Jump to content

Доимперское Мали

Доимперское Мали относится к периоду истории до создания Империи Мали , африканской империи, расположенной в основном на территории современного Мали , в ок. 1235.

Доимперское Мали

[ редактировать ]

Королевства мандинка в Мали или Мандене существовали за несколько столетий до объединения Сундиаты как небольшие государства к югу от Сонинке империи Вагаду , более известной как Империя Гана . [1]

В первом тысячелетии до нашей эры первые города и поселки были основаны вдоль среднего течения реки Нигер, в том числе в Диа , который достиг своего пика около 600 г. до н.э. [2] и Дженне-Дженно , который длился примерно с 250 г. до н.э. по 900 г. н.э. К VI веку нашей эры началась прибыльная транссахарская торговля золотом, солью и рабами, что способствовало возникновению великих империй Западной Африки.

Мужчина и Гана

[ редактировать ]

Согласно современным традициям, в разгар могущества Ганы земля Манден стала одной из ее провинций, хотя современные свидетельства аль-Бакри не подтверждают такую ​​​​большую степень правления Ганы. [3] Манденский город-государство Ка-ба (современная Кангаба ) служил столицей этой провинции, где короли мандинка, вероятно, известные как фаамы, правили, по крайней мере, еще в 11 веке. [4] Археологические работы на месте Ниани, более поздней столицы Мали, обнаружили остатки крупного города, построенного еще в VI веке. [5] [6]

После падения Ганы провинция Кангаба распалась на двенадцать королевств со своими фаамами или фаринами . [7] Лидер конфедерации, манса , избирался из числа лидеров кланов, но имел мало реальной власти. Постепенно централизованный контроль рос вместе с ростом торговли и использованием рабского труда для обогащения монархов. [8]

Есть несколько упоминаний о Мали в ранней исламской литературе. Среди них упоминания о «Пене» и «Малале» в работе аль-Бакри 1068 г. [9] [10] история обращения одного из первых правителей, известного Ибн Халдуну (к 1397 г.) как Бармандана, [11] и несколько географических подробностей в творчестве аль-Идриси . [12]

Династия Кейта

[ редактировать ]

Династия Кейта, правившая Мали, ведет свое происхождение от Билала . [13] верный муэдзин исламского пророка Мухаммеда . Легенда гласит, что трое сыновей Билала основали страну Манден, а старший стал первым правителем. [14] правители были обычной практикой В средние века как христианские , так и мусульманские связывать свою родословную с ключевой фигурой в истории своей веры, поэтому происхождение династии Кейта сомнительно. [15]

Пытаясь оправдать важность Кейта и их цивилизации в ранней арабской литературе, живущий в Лондоне нигерийско-британский священнослужитель шейх Абу-Абдулла Аделабу , глава африканских вакуфов в Лондоне , придумал арабские производные ك – و – ي K. (a)-W(e)-Y(a) слова Keita, которое на арабском языке мандинго (в том, что он называл) «Allah(u) Ka(w)eia», что означает «Аллах Создаёт Всё», как благоприятный девиз для размышлений для Билал ибн Рабах , один из самых доверенных и преданных сахабов (сподвижников) исламского пророка Мухаммеда , которого он описал (цитируя Уильяма Мьюра книгу «Жизнь Мухаммеда ») как «высокого, темноволосого человека с африканскими чертами лица и густыми волосами». " [16] благочестивый человек, преодолевший рабство, расизм и социально-политические препятствия в Аравии , чтобы достичь высокого статуса в этом мире и в будущей жизни . [17]

Гегемония Сосо

[ редактировать ]

Согласно традициям, существовавшим в четырнадцатом веке и сообщенным историку ибн Халдуну факихом ослабило Гану до такой степени , Ганы шейхом Усманом в 1394 году, движение Альморавидов что «авторитет правителей Ганы уменьшился, и они были побежден сусу, соседним народом Судана, который подчинил и поглотил их». [18] Традиции Мали гласят, что Сосо напали и захватили Мали, а правитель Сосо Сумауро Канте захватил землю. [19]

Сундиата Кейта

[ редактировать ]

Традиция окончательного возникновения Мали как имперской державы также была впервые раскрыта шейхом Усманом, когда он сказал ибн Халдуну, что Мали возникла после поражения Сосо. «Их величайшего царя, того, кто победил Сусу, завоевал их страну и вырвал их власть из их рук, звали Мари Джата». [20] История возвышения Сундиаты (или Сунджаты), как его называют в современной традиции, по-прежнему остается наиболее широко цитируемой традицией среди людей, говорящих на языке мандинка, - группа историй о его правлении, известная как Эпос о Сундиате . Хотя существует множество версий этой истории, большинство сходятся во мнении, что он был сыном фаамы Ниани, Наре Фа (также известного как Магхан Кон Фатта, что означает «прекрасный принц»). Матерью Сундиаты была вторая жена Магана Кон Фатты, Соголон Кеджу . [13] Она была горбуном из страны До, к югу от Мали. Ребенок от этого брака получил имя матери (Соголон) и фамилию отца (Джата). В сочетании с быстроразговорным языком мандинка имена образовали Сонджата или Сунджата. [13] Англизированная версия этого имени, Сундиата, также популярна. По словам шейха Усмана в 1394 году, как сообщил ибн Халдун, имя было «Мари, что на их языке означает «принц королевского рода», и Джата, что означает «лев». [21]

Сундиате было предсказано, что он станет великим завоевателем. К ужасу родителей, у принца не было многообещающего начала. Сундиата, согласно устным преданиям, не ходил, пока ему не исполнилось семь лет. [7] Однако как только Сундиата научился пользоваться ногами, он стал сильным и пользовался большим уважением. К несчастью для Сундиаты, этого не произошло до смерти его отца. Несмотря на очевидное желание Ниани уважать пророчество и посадить Сундиату на трон, вместо него был коронован сын от его первой жены Сассума Берете . Как только сын Сассумы Данкаран Туман взошел на трон, он и его мать вынудили все более популярного Сундиату покинуть страну вместе с его матерью и двумя сестрами. Прежде чем Данкаран Туман и его мать смогли насладиться своей беспрепятственной властью, король Сумаоро нацелился на Ниани, вынудив Данкаран бежать в Кисидугу . [13] [22]

После многих лет изгнания, сначала при дворе Вагаду , а затем в Меме , Сундиату разыскала делегация Ниани и умоляла сразиться с Соссо и навсегда освободить королевства Манден.

Битва при Кирине

[ редактировать ]

Вернувшись с объединенными армиями Мемы, Вагаду и всех мятежных городов-государств Мандинка, Сундиата возглавил восстание против королевства Каниага около 1234 года. Объединенные силы северного и южного Мандена разгромили армию Соссо в битве при Кирине (тогда известной как Крина ) примерно в 1235 году. [7] Эта победа привела к падению королевства Каниага и возвышению Империи Мали. После победы король Сумаоро исчез, а мандинка взяли штурмом последний из городов Соссо. Магхан Сундиата был объявлен «фаамой фаамов» и получил титул «манса», что примерно переводится как «император». В возрасте 18 лет он получил власть над всеми двенадцатью королевствами в союзе, известном как Манден Куруфа. [1] Он был коронован под тронным именем Мари Джата, став первым императором мандинка. [7]

Источники

[ редактировать ]

Хронология

[ редактировать ]

Французский колониальный администратор и историк Морис Делафосс был одним из первых западных историков, предпринявших попытку описать всеобъемлющую историю региона в своей книге Верхний Сенегал-Нигер (1912). [23] составил довольно подробную и точную хронологию Мали. Однако он так и не объяснил, как он пришел к датам, представленным там или где-либо еще, и действительно, первоисточники, на которые он опирался, не давали четких указаний на хронологию на таком уровне детализации. С тех пор ученые, хотя и время от времени отмечали эту проблему, приняли эту хронологию, и поэтому она широко освещается и повторяется. Нет никаких сомнений в том, что она приблизительно верна, поскольку арабские материалы довольно многочисленны и дают ряд ключей к разгадке, но было бы неправильно повторять эту хронологию как подтвержденную оригинальными материалами.

Письменные источники

[ редактировать ]

В письменных источниках есть несколько отрывочных упоминаний о доимперском Мали. Самый ранний письменный отчет о доимперской Мали был сделан в 9 веке Ахмадом аль-Якуби в его «Китаб аль-Булдан». В упоминании аль-Бакри о Западном Судане, написанном в 1068 году, он называет две страны «Дау» и «Малал», расположенные недалеко от Нигера и недалеко от золотых приисков, которые, вероятно, станут ядром будущей империи Мали. . Аль-Бакри продолжает описывать, как неназванный правитель королевства был обращен в ислам купцом, когда он стал свидетелем чудесного ливня, положившего конец засухе. Это событие произошло как минимум за одно поколение до 1068 года, поскольку аль-Бакри отмечал, что потомки правителя и его знать сохраняли ислам, хотя простые люди не были обращены. [24] Ибн Халдун , североафриканский историк, живущий в Египте, взял интервью у шейха Усмана, который был факихом Ганы и описывался как мудрый и ученый. Усман предоставил информацию о прошлых царях, предположительно из устной традиции, бытовавшей в его время (1394 г.), и назвал первого мусульманского царя Бармандана. [25] В отчете аль-Идриси за 1154 год он отметил, что между двумя городами Дау и Малалом было четыре дня пути, и они расположены в долине реки, впадающей в Нил (под которым он имел в виду Нигер). Малал описывался как «маленький город, похожий на большую деревню без окружающей стены, построенный на неприступном холме из красной земли». [26]

Археология

[ редактировать ]

В 1965 году и позднее польская археологическая группа проводила раскопки в Ниани , считающейся древней столицей Мали. Они обнаружили остатки зданий и другие артефакты, свидетельствующие о довольно интенсивном заселении этого места с шестого века нашей эры, хотя это место можно было классифицировать как городское лишь намного позже, возможно, в четырнадцатом веке. На пике своего развития Ниани включал в себя ряд густонаселенных кластеров, разбросанных по сельской местности, включая значительное количество объектов по производству железа, что указывало на то, что город является крупным промышленным центром. Есть также свидетельства исламского присутствия, подтверждающие идею о том, что здесь существовал мусульманский или торговый город и королевский город, а также другие места. Эти раскопки предоставили сильнейшую поддержку традиционному утверждению о том, что государство некоторой сложности существовало до имперского периода в истории Мали. [27]

Устные традиции

[ редактировать ]

Часть того, что историки пишут о доимперском Мали, основана на устных традициях, собранных с конца девятнадцатого века. Большая часть традиции сосредоточена на « Эпосе о Сунджате », серии рассказов о раннем Мали, которые гриоты объединяют в более длинные версии. В печати опубликовано несколько таких версий, самой известной из которых является версия Д.Т. Ниана, благодаря ее живому стилю повествования и раннему переводу на другие языки. Однако работа Нианэ не является буквальным переводом оригинальной устной речи, хотя она, несомненно, во многом основана на рассказах некоего Мамаду Куяте из Кейлы. [28] Скорее, это переработка в литературной форме сказок Куяте. С тех пор более буквальные версии традиции были опубликованы на французском, английском и мандинском языках. [29]


  1. ^ Вагаду или Империя Ганы . Перевод с французского. Сонинкара.орг
  2. ^ Арази, Ноэми. «Отслеживание истории в Диа, во внутренней дельте Нигера в Мали - археология, устные традиции и письменные источники» (PDF) . Университетский колледж Лондона . Институт археологии.
  3. ^ AW Massing, «Вангара, старая диаспора сонинке в Западной Африке».
  4. ^ Хойш, Люк де: «Символические механизмы священного королевства: новое открытие Фрейзера». Журнал Королевского антропологического института, 1997 г.
  5. ^ Императо и Императо 2008 , с. 231.
  6. ^ В. Филиоповяк, "Археологические исследования"
  7. ^ Перейти обратно: а б с д Ниан, Д.Т.: «Исследование Малийской империи в средние века». Африканское присутствие. Париж, 1975 год.
  8. ^ СИССОКО, Секене Моди. «Социальные формации и государство в доколониальной Африке: исторический подход». Африканское присутствие, нет. 127/128, 1983, стр. 50–71. JSTOR, http://www.jstor.org/stable/24350899 . По состоянию на 4 июля 2023 г.
  9. ^ Ошибка аль-Бакри , переведено в Levtzion & Hopkins 2000 , p. 82
  10. ^ Левцион и Хопкинс 2000 , с. 451.
  11. ^ Ошибка Ибн Халдуна , переведено в Levtzion & Hopkins 2000 , p. 333
  12. ^ аль-Идриси 1154, , переведено в Levtzion & Hopkins 2000 , p. 108
  13. ^ Перейти обратно: а б с д Ниан, DT: «Сундиата: эпос Старого Мали». Лонгман, 1995 г.
  14. ^ Остин, Ральф А. (1999). В поисках Сунджаты: устный эпос Манде как история, литература и представление (Иллюстрированное издание). Издательство Индианского университета, 1999. стр. 17–18 . ISBN  0253334527 . история Билала Мали.
  15. ^ Бойс, Д. Джордж; де Витте, Людо (октябрь 2002 г.). «Убийство Лумумбы». Журнал военной истории . 66 (4): 1249. дои : 10.2307/3093322 . ISSN   0899-3718 . JSTOR   3093322 .
  16. ^ Мьюир, сэр Уильям. Жизнь Мухаммеда из первоисточников . Эдинбург: Дж. Грант, 1923, с. 59. Распечатать. ISBN   0404563066 .
  17. ^ Мин. История Атласа Аль-Ислам В Атласе Ислама , Dr. Хусейн Мунес, Каир. 1982, с. 213.
  18. ^ ибн Халдун в Левционе и Хопкинсе, ред. и перевод. Корпус, с. 333.
  19. ^ Нехемия Левцион , Древняя Гана и Мали (Нью-Йорк, 1973), стр. 51–2; 58-60.
  20. ^ ибн Халдун в Левзитионе и Хопкинсе, ред. и перевод. Корпус , с. 333.
  21. ^ ибн Халдун в Левционе и Хопкинсе, ред. и перевод, Corpus , стр. 333.
  22. ^ Левцион, Древняя Гана и Мали , стр. 58-61
  23. ^ Морис Делафосс, Верхний Сенегал-Нигер (Французский Судан) (3 тома, Париж, 1912 г., переиздано в 1972 г.), 2: 56-59; 155; 162-64; 173-184.
  24. ^ аль-Бакри в Неемии Левционе и Дж. Ф. Хопкинсе, редакторы и переводчики, Корпус ранних арабских источников по истории Западной Африки (Нью-Йорк и Лондон: Cambridge University Press, 1981, переиздание под редакцией Принстона, Нью-Джерси: Маркус Винер, 2000), п. 82-83.
  25. ^ ибн Халдун в Левционе и Хопкинсе, ред. и пер. Корпус , с. 333.
  26. ^ аль-Идриси в Левционе и Хопкинсе, ред. и перевод, Corpus , с. 108.
  27. ^ Отчеты группы можно найти у В. Филиповяка, «Польско-гвинейская археологическая экспедиция в Ниани», Africana Bulletin, 4 (1966): 116-127 и «Польско-гвинейская археологическая экспедиция в Ниани в 1968 году», Africana Bulletin 11 ( 1970): 107-17.
  28. ^ Джибрил Тамсир Ниан, Сундиата; Эпос о старом Мали (Tr. GD Pickett, Essex: Longmans, 1965; оригинальный французский, 1960)
  29. ^ Буквальная расшифровка и французский перевод, а также лингвистические и исторические аннотации можно найти в Юсефе Сиссе и Ва Камиссоко, ред. и перевод. Звукиата, слава Мали. La grande geste du Mali (2 тома, Париж: Картала, 1991)
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: d1e1afb95ef3bb92570f472b1ba7abe8__1718647440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/d1/e8/d1e1afb95ef3bb92570f472b1ba7abe8.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Pre-imperial Mali - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)