Jump to content

Чампа (Джа Тхак Ва)

Чампа
1834–1835
Королевство Пандуранга Чампа до 1832 года.
Королевство Пандуранга Чампа до 1832 года.
Правительство Революционная республика , Конфедерация
Король (По Патрай) Новой Чампы  
• 1834–1835
По Вар Палей
Вице-король  
• 1834–1835
Сей Дарк Каок
Законодательная власть Временная ассамблея
История  
• Учредил
1834
• Упразднено
1835
Предшественник
Преемник
Княжество Тхуан Тхань
Империя Вьетнама
Сегодня часть Вьетнам

Последнее королевство Чам , Пандуранга или княжество Тхуан Тхань , было аннексировано Минь Маном из Вьетнама в августе 1832 года. В ответ движение сопротивления чамов во главе с Джа Тхак Ва основало второе королевство Чампа в 1834 году после начала его большого Масштабная революция Чамов против вьетнамского правителя Минь Манга , последовавшая за угнетением старой Чампы . Он был распущен в следующем году, когда вьетнамские войска подавили движение сопротивления.

Происхождение Джа Так Ва

[ редактировать ]

Джа Тхак Ва, религиозный лидер чамов из деревни Ван Лам, Нинь Туун , первоначально выдающийся лидер восстания Сумата , воздержался от следования пророчествам Хатиба Сумата после спора с хатибом о мотивации и планировании. [ примечание 1 ] [ 1 ] [ 2 ] По той же причине восстание Сумата быстро развалилось. Джа Тхак Ва раскритиковал Сумата за его фанатичный исламский экстремизм и подхалимское поведение. [ 3 ] В конце 1833 года он отделил свою группу от Сумата до западных гор ( Центральное нагорье ). [ 4 ] Джа Тхак Ва был умеренным сановником Бани, и его движение в светотенях не было мотивировано исламизмом. [ примечание 2 ] Его желанием было восстановление независимого государства Чампа с многоэтнической и мультикультурной гармонией на основе вьетнамских правил, а также призыв к уроженцам Чам восстать и изгнать вьетнамских поселенцев из Чампы. [ 5 ]

Первый этап революции

[ редактировать ]

В августе 1834 года силы Джа Тхак Ва начали первое восстание, организовав нападения на вьетнамские военные гарнизоны в прибрежном Бинь Туане и сплотив людей для восстания. [ примечание 3 ] В рассказе говорится, что его заброшенная родина потряслась и пробудилась обиженным «священным огнем» (Апуэй Кадхир). [ 6 ] Но руководство чамов в низменности было слишком напугано, если бы они осудили вьетнамцев и присоединились к восстанию против Минь Манга. [ примечание 4 ]

В октябре восстание перешло во второе наступление, распространившись от гор до низменности. [ примечание 5 ] Джа Тхак Ва считал, что «революция сможет добиться успеха только в том случае, если она получит полную горячую приверженность и поддержку со стороны низменных масс». с королем По Пхаоком . [ примечание 6 ] [ примечание 7 ] Вьетнамские ежедневные хроники Минь Манга утверждают, что повстанцы устроили большие убийства как против чамов, так и над поселенцами Кинь. [ 7 ]

Основание нового штата Чампа

[ редактировать ]

В конце 1834 года штаб революции (расположенный в Центральном нагорье к востоку от провинции Кханьхоа ) был передан в подчинение недавно созданной временной ассамблее, состоящей из антивьетнамской коалиции пострадавших, а именно Чам Бани и Чам Баламонс, горцы,... [ примечание 8 ] [ 8 ] Затем плебисцит собрания избрал По Вар Палея , зятя Цея Дхара Каока , потомка династии короля По Рима и выходца из деревни Раглаи из деревни Каданг, королем Новой Чампы. Затем собрание помазало Чуру лидера Ян Айа Харей (Принца Солнца) и Джа Йок Ай, лидера Чамов, в качестве военного командующего. Примечательно, что к сопротивлению присоединились и многие плодовитые члены высшей королевской семьи Пандуранги. Коллегия ассамблеи также рассматривала военные действия между общинами Баламон и Бани. Эти действия, как прокомментировал историк По Дхарма , подчеркивают полиэтнические, антирасистские и демократические намерения движения за независимость Джа Тхак Ва. [ 9 ]

Соответственно, Джа Тхак Ва считал, что провозглашение временной ассамблеи Чампа в конечном итоге приведет движение к конечной и неизбежной цели – освобождению Чампы как независимого, суверенного государства. [ 10 ]

Вьетнамские реакции

[ редактировать ]

Узнав новости о восстании, Минь Манг пришел в ярость, пожаловавшись на движение Джа Тхак Ва «антивьетские идиотские и варварские горные районы, возглавляемые предательской и непослушной толпой». [ примечание 9 ] Он приказал войскам в провинциях подавить восстание.

Вьетнамские вооруженные силы, насчитывающие около тысячи стационарных военнослужащих при поддержке ополчения Кинь, установили военно-морскую блокаду вокруг прибрежных районов Ниньтхуан-Биньтхуан, затем перебросили войска в деревни, чтобы вытеснить повстанцев, и развернули усилия по пресечению материально-технического снабжения повстанцев.

Вьетнамский двор изначально недооценил повстанцев и вел против них обычную войну, но не смог противостоять ни народным восстаниям, ни партизанам. Джа Тхак Ва организовал свою армию в небольшие мобильные отряды партизан.

Ситуация в Пандуранге быстро погрузилась в ужас. Насилие и терроризм возросли. Вьетнамские военные применили террористическую тактику, чтобы сократить поставки, например, сожгли чамские деревни и сельскохозяйственные угодья, проложили след разрушений и совершили значительные жестокие злоупотребления в отношении невинных гражданских лиц, запугивая поддержку населения чамов и возможное участие в повстанческом движении Джа Тхак. Ва. [ 11 ]

Первоначальные поражения Вьетнама, революционная экспансия

[ редактировать ]

К началу 1835 года армия Нгуена была изгнана после того, как ее обошли повстанцы с фланга и проиграли сражения в ключевых городах округов Анфок, Хоа Да, Туй Тон, и управление Бинь Тхуан перешло к революционерам. Джа Тхак Ва получил контроль над старой Пандурангой. [ примечание 10 ]

Возрождающаяся Чампа под руководством Джа Тхак Ва затем быстро беспрецедентно расширилась, получив контроль над обширной территорией в Центральном Вьетнаме, простирающейся от Фуйена , Кханьхоа , Ниньтхуана , Биньтхуана , Ди Линя , Донг Най и Лам Донга . [ 12 ] [ 13 ]

Успех восстания поставил под угрозу позицию двора Нгуена и дестабилизировал Вьетнамскую империю. Восстание Ле Ван Хой в Сайгоне еще не было подавлено. Сиамцы поднимали восстания против Минь Манга на севере Вьетнама, одновременно проводя рейды в Камбодже, недавно аннексированной территории Вьетнама. [ 11 ]

Вьетнамские наступления (март 1835 г.) и зверства

[ редактировать ]

Узнав о своих территориальных потерях от повстанцев Чама, Минь Манг отправил подкрепление из 3000 королевских солдат вперед к старому Туан Тхань, чтобы вернуть себе контроль над Пандурангой и подавить революцию. [ примечание 11 ] [ примечание 12 ] Он уволил нескольких местных чиновников, которых обвинили в плохом управлении и затягивании подавления восстания. [ примечание 13 ]

В марте 1835 года Минь Манг пообещал хорошие денежные переводы солдатам, убившим и обезглавившим повстанца для ликвидации восстания. [ 14 ] Впоследствии то, что произошло в Старой Пандуранге, стало кровавым царством террора, систематическими массовыми убийствами безруких чамов и коренных жителей, предпринятыми вьетнамскими солдатами и ополченцами Кинь на ужасающем «геноцидном уровне». [ 15 ] используя отвратительные методы, такие как медленное нарезание или безудержные массовые убийства с мертвыми, изуродованными телами, разбросанными по всей территории, и все эти вьетнамские военные преступления были хорошо засвидетельствованы как вьетнамскими королевскими документами, так и источниками чамов. [ примечание 14 ] [ 14 ] Однако тот же пресловутый метод, который Минь Манг использовал для подавления многих предыдущих восстаний и христианских восстаний, быстро вышел из-под контроля и превратился в этноцид в Чампе. [ 14 ] Современные местные отчеты также заметили эпицентр: «Хюэ награждает каждого солдата деньгами и наградой за то, что каждое утро он собирает три головы чамов». Неудержимые вьетнамские королевские войска и военизированные формирования Кинь соревновались в выслеживании и убийстве невинных мирных жителей Чама, чтобы получить призы за задания. [ примечание 15 ] [ 14 ]

С другой стороны, Минь Манг приказал своим войскам разрушить склады соли и риса, чтобы помешать войскам Джа Тхак Ва пополнить запасы, и привел боевых слонов для борьбы с повстанцами, у которых не было огнестрельного оружия, чтобы противостоять атаке слонов. [ примечание 16 ] [ 16 ]

Столкнувшись с жестоким неповиновением чамов, Минь Ман затем был заинтригован обсуждением вопроса о том, чтобы попросить Чонг Минь Гюнга , нынешнего действующего генерал-губернатора Камбоджи, тайно управлять Пандурангой. [ примечание 17 ] [ 16 ] Затем он ожидал перерыва, отказавшись от своей программы и подкупив чамских аристократов, которые с самого начала были настроены враждебно, чтобы саботировать основных сторонников революции. Его администрация предоставила амнистию бывшему королю По Фаоку и сестре вице-короля Цей Дхар Каока . [ 17 ] Он отказался от соревнования по убийствам, которое ранее организовал сам, и потребовал наказания для военных и коррумпированных чиновников, которые оскорбляли и убивали безоружных гражданских лиц. [ примечание 18 ] В апреле он реабилитировал около 200 заключенных Чамов, одновременно начав кампанию дезинформации против Джа Тхак Ва. [ примечание 19 ]

Прекращение сопротивления Чампа и его последствия

[ редактировать ]

Летом 1835 года руководству Нео Чампы был нанесен удар. Король Раглаи По Вар Палей был убит в бою во время боя с войсками Нгуена в мае 1835 года. [ примечание 20 ] Джа Тхак Ва был ранен в деревушке Хаму Линанг недалеко от Фанранга , затем был схвачен вьетнамцами и приговорен к смертной казни. [ примечание 21 ]

Революционеры все еще ожесточенно сопротивлялись до июля в тщетной надежде отогнать вьетнамцев, но вскоре уступили и сдались. [ примечание 22 ] [ 18 ] Многие революционеры и участники восстания были немедленно казнены после капитуляции, а некоторые были отправлены в ссылку или (рабские) трудовые лагеря. [ примечание 23 ]

В июле 1835 года Минь Манг приказал казнить бывшего короля По Пхаока и вице-короля Сей Дхар Каока , которых, как сообщается, обвиняли в том, что они вдохновили Ле Ван Хоя на заговор против суда. [ примечание 24 ] [ примечание 25 ] путем медленной нарезки . [ примечание 26 ] [ примечание 27 ] [ 19 ]

Летом 1835 года Минь Ман приказал разрушить Чампу, чтобы высвободить свой гнев. Исторические места не были освобождены от разрушения. Чамские кладбища и королевские гробницы были разрушены и подверглись вандализму. Храмы были снесены. [ 20 ] храм короля По Рима . Загорелся [ примечание 28 ] Большинство чамских деревень и городов, особенно водных деревень вдоль побережья, были сровнены с землей и уничтожены. [ 21 ] Около семи-двенадцати деревень чамов были сровнены с землей. В чамском документе рассказывается: «Если вы пойдете вдоль побережья от Панранга [ 22 ] в Парик, вы увидите, принц и господин, что нет больше домов чамов (на побережье)». Следовательно, чамы утратили традиции мореплавания и кораблестроения своих предков. [ 23 ]

После Джа Тхак Ва вьетнамские королевские документы также зафиксировали еще одно восстание в бывшей Пандуранге, возглавляемое двумя сестрами Чам, Тхо Тиет и Тхо Кан Оа, в 1836 году. [ примечание 29 ] [ 24 ]

В конце концов, чтобы предотвратить дальнейшее сопротивление чамов, Минь Манг решил вытеснить население чамов и рассеять их по местам рядом с деревнями кинь, одновременно перекрыв связь между чамами, живущими на равнине, и племенами горцев. [ примечание 30 ] Религиозная жизнь и обычаи чамов были практически уничтожены. Коренные горные народы, их средства к существованию и их следы находились под пристальным наблюдением. [ 25 ] [ 26 ]

Преемники Минг Манга Тьеу Чи и Ту Дык отменили большую часть жесткой политики своего деда в отношении религии и этнической ассимиляции, и чамам было вновь разрешено исповедовать свою веру.

Тем не менее, до тех пор, пока приобретение Францией Вьетнама , а затем и Индокитая в конце 1880-х годов не завершилось лишь незначительной частью, в старой Пандуранге оставалось 40 000 чамов. [ 27 ] Французская колониальная администрация запретила кинь дискриминацию и предрассудки в отношении чамов и коренных горных народов, положив конец вьетнамскому культурному геноциду чамов. [ 27 ]

См. также

[ редактировать ]

Примечания

[ редактировать ]
  1. ^ CM [Рукопись Чама] 24 (5), стр. 168-169.
  2. ^ CM 23, pp. 167-168. ( Po 2013 , p. 146)
  3. ^ DNTLCB, XVI, с. 71
  4. ^ САМ 1, с. 3
  5. ^ CAM 30 (17), стр. 50-51.
  6. ^ CM 29, комната 20. ( Po 2013 , стр. 153)
  7. ^ MMCY [Майн Минь Мень, Ежедневные отчеты Минь Мангу ], V, стр. 180. ( По 2013 , стр. 153)
  8. ^ DNTLCB ( Dai Nam Thuc Luc Chinh Bien), XVI, стр. 118-119
  9. ^ DNTLCB, XVI, p. 84. ( Po 2013 , p. 149)
  10. ^ DNTLCB, XVI, p. 77. ( Po 2013 , p. 155)
  11. ^ СМ 29, комната 43.
  12. ^ DNTLCB, XVI, pp. 69, 129-143. ( Po 2013 , p. 153)
  13. ^ DNTLCB, XVI, стр. 78-79.
  14. ^ DNTLCB, XVI, p. 79. ( Po 2013 , p. 155)
  15. ^ CM 29, комната 29. ( Po 2013 , стр. 155)
  16. ^ DNTLCB, XVI, с. 79
  17. ^ DNTLCB, XVI, с. 94
  18. ^ DNTLCB, XVI, стр. 69, 82.
  19. ^ DNTLCB, XVI, p. 129. ( Po 2013 , p. 157)
  20. ^ DNTLCB, XVI, с. 198
  21. ^ САМ 30, XVII, стр. 51.
  22. ^ MMCY, В, с. 181
  23. ^ CHCPI CAM 1, с. 8
  24. ^ QTCB [Национальный Триеу Чинь Бьен], стр. 198
  25. ^ DNNTC ( Дай Нам Нхат Тонг Чи ), XII, с. 43
  26. ^ QTCB, с. 196
  27. ^ DNTLCB, XVI, с. 279
  28. ^ CAM 30 (17), стр. 49-53.
  29. ^ MMCY, VI, стр. 160-161. ( Вебер 2012 , стр. 165)
  30. ^ DNTLCB, XVI, с. 289. ( Вебер 2012 , стр. 165)
  1. ^ Po 2013 , p. 146.
  2. ^ Брукмайр 2019 , с. 31б.
  3. ^ Лафонт 2007 , с. 214.
  4. ^ Po 2013 , p. 147.
  5. ^ Po 2013 , p. 23.
  6. ^ Po 2013 , p. 151.
  7. ^ Po 2013 , p. 152.
  8. ^ Лафонт 2007 , с. 215.
  9. ^ Po 2013 , pp. 147–148.
  10. ^ Po 2013 , p. 149.
  11. ^ Jump up to: а б Po 2013 , p. 154.
  12. ^ Po 2013 , p. 157.
  13. ^ Po 2013 , p. 172.
  14. ^ Jump up to: а б с д Po 2013 , p. 155.
  15. ^ Лафонт 2007 , с. 216.
  16. ^ Jump up to: а б Po 2013 , p. 156.
  17. ^ Po 2013 , p. 159.
  18. ^ Po 2013 , pp. 159–60.
  19. ^ Po 2013 , pp. 160–61.
  20. ^ Po 2013 , p. 161.
  21. ^ Лафонт 2007 , с. 217.
  22. ^ вариант санскритского слова Пандуранга
  23. ^ Вебер 2016 , с. 184.
  24. ^ Вебер 2012 , с. 165.
  25. ^ Лафонт 2007 , с. 218.
  26. ^ Po 2013 , p. 162.
  27. ^ Jump up to: а б Лафонт 2007 , с. 224.

Библиография

[ редактировать ]
  • Брукмайр, Филипп (2019). Мусульмане Камбоджи и малайский мир: малайский язык, письменность джави и исламская фракционность с 19 века до наших дней . Издательство «Брилл» . ISBN  978-9-00438-451-4 .
  • Юбер, Жан-Франсуа (2012). Искусство Чампа . Хо Ши Мин: Parkstone Press International.
  • Лафон, Пьер-Бернар (2007). Ле Кампа: география, население, история . Изученная Индия. ISBN  978-2-84654-162-6 .
  • Накамура, Ри (2020). Этническое путешествие: в поисках чама Вьетнама . Издательство Кембриджских ученых. ISBN  978-1-52755-034-6 .
  • По, Дхарма (2013). Пандуранга (Кампа). Его отношения с Вьетнамом (1802-1835) . Международный офис Чампа.
  • Вебер, Николас (2012). «Разрушение и ассимиляция Кампы (1832–1835 гг.), Как видно из источников Кампа». Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 43 (1): 158–180. дои : 10.1017/S0022463411000701 . S2CID   154818297 .
  • Вебер, Николас (2016), «Диаспора чамов в Юго-Восточной Азии: модели исторического, политического, социального и экономического развития», в книге Энгельберта, Йорга Томаса (редактор), « Этнические и религиозные меньшинства Вьетнама: историческая перспектива» , издание Питера Ланга. , стр. 157–202, doi : 10.3726/978-3-653-05334-0 , ISBN.  978-3-63166-042-3

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
  • Браун, Сара Э.; Смит, Стивен Д., ред. (2021). Справочник Рутледжа по религии, массовым злодеяниям и геноциду . Рутледж. ISBN  978-0-36732-150-5 .
  • Гудман, Джон (2021). Опыт мусульманских меньшинств в материковой части Юго-Восточной Азии: другой путь . Тейлор и Фрэнсис. ISBN  978-1-000-41534-6 .
  • Ханна, Никки, изд. (2020). Уайтер: американки азиатского происхождения о цвете кожи и колоризме . Нью-Йорк Пресс. ISBN  978-1-47988-108-6 .
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: 36a03602d48f5f102c5342a3e9ad29fa__1712971380
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/36/fa/36a03602d48f5f102c5342a3e9ad29fa.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Champa (Ja Thak Wa) - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)