Микстекская культура
Религия | Микстековая религия |
---|---|
Географический диапазон | Современная Мексика
|
Период | 1500 г. до н.э. |
Даты | 1500 г. до н.э. – 1523 г. н.э. |
Культура миштеков (также называемая цивилизацией миштеков ) — доиспанская археологическая культура , соответствовавшая предкам миштеков ; они называли себя нюу Сави (имя, которое до сих пор сохраняют их потомки), что означает «народ или нация дождя». Первые проявления она имела в мезоамериканский средний доклассический период ( 12 в. до н. э. — 10 в. до н. э. ) и завершилась испанским завоеванием в первых десятилетиях 16 в . Исторической территорией этого народа является область, известная как Микстека (Нуу Дзахуи, на древнем миштеке ), горный регион, расположенный между нынешними мексиканскими штатами Пуэбла Ла , Оахака и Герреро .
Хронология культуры миштеков — одна из самых длинных в Мезоамерике из-за ее преемственности и древности. Это началось в результате культурной диверсификации людей, говорящих на отомангском языке, в районе Оахаки . Микстеки разделяли множество культурных черт со своими соседями- сапотеками . Фактически обе группы населения называют себя «людьми дождя или облака». Дивергентная эволюция миштеков и сапотеков, которой способствовала экологическая среда, способствовала городской концентрации в городах -Хосе Моготе и Монте-Альбан , в то время как в долинах Сьерра -Микстека урбанизация Сан следовала образцу меньшей концентрации людей во многих городах. Отношения между микстеками и сапотеками были постоянными в доклассический период, когда микстеки также были окончательно включены в сеть панмезоамериканских отношений. Некоторые продукты Mixtec входят в число предметов роскоши, найденных в сердце ольмеков .
В доклассический мезоамериканский период расцвет Теотиуакана и Монте-Альбана стимулировал расцвет региона Нюинье (Низменность Микстека). В таких городах, как Серро-де-лас-Минас , были найдены стелы, демонстрирующие стиль письма, сочетающий в себе элементы письма Монте-Альбана и Теотиуакана. Влияние сапотеков можно увидеть в многочисленных урнах, найденных на стоянках низменности Микстека, которые почти всегда представляют Древнего Бога Огня . В том же контексте Хайленд Микстека стал свидетелем распада Юкунундауа (Уамелулпан) и балканизации этого региона. Концентрация власти в Нюинье стала причиной конфликтов между городами региона и штатами Хайленд-Миштека, чем и объясняется укрепление городов Ньюинье. Упадок культуры Нуинье совпал с упадком Теотиуакана и Монте-Альбана. В конце мезоамериканской классической эпохи (ок. 7 и 8 вв .) многие элементы классической культуры равнинных микстек устарели и были забыты.
Условия, которые способствовали расцвету культуры миштеков, сложились, начиная с 13 века . Политический темперамент Очо Венадо побудил его укрепить присутствие миштеков в Ла Коста . Там он основал королевство Тутутепек (Юкудзаа), а затем предпринял военную кампанию по объединению под своей властью многочисленных государств, включая такие важные места, как Тилантонго ( Суу Тноо Хуахи Андеуи ). Это было бы невозможно без союза с Куатро Ягуаром, владыкой науа - тольтековской принадлежности, правившим Суу Кохьо ( Толлан-Чоллоллан ). Правление Очо Венадо закончилось его убийством от рук сына дворянки, которая, в свою очередь, была ранее убита самим Очо Венадо.
На протяжении постклассического периода сеть династических союзов между государствами миштеков и сапотеков усиливалась, хотя, как это ни парадоксально, соперничество между двумя народностями усиливалось. Однако они действовали вместе, чтобы защитить себя от Мексики вторжений . Мексика-Теночтитлан и его союзники одержали победу над такими могущественными государствами, как Койстлауака (Йодзо-Ку), которая была включена в состав провинции-данника Империи ацтеков . Однако Юкудзаа (Тутутепек) сохранил свою независимость и помог сапотекам сопротивляться на перешейке Теуантепек. Когда испанцы прибыли в Ла-Микстеку, многие лорды добровольно подчинились и сохранили вассалам Испании некоторые привилегии. Другие светлости пытались сопротивляться, но потерпели военное поражение.
Микстека
[ редактировать ]Историческая территория миштеков расположена на юге Мексики. Площадью более 40 000 км². 2 Ла-Микстека, как она известна сегодня, занимает юг Пуэблы , восток Герреро и запад Оахаки . называли Ла-Микстеку Микстекапан Мексиканцы « , что на языке науатль означает Страна миштеков» . На древнем языке микстеков страна называлась Нюу Дзауи, что Янссен и Перес Хименес переводят как Страна канелиата . [1]
Микстеки так и не сформировали политическую единицу, объединяющую все деревни, населенные представителями этого народа, хотя крупнейшая политическая единица, известная этой доколумбовой нации, была сформирована при правительстве Очо Венадо в Тилантонго . С географической точки зрения территория Миштеков очень разнообразна, хотя ее объединяет наличие крупных горных хребтов, таких как Сьерра-Миштека или Неовулканическая ось . Однако, как отмечает Дальгрен, его границы неточно, поскольку их определение варьируется в зависимости от принятого подхода. [2] С культурной точки зрения, Ла-Миштека — это территория, населенная всеми популяциями, которые в разных источниках назывались миштеками, хотя это разграничение до сих пор остается неоднозначным, поскольку миштеки могли сосуществовать с общинами другого этнического происхождения, которые в остальном были лингвистически и культурно миштеками. связанный. [3] Предварительное разграничение, предложенное Гонсалесом Лейвой, указывает на то, что...
Западная граница Ла-Микстеки начинается на побережье Тихого океана , в Коауитлане. Оттуда по прямой он идет к городам Ометепек и Игуалапа ( Герреро ), продолжается и достигает реки Атояк в Пуэбле . Он продолжается вдоль него до Тусантлана (Пуэбла) — к северо-западу от Акатлана, Пуэбла. Отсюда в восточном направлении границы касаются холмов Ларго, Палос Бланкос, Пила и Гордо. Здесь рождается река Гавилан, русло которой проходит мимо местности Сапотитлан (Пуэбла), продвигается по склонам холма Миауатепек, встречается с рекой Сапотитлан и около Кошкатлана (Пуэбла) впадает в реку Саладо (Пуэбла). Его берега достигают Киотепека (Оахака), простираются до Куикатлана , впадают в реку Гранде и проходят через каньон Томеллин. Река принимает это название, возобновляет свое движение в южном направлении, затем меняет название на Сан-Антонио и заканчивается на холме Камоте. Отсюда граница, снова по прямой, идет до Сан-Франциско Теликстлауака. и Уицио (Оахака); он движется через бурные ущелья Ла-Кулебра и Лас-Ломас-де-Алас и огибает города Уитепек, Тотомачапа и Теоджомулько. Он направляется к холмам Чинче и Ла-Рана, минует их, проходит через Микстепек; поворачивает на запад в сторону Маниалтепека, сталкивается с этим городом, возобновляет свое движение и заканчивается в Тихом океане. [4]
По своим характеристикам его обычно делят на несколько регионов, границы которых одинаково неточны. Несмотря на это, внутреннее деление региона является популярной темой среди специалистов. [5] С колониальных времен проводилось различие между различными зонами, составлявшими Ла-Микстеку. Простейшая была разделена на Хайленд-Микстека, соответствующую Сьерра-Микстека , и Низменность-Микстека, включавшую в себя земли, расположенные в предгорьях Сьерра- Мадре-дель-Сур . Антонио де лос Рейес указывает в своем Arte en lengua mixteca , что Ла Микстека разделена на шесть регионов: один, населенный чочос , восточный, граничащий с Лос-Вальесом , Хайленд Микстека или Ньудзавуиньуху , низменный Микстека или Нюинье , регион Горы Путла или Ньюнума и Нундаа , Нундеви или Ньюньяма на тихоокеанской прибрежной равнине. [6]
Высокогорье Микстека - это территория, занятая межгорными долинами Тлашиако, Ночикстлан, Путла и Койстлауака, расположенная в предгорьях Сьерра-Миштека , чрезвычайно гористой местности, которая является точкой, где встречаются Сьерра-Мадре-дель-Сур и Неовулканическая ось . Климат в этом регионе варьируется от умеренного до холодного и относительно более влажный, чем в остальной части миштеков. Несколько рек берут начало в высокогорье Микстека и являются притоками важных водоразделов, таких как реки Бальсас и Атояк .
К северу от Хайленд-Микстека находится низменность Микстека, которая включает в себя несколько муниципалитетов на северо-западе Оахаки и юге Пуэблы . Лоуленд Микстека расположена на меньшей высоте, чем Лоуленд Микстека, поскольку высота местности едва превышает 2000 м над уровнем моря . Из-за этой характеристики низменность Микстеков более жаркая и сухая, чем остальная часть территории Микстеков, поэтому ее назвали ñuiñe (на языке миштеков : Ñuuniñei «Горячая земля»). Большая часть низменности Микстека является частью бассейна реки Бальсас, в которую впадают воды рек Атояк, Акатлан, Микстеко и других. Климат, как правило, соответствует сухому широколиственному лесу , экосистеме, характеризующейся сочетанием ксерофитной растительности с другими видами, которые периодически растут в сезон дождей.
Географическое положение
[ редактировать ]Регион, где поселилась цивилизация миштеков, известен как регион миштеков. Регион Mixtec состоит из трех зон:
- Низменность Микстека: северо-западная часть штата Оахака и юго-восточная часть штата Пуэбла.
- Хайленд Микстека: к северо-западу от штата Герреро и к западу от Оахаки.
- Прибрежная Микстека: соответствует Коста-Чика, которая разделена между штатами Оахака и Герреро.
Мифическое происхождение микстеков
[ редактировать ]Мифология микстеков имеет много общего с остальными мезоамериканскими традициями. Как и в случае с мешиками и майя , микстеки также верили, что они жили в «эру» Пятого Солнца и что до их времени мир пережил ряд сотворений и разрушений. Вначале на земле был хаос, в котором все смешалось. Духи творческих сил летали в воздухе. Они известны под своими календарными названиями, записанными в кодексе, созданном этим народом. Этими духами были Уно Венадо-Серпиенте де Ягуар и Уно Венадо-Серпиенте де Пума. Это микстекские корреспонденты Ометекутли и Омесиуатля , сеньоры Дос , которые представляют двойственный принцип всей вселенной. В мифе миштеков эти два божества отделяют свет от тьмы, землю от воды, верх от низу и создают четырех богов-творцов, которые родят остальных и человечество, созданное из кукурузы.
Легенда гласит, что один из четырех сыновей первобытной четы проделал дыру в дереве, находившемся в облаках, и совокупился с ним. Этот персонаж отождествляется с календарным именем Нуэве Вьенто, одним из имен Пернатого Змея . Таким образом, дерево вскоре родило. Из него родился человек, который бросит вызов солнцу, повелителю Ла Микстеки, в смертельной дуэли. Миф о Стрелке Солнца повествует о том, что этот персонаж пускал свои стрелы в звезду, в то время как солнце сражалось с ним своими лучами. Они делали это до захода солнца, когда солнце упало смертельно раненым (и этим можно было бы объяснить телесный цвет закатов) и скрылось за горами. [7] Поскольку Стрелец Солнца боялся, что звезда возродится и вернет себе его древние земли, он привел людей и заставил их поселиться на завоеванных им землях, и поспешил их возделывать кукурузные милпас в ту же ночь . Итак, когда на следующий день возродилось Солнце, ничего нельзя было сделать, и микстеки стали владельцами региона по божественному и военному праву.
Согласно их мифологии, микстеки были потомками сыновей дерева Апоала. Один из этих сыновей победил Солнце и завоевал земли для миштеков. Главным божеством микстеков в доиспанские времена был Дзахуи , бог дождя и покровитель нации микстеков. Другим очень важным божеством был Нуэве Вьенто-Ку Дзауи, герой-цивилизатор, давший им знания о сельском хозяйстве и цивилизации.
История
[ редактировать ]Микстеки — одна из древнейших популяций Мезоамерики . Их язык принадлежит к языковой группе микстеков, родственной сапотекам и отоми . Есть свидетельства проживания людей в Ла-Микстеке с пятого тысячелетия до нашей эры; однако только после развития сельского хозяйства в Мезоамерике начался процесс, породивший доиспанскую культуру микстеков. Примерно в третьем тысячелетии до нашей эры в регионе появились первые земледельческие поселения, экономика которых основывалась на четырех основных мезоамериканских культурах: чили , кукурузе , фасоли и тыкве. Две тысячи лет спустя, в период среднего доклассического периода, Ла Микстека стала ареной городской революции, где населенные пункты росли и были интегрированы в обширную сеть обменов, объединявшую мезоамериканское население. Как и большинство мезоамериканских обществ, микстеки не образовывали политическую единицу в доиспанские времена, а были организованы в небольшие государства, состоящие из нескольких популяций, связанных иерархическими отношениями.
История микстеков в доклассический и классический периоды малоизвестна, особенно в отношении других современных мезоамериканских популяций или периода расцвета микстеков, соответствующего постклассическому периоду. В то время возник экспансионизм Тутутепека, города, основанного Очо Венадо , который стал доминировать на большой территории между Прибрежным Микстеком и Хайлендом Микстекой, одновременно установив ряд союзов с некоторыми государствами центральной Мезоамерики. За исключением единичных случаев, таких как Тутутепек , большая часть Ла Микстеки была мирно оккупирована испанцами со второго десятилетия 16 века .
Доклассический период
[ редактировать ]В Ла-Микстеке первое оседлое население начало появляться с 16 века до нашей эры. Этот этап в истории народа миштеков соответствует фазе Крус в Хайленд-Микстека, фазам до-Нуде и Нуде в низменности Микстека и фазе Чарко на побережье. Развитие этих первых сельскохозяйственных деревень в регионе происходило одновременно с тем, что происходило в других районах Мезоамерики, таких как центральная Мексика, центральные долины Оахаки и побережье Мексиканского залива . Однако общины миштеков периода формирования никогда не достигали размеров протурбанского населения центральных долин, таких как Сан-Хосе-Моготе и Монте-Альбан . Структура расселения микстеков в те годы состояла из небольших общин, занимавшихся зарождающимся сельским хозяйством, хотя есть свидетельства их включения в международную сеть обмена Мезоамерики.
Примером этой связи с другими мезоамериканскими обществами является влияние стиля ольмеков в керамике Хайленд-Микстека. В таких местах, как Уамелулпан и Таята, были найдены фигурки, имеющие иконографические характеристики ольмеков, стиль, широко распространенный почти во всей Мезоамерике в первом тысячелетии до нашей эры. [8] С другой стороны, в ядерном районе Ольмеков были обнаружены керамические предметы Ред-он-Байо, которые, согласно исследованиям химического состава этих археологических материалов, несомненно, были произведены в районе Таята. [9] В период формирования особенностей культуры миштеков зарождалось социальное расслоение, о чем свидетельствуют те немногие различия, которые были обнаружены в остатках жилищ, соответствующих тому времени. С другой стороны, функции зданий также не были четко дифференцированы.
К концу среднего доклассического периода — периода, когда в Мезоамерике наблюдался расцвет ольмекского стиля , широко распространенного в этом районе, — в Хайленд-Микстеке начали появляться города, в которых в период своего расцвета проживали тысячи людей. Среди них были Монте-Негро и Уамелулпан , бывший расположенный недалеко от Тилантонго, который через несколько сотен лет станет главой одного из самых могущественных миштекских государств; и последний, в районе Тлаксиако . начало процветать население Серро-де-лас-Минас С другой стороны, в низменности Микстека в долине реки Микстеко . В этот период, который охватывает примерно с V века до нашей эры до II века нашей эры , общества микстеков переживали процесс социальной дифференциации, что отражается в появлении некоторых общественных зданий в таких городах, как Юкуита , Этлатонго, Таята и Уамелулпан в Хайленде. Микстека; и Серро-де-лас-Минас и Уахуапан в низменности Микстека. Все более четкое расслоение микстекского населения этого периода является отражением процесса, который уступил место основанию первых государства в регионе, основанные на обществах вождества . Политическая структура в конце фазы Позднего Круза в Хайленд-Микстеке состояла из ряда государств, которые доминировали на небольших территориях, где существовало многочисленное иерархически организованное население. Иерархия населения прослеживается по количеству архитектурных памятников, располагавшихся в каждом населенном пункте, что позволило сделать вывод о типе взаимоотношений, существовавших между центром регионального значения и городами второй линии. Хорошо известен случай с Уамелулпаном, быстрый рост которого отодвинул Таяту, один из крупнейших микстекских городов среднего доклассического периода, на вторую позицию, что привело к сокращению населения и прекращению архитектурных работ в Таяте примерно в III веке до нашей эры. . [10]
Городская революция в Ла-Микстеке произошла одновременно с процессом, который привел к образованию государства Сапотеков во главе с Монте-Альбаном . Популяции сапотеков Лос-Вальеса , возникшие в среднем доклассическом периоде, были сопоставимы по размеру с популяциями микстеков в горной местности. Однако в истории Монте-Альбана есть несколько отличий от миштеков, в том числе пространственные размеры под государственным правлением. В Ла-Микстеке государства господствовали на небольших территориях, площадь которых иногда не превышала ста квадратных километров. Напротив, Монте-Альбан оккупировал гораздо большую территорию и на раннем этапе предпринял экспансионистскую кампанию, которая привела к оккупации Каньяда- де-Куикатлан и некоторых регионов Сьерра -де-Хуарес . Влияние Монте-Альбана в Ла-Микстеке в доклассический период очевидно: в нескольких местах Хайленд-Микстеки существуют керамические изделия, характеристики которых аналогичны характеристикам сапотекской керамики Лос-Вальеса: Уамелульпан производил урны, похожие на те, что производились в Монте-Альбане, и в том же районе надписи на система письменности сапотеков Обнаружена . Однако нет никаких доказательств того, что Монте-Альбан политически доминировал среди микстеков, поэтому вполне вероятно, что эти влияния являются отражением единого культурного процесса, который дал начало обеим цивилизациям. [11]
Классический период
[ редактировать ]В культуре микстеков классический период охватывает примерно период между I и VIII / IX веками, с некоторыми вариациями в зависимости от местной истории каждой культурной области. По всей Мезоамерике появляются значительные по размерам и населению города с четкой специализацией в использовании пространства и социальной дифференциацией, отражающейся в разнообразных характеристиках остатков построек. Культурное влияние Теотиуакана . ощущается во всем регионе, хотя лишь в некоторых местностях доказано политическое и военное господство этого мегаполиса Укрепились торговые связи между различными городами, уже специализировавшимися на производстве определенных товаров для существования и роскоши. [12]
Как и в доклассический период, история миштеков на этом этапе урбанизации и возникновения крупных государств в Мезоамерике малоизвестна. Классический период в Ла Микстеке отмечен процессом смены центров политической власти во всем регионе. Некоторые характеристики доклассических государств микстеков были унаследованы их преемниками, в том числе фрагментация контроля над территорией среди многочисленных иерархически организованных популяций. В Хайленд-Миштека Юкуита был заменен Юкунюдахуи в качестве центра политической власти в долине Ночиштлан; в других районах Хайленд Микстеки, таких как долина Уамелулпан, такой замены не произошло, и Уамелулпан , который был одним из главных городов в фазу Позднего Рамоса, рухнул и потерял важную часть своего населения, хотя оккупация город был непрерывным до постклассического периода. По всему Хайленд-Микстеке увеличилась плотность населения, что привело к появлению новых городских населенных пунктов в долинах и горах местности. Среди них Монте-Негро , Дикию, Серро-Хасмин в центре; и бассейн реки Поблано в долине Койстлауака. [13]
Хотя в доклассический период процесс урбанизации в Ла-Микстеке и Лос-Вальесе имел схожие характеристики, в классический период ситуация иная. Некоторые работы хотят видеть в Юкуньудахуи микстекский аналог Монте-Альбана. [14] Однако, в отличие от общества сапотеков с единственной столицей в Монте-Альбане, миштеки были организованы в небольшие города-государства, численность населения которых редко превышала двенадцать тысяч человек. По словам Спореса, Юкуньудахуи был лишь одним из многих государств, штаб-квартира которых располагалась в долине Ночиштлан. [15] С другой стороны, в некоторых случаях плотность населения в Ла-Микстеке была выше, чем в долинах, как показало исследование структуры расселения в Хайленд-Микстеке. [16] В период миштеков-классики наблюдались признаки четко расслоенного общества и закреплялись характерные черты религии миштеков, среди них культ дождя и молнии, конденсировавшийся в обожествлении Дзахуи .
С другой стороны, в низменности Микстека появился культурный комплекс со своими особенностями, который распространился по всей этой территории и восточной части нынешнего штата Герреро . Главный центр этой культуры, которую Пэддок назвал ñuiñe, чтобы отличить ее от культуры микстеков. [17] — был Серро-де-лас-Минас (к северу от Уахуапан-де-Леон ), население, начало которого относится к позднему доклассическому периоду, но расцвет которого пришелся на второй век христианской эры. Серро-де-лас-Минас имеет городские характеристики, аналогичные городам Хайленд-Микстека. Он был построен вокруг группы из нескольких небольших площадей, вокруг которых было распределено остальное население, — и в этом одно из отличий миштекского урбанизма от других мезоамериканских городов, города которых были организованы вокруг одной большой главной площади. Пространство, на котором он был построен, было изменено за счет строительства террас, называемых ку юу (лама-бордо), поэтому в городе имеется множество лестниц. Серро-де-лас-Минас был украшен многочисленными рельефами, содержащими надписи в малоизвестной до сих пор системе письма , называемой ñuiñe . Сходство между этими надписями и надписями на стелах сапотеков в Монте-Альбане предполагает очень прочную связь между Лос-Вальесом и низменностью Микстека во время классической эпохи.
Другие места, где остатки культуры нюинье были обнаружены в низменности Микстека, включают Сан-Педро и Сан-Пабло-Текикстепек, пещеру Тонала и Колоссальный мост в Оахаке; Акатлан де Осорио , Эрменгильдо Галеана и Сан-Пабло Аникано ( Пуэбла ); [18] и во многих местах в Ла-Монтанья-де-Герреро, таких как Копанатояк, Малинальтепек , Зоятлан, Метлатонок и Уамухтитлан . [19] Во многих случаях это образцы керамики с характеристиками, аналогичными тем, что производятся в Серро-де-лас-Минас: фрагменты сосудов с небольшим декором или без него, изготовленные из коричневато-оранжевой пасты, состав которой аналогичен керамике Анаранхадо-Дельгадо, произведенной в Ишкакиштле (Пуэбла), на северной границе низменности Микстека. Другими характерными элементами культуры нюинье являются так называемые колоссальные головы, небольшие каменные скульптуры, изображающие антропоморфные головы, некоторые из которых являются объектами поклонения коренных общин Ла-Микстека-герреренсе; а также некоторые урны, изображающие бога огня и местную версию Дзауи, чьи характеристики были похожи на современные изображения Питао Кочихо , созданные сапотеками Лос-Вальеса.
В классический период Лоуленд Микстека была резиденцией основных политических центров Ла Микстеки. Эстафета государств Хайленд-Миштека, похоже, повлекла за собой ряд событий, которые дестабилизировали регион политически, так что одной из основных характеристик городов в Ньюинье является их расположение в стратегических точках, которые облегчали их защиту. Точно так же, как Уамелульпан и его спутники в позднем доклассическом периоде; [20] Серро-де-лас-Минас, Дикию и другие города низменности Микстека имели укрепления, а их административные и религиозные здания были построены на склонах холмов, а жилые районы строились в районах с относительно легким доступом. [21] Война в Лоуленд-Микстеке в классический период могла быть вызвана не только конкуренцией между государствами региона; вполне вероятно также, что соперничество с сапотеками причиной конфликтов в этом районе было Лос-Вальеса. Следует отметить, что воинственная деятельность могла быть связана и с ритуализмом человеческих жертвоприношений и игры в мяч . [22]
К VII веку христианской эры большинство мезоамериканских городов столкнулись с серьезными кризисами, которые привели к упадку нескольких наиболее могущественных государств, в том числе Теотиуакана и Монте-Альбана . Государства-миштеки также столкнулись с этими широкомасштабными потрясениями. В низменных микстеках культура нюинье исчезла к концу классического периода, и несколько наиболее важных городов были частично или полностью заброшены, как в низинных микстеках, так и в высокогорных микстеках. Однако было немало городов, таких как Серро-Хасмин и Тилантонго , которые постоянно были заселены в период классического и постклассического перехода.
Постклассический период
[ редактировать ]Постклассический период, безусловно, является самым известным периодом доиспаноязычной истории микстеков благодаря сохранению устной истории в колониальных документах, а также благодаря кодексу , который пережил разрушение и время после прибытия испанцев в Ла Микстеку. В Мезоамерике постклассический период отмечен расцветом милитаристских государств. Это не означает, что общества предыдущих этапов игнорировали войну, поскольку города-государства Ла-Миштека были защищены стенами еще с первого тысячелетия до христианской эры. Что происходит, так это то, что в этот период военная деятельность, похоже, приобрела большее значение, о чем свидетельствует распространение атрибутов, связанных с войной, и культа воинственных божеств по всему региону. [23]
К концу восьмого века стиль ñuiñe начал приходить в упадок в низменных микстеках, пока его постепенно не вытеснил иконографический стиль Кодекса микстеков. Появление нового художественного стиля, сопровождаемое другими культурными изменениями, такими как глубоко укоренившееся почитание Пернатого Змея и построение межэтнических союзов, не является исключительным явлением для микстеков раннего постклассического периода и имеет свои предшественники в политической жизни. и социальные изменения конца классического периода в центральной Мексике. [24] По всей Ла-Микстеке население начало резко увеличиваться, хотя наиболее важные демографические изменения произошли в Хайленд-Микстеке. По данным археологических исследований, в Хайленд-Микстеке число населенных пунктов, соответствующих фазе Нативидад (10-16 вв. н.э.), увеличилось вдвое по сравнению с существовавшими на предыдущей фазе, то есть фазе Лас-Флорес. Таким же образом значительно увеличилась площадь, занимаемая этими населенными пунктами, достигнув 10 450 га городской территории. [25] Эти народы были организованы в небольшие государства, враждебные друг другу, каждое из которых возглавлялось городом первой важности, который управлял другими населенными пунктами, подчинявшимися его власти. Построение иерархической структуры в отношениях между главными городами миштекских владений (называемыми нюу ) и их сателлитами (называемыми сики ) является постоянным в истории миштеков, хотя в этот период оно усиливается из-за роста населения и политических событий. стратегии правящей элиты . [26]
Начиная с постклассического периода, микстеки имели более обширные контакты с другими народами территории нынешней Оахаки , даже несмотря на языковые и этнические различия. Особым случаем являются отношения между микстеками и сапотеками , существовавшие в прежние времена, но сейчас более интенсивные. Эти отношения были не только результатом их соседства в одном регионе, но также имели экономические и политические цели. существование густой сети супружеских союзов Задокументировано между элитами миштеков и сапотеков. Например, Codex Nuttall рассказывает о браке Треса Лагарто с сапотекской дворянкой из Саачилы , от брака с которой Кочихоэса родился , будущий лорд этого города, который сформировал объединенную микстекскую и сапотекскую армию и предпринял экспансионистскую кампанию в Центральных долинах. Оахаки . [27] В Лос-Вальесе есть множество городов, демонстрирующих признаки присутствия миштеков, включая сам Монте-Альбан, где Альфонсо Касо спас сокровища из гробницы 7. Существование произведений влияния миштеков в Лос-Вальесе было предметом спекуляций специалистов. Для некоторых это является свидетельством экспансионизма миштеков, так что сапотеки Лос-Вальеса находились под политическим доминированием миштеков. Однако также вполне вероятно, что супружеские и политические союзы между микстеками и сапотеками способствовали распространению микстекского искусства на территории сапотеков, искусства, которое использовалось элитой сапотекских городов как элемент престижа. Помимо Монте-Альбана, другими городами Лос-Вальеса, в которых обнаружены археологические объекты производства или влияния миштеков, являются Митла , Ламбитьеко , Ягул , Куилапан и Саачила ; этот последний был самым важным из сапотекских городов до его завоевания мексиканцами в 15 веке.
Колонизация региона Коста
[ редактировать ]Начиная с доклассического периода, побережье Оахаки было заселено сапотекоязычным населением. Согласно глоттохронологическому анализу, разделение языка чатино от остальных языков сапотеканской группы должно было произойти примерно в V веке до нашей эры . [28] Напротив, прибрежные разновидности микстеков, по-видимому, отделились от остальных языков высокогорных микстек примерно в 10 или 11 веке до нашей эры , из чего можно сделать вывод, что присутствие микстеков на побережье произошло относительно поздно. [29] В свете этих данных и анализа археологических артефактов, найденных в этом регионе, вполне вероятно, что языковая идентичность жителей нижней части долины реки Верде в доклассический и классический периоды была сапотеканской, вытесненной из центральной Оахаки. Хотя связь между нижней долиной реки Верде и Хайлендом Микстека не полностью исключена из-за географической близости, присутствие микстеков в Прибрежном регионе является продуктом поздней колонизации.
Массовое переселение микстеков в города Ла-Коста вызвало изменение соотношения сил в этих общинах. Сапотекские города, как и Чатинос , попали под политическое господство миштекской элиты. По этой причине вождества миштеков Ла Косты имели многоэтническое население, как и в случае Тутутепека . Хотя эта местность была заселена до постклассического периода, здесь наблюдаются признаки впечатляющего демографического роста между 9 и 10 веками, связанного именно с миграцией миштеков из горной местности. [30] С 11 века Тутутепек будет играть фундаментальную роль в истории миштеков, будучи первой резиденцией Очо Венадо , лорда миштеков, который будет доминировать на территории площадью более 40 000 квадратных километров после объединения многочисленных враждебных государств, победы над ними в военном отношении и установления политической власти. союзы с ними.
Вождество восьми оленей
[ редактировать ]Политическая раздробленность миштеков в доиспанские времена была константой, выходящей за рамки столетий. микстеках образовали единицу под властью Очо Венадо-Гарра де Ягуар в миштеках, Ия Наакуа Теюси Нанья ; Тилантонго , 1063–1115 ( Однако между 11 и 12 веками н.э. многочисленные владения в трех ). Этот персонаж имеет основополагающее значение в постклассической истории Мезоамерики не только из-за власти, которую он приобрел в Ла-Миштеке, но и из-за отношений, которые он установил с другими народами, особенно с народом науа в центральной Мексике.
Очо Венадо родился от второго брака Синко Лагарто- Дзауи Ндикандии , священника Храма Неба, располагавшегося в Тилантонго (в Микстеке, Сюу Тноо Хуахи Андеуи ). Таким образом, он находился за пределами линии наследования престола светлости Тилантонго. Благодаря престижу, полученному в военных кампаниях — согласно Codex Nuttall , первая из них произошла в 1071 году , когда Очо Венадо было восемь лет, — Очо Венадо занял в 1083 году трон Тутутепека (по-миштеки: Юкудзаа ), в долине реки нижнее течение реки Верде, недалеко от побережья Тихого океана. [31] Позже Очо Венадо заключил союз с тольтеками, от которых получил звание текутли в Суу Кохьо. [32] В 13-й день Ящерицы года 7-го Дома ( 1097 ) Очо Венадо встретился с Куатро Ягуаром, который был важным союзником в его приходе к власти.
Союз между Очо Венадо и Куатро Ягуаром помог узаконить восхождение Очо Венадо на трон Тилантонго после смерти лорда Дос Ллувии, местного касика. Чтобы избежать возможных претензий потомков Дос Ллувии, Очо Венадо устранил их всех и стал единственным наследником светлости. Особое значение имело завоевание Лугар-дель-Булто-де-Шипе, где располагалась ветвь королевского рода Тилантонго. В Лугар-дель-Булто де Шипе правил Однажды Вьенто-Кровавый Ягуар, женатый на Сейсе Лагартиха-Абанико де Жаде (сводной сестре Очо Венадо) и Сейсе Моно-Кесккемитль де Герра (наследнике престола Халтепека ) . [33] В 12-й Обезьяний день 11-го Дома года ( 1101 ) Очо Венадо разгромил защитников Лугара дель Булто де Шипе. Неизвестно, как умерли Сейс Моно и Онсе Вьенто. Их сыновья Диес Перро-Агила де Табако Ардиендо и Сейс Каса-Сарта де Педерналес были принесены в жертву: первый - гладиаторским жертвоприношением, а второй - ритуальным стрельбой из стрел. Таким образом, Очо Венадо добавил к территориям, находящимся под его властью, важные владения Джалтепек и Лугар дель Булто де Шипе.
За время своего правления в Тилантонго Очо Венадо удалось завоевать около ста миштекских владений. Кроме того, благодаря своим бракам он установил важную сеть союзов. Среди прочих его женами были дамы Тресе Серпиенте-Серпьенте де Флорес, дочь от первого брака Онсе Вьенто Лугара дель Бульге де Шипе (13 тростникового года, 1103 ); Сейс Агила-Ягуар Теларана и Диес Сопилоте-Кескомитль де Кончас. Его первый сын родился в шестом году дома ( 1109 ) его брака с Сейсом Агилой и был наследником престола Тилантонго. Очо Венадо умер, принесенный в жертву в 1115 году , после поражения от коалиции мятежных лордов, находившихся под его властью. Альянс повстанцев возглавил Куатро Виенто, единственный сын Онсе Вьенто и Сейса Моно, избежавший смерти после падения Лугара дель Булто де Шипе. Останки Очо Венадо, вероятно, были захоронены в королевском гроте Чалькатонго . После его смерти королевство миштеков распалось на многочисленные государства, положив конец единственному периоду политического единства в доиспанской истории региона. [34]
Завоевание Мексики
[ редактировать ]После смерти Очо Венадо его сыновья унаследовали некоторые из наиболее важных владений, входивших в состав королевства под властью Тилантонго. В других городах миштеков старая местная элита восстановила свою власть. Восстановление старой системы политической организации в малых государствах предполагало возобновление конфликтов между некоторыми из них или создание союзов или конфедераций. К этому времени Ла-Микстека — и особенно Хайленд-Микстека — была одним из самых процветающих регионов Мезоамерики. Он экспортировал в другие регионы предметы роскоши, такие как полихромная керамика, изделия из перьев , ювелирное дело, горный хрусталь, кость и резьба по дереву, а также средства к существованию, типичные для тропических регионов и зон умеренного климата. [35]
Ла Микстека стратегически расположена между центральной частью Мексики и юго-востоком Мезоамерики, так что во времена экспансионизма Тройственного союза, образованного Мексикой-Теночтитланом , Тецкоко и Тлакопаном , — конфедерации под названием Экскан Тлатолоян — быстро пробудились интересы Мексики. и их союзников в бассейне озера Тескоко. Ко второй половине 15 века большая часть Ла Микстеки находилась под политической и военной властью Теночтитлана. Некоторые из наиболее важных городов региона были преобразованы в центры, концентрирующие дань, требуемую завоевателями, в том числе Койстлауака , который до завоевания Мексики стал одним из крупнейших городов Мезоамерики. Продвижение мексиканцев в Хайленд-Микстеку позволило им также доминировать в центральных долинах Оахаки в их стремлении обеспечить свое господство на торговых путях между мексиканскими нагорьями и тихоокеанским побережьем Гватемалы и Чьяпаса. Мексиканцы также пытались завоевать побережье Миштеков и Теуантепекского перешейка , но потерпели поражение от союза сапотеков и миштеков в их кампаниях против Тутутепека , который в то время доминировал на территории площадью около 25 000 квадратных километров в Коста-Чике в Оахаке, а также в кампаниях, проводившихся на перешейке. . Особое значение имела победа миштеков-сапотеков при Гиенголе , крепости, где мешики потерпели окончательное поражение от защитников перешейка Теуантепек.
Испанское завоевание
[ редактировать ]Прибытие испанцев на побережье Веракруса в 1519 году вызвало разную реакцию. Некоторые группы населения видели в испанцах возможность для освобождения, в том числе земпоальтеки и тлашкальтеки . После падения Мексики-Теночтитлана в 1521 году испанцы и их союзники из числа коренных народов сосредоточили свои нападения на другие народы, такие как миштеки. Но в отличие от того, что произошло в центральной Мексике, большинство микстеков заключили соглашения с испанцами, положив начало процессу взаимной культурной адаптации, которая, в свою очередь, позволила микстекам сохранить многие из своих традиций и обычаев, таких как язык, торговая практика, методы ведения сельского хозяйства и т. д. Лишь некоторые части Ла Микстеки оказали военное сопротивление испанскому завоеванию, как в случае Тутутепека.
Общество
[ редактировать ]Система родства
[ редактировать ]По имеющимся данным, они констатировали, что в Постклассике у микстеков существовала система родства гавайского типа . Это означает, что это была двусторонняя система, которая позволяла, среди прочего, отдельным лицам иметь права наследования на имущество и титулы обоих своих прародителей, а также участие женщин в высоких сферах власти, о чем свидетельствует 951 дворянка. записано в доколумбовом кодексе Mixtec. [36] В гавайской системе родства человек обозначает своего отца и всех своих дядей мужского пола одним и тем же термином. Точно так же он использует тот же термин по отношению к своей матери и всем своим тетям. Как следствие, его братья и сыновья его дядей называются одним и тем же словом.
Социальные классы
[ редактировать ]В доиспанские времена общество микстеков характеризовалось высокой иерархией. Однако различия не возникли спонтанно. Процесс расслоения шел параллельно развитию микстекского общества. Слои общества миштеков берут свое начало в оседлом образе жизни этого народа и находились под влиянием политических, исторических, экономических и культурных процессов, происходивших в Ла-Миштеке с 16 века до н.э. Вначале в популяциях миштеков существовало зарождающееся расслоение. Остатки позднего и среднего доклассического населения не представляют больших различий при сравнении одних жилищ с другими, а использование конструкций этих поселений не представляется слишком специализированным. Товары, доступные микстекам в те века, по-видимому, были ограничены, и нет никаких свидетельств, позволяющих четко отличать места проживания элиты от остального населения, хотя можно допустить существование градации в уровнях благосостояния жителей одного и того же населенного пункта.
Переход к Классике знаменует собой развитие полноценной городской жизни в этом регионе и на большей части Мезоамерики. Консолидация государственных организаций в Ла Микстеке подразумевала процесс большей дифференциации, которая имела тенденцию быть легитимизированной посредством использования идеологии и союзов на уровне элиты с целью воспроизводства неравенства между слоями общества. Появление стиля нюинье в низменности Микстеки — самом процветающем районе Ла-Микстеки в классический период — является признаком желания правящих групп прояснить различия между собой и остальным народом. [37] Колониальные испанские хроники говорят о многочисленных слоях микстекского общества, однако все их можно свести к следующим основным группам: [38]
- йя — титул, присваиваемый правителю каждого вождества миштеков;
- дзайя йа была группой, состоящей из миштекской знати, они принадлежали к той же категории, что и король;
- тайнюу , свободные люди;
- тай ситундаю , терразгерос;
- тай синокачи и дахасаха — слуги и рабы соответственно.
В общем, шансов продвинуться по социальной лестнице было не так много. Браки между дзайя йа подразумевали, что эта группа всегда сохранит свое привилегированное положение и унаследует его своим потомкам. Дворяне разных деревень миштеков практиковали эндогамию , что также порождало сложную сеть союзов на уровне элиты, служившую средством воспроизводства социального неравенства, а также поддержания порядка в регионе. Свободные люди, тайнюу , владели собой и продуктом своего труда на земле, находившейся в общинной собственности. С другой стороны, терразгерос были людьми, которые из-за войны потеряли власть над продуктом своего труда и были вынуждены платить дань дворянам. Последние группы в социальной шкале микстеков имели меньше прав, чем остальные, и их жизнью могла распоряжаться знать для любых необходимых целей.
Политическая организация
[ редактировать ]Одной из наиболее ярко выраженных особенностей политической системы доколумбовых микстеков была раздробленность на многочисленные государства, господствовавшие на небольших территориях и неоднократно находившиеся в конфликте друг с другом. Начиная со среднего доклассического периода среди популяций, входивших в одно государство, возникает иерархическая структура. Место, которое занимала каждая община в этой структуре, проявляется в количестве монументальных сооружений, которыми обладала каждая из них. С другой стороны, власть каждого небольшого города или поселка не была статичной, а находилась в постоянной игре в условиях конкуренции между различными населенными пунктами. Таким образом, можно понять, что при переходе от доклассического периода к классическому одни популяции уступили свое привилегированное положение другим, как это произошло с Юкуитой , замененной Юкунюдахуи.
Нюу (на микстекском языке: народ, сообщество) были основной единицей политических отношений среди постклассических микстеков. Нюу мог или не мог быть главой государства. Политическая жизнь миштекских государств разворачивалась в сети, известной как юхуитаю (место, петате ). Эта политическая единица состояла из династического союза двух местных родов посредством брака йя тонинье (благородного господина) и йя дзехе тонинье (благородной дамы). [39] Правящие элиты прибегали к многочисленным стратегиям, чтобы сохранить свою власть. Одним из них было создание элитных альянсов. Союзы обычно заключались браками между представителями благородных родов, которые часто включали кровосмесительные браки. Установление родственных связей обычно осуществлялось с целью установления отношений с наиболее престижными родословными микстекской нации и даже с иностранной знатью, о чем свидетельствуют периодические браки между членами королевской семьи микстеков и сапотеков на протяжении более двадцати веков. доиспанской истории этих популяций.
Милитаризм
[ редактировать ]Микстеки разработали собственное военное искусство, изобрели собственное оружие и осуществили собственные завоевания, а также защищали свои территории от любых захватчиков. [40] Их конфликты и союзы происходили в основном между городами-миштеками и городами-сапотеками. Самым выдающимся героем в истории микстеков был Очо Венадо, правитель Тутутепека и завоеватель; его подвиги описаны в Кодексе Нуттал.
Кодекс дает нам представление об оружии и униформе, которыми пользовались миштеки.
- Оружие дальнего боя: среди оружия дальнего боя, используемого микстеками, были типичные луки и стрелы, наконечники которых, должно быть, были сделаны из обсидиана или кремня . использование атлатля , распространенного оружия по всей Мезоамерике. Также присутствовало
- Оружие ближнего боя: среди оружия ближнего боя микстеки сражались различными дубинами и копьями, некоторые из которых похожи на мексиканские тепозтопилли , но меньшего размера. Оружие, которое часто встречается в кодексе, поражает; это деревянная палка, согнутая под углом 90°, с каменными лезвиями (кремнем, кремнем или обсидианом) наверху; это оружие, по-видимому, было типичным для миштеков и сапотеков.
- Военная одежда: В кодексе воины изображены в зооморфных костюмах: от шкур ягуара до орлиных шлемов и оленьих шкур. Зооморфная униформа была распространена в Мезоамерике, наиболее представительными примерами являются мексиканские ордены воинов -орлов и ягуаров .
- Миктекский воин, метающий дротики с помощью атлатля. Кодекс Коломбино . Страница 1.
- Микстекский воин в шкуре ягуара и шлеме в форме головы белоголового орлана. Кодекс Селдена , с. 17.
- Миктекский лучник, замаскированный под оленя, как показано в Кодексе Бодли .
- Правителя казнит жрец Шипе-тотека. Кодекс Нуттал .
Экономическая деятельность
[ редактировать ]Экономика
[ редактировать ]Как и остальное население доколумбовой Мезоамерики, существование микстеков основывалось на сельском хозяйстве . Экологические и топографические условия территории этого народа обусловили выращивание определенных культур, адаптированных к разнообразию окружающей среды Ла-Микстеки. Конечно, самой важной культурой этих людей была кукуруза , с которой были связаны другие культуры, имеющие жизненно важное значение в рационе мезоамериканцев. Среди них было несколько сортов фасоли , перец чили и тыква . [41] В местах, где позволял климат, выращивались виды, которые не обязательно использовались в пищу. К ним относятся хлопок , адаптированный к полутропическому климату низменности Микстека, Каньяда-де-Куикатлан и побережья Оахака, и какао , которое выращивалось в районах с более высокой влажностью. [42]
Одной из основных проблем, с которыми столкнулись миштеки в доколумбовые времена, было резкое облегчение положения Ла-Миштека и нехватка воды в регионе. Сельское хозяйство предлагало лучшие урожаи в межгорных долинах Хайленд-Микстека, по крайней мере, по сравнению с более теплыми и засушливыми низменностями и прибрежными Микстеками. Следы существования искусственных террас были обнаружены на горных склонах, окружающих долины, такие как Тлаксиако. Целью террас было увеличение дефицитных пахотных земель за счет намеренного выравнивания склонов, а также более эффективное использование имеющейся воды. С другой стороны, альтернативные культуры, такие как питайо . в более засушливых районах выращивались [43]
Сложная география Ла Микстеки заставила ее жителей разработать ряд технологий, которые позволили вести прибыльное сельское хозяйство. На склонах Миштекских гор они построили террасы, называемые ку юу ( лама-бордо ). Для этого они использовали каменные дамбы, чтобы законсервировать несмываемую почву горных склонов. По мнению современных фермеров долины Ночиштлан, использование террас Mixtec позволяет сформировать платформу, которая дает хорошие урожаи кукурузы через 3 или 4 года. Ку юу требовал ухода, так как эрозия и сельскохозяйственное использование террас привели к истощению питательной почвы. В Хайленд-Микстеке для этих задач использовалась калише, добытая в местных шахтах. [44] Древние микстеки использовали подсечно-огневую систему для получения земель для обработки. Другими словами, они очистили склоны холмов от первоначальной растительности и начали сжигать ее, чтобы использовать растительные остатки в качестве удобрения для своих посевов. Это вызвало серьезную вырубку лесов, которая затронула большую часть территории миштеков, считающейся одной из наиболее разрушенных в Мексиканской Республике.
Дополнительные мероприятия
[ редактировать ]В Мезоамерике было одомашнено очень небольшое количество видов животных. ( Два из них — гуахолот Meleagris Gallopavo ) и ксолоитцкуинтли , и их присутствие доказано во всех частях Мезоамерики. Оба были источником мяса, потребляемого в небольших количествах в коренных обществах. В Ла-Микстеке, кроме того, было развито разведение кошенили — паразита, эксплуатируемого текстильной промышленностью. Вид является паразитом кактуса нопала . Он до сих пор гнездится в умеренном климате Хайленд-Микстека и других частях северной и центральной Оахаки. Из него получают краситель под названием кармин или грана кочинилла , ценимый за свой интенсивный красный цвет. Выращивание кошенили оставалось одним из основных видов деятельности в регионе до 19 века, когда его вытеснило открытие синтетических красителей. [45]
Основой экономики всех мезоамериканских народов было сельское хозяйство. Микстеки, как и остальная часть населения Мезоамерики, прибегали к охоте , собирательству и рыболовству , чтобы дополнить свой рацион и покрыть другие потребности. Одним из преимуществ территории миштеков было большое разнообразие микроклиматов, так что многие из возникших в этом районе владений были практически самодостаточными. [46]
Жители Ла Микстеки были включены в обширную мезоамериканскую торговую сеть. Помимо плодов сельскохозяйственного труда и кошенили, миштеки торговали драгоценными материалами и промышленными товарами. С самого начала они были интегрированы как производители полезных ископаемых, в том числе магнетита . Доказано, что в эпоху среднего доклассического периода (XII-V вв. до н. э.) красная керамика на Байо-де-Таята (горье Микстека) была продуктом торговли с ольмеками побережья Мексиканского залива. [47]
Культура
[ редактировать ]Язык и письмо
[ редактировать ]микстеки уже говорили на многих вариантах языка микстеков До прихода испанцев с разной степенью взаимного понимания. Согласно Spores (1967 и 2007), автором доклассического периода, языком, на котором говорили в этом регионе, был протомикстекский язык, от которого произошли не только все известные сегодня микстекские языки, но и трике , на котором говорили представители одноименного народа на юге. часть Хайленд-Микстека. Степень расхождения между многочисленными современными микстекскими языками является продуктом истории их носителей: например, согласно глоттохронологическому анализу, прибрежная разновидность микстеков отделилась от ядерного микстека горной местности примерно в 10 или 11 веке нашей эры. что совпадает с поздней колонизацией Коста-Чики микстеками. [48]
Монахи -доминиканцы, руководившие евангелизацией Оахаки, впервые установили фонетическое письмо на языке миштеков. Монахам Антонио де лос Рейесу и Франсиско де Альварадо мы обязаны изданием первой грамматики языка, на котором говорили в Хайленд-Микстека во время Завоевания. Сорт, собранный доминиканцами, по-видимому, соответствует тому, который использовался в Юкундаа (Тепосколула), который мог служить лингва-франка в этом регионе. Написание разновидности Тепосколула позже было адаптировано для написания языка микстеков, название которого во время Завоевания было дзаха дзахуи . [49]
Как и другие народы Мезоамерики, микстеки также культивировали литературные формы. У них была пиктографическая письменность , о которой доиспанские свидетельства сохранились в виде Кодекса Наттолла ( Тониндей ), Селдена , Виндобоненсиса , Беккера I и Коломбино . За исключением последнего, находящегося в Мексике, остальные сохранившиеся после разрушения доколумбовые кодексы, созданные микстеками, находятся в музеях и библиотеках Европы. Эти кодексы служили мнемоническими инструментами, так что изображения на их страницах могли быть переведены в устный текст теми, кто знал ключи для их интерпретации. [50]
Письмо
[ редактировать ]Как и почти все мезоамериканские общества, миштеки разработали систему письменности. Первые свидетельства использования письменности в районе миштеков соответствуют высокогорной микстеке в позднем доклассическом периоде (5 век до н.э. - 1 век н.э.). В Уамелулпане были обнаружены перемычки с календарными надписями, которые могли быть именами некоторых лидеров древнего города миштеков. Однако эти надписи выполнены в системе письма сапотеков. [51] из которого возникли различные системы, использовавшиеся позже в Центральной Мезоамерике в классический и постклассический периоды. [52] Расцвет низменных микстек в классический период также привел к развитию письма ñuiñe, хотя его сходство с сапотекским письмом Монте-Альбана усложняет определение области его распространения. [53] К началу постклассики (9 век) появляется так называемое микстекское письмо, которое является частью большого стилистического течения, называемого стилем микстека-пуэбла или международным стилем мезоамериканской постклассики . Это письмо в основном пиктографическое, хотя имеется множество дополняющих его иероглифических и идеографических элементов. Миктекская письменность служила каналом сохранения верований этого народа и некоторых аспектов его истории. Именно благодаря Альфонсо Касо была продемонстрирована миштекская авторская база кодекса, которая сегодня входит в так называемую группу миштеков , которую долгое время относили к мексиканцам или майя. [54]
Религия
[ редактировать ]Микстеки доиспанских времен исповедовали анимистическую религию. Согласно информации, полученной из пиктографических документов, созданных этим народом, из колониальных исторических источников и анализа археологических свидетельств, можно сказать, что он разделяет с другими мезоамериканскими религиями некоторые весьма характерные черты, среди них вера в изначальном двойственном принципе, который дал начало миру, как он известен. Еще одной общей чертой религии микстеков и остальных мезоамериканских религий является вера в то, что мир создавался и разрушался несколько раз. Согласно Кодексу Виндобоненсис , Уно Венадо-Серпиенте Ягуар и Уно Венадо-Серпиенте Пума создали первых существ мира, суху ( IPA : [ɲuʔu]), которые помогли его упорядочить. Все существа первого творения окаменели, когда Солнце, почитаемое у миштеков под именами Йья Ндикандии и Таандоко , поднялось над небосводом, хотя некоторые из них нашли убежище в пещерах и не погибли. Нюху олицетворял сами стихии природы: огонь, ветер, воду, землю, растительность, фауну. Поскольку считалось, что некоторые из них укрылись в пещерах, чтобы не окаменеть, одним из отличительных элементов религии миштеков было поклонение горам и пещерам. Некоторые из них были — и остаются — местом благочестивого паломничества микстеков. Среди наиболее заметных из этих галерей метро — пещеры Чалькатонго в Хайленд-Микстека, где находилось святилище Нуэве Иерба, богини смерти микстеков. .
Богом-покровителем микстеков был Дзахуи — буквально «Дождь». [55] — божество дождя и небесной воды. Культ дождя был настолько важен для микстеков, что их родное название характеризует их как народ дождя, то есть народ, избранный Дзахуи . Он разделяет многие атрибуты с тлалоком центральной Мезоамерики, почитаемым Теотиуаканом , тольтеками и мексиканцами и который появляется на многочисленных сосудах-чучелах, особенно найденных в высокогорной Микстеке. Культ Дзахуи у миштеков очень древний, его появление относится к концу позднего доклассического периода, то есть между V веком до нашей эры и II веком нашей эры.
С другой стороны, в низменности Микстека для общества нюинье был характерен культ старого бога огня Уэуэтеотля , почитаемого с древних времен по всей Мезоамерике. Было высказано предположение, что культ Уэуэтеотля, возможно, был одним из первых, сформировавшихся в Мезоамерике, поскольку его представления были обнаружены у населения от Куикуилько до великих постклассических городов, таких как сам Теночтитлан . [56] Культ огня в низменности Микстеки также отражен в топонимике региона: Ñuiñe , который является топонимом микстекской местности и означает «Горячая земля». Представления о божестве огня в Нуинье имеют несколько общих атрибутов с другими мезоамериканскими представлениями того же божества. Он представлен в виде сидящего старика с большим брасеро на голове. На некоторых изображениях, полученных в Серро-де-лас-Минас, миштекский бог огня изображен держащим в руках сахумадоры или специальные сосуды для поджигания табака. В равнинной Микстеке культ огня сосуществовал с культом дождя в период расцвета стиля Нуинье (3-7 вв. н. э.); упадок этого общества также подразумевал упадок культа огня в низменных микстеках, о чем свидетельствует меньшее количество представлений этого божества в регионе.
Человеческие жертвоприношения у микстеков были ритуальной практикой значительной древности. В археологической зоне Уамелульпана были найдены остатки нескольких черепов, которые, должно быть, были частью цомпантли . [57] Важнейшие ритуалы в жизни доиспанских обществ микстеков включали в себя жертвоприношения животных или людей, о чем свидетельствуют некоторые важные события в хрониках доколумбового прошлого микстеков. Особый случай - жертвоприношение потомков лордов Булто де Шипе и Ялтепека, принесенных в жертву по приказу Очо Венадо посредством гладиаторского жертвоприношения и ритуального стрельбы из стрел. Обе формы человеческих жертвоприношений были связаны с культом Шипе Тотека , бога плодородия и покровителя правящего рода в Лугар-дель-Булто-де-Шипе.
Как и остальная часть общества микстеков, религиозные люди также поддерживали довольно стабильную иерархическую структуру. Первосвященников культа божества называли Яха Яхуи (Águila-Serpiente de Fuego). Согласно верованиям микстеков, яха яхуи обладали способностью превращаться в животных, и их боялись за власть, которой они обладали над сверхъестественным миром.
Искусство
[ редактировать ]Доиспанское искусство микстеков широко связано с религией и поклонением, некоторые из самых роскошных произведений предназначались для храмовых алтарей или ритуального использования. Однако есть и другие предметы, которые использовались политической и религиозной элитой и предназначались для повседневного удовольствия. Большинство известных сегодня произведений микстекского искусства относятся к постклассическому периоду (10-16 вв.), который также является периодом величайшего расцвета ла-миштек и большей его части. Общество миштеков выступало за развитие малых искусств, достигая поразительной точности в рамках строгости мезоамериканского искусства. Слабое развитие архитектуры и каменной скульптуры, особенно при сравнении микстеков с соседними народами, такими как сапотеки, привело Барбро Дальгрена к мысли, что художники-миштеки просто собирали художественные традиции предыдущих культур. [58]
Судя по раскопкам, архитектура микстеков относительно проста. В археологических памятниках этого района обнаружены остатки древних построек, так и не достигших большого значения. Из доколумбового кодекса этого города известно, что храмы располагались на пирамидальных платформах, к которым имелись лестницы. Гражданские здания были организованы вокруг больших площадей, а внутренние помещения - вокруг дворов. В жилищах для низших слоев общества преобладающие материалы были не очень прочными, в том числе бахарек для стен и пальма для крыш. [59]
Многие из известных изделий Mixtec представляют собой керамические изделия, прочный материал которых выдержал испытание временем. Некоторые из самых старых соответствуют среднему доклассическому периоду. Это изделия, отражающие влияние стилей ольмеков и сапотеков, как в случае с керамикой, найденной в Монте-Негро . Стиль ñuiñe, который развился в Лоуленд-Микстеке во времена Классики, также демонстрирует сильное влияние сапотеков в сочетании с некоторыми элементами вдохновения Теотиуакана . В той местности и в тот период изображения бога огня были очень популярны. Другими характерными предметами стиля нюинье являются колоссальные головы, которые были найдены в Акатлане , Аникано и других местах Ла-Миштека-Поблана. [60] В некоторых местах Ла-Монтаньи сохранились предметы стиля нюинье, которым до сих пор поклоняются народы науа, тлапанеко и миштеки, населяющие этот регион. [61]
Эпохой наибольшего расцвета доиспанской микстекской керамики стал постклассический период. иконографический стиль, который является наследником более ранних мезоамериканских традиций из Теотиуакана , региона Сапотеков и области майя . В этот период в Ла Микстеке распространился [62] Первоначально считалось, что этот стиль типичен для региона, включающего Чолулу, Тласкалу и Ла Микстеку, поэтому его называли Микстека-Пуэбла. Однако по мере исследования других регионов Мезоамерики стало понятно, что местный стиль микстеков является частью панмезоамериканского иконографического стиля. Постклассическая керамика Mixtec имеет очень тонкую отделку и большое декоративное богатство. Толщина глины, из которой были изготовлены эти изделия, очень тонкая, ее цвет обычно красноватый или коричневый, с качественной полировкой , создающей на изделиях глазурованный эффект. Поверхность их была богато украшена темами и цветами, подобными тем, что встречаются в кодексе Микстеков. [63] Полихромная керамика Mixtec предназначалась для использования элитой. Некоторые образцы керамики этого типа были найдены за пределами региона Миштек.
В регионе Миштек имеются древние образцы скульптуры. Стелы были найдены в нескольких местах, например, в Юкуите и Юкунюдахуи, что демонстрирует то же культурное влияние Теотиуакана и Сапотеков, которое достигло керамики в доклассический и классический периоды. Стелы Юкуиты мало обработаны, практически они состоят из больших камней с малообработанными поверхностями и формами, на которых были начертаны даты и календарные имена важных личностей. В некоторых местах нюинье, таких как Серро-де-лас-Минас и Уахуапан, были обнаружены перемычки , украшавшие входы в некоторые здания. Однако лучшие скульптуры Mixtec — это небольшие изделия, вырезанные с той же виртуозностью и изобилием, что и керамическая отделка. Микстеки производили небольшие роскошные предметы из кости, дерева, горного хрусталя и полудрагоценных камней, таких как нефрит и бирюза , настолько изысканные, что Альфонсо Касо сравнивал их с «лучшими китайскими резными изделиями». Многие из этих предметов были найдены в погребениях, как в случае с гробницей 7 в Монте-Альбане, которая подарила миру замечательный образец художественной утонченности общества миштеков. [64]
Одежда
[ редактировать ]Женщина-миштек
[ редактировать ]Платье для женщины-миштека включает в себя: блузку-попону с вышивкой вокруг шеи и рукавов, а также юбку из поплина с напечатанными цветами и украшенную тремя цветными лентами, символизирующими три микстека, с левой стороны сияет ярким светом. связка из семи лент ярких цветов. Под ним она носит пояс-одеяло. В качестве пояса используется черная шаль, символизирующая семейное положение и материнство. Платок, который женщина носит на шее, используется для вытирания пота, выступающего с ее лица из-за приложенных усилий, поскольку она трудолюбивая женщина. Она носит ожерелья -папелильо разных оттенков. В своей прическе она заплетает волосы в косы, которые украшает четырьмя цветными лентами, а в волосы вплетает красную гвоздику. Чтобы защитить свои нежные ножки, она носит хуарачи с двумя белыми ремешками.
Мужчина из Микстека
[ редактировать ]Мужчина носит бриджи и одеяльную рубашку, на талии он носит паликат , а на шее еще один; на плече он носит шерстяной хлопок и носит пальмовую шляпу в стиле четырех камней с широкими полями, а также носит хуарачи с тремя белыми ремнями.
Металлургия
[ редактировать ]Металлургия была деятельностью, которая развилась поздно в Мезоамерике. Кристиан Дюверже утверждает, что это результат культурного выбора населения региона, превратившего Мезоамерику в «каменную цивилизацию». [65] Самые ранние свидетельства металлургии в Мезоамерике датируются концом классического периода и происходят из западной Мезоамерики. Известно, что эта технология была завезена из Центральной и Южной Америки , где она была разработана гораздо раньше, чем в Мезоамерике. [66] Ко времени завоевания тараски Мичоакана . с большим мастерством обрабатывали медь и другие металлы, из которых изготавливали инструменты для повседневного использования и предметы роскоши [67]
В районе Оахакана микстеки также освоили металлургию в постклассический период. В этом районе были найдены медные топоры, свидетельствующие о том, что металлургия в доиспанской Оахаке использовалась не только в декоративных целях. [68] Самыми известными произведениями ювелирного искусства Mixtec являются золотые изделия. Золото считалось мезоамериканцами экскрементами богов, а в постклассический период оно стало знаком Солнца. По этой причине некоторые из самых изысканных изделий из золота Mixtec сочетают золото с бирюзой, главным солнечным камнем в мезоамериканской культуре. [69] Так обстоит дело со Щитом Януитлана, одним из самых известных произведений ювелирного искусства миштеков.
Золотые монеты в культуре миштеков входили в набор предметов, пользование которыми было предназначено для правителей. Одежда постклассических правителей включала в себя многочисленные золотые элементы, которые сочетались с самыми разнообразными предметами из нефрита, бирюзы, перьев и изысканного текстиля. По прибытии испанцев многие куски золота из Ла-Микстеки были переплавлены в слитки. Некоторые из них были отправлены в Европу и избежали уничтожения. Археологические раскопки позволили обнаружить значительное количество археологических памятников по всей территории Ла-Микстеки. Находки Заачилы и гробницы 7 в Монте-Альбане замечательны. В последнем местонахождении было найдено наибольшее количество золотых и серебряных монет, найденных в Мезоамерике в одном месте.
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Янсен и Перес Хименес, 2002: 42.
- ^ «Приграничные зоны района Ла-Микстека не всегда ясны, отчасти из-за отсутствия данных, а отчасти из-за запутанной информации в различных источниках, которые считают город Микстеком, Пополакой (так в оригинале) или мексиканским, хотя такие данные также могут отражают ситуацию двуязычия или колебаний лингвистической границы. Мы знаем от Лопеса де Веласко, что провинция Ла-Миштека включала зоны Амузга и Аякастека, другие авторы склонны включать некоторые популяции куикатеков» (Dahlgren, 1990: 54);
- ^ Гонсалес Лейва, 2009: 49.
- ^ Гонсалес Лейва, 2009: 59.
- ^ Подразделение La Mixteca - это тема, которая обычно затрагивается в рамках географических рамок исследовательских работ. Среди прочих его упоминают Альфонсо Касо (1977: 44), Рональд Спорес (1969: 4) и Барбро Дальгрен (1990: 55).
- ^ Де лос Рейес, 1962: 2.
- ^ Далгрен, 1990: 80-90.
- ^ Споры, 2008: 29.
- ^ Фланнери и Маркус, 2007: 73.
- ^ Балканский, 1998: 45.
- ^ Балканский и др. , 2000: 368.
- ^ Лопес Остин и Лопес Лухан, 1998: 156.
- ^ Споры, 2007: 30.
- ^ Балканский и др. , 2000: 30.
- ^ Споры, 1969: 65.
- ^ Балканский и др. , 2000: 33.
- ^ Ñuiñe на микстекском языке означает «Горячая земля», а также на микстекском названии города в этой области, который в настоящее время известен как Тонала. Последний является топонимом науатля , означающим «Место Солнца». С точки зрения Пэддока (1976: 305), термин «миштек» следует зарезервировать для археологической культуры, которой соответствуют предметы, датированные постклассическим периодом (9-16 вв.), в то время как более ранние — из низменных микстек. можно было бы назвать ñuiñe.
- ^ Джон Пэддок (1990) предполагает, что культура нюинье, возможно, зародилась в низменных микстеках Пуэблы.
- ^ Виллела Флорес, 2006: проход .
- ^ Балканский, 1998: 83-84.
- ^ Зима, 2007: 39.
- ^ Джойс и Винтер, 1996: 43.
- ^ Лопес Остин и Лопес Лухан, 1999.
- ^ В период сразу после падения Теотиуакана, известный как эпиклассический период (приблизительно VII/VIII-IX вв.), небольшие государства, процветавшие в рамках вакуума власти, вызванного крахом великого мегаполиса в центральной Мексике, были многонациональными. -этнический по своей природе: Шочикалько , Кантона , Какаштла и другие города Альтиплано демонстрируют признаки присутствия майяизированных групп, точно так же, как в юго-восточном регионе Мезоамерики может быть отмечено появление некоторых культурных элементов, типичных для народов Мезоамерики. заметил. В Шочикалько очевиден подъем культа Пернатого Змея , храм которого связан с унификацией мезоамериканских календарей.
- ^ Балканский и др. , 2000: 380.
- ^ Споры, 1967: 198.
- ^ Оудейк, 2007: 60.
- ^ Хопкинс, 1984: 42-43 цит . Кристенсен, 1998: 263.
- ^ Кристенсен, 1998: 265.
- ^ Джойс и Левин, 2007: 45.
- ^ Герман Лехарасу, 2007: 20.
- ^ Ñuu Cohyo на микстекском языке переводится как «Место тулес», то же значение, что и «Толлан» на науатле . Было высказано предположение, что этим местом мог быть легендарный Толлан , или Толлан-Шикокотитлан (столица тольтеков), или Толлан-Чоллоллан. В текстах, где Ню Кохьо из миштекских кодексов появляется связанным со столицей тольтеков, Куатро Ягуар обычно отождествляется с Се Акатль Топильцин Кетцалькоатль . Однако вполне вероятно, что место, где Очо Венадо получил звание текутли в знак союза с тольтеками, находилось в Толлан-Чоллоллане, ныне Чолула (Пуэбла).
- ↑ Сейс Моно также был спутником Очо Венадо во время его посещения храма Нуэве Иерба в Чалькатонго несколько лет назад ( Кодекс Натталл , стр. 44). Неизвестно, какие отношения были у Очо Венадо и Сейс Моно до того, как она вышла замуж за Одиннадцать Винд (Росселл и Охеда Диас, 2003: 68).
- ^ Поль, без даты
- ^ Бердан-и-Смит, 2004: 52.
- ^ Маркус, 2001: 317-318.
- ^ Джойс и Винтер, 1996: 44.
- ^ Лопес Остин и Лопес Лухан, 1998: 253.
- ^ Террачиано, 2004: 158.
- ^ «Война в Мезоамерике». Мексиканский археологический журнал . 84 .
- ^ Линд, 2008: 27.
- ^ Споры, 1967: гл. III.
- ^ Споры, 1967: гл. III.
- ^ Споры, 1969: 563.
- ^ Хотя кошениль является культурой доиспанского происхождения, она имела экономические последствия в колониальные времена в Мексике (Coll Hurtado, 1998).
- ^ Лопес Остин и Лопес Лухан, 1997.
- ^ Фланнери и Маркус, 2007: 73.
- ^ Жоссеран, 1984: 154.
- ^ Янсен и Перес Хименес, 2003: 87.
- ^ Янсен, 1999: 166.
- ^ Гаксиола, 2007.
- ^ Джастесон, 1986: 437-458.
- ^ Урцид, 2004.
- ↑ В своем факсимильном издании 1902 года Зелия Наттолл заявила, что кодекс имеет «ацтекское» происхождение (Герман Лехарасу, 2007).
- ↑ В некоторых текстах имя этого божества встречается как Сюху Дзахуи , что можно перевести как Бог дождя.
- ^ Фактически, небольшая скульптура мезоамериканского божества огня, найденная Байроном Каммингсом при раскопках Куикуилько ( Мехико ) в 1920-х годах, является одним из самых ранних известных изображений мезоамериканского божества (Matos Moctezuma, 2002: 58-63. ).
- ^ Граулич, 2003: 18.
- ^ Дальгрен, 1990: 275.
- ^ Альвеар, 2004: 51.
- ^ Мозер, 1969: 480-483.
- ^ Виллела, 2006: 62-67.
- ^ Дальгрен, 1990: 277.
- ^ Дальгрен, 1990: 277.
- ^ Дальгрен, 1990: 279.
- ^ Дюверже, 2007, гл. VII.
- ^ Хослер, 1997.
- ^ Мальдонадо, 2005.
- ^ Хослер, 1997.
- ^ Кармона Масиас, 1997.
Библиография
[ редактировать ]- Альвеар Асеведо, Карлос (2004). История Мексики . Мехико: Норьега. ISBN 978-968-18-6146-9.
- Балканский, Эндрю К. (1998). «Урбанизм и раннее формирование государства в долине Уамелулпан на юге Мексики». Латиноамериканская древность . 9 (1): 37–67. дои : 10.2307/972127 . JSTOR 972127 . S2CID 163558379 .
- Балканский, Эндрю К.; Ковалевски, Стивен А.; Перес Родригес, Вероника; Плакхан, Томас Дж.; Смит, Шарлотта А.; Стивер, Лаура Р.; Беляев Дмитрий; Чамбли, Джон Ф.; Эредиа Эспиноза, Веренис Ю.; и Сантос Перес, Роберто (2000). «Археологические исследования в Микстека-Альта в Оахаке, Мексика». Журнал полевой археологии 4 (20): стр. 365–389.
- Кейс, Альфонсо (1977). Короли и королевства Микстеки. Том I. Мехико : FCE . ISBN 9681617878.
- -------- (1979). Короли и королевства Микстеки. Биографический словарь панов-миштеков. Мехико: FCE. ISBN 968-16-1788-6.
- -------- (1992)[1942]. «Гробница 7 Монте-Альбана», в Archaeological News , 4.
- Кристенсен, Александр Ф. (1998). «Колонизация и микроэволюция в формирующейся Оахаке, Мексика» (PDF) . Мировая археология . 30 (2): 262–285. дои : 10.1080/00438243.1998.9980410 . JSTOR 124986 .
- Джордан Дальгрен, Барбро (1990). Ла Микстека, ее доиспанская культура и история . Мехико : Национальный автономный университет Мексики .
- Де лос Рейес, Антонио (1962). Искусство на языке микстеков . Факсимиле издание Вигберто Хименеса Морено. Мехико: Национальный институт антропологии и истории.
- ДЮВЕРГЕР . , Кристиан (2007) Первое смешение браков. Ключ к пониманию мезоамериканского прошлого . Мехико: Телец. ISBN 978-970-770-856-3.
- Фланнери, Кент В. и Маркус, Джойс (2007). «Оахаканские иерархические общества и обмен с ольмеками». Мексиканская археология , (87): 71-76.
- Гаксиола Гонсалес, Маргарита (2007). «Уамелулпан, Оахака». Мексиканская археология , (90): 34–35.
- Граулич, Мишель (2003). «Человеческие жертвоприношения в Мезоамерике». Мексиканская археология , (63): 16-21 .
- Гонсалес Лейва, Алехандра (2009). «География, лингвистика, археология и история Верхней Микстеки до испанского завоевания» . Ежегодник истории. Том 1. 2007 : 45-66.
- Герман Лехарасу, Мануэль (2007). Нутталский кодекс: сторона 1. Жизнь Восьми Оленей . Специальное издание мексиканской археологии (23). Мехико: Райс-ИНАХ.
- Хослер, Дороти (1997), «Андское происхождение металлургии западной Мексики» на веб-сайте Biblioteca Luis Ángel Arango из Banco de la República de Colombia.
- ЛОПЕС ) А УСТИН , Альфредо и Леонардо ( 1999 ЛОПЕС ЛУХАН . Миф и реальность Зуюа . Мехико: FCE . ISBN 968-16-5889-2.
- ---------- (2001). Коренное прошлое . Мехико: FCE. ISBN 968-16-4890-0.
- Янсен, Мартен (1992). «Пиктография Mixtec: содержание и условности». У Райфлера Брикера, Виктория (ред.): Эпиграфия. Дополнение к Справочнику индейцев Средней Америки , 20–33. Остин : Издательство Техасского университета. ISBN 0-292-77556-3.
- ------- (1999). «Основы «лирического чтения» кодексов». Исследования культуры науатля , (30): 165-181.
- Янсен, Маартен и Перес Хименес, Габина Аврора (2002). «Рассвет в Ноу Дзавуи». Мексиканская археология , (56): 42–47.
- ------- (2009). Величественный язык Сюу Дзауи. Литературная культура древних и королевств и колониальная трансформация . Оахака-де-Хуарес : Высший колледж комплексного межкультурного образования Оахаки.
- Жоссеран, Дж. Кэтрин; Янсен, Маартен и Ромеро Фриззи, Анхелес (1984). «Микстекская диалектология: выводы из лингвистики и этноистории». В Жоссеране, JK; Зима, Маркус; и Хопкинс, Николас А. (ред.), Очерки османской культуры и истории , 119–230. Нэшвилл : Публикации Университета Вандербильта по антропологии.
- Джойс, Артур А. и Левин, Марк Н. (2007). «Тутутепек (Юка Дзаа). Постклассическая империя в Микстека-де-ла-Коста. Мексиканская археология , (90): 44-47.
- Джойс, Артур А. и Винтер, Маркус (1996). «Идеология, власть и городское общество в доиспанской Оахаке». Современная антропология , 1(37): 33-47.
- Джастесон, Джон С. (1986). «Происхождение систем письменности: доклассическая Мезоамерика» . Мировая археология . 17 (3): 437–458. дои : 10.1080/00438243.1986.9979981 . JSTOR 124706 .
- Линд, Майкл (2008). «Археология миштеков». Неуважение , (27): 13-32.
- Мальдонадо, Бланка Э. (2005). «Тарасканская металлургия меди на площадке Иципарацико, Мичоакан, Мексика» на сайте FAMSI.
- Маркус, Джойс (2001). «Разрушение стеклянного потолка: стратегии королевских женщин в древних государствах» . В Кляйн Сесилия Ф. (ред.), Гендер в доиспанской Америке . Думбартон-Оукса . Исследовательская библиотека и коллекция
- Матос Моктесума, Эдуардо (2002). «Уэуэтеотль-Шиутекутли в Центральной Мексике». Мексиканская археология , (56): 58:63.
- Мозер, Крис Л. (1969). «Подходящие полихромные наборы из Акатлана, Пуэбла». Американская античность , 34 (4): 480–483.
- Удейк, Мишель Р. (2007). «Микстеки и сапотеки в доиспанские времена». Мексиканская археология , (90): 58-62.
- Пэддок, Джон (1976). «Археология миштеков». В Пинья Чан, Роман (ред.), Поместья и милитаристские государства : 299–325. Мехико: Национальный институт антропологии и истории.
- -------- (1990). «Концепция идеи Нюинье». В Оахаке раньше . Оахака-де-Хуарес: Старый AC Оахаки и Дом культуры Оахаки.
- Пол, Джон (nd). «Древние книги: кодексы группы Микстеков» . В Мезоамерике .
- Ривера Гусман, Анхель Иван (1998). «Иконография власти в гравюрах Серро-де-ла-Каха, Микстека-Баха-де-Оахака». В Барба де Пинья Чан, Беатрис (редактор), Мексиканская иконография . Мехико: Пласа-и-Вальдес- ИНАХ .
- -------- (1999). Схема расселения в Нижнем Микстеке Оахаки: анализ района Текикстепек-Чазумба , Национальная школа антропологии и истории, Мексика. Премия Альфонсо Касо за лучшую бакалаврскую диссертацию по археологии.
- Росселл, Сесилия и Охеда Диас, Мария де лос Анхелес (2003). Женщины и их богини в доиспанских кодексах Оахаки . Мехико: CIESAS-Мигель Анхель Порруа. ISBN 970-701-393-1.
- Виллела Флорес, Сэмюэл (2006a). «Этнологические исследования в Герреро» . Диарио де Кампо (38): 29–44.
- -------- (2006б). «Идолы на алтарях. «Религиозность коренных жителей горы Герреро». Мексиканская археология (82): 62-67.
- Споры, Рональд (1967). Короли-миштеки и их народ . Норман : Университет Оклахомы Пресс.
- ------- (1969). «Поселение, технологии земледелия и окружающая среда в долине Ночиштлан». Science, New Series , 166(3905): 557-569.
- ------- (2007). «Миштека и микстеки. 3000 лет культурной адаптации. Мексиканская археология , (90): 28-33.
- Террачиано, Кевин (2001). Микстеки колониальной Оахаки: история Нудзауи, шестнадцатый-восемнадцатый века . Стэнфорд: Стэнфордский университет. ISBN 0-8047-5104-8.
- Урцид, Хавьер (2004). Священные пейзажи и социальная память: надписи ñuiñe на Колоссальном мосту, Тепельмеме, Оахака . Отчет об исследовании для FAMSI.
- Зима, Маркус (2008). «Серро де лас Минас, Оахака». Мексиканская археология (90): 37-39.