Бизилла
Бизилла | |
---|---|
Главный культовый центр | Хурсакалама |
Бизилла (также пишется как Бизила [ 1 ] ) была месопотамской богиней, тесно связанной с Наная и, как и она, иногда числилась рядом с придворными Инанны . Однако она также засвидетельствована в связи с Нинлиль , и предполагается, что она рассматривалась как суккал (божество-помощник) этой богини в Хурсакаламе недалеко от Киша .
Имя и характер
[ редактировать ]Имя Бизиллы было написано клинописью как д NE.NUN.LAL. [ 2 ] По словам Джоан Гудник Вестенхольц , имя Бизиллы имеет правдоподобную шумерскую этимологию: «та, которая приятна». [ 3 ] Джоэле Зиса переводит это слово как «забота с любовью», но отмечает, что на основе месопотамского лексического текста оно могло произойти от фразы, означающей «раздевать». [ 4 ]
Было высказано предположение, что, как и Наная , которая была тесно связана с ней, Бизилла считалась богиней любви. [ 3 ] В словаре Эмесала, составленном между 1400 и 900 годами до нашей эры, шумерский эквивалент Наная указан как д НИН.ДЕНЬ.ДЕНЬ, Нинзилзил. [ 3 ] По мнению Поля-Алена Болье , имя, скорее всего, следует читать как Нинзизли, так как один документ из архива Эанны добавляет к нему толкование, указывающее на такое произношение: д ДЕВЯТЫЙ.ДЕНЬ.ДЕНЬ что . [ 5 ] Джоан Гудник Вестенхольц на основании ассоциации между Наная и Наная и Нинзизил предположила, что д ДЕВЯТЫЙ.ДЕНЬ.ДЕНЬ и д NE.NUN.LAL и, возможно, также ряд похожих по написанию имен, например, д НЕ.НОН, д ДЕВЯТЫЙ ДЕНЬ и д НУН.НУН представляет собой двух шумерских богинь, которые в конечном итоге объединились и стали ассоциироваться с Наная. [ 3 ] д TAG.NUN также интерпретировался как альтернативное написание имени богини-ткачихи Утту , [ 6 ] хотя Вестенхольц не принял эту интерпретацию. [ 3 ]
Ассоциации с другими божествами
[ редактировать ]Бизилла был тесно связан с Наная. [ 7 ] Эндрю Р. Джордж предполагает, что либо в Уруке , либо в Борсиппе Бизилла и Наная рассматривались как члены одной семьи. [ 8 ] Их также можно рассматривать как аналоги друг друга. [ 9 ] В списке богов Вейднера они встречаются вместе с Канисуррой . [ 8 ] Они также появляются друг за другом в астрономическом сборнике MUL.APIN . [ 10 ] Они также принадлежат к той же группе божеств в ассирийском тексте Такульту . [ 3 ] В списке богов Ниппура Бизилла появляется в разделе Инанна , как и Наная, хотя они не расположены рядом друг с другом. [ 3 ] , Наная, Бизилла и Канисурра упоминаются В одном тексте Ниншубур как помощники Инанны. [ 11 ] Точно так же в трехъязычной версии списка богов Вейднера из Угарита, в котором перечислены хурритские и угаритские эквиваленты месопотамских божеств, Ниншубур, Наная, Бизилла и Канисурра располагаются последовательно. [ 12 ] Имя, соответствующее Бизилле в хурритском столбце, начинается со знака be , но ни остальная его часть, ни угаритский эквивалент не сохранились. [ 12 ]
Бизилла, скорее всего, считалась суккалом ( божеством-помощником) Энлиля жены Нинлиль в Хурсакаламе, ее культовом центре, расположенном недалеко от Киша . [ 8 ] [ 1 ] В звездном списке Бизилла соответствует «звезде изобилия». у меня есть ḫ-gál-aa обозначен как суккал Нинлиль , который, в свою очередь, в астрономическом сборнике MUL.APIN . [ 8 ] В том же источнике Бизилла упоминается рядом с Наная и ее звездой Северной Короной , в этом тексте причисляемой к «дворцовым дамам» Энлиля . [ 10 ]
Предполагается, что Бизилла в некоторых источниках встречается среди божеств из двора тюремной богини Нунгал . [ 8 ] [ 13 ] хотя Иеремия Петерсон считает возможным, что могло быть два божества с похожими именами: одно связано с Нунгалом, а другое — с Наная. [ 14 ] Он предполагает, что первый был назван д НЭ -зи-ил-ла . [ 14 ] В двух текстах, в которых она появляется, « Гимне Нунгалу» и фрагменте, описывающем путешествие этой богини в подземный мир в компании Нинтинугги , она упоминается в связи с ложем Нунгала, а в первом к ней обращаются как « главный парикмахер» ( kindagal ). [ 14 ]
Поклонение
[ редактировать ]Административные тексты периода Ура III указывают на то, что Бизилла получал подношения вместе с Наная на церемонии, которая включала принесение статуй различных божеств в королевский дворец. [ 7 ] Она также засвидетельствована в списке подношений Мари периода Шакканакку , где она появляется бок о бок с Наная. [ 8 ] Скорее всего, они были завезены из Урука . [ 15 ]
Пояснительный список храмов, известный из нововавилонского Сиппара , [ 16 ] составленный по географическому принципу, утверждает, что в Хурсакаламе существовал храм Бизиллы. [ 17 ] Святилище Бизиллы, Э-дуршуанна (возможно, «дом, узы высокой силы»), также известно из единственного нововавилонского документа, хотя восстановление названия не вполне достоверно, и местонахождение не указано. [ 18 ] Эндрю Р. Джордж предварительно предлагает отождествить его с безымянным храмом, расположенным в Хурсакаламе, поскольку другие названия молитвенных домов, посвященных Бизилле, неизвестны. [ 17 ] В празднике, проведенном в Вавилоне в честь Гулы, приняли участие Бизила, а также Нинлиль (которая вместе с ней, как предполагалось, суккал, выступала в качестве божественного представителя Киша), Белет Эанна (Инанна из Урука), Белет Нинуа («Госпожа Ниневии») и божество д KAŠ.TIN.NAM, возможно, можно идентифицировать как позднюю форму богини пива Нинкаси . [ 19 ]
Согласно ассирийскому ритуальному тексту Такульту , Бизилле, а также Наная и Канисурре поклонялись в Бит-Белти. [ 10 ]
Аккадское заклинание , известное по копии из Угарита, призывает Бизилу рядом с Гулой и называет ее «госпожой помощи». [ 20 ] бе-пусть стану-этим-и-ти . [ 21 ]
д TAG.NUN, по словам Джоан Гудник Вестенхольц, возможно, связан с Бизиллой, [ 3 ] имел храм в Умме в раннединастический период , [ 6 ] построен королем Ил . [ 22 ] Нинзизли, также связанный Вестенхольцем с Бизиллой и Наная, засвидетельствован в названии ворот храмовой территории Эанны в документе из нововавилонского Урука. [ 5 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б Ашер-Грев и Вестенхольц 2013 , с. 112.
- ^ Вестенхольц 1997 , с. 58.
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час Вестенхольц 1997 , с. 59.
- ^ Зиса 2021 , с. 139.
- ^ Jump up to: а б Болье 2003 , с. 322.
- ^ Jump up to: а б Фехнер и Танрет 2014 , с. 518.
- ^ Jump up to: а б Вестенхольц 1997 , стр. 58–59.
- ^ Jump up to: а б с д и ж Джордж 1993 , с. 54.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 79.
- ^ Jump up to: а б с Stol 1998 , p. 147.
- ^ Stol 1998 , p. 146.
- ^ Jump up to: а б Тугендхафт 2016 , с. 175.
- ^ Кавинье и Креберник 1998 , с. 617.
- ^ Jump up to: а б с Петерсон 2009 , с. 239.
- ^ Древновска-Рымаж 2008 , стр. 25.
- ^ Джордж 1993 , с. 49.
- ^ Jump up to: а б Джордж 1993 , с. 52.
- ^ Джордж 1993 , с. 80.
- ^ Ашер-Грев и Вестенхольц, 2013 , с. 124.
- ^ дель Ольмо Лете 2014 , с. 66.
- ^ дель Ольмо Лете 2014 , с. 64.
- ^ Джордж 1993 , с. 170.
Библиография
[ редактировать ]- Ашер-Греве, Джулия М.; Вестенхольц, Джоан Г. (2013). Богини в контексте: о божественных силах, ролях, отношениях и поле в месопотамских текстовых и визуальных источниках (PDF) . Академическое издательство Фрибура. ISBN 978-3-7278-1738-0 .
- Болье, Поль-Ален (2003). Пантеон Урука в нововавилонский период . Лейден Бостон: Брилл СТИКС. ISBN 978-90-04-13024-1 . OCLC 51944564 .
- Кавинье, Антуан; Креберник, Манфред (1998), «Нунгал» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 24 апреля 2022 г.
- дель Ольмо Лете, Грегорио (2014). Заклинания и антиколдовские тексты из Угарита . Бостон: Де Грюйтер. ISBN 978-1-61451-627-9 . OCLC 948655744 .
- Древновская-Рымаж, Ольга (2008). Месопотамская богиня Нанаджа . Варшава: Агаде. ISBN 978-83-87111-41-0 . OCLC 263460607 .
- Фехнер, Жозефина; Танрет, Мишель (2014), «Утту» , Reallexikon der Assyriologie , получено 24 апреля 2022 г.
- Джордж, Эндрю Р. (1993). Дом самый высокий: храмы древней Месопотамии . Вайнона Лейк: Айзенбраунс. ISBN 0-931464-80-3 . ОСЛК 27813103 .
- Петерсон, Иеремия (2009). «Два новых шумерских текста, касающихся преисподней и погребальных подношений» . Журнал ассириологии и ближневосточной археологии . 99 (2). дои : 10.1515/ZA.2009.006 . S2CID 162329196 .
- Стол, Мартин (1998), «Наная» , Reallexikon der Assyriologie (на немецком языке) , получено 24 апреля 2022 г.
- Тугендхафт, Аарон (2016). «Боги на глине: древние ближневосточные научные практики и история религий» . В Графтоне, Энтони; Мост, Гленн В. (ред.). Канонические тексты и научная практика . Кембридж: Издательство Кембриджского университета. п. 164. дои : 10.1017/cbo9781316226728.009 .
- Вестенхольц, Джоан Гудник (1997). «Наная: Тайная леди». В Финкеле, Иллинойс; Геллер, MJ (ред.). Шумерские боги и их изображения . Публикации СТИКСА. ISBN 978-90-56-93005-9 .
- Зиса, Джоэле (2021). Утрата мужского сексуального желания в Древней Месопотамии . Де Грюйтер. дои : 10.1515/9783110757262 . ISBN 978-3-11-075726-2 . S2CID 243923454 .