Сельское хозяйство во Вьетнаме


Доля сельского хозяйства в ВВП за последние годы снизилась с 42% в 1989 году до 26% в 1999 году. [1] В 2023 году на сельское и лесное хозяйство приходилось около 12% Вьетнама . валового внутреннего продукта (ВВП) [2] Однако занятость в сельском хозяйстве была намного выше, чем доля сельского хозяйства в ВВП; в 2005 году около 60 процентов занятой рабочей силы было занято в сельском, лесном хозяйстве и рыболовстве. [1] В 2005 году на сельскохозяйственную продукцию приходилось 30 процентов экспорта. [1] Ослабление государственной монополии на экспорт риса превратило страну во второго или третьего по величине экспортера риса в мире. [1] Другими товарными культурами являются кофе , хлопок , арахис , каучук , сахарный тростник и чай . [1]
История
[ редактировать ]Государственные программы и результаты 1970-х годов
[ редактировать ]
Сельскохозяйственное производство, являющееся основой основной стратегии развития Вьетнама, значительно менялось из года в год после воссоединения страны в 1975 году. Особенно высокие показатели в сельском хозяйстве были зафиксированы в 1976 году — рост более чем на 10 процентов по сравнению с 1975 годом. Однако производство упало примерно до 95 процентов уровня 1976 года в 1977 и 1978 годах и восстановился до уровня выше уровня 1976 года только в 1979 году. [3]
Вьетнамское растениеводство и животноводство компенсировали показатели сельского хозяйства в этот период. Например, 8-процентное увеличение стоимости продукции животноводства в 1977 году уравновешивало 8-процентное снижение стоимости продукции растениеводства (в основном в результате снижения урожая риса на 1 миллион тонн). (пожалуйста, отредактируйте кто-нибудь). это) значительный рост производства зерна. Однако стоимость продукции растениеводства в то время в среднем в четыре раза превышала стоимость продукции животноводства. [3]
Среди сельскохозяйственных проблем Вьетнама на первом месте были исключительно неблагоприятные погодные условия, в том числе засуха в 1977 году, а также крупные тайфуны и широкомасштабные наводнения систем Вьетнама в 1978 году. Засуха привела к перегрузке скромных ирригационных , которые также были повреждены в результате наводнений. Кроме того, по сообщениям, наводнения сократили поголовье крупного рогатого скота на 20 процентов. Размер этих потерь косвенно подтвердился вьетнамской статистикой, показавшей выравнивание роста поголовья скота (особенно крупного рогатого скота) в период с 1978 по 1980 год. На протяжении всей второй пятилетки , и особенно в конце 1970-х годов, химические удобрения , пестициды , а запчасти для сельхозтехники были в дефиците. [3]
Несмотря на это, серьезные изменения в сельскохозяйственном секторе довольно рано в плановый период по большей части значительно уменьшили надежды на достижение самообеспеченности в производстве продуктов питания к 1980 году. Цель зерна на 1980 год в конечном итоге была снижена с 21 миллиона тонн до 15 миллионов тонн. тонн, но даже эта сумма оказалась недостижимой. [3]
Сельскохозяйственная политика, проводимая с 1976 по 1980 год, дала неоднозначные результаты. Прагматические меры, поощрявшие посев большего количества вспомогательных продовольственных культур (таких как сладкий картофель , маниока , фасоль и кукуруза ), привели к увеличению посевов этих культур с уровня менее 10 процентов в 1975 году до уровня, превышающего 20 процентов. производства зерна к концу 1970-х гг. Улучшение стимулов для фермеров в 1978 и 1979 годах включало усилия по увеличению доступности потребительских товаров в сельской местности и повышению государственных закупочных цен. Они были подкреплены принятием контрактной системы, призванной гарантировать производителям доступ к сельскохозяйственным ресурсам в обмен на сельскохозяйственную продукцию. Несмотря на это, бюрократическая неэффективность и нехватка сельскохозяйственных материалов помешали полному успеху. [3]
Программа, предпринятая в середине 1977 года по ускорению объединения Севера и Юга путем коллективизации сельского хозяйства Юга, встретила сильное сопротивление. Сообщается, что добровольная программа была разработана для реализации местными лидерами, но южные крестьяне были в основном свободными землевладельцами, а не арендаторами. Помимо формирования производственных групп для взаимопомощи (идея, которая сразу же получила признание), они сопротивлялись участию в любой коллективной программе, которая ослабляла права собственности . [3]
Неспособность коллективизировать сельское хозяйство добровольными методами на короткое время привела к принятию принудительных мер по увеличению участия крестьян. Однако вскоре стало очевидно, что столь жесткие методы контрпродуктивны. Возросшая нехватка продовольствия и возросшие опасения по поводу безопасности в конце 1978 и 1979 годов заставили руководство вновь ослабить контроль над сельским хозяйством Юга. [3]
Северный Вьетнам
[ редактировать ]На Севере формирование кооперативов началось в 1959 и 1960, и к 1965 около 90% крестьянских дворов были организованы в коллективы . К 1975 году более 96 процентов крестьянских домохозяйств, принадлежащих кооперативам, были классифицированы как члены «кооперативов высшего уровня», что означало, что фермеры вносили землю, инструменты, животных и рабочую силу в обмен на доход. [ нужны разъяснения ] [3]
В период с 1976 по 1980 год сельскохозяйственная политика на Севере осуществлялась недавно созданными правительственными районными управлениями с целью улучшить центральный контроль над решениями о посадке и сельскохозяйственными работами. Слабое соблюдение государственной сельскохозяйственной политики, принятой в годы войны, уступило место большей жесткости, которая уменьшила гибкость членов кооперативов при выполнении различных задач. В результате производительность труда упала. Исследование, проведенное вьетнамцем за границей, который опросил десять кооперативов по выращиванию риса, показало, что, несмотря на увеличение рабочей силы и посевных площадей в 1975, 1976 и 1977 годах, производство снизилось, а затраты увеличились по сравнению с производством и затратами в 1972–1974 годах. В исследовании не были учтены погодные и другие переменные, результаты соответствовали выводам, к которым пришли исследователи, изучавшие последствия коллективизации в других странах. Более того, исследование привлекло внимание к плохим сельскохозяйственным показателям Севера как к причине постоянной продовольственной проблемы Вьетнама. [3]
Государственные инвестиции в сельское хозяйство в рамках третьей пятилетки оставались низкими, и сектор находился в серьезном затруднении на протяжении всего планового периода, а также в 1986 и 1987 годах. Ежегодно наблюдалось лишь скромное увеличение поставок продовольственного зерна на 5 процентов. Хотя этого было достаточно, чтобы превзойти ежегодные темпы роста населения на 2,3 процента в 1980-е годы, этого было недостаточно, чтобы поднять среднегодовое потребление продуктов питания на душу населения намного выше официального прожиточного минимума в 300 килограммов. По оценкам одного официального вьетнамского источника в 1986 году, фермерские семьи тратили до 80 процентов своего дохода на собственные нужды в продовольствии. [3]
По завершении третьей пятилетки урожайность сельского хозяйства оставалась ниже, чем требовалось, чтобы можно было отвлечь ресурсы на поддержку промышленного развития . В 1986 году сельское хозяйство по-прежнему давало около 44 процентов национального дохода (в развитых странах этот показатель приближается к 10 процентам). В сельскохозяйственном секторе также занято около 66 процентов рабочей силы – более высокий процент, чем в 1976 и 1980 годах. Хуже того, выпуск продукции на одного сельскохозяйственного работника снизился в течение планового периода, отставая еще дальше от растущего выпуска продукции на одного работника в промышленности. В 1980 году для производства такого же объема национального дохода, как один промышленный или строительный рабочий, требовалось более трех сельскохозяйственных рабочих. К 1985 году промышленный рабочий производил более чем в шесть раз больше, чем сельскохозяйственный рабочий. [3]
Выступление Во Ван Киета
[ редактировать ]В декабре 1986 года Вы Ван Кьет , заместитель председателя Совета министров и член Политбюро, в своем выступлении на двенадцатой сессии седьмого Национального собрания осветил большинство основных проблем вьетнамского сельского хозяйства. Упомянув успехи в рыболовстве и лесном хозяйстве, он отметил, что почти все сельскохозяйственные подотрасли, составляющие 80 процентов сельскохозяйственного сектора, не смогли достичь плановых показателей на 1986 год. и Министерство внешней торговли — за неспособность обеспечить надлежащие «материальные условия» (главным образом, достаточное количество химических удобрений и пестицидов) для роста сельскохозяйственного производства. Киет также обвинил государственную систему цен в недопроизводстве ключевых «технических культур», экспортируемых Вьетнамом, включая джут , сахар , арахис, кофе, чай и каучук. Уровни производства вспомогательных продовольственных культур, таких как сладкий картофель , кукуруза и маниока , снижались в течение нескольких лет как по отношению к плановым показателям, так и по фактическому объему производства. Напротив, продукция животноводства, в том числе крупного рогатого скота, Правительство сообщило, что птицеводство , буйволы и свиньи продолжили рост и достигли или превысили целевые показатели, несмотря на нестабильные цены и нехватку государственных кормов для животных. [3]
Внешние наблюдатели согласились, что проблемы, отмеченные в речи Кита, усугублялись сложностью системы ценообразования, которая включала несколько уровней фиксированных цен для государственных закупок по квотам и сверх квот, а также в целом более высокие цены на свободном рынке. Устранение более ортодоксальных лидеров, приход на высокие партийные и правительственные посты в ходе Шестого национального партийного съезда умеренных реформистов, таких как Кит , а также изменения в кабинете министров в начале 1987 года, казалось, указывали на то, что система ценообразования будет изменена, хотя никаких изменений не произошло. Это проявляется в фундаментальной структуре рынков, контролируемых государством, или в напряженности внутри многорыночной системы. [3]
Производство и торговля
[ редактировать ]Рейтинг Вьетнама по сельскохозяйственному производству [4] (данные 2016 г.) | ||
---|---|---|
Название продукта | Глобальный рейтинг | |
Черный перец горошком | 1 | |
Орехи кешью | 1 | |
Кофе | 2 | |
Кокос | 6 | |
Рис , рис | 5 | |
Резина | 3 | |
Сладкий картофель | 10 | |
Чай | 6 |
Во Вьетнаме сельское хозяйство, лесное хозяйство и рыболовство являются важными секторами экономики, на их долю в 2009 году пришлось 21 процент ВВП . [5] Вьетнам обладает определенными сравнительными преимуществами в сельском и лесном хозяйстве благодаря обилию в стране факторов в пользу выращивания продуктивных культур, таких как обрабатываемые земли, лесной покров, морские территории, тропический климат и рабочая сила (наличие и стоимость). [6]
В 1986 году сельскохозяйственная политика вьетнамского правительства изменилась с централизованного планирования и автаркической системы наоткрытый и ориентированный на рынок. В пакете реформ наиболее важными компонентами являются земельная реформа, торговая реформа и разработка инструментов политики для поддержки сельскохозяйственного производства в целом. Торговля сельскохозяйственной продукцией была либерализована как внутри страны, так и за ее пределами. [7] С тех пор Вьетнам резко изменился: из страны, сильно пострадавшей от голода после войны, он превратился в одного из крупнейших экспортеров продуктов питания в мире. [8]
В начале 1980-х годов Вьетнам превратился из импортера в нетто-экспортера сельскохозяйственной продукции. Благодаря либерализации торговли и сельскохозяйственным реформам во Вьетнаме стоимость экспорта сельскохозяйственного сектора увеличилась во много раз, причем основными экспортными товарами являются рис, кофе, перец и орехи кешью, а также каучук, чай, арахис, соевые бобы, фрукты и овощи. и свинина. [7]
Вьетнам произвел в 2018 году:
- 44,0 миллиона тонн риса (пятый по величине производитель в мире после Китая, Индии, Индонезии и Бангладеш);
- 17,9 млн тонн сахарного тростника (16-е место в мире по производству);
- 14,8 млн тонн овощей ;
- 9,8 миллиона тонн маниоки (7-й по величине производитель в мире);
- 4,8 миллиона тонн кукурузы ;
- 2,6 миллиона тонн орехов кешью (крупнейший производитель в мире), «Кровавый кешью» ; Отчет о правах человека [9]
- 2,0 миллиона тонн бананов (20-е место по производству в мире);
- 1,6 миллиона тонн кофе (второй по величине производитель в мире, уступающий только Бразилии);
- 1,5 миллиона тонн кокоса (6-й по величине производитель в мире);
- 1,3 миллиона тонн сладкого картофеля (9-й по величине производитель в мире);
- 1,2 миллиона тонн арбуза ;
- 1,1 миллиона тонн натурального каучука (3-й по величине производитель в мире после Таиланда и Индонезии);
- 852 тыс. тонн апельсинов (18-е место в мире по производству);
- 779 тысяч тонн манго (включая мангостин и гуаву );
- 654 тыс. тонн ананасов (12-й производитель в мире);
- 270 тысяч тонн чая (6-й производитель в мире);
Помимо меньшего производства другой сельскохозяйственной продукции. [10]
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Jump up to: а б с д и Профиль страны во Вьетнаме . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (декабрь 2005 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Вьетнам: вклад сельского хозяйства, лесного и рыболовного сектора в ВВП, 2023 год» . Статистика .
- ^ Jump up to: а б с д и ж г час я дж к л м Страноведческое исследование Вьетнама . Библиотеки Конгресса США Отдел федеральных исследований (декабрь 1987 г.). В данную статью включен текст из этого источника, находящегося в свободном доступе .
- ^ «Статистика урожая» . Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций: Статистический отдел (ФАОСТАТ). 2018 . Проверено 1 октября 2018 г.
- ^ «Достижения и истории Вьетнама и ФАО» (PDF) . Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций. Май 2011 года . Проверено 1 октября 2018 г.
- ^ Вьетнамская экономика: пробуждение спящего дракона . Рутледж. 2004. с. 132. ИСБН 9781134435371 . Проверено 1 октября 2018 г.
- ^ Jump up to: а б «Сельскохозяйственная политика во Вьетнаме: оценки поддержки производителей, 1986-2002 гг.» . Международный исследовательский институт продовольственной политики. Декабрь 2004 года . Проверено 1 октября 2018 г.
- ^ «Обзор сельскохозяйственной политики во Вьетнаме» . Центр технологий пищевых продуктов и удобрений для Азиатско-Тихоокеанского региона. 13 февраля 2014 года . Проверено 1 октября 2018 г.
- ^ Маршалл, Эндрю (6 сентября 2011 г.). «Из исправительно-трудовых лагерей Вьетнама: «кровавые кешью» » . time.com .
- ^ Производство во Вьетнаме в 2018 году, ФАО.
Ресурсы
[ редактировать ]- Улучшение распределения ресурсов и доходов во вьетнамском сельском хозяйстве: тематическое исследование сельского хозяйства в бассейне реки Донг Най , Международного научно-исследовательского института продовольственной политики ( IFPRI ). дискуссионный документ
- Вьетнамское садоводство и сельское хозяйство