Jump to content

Пандуранга (Чампа)

Чампа
Пандуранга / Хищник
Панраун / Фан Ранг [ 1 ]
757–1693
Кампа (Циомпа) и Пандуранга (Падаран)
Кампа (Циомпа) и Пандуранга (Падаран)
Капитал Палай Бачонг (757–875) [ 2 ]
Фан Ранг - Тап Чам (875–1693).
11 ° 34' с.ш., 108 ° 59' в.д.  /  11,567 ° с.ш., 108,983 ° в.д.  / 11,567; 108,983
Общие языки Чам
Старый Чам
Чамские языки
санскрит
малайский
Религия
чамов Народная религия , индуизм , бани ислам , суннитский ислам , буддизм
Правительство Монархия
Король Чампы  
• 813–817 (принц Пандуранги)
Викрантаварман III
• 1471–1494 (первый)
Султан Ван Абу Абдулла
1659–1692 (последний независимый)
Po Saut
История  
Учредил
757
1471
1693
• Аннексирован Вьетнамом
1832
Предшественник
Преемник
Чампа
Княжество Тхуан Тхань
Сегодня часть Вьетнам

Пандуранга ( старый чам : Панраун / Панран ; санскрит : Пандуранг / Пандуранга ) или Прангдаранг [ 3 ] было Чамское княжество. Пандуранга была осколком королевства Чампа после того, как Ле Тхань Тонг , император Дай Вьет , разрушил Чампу в 1471 году в отместку за столетия чамских вторжений и пиратства. Княжество Пандуранга располагалось на территории современного южно-центрального Вьетнама, а его центр находился вокруг современного города Фан Ранг . Он простоял до конца 17 века, когда лорды Нгуен из Тан Чонг , могущественного вьетнамского клана, подчинили его и подчинили государство Чам как княжество Тхуан Тхань .

Предисловие

[ редактировать ]

Раньше Пандуранга (известный в средневековых китайских источниках как Бин Тонглонг или Бентуоланг 奔陀浪洲) было автономным княжеством внутри Чампы. Начиная с 13-го века, здесь правили местные династии, относительно независимые от двора короля королей в Виджае , центральная часть Чампы. [ 4 ]

В 1050 году в Пандуранге произошло собственное восстание против двора короля Джайи Парамешваравармана I (годы правления 1044–1060). [ 5 ] В отличие от ученых, которые рассматривают Чампу как королевство исключительно чамов, недавние ученые, такие как По Дхарма и Ричард О'Коннор, переименовали Чампу в многоэтническое королевство. Они отмечают, что Чампа, скорее всего, представлял собой коалицию жителей чамской низменности и коренных жителей Центрального нагорья , [ 6 ] хотя культура Чам обычно ассоциируется с более широкой культурой Чампа. [ 7 ] [ 8 ]

Ранний период

[ редактировать ]

Некоторые исследования предполагают, что Пандуранга существовала как вассальное государство королевства Фунан до его присоединения к Ламапу Пхом Дыонг Муи II в 433 году.

После распада северных династий в период Лампа в 757 году возникла новая южная династия, названная Пандуранга, всю Чампу объединившая под своей властью . Эта династия основала свою столицу в Вирапуре , также известной как Палай Бачонг (современный Нинь Фок ).

С 1060 по 1074 год Пандуранга была столицей короля Рудравармана III (годы правления 1061–1074). В XII веке, когда кхмерская империя вторглась в Чампу и оккупировала большую часть королевства в 1145–1150 годах, принц Шиванандана или Джая Хариварман I (годы правления 1147–1162), сын короля-беженца Рудравармана IV , бежал в Пандурангу, а затем возглавил восстание, которое оказал сопротивление кхмерам и нанес захватчикам поражения, вынудив их в 1149 году отступить. [ 9 ] [ 10 ] В 1151 году провинция Амараварти ( провинция Куангнгай ) восстала против Харивармана, за которым в 1155 году последовал Пандуранга. [ 11 ] В 1190 году чамский принц Видьянандана (годы правления 1192–1203), перешедший на сторону кхмеров, был назначен марионеточным королем Пандуранги. Восстания изгнали кхмерского принца Ина из Виджая в 1191 году, что побудило Видьянандану восстать против кхмеров в 1192 году, а затем воссоединить Чампу. В следующем году ему грозило массовое возмездие со стороны Джаявармана VII из Ангкора, но борьба Видьянанданы за Чампу продолжалась до 1203 года, когда столица Виджая пала под властью кхмеров, а сам Видьянандана бежал и умер в Дай Вьете . [ 12 ]

Согласно « Сакараи дак рай патао» (анналам Пандуранги), первым царем княжества Пандуранга был Шри Араганг . Его правление продолжалось с 1195/1205 по 1235/1247 годы. [ 13 ] Царь царей Виджая все еще сохранял определенную власть над Пандурангой. Шри Арагангу наследовал Цей Анак , правивший с 1235/1247 по 1269/1281 годы. [ 14 ] После династии Араганг Пандуранга продолжала сохранять свой суверенитет при династии Добатасуар (1269-1373). [ 15 ]

К концу 14 века вся Чампа снова была объединена под властью одной сильной династии, основанной Джайей Симхаварманом VI (годы правления 1390–1400). Пандуранга оставался автономным, но асимметричным и поддерживал отношения данника с Симхаварманидами в Виджае .

Территория Пандуранги в этот период
Я только что сделал его менее водяным знаком, и его можно использовать снова.
Храм По Клонг Гарай — религиозный центр Пандуранги.

Крах Виджая и начало периода Пандуранги

[ редактировать ]

Когда династии Ле военные под командованием Ле Тхань Тонга напали на Чампу в начале 1471 года в отместку за столетия безудержных вторжений чамов и пиратства, вся северная часть королевства была разрушена, города разграблены, десятки тысяч человек были убиты, рабы были освобождены и отправлены вернуться на родину, чтобы еще больше ослабить богатую чамскую элиту, а также повысить имидж Ле Тхань Тонга. Чамские художники и интеллектуалы были депортированы в северный Вьетнам, чтобы их критика династии Ле не могла дойти до народа Чам. Ле Тхань Тонг также захватил короля чамов Тра Тоана и его королевских родственников, а также остальных членов клана Виджая, поместил их под домашний арест в посольстве чамов в Ханое, положив конец правлению династии. , это событие широко признано концом Королевства Чампа . Жоржа Масперо Согласно логике [ 16 ] Однако примечательно знать, что падение Виджая не было «переносом» власти Чампы на юг или в конец королевства, а, скорее, отражало многоцентровую природу Чампы, конфедерации полунезависимых королевств, которые сейчас больше не находились под престижем царя царей Виджая. [ 17 ]

Неудивительно, что массовая волна эмиграции чам прокатилась по Юго-Восточной Азии: в Камбодже беженцев чам приветствовали, но источники не сообщают, как они прибыли в Камбоджу и где поселились. [ 18 ] В Таиланде были записи о присутствии чамов со времен Аюдхая. архипелага сообщают Малайского Малайские летописи , что после падения Виджайи в 1471 году два принца чамов по имени Индера Берма Шах и Шах Палембанг попросили убежища в Малакке и Ачехе . Вскоре после обращения в ислам Индера Берма Шах был назначен министром при дворе султана Мансур Шаха . В « Малайских анналах» также упоминается присутствие чамов в Паханге , Келантан , где, как говорят, мечеть Кампунг Лаут была построена моряками Чампа по пути на Яву и Ачех . [ 19 ] Среди других известных чамов - королева воинов Келатан Че Сити Ван Кембанг и ее дочь Путери Саадонг .

Согласно вьетнамским источникам, 22 марта 1471 года, после потери столицы Виджая вьетнамскими войсками под командованием Ле Тхань Тонга, чамский генерал по имени Бо Три Три (настоящее имя Султан Ван Абу Абдулла Умдатуддин Азматхан [ id ; ja ] ; T' чай Я Ма Фу Нган в китайских анналах) бежал в столицу Пандуранги ( Фан Ранг ), установил собственное правление и семь дней спустя подчинился Ле Тхань Тонгу. [ 20 ] [ 21 ] Тхань Тонг согласился, но разделил остатки чамов на три меньших государства: Каутхара, Пандуранга и северную часть Центрального нагорья . [ 22 ] Чампа была сокращена в шести регионах: Айа Ру ( Фу Йен ), Айа Чанг ( Кханьхоа ), Панранг. [ 23 ] ( Фан Ранг ), Краонг ( Лонг Хонг ), Парик ( Фан Ри Куа ) и Паджай ( Фу Хай [ vi ] ). Китайский «Минг Шилу» представляет еще одно отклонение от временной шкалы: хотя вьетнамцы разграбили Виджая в марте 1471 года, султан Ван Абу Абдулла все же способствовал символической дипломатии с Империей Мин в 1478, 1505 и 1515 годах; сын Абдуллы получил право наследования от Мин; их последний контакт произошел в 1543 году. [ 24 ] [ 25 ] [ 26 ]

Согласно чамской анналу, с 1421/1448 по 1567/1579 годы столицей Пандуранги был Биух Бал Батсинанг. С 1567/1579 по 1653 год он был перенесен в Бал Пангдаранг. [ 27 ] (ныне Фан Ранг ). [ 28 ] С конца 17 века до 1832 года столица Пандуранги снова была перенесена на юг, в Фан Ри Куа . [ 29 ]

Чамы перестали платить дань вьетнамскому двору, когда Ле был узурпирован династией Мак в 1526 году. [ 30 ]

Возрождение

[ редактировать ]
в Боксерском кодексе Изображение пары Чамсия (Чам) , ок. 1595 г.

В шестнадцатом веке, когда Дай Вьет распался на севере, Пандуранга Чампа снова процветал благодаря развитию международной торговли. На протяжении семнадцатого века чамские купцы активно торговали в Сиаме , Маниле , Макао , Малакке , Джохоре , Паханге, Патани и Макассаре. В испанских записях сообщается, что «многие мусульмане живут в Чампе, чей индуистский король хотел, чтобы ислам проповедовали и преподавали, в результате чего наряду с индуистскими храмами существовало множество мечетей. [ 31 ]

Между 1553 и 1579 годами Чампа (регион Пандуранга) находился под властью короля Шафии ибн Абу Хасима (индуистское имя По Ат, вьетнамское имя Ба Ат). Согласно малазийским записям, Шафии ибн Абу Хасим срочно отправил гуманитарную помощь в султанат Джохор , когда его столица подверглась нападению португальцев после письма, доставленного ему через голубя арабского купца. Сегодня его святыня находится в Мбок Дхот, коммуна Фан Хоа, округ Букбинь , провинция Биньтхуан .

В 1578 году Пандуранга напал на владения лордов Нгуен возле реки Да Ранг . [ 28 ] В 1594 году король Пандуранги послал флот из 400 военных кораблей на помощь султанату Джохор в его борьбе против португальцев в Малакке. [ 32 ]

Пандуранга также помогла своему соседу Камбодже во время камбоджийско-испанской войны , в результате которой испанские конкистадоры потерпели фиаско. Губернатор Манилы Луис Перес Дасмариньяс письмо (1593–1596 гг.) в конце 1595 г. направил ко двору короля Филиппа II , в котором назвал короля чамов «порочным, опасным тираном, коварным и полным злых дел», в то время как его Во втором письме говорилось, что для завоевания Чампы потребуется около 200–300 испанских солдат и 500 местных наемников. В то время испанские, португальские и голландские купцы и моряки запомнили чамов как свирепых пиратов Южно-Китайского моря, которые неоднократно садились на торговые суда, грабили грузы, похищали членов экипажа и регулярно уводили европейских заложников в рабство. Описывалось, что короли чамов, по крайней мере, участвовали в набегах на иностранные корабли или активно поощряли их. [ 33 ]

В 1611 году, пытаясь отвоевать земли у лорда Нгуена, Чампа предпринял атаку на Фуйен, но не добился успеха, и княжество Каутара было потеряно в руках Нгуена после контратаки. [ 34 ]

Later period under Po Rome dynasty

[ редактировать ]
Храм короля По Рима (годы правления 1627-1651 гг.)

С появлением соседнего Хойана большинство иностранных торговцев покинули Чампу. Японские торговые суда тюленей прекратили торговлю с Тямпой в 1623 году. [ 35 ] В 1611 году лорд Нгуен Фук Нгуен послал армию во главе с Ван Фонгом, перебежчиком из Чама, атаковать Пандурангу и аннексировать все княжество Каутара. Затем лорд Нгуен переселил 30 000 военнопленных Тринь в Фуйен. [ 36 ]

Известный царь чамов этого периода, По Рим (годы правления 1627-1651), был известен своей большой эрудицией в исламе после пребывания в Келантане , Малайский полуостров , и массового обращения его народа в ислам. Он поощрял торговлю, предоставив голландцам разрешение организовать свободную торговлю в его стране при условии, что они воздержатся от нападений на португальских купцов в его портах. [ 37 ] Чтобы разрешить разногласия между мусульманами и Баламоном, По Рим приказал чам бани более интегрировать свою религию с обычаями и верованиями чамов, при этом давя на ахьеров, чтобы они признали Аллаха как верховного Бога, но позволил им сохранить поклонение традиционным божествам чамов. превосходно восстанавливая мир и сплоченность в своем королевстве. Король По Рим — важное божество, которое сегодня почитается народом Чам. Связи между Пандарангой и дополнительным малайским/исламским миром расцвели. Синкретизм широко практиковался на всех уровнях, наиболее известный благодаря включению космополитических исламских доктрин в существующие коренные чамские верования и индуистские пантеоны. Многоцелевой лунно-солнечный календарь сакави , вероятно, был лучшим сочетанием в По Риме предыдущей эпохи Чам Сака с исламским лунным календарем. [ 38 ]

Европейские миссионеры описали Чампу в 1670-х годах как страну, в которой большинство населения составляют мусульмане, есть мусульманский султан и мусульманский двор. В 1680 году король Пандуранги По Саут (годы правления 1659–1692) назвал себя ужасающим малайским Падукой Сери Султаном в своем письме к голландцам на Яву . Сообщается, что в 1686 году мусульманские общины чамов и малайцев в Сиаме присоединились к восстанию макассаров против короля Нарая . Аюдхьи [ 39 ]

При династии По Рима Пандуранга подверглась нескольким вторжениям со стороны лордов Нгуен , которые сосредоточились вокруг торговых центров Хюэ - Хойан , старого центрального региона Чампа, который недавно был вьетнамским. Лорды Нгуен Фук Нгуен , Нгуен Фук Тан и Нгуен Фук Чу неоднократно вторгались в Пандурангу в 1611, 1629, 1653, 1692 годах. [ 40 ] В конце 16-го и начале 17 веков лорды Нгуен были заняты боевыми действиями в войне Трун-Нгуен против лордов Трун, а не против чамов. Хоть и не зафиксировано в официальных хрониках, но в династической генеалогии и псевдонимных чамских источниках, в 1631 году Нгуен Фук Нгуен устроил брак своей принцессы Нгуен Фук Нгук Кхоа с королем По Римом . [ 41 ] [ 42 ] Александр де Родос описывает, что где-то в 1639 году Нгуен все еще разместил несколько галер в порту Ран Ран (Фу Йен), чтобы предотвратить морское вторжение из Чампы. [ 43 ]

Успешно отразив нападение Тринь, талассократия Нгуен переключила свое внимание на юг, осуществив свое первое вмешательство в Камбоджу, свергнув своего первого и единственного мусульманского короля Раматипади I в 1658 году. Нгуены периодически вторгались в Камбоджу несколько раз с 1658 по 1692 год на равных. с Сиамом. Сообщается, что в 1682 году Пандуранга отправил послов во главе с братьями короля, бежавшими после коронации короля, в Аюдхью в возможном поиске сиамской защиты. [ 44 ]

В 1692 году лорд Нгуен Фук Чу вторгся в Пандурангу, арестовав короля По Саута и переименовав Пандурангу в Трун Тхуан Тхань ( Княжество Тхуан Тхань ). Лорд основал район Бинь Тхуан внутри княжества как свободные земли для колониализма этнических вьетнамских поселенцев. [ 45 ] но восстания Чамов в 1693–1696 годах вынудили лорда Нгуена смягчить недовольство, упразднив графство Бинь Туан и восстановив монархию Чамов с полными правами, но в качестве вассала Нгуенов, согласно следующему договору, подписанному в 1712 году. В 1694 году Король Пандуранги По Шактирайдапатих (годы правления 1695–1727) получил титул короля Туан Тхань. [ 46 ] С 1695 года Пандуранга превратилась в зависимое государство владения Нгуен, известное как Княжество Тхуан Тхань ( Trấn Thuận Thành – Княжество «Покорной Цитадели»). [ 47 ] [ 48 ]

Общество

[ редактировать ]

В течение 16 века чамские купцы возобновили свои торговые связи и активно торговали в Сиаме , Маниле , Макао , Малакке , Джохоре , Паханге , Патани и Макассаре . Среди их экспорта, как известно, потреблялся текстиль Чам.

В китайском сборнике 17-го века «Сиянь Чао Гун Дянь Лу» ( «Дань из стран Западного моря» , ок. 1650 г.) описывается тип чамского ликера, который изготавливается из вареного риса, смешанного с вином и лекарствами, содержащегося в керамике, и пьется через длинную бамбуковую соломинку. Люди сидели вокруг контейнера и делали глотки.

Прозелитизм ислама резко возрос после падения Виджая, поскольку миссионер Габриэль де Сан-Антонио написал описание в 1585 году: «Местные жители (чамсы) ненавидели кастильцев и верили пророчествам моро (мусульман) о том, что будет король Махома. (мусульманский король), и многие приняли бы новую веру».

В настоящее время среди академического консенсуса существуют две теории относительно апостола ислама Чампы, предложенные учеными Антуаном Кабатоном и Пьером-Ивом Мангеном. Первая теория утверждает, что ислам мог быть принесен арабскими, персидскими, индийскими купцами, учеными, религиозными лидерами в период с 10 по 14 века. Вторая теория утверждает, что ислам пришел в Чампу более поздним, более коротким, опосредованным путем от малайцев (джава, мелайу, чвеа), по мнению Мангена, более убедительно и обоснованно. Большинство историков сходятся во мнении, что чамы начали массово принимать ислам только после разрушения Виджая. [ 49 ] В своем заключении Манген объясняет исламизацию народа чам их активным участием в региональных морских сетях, а также малайскими государствами и малайскими торговцами, которые также внесли большой вклад в этот процесс. [ 50 ]

Список королей (1471–1694)

[ редактировать ]
Король Чампы Царствование
Абу Ван Абдулла Умалауддин Азматхан в. 1471–1478 гг.
Ван Абу Юсуф в. 1478
Ван Абдул Кадир Коу Лэй в. 1478
По всем в. 1510–1530 гг.
Po Karutdrak в. 1530–1536 гг.
Маха Сарак в. 1536–1541 гг.
Кунарай ночь в. 1541–1553 гг.
Po At (Shafi'i Ibn Abu Khasim) в. 1553–1578 гг.
По Клонг Халау в. 1579–1603 гг.
Po Nit в. 1603–1613 гг.
По Джай Паран в. 1613–1618 гг.
По Айх Кханг в. 1618–1622 гг.
По Клонг Мхнай в. 1622–1627 гг.
Po Rome (Sultan Abdul Hamid Shah) в. 1627–1651 гг.
Po Nraop (Sultan Ibrahim) в. 1651–1653 гг.
По Сактирайдапагох в. 1654–1657 гг.
По Джатама (Ван Мухаммад Амин) в. 1657–1659 гг.
Вниз на юг (один десять центов) в. 1660–1692 гг.
  1. ^ Нгуен, Нхан Тонг (2001). «Происхождение мест Дананг – Хойан – Нячанг – Фанранг». Журнал «Язык и жизнь» (на вьетнамском языке). 4 (66): 17 и 40.
  2. ^ также столица Вирапура королевства Чампа в 757-875 гг.
  3. ^ вариант (коренная австронезийская форма) санскритского слова Пандуранга
  4. ^ Po 2013 , p. 56.
  5. ^ Po 2013 , p. 55.
  6. ^ Зоттоли 2011 , с. 9.
  7. ^ Po 2013 , p. 13.
  8. ^ Po 2013 , pp. 174–175.
  9. ^ Po 2013 , p. 58.
  10. ^ Po 2013 , p. 173.
  11. ^ Po 2013 , p. 59.
  12. ^ Po 2013 , p. 60.
  13. ^ Po 2013 , p. 61.
  14. ^ Po 2013 , p. 62.
  15. ^ Po 2013 , p. 63.
  16. ^ Накамура 2020 , с. 32.
  17. ^ Po 2013 , p. 70.
  18. ^ Вебер 2016 , с. 164.
  19. ^ Вебер 2016 , с. 165.
  20. ^ Po 2013 , p. 71.
  21. ^ Po 2013 , p. 275.
  22. ^ Po 2013 , pp. 71–72.
  23. ^ вариант санскритского слова Пандуранга
  24. ^ Po 2013 , p. 72.
  25. ^ Po 2013 , p. 276.
  26. ^ Зоттоли 2011 , с. 102.
  27. ^ вариант санскритского слова Пандуранга
  28. ^ Jump up to: а б Po 2013 , p. 73.
  29. ^ Po 2013 , p. 76.
  30. ^ Микшич и Ян 2016 , с. 527.
  31. ^ Кирнан 2019 , стр. 236–237.
  32. ^ Кирнан 2019 , с. 236.
  33. ^ Боршберг 2015 , стр. 91–92.
  34. ^ Вонг 2011 , с. 244.
  35. ^ Зоттоли 2011 , с. 210.
  36. ^ Po 2013 , p. 74.
  37. ^ Po 2013 , p. 75.
  38. ^ Брукмайр 2019 , с. 28.
  39. ^ Накамура 2020 , с. 33.
  40. ^ Po 2013 , pp. 74, 76, 78–79.
  41. ^ Вонг 2011 , с. 246.
  42. ^ Зоттоли 2011 , с. 228.
  43. ^ Вонг 2011 , с. 245.
  44. ^ Вонг 2011 , стр. 247–248.
  45. ^ Po 2013 , p. 79.
  46. ^ Вонг 2011 , с. 254.
  47. ^ Po 2013 , p. 80.
  48. ^ Кирнан 2019 , с. 240.
  49. ^ Накамура 2020 , с. 29.
  50. ^ Накамура 2020 , с. 30.

Библиография

[ редактировать ]
  • Боршберг, Питер (2015). Журнал, мемориалы и письма Корнелиса Мателиева де Йонге: безопасность, дипломатия и торговля в Юго-Восточной Азии 17-го века . Издательство Гавайского университета. ISBN  978-9-97169-527-9 .
  • Брукмайр, Филипп (2019). Мусульмане Камбоджи и малайский мир: малайский язык, письменность джави и исламская фракционность с 19 века до наших дней . Издательство «Брилл» . ISBN  978-9-00438-451-4 .
  • Харди, Эндрю (2019), «Чампа, Интегрирующее королевство: механизмы политической интеграции в сегментарном государстве Юго-Восточной Азии (15 век)», в Гриффитсе, Арло; Харди, Эндрю; Уэйд, Джефф (ред.), Чампа: Территории и сети королевства Юго-Восточной Азии , Чикаго: Французская школа Экстремального Востока.
  • Юбер, Жан-Франсуа (2012). Искусство Чампа . Хо Ши Мин: Parkstone Press International.
  • Кирнан, Бен (2019). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета . ISBN  978-0-190-05379-6 .
  • Курия, Махмуд; Равенсберген, Санне, ред. (2021). Исламское право в мире Индийского океана: тексты, идеи и практика . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-00043-535-1 .
  • Маррисон, GE (1985). «Чамы и их литература». Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . 58 (2): 45–70 – через JSTOR .
  • Микшич, Джон Норман; Ян, Го Гео (2016). Древний Юго-Восток . Рутледж. ISBN  978-0-41573-554-4 .
  • Накамура, Ри (2000). «Приход ислама в Чампу» . Журнал малазийского отделения Королевского азиатского общества . 73 (1): 55–66. JSTOR   41493412 – через JSTOR .
  • Накамура, Ри (2020). Этническое путешествие: в поисках чама Вьетнама . Издательство Кембриджских ученых. ISBN  978-1-52755-034-6 .
  • По, Дхарма (2013). Пандуранга (Кампа). Его отношения с Вьетнамом (1802-1835) . Международный офис Чампа.
  • Уэйд, Джефф (2019), «Кампа в летописях правления Мин (Мин ши-лу) 14–17 веков», в Гриффитсе, Арло; Харди, Эндрю; Уэйд, Джефф (ред.), Чампа: Территории и сети королевства Юго-Восточной Азии , Чикаго: Французская школа Экстремального Востока.
  • Вебер, Николас (2016), «Диаспора чамов в Юго-Восточной Азии: модели исторического, политического, социального и экономического развития», в книге Энгельберта, Йорга Томаса (редактор), « Этнические и религиозные меньшинства Вьетнама: историческая перспектива» , издание Питера Ланга. , стр. 157–202, doi : 10.3726/978-3-653-05334-0 , ISBN.  978-3-63166-042-3
  • Вонг, Дэнни Цзе Кен (2011), «Отношения Вьетнам-Чампа», в Локхарте, Брюс; Трун, Кон Фонг (ред.), Чам Вьетнама: история, общество и искусство , Гавайи: University of Hawaii Press, стр. 238–264, ISBN  978-9-971-69459-3
  • Зоттоли, Брайан А. (2011), Переосмысление истории Южного Вьетнама с 15 по 18 века: конкуренция на побережьях от Гуандуна до Камбоджи , Мичиганский университет
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 86ba88c6a773085d93fb77b945e44338__1722796440
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/86/38/86ba88c6a773085d93fb77b945e44338.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Panduranga (Champa) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)