Чампа (Джа Тхак Ва)
Чампа | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1834–1835 | |||||||||
![]() Королевство Пандуранга Чампа до 1832 года. | |||||||||
Правительство | Революционная республика , Конфедерация | ||||||||
Король (По Патрай) Новой Чампы | |||||||||
• 1834–1835 | По Вар Палей | ||||||||
Вице-король | |||||||||
• 1834–1835 | Сей Дарк Каок | ||||||||
Законодательная власть | Временная ассамблея | ||||||||
История | |||||||||
• Учредил | 1834 | ||||||||
• Упразднено | 1835 | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Вьетнам |
Последнее королевство Чам , Пандуранга или княжество Тхуан Тхань , было аннексировано Минь Маном из Вьетнама в августе 1832 года. В ответ движение сопротивления чамов во главе с Джа Тхак Ва основало второе королевство Чампа в 1834 году после начала его большого Масштабная революция Чамов против вьетнамского правителя Минь Манга , последовавшая за угнетением старой Чампы . Он был распущен в следующем году, когда вьетнамские войска подавили движение сопротивления.
Происхождение Джа Так Ва
[ редактировать ]Джа Тхак Ва, религиозный лидер чамов из деревни Ван Лам, Нинь Туун , первоначально выдающийся лидер восстания Сумата , воздержался от следования пророчествам Хатиба Сумата после спора с хатибом о мотивации и планировании. [ примечание 1 ] [ 1 ] [ 2 ] По той же причине восстание Сумата быстро развалилось. Джа Тхак Ва раскритиковал Сумата за его фанатичный исламский экстремизм и подхалимское поведение. [ 3 ] В конце 1833 года он отделил свою группу от Сумата до западных гор ( Центральное нагорье ). [ 4 ] Джа Тхак Ва был умеренным сановником Бани, и его движение в светотенях не было мотивировано исламизмом. [ примечание 2 ] Его желанием было восстановление независимого государства Чампа с многоэтнической и мультикультурной гармонией на основе вьетнамских правил, а также призыв к уроженцам Чам восстать и изгнать вьетнамских поселенцев из Чампы. [ 5 ]
Первый этап революции
[ редактировать ]В августе 1834 года силы Джа Тхак Ва начали первое восстание, организовав нападения на вьетнамские военные гарнизоны в прибрежном Бинь Туане и сплотив людей для восстания. [ примечание 3 ] В рассказе говорится, что его заброшенная родина потряслась и пробудилась обиженным «священным огнем» (Апуэй Кадхир). [ 6 ] Но руководство чамов в низменности было слишком напугано, если бы они осудили вьетнамцев и присоединились к восстанию против Минь Манга. [ примечание 4 ]
В октябре восстание перешло во второе наступление, распространившись от гор до низменности. [ примечание 5 ] Джа Тхак Ва считал, что «революция сможет добиться успеха только в том случае, если она получит полную горячую приверженность и поддержку со стороны низменных масс». с королем По Пхаоком . [ примечание 6 ] [ примечание 7 ] Вьетнамские ежедневные хроники Минь Манга утверждают, что повстанцы устроили большие убийства как против чамов, так и над поселенцами Кинь. [ 7 ]
Основание нового штата Чампа
[ редактировать ]В конце 1834 года штаб революции (расположенный в Центральном нагорье к востоку от провинции Кханьхоа ) был передан в подчинение недавно созданной временной ассамблее, состоящей из антивьетнамской коалиции пострадавших, а именно Чам Бани и Чам Баламонс, горцы,... [ примечание 8 ] [ 8 ] Затем плебисцит собрания избрал По Вар Палея , зятя Цея Дхара Каока , потомка династии короля По Рима и выходца из деревни Раглаи из деревни Каданг, королем Новой Чампы. Затем собрание помазало Чуру лидера Ян Айа Харей (Принца Солнца) и Джа Йок Ай, лидера Чамов, в качестве военного командующего. Примечательно, что к сопротивлению присоединились и многие плодовитые члены высшей королевской семьи Пандуранги. Коллегия ассамблеи также рассматривала военные действия между общинами Баламон и Бани. Эти действия, как прокомментировал историк По Дхарма , подчеркивают полиэтнические, антирасистские и демократические намерения движения за независимость Джа Тхак Ва. [ 9 ]
Соответственно, Джа Тхак Ва считал, что провозглашение временной ассамблеи Чампа в конечном итоге приведет движение к конечной и неизбежной цели – освобождению Чампы как независимого, суверенного государства. [ 10 ]
Вьетнамские реакции
[ редактировать ]Узнав новости о восстании, Минь Манг пришел в ярость, пожаловавшись на движение Джа Тхак Ва «антивьетские идиотские и варварские горные районы, возглавляемые предательской и непослушной толпой». [ примечание 9 ] Он приказал войскам в провинциях подавить восстание.
Вьетнамские вооруженные силы, насчитывающие около тысячи стационарных военнослужащих при поддержке ополчения Кинь, установили военно-морскую блокаду вокруг прибрежных районов Ниньтхуан-Биньтхуан, затем перебросили войска в деревни, чтобы вытеснить повстанцев, и развернули усилия по пресечению материально-технического снабжения повстанцев.
Вьетнамский двор изначально недооценил повстанцев и вел против них обычную войну, но не смог противостоять ни народным восстаниям, ни партизанам. Джа Тхак Ва организовал свою армию в небольшие мобильные отряды партизан.
Ситуация в Пандуранге быстро погрузилась в ужас. Насилие и терроризм возросли. Вьетнамские военные применили террористическую тактику, чтобы сократить поставки, например, сожгли чамские деревни и сельскохозяйственные угодья, проложили след разрушений и совершили значительные жестокие злоупотребления в отношении невинных гражданских лиц, запугивая поддержку населения чамов и возможное участие в повстанческом движении Джа Тхак. Ва. [ 11 ]
Первоначальные поражения Вьетнама, революционная экспансия
[ редактировать ]К началу 1835 года армия Нгуена была изгнана после того, как ее обошли повстанцы с фланга и проиграли сражения в ключевых городах округов Анфок, Хоа Да, Туй Тон, и управление Бинь Тхуан перешло к революционерам. Джа Тхак Ва получил контроль над старой Пандурангой. [ примечание 10 ]
Возрождающаяся Чампа под руководством Джа Тхак Ва затем быстро беспрецедентно расширилась, получив контроль над обширной территорией в Центральном Вьетнаме, простирающейся от Фуйена , Кханьхоа , Ниньтхуана , Биньтхуана , Ди Линя , Донг Най и Лам Донга . [ 12 ] [ 13 ]
Успех восстания поставил под угрозу позицию двора Нгуена и дестабилизировал Вьетнамскую империю. Восстание Ле Ван Хой в Сайгоне еще не было подавлено. Сиамцы поднимали восстания против Минь Манга на севере Вьетнама, одновременно проводя рейды в Камбодже, недавно аннексированной территории Вьетнама. [ 11 ]
Вьетнамские наступления (март 1835 г.) и зверства
[ редактировать ]Узнав о своих территориальных потерях от повстанцев Чама, Минь Манг отправил подкрепление из 3000 королевских солдат вперед к старому Туан Тхань, чтобы вернуть себе контроль над Пандурангой и подавить революцию. [ примечание 11 ] [ примечание 12 ] Он уволил нескольких местных чиновников, которых обвинили в плохом управлении и затягивании подавления восстания. [ примечание 13 ]
В марте 1835 года Минь Манг пообещал хорошие денежные переводы солдатам, убившим и обезглавившим повстанца для ликвидации восстания. [ 14 ] Впоследствии то, что произошло в Старой Пандуранге, стало кровавым царством террора, систематическими массовыми убийствами безруких чамов и коренных жителей, предпринятыми вьетнамскими солдатами и ополченцами Кинь на ужасающем «геноцидном уровне». [ 15 ] используя отвратительные методы, такие как медленное нарезание или безудержные массовые убийства с мертвыми, изуродованными телами, разбросанными по всей территории, и все эти вьетнамские военные преступления были хорошо засвидетельствованы как вьетнамскими королевскими документами, так и источниками чамов. [ примечание 14 ] [ 14 ] Однако тот же пресловутый метод, который Минь Манг использовал для подавления многих предыдущих восстаний и христианских восстаний, быстро вышел из-под контроля и превратился в этноцид в Чампе. [ 14 ] Современные местные отчеты также заметили эпицентр: «Хюэ награждает каждого солдата деньгами и наградой за то, что каждое утро он собирает три головы чамов». Неудержимые вьетнамские королевские войска и военизированные формирования Кинь соревновались в выслеживании и убийстве невинных мирных жителей Чама, чтобы получить призы за задания. [ примечание 15 ] [ 14 ]
С другой стороны, Минь Манг приказал своим войскам разрушить склады соли и риса, чтобы помешать войскам Джа Тхак Ва пополнить запасы, и привел боевых слонов для борьбы с повстанцами, у которых не было огнестрельного оружия, чтобы противостоять атаке слонов. [ примечание 16 ] [ 16 ]
Столкнувшись с жестоким неповиновением чамов, Минь Ман затем был заинтригован обсуждением вопроса о том, чтобы попросить Чонг Минь Гюнга , нынешнего действующего генерал-губернатора Камбоджи, тайно управлять Пандурангой. [ примечание 17 ] [ 16 ] Затем он ожидал перерыва, отказавшись от своей программы и подкупив чамских аристократов, которые с самого начала были настроены враждебно, чтобы саботировать основных сторонников революции. Его администрация предоставила амнистию бывшему королю По Фаоку и сестре вице-короля Цей Дхар Каока . [ 17 ] Он отказался от соревнования по убийствам, которое ранее организовал сам, и потребовал наказания для военных и коррумпированных чиновников, которые оскорбляли и убивали безоружных гражданских лиц. [ примечание 18 ] В апреле он реабилитировал около 200 заключенных Чамов, одновременно начав кампанию дезинформации против Джа Тхак Ва. [ примечание 19 ]
Прекращение сопротивления Чампа и его последствия
[ редактировать ]Летом 1835 года руководству Нео Чампы был нанесен удар. Король Раглаи По Вар Палей был убит в бою во время боя с войсками Нгуена в мае 1835 года. [ примечание 20 ] Джа Тхак Ва был ранен в деревушке Хаму Линанг недалеко от Фанранга , затем был схвачен вьетнамцами и приговорен к смертной казни. [ примечание 21 ]
Революционеры все еще ожесточенно сопротивлялись до июля в тщетной надежде отогнать вьетнамцев, но вскоре уступили и сдались. [ примечание 22 ] [ 18 ] Многие революционеры и участники восстания были немедленно казнены после капитуляции, а некоторые были отправлены в ссылку или (рабские) трудовые лагеря. [ примечание 23 ]
В июле 1835 года Минь Манг приказал казнить бывшего короля По Пхаока и вице-короля Сей Дхар Каока , которых, как сообщается, обвиняли в том, что они вдохновили Ле Ван Хоя на заговор против суда. [ примечание 24 ] [ примечание 25 ] путем медленной нарезки . [ примечание 26 ] [ примечание 27 ] [ 19 ]
Летом 1835 года Минь Ман приказал разрушить Чампу, чтобы высвободить свой гнев. Исторические места не были освобождены от разрушения. Чамские кладбища и королевские гробницы были разрушены и подверглись вандализму. Храмы были снесены. [ 20 ] храм короля По Рима . Загорелся [ примечание 28 ] Большинство чамских деревень и городов, особенно водных деревень вдоль побережья, были сровнены с землей и уничтожены. [ 21 ] Около семи-двенадцати деревень чамов были сровнены с землей. В чамском документе рассказывается: «Если вы пойдете вдоль побережья от Панранга [ 22 ] в Парик, вы увидите, принц и господин, что нет больше домов чамов (на побережье)». Следовательно, чамы утратили традиции мореплавания и кораблестроения своих предков. [ 23 ]
После Джа Тхак Ва вьетнамские королевские документы также зафиксировали еще одно восстание в бывшей Пандуранге, возглавляемое двумя сестрами Чам, Тхо Тиет и Тхо Кан Оа, в 1836 году. [ примечание 29 ] [ 24 ]
В конце концов, чтобы предотвратить дальнейшее сопротивление чамов, Минь Манг решил вытеснить население чамов и рассеять их по местам рядом с деревнями кинь, одновременно перекрыв связь между чамами, живущими на равнине, и племенами горцев. [ примечание 30 ] Религиозная жизнь и обычаи чамов были практически уничтожены. Коренные горные народы, их средства к существованию и их следы находились под пристальным наблюдением. [ 25 ] [ 26 ]
Преемники Минг Манга Тьеу Чи и Ту Дык отменили большую часть жесткой политики своего деда в отношении религии и этнической ассимиляции, и чамам было вновь разрешено исповедовать свою веру.
Тем не менее, до тех пор, пока приобретение Францией Вьетнама , а затем и Индокитая в конце 1880-х годов не завершилось лишь незначительной частью, в старой Пандуранге оставалось 40 000 чамов. [ 27 ] Французская колониальная администрация запретила кинь дискриминацию и предрассудки в отношении чамов и коренных горных народов, положив конец вьетнамскому культурному геноциду чамов. [ 27 ]
См. также
[ редактировать ]История Чампы |
---|
Хронология |
История Вьетнама |
---|
![]() |
![]() |
Ссылки
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ CM [Рукопись Чама] 24 (5), стр. 168-169.
- ^ CM 23, pp. 167-168. ( Po 2013 , p. 146)
- ^ DNTLCB, XVI, с. 71
- ^ САМ 1, с. 3
- ^ CAM 30 (17), стр. 50-51.
- ^ CM 29, комната 20. ( Po 2013 , стр. 153)
- ^ MMCY [Майн Минь Мень, Ежедневные отчеты Минь Мангу ], V, стр. 180. ( По 2013 , стр. 153)
- ^ DNTLCB ( Dai Nam Thuc Luc Chinh Bien), XVI, стр. 118-119
- ^ DNTLCB, XVI, p. 84. ( Po 2013 , p. 149)
- ^ DNTLCB, XVI, p. 77. ( Po 2013 , p. 155)
- ^ СМ 29, комната 43.
- ^ DNTLCB, XVI, pp. 69, 129-143. ( Po 2013 , p. 153)
- ^ DNTLCB, XVI, стр. 78-79.
- ^ DNTLCB, XVI, p. 79. ( Po 2013 , p. 155)
- ^ CM 29, комната 29. ( Po 2013 , стр. 155)
- ^ DNTLCB, XVI, с. 79
- ^ DNTLCB, XVI, с. 94
- ^ DNTLCB, XVI, стр. 69, 82.
- ^ DNTLCB, XVI, p. 129. ( Po 2013 , p. 157)
- ^ DNTLCB, XVI, с. 198
- ^ САМ 30, XVII, стр. 51.
- ^ MMCY, В, с. 181
- ^ CHCPI CAM 1, с. 8
- ^ QTCB [Национальный Триеу Чинь Бьен], стр. 198
- ^ DNNTC ( Дай Нам Нхат Тонг Чи ), XII, с. 43
- ^ QTCB, с. 196
- ^ DNTLCB, XVI, с. 279
- ^ CAM 30 (17), стр. 49-53.
- ^ MMCY, VI, стр. 160-161. ( Вебер 2012 , стр. 165)
- ^ DNTLCB, XVI, с. 289. ( Вебер 2012 , стр. 165)
Цитаты
[ редактировать ]- ^ Po 2013 , p. 146.
- ^ Брукмайр 2019 , с. 31б.
- ^ Лафонт 2007 , с. 214.
- ^ Po 2013 , p. 147.
- ^ Po 2013 , p. 23.
- ^ Po 2013 , p. 151.
- ^ Po 2013 , p. 152.
- ^ Лафонт 2007 , с. 215.
- ^ Po 2013 , pp. 147–148.
- ^ Po 2013 , p. 149.
- ^ Jump up to: а б Po 2013 , p. 154.
- ^ Po 2013 , p. 157.
- ^ Po 2013 , p. 172.
- ^ Jump up to: а б с д Po 2013 , p. 155.
- ^ Лафонт 2007 , с. 216.
- ^ Jump up to: а б Po 2013 , p. 156.
- ^ Po 2013 , p. 159.
- ^ Po 2013 , pp. 159–60.
- ^ Po 2013 , pp. 160–61.
- ^ Po 2013 , p. 161.
- ^ Лафонт 2007 , с. 217.
- ^ вариант санскритского слова Пандуранга
- ^ Вебер 2016 , с. 184.
- ^ Вебер 2012 , с. 165.
- ^ Лафонт 2007 , с. 218.
- ^ Po 2013 , p. 162.
- ^ Jump up to: а б Лафонт 2007 , с. 224.
Библиография
[ редактировать ]- Брукмайр, Филипп (2019). Мусульмане Камбоджи и малайский мир: малайский язык, письменность джави и исламская фракционность с 19 века до наших дней . Издательство «Брилл» . ISBN 978-9-00438-451-4 .
- Юбер, Жан-Франсуа (2012). Искусство Чампа . Хо Ши Мин: Parkstone Press International.
- Лафон, Пьер-Бернар (2007). Ле Кампа: география, население, история . Изученная Индия. ISBN 978-2-84654-162-6 .
- Накамура, Ри (2020). Этническое путешествие: в поисках чама Вьетнама . Издательство Кембриджских ученых. ISBN 978-1-52755-034-6 .
- По, Дхарма (2013). Пандуранга (Кампа). Его отношения с Вьетнамом (1802-1835) . Международный офис Чампа.
- Вебер, Николас (2012). «Разрушение и ассимиляция Кампы (1832–1835 гг.), Как видно из источников Кампа». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 43 (1): 158–180. дои : 10.1017/S0022463411000701 . S2CID 154818297 .
- Вебер, Николас (2016), «Диаспора чамов в Юго-Восточной Азии: модели исторического, политического, социального и экономического развития», в книге Энгельберта, Йорга Томаса (редактор), « Этнические и религиозные меньшинства Вьетнама: историческая перспектива» , издание Питера Ланга. , стр. 157–202, doi : 10.3726/978-3-653-05334-0 , ISBN. 978-3-63166-042-3
Дальнейшее чтение
[ редактировать ]- Браун, Сара Э.; Смит, Стивен Д., ред. (2021). Справочник Рутледжа по религии, массовым злодеяниям и геноциду . Рутледж. ISBN 978-0-36732-150-5 .
- Гудман, Джон (2021). Опыт мусульманских меньшинств в материковой части Юго-Восточной Азии: другой путь . Тейлор и Фрэнсис. ISBN 978-1-000-41534-6 .
- Ханна, Никки, изд. (2020). Уайтер: американки азиатского происхождения о цвете кожи и колоризме . Нью-Йорк Пресс. ISBN 978-1-47988-108-6 .