Пернатый змей
Пернатый Змей — выдающееся сверхъестественное существо или божество, встречающееся во многих мезоамериканских религиях. его до сих пор называют Кецалькоатлем У ацтеков , — Кукульканом у юкатекских майя , а — Кукумацем и Тохилом у киче-майя .
Двойной символизм, используемый Пернатым Змеем, считается аллегорией двойственной природы божества: пернатое существо символизирует его божественную природу или способность летать, чтобы достичь неба, а змея представляет его человеческую природу или способность ползать по земле среди другие животные Земли - дуализм, очень распространенный среди мезоамериканских божеств. [1]
Описание
[ редактировать ]Самые ранние изображения пернатых змей появляются в культуре ольмеков ( ок. 1400–400 до н. э. ). [2] Культура ольмеков предшествовала майя и ацтекам. Этот культурный анклав простирался от Мексиканского залива до Никарагуа. Большинство сохранившихся изображений ольмекского искусства, таких как Памятник 19 в Ла-Венте и картина в пещере Хукстлауака (см. ниже), изображают Пернатого змея в виде хохлатой гремучей змеи , иногда с перьями, покрывающими тело и ноги, и часто близкими к людям. . [3] Считается, что сверхъестественные существа ольмеков, такие как пернатый змей, были предшественниками многих более поздних мезоамериканских божеств. [4] хотя эксперты расходятся во мнениях относительно религиозного значения пернатого змея для ольмеков. [5] Х. Б. Николсон отмечает, что уже в среднем формации (доклассическом периоде) в ольмекской традиции изображения змей с птичьими характеристиками часто встречались в нескольких типах артефактов и памятников. Это сложное существо, получившее прозвище «Птичий Змей» и «Ольмекский Бог VII», по-видимому, представляет собой более раннюю форму более позднего полноценного Пернатого Змея, гремучей змеи, покрытой перьями, вероятно, обладающими, по крайней мере, некоторыми из тех же небесных свойств. и коннотации плодородия. [6]
В пантеоне народа Теотиуакана (200 г. до н.э. – 700 г. н.э.) также присутствовал пернатый змей, наиболее заметно изображенный в Храме Пернатого Змея (датированный 150–200 гг. н.э.). [7] Пирамида была построена к юго-востоку от пересечения Аллеи мертвых и Ист-Энд-авеню. На здании можно увидеть несколько изображений пернатых змей, многие из них включают профили в полный рост и головы пернатых змей. В скульптурах используются такие приемы, как рельефная резьба, для создания сложных декоративных композиций. Резные изображения головы Пернатого Змея часто находили вокруг Пирамиды Пернатого Змея.
Хотя пернатый змей был общей темой в различных мезоамериканских произведениях, он часто и чаще всего отражается в архитектуре мезоамериканской культуры. Некоторые распространенные методы, используемые для включения изображений Пернатого Змея в эту архитектуру, - это рельефная резьба, которая включает в себя «скульпту с фигурами, которые выступают из фона, но при этом все еще прикреплены к ней» и обычно сочетается с шипованными головами, которые представляют собой большие куски камня. резные, но имеют своего рода колышки, чтобы вставлять их в стену, добавляя архитектуре больше глубины и деталей. Другие мезоамериканские постройки, например, в Туле , столице более поздних тольтеков (950–1150 гг. н. э.), также имели профили пернатых змей. [8]
Ацтекское пернатое змеиное божество, известное как Кецалькоатль, известно из нескольких ацтекских кодексов , таких как Флорентийский кодекс , а также из записей испанских конкистадоров . Кетцалькоатль был известен как божество ветра и дождя, несущий знания, изобретатель книг и связанный с планетой Венера .
Соответствующий бог майя Кукулькан был редкостью в классической эпохи цивилизации майя . [9] Однако в «Пополь Вух » бог пернатых змей Киче Тепеу Кукумац является создателем космоса. [10]
Наряду с пернатым змеиным божеством в пантеоне мезоамериканских богов существовало несколько других змеиных богов со схожими чертами, каждый из которых сыграл важную роль в культурном развитии мезоамериканских культур. Доказательством важности этих божеств для мезоамериканской культуры являются архитектура, оставшаяся от этих цивилизаций, и окружающие их ритуалы.
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Оксфордская энциклопедия мезоамериканской культуры
- ^ Прочтите, Кей Алмере; Гонсалес, Джейсон Дж. (2002). Мезоамериканская мифология: путеводитель по богам, героям, ритуалам и верованиям Мексики и Центральной Америки (1. Выпущено в мягкой обложке под ред. Oxford University Press). Оксфорд: Издательство Оксфордского университета. п. 180. ИСБН 978-0-19-514909-8 .
- ^ Джоралемон, с. 58.
- ^ Коваррубиас, с. 62. Джоралемон, с. 58.
- ^ Диль, с. 104 говорит, что «его редкость позволяет предположить, что он был второстепенным членом пантеона ольмеков». Однако Джоралемон (1996) утверждает, что «пернатый змей является божеством, имеющим большое значение в цивилизации ольмеков», с. 58.
- ^ Николсон, HB «Пернатый змей». Дэвид Карраско (ред.). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур . : Издательство Оксфордского университета, 2001.
- ^ Кастро.
- ^ Коу, с. 133.
- ^ Миллер и Таубе, с. 150.
- ^ Кристенсон (2007)
Ссылки
[ редактировать ]- «Чудеса Древней Мексики» (2018). Blouin Art + Auction , 41 (6), 145–146.
- Коу, Майкл Д .; Рекс Кунц (2002). Мексика: от ольмеков до ацтеков (5-е издание, исправленное и дополненное изд.). Лондон и Нью-Йорк: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-28346-Х . OCLC 50131575 .
- Коваррубиас, Мигель (1957). Индийское искусство Мексики и Центральной Америки (Цветные пластины и штриховые рисунки автора под ред.). Нью-Йорк: Альфред А. Кнопф . ОСЛК 171974 .
- Кристенсон, Аллен (2007) [2003]. Пополь Вух: Священная книга майя . Университет Оклахомы Пресс. ISBN 978-0-8061-3839-8 .
- Диль, Ричард (2004). Ольмеки: первая цивилизация Америки . Серия «Древние народы и места». Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-02119-8 . OCLC 56746987 .
- Хоралемон, Питер Дэвид (1996) «В поисках ольмекского космоса: реконструкция мировоззрения первой цивилизации Мексики», в книге «Ольмекское искусство Древней Мексики », ред. Е. П. Бенсон и Б. де ла Фуэнте, Национальная галерея искусств , Вашингтон, округ Колумбия, ISBN 0-89468-250-4 , стр. 51–60.
- Миллер, Мэри ; Карл Таубе (1993). Боги и символы древней Мексики и майя: иллюстрированный словарь мезоамериканской религии . Лондон: Темза и Гудзон . ISBN 0-500-05068-6 . ОСЛК 27667317 . 7
- Пул, Кристофер А. (2007). Ольмекская археология и ранняя Мезоамерика . Кембриджская мировая археология. Кембридж и Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета . ISBN 978-0-521-78882-3 . OCLC 68965709 .
- Николсон, HB «Пернатый змей». В Дэвиде Карраско (редактор). Оксфордская энциклопедия мезоамериканских культур. : Издательство Оксфордского университета, 2001 г.
- Таубе, Карл А. «Происхождение Теотиуаканской пещеры: иконография и архитектура возникающей мифологии в Мезоамерике и на юго-западе Америки», Res: Anthropology and эстетика 12 (осень 1986 г.): 51–82.
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Бардавил, Лоуренс В. «Главное птичье божество в искусстве майя — иконографическое исследование формы и значения». В книге «Искусство, иконография и династическая история Паленке» , часть 3: Труды Segunda Mesa Redonda de Palenque, 14–21 декабря 1974 г. - Паленке , под редакцией Мерла Грина Робертсона, стр. 195–209. Пеббл-Бич, Калифорния, 1976. Хорошо иллюстрированный обзор и обсуждение классической иконы майя, которая, по-видимому, концептуально связана с Пернатым Змеем.
- Бернал, я; Коу, М; и др. (1973). Иконография среднеамериканской скульптуры . Нью-Йорк: Метрополитен-музей. (См. указатель.)
{{cite book}}
: CS1 maint: постскриптум ( ссылка ) - Беррин, редактор Кэтлин, «Пернатый змей и цветущие деревья: реконструкция фресок Теотиуакана» . Сан-Франциско, 1988. Статьи, описывающие и интерпретирующие большой корпус фресок, подаренных в 1976 году Мемориальному музею М. Х. де Янга в Сан-Франциско, которые включают несколько ярких изображений Пернатого Змея.
- Джоралемон, Питер Дэвид. Исследование ольмекской иконографии . Думбартон Оукс, попечители Гарвардского университета, Исследования доколумбового искусства и археологии, 7. Вашингтон, округ Колумбия, 1971. Обзор и анализ ольмекской иконографии, в которой автор идентифицирует то, что он называет «Богом VII», как Пернатого Змея.
- Лопес Остин, Альфредо, Леонардо Лопес Лухан и Сабуро Сугияма. « Храм Кетцалькоатля в Теотиуакане: его возможное значение». 2.1 Древняя Мезоамерика (1991), 93–106. В результате анализа иконографии сооружения делается вывод, что оно было посвящено «мифу о происхождении времени и календарной преемственности», а скульптуры на его фасаде изображали «Пернатого Змея в момент творения».
- Миллер, Артур. Нравственная картина Теотиуакана . Вашингтон, округ Колумбия, 1973. Всеобъемлющее исследование и обсуждение фресок Теотиуакана на момент публикации, в том числе некоторых, на которых изображен Пернатый Змей.
- Николсон, Х.Б. «Пернатые змеи Копана». В книге «Периферия юго-восточного классического царства майя » под редакцией Гэри В. Пала, стр. 171–188. Публикации Латиноамериканского центра Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, 61. Лос-Анджелес, 1987. Обсуждение четырех классических памятников Копана с изображениями, которые различные студенты идентифицировали как пернатых змей; После обзора мезоамериканской иконографии офидиев был сделан вывод, что как версии «Бородатого дракона» они представляют собой по существу отдельную сущность.
- Николсон, Х.Б. «Иконография пернатого змея в позднем постклассическом периоде Центральной Мексики». В «Классическом наследии Мезоамерики: от Теотиуакана до ацтеков » под редакцией Дэвида Карраско, Линдси Джонс и Скотта Сешнса, стр. 145–164. Боулдер, Колорадо, 2000. Иллюстрированный обзор и обсуждение иконографии Пернатого Змея в этот период и в этом регионе, подчеркивающее ее богатство и разнообразие.
- Рингл, Уильям М., Томас Галларета Негрон и Джордж Дж. Бей. « Возвращение Кетцалькоатля: свидетельства распространения мировой религии в эпиклассический период». 9.2 Древняя Мезоамерика (1998), 183–232. После широкого обзора археологических свидетельств авторы выдвигают гипотезу о том, что милитаристское распространение организованной милленаристской религии Кетцалькоатля лучше всего объясняет широкое распространение символики Пернатого Змея во время мезоамериканского эпиклассического периода.
- Сугияма, Сабуро. «Теотиуакан как источник постклассического символизма пернатого змея». В «Классическом наследии Мезоамерики: от Теотиуакана до ацтеков » под редакцией Дэвида Карраско, Линдси Джонс и Скотта Сешнса, стр. 117–143. Боулдер, Колорадо, 2000. Изучает изображения Пернатого Змея в Теотиуакане и развивает идентификацию головы, чередующейся с головой Пернатого Змея на табло Пирамиды Пернатого Змея, как головного убора «Первобытного Крокодила».
- Таубе, Карл А. « Храм Кецалькоатля и культ священной войны в Теотиуакане. Res . 21 (1992), 54–87 Идентифицирует голову, которая чередуется с Пернатым Змеем на табло Пирамиды Пернатого Змея, как головной убор, изображающий «Боевого Змея», солнечного огненного змея, предка постклассического Шиукоатля, который также был широко принят классическими правителями майя, с само сооружение с головами Пернатых Змей, выходящими из зеркал, по-видимому, является древней формой Тескакоака, «Места Зеркальной Змеи», ацтекского храма, связанного с войной.
- Таубе, Карл А. «Производители дождя: ольмеки и их вклад в мезоамериканские верования и ритуалы». В «Мире ольмеков: ритуалы и правление» , стр. 83–103. Принстон, Нью-Джерси, 1998. Обсуждение многочисленных иллюстраций «Птичьего змея» в иконографии ольмеков — очевидного прототипа гремучей змеи, покрытой перьями, которая составила более позднюю мезоамериканскую пернатую змею.
Внешние ссылки
[ редактировать ]- СМИ, связанные с пернатым змеем , на Викискладе?