Ситу
Хиту / Ситу Го | |||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
V век? – VI век? | |||||||||||
Капитал | Неизвестный Тра Киеу (оспаривается) | ||||||||||
Общие языки | Старый Кам , Чамический , Санскрит , Катуик | ||||||||||
Религия | Возможно, индуизм , буддизм , религия чамской вилки. | ||||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||||
История | |||||||||||
• Учредил | 5 век? | ||||||||||
• Упразднено | 6 век? | ||||||||||
| |||||||||||
Сегодня часть | Вьетнам |
Ситу ( вьетнамский : Тай-до-куок [1] ; Китайский : 西屠國; пиньинь : День еды ; горит. «Королевство Ситу» [2] ) было китайским обозначением исторического региона или чамского государства или королевства, которое впервые было упомянуто в середине пятого века нашей эры, и считается одним из предшественников Королевства Чампа . Было предложено разместить его в долине реки Тху Бон , современная провинция Куангнам , Центральный Вьетнам . [3]
Фон
[ редактировать ]История Чампы |
---|
Хронология |
История Вьетнама |
---|
Вьетнамский портал |
Долина реки Тху Бон была известна как одна из многих заповедных зон культуры Са Хуун , мореходной культуры, которая была распространена по побережью Центрального Вьетнама и имела связи через Южно-Китайское море с другой стороной Филиппинского архипелага и даже с Тайвань (через Морскую Нефритовую дорогу , сферу взаимодействия Са Хуинь-Каланай ), который в настоящее время большинство археологов и ученых имеют согласную решимость и больше не колеблются в связи с предками австронезийских чамов и людей, говорящих на чамском языке . [4]
Говорят, что в Древнем Центральном Вьетнаме во время регентства герцога Чжоу (1042–1035 гг. До н. э.) существовало племя по имени Юешанг 越裳 (тогда Ринан ) принесло ко двору династии Чжоу двух черных фазанов и одного альбиноса , представленных в качестве дани. Королевство Наньюэ (204–111 до н.э.), основанное на территории современного Гуанчжоу , было основано Чжао То , бывшим китайским генералом Цинь Шихуанди . [5] Наньюэ распространил свою власть на территорию современного северного Вьетнама, который со временем стал самой южной частью Наньюэ. Этот регион был аннексирован ханьским императором Уди в 111 г. до н.э., который включил территории, соответствующие современному северному и центральному Вьетнаму, в состав Империи Хань. Центральный Вьетнам к югу от перевала Нганг в Хатине затем стал известен как провинция Ринан (日南), что означает «к югу от солнца». [5]
В 192 году нашей эры в Ринане произошло восстание, возглавленное Ху Лиеном (區連 Цю Ляном), сыном местного чиновника, убившим ханьского магистрата в округе Сянлинь (象林 Сянглинь по- китайски или Тонг Лам по- вьетнамски ; современный Тхуа Тхиен Хуэ). провинция). Затем Ху Лиен основал королевство, известное китайцам как Лам Ап или Линьи ( китайский : 林邑; ранний среднекитайский : *lim-ʔip ). [5] [6] Лам Ап не оставил никаких текстовых записей. [7] Как сообщается в китайских документах, к югу от Ламапа существовало несколько «десятков» небольших вождеств, таких как Ситу, Больяо и Кудуцянь . [8] Кудуцянь отправил посольство ко двору Цзинь в Лояне в 286 году нашей эры. [9]
К четвёртому и пятому векам нашей эры первые санскритские и древнекамские эпиграфы (ок. 72, ок. 105, ок. 147) появились в долине реки Тубон и в Чиемсоне, Куангнаме , к югу от Ламапа. Король Бхадраварман I (380–413), оставивший эти надписи, [10] либо идентифицировался как различные фигуры в китайских анналах. Мо Сон и близлежащий Тра Киу могли быть центром чамской и прецедентной культуры Са Хуун, откуда их поселения первоначально начались уже в I-II веках, с постепенным распространением индийского индуизма и буддизма, возможно, достигнув туда через соседнее королевство Фунан в Дельта Меконга и морские сети .
Жорж Масперо отождествил Бхадравармана с Фань Худа ( китайский : 范胡達; пиньинь : Fàn Húdá ; EMC : *buam'-ɣɔ-dɑt ) в Книге Цзинь . Джордж Коэдес предполагает, что Бхадраварман мог быть Фан Фо . Совсем недавно британский палеограф Уильям Саутворт и французский ученый Анн-Валери Швейер выдвинули гипотезу о профиле Бхадравармана с человеком по имени Фан Данггенчун (范當根純)/Джиу Чоулуо (鳩酬羅), беженцем из Фунани, который затем узурпировал трон Лама. Ấp, записанный в « Истории южных династий» . [6] Фан Данггенчун был королем Ситу и завоевал Линьи при поддержке повстанцев. Ему были присвоены титулы китайской династии Ци Чицзе 持節 (комиссар с особыми полномочиями), Дуду Яньхай Чжуцзюньши 都督沿海諸軍事 (главнокомандующий всеми военными делами в прибрежном регионе), Аннань Цзянцзюнь 安南將軍 (генерал умиротворения). Юга) и Линьи Ван 林邑王 (король Линьи). [11]
Китайские источники дали очень смутные описания Линьи и не дали объяснения, почему в VI веке граница Линьи расширилась на юг. Вьетнамский географ XVIII века Ле Куи Дон считал, что Ситу слился с Линьи. Современные историки, такие как Рольф Штайн , Саутворт (2001) и Швайер (2010) , полагают, наоборот, что ранний Ситу (долина реки Ту Бон) мог быть настоящей Чампой, в то время как Линьи мог быть отнесен к Ситу (Чампа) в конца пятого-шестого веков. [6] Эндрю Харди, историк Вьетнама, предполагает, что Линьи того, что описали китайские писцы, вероятно, не было чамским государством и позже, подобно тому, во что верили Саутворт и Швейер, оно было поглощено королевством Чампа / Чамик, когда власть Чампы расширилась на север.
Ситу в китайских источниках
[ редактировать ]Китайский торговый трактат «Очерк зарубежных стран к югу от Цзяочжоу» , цитируемый в Императорской энциклопедии «Тайпин юлань» , дает описание Ситу: «Рядом находится десять небольших королевств, все из которых находятся в зависимости от Ситу. Здесь проживает около двух тысяч варварских семей. " [12] Другой стереотипный отрывок из « Шуй Цзин Чжу» описывает Ситу как одно из 10 государств, окружающих Линьи, и у Ситу также были свои десять вассальных государств и соседних вождеств. [13]
Саутворт (2001) и Швайер (2010) связывают Бхадравармана из будущего Кампы с Фань Дангенчунь ( китайский : 范當根純; пиньинь : Fàn Dānggēnchún ; MC : *buam'-tɑŋ-kən-dʑwin )/Цзю Чоулуо ( Китайский: 鳩酬羅; пиньинь: Цзю Чоулуо ; MC : *kuw-ʥuw-la ?–492), предположительно правитель Ситу. Он был эмигрантом из Фунани. С помощью повстанцев в Ламапе/Линьи Фань Дангенчунь завоевал страну и убил нынешнего короля Линьи, очевидно, что этим королем мог быть Маноратаварман ( китайский : 范文敌, пиньинь : Фан Венди ) и его родословная (династия Гангараджа), который произошел из Хуэ . [6] Шьюер предполагает, что династия Гангараджа раннего Чампа первоначально могла происходить из Линьи, но затем мигрировала на юг, в Ситу (Куанг Нам). В 484 году король Фунаня Джаяварман просьбу направил ко двору Ци начать карательную экспедицию против Линьи, чей трон, как сообщается, был узурпирован рабом, бежавшим из Фунаня (вероятно, Фан Дангенчунь/Цзю Чоулуо), однако китайцы просто вежливо отказался. [14]
В 530 году король Рудраварман I (годы правления 527–572 гг. Н.э.; китайский: 律陁羅跋摩; пиньинь: Lütuóluóbámó ; MC : *lɔ-dɑ-lɑ-bɑt-mɑ ), сын дочери сестры короля Маноратаварман был признан китайцами королем Линьи. По словам Шьюйера, он мог попытаться отвоевать утраченные территории Линьи со своей базы в Ситу, хотя он был родом из Линьи. [15] Цзюде/Кыу Дук (кит.: 九徳; пиньинь: Цзидэ; сегодня Ха Тинь ) В 541 году он вторгся в провинцию . [16] Историки Ситу предполагают, что этим событием стало присоединение Линьи к Ситу (собственной Кампе). Согласно эпиграфическому описи Кампы Французской школы Крайнего Востока , надпись C. 73A в « Моем сыне » ( около 600-х годов нашей эры) касается сына Рудравармана Самбхувармана (годы правления 572–629) и внука Кандарпадхармы (годы правления 629–640). является первым, кто опускает несколько обозначений, полностью относящихся к чамскому царству: Кампадеша (страна чамов), Кампапура (города/государства чамов), кампа (Чампа), кампапратхивибхудж (господин земли Чампа). [17]
Город Кандарпапура недалеко от города Хуэ мог быть основан только во время правления Кандарпадхармы , когда он предположительно уже подчинил себе остатки Линьи, поэтому это, конечно, не было названием столицы бывшего Линьи. Территориальная протяженность ранней Чампы точно не подтверждена из-за необходимых колебаний. [18]
Когда китайская династия Суй начала вторжение в Линьи в 605 году нашей эры под предводительством генерала Лю Фана и разграбила столицу, [19] который Саутворт считает Тра Киу (Симхапура), китайцы захватили многочисленные военные трофеи, включая королевские архивы и библиотеку из 1350 буддийских книг, написанных на языке Куньлунь, возможно, чамском / проточамском / австронезийском языке. [20] [2] Майкл Викери предполагает, что «Куньлунь (курун) почти наверняка был мон-кхмерским, а не австронезийским ». [21] Он предсказывает, что старые остатки Линьи, преследуемые Рудраварманом, состоявшие преимущественно из вождей мон-кхмеров (катуикских или вьетских), возможно, двинулись на север и перешли на сторону Либона , сохранив за собой статус группы с высоким статусом. [21]
Расположение
[ редактировать ]Говорят, что Ситу находится в 200 ли (100–120 км = 62–74 миль) к югу от Линьи , к югу от перевала Хой Ван , примерно в современной долине реки Ту Бон . [23] [2] Ее центром должен был стать Тра Кьеу (Симхапура) в округе Дуй Сюен провинции Куангнам . [24] Археологи придерживаются основного тезиса о том, что Тра Киу является местом Линьи/Лам Ап, в то время как историки теории Ситу утверждают, что «следует свободно признать, что долина Тху Бон не имела прямой связи с Линьи». [25] В Центральном Вьетнаме , где сформировались ранние многоэтнические общества, а затем Чампа, общеизвестно, что в Центральном Вьетнаме трудно поддерживать местную цивилизацию и государственное строительство. Его длинная прибрежная зона лежит прямо вдоль безопасного морского пути, соединяющего Китай и южные штаты. Горы Аннамит со множеством крутых склонов прорезают побережье, образуя множество небольших узких равнин и коротких рек. Границами между этими равнинами являются экстремальные местности, обычно известняковые горы, покрытые густыми джунглями. Таможенным обществам приходилось противостоять стихийным бедствиям, таким как засуха, наводнения и тропические циклоны. Натуральное сельское хозяйство само по себе не могло поддерживать развитие государства, и поэтому общинам приходилось торговать друг с другом через морские сети , с другими местами, а иногда и становиться конкурирующими торговыми соперниками. Поскольку чамские народы и австронезийцы в целом были известны как хозяева океана, торговая деятельность, связывающая данный материк, Филиппины и индонезийские архипелаги, велась там задолго до китайцев.
Долина реки Ту Бон представляет собой особенно большую и плоскую равнину среди них. Он расположен вдоль Южно-Китайского моря и получает самое большое количество осадков в Индокитае, особенно в сезон дождей. Долина должна быть в состоянии стимулировать развитие сильной, ориентированной на торговлю экономической державы в устье реки в конце эпохи Са Хуун. Фактически, самые ценные товары в раннем императорском Китае — слоновая кость , рог носорога, панцирь черепахи, сандал и орлиное дерево — продавались в больших количествах из Центрального Вьетнама, что намного превосходило продажи любого другого региона Юго-Восточной Азии, за единственным исключением реки Дельта Красной . [26] Основание Линьи в 192 году нашей эры, по мнению Саутворта (2011) , «почти наверняка представляло собой свободный союз речных вождеств, направленный на максимизацию прибыли от торговли с китайцами и одновременно решительное противодействие любому прямому установлению китайского государственного контроля». [10]
Тем не менее, отношения между Линьи и Сауиньяном Тра Киеу неясны. Тра Киеу и близлежащий Го Кам были раскопаны в 1999—2003 годах (при содействии Британской академии , Фонда Тойота, Национального географического общества , Гарвардского института Йенчинга , а также исследовательских фондов Института археологии, Национального центра социальных наук и Гуманитарные науки в Ханое) на удивление богаты китайской культурой и торговым доминированием, начиная с первого века до нашей эры до третьего века нашей эры, причем почти все артефакты имеют мотивы в китайском стиле и китайские надписи. [27] включая Ван Манга (9–23 гг. н. э.). монеты эпохи [28] [29] [30] [31] Большинство бронзовых зеркал Западной Хань, часто датируемых первым веком до нашей эры - первым веком нашей эры, находятся на западе района Хойана . [32] Барабаны Dong Son Heger типа I, датируемые ок. 100 г. до н.э. были обнаружены разбросанными вокруг Са Хуинь, недалеко от конечной точки зоны Са Хуинь, и стоянок до Фунан Го О Чуа (около болота Донг Тхап Муой в дельте Меконга ), что отражает догосударственную торговлю и связи между этими ранними общинами. . Индийские изделия первых веков нашей эры и бронзовые чайники Кендис также представлены в Тра Кьеу и Го Кам. [29]
К третьему веку внутренний Тра Киу, возможно, заменил Хойан и стал главным центром политической власти в долине реки Ту Бон. [33] Сообщества здесь, казалось, впитывали индийскую культуру, но не случайно, а путем медленного распространения через соседний Фунан и морские сети, используемые мореплавателями Чамика. К пятому веку неоспоримо то, что чамская элита уже привыкла к индийским религиям и индийской культуре. Четыре из пяти санскритских и южнобрахмических эпиграфов Бхадравармана I, написанных в пятом веке, были обнаружены в Куангнаме, за одним исключением — в Чо Динь, на реке Да Ронг в провинции Фуйен , примерно в пятистах километрах к югу. [10] Эта надпись свидетельствует о жертвоприношении богу Бхадрешваре, обращенному в веру Моего Сына . [15] Один из них передает старочамский язык, первый письменный родной язык Юго-Восточной Азии. [34] Бхадраварман признал себя дхармамахараджем , «Великим царем дхармы».
Архитектура и художественный стиль этого периода действительно являются чамскими, но также имеют значительное влияние Китая. Короли Чамов строили цитадели и дворцы, сочетая китайский и индийский стили с их местными компонентами, с индийским влиянием, которое ярче всего можно наблюдать на многогранной черепице, мотивах и украшениях крыш. Индуизм мог проникнуть через распространение из Фунана и оставить влияние в большей степени, чем буддизм в Тра Киу, по сравнению с цитаделью Лунг Кхе в Северном Вьетнаме. [35] Следы индийского влияния и фананские художественные стили также проникли на север, что указывает на определенное существование межкультурного обмена и торговых сетей Юг-Север во Вьетнаме V-VI веков. [36] на основании сохранившихся материалов по сравнению с другими корпусами надписей Захаров (2019) смягчает масштабы ранней Чампы до небольшого княжеского государства. Однако он считает, что государственное устройство не обязательно называлось Чампа. [37]
Теория Ситу и Линьи
[ редактировать ]Классическое повествование о Чампе Масперо, некоторые из которых основаны на работах ранних французских ученых Этьена Эмонье и Абеля Бергеня , представляет собой упрощенную версию единого Королевства Чампа и в настоящее время широко подвергается резкой критике, поскольку оно намеренно упускает из виду многие критические ключевые моменты и не имеет четкого описания. фиксированное объяснение существования других близлежащих упомянутых государств. По своему всеобъемлющему характеру Чампа не всегда была единым государством, управляемым одним монархом. Вместо этого, по мнению новых академиков-ревизионистов 80-х годов, таких как По Дхарма и Трун Куок Вонг , в истории было много разных чампас, и это утверждение спорно. С этого момента историки пытались отойти от устоявшихся историографических рамок, созданных ранней наукой. Французский ученый Рольф Штайн опубликовал в 1947 году повторное исследование, чтобы опровергнуть аргументацию Масперо, предположив, что Линьи и Ситу, должно быть, были разными королевствами, поэтому идентификация между их королями с китайскими записями недействительна. Вместо того, чтобы рассматривать Кампу как синоним Линьи в китайских записях, Саутворт (2001) в своей диссертации 2001 года предварительно предполагает, что ранняя история Чампа могла разделиться на два конкурирующих государства, а именно Линьи и Ситу (Ситу был настоящим Чампа и говорил на чамском языке). Его основной гипотетический сценарий заключается в том, что Ситу поглотил своего северного соседа Линьи, китайские летописцы, с их точки зрения, могут запутаться в различии между Линьи и Ситу, а затем также подразумевали имя Линьи для Ситу, после чего повествование о Ситу-Линьи дихотомия была комбинированной. [38] [39] [25] Историк Майкл Викери выражает свою поддержку теории Линьи-Ситу в своей оценке 2005 года: «Наряду с этим процессом Чам, первый центр которого вполне мог находиться в Тра Киу (бывший Ситу), также расширился на север, в то, что раньше было старым Линьи. территорию, а китайцы, не осознавая или не заботясь об этнолингвистических сложностях, продолжали называть этот регион Линьи до середины восьмого века». [40]
Однако консенсус археологов противоречит новой интерпретации историками китайских источников и надписей Кампа. Например, Ямагата (2011) и (2007) считают, что Линьи был ранней Чампой, а Тра Киу символизирует государственное развитие единого государства Чам. [41] Но Чампа также не всегда представляла собой абсолютно слабосвязанную сеть независимых государств. Моморки Сиро признает, что следует отметить тот факт, что в истории Тямпа были периоды, когда всем царством управлял только один монарх и была большая степень единства, на что указывают те надписи, которые были воздвигнуты одним правителем в данный период, и соответствующие китайские надписи. хроники и отчеты, таким образом, ставят под сомнение теорию мультикампа. История Чампы принципиально гораздо сложнее, чем максимально упрощается. Из истории было стёрто много ранних государств, которые очень трудно отслеживать. Единая теория Чампа неверна, а слабосвязанная теория локальностей Чама также частично противоречива и неполна. [42]
См. также
[ редактировать ]- История Чампы
- Фунан
- Другие ранние государства Центрального Вьетнама
Сноски
[ редактировать ]- ^ https://jshe.ued.udn.vn/index.php/jshe/article/view/1006/865
- ^ Перейти обратно: а б с Викери 2011 , с. 374.
- ^ Швайер 2010 , с. 107.
- ^ Тран и Локхарт 2011 , с. 26.
- ^ Перейти обратно: а б с Гловер 2011 , с. 60.
- ^ Перейти обратно: а б с д Zakharov 2019 , p. 148.
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 158.
- ^ Швайер 2010 , с. 105.
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 186.
- ^ Перейти обратно: а б с Саутворт 2011 , с. 109.
- ^ Моморки 2011 , с. 122.
- ^ Саутворт 2001 , с. 293.
- ^ Саутворт 2001 , стр. 291–292.
- ^ Моморки 2011 , стр. 123–124.
- ^ Перейти обратно: а б Швайер 2010 , с. 110.
- ^ Моморки 2011 , с. 124.
- ^ Zakharov 2019 , p. 156.
- ^ Zakharov 2019 , pp. 151–152.
- ^ Zakharov 2019 , p. 152.
- ^ Швайер 2010 , с. 111.
- ^ Перейти обратно: а б Викери 2011 , с. 375.
- ^ Ямагата 2011 , с. 84.
- ^ Швайер 2010 , с. 106.
- ^ Тран и Локхарт 2011 , с. XVIII.
- ^ Перейти обратно: а б Zakharov 2019 , p. 149.
- ^ Саутворт 2011 , с. 108.
- ^ Хайэм и Ким, 2022 , стр. 735–738.
- ^ Гловер 2011 , с. 59.
- ^ Перейти обратно: а б Гловер 2011 , с. 61.
- ^ Гловер 2011 , стр. 64–76.
- ^ Гловер 2011 , с. 77.
- ^ Саутворт 2011 , с. 107.
- ^ Саутворт 2011 , с. 111.
- ^ Викери 2011 , с. 376.
- ^ Ле 2017 , с. 61.
- ^ Ле 2017 , с. 58.
- ^ Zakharov 2019 , p. 154.
- ^ Саутворт 2001 , с. 303.
- ^ Саутворт 2001 , с. 309.
- ^ Викери 2011 , с. 373.
- ^ Ямагата 2011 , стр. 97–98.
- ^ Zakharov 2019 , p. 157.
Ссылки
[ редактировать ]- Делай, ТГ; Сузуки, Т.; Нгуен, VQ; Ямагата, М. (2017). «Цитадели Чампа: археологическое и историческое исследование» . Азиатский обзор мировой истории . 5 (2): 70–105. doi : 10.1163/22879811-12340006 – через Brill .
- Гриффитс, Арло; Харди, Эндрю; Уэйд, Джефф, ред. (2019). Чампа: территории и сети королевства Юго-Восточной Азии . Дананг: Французская школа Крайнего Востока. ISBN 978-2-85539-269-1 .
- Захаров, Антон О. (2019), «Действительно ли была пересмотрена ранняя история Кампа? Переоценка классических повествований о Линьи и Королевстве Кампа VI–VIII веков», в Гриффитсе, Арло; Харди, Эндрю; Уэйд, Джефф (ред.), Чампа: Территории и сети королевства Юго-Восточной Азии , Французская школа Экстремального Востока, стр. 147–157.
- Хайэм, Чарльз; Ким, Нам С., ред. (2022). Оксфордский справочник по ранней Юго-Восточной Азии . Издательство Оксфордского университета. ISBN 978-0-19756-427-1 .
- Ле, Тхи Лиен (2017). «Лунг Кхе и культурные связи между Северным и Южным Вьетнамом» . Азиатский обзор мировой истории . 5 (2): 53–69. doi : 10.1163/22879811-12340005 – через Brill .
- Микшич, Джон Норман ; Ян, Го Геок (2016). Древняя Юго-Восточная Азия . Рутледж. ISBN 978-0-41573-554-4 .
- Швайер, Анн-Валери (2010). «Рождение Чампы». Пересечение границ в археологии Юго-Восточной Азии, Берлин : 102–117 – через HAL .
- Саутворт, Уильям Элред (2001). Истоки кампа в Центральном Вьетнаме: предварительный обзор · Том 1 . Лондонский университет.
- Тран, Ки Фуонг; Локхарт, Брюс, ред. (2011). Чамы Вьетнама: история, общество и искусство . Издательство Гавайского университета. ISBN 978-9-971-69459-3 .
- Гловер, Ян (2011), «Раскопки в Го Коме, Куанг Нам, 2000–3: Линьи и возникновение королевств Чам», в Локхарте, Брюс; Трун, Ко Фонг (ред.), Чам Вьетнама: история, общество и искусство , Гавайи: University of Hawaii Press, стр. 54–80.
- Ямагата, Марико (2011), «Тра Киу во втором и третьем веках нашей эры: формирование Линьи с археологической точки зрения», в Локхарте, Брюс; Трун, Ко Фонг (ред.), Чам Вьетнама: история, общество и искусство , Гавайи: University of Hawaii Press, стр. 81–101.
- Саутворт, Уильям Элред (2011), «Речное поселение и прибрежная торговля: к конкретной модели раннего развития штата в Чампе», в Локхарте, Брюс; Трун, Кон Фонг (ред.), Чам Вьетнама: история, общество и искусство , Гавайи: University of Hawaii Press, стр. 102–120.
- Моморки, Сиро (2011), « Мандала Кампа» из китайских источников», Локхарт, Брюс; Трун, Кон Фонг (ред.), Чам Вьетнама: история, общество и искусство , Гавайи: University of Hawaii Press, стр. 120–137.
- Викери, Майкл (2011), «Пересмотренная Чампа», в Локхарте, Брюс; Трун, Ко Фонг (ред.), Чам Вьетнама: история, общество и искусство , Гавайи: University of Hawaii Press, стр. 363–420.