Мореплавание в доколумбовом Карибском бассейне
Мореплавание сыграло важную роль в человечества истории , позволив совершить множество доисторических миграций по всему миру. [1] Мореплавание особенно важно в Карибском бассейне , поскольку оно представляет собой единственную возможность добраться до Карибских островов . Текущие исследования показали, что в Карибском бассейне произошли многочисленные события доколумбовой колонизации и что важным первоначальным стимулом для посещения Карибских островов мог быть поиск высококачественных материалов, таких как кремень , моллюски , устрицы и другие ресурсы. [2] доколумбовой эпохи, Хотя было обнаружено лишь ограниченное количество плавсредств удалось определить внешний вид и конструкцию некоторых карибских каноэ . [3] Исторические источники предлагают множество описаний внешнего вида и использования каноэ индейцев ; однако трудно оценить, насколько карибские каноэ 15 века нашей эры похожи на свои аналоги примерно 5000 лет назад.
Трудности доисторического мореплавания
[ редактировать ]За последние тысячи лет море позволило повысить мобильность и взаимодействие людей. [4] Это особенно актуально для Карибского бассейна, где мореплавание представляет собой единственную возможность добраться до Карибских островов с материка. Карибские острова обычно группируются в Большие Антильские острова и Малые Антильские острова и архипелаг Лукайан . [5] Географически Карибское море ограничено двумя архипелагами – Большими Антильскими островами на севере и Малыми Антильскими островами на востоке, а также северной частью Южной Америки на юге и Североамериканским континентом на западе.
Доисторическое мореплавание — трудная для понимания тема, независимо от географического региона, из-за отсутствия этнографических или этноисторических записей, а также отсутствия археологических источников. Доисторические артефакты мореплавания, такие как каноэ и весла для каноэ, были построены из дерева и поэтому часто со временем разрушались, не оставляя никаких свидетельств своего первоначального внешнего вида, конструкции и метода строительства. [6] Однако наличие подобных археологических артефактов в разных регионах, разделенных водоемами, доказывает, что контакты через мореплавание существовали.
Доколониальные модели расселения людей в Карибском бассейне
[ редактировать ]Географическое образование Карибских островов напоминает дугу из разбросанных ступенек с конечными точками, близкими к Северной, Центральной и Южной Америке. Это неизбежно вызывает вопросы относительно сроков, характера и темпов расселения людей в Карибском бассейне, что является темой дискуссий уже более столетия. [7] Из-за непосредственной близости многочисленных Карибских островов друг к другу, первые интерпретации доколумбового мореплавания и миграции основывались на модели трамплина. Эта модель утверждала, что группы людей проникли на острова, расположенные рядом с материком, после чего люди перебрались на другие острова, все более удаленные от континентальной суши. [8] Текущие исследования имеют тенденцию отходить от модели трамплина в пользу гипотезы маршрута на юг. Гипотеза южного маршрута предполагает, что северные Антильские острова были заселены непосредственно из Южной Америки, после чего последовало постепенное перемещение на юг к Малым Антильским островам. Эта гипотеза подтверждается обеими радиоуглеродными датами . [9] и моделирование мореплавания. [10]
Самые ранние заселенные острова
[ редактировать ]Первым заселенным карибским островом был Тринидад , где самые ранние археологические находки датируются 8000 годом до нашей эры . [11] Учитывая более низкий уровень моря в позднем плейстоцене и раннем голоцене, вполне вероятно, что Тринидад находился достаточно близко к материковой части Южной Америки, чтобы обеспечить возможность поселения, которое не обязательно требовало бы плавсредства. [12] Таким образом, раннюю миграцию Тринидада следует рассматривать иначе, чем миграцию других Карибских островов. С помощью радиоуглеродного датирования Наполитано и его коллеги (2019) обнаружили два отдельных кластера карибской колонизации, начиная с ок. 3850–550 гг. До н.э. и 150–1450 гг. н.э. [13] Первый кластер представляет собой два различных распределения населения между 3850 и 550 годами до нашей эры. В этот период самыми ранними заселенными островами являются Куба , Эспаньола и Пуэрто-Рико на Больших Антильских островах; Гваделупа , Синт-Мартен , Вьекес , Сент-Томас , Барбуда , Антигуа и Монтсеррат на севере Малых Антильских островов; Барбадос и Гренада на юге Малых Антильских островов; и Аруба , Бонайре , Кюрасао и Тобаго , которые расположены в непосредственной близости от материковой части Южной Америки. [14] Дальнейшие радиоуглеродные даты, которые не использовались в исследовании Наполитано и его коллег, позволяют предположить, что Гаити , Доминиканская Республика и остров Мона на Больших Антильских островах; Ангила , Саба , Сент-Китс , Невис , Мари-Галант и Мартиника на севере Малых Антильских островов; и Маргарита , остров Коче и Кубагуа на юге Малых Антильских островов также были колонизированы в период с ок. 3850–550 гг. до н.э. [15] Ранние палеоэкологические данные, включая свидетельства рукотворных пожаров на многочисленных островах Карибского бассейна, показали, что примерно к 3190 г. до н.э. многие, если не все, острова на Малых Антильских островах вплоть до Антигуа были посещены, если не заселены. [16]
Второй кластер колонизации
[ редактировать ]Второй кластер колонизации произошел между 150 и 1450 годами нашей эры и представляет собой период, когда Ямайка на Больших Антильских островах [17] и несколько островов на севере Малых Антильских островов, а именно Сент-Джон , Сент-Эстатиус , Сент-Люсия и Карриаку на юге Малых Антильских островов, были колонизированы. [18] Этот временной интервал также отражает одновременное движение нескольких групп в различных направлениях, что является ожидаемым результатом, учитывая логическое увеличение торговых и обменных отношений. [19]
Имеющиеся данные позволяют предположить, что, особенно во время первого кластера колонизации, общины управляли обширными системами существования и ресурсов, вероятно, руководствуясь сезонностью и интенсивными системами путешествий между островами и материком. [20] Между общинами возникла морская связь, что привело к развитию социальных сетей. В последние годы экспериментальные плавания на каноэ, сетевой анализ взаимодействия между островными сообществами и глобальное моделирование мореплавания использовались, чтобы пролить новый свет на эту тему. [21] [22]
Стимулы для путешествий
[ редактировать ]Одним из первоначальных стимулов для путешествия с материка на острова мог быть поиск высококачественных материалов. Например, залив Флинти на Антигуа — один из самых известных источников высококачественного кремня на Малых Антильских островах. [23] Кремень с Антигуа был обнаружен на многих других островах Карибского бассейна, что подчеркивает важность этого материала в доколумбовый период, но также показывает, что многие острова были связаны друг с другом, по крайней мере, посредством торговли. [24]
«Кусок сливы» на Сабе — пример археологического объекта, который посещали сезонно, чтобы использовать местные ресурсы. многочисленные остатки черного краба ( Gecarciunus ruricola ) и буревестника Одюбона ( Puffinus puffinus были обнаружены В Плам-Пис в отложениях мусора ) . Согласно трем радиоуглеродным датировкам отложений, это место датируется периодом между 1875 и 1520 годами до нашей эры. [25] Сезон размножения буревестников Одюбона совпадает с периодом нереста черного краба, с февраля по июль. Кроме того, тропические почвы вблизи участка обеспечивают хорошие условия для выращивания корней и сельскохозяйственных культур, а многочисленные растения делают эту территорию хорошо подходящей для сбора орехов и семян. [26] Вполне возможно, что Плам-Пис посещали попеременно с аналогичными кемпингами на близлежащих островах в рамках годового цикла мобильности, определяемого сезонностью и наличием ресурсов. [27] Предварительно обработанные кремневые ядра с Антигуа также были найдены на Сабе, что еще раз подтверждает важность этого ресурса для Карибских островов.
Похожий археологический объект был обнаружен в Спэниш-Уотер на Кюрасао. На острове Спэниш-Уотер в трех разных местах было обнаружено 14 отложений ракушек. Двенадцать ракушек и четыре образца радиоуглерода указывают на заселение и/или использование этого места между 2900 г. до н.э. и 1650 г. н.э. [28] Многочисленные отложения ракушек были интерпретированы как стоянки для сбора и переработки различных видов мангровых моллюсков и устриц. Расследования в компании Spanish Water показали, что мясо, полученное из моллюсков и устриц, не употреблялось непосредственно в пищу, а консервировалось для экспорта. [29]
Объединение моделей путешествий с вышеупомянутыми археологическими данными привело к лучшему пониманию морских маршрутов. Например, с помощью моделей путешествий было установлено, что самый быстрый и безопасный период для путешествия из Плам-Пис на Лонг-Айленд приходится на июль. Было решено, что обратный рейс из Лонг-Айленда в Плам-Пис займет наименьшее количество времени в январе. [30] Однако эти модели также показали, что доколумбовое мореплавание изначально определялось сочетанием маршрутов, а не прямым путешествием с острова на остров. [31]
Доколумбовые каноэ
[ редактировать ]Основным свидетельством мореплавания доколумбовой эпохи является наличие керамики и других артефактов, таких как кремневые орудия, на Карибских островах. Было обнаружено очень мало археологических примеров доисторических карибских плавсредств. Те немногие экземпляры плавсредств, которые были найдены, представляют собой землянки, построенные из цельного бревна. [32] Есть несколько семейств деревьев, которые можно было использовать для строительства карибских каноэ. К ним относятся леса семейства красного дерева (Meliaceae), такие как кубинское красное дерево (Swietenia mahagoni), которое может достигать высоты 30–35 м, семейство сейба (Malvacae), такое как Ceiba pentandra , которое может вырасти до 60–70 м. высокие и семейства кедровых, такие как красный кедр ( Cedrela odorata ), который может вырасти до 60 м в высоту. [33] Вполне вероятно, что эти каноэ были разных размеров. От рыболовных каноэ, вмещающих одного или несколько человек, до более крупных, способных перевозить до нескольких десятков человек, которые можно было использовать, чтобы добраться до Карибских островов с материка. В отчетах исторических летописцев утверждается, что они стали свидетелями каноэ, «содержащего от 40 до 50 карибов [...], когда оно вышло торговать с прибывшим английским кораблем». [34] Во время первого путешествия Колумба он так описал внешний вид и использование каноэ:
«На всех этих островах очень много каноэ, подобных нашим гребным лодкам; некоторые больше, некоторые меньше, но большинство из них больше, чем баржа на восемнадцать мест. Они не такие широкие, потому что сделаны из одного простого куска дерева. , но баржа не могла угнаться за ними в гребле, потому что они плывут с невероятной скоростью, и на этих каноэ плавают среди этих островов, которых бесчисленно, и осуществляют свое плавание я видел в некоторых из этих каноэ семьдесят и восемьдесят. мужчины, каждый со своим веслом ». [35]
Даже если описания Колумба точны, они представляют карибские каноэ 15 века нашей эры. Трудно оценить, насколько карибские каноэ этого периода были сопоставимы со своими аналогами 5000 лет назад. Как и в случае с каноэ, о веслах существуют лишь ограниченные археологические свидетельства. МакКьюсик дает базовое описание карибских весла:
«Их весла имеют ручку, похожую на лопату, с небольшой деревянной перекладиной наверху. Ее держат одной рукой, а другой рукой обхватывают весло рядом с лезвием, длина последнего составляет 2,5 фута. Они гребут совсем иначе, чем мы. гребут лицом к носу, толкая воду позади, чтобы вести пирогу вперед». [36]
Из-за небольшого количества найденных доколониальных карибских весел невозможно с уверенностью сказать, как они использовались. Однако среди жителей островов Тихого океана наблюдалось неоднократное использование разных весл, что, возможно, было аналогичным и в Карибском бассейне. В целом, лопасти, используемые в стоячей воде или менее мутных реках, обычно были короче, в то время как лопасти, используемые в открытой воде, имели острый рисунок лопастей, что позволяло совершать быстрые гребки для достижения максимальной скорости. [37]
До сих пор ведется много споров относительно использования парусов в карибских каноэ. Некоторые археологи сомневаются, что океанская транспортировка была бы возможна без использования парусов, поскольку ветры и течения сбивали бы каноэ с курса. [38] Однако никаких свидетельств наличия паруса или карибского каноэ, которое могло бы использовать парус, обнаружено не было. Более того, ни в одном историческом источнике не упоминаются карибские каноэ с парусами. Одна из возможностей может заключаться в том, что каноэ с парусами первоначально использовались в Карибском бассейне, но позже были заброшены до контакта с европейцами . Однако это кажется маловероятным, поскольку торговля на дальние расстояния продолжалась в Карибском бассейне даже после колонизации островов европейцами. Следовательно, вполне вероятно, что первые карибские колонисты использовали каноэ без парусов. [39]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Андерсон, Атолл (2010). Истоки и развитие мореплавания: На пути к глобальному подходу, в: А. Атолл, Дж. Барретт, К. Бойл (ред.), Глобальные истоки и развитие мореплавания . Институт археологических исследований Макдональда Кембриджского университета. стр. 3–18. ISBN 978-1-902937-52-6 . OCLC 764538736 .
- ^ Хофманн, Коринн; Борк, Льюис; Слейтон, Эмма; Хугланд, Менно (2019). Путешествие в эпоху архаики, сети и мобильность ресурсов вокруг Карибского моря, в: К. Хофман и А. Антчак (ред.), Ранние поселенцы островного Карибского моря: дорогая архаика . Лейден. стр. 245–262. ISBN 978-90-8890-780-7 . OCLC 1096240376 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Фитцпатрик, Скотт М. (2013). «Мореходные возможности в доколумбовом Карибском бассейне» . Журнал морской археологии . 8 (1): 101–138. Бибкод : 2013JMarA...8..101F . дои : 10.1007/s11457-013-9110-8 . ISSN 1557-2285 . S2CID 255277295 .
- ^ Слейтон, Эмма Рут (2018). Коридоры морского пейзажа: моделирование маршрутов для соединения сообществ по всему Карибскому морю . Лейден. п. 13. ISBN 978-90-8890-578-0 . OCLC 1036752700 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гиовас, Кристина М.; Фитцпатрик, Скотт М. (2014). «Доисторическая миграция в Карибском бассейне: прошлые перспективы, новые модели и идеальное свободное распространение колонизации Вест-Индии» . Мировая археология . 46 (4): 570. дои : 10.1080/00438243.2014.933123 . ISSN 0043-8243 . S2CID 162445599 .
- ^ Слейтон, Эмма Рут (2018). Коридоры морского пейзажа: моделирование маршрутов для соединения сообществ по всему Карибскому морю . Лейден. п. 15. ISBN 978-90-8890-578-0 . OCLC 1036752700 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Гиовас, Кристина М.; Фитцпатрик, Скотт М. (2014). «Доисторическая миграция в Карибском бассейне: прошлые перспективы, новые модели и идеальное свободное распространение колонизации Вест-Индии» . Мировая археология . 46 (4): 570. дои : 10.1080/00438243.2014.933123 . ISSN 0043-8243 . S2CID 162445599 .
- ^ Паган-Хименес, Хайме Р.; Родригес Рамос, Рениэль; Хофман, Корин Л. (2019). На пути к островам: Роль домашних растений в первоначальном заселении Антильских островов, в: К. Хофман и А. Антчак (ред.), Ранние поселенцы островного Карибского моря: дешёвка архаики . Хофман, Коринн Л., 1959–, Анчак, Анджей Т. Лейден. п. 90. ИСБН 978-90-8890-780-7 . OCLC 1096240376 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Наполитано, Мэтью Ф.; ДиНаполи, Роберт Дж.; Стоун, Джессика Х.; Левин, Морис Дж.; еврей Николай П.; Лейн, Брайан Г.; О'Коннор, Джон Т.; Фитцпатрик, Скотт М. (2019). «Переоценка человеческой колонизации Карибского бассейна с использованием хронометрической гигиены и байесовского моделирования» . Достижения науки . 5 (12): eaar7806. Бибкод : 2019SciA....5R7806N . дои : 10.1126/sciadv.aar7806 . ISSN 2375-2548 . ПМК 6957329 . ПМИД 31976370 .
- ^ Фитцпатрик, Скотт М. (2013). Гипотеза южного маршрута . Издательство Оксфордского университета. п. 202. дои : 10.1093/oxfordhb/9780195392302.013.0068 .
- ^ Бумерт, Ари (2016). Коренные народы Тринидада и Тобаго: от первых поселенцев до наших дней . Лейден. п. 16. ISBN 978-90-8890-354-0 . OCLC 944910446 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Наполитано, Мэтью Ф.; ДиНаполи, Роберт Дж.; Стоун, Джессика Х.; Левин, Морис Дж.; еврей Николай П.; Лейн, Брайан Г.; О'Коннор, Джон Т.; Фитцпатрик, Скотт М. (2019). «Переоценка человеческой колонизации Карибского бассейна с использованием хронометрической гигиены и байесовского моделирования» . Достижения науки . 5 (12): 5. Бибкод : 2019SciA....5R7806N . дои : 10.1126/sciadv.aar7806 . ISSN 2375-2548 . ПМК 6957329 . ПМИД 31976370 .
- ^ Наполитано, Мэтью Ф.; ДиНаполи, Роберт Дж.; Стоун, Джессика Х.; Левин, Морис Дж.; еврей Николай П.; Лейн, Брайан Г.; О'Коннор, Джон Т.; Фитцпатрик, Скотт М. (2019). «Переоценка человеческой колонизации Карибского бассейна с использованием хронометрической гигиены и байесовского моделирования» . Достижения науки . 5 (12): 5. Бибкод : 2019SciA....5R7806N . дои : 10.1126/sciadv.aar7806 . ISSN 2375-2548 . ПМК 6957329 . ПМИД 31976370 .
- ^ Наполитано, Мэтью Ф.; ДиНаполи, Роберт Дж.; Стоун, Джессика Х.; Левин, Морис Дж.; еврей Николай П.; Лейн, Брайан Г.; О'Коннор, Джон Т.; Фитцпатрик, Скотт М. (2019). «Переоценка человеческой колонизации Карибского бассейна с использованием хронометрической гигиены и байесовского моделирования» . Достижения науки . 5 (12): 5. Бибкод : 2019SciA....5R7806N . дои : 10.1126/sciadv.aar7806 . ISSN 2375-2548 . ПМК 6957329 . ПМИД 31976370 .
- ^ Менно, Хугланд (2019). Приложение: список радиоуглеродных дат в: К. Хофман и А. Антчак (ред.), Ранние поселенцы островного Карибского моря: обесценивание архаики . Хофман, Коринн Л., 1959–, Анчак, Анджей Т. Лейден. стр. 319–337. ISBN 978-90-8890-780-7 . OCLC 1096240376 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Сигел, Питер Э.; Джонс, Джон Г.; Пирсолл, Дебора М.; Даннинг, Николас П.; Фаррелл, Пэт; Дункан, Нил А.; Кертис, Джейсон Х.; Сингх, Сушант К. (2015). «Палеоэкологические свидетельства первой человеческой колонизации восточной части Карибского бассейна» . Четвертичные научные обзоры . 129 : 289. Бибкод : 2015QSRv..129..275S . doi : 10.1016/j.quascirev.2015.10.014 . ISSN 0277-3791 .
- ^ Киган, Уильям Ф. (2019). Положение Ямайки, в: К. Хофман и А. Антчак (ред.), Ранние поселенцы островного Карибского моря: дешёвка архаики . Хофман, Корин Л., 1959–, Анчак, Анджей Т. Лейден. п. 192. ИСБН 978-90-8890-780-7 . OCLC 1096240376 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Наполитано, Мэтью Ф.; ДиНаполи, Роберт Дж.; Стоун, Джессика Х.; Левин, Морис Дж.; еврей Николай П.; Лейн, Брайан Г.; О'Коннор, Джон Т.; Фитцпатрик, Скотт М. (2019). «Переоценка человеческой колонизации Карибского бассейна с использованием хронометрической гигиены и байесовского моделирования» . Достижения науки . 5 (12): 6. Бибкод : 2019SciA....5R7806N . дои : 10.1126/sciadv.aar7806 . ISSN 2375-2548 . ПМК 6957329 . ПМИД 31976370 .
- ^ Наполитано, Мэтью Ф.; ДиНаполи, Роберт Дж.; Стоун, Джессика Х.; Левин, Морис Дж.; еврей Николай П.; Лейн, Брайан Г.; О'Коннор, Джон Т.; Фитцпатрик, Скотт М. (2019). «Переоценка человеческой колонизации Карибского бассейна с использованием хронометрической гигиены и байесовского моделирования» . Достижения науки . 5 (12): 6. Бибкод : 2019SciA....5R7806N . дои : 10.1126/sciadv.aar7806 . ISSN 2375-2548 . ПМК 6957329 . ПМИД 31976370 .
- ^ Хофман, Коринн; Борк, Льюис; Слейтон, Эмма; Хугланд, Менно (2019). Путешествие в эпоху архаики, сети и мобильность ресурсов вокруг Карибского моря, в: К. Хофман и А. Антчак (ред.), Ранние поселенцы островного Карибского моря: дорогая архаика . Хофман, Коринн Л., 1959–, Анчак, Анджей Т. Лейден. п. 245. ИСБН 978-90-8890-780-7 . OCLC 1096240376 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Берар, Бенуа; Биллард, Жан-Ив; Л’Этан, Тьерри; Лалуби, Гийом; Николисас, Константино; Рамштайн, Бруно; Слейтон, Эмма (2016). «Морская техника у калинаго Малых Антильских островов в XVI и XVII веках» . Журнал Общества американистов . 102 (102–1): 129–158. дои : 10.4000/jsa.14688 . ISSN 0037-9174 .
- ^ Слейтон, Эмма Рут (2018). Коридоры морского пейзажа: моделирование маршрутов для соединения сообществ по всему Карибскому морю . Лейден. п. 13. ISBN 978-90-8890-578-0 . OCLC 1036752700 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хофман, Коринн; Борк, Льюис; Слейтон, Эмма; Хугланд, Менно (2019). Путешествие в эпоху архаики, сети и мобильность ресурсов вокруг Карибского моря, в: К. Хофман и А. Антчак (ред.), Ранние поселенцы островного Карибского моря: дорогая архаика . Сайдстоун Пресс. п. 247. ИСБН 978-90-8890-782-1 . OCLC 1102639136 .
- ^ Хофман, Коринн; Борк, Льюис; Слейтон, Эмма; Хугланд, Менно (2019). Путешествие в эпоху архаики, сети и мобильность ресурсов вокруг Карибского моря, в: К. Хофман и А. Антчак (ред.), Ранние поселенцы островного Карибского моря: дорогая архаика . Сайдстоун Пресс. п. 247. ИСБН 978-90-8890-781-4 . OCLC 1103923296 .
- ^ Хофман, Коринн Л.; Брайт, Алистер Дж.; Хугланд, Менно LP (2006). «Закупка архипелажных ресурсов и мобильность на северных Малых Антильских островах: вид из 3000-летнего лагеря в тропическом лесу на острове Саба» . Журнал островной и прибрежной археологии . 1 (2): 152. дои : 10.1080/15564890600850366 . ISSN 1556-4894 . S2CID 128609006 .
- ^ Хофман, Коринн; Борк, Льюис; Слейтон, Эмма; Хугланд, Менно (2019). Путешествие в эпоху архаики, сети и мобильность ресурсов вокруг Карибского моря, в: К. Хофман и А. Антчак (ред.), Ранние поселенцы островного Карибского моря: дорогая архаика . Сайдстоун Пресс. п. 249. ИСБН 978-90-8890-782-1 . OCLC 1102639136 .
- ^ Хофман, Коринн Л.; Брайт, Алистер Дж.; Хугланд, Менно LP (2006). «Закупка архипелажных ресурсов и мобильность на северных Малых Антильских островах: вид из 3000-летнего лагеря в тропическом лесу на острове Саба» . Журнал островной и прибрежной археологии . 1 (2): 159. дои : 10.1080/15564890600850366 . ISSN 1556-4894 . S2CID 128609006 .
- ^ Хофман, Коринн; Борк, Льюис; Слейтон, Эмма; Хугланд, Менно (2019). Путешествие в эпоху архаики, сети и мобильность ресурсов вокруг Карибского моря, в: К. Хофман и А. Антчак (ред.), Ранние поселенцы островного Карибского моря: дорогая архаика . Сайдстоун Пресс. п. 256. ИСБН 978-90-8890-781-4 . OCLC 1103923296 .
- ^ Хофман, Коринн; Борк, Льюис; Слейтон, Эмма; Хугланд, Менно (2019). Путешествие в эпоху архаики, сети и мобильность ресурсов вокруг Карибского моря, в: К. Хофман и А. Антчак (ред.), Ранние поселенцы островного Карибского моря: дорогая архаика . Хофман, Корин Л., 1959–, Анчак, Анджей Т. Лейден. п. 256. ИСБН 978-90-8890-780-7 . OCLC 1096240376 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка ) - ^ Хофман, Коринн; Борк, Льюис; Слейтон, Эмма; Хугланд, Менно (2019). Путешествие в эпоху архаики, сети и мобильность ресурсов вокруг Карибского моря, в: К. Хофман и А. Антчак (ред.), Ранние поселенцы островного Карибского моря: дорогая архаика . Сайдстоун Пресс. п. 250. ИСБН 978-90-8890-781-4 . OCLC 1103923296 .
- ^ Хофман, Коринн; Борк, Льюис; Слейтон, Эмма; Хугланд, Менно (2019). Путешествие в эпоху архаики, сети и мобильность ресурсов вокруг Карибского моря, в: К. Хофман и А. Антчак (ред.), Ранние поселенцы островного Карибского моря: дорогая архаика . Сайдстоун Пресс. п. 252. ИСБН 978-90-8890-781-4 . OCLC 1103923296 .
- ^ Фитцпатрик, Скотт М. (2013). «Мореходные возможности в доколумбовом Карибском бассейне» . Журнал морской археологии . 8 (1): 109. Бибкод : 2013JMarA...8..101F . дои : 10.1007/s11457-013-9110-8 . ISSN 1557-2285 . S2CID 255277295 .
- ^ Фитцпатрик, Скотт М. (2013). «Мореходные возможности в доколумбовом Карибском бассейне» . Журнал морской археологии . 8 (1): 118. Бибкод : 2013JMarA...8..101F . дои : 10.1007/s11457-013-9110-8 . ISSN 1557-2285 . S2CID 255277295 .
- ^ МакКьюсик, Маршалл Бэссфорд (1970). Каноэ аборигенов в Вест-Индии . п. 7. ОСЛК 79431894 .
- ^ МакКьюсик, Маршалл Бэссфорд (1970). Каноэ аборигенов в Вест-Индии . п. 8. ОСЛК 79431894 .
- ^ МакКьюсик, Маршалл Бэссфорд (1970). Каноэ аборигенов в Вест-Индии . п. 6. ОСЛК 79431894 .
- ^ Фитцпатрик, Скотт М. (2013). «Мореходные возможности в доколумбовом Карибском бассейне» . Журнал морской археологии . 8 (1): 111. Бибкод : 2013JMarA...8..101F . дои : 10.1007/s11457-013-9110-8 . ISSN 1557-2285 . S2CID 255277295 .
- ^ Каллаган (2001). «Мореплавание керамического века и потенциал взаимодействия на Антильских островах: компьютерное моделирование» . Современная антропология . 42 (2): 308. дои : 10.2307/3596419 . ISSN 0011-3204 . JSTOR 3596419 .
- ^ Киган, Уильям Ф.; Хофман, Коринн (2017). Карибский бассейн до Колумба . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. п. 27. ISBN 978-0-19-060524-7 . OCLC 949669477 .
{{cite book}}
: CS1 maint: отсутствует местоположение издателя ( ссылка )
- Карибское море
- Доколумбовые культурные территории
- Карибские исследования
- История Карибского бассейна
- Археология Карибского бассейна
- Доисторические миграции
- История мореплавания
- Морская культура в Северной Америке
- Водный транспорт на Карибах
- Морская история
- Морская археология
- Лодки коренных народов
- Гребля на каноэ в Северной Америке