Po Rome
Po Rome | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Король Чампы Король Пандуранги | |||||||||
Король Чампы | |||||||||
Царствование | 1627–1651 | ||||||||
Предшественник | По Клоун Мах | ||||||||
Преемник | Po Nraup | ||||||||
Рожденный | ? Чампа | ||||||||
Умер | 1651 Фу Йен | ||||||||
Супруг | Биа Тан Чих Биа, чем может Смещение | ||||||||
Проблема | Po Mul | ||||||||
|
По Рим (?–1651), также пишется Роме , По Роме или По Рамо предполагаемым мусульманским именем Ник Мустафа Бин Ван Абул Музаффар По , с Валиулла. [ 1 ] царственное имя Султан Абдул Хамид Шах ( Джави : Султан Абдул Хамид Шах), [ 1 ] был королем Пандуранга Чампы , правившим с 1627 по 1651 год.
Царствование
[ редактировать ]По Рим был вождем чуру , родом из современного района Донзыонг , провинция Ламдонг . [ 2 ] Согласно местным легендам, его имя при рождении было Джа Катхаот ( Чам : ꨎ ꨆꨔꨯꨱꩅ). [ 3 ] Малайская историческая традиция рассказывает о чамском принце по имени Ник Мустафа, который до восшествия на престол прожил в Келантане несколько лет . Этот принц был идентифицирован как По Рим. [ 4 ] Он унаследовал трон в 1627 году. Келантанская традиция гласит, что Ник Мустафа, взойдя на трон Чампы, принял королевский титул Султан Абдул Хамид Шах Бин Шариф Ван Абу Музаффар Бин Шариф Ван Абдулла Умдатутдин ( Джави : Султан Абдул Хамид Шах Бин Шариф Ван Абу Музаффар бин Шариф Ван Абдаллах Умдату ад-Дин). [ 1 ] Однако вопрос о том, был ли По Рим официально мусульманином, остается спорным. Голландские посетители отмечали в 1644 году, что король выразил неодобрение узурпации власти в Камбодже принцем мусульманским . [ 5 ] В любом случае, он занял примирительную позицию, подчинив как индуистские , так и мусульманские фракции, обеспечив мир между общинами чамов . [ 2 ]
Король По Рим построил плотины и каналы для развития сельского хозяйства в бассейне Фанранга . [ 2 ] Во время своего правления Чампа торговал с Сиамом , Камбоджей , Вьетнамом , Индией , малайским миром и даже западными странами, включая Францию и Португалию. [ 6 ] В 1638 году он нанес визит королю Камбоджи Анг Тонг Ричеа , который был его союзником и был с ним кровным родственником. [ 7 ] Чампа также совершил набег на территории, оккупированные лордом Нгуеном . Вьетнамский губернатор Фуйена Ван Фонг (文封, он был чамом) восстал против лорда Нгуена в 1629 году, но был подавлен генералом Нгуен Хоу Винь (阮有榮). [ 8 ] При этом вьетнамцы захватили землю Чам к северу от реки Фанранг. [ 9 ] Два года спустя мирные отношения были восстановлены, когда По Рим женился на Нгуен Фук Нгок Кхоа (阮福玉誇), дочери вьетнамского лорда Нгуен Фук Нгуен . [ 10 ]
В 1651 году По Рим умер насильственной смертью в Фуйене во время вспышки военных действий между Чамсом и Вьетом. [ 2 ] Согласно голландскому отчету от января 1652 года, «кинамцы [южные вьетнамцы] подчинили Чампу оружием, обезглавили короля и держат Дайро [верховного жреца] в плену». [ 11 ] его старший единоутробный брат По Нрауп На престол унаследовал .
Нынешний стандарт Сакави Чам , основанный на Сака Раджа стандарте календаря Чам , также, вероятно, был установлен во время правления По Рима. [ 12 ]
Народ Чам был опечален, узнав о его смерти. Согласно традиции, они построили для него храм По Рим расположенный в районе Ниньфок , провинция Ниньтхуан . Однако храм По-Рим на самом деле мог быть построен до 17 века. [ 13 ]
Легенда о По Риме
[ редактировать ]Более поздняя традиция переформулировала историю По Рима, чтобы объяснить экспансию вьетнамцев. В нем утверждается, что мать По Рима забеременела без полового акта с мужчиной. Она вырастила будущего короля в деревне Разох, где другие дети оскорбляли его за то, что он бастард. Не выдержав этого, он вместе с матерью переехал в Хаму Барау, а затем в Бо Матух в стране Пандуранга , где пас царских буйволов. Его судьба определилась через встречу с драконом, когда он однажды охотился на птиц в лесу. Когда он вырос и стал молодым человеком, его господин По Клаонг Мах Най пожелал отречься от престола. Однажды королевский астролог услышал из кухни голос: По Рима прогонял собак из помещения. Он провозгласил: «Это голос будущего короля Чампы». Юноша был вызван, и король провозгласил его своим преемником, выдав ему замуж свою дочь Биа Тан Чи. Поскольку у него не было от нее детей, он взял женщину из Раде, Биа Тан Кан, в качестве своей второй жены. Она родила дочь По Мул, которую он позже выдал замуж за принца Пхик Чака (впоследствии короля под именем По Шактирайдапагох ). [ 14 ]
У Пхик Чака были хорошие отношения с правителем Нгуена на севере, и он раскрыл ему более слабые стороны характера По Рима. Затем лорд Нгуен отправил свою прекрасную дочь Биа Ут (Нгуен Фук Нгок Кхоа) в Чампу, замаскированную под торговца. По Рим пришел услышать слухи о ее необыкновенной красоте и позвал ее. Полностью очарованный, он сделал Биа Ут своей супругой. После трех месяцев во дворце она притворилась, что серьезно заболела. Обеспокоенный король спросил своих прорицателей, которых на самом деле поручил предатель Пхик Чак. Они сказали По Риму, что единственное лекарство от болезни — это срубить священный крек (ствол железного дерева ), защищавший Чампу. Король, глухой к мольбам своих астрологов о том, что это разрушит его королевство, взял топор и срубил крек , который испустил вещество, похожее на кровь.
Сразу после этого вьетнамцы атаковали всеми силами. Поначалу По Риму удалось отбить захватчиков и устроить среди них большую резню. Однако он отказался прислушаться к советам своих астрологов о необходимости изгнания вьетнамской принцессы Биа Ут. Божества-защитники королевства, недовольные По Римом, в конце концов покинули королевство, и последнее вьетнамское нападение увенчалось успехом. Победители посадили По Рима в железную клетку и привезли в Хюэ . Однако его дочь По Мул собрала войска и преследовала вьетнамскую армию, требуя вернуть отца. Вьетнамцы убили По Рима и передали труп, который затем был должным образом кремирован. Жена По Рима Раде бросилась в погребальный костер. Вьетнамская же принцесса была убита по приказу По Муля и вельмож. Муж По Мул Пхик Чак несколько лет спустя занял трон Чампы как данника Нгуена. [ 15 ]
В этом отчете поднимается историографическая проблема относительно личности побежденного короля Чампы. Хроники Чам датируют упадок По Рима 1651 годом, что подтверждается современными голландскими источниками, но вьетнамские хроники датируют вторжение и пленение короля Ба Тхома 1653 годом. Современный отчет католического миссионера подтверждает подробности о том, что король был посадить в железную клетку. [ 16 ] В обычной интерпретации побежденным королем на самом деле был следующий король По Нрауп , который, как говорят, умер в 1653 году. [ 17 ] В этом случае было два вторжения.
Семья
[ редактировать ]У короля По Рима была одна королева-супруга и две благородные супруги: [ 18 ]
- Королева Биа Тан Чи (также известная как Биа Сучи), дочь короля По Клаонг Мах Най (также известного как По Мах Таха ).
- Благородная супруга Биа Тан Кан, урожденная имя Х. Драх Ян Кпа, дочь вождя Раде или Кахо .
- Благородная супруга Биа Ут («Северная королева»), урожденная по имени Нгуен Фук Нгок Хоа, дочь вьетнамского лорда Нгуена Фука Нгуена (также известного как Чуа Сай ).
Через свою дочь По Мул, рожденную от Биа Тан Кана, он был предком большинства более поздних королей Чамов. [ 19 ]
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с «По Рим, король Чампы мусульманского происхождения (ислам)» . www.kauthara.org .
- ^ Перейти обратно: а б с д К. В. Тейлор (2013). История вьетнамцев . Издательство Кембриджского университета. п. 301. ИСБН 978-0-521-87586-8 .
- ^ Путра Подам. «Некоторые имена короля По Рима» . www.kauthara.org .
- ^ Менеджер участка (11 марта 2004 г.). «Отношения Вьетнама и Чампы и малайско-исламская региональная сеть в 17–19 веках» . Киотский обзор Юго-Восточной Азии . Архивировано из оригинала 29 сентября 2014 г. Проверено 6 июня 2024 г.
- ^ Пьер-Ив Манген (1979) «Введение ислама в Кампу» Бюллетень Французской школы Дальнего Востока, том LXV, стр. 274. [1]
- ^ «Узнайте об общине чам во Вьетнаме: пытаясь выжить в трудностях» . Архивировано из оригинала 26 мая 2019 г. Проверено 26 февраля 2019 г.
- ^ WP Coolhaas (редактор) (1960) Общие послания генерал-губернаторов и советов лордам XVII Объединенной Ост-Индской компании , Vol. I. Гаага: RGP, с. 696. [2]
- ^ Da Nan Gu Lu Preface Edition • Đại Nam thực lục tiền biên (q.01-02), стр. 74
- ^ Дэнни Вонг Цзе Кен (2011) «Отношения Вьетнама и Чампы в семнадцатом и восемнадцатом веках», в Тран Ки Фуонг и Брюс М. Локхарт (редакторы) Чам Вьетнама: история, общество и искусство . Сингапур: NUS Press, с. 244.
- ^ «Нгуен Фок Ток» . Архивировано из оригинала 30 марта 2009 г. Проверено 26 февраля 2019 г.
- ^ WP Coolhaas (редактор) (1964) Общие послания генерал-губернаторов и советов лордам XVII Объединенной Ост-Индской компании , Vol. II. Гаага: RGP, с. 574. [3]
- ^ Тран Ки Фуонг, Брюс Локхарт (1 января 2011 г.). Чамы Вьетнама: история, общество и искусство . НУС Пресс. п. 326-335. ISBN 9789971694593 .
- ^ Жан Буасселье (2001) «Искусство Чампа», в Эммануэле Гийоне (ред.) Cham Art . Лондон: Темза и Гудзон, с. 62.
- ^ Этьен Эмонье (1890) «Исторические легенды чамов», Экскурсии и разведка 14, с. 173-4. [4]
- ^ Этьен Эмонье (1890) «Исторические легенды чамов», Экскурсии и разведка 14, с. 174-6. [5]
- ^ По Дхарма (2001) «История Чампы», в Эммануэле Гийоне (ред.) Cham Art . Лондон: Темза и Гудзон, с. 22.
- ^ Дэнни Вонг Цзе Кен (2011) «Отношения Вьетнама и Чампы в семнадцатом и восемнадцатом веках», в Тран Ки Фуонг и Брюс М. Локхарт (редакторы) Чам Вьетнама: история, общество и искусство . Сингапур: NUS Press, с. 246-7.
- ^ «История любви между принцессой Раде и королем Чампа» . baotanglichsu.vn . Проверено 23 июля 2023 г.
- ^ Этьен Эмонье (1889) «Грамматика языка чам. XXIV: Перевод королевской хроники», Экскурсии и разведка 14, с. 90-2. [6]