Индрапура (Чампа)
Индрапура | |
---|---|
Индрапур | |
Тип | Бывшая столица Чампа |
Расположение | Тхангбинь , провинция Куангнам , Центральный Вьетнам |
Координаты | 15 ° 40'01 "N 108 ° 22'59" E / 15,66694 ° N 108,38306 ° E |
Основан | 875 |
Основатель | Индраварман II |
Снесен | 1471, 1969 |
Индрапура была столицей королевства Чампа с 875 по 982 год нашей эры. [ 1 ] [ 2 ] [ 3 ] или до 12 века нашей эры. [ 4 ] Он был построен и управлялся во время правления буддийского короля Индравармана II (годы правления 875-890) и некоторых его преемников, принадлежащих к династии Бхргу в Онг Донге. [ 5 ] Слово Индрапура означает «Город Индры на санскрите » , Индра — индуистский бог бури и войны, а также царь богов в Ригведе .
Номенклатура
[ редактировать ]Название «Индрапура» (современный топоним «Đồng Dương») было переведено в китайских и вьетнамских источниках как Fóshì / Phật Thệ (китайский: 佛逝) или Fóshìchéng (китайский: 佛逝城, букв. «Город Индры»). или «город Будды»). [ 6 ] Предыдущие поколения ученых утверждали, что «Фоси» было транскрипцией Виджая (китайский: 尸唎皮奈; пиньинь: Шили Пинай ; вьетнамский: Тхи Лой Би Най ; альтернативный: Ча Бан ). [ 7 ]
История
[ редактировать ]Влияние буддизма Махаяны
[ редактировать ]Город был построен около 875 г. н. э. Индраварманом II , королем чам-буддистов, который также был основателем династии Бхргу в Чампе . При династии Бхригу Индрапура стала главной столицей Чампы примерно на столетие. Индраварман II взялся за строительство махаянского буддийского храмового комплекса под названием Ласминдра Локешвара в Индрапуре. [ 8 ] Династия также оставила вокруг Индрапуры множество пространственных буддийских храмов. Высокопоставленный чиновник чамского суда был известен своим буддийским паломничеством из Индрапуры на остров Ява около 911–912 годов. [ 9 ]
Буддийские храмы простирались на север до Куангбиня и через северную Чампу. Это привело к тому, что вьетнамский король 13-го века Трун Нхан Тонг , приверженец буддизма, отправился в Чампу на девять месяцев, в течение которых он посетил буддийские священные места. [ 10 ]
Конец и разрушение
[ редактировать ]Возвышение двух соседних держав, Ди Ко Вьет на севере и Кхмерской империи на западе, создало новые угрозы для Чампы. Война между Чампой и кхмерской империей в 945 году, а также война с Дай Ко Вьетом при династии Раннего Ле в 979 году вместе ослабили Чампу. В 982 году король Дай Вьета Ле Хоан возглавил армии, чтобы разграбить город в Северной Чампе (Куанг Бинь) во время чамско-вьетнамской войны (982 г.) , убив короля чамов Парамешваравармана I. Его преемник отступил на 700 ли (300 км/186 миль) до города Индрапура. [ 11 ]
В 983 году вьетнамец по имени Лю Ко Тонг (Лю Цзизонг) сверг правящего короля Чампы, а в 986 году он провозгласил себя королем Чампы, отправив посла в Сунский Китай , чтобы найти признание, и его история была записана в Истории Династия Сун ( Сун Ши ) и Сун Хуэйяо Цзигао . [ 12 ] Многие чамы бежали на китайский остров Хайнань . В 988 году новый король Тямпы Хариварман II , упоминавшийся в китайских источниках (в « Сун Ши» и «ШЮЦГ» посла ) как Янтуопай (楊陀排), отправил к династии Сун . « Сун Ши» сообщает, что посланник Чам в 1007 году сообщил, что «моя страна раньше подчинялась Цзяочжоу, затем мы бежали в Фоши [Индрапура], в 700 ли к югу от нашего прежнего местоположения». Вьетнамская хроника Kâm định Việt sử Thông giám cương mục повествует, что Хуэ когда-то находился на территории Чамов или принадлежал княжеству Фоши [Индрапура].
Не было никаких доказательств того, что йай по ку виджая Шри Хариварман (годы правления 989–997), который был избран Чамом для свержения Лу Ко Тонга , когда-либо переносил столицу на юг, в Бинь Донь. [ 13 ] Эти исторические отчеты можно рассматривать как свидетельство того, что вьетнамцы напали в 982 году не на Индрапуру, а на город, которым правил второстепенный король из той же династии Индрапура в современном Куангбине. Неправильная интерпретация ранних ученых не позволила признать тот факт, что «Фоши» как в китайских, так и вьетнамских источниках действительно был Индрапурой, а не Виджая. Майкл Викери предполагает, что это, вероятно, была якобы попытка ученых колониальной эпохи связать китайский эпоним Фоши с Юго-Восточной Азией Виджая, чтобы связать существование предполагаемой империи Шривиджая (вновь открытой в 1911 году), которая располагалась на территории современной Индонезии . [ 14 ]
владение властью Чампа было передано в руки Виджая в Бинь Динь . Затем к 12 веку [ 15 ]
Донг Зыонг и Мой Сын пострадали от ковровых бомб ВВС США в августе 1969 года, в результате чего оба исторических места превратились в руины из кирпичей. [ 16 ]
Археология
[ редактировать ]Онг Донг и прилегающие к нему места в разгар войны были горячими точками деятельности и бункеров НФО (Вьетконг). После войны, когда объекты Чампа по всему Южному Вьетнаму подверглись массовым разрушениям, исследования Чампы возобновились в конце 1980-х и 1990-х годах. В последние десятилетия Индрапура/Донг Донг подверглась повторным раскопкам, что позволило по-новому взглянуть на город во времена его великолепия. [ 17 ]
Современные остатки Индрапуры/Донг Дунга едва узнаваемы: разрушенная цитадель; территория королевского дворца; сторожевые башни; руины монастыря; асфальтированные дороги, мосты и канализация. Это был высокоорганизованный, хорошо урбанизированный город. За исключением сохранившихся храмов и святынь, большинство зданий в средневековой Индрапуре могли быть построены из деревянных материалов, таких как бревна или бамбук. [ 17 ]
См. также
[ редактировать ]Примечания
[ редактировать ]- ^ Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзен Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. п. 122. ИСБН 978-0-8248-0368-1 .
- ^ О'Рейли, 2006 , стр.139.
- ^ Масперо, Жорж (2002). Королевство Чампа . White Lotus Co., Ltd., стр. 72, 93. ISBN. 978-9-747-53499-3 .
- ^ Викери, Майкл Теодор (2005). Чампа переработан . Лондонский университет. п. 56.
- ^ Масперо, Жорж (2002). Королевство Чампа . Компания Белый Лотос, ООО с. 53. ИСБН 978-9-747-53499-3 .
- ^ Викери, Майкл Теодор (2005). Чампа переработан . Азиатский научно-исследовательский институт, Сингапур. п. 37.
- ^ Викери, Майкл Теодор (2005). Чампа переработан . Азиатский научно-исследовательский институт, Сингапур. стр. 42–44.
- ^ Харди, Эндрю Дэвид; Кукарци, Мауро; Золезе, Патриция, ред. (2009). Чампа и археология Му Сона (Вьетнам) . НУС Пресс. стр. 50–51. ISBN 978-9-9716-9451-7 .
- ^ Харди, Эндрю Дэвид; Кукарци, Мауро; Золезе, Патриция, ред. (2009). Чампа и археология Му Сона (Вьетнам) . НУС Пресс. стр. 149–178. ISBN 978-9-9716-9451-7 .
- ^ Викери, Майкл Теодор (2005). Чампа переработан . Азиатский научно-исследовательский институт, Сингапур. п. 76.
- ^ Викери, Майкл Теодор (2005). Чампа переработан . Азиатский научно-исследовательский институт, Сингапур. п. 45.
- ^ История песни , том. 489
- ^ Викери, Майкл Теодор (2005). Чампа переработан . Азиатский научно-исследовательский институт, Сингапур. п. 48.
- ^ Викери, Майкл Теодор (2005). Чампа переработан . Азиатский научно-исследовательский институт, Сингапур. п. 46.
- ^ Нго, Noseworthy & Quang 2021 , с. 3.
- ^ Саутворт, Уильям Элред (2001). Истоки кампа в Центральном Вьетнаме: предварительный обзор · Том 1 . Лондонский университет. п. 62.
- ^ Перейти обратно: а б Нго, Минь Хунг; Носуорти, Уильям Б.; Куанг, Ван Сон (2021). «Открытие и восприятие Чампы: комплекс Донг Донг в провинции Куангнам, Вьетнам» . Журнал исследований гуманитарных и социальных наук . 3 (1): 141–154. doi : 10.37534/bp.jhssr.2021.v3.n1.id1101.p141 .
Ссылки
[ редактировать ]- О'Рейли, Дугалд Дж.В. (2006). Ранние цивилизации Юго-Восточной Азии . Альтамира Пресс. ISBN 978-0-7591-0279-8 .
- Нго Ван Доан (2006). Древние башни Чампа: реальность и легенда . Ханой: Издательство Gioi.
- Фино, Луи (1904). «Эпиграфические заметки: VI. Надписи Куанг Нама» (PDF) . БЕФЕО (по-французски). 4 (4): 83–115. дои : 10.3406/befeo.1904.1296 . Проверено 22 августа 2009 г. [ постоянная мертвая ссылка ]
Внешние ссылки
[ редактировать ]- (на французском языке) Исторические фотографии археологических памятников Чампа на сайте EFEO.