Зелия Наттолл
Зелия Наттолл | |
---|---|
![]() Зелия Наттолл | |
Рожденный | Зелия Мария Магдалена Наттолл 6 сентября 1857 г. Сан-Франциско , Калифорния, США |
Умер | 12 апреля 1933 г. Дом Альварадо, Койоакан , Мексика | (75 лет)
Место отдыха | Американский Пантеон Мигель Идальго, округ Мигель Идальго, Мехико, Мексика |
Занятие | археолог |
Известный | Мексиканская археология |
Супруг | |
Дети | Надин Наттолл Лотон (в девичестве Пинар) |
Родители) | Роберт Кеннеди Наттолл Магдалена Пэрротт |
Родственники | Джордж Наттолл (брат) |
Зелия Мария Магдалена Наттолл (6 сентября 1857 — 12 апреля 1933) — американский археолог и антрополог , специализирующийся на доацтекских мексиканских культурах и доколумбовых рукописях. [ 1 ] Она обнаружила в частных коллекциях две забытые рукописи этого типа, одна из них — Кодекс Зуше-Наттолла . Она расшифровала ацтекский календарь и была одной из первых, кто идентифицировал и распознал артефакты, относящиеся к доацтекскому периоду. [ 2 ]
Биография
[ редактировать ]Наттолл родился в Сан-Франциско, Калифорния, 6 сентября 1857 года и был вторым из шести детей в семье ирландского отца Роберта Кеннеди Наттолла, врача, и американки мексиканского происхождения Магдалены Пэрротт. [ 3 ] Ее дедушкой был Джон Пэррот, один из самых богатых банкиров Сан-Франциско. [ 4 ] Когда ей было восемь лет, семья переехала в Европу, где она получила образование во Франции, Германии, Италии и в Бедфорд-колледже в Лондоне. Наттолл стал превосходным лингвистом, свободно владевшим четырьмя языками и владеющим другими. [ 5 ]
Когда семья вернулась в Сан-Франциско в 1879 году, она встретила французского Альфонса этнолога Пинара , который находился в городе с этнологической миссией французского правительства. Пара поженилась в 1880 году, и Зелия путешествовала со своим мужем, пока он проводил исследования в Вест-Индии, Франции и Испании. Год спустя они расстались незадолго до рождения дочери. Официально они развелись в 1888 году, и Зелия и ее дочь вернулись к своей девичьей фамилии. Во время развода она также покинула католическую церковь. [ 6 ]
В 1884 году Наттолл совершила свою первую поездку в Мексику, где провела пять месяцев в богатой семье своей матери. Во время своего пребывания у нее на всю жизнь появился интерес к истории и археологии Мексики. В 1886 году она опубликовала свою первую профессиональную статью «Терракотовые головы Теотиуакана» в Американском журнале археологии . Наттолл продемонстрировал, что фигурки старше, чем считалось ранее, и использовались в погребальной практике. Статья была хорошо принята профессионалами в этой области. Она была принята в Археологический институт Америки и в столь же известное Американское философское общество . Фредерик Уорд Патнэм , куратор Музея Пибоди в Гарварде, назначил ее специальным помощником по мексиканской археологии, и эту почетную должность она занимала в течение сорока семи лет. [ 7 ] [ 5 ]
Фредерик Патнэм и немецко-американский антрополог Франц Боас видели в ней превосходного посредника между американистскими кругами в разных странах из-за ее образования и космополитических отношений. В своем ежегодном отчете для музея за 1886 год Патнэм похвалил Наттолла как «знакомого с языком науатль, имеющего близких и влиятельных друзей среди мексиканцев, а также обладающего исключительным талантом к лингвистике и археологии». [ 2 ] Ее семейное происхождение сделало ее идеальным партнером для отношений с Мексикой. Это сыграло бы важную роль в создании института международного сотрудничества Международной школы американской археологии и этнологии в Мексике . [ 8 ]

В 1886 году Наттолл отправилась со своим братом в Европу и обосновалась в Дрездене, Германия. Следующие двенадцать лет она провела в поисках в библиотеках и музеях Европы информации по истории Мексики. Одной из ее самых важных находок был доколумбовый документ с пиктограммами микстеков , ныне известный как Кодекс Наттолл. Рукопись она нашла в частной библиотеке барона Зуша в Англии. Наттолл не смогла приобрести кодекс, но наняла художника, чтобы он сделал аккуратную копию, которая была опубликована Музеем Пибоди в 1902 году. Еще одним важным открытием стал Кодекс Мальябеккьяно , который она опубликовала в 1903 году под названием «Книга из жизни древних». Мексиканцы с введением, переводом и комментариями. Ее утверждение об открытии позже было оспорено европейским ученым, который сообщил о своей находке несколько раньше, но именно Наттолл обнародовал документ и сделал его доступным для широкой аудитории. [ 5 ] [ 10 ] В 1901 году Наттолл опубликовала свою крупнейшую научную работу « Основные принципы цивилизаций Нового и Старого Света» . Хотя в то время ее теории были хорошо приняты, некоторые из ее теорий были неверными. Она утверждала, что финикийцы-мореплаватели приплыли в Америку, и в результате этого влияния мезоамериканские цивилизации развивались параллельно с цивилизациями Египта и Ближнего Востока. Археологи с тех пор отвергли эту идею. [ 10 ]
Во время одной из своих поездок в Калифорнию Наттолл познакомилась с богатой филантропкой Фиби Херст . Херст стал другом, покровителем и оказал большое влияние на карьеру Наттолла. При поддержке Херста Наттолл присоединился к миссии в России, организованной Пенсильванским университетом, для сбора этнографических материалов для своего музея. В 1901 году Херст спонсировал создание факультета и музея антропологии в Калифорнийском университете в Беркли и пригласил Наттолла войти в организационный комитет. [ 11 ]
В 1902 году Наттолл вернулся в Мексику и работал под эгидой нового отдела антропологии Беркли. Херст предоставил средства на покупку большого испанского колониального особняка недалеко от Мехико. Ее дом, который она переименовала в Каса де Альварадо, стал ее археологическим штабом, лабораторией и местом встреч ученых и интеллектуалов. [ 8 ] [ 11 ] Д. Х. Лоуренс был одним из гостей ее дома и якобы создал своего персонажа миссис Норрис в «Пернатом змее» по мотивам Наттолла. [ 5 ] Наттолл увлекся садоводством в Casa Alvarado. Она изучала мексиканское садовое искусство, выращивала лекарственные травы и собирала семена древних мексиканских пищевых растений с намерением завезти их в Соединенные Штаты. Она также помогла во внедрении выращивания таро в Орисабе . [ 2 ]
В 1908 году, проводя исследования в Национальном архиве Мексики, Наттолл наткнулся на ранее неизвестную рукопись, посвященную кругосветному путешествию Фрэнсиса Дрейка . Это открытие побудило ее поискать в архивах Нью-Йорка, Испании, Италии и Франции, а также в архивах Бодлианской библиотеки, Британского музея и Общественного архива в Лондоне другие неопубликованные документы, касающиеся Дрейка и Джона Хокинса . Результаты ее поисков, более 65 ранее неопубликованных документов, были переведены и включены в ее книгу « Новый свет на Дрейка: собрание документов, относящихся к его кругосветному путешествию 1577–1580 годов», опубликованную в 1914 году. [ 2 ] [ 11 ] Основываясь на своих исследованиях, Наттолл полагала, что Дрейк проплыл гораздо дальше на север, чем принято считать, вдоль западного побережья Северной Америки. Она резюмировала свою диссертацию в статье «Северные пределы путешествия Дрейка в Тихом океане», представленной на Панамско-Тихоокеанском историческом конгрессе в 1915 году. В 1916 году она отправилась в пролив Хуан-де-Фука между островом Ванкувер и штатом Вашингтон, чтобы подтвердить подробности путешествий Дрейка. [ 11 ]
Наттолл большую часть своей карьеры занималась мексиканской археологией, но ее единственная попытка руководить крупным археологическим проектом на острове Исла-де-Сакрифиос в Мексике была пресечена Леопольдо Батресом , инспектором памятников Мексики. После проведения предварительных исследований на острове и получения средств от правительства Мексики, Наттолл был отстранен Батресом, который назначил себя директором проекта. Она опубликовала полный отчет об инциденте в журнале «Американский антрополог» в 1910 году. [ 5 ]
Наттолл умерла 12 апреля 1933 года в своем доме недалеко от Мехико. По ее указанию все ее личные документы были уничтожены. Правительство Мексики конфисковало ее дом в качестве оплаты налогов, а ее обширную библиотеку продали в счет погашения долгов. [ 2 ] [ 12 ]
Наттолл была членом нескольких академических учреждений, в том числе Гарвардского музея Пибоди и Национального музея антропологии в Мехико, и большую часть своей деятельности она выполняла без оплаты и на платной основе. В 1895 году она была избрана членом Американского философского общества . [ 13 ]
Защита мезоамериканских культур
[ редактировать ]Наттолл исследовал прошлое Мексики, чтобы дать признание и гордость за ее настоящее в то время, когда западная археология отдавала предпочтение непристойным повествованиям о древних мезоамериканцах . [ нужна ссылка ] В 1897 году Наттолл опубликовал «Древние мексиканские суеверия» в «Журнале американского фольклора». [ 14 ] В нем она раскритиковала представление древних мексиканцев как «кровожадных дикарей, не имеющих ничего общего с цивилизованным человечеством». «Такая власть над воображением затмевает все остальные знания о древней цивилизации Мексики», - написала она. Она надеялась, что ее работа «приведет к растущему признанию уз всеобщего братства, которые объединяют нынешних жителей этого великого и древнего континента с их достойными предшественниками».
Помимо своей работы в области антропологии и археологии, Наттолл в партнерстве с Фиби Херст работала над образованием и сохранением наследия коренных мексиканцев. Одним из ее учеников был Мануэль Гамио , который со временем стал одним из самых известных археологов Мексики.
Наттолл выступал за возрождение мексиканских традиций, которые были искоренены во время испанского завоевания. В 1928 году она призвала возобновить празднование местного Нового года, который традиционно отмечался дважды в год во многих мезоамериканских культурах. В этом году Мехико отпраздновал ацтекский Новый год впервые с 1519 года. [ 10 ]
Миссия Пенсильванского музея в Россию
[ редактировать ]
Зелия Наттолл была командирована в Россию в 1894 году в качестве представителя Пенсильванского музея для установления обмена с русскими музеями и предложения финансовой помощи русским археологическим раскопкам в обмен на долю их открытий. Сара Йорк Стивенсон , член совета директоров Пенсильванского музея и куратор египетской секции, выбрала Наттолла представителем музея из-за знания Наттолла русского языка. Возможность для Наттолла присутствовать на коронации Николая II и Александры Федоровны открылась, когда известный филантроп Фиби Херст отменила свою поездку на коронацию и передала возможность Пенсильванскому музею вместе со средствами на покрытие путевых расходов и приобретение коллекций. [ 15 ]
Пока Наттолл была в Москве на коронации, она организовала несколько обменов между российскими музеями и Пенсильванским музеем. Кроме того, она посетила Всероссийскую промышленную и художественную выставку в Нижнем Новгороде , где осмотрела многочисленные артефакты из таких отдаленных регионов, как Сибирь, и собрала более 400 предметов из России, Финляндии, Польши и российского Туркестана . Среди экспонатов были религиозные предметы, музыкальные инструменты, керамика, цветные литографии церемонии российской коронации 1894 года и многое другое. Она также приобрела коллекцию фотографий, иллюстрирующих обычаи кыргызов окрестностей Ташкента и Самарканда . [ 15 ]
Публикации
[ редактировать ]Древние рукописи
[ редактировать ]
Наттолл была известна своей способностью находить потерянные или забытые рукописи и доводить их до сведения ученых.
- Она отследила микстекскую рукопись, ныне известную как Кодекс Зуш-Наттолл , в библиотеке ее владельца, барона Зуша из Харингворта . Факсимиле с предисловием Наттолла было опубликовано в 1902 году Музеем Пибоди. [ 16 ]
- В 1890 году она обнаружила в Национальной центральной библиотеке Флоренции Кодекс Мальябеккьяно , который она опубликовала в 1903 году через Калифорнийский университет под названием «Книга жизни древних мексиканцев» . [ 17 ] По этому поводу она вступила в конфликт с герцогом Луба, который опубликовал его в 1904 году, не приписывая ей открытия. [ 18 ]
- В 1911 году она нашла в Национальной библиотеке Испании незаконченный текст Сервантеса де Салазара Франсиско «Хроники Новой Испании» , датируемый примерно 1560 годом и прослеживающий историю завоевания Мексики. Это было опубликовано в 1914 году. [ 19 ] [ 20 ]
- Она обнаружила в Национальной библиотеке Мадрида рукопись, посвященную профилактике и лечению чумы в Испании в 1600–1601 годах. Это было опубликовано в английском переводе в 1912 году. [ 21 ]
- Она собрала рукописи Фрэнсиса Дрейка и Джона Хокинса, хранившиеся в Национальном архиве Мексики, а также в коллекциях Нью-Йорка, Испании, Италии, Франции и Англии ( Бодлианская библиотека , Британский музей и Публичные архивы Лондона). Набор был опубликован в 1914 году Лондонским обществом Хаклюйта под названием « Новый свет на Дрейка» . Для завершения работы в 1916 году она отправилась к проливу Хуан де Фука между островом Ванкувер и штатом Вашингтон, чтобы подтвердить детали путешествия Дрейка.
Работает
[ редактировать ]- Наттолл, Зелия (1886). «Терракотовые головы Теотиуакана» . Американский журнал археологии . 2 : 318–330. OCLC 25124813 .
- Наттолл, Зелия (1888). Стандартный или головной убор? Исторический очерк о реликвии древней Мексики . Кембридж, Массачусетс: Музей американской археологии и этнологии Пибоди. ОСЛК 313707016 .
- Наттолл, Зелия (1891). Атлатль или метатель копья древних мексиканцев . Кембридж, Массачусетс: Музей американской археологии и этнологии Пибоди. ОСЛК 3536622 .
- Наттолл, Зелия (1892). О древних мексиканских щитах: очерк . Лейден: Ловушка ШИМ. OCLC 458945327 .
- Наттолл, Зелия (1901). Фундаментальные принципы цивилизаций Старого и Нового Света: сравнительное исследование, основанное на изучении древних мексиканских религиозных, социологических и календарных систем . Кембридж, Массачусетс: Музей американской археологии и этнологии Пибоди. OCLC 219742748 .
- Наттолл, Зелия (1983) [1903]. Книга о жизни древних мексиканцев: содержащая описание их обрядов и суеверий: анонимная испано-мексиканская рукопись, хранящаяся в Центральной национальной библиотеке, Флоренция, Италия . Беркли: Издательство Калифорнийского университета. ОСЛК 10719260 .
- Наттолл, Зелия (1904). Покаянный обряд древних мексиканцев . Археологические и этнологические документы музея Пибоди. Том. 1. Кембридж, Массачусетс: Музей. ОСЛК 2991502 .
- Наттолл, Зелия (1906). «Астрономические методы древних мексиканцев» . В Лауфере, Бертольде (ред.). Юбилейный том Боаса. Антропологические статьи, написанные в честь Франца Боаса, профессора антропологии Колумбийского университета . Нью-Йорк: GE Stechert & Co., стр. 290–298 .
- Наттолл, Зелия (1910). «Остров Жертвоприношений» . Американский антрополог . 12 (2): 257–295. дои : 10.1525/aa.1910.12.2.02a00070 . OCLC 29606682 .
- Наттолл, Зелия; Педро Сармьенто де Гамбоа; Нуну да Силва (1914). Новый свет на Дрейка: документы, относящиеся к его кругосветному путешествию 1577-1580 годов . Лондон: Общество Хаклюта . OCLC 2018572 .
Примечания
[ редактировать ]- ^ Гриндл, Мерили (2023). В тени Кецалькоатля: Зелия Наттолл и поиск древних цивилизаций Мексики . Издательство Гарвардского университета. дои : 10.2307/jj.7941378 . ISBN 978-0-674-27835-6 .
- ^ Jump up to: а б с д и Тоззер 1933 г.
- ^ Адамс 2010
- ^ Парментер 1966
- ^ Jump up to: а б с д и Китай 1999 г.
- ^ Джеймс, Эдвард Т.; Джеймс, Джанет Уилсон; Бойер, Пол С. , ред. (1971). Известные американские женщины, 1607–1950: Биографический словарь, Том 2 . Кембридж, Массачусетс: Издательство Гарвардского университета. п. 640. ИСБН 9780674627345 .
- ^ «Зелия Мария Магдалена Наттолл | Американский археолог» . Британская энциклопедия . Проверено 9 марта 2018 г.
- ^ Jump up to: а б Руис Мартинес, Апен (2006). «Зелия Наттолл и Изабель Рамирес: разные способы заниматься археологией и писать об археологии в Мексике в начале 20 века» . Кадернос Пагу . 27 .
- ^ Наттолл, Зелия (1895). Древние мексиканские работы из перьев на Колумбийской исторической выставке в Мадриде . Вашингтон, округ Колумбия: Типография правительства США.
- ^ Jump up to: а б с Макнил 2018
- ^ Jump up to: а б с д Дарби 2019
- ^ Дарби 2019, с. 259н9
- ^ «История участников APS» . search.amphilsoc.org . Проверено 28 апреля 2021 г.
- ^ Наттолл, Зелия (1897). «Древние мексиканские суеверия» . Журнал американского фольклора . 10 (39): 265–281. дои : 10.2307/533278 . ISSN 0021-8715 . JSTOR 533278 .
- ^ Jump up to: а б Пеццати, Алекс (2000). «Великое достижение: Зелия Наттолл в царской России» . Экспедиция . 42 :8.
- ^ Наттолл, Зелия (1902). Кодекс Наттолл; факсимиле древнего мексиканского кодекса, принадлежавшего лорду Зушу из Харинворта, Англия . Кембридж, Массачусетс: Музей американской археологии и этнологии Пибоди.
- ^ Наттолл, Зелия (1903). Книга о жизни древних мексиканцев: содержащая описание их обрядов и суеверий: анонимная испано-мексиканская рукопись, хранящаяся в Центральной национальной библиотеке, Флоренция, Италия . Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
- ^ «Кодекс Мальябеккьяно (Луба 1904 г.)» . Фонд развития мезоамериканских исследований . Архивировано из оригинала 17 февраля 2011 г. Проверено 08 марта 2019 г.
- ^ Наттолл, Зелия (1913). Некоторые рукописи, относящиеся к истории Мексики, и недостающий текст рукописи Мальябекки в Национальной галерее Мадрида . Восемнадцатый международный конгресс американистов в Лондоне, 1912. стр. 449–454.
- ^ Франсиско, Сервантес де Саласар (1914). Магаллон, М. (ред.). Испании Хроника Новой (на испанском языке). Мадрид: Испаноязычное общество Америки. OCLC 1042916880 .
- ^ Наттолл, Зелия (1912). «Исторический документ, касающийся профилактики и лечения чумы в Испании в 1600–1601 годах» . Журнал гигиены . 12 (1): 46–48. дои : 10.1017/S0022172400017010 . ПМК 2167273 . ПМИД 20474482 .
Ссылки
[ редактировать ]- Адамс, Аманда (2010). Дамы поля: первые женщины-археологи и их поиски приключений . Книги Грейстоуна. стр. 65–87. ISBN 9781553654339 .
- Чиньяс, Беверли Ньюболд (1999). «Наттолл, Зелия Мария Магдалена». Американская национальная биография . Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093/anb/9780198606697.article.1400791 .
- Чиньяс, Беверли Ньюболд (1989). «Зелия Мария Магдалена Наттолл». В Уте Гач; Аиша Хан; Джерри Макинтайр; Рут Вайнберг (ред.). Женщины-антропологи: избранные биографии (издание Illini Books, переиздание Вестпорта, Коннектикут: оригинал Greenwood Press, 1988. Изд.). Урбана: Издательство Университета Иллинойса . стр. 269–274. ISBN 978-0-252-06084-7 . OCLC 19670310 .
- Дарби, Мелисса (2019). Гром, иди на север . Солт-Лейк-Сити: Издательство Университета Юты. стр. 79–106.
- Макнил, Лейла (2018). «Археолог, который помог Мексике обрести славу в своем коренном прошлом» . Смитсоновский журнал . Проверено 22 августа 2021 г.
- Парментер, Росс (1966). «Проблески дружбы». В Хелме, июнь (ред.). Пионеры американской антропологии . Вашингтонский университет Press. стр. 83–148.
- Тоззер, Альфред М. (июль – сентябрь 1933 г.). «Зелия Наттолл» . Американский антрополог . Новая серия. 35 (3). Арлингтон, Вирджиния: Американская антропологическая ассоциация и дочерние общества: 475–482. дои : 10.1525/aa.1933.35.3.02a00070 . OCLC 1479294 .
- Наттолл, Зелия; Боудич, Чарльз П; Берлен, Роберт; Хоффман, Вильгельм; Мид, Фрэнсис Харви; Патнэм, Ф.В.; Рёль, Адолар; Уайтхед, Гилберт; Бедфордский колледж (1886 г.). Наттолл, Зелия, документы 1886–1912 гг . OCLC 223352565 .
Внешние ссылки
[ редактировать ]- 1857 рождений
- 1933 смерти
- Американские антропологи XX века
- Американские мезоамериканцы
- Женщины-мезоамериканцы
- Американские эмигранты в Мексике
- Ученые-миштеки
- Мезоамериканские археологи
- Мезоамериканские антропологи
- Мезоамериканцы XIX века
- Мезоамериканцы 20-го века
- Американские научные писатели
- Писатели из Сан-Франциско
- Ученые из Калифорнии
- Американские женщины-археологи
- Бывшие католики
- Американские эмигранты в Соединенном Королевстве
- Американские археологи 20-го века
- Американские писательницы XIX века
- Американские писательницы XX века
- Историки из Калифорнии
- Американцы ирландского происхождения
- Американцы мексиканского происхождения