богословский феномен переосмысления изначально отдельных божеств, ответственных за определенные профессии, как его аспектов, даже если первоначально они рассматривались как женские. [ 13 ]
В «Энки и Нинхурсаг» Утту — последняя богиня Энки (которой помогает его суккал Исимуд). [ 14 ] ) пытается соблазнить, вступая в серию кровосмесительных встреч со своими потомками ( Ниншар , Нинкурра, в варианте текста Нинимма и, наконец, Утту). [ 11 ] В отличие от других богинь, Утту получает советы от Нинхурсаг . [ 11 ] и, вероятно, пытается обмануть Энки ложным обещанием жениться при условии, что он предоставит ей свежие продукты. [ 15 ] Хотя поначалу ей это удается, Энки удается получить запрошенные огурцы, яблоки и виноград у фермера. [ 15 ] Он приближается к ней во второй раз под видом садовника, и на этот раз Утту беременеет. [ 16 ] Нинхурсаг вмешивается и умудряется удалить семя Энки из тела Утту, что разрывает цикл кровосмесительных отношений. [ 10 ] Сцена более детальна, чем предыдущие встречи Энки и его дочерей в том же мифе. [ 10 ] Любопытно, что в повествовании не упоминается связь Утту с ткачеством. [ 10 ]
Утту также появляется в мифе «Энки и мировой порядок» , где она — последнее из божеств, ожидающих присвоения владения. [ 10 ] Ее называют «сознательной женщиной» и «молчаливой». [ 10 ] Было отмечено, что и в «Энки и Нинхурсаг» , и в «Энки и мировой порядок» появление Утту знаменует собой сдвиг в повествовании: после ее встречи с Энки в предыдущем мифе цикл попыток Энки соблазнить и воспользоваться преимуществами Богини заканчиваются, тогда как в последнем, после того как ее судьба объявлена, центральное место занимают Инанна и ее жалобы на то, что она не получила должной доли вселенной. [ 10 ]
Упоминание об Утту также известно из стихотворения-дебата «Спор между зерном и овцой» , в котором описывается далекое время до того, как она начала ткать, символически представляя эпоху до появления цивилизации и технологий. [ 10 ]
Ссылки
[ редактировать ]
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Фехнер и Танрет 2014 , с. 518.
- ^ Вестенхольц 1997 , с. 59.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Трек 2011 , с. 646.
- ^ Ливингстон 1986 , с. 182.
- ^ Якобсен 1987 , стр. 184.
- ^ Ливингстон 1986 , с. 183.
- ^ Ливингстон 1986 , стр. 182–183.
- ^ Джордж 1993 , с. 83.
- ^ Джордж 1993 , с. 170.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я Фехнер и Танрет 2014 , с. 519.
- ^ Jump up to: а б с д Кац 2008 , с. 320.
- ^ Ливингстон 1986 , с. 179.
- ^ Ламберт и Уинтерс 2023 , с. 29.
- ^ Кац 2008 , с. 326.
- ^ Jump up to: а б Кац 2008 , с. 327.
- ^ Кац 2008 , стр. 320–321.
Библиография
[ редактировать ]- Фехнер, Жозефина; Танрет, Мишель (2014), «Утту» , Reallexikon der Assyriologie , получено 29 апреля 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Якобсен, Торкильд (1987), Арфы, которые когда-то -: шумерская поэзия в переводе , Нью-Хейвен, Коннектикут: Издательство Йельского университета, ISBN 0-300-07278-3
- Кац, Дина (2008). «Энки и Нинхурсага, часть вторая» . Восточная библиотека . 65 (3). Издательство Питерс: 320–342. дои : 10.2143/bior.65.3.2033365 . ISSN 0006-1913 .
- Ламберт, Уилфред Г.; Уинтерс, Райан Д. (2023). An = Anum и связанные списки . Мор Зибек. дои : 10.1628/978-3-16-161383-8 . ISBN 978-3-16-161383-8 .
- Ливингстон, Аласдер (1986). Мистические и мифологические объяснительные труды ассирийских и вавилонских ученых . Оксфорд: Кларендон Пресс.
- Штрек, Майкл П. (2011), "Spinne" , Reallexikon der Assyriologie , получено 29 апреля 2022 г.
- Вестенхольц, Джоан Гудник (1997). «Наная: Тайная леди». В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . ISBN 978-90-56-93005-9 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- Энки и Нинхурсаг в электронном текстовом корпусе шумерской литературы
- Энки и мировой порядок в электронном текстовом корпусе шумерской литературы
- Спор между зерном и овцой в электронном текстовом корпусе шумерской литературы