Jump to content

Мой сын

Координаты : 15 ° 46' с.ш., 108 ° 07' в.д.  /  15,767 ° с.ш., 108,117 ° в.д.  / 15,767; 108,117
(Перенаправлено с «Мой сын »)
Мой сын
Религия
Принадлежность индуизм
Провинция Куанг Нам
Божество Шива , Бхарешвара
Расположение
Страна Вьетнам
Мой сын находится во Вьетнаме
Мой сын
Расположение во Вьетнаме 200
Географические координаты 15 ° 46' с.ш., 108 ° 07' в.д.  /  15,767 ° с.ш., 108,117 ° в.д.  / 15,767; 108,117
Архитектура
Тип Чам
Завершенный 4 век нашей эры
Официальное название Святилище моего сына
Критерии Культурные: (ii), (iii)
Ссылка 949
Надпись 1999 г. (23-я сессия )
Область 142 га (0,55 квадратных миль)
Буферная зона 920 га (3,6 квадратных миль)

Мой сын ( Вьетнамское произношение: [mϐˀ səːn] ) — скопление заброшенных и частично разрушенных шайва -индуистских храмов в центральном Вьетнаме , построенных между IV и XIV веками королями Чампы , индианизированного королевства народа чам . [ 1 ] [ 2 ] Храмы посвящены почитанию Бога в соответствии с шиваизмом , в котором Бога называют Шивой , или Благоприятным. В этом конкретном комплексе его почитают под разными местными именами, самое важное из которых — Бхадрешвара .

Мо Сон расположен недалеко от деревни Дуй Фу, в административном округе Дуй Суен в провинции Куанг Нам в Центральном Вьетнаме , в 69 км к юго-западу от Дананга и примерно в 10 км от исторической столицы Чампа Тра Киу . Храмы расположены в долине шириной примерно два километра, окруженной двумя горными хребтами.

С 4 по 14 века нашей эры долина Му Сон была местом религиозных церемоний королей правящих династий Чампа, а также местом захоронения членов королевской семьи Чам и национальных героев. Он был тесно связан с близлежащими чамскими городами Индрапура (Đồng Dương) и Симхапура (Trà Kiệu). Когда-то на этом месте находилось более 70 храмов, а также многочисленные стелы с исторически важными надписями на санскрите и чамском языке . [ 3 ]

Му Сон, пожалуй, самый длинный населенный археологический объект в материковой части Юго-Восточной Азии , но большая часть его архитектуры была разрушена в результате американских бомбардировок в течение одной недели войны во Вьетнаме . [ 4 ]

Храмовый комплекс Мо Сон считается одним из выдающихся индуистских храмовых комплексов Шайва в Юго-Восточной Азии и является выдающимся объектом культурного наследия такого рода во Вьетнаме. Его часто сравнивают с другими историческими храмовыми комплексами Юго-Восточной Азии, такими как Боробудур на острове Ява в Индонезии , Ангкор-Ват в Камбодже , Ват Фу в Лаосе , Баган в Мьянме и Прасат Хин Пхимай в Таиланде . В 1999 году Му Сон был признан ЮНЕСКО объектом Всемирного наследия . На своем 23-м заседании ЮНЕСКО предоставила Му Сону это признание в соответствии со своим критерием C (II) как пример эволюции и изменения в культуре и в соответствии со своим критерием C (III) как свидетельство существования азиатской цивилизации, которая сейчас вымерла. .

Более 70 храмов и гробниц, сохранившихся в Му Соне, датируются периодом между 4 и 14 веками нашей эры. Однако надписи и другие свидетельства указывают на то, что ранее уже несуществующие постройки, вероятно, присутствовали с IV века. [ 5 ] Комплекс, возможно, был религиозным и культурным центром исторической Чампы , в то время как правительство базировалось в соседнем Симхапуре или Донг Донге .

Бхадраварман и Бхадрешвара

[ редактировать ]
Эта каменная колонна, похожая на линга, датируется 10 веком. Он стоит рядом с храмом, известным как «В4».

Самые ранние исторические события, задокументированные свидетельствами, обнаруженными в Мо Сон, относятся к эпохе короля Бхадравармана I (буквально «Благословенные доспехи», но также означает цветок жасмин самбак ; вьетнамский : Phạm Hồ ạt ), который правил с 380 по 413 год и который Вторую часть своего правления провел в войне против населения оккупированного Китаем северного Вьетнама. [ 6 ] В Му Соне Бхадраварман построил зал с лингамом для поклонения Шиве под санскритским именем Бхадрешвара «Благословенный Господь», составным словом, созданным из собственного имени короля и слова Ишвара «господин», обычно используемого для обозначения Шивы. [ 7 ]

Король Бхадраварман приказал стелу установить в Му Соне, надпись на которой свидетельствовала о его основании. Стела указывает на то, что царь посвятил Бхадрешваре всю долину Мусон. Текст заканчивается просьбой Бхадравармана к своим преемникам: «Из сострадания ко мне не разрушайте то, что я дал». [ 8 ] : 29  Опираясь на доктрины сансары и кармы , он добавил: «Если вы разрушите [мою основу], все ваши добрые дела в ваших разных рождениях будут моими, а все плохие дела, совершенные мной, будут вашими. Если, наоборот, Если вы правильно сохраните дар, заслуга будет принадлежать только вам». [ 9 ] Преемники Бхадравармана, похоже, услышали его призыв, поскольку Му Сон стал религиозным центром Чампы на протяжении многих поколений.

Самбхуварман

[ редактировать ]
Великий храм «А1», посвященный богу Самбхубхадрешваре королем Самбхуварманом в VII веке, сейчас представляет собой груду развалин: ученые смогли сделать эту схему до его разрушения во время войны во Вьетнаме.

Первоначальные храмы Бхадравармана в основном состояли из деревянных материалов, таких как бревна. К сожалению, храмовый комплекс был уничтожен сильным пожаром, произошедшим в 535/536 году нашей эры, во время правления Рудравармана I (годы правления 527–572). В VII веке король Самбхуварман (Phạm Phạn Chi на вьетнамском языке, Fan Che в транскрипции с китайского), правивший с 572 по 629 год и сын Рудравармана, перестроил храм, восстановил бога под именем Самбху-Бхадрешвара и воздвиг стела, документирующая это событие. [ 10 ] : 326  Стела подтверждала, что Самбху-Бхадрешвара был создателем мира и разрушителем греха, и выражала пожелание, чтобы он «принес счастье в королевстве Чампа». [ 11 ] Стела также аплодировала самому королю, утверждая, что он был «подобен земному солнцу, освещающему ночь», и что его слава взошла «как луна осенним вечером». [ 12 ]

По иронии судьбы, правление Самбхувармана было омрачено одним из самых разрушительных вторжений, когда-либо перенесенных страной Чампа. В 605 году нашей эры китайский генерал Лю Фан повел армию на юг из территории нынешнего северного Вьетнама, разбил наездников на слонах Самбхувармана и разграбил столицу Чамов, ускользнув с огромной добычей, включавшей более тысячи буддийских книг. а также золотые таблички, посвященные правлению предыдущих восемнадцати королей. [ 13 ] Направляясь обратно на север со своим ограблением, китайские захватчики были поражены эпидемией, которая поразила большое количество из них, включая Лю Фана. Самбхуварман, со своей стороны, вернулся домой в свое королевство, начал процесс восстановления и позаботился о том, чтобы регулярно отправлять дань китайскому двору, чтобы путем умиротворения предотвратить повторение недавней катастрофы. [ 12 ]

Французские ученые, исследующие Мо Сон в начале 20-го века, идентифицировали тогда еще существовавшее здание, отличавшееся «величественными пропорциями, древностью стиля и богатством отделки», как храм Самбху-Бхадрешвары, построенный королем Самбхуварманом. [ 14 ] Здание, известное ученым как «А1», было практически разрушено в результате бомбардировки США с воздуха во время войны во Вьетнаме и теперь представляет собой не более чем бесформенную груду кирпичей.

Пракасадхарма

[ редактировать ]
Круглый постамент на E1 с надписью: «Эта коса предлагается Викрантаварману, самому могущественному королю королей».

Царь Пракасадхарма (По Киа Пхо Па Мо, в переводе с китайского) правил Чампой с 653 г. по 687 г. н.э. [ 15 ] Взойдя на престол, он также принял имя Викрантаварман. [ 10 ] : 326  Во время своего правления он расширил границы Чампы на юг и отправил в Китай послов и дань (включая ручных слонов). Надписи связывают его не только с Му Соном, но и с близлежащими городскими поселениями Тра Киу и Донг Донг. Он начал религиозную практику дарения «косов» или украшенных металлических рукавов для надевания на лингам. Что необычно для царя Чампы, он был предан не только Шиве , но и Вишну . [ 16 ]

Одна из самых важных стел, найденных в Му Соне, установлена ​​Пракасадхармой в 657 году нашей эры. Целью стелы было увековечить установление королем бога, названного правителем мира, то есть Шивы , с целью преодоления семян кармы , ведущих к перерождению. Стела важна, потому что она показывает происхождение короля и очень помогает в восстановлении последовательности правителей Чампы. Среди своих предков, в частности, король называл камбоджийского короля по имени Исанаварман I. И, как и камбоджийские короли, он проследил свою родословную до легендарного короля Камма Кштрия из королевства Какатия и наги -принцессы Сомы . [ 17 ]

Более поздние события

[ редактировать ]
Чамский художник примерно X века изобразил башню чамского храма на этом фрагменте, находящемся в музее Ми Сон.

Последующие короли отремонтировали старые храмы и построили дополнительные. На протяжении многих столетий продолжалось строительство храмов и святилищ разного размера, а Му Сон служил религиозным и культурным центром цивилизации Чам в центральном Вьетнаме, а также местом захоронения королей и религиозных лидеров. [ 18 ] : 71, 123, 125, 154–155, 164–165 

Большинство сохранившихся храмов в Мо Соне, такие как Исанабхадрешвара, были построены в конце 10-го и 11-м веках нашей эры королем Хариварманом II (годы правления 989–997), а затем королем Хариварманом IV (годы правления 1074–1080). [ 18 ] : 125  Надписи этого периода не сохранились, за исключением фрагментарной формы. [ 19 ] В начале X века центр власти чамов находился в Онг Дунге, недалеко от Му Сона. К концу века он был перемещен на юг, в провинцию Бинь Динь, из-за военных неудач в войнах с Вьетнамом . Однако короли Чамов продолжали периодически ремонтировать храмы в Му Соне и даже строить новые фундаменты. Последней значительной записью чамов в Му Соне является надпись на колонне короля Джайи Индравармана V, датированная 1243 годом нашей эры. К началу 15 века чамы уступили вьетнам свои самые северные земли, включая территорию Му Сон. [ 20 ]

Современная стипендия

[ редактировать ]

После завоевания центрального Вьетнама вьетнамским императором Ле Тхань Тонгом , которое снизило статус королевств Чампа до автономных подчиненных регионов, а также упадка и возможного падения Чампы , комплекс Мо Сон вышел из употребления и был в значительной степени забыт. Вьетнамцы селились и строили деревни, поселки, города на завоеванных землях чамов. Он был заново открыт в 1898 году французом Камиллой Мишелем Парисом [ fr ] . [ 21 ] Год спустя члены научного общества под названием École française d'Extrême-Orient (EFEO) начали изучать надписи, архитектуру и искусство Му Сана. В 1904 году они опубликовали свои первые выводы в журнале общества под названием Bulletin de l'Ecole française d'Extrême Orient (BEFEO). Анри Пармантье дал описание руин Му Сона, а М. Л. Фино опубликовал найденные там надписи. [ 22 ]

Реставрация

[ редактировать ]

В 1937 году французские ученые начали восстанавливать храмы в Му Соне. [ 23 ] В 1937 и 1938 годах был восстановлен главный храм, известный как «А1», и окружающие его храмы меньшего размера. Другие крупные храмы были восстановлены в период с 1939 по 1943 год. Однако многие исторические здания были разрушены во время войны во Вьетнаме . Храмы были частью территории базирования Народной армии Вьетнама и Вьетконга , и поэтому в августе 1969 года самолеты Соединенных Штатов бомбили этот регион. Окрестности до сих пор остаются опасными из-за наличия неразорвавшихся мин .

Большинство храмовых объектов в центре комплекса сохранились до наших дней. Однако сохраняются опасения по поводу структурной прочности оставшихся храмов, некоторые из которых могут обрушиться. Хотя многие статуи были вывезены во Францию ​​или в исторические музеи Вьетнама, такие как Музей чамской скульптуры в Дананге , другие можно увидеть в музее на месте, созданном на средства благотворителей из Германии и Польши. . В 1981 году реставрационные работы проводила бригада польских реставраторов из Люблина во главе с Казимежем Квятковским Казиком . [ 24 ]

С 2002 по 2004 год Министерство культуры Вьетнама выделило на содержание объекта около 440 000 долларов США. Проект плана ЮНЕСКО финансировался правительством Италии и спонсорами из Японии по предотвращению дальнейшей деградации. Эти усилия также финансируются Всемирным фондом памятников .

Индия поддержала сохранение и восстановление объекта всемирного наследия ЮНЕСКО «Мой сын» в провинции Куангнам в Центральном Вьетнаме, который представляет собой исторические связи между двумя странами. В отношении сохранения памятников Чам в Ми Соне был получен запрос из Вьетнама, и в ответ на него техническая группа ASI подготовила предварительный отчет о наблюдениях в соответствии с поручением Министерства иностранных дел. Впоследствии 28 октября 2014 года был подписан Меморандум о взаимопонимании между правительством Индии и правительством Вьетнама. [ 25 ] После этого техническая группа АСИ провела обследование и подготовила подробную смету и документацию.

Индия через Археологическую службу Индии (ASI) оказала помощь в сохранении трех блоков храмов Чам на объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО в Центральном Вьетнаме в Мисоне в провинции Куангнам, которые были восстановлены ASI в 2017-2022 годах с затратами в 2022 год. 2,25 миллиона долларов США. Завершение консервации и реставрации группы храмов A , H и K компанией ASI было отмечено 20 декабря 2022 года на территории комплекса My Son в провинции Куангнам. [ 26 ] [ 27 ]


Археология и архитектура

[ редактировать ]
Единственное главное здание храма (С1), сохранившееся нетронутым.

Типы зданий

[ редактировать ]

Считается, что все оставшиеся постройки в Му Соне являются религиозными постройками. Они бывают следующих типов: [ 28 ]

  • Калан это кирпичное святилище, обычно в форме башни, используемое для размещения божества.
  • Мандапа . — это коридор, примыкающий к святилищу
  • Косагриха , или «пожарная часть» , представляет собой сооружение, обычно с седловидной крышей, используемое для хранения ценностей, принадлежащих божеству, или для приготовления пищи для божества.
  • Гопура . — это башня-ворота, ведущая в обнесенный стеной храмовый комплекс
На этой карте показано относительное расположение храмовых групп.

Система идентификации зданий

[ редактировать ]

Когда Анри Пармантье начал свои исследования Му Сона в 1899 году, он нашел остатки 71 храма. Он разделил их на 14 групп, включая 10 основных групп, каждая из которых состоит из нескольких храмов. [ 29 ] В целях идентификации он присвоил букву каждой из этих основных групп: A, A', B, C, D, E, F, G, H, K. Внутри каждой группы он присвоил номера зданиям, входящим в нее. Таким образом, «Мой Сын Е1» относится к зданию в Моем Сыне, принадлежащему группе «Е», которому присвоен номер «1». [ 30 ]

Архитектурные стили

[ редактировать ]
Храм группы G.

Историки искусства разделили архитектурное и художественное наследие Чампы на семь художественных стилей или этапов развития. [ 31 ] Шесть стилей представлены в Му Соне, и считается, что два произошли оттуда. Они известны как стиль Mỹ Sơn E1 и стиль Mỹ Sơn A1 . В частности, храм, известный как «А1», часто называют архитектурным шедевром Чамов. Шесть стилей архитектуры Чам, представленных в Му Соне, следующие:

  • Стиль Му Сон E1 и F1 датируется 8 веком нашей эры. Храм, известный как «Е1», сейчас разрушен. Созданный им стиль сегодня представлен двумя произведениями искусства, которые раньше принадлежали храму, но сегодня размещены в Музее скульптуры Чам в Дананге : постамент и тимпан .
  • Стиль, представленный My Son A2, C7 и F3, похож на стиль Хоа Лай начала IX века.
  • Стиль Донг Донг конца 9 века отражен в Мо Сон A10, A11-13, B4 и B12. Этот стиль назван в честь вьетнамского города, расположенного на месте города 9-го века и буддийского монастыря Индрапура. Археологический объект монастыря в значительной степени разрушен; Французские ученые начала 20 века смогли создать схемы его планировки и расположения построек. Во вьетнамских музеях сохранились многочисленные яркие произведения скульптуры этого стиля.
Этот постамент и очертания стены — все, что осталось от некогда великолепного храма под названием «А1».
Склад, известный как «B5», является выдающимся сохранившимся образцом стиля My Son A1.
  • Примером стиля Мо Сон А1 X века являются Мо Сон B5, B6, B7, B9, C1, C2, C5, D1, D2 и D4. Это наиболее широко представленный стиль в My Son, известный своей элегантностью и изяществом. Тезка этого стиля и самый важный архитектурный образец, некогда великолепная башня, известная как «А1», в значительной степени разрушена. Это земляной холм, окруженный обломками и очертаниями стены, в центре которой стоит беловатый постамент. Масштабная модель бывшего храма, созданная японскими исследователями, а также схематический вид спереди выставлены в Музее чамской скульптуры в Дананге . Самым ярким из сохранившихся зданий этого стиля, пожалуй, является склад B5, иллюстрирующий седловидную крышу, характерную для чамской архитектуры. Стиль My Son A1 иногда также называют стилем Тра Киеу, в честь близлежащего города Тра Киу, который может быть местом исторического чамского города Симхапура. [ 32 ] Многие архитектурные украшения этого стиля сохранились и выставлены в Музее чамской скульптуры.
  • Переходный стиль начала XI века — середины XII века представлен на памятниках Му Сон E4, F2 и группе K.
  • Стиль Бинь Динь, преобладавший в чамской архитектуре с конца XI века, когда центр чамского государства был смещен на юг из области вокруг Мисона в Виджая в провинции Бинь Динь , до начала XIV века представлен Mỹ Sơn B1 и группы G и H.

Строительные методы

[ редактировать ]

Большинство храмов в Му Соне были построены из красного кирпича, и только один (храм с обозначением «B1») был каменным. [ 33 ] Даже декоративная резьба в храмах Чам была вырезана непосредственно на самих кирпичах, а не на плитах песчаника, вставленных в кирпичные стены, как это можно наблюдать, например, в камбоджийском храме Баконг 9-го века .

По сей день методы строительства, используемые строителями Чама, до конца не изучены. [ 34 ] Проблемы, которые не были полностью решены, включают вопросы обжига кирпичей, раствора между кирпичами и декоративной резьбы, обнаруженной на кирпичах.

Храмы Му Сона построены из красноватого кирпича. Декоративная резьба вырезана прямо в кирпичах.
  • На каком этапе строительного процесса кирпичи затвердевали огнем? Были ли сначала затвердевшие кирпичи, а затем их укладывали для постройки конструкций, или конструкции строились из частично затвердевших кирпичей, после чего все конструкции нагревались огнем для завершения затвердевания кирпичей? Гипотеза о том, что все конструкции подвергались повторному нагреву после сборки, подтверждается доказательствами того, что раствор между кирпичами в какой-то момент подвергался воздействию высоких температур. Противоположная гипотеза подтверждается наблюдением, что на сооружениях нет никаких признаков рубцевания от крупных интенсивных пожаров, которые могли бы потребоваться для их повторного нагрева целиком. [ 35 ]
  • Как кирпичи склеились? Одна из гипотез заключается в том, что строители из Му Сон разработали способ склеивания кирпичей с помощью древесной смолы, произрастающей в центральном Вьетнаме. Другая гипотеза состоит в том, что строители использовали липкий раствор, приготовленный из той же глины, что и сами кирпичи. Последняя гипотеза подтверждается химическими тестами, которые не обнаружили никаких следов каких-либо органических веществ между кирпичами, но вместо этого обнаружили минеральные вещества, аналогичные тем, которые присутствуют в сердцевине кирпичей. Сегодня раствор, который когда-то скреплял кирпичи, в значительной степени истлел, и даже сильный ветер может выбить кирпичи из построек. [ 36 ]
  • На каком этапе процесса была сделана декоративная резьба? Были ли стены построены, а затем вырезаны, или кирпичи сначала были вырезаны, а затем собраны для создания стен? Изучение резьбы не выявило никаких ломаных линий, как можно было бы ожидать, если бы кирпичи сначала были вырезаны, а затем собраны; и в результате ученые пришли к выводу, что мастера Чам делали резьбу прямо на готовых кирпичных стенах. [ 37 ]
Стела в храме E, воздвигнутая королем Пракашадхарманом -Викрантаварманом в 657 году нашей эры.

Жители Чампы вели письменные записи как на санскрите , так и на старом чамском языке . Они писали на скоропортящихся материалах, например, на крупных листьях, а также создавали надписи на камне. Они использовали сценарии, заимствованные из Индии . Ни одной записи о скоропортящихся материалах не сохранилось. Однако многочисленные каменные надписи сохранились, расшифрованы и переведены на современные языки. [ 38 ]

Многие из наиболее важных надписей Чампы находятся на стелах , то есть на каменных плитах или столбах, воздвигнутых специально для размещения надписей. Ученые нашли в Му Соне около 32 стел, датированных V-XII веками нашей эры. [ 39 ]

Тематика надписей чамов в основном политическая и религиозная. Они написаны с точки зрения королей или очень высоких правителей, стремящихся подтвердить свою легитимность и свою связь с божественным. Многие надписи документируют дар богу, например, дар земли, людей или сокровищ, или фундамент, посвященный богу, например, фундамент храма, алтаря или пьедестала. Надписи также предоставляют нам важную информацию, такую ​​как название страны (обычно Кампадеса в надписях на санскрите, Нагара Кампа в надписях Чам) и названия некоторых из ее наиболее важных городов: Симхапура («Город Льва»), Вирапура («Город рыцарей»), Раджапура («Город королей»), Виджая («Победа»). Наконец, ряд надписей намекают или описывают интересные исторические события, такие как продолжающиеся войны между Чампой и Камбоджей в 12 веке. [ 40 ]

См. также

[ редактировать ]

Последние вводные работы

  • Нго Ван Доан, Реликвии моего сына . Ханой: Thế Giới Publishers , 2005. Недавняя вводная работа Нго обобщает результаты предыдущих исследований, хотя сейчас она несколько устарела. В конце приведены английские переводы нескольких надписей.
  • Нго Ван Доан, Чампа: Древние башни: реальность и легенда . Ханой: The Gioi Publishers, 2006. Это введение Нго в те остатки архитектуры Чам, которые можно найти не только в Май Сыне, но и в других местах.
  • Чан Ки Фуонг, Остатки цивилизации Чампа . Ханой, Издательство Gioi, 2008.

Работы классической науки

  • Жорж Масперо , «Королевский принц Шампа» . Париж: Ван Уэст, 1928. Работа Масперо представляет собой наиболее обширную реконструкцию истории Чампы, основанную не только на свидетельствах чамских надписей и других археологических данных, но также на современных китайских и вьетнамских текстах. Он был переведен на английский язык Уолтером Э. Дж. Типсом под названием « Королевство Чампа: история вымершей вьетнамской культуры» . Бангкок: White Lotus Press , 2002.
  • М. Анри Парментье, «Памятники Цирка Ми-Сон», в BEFEO 4 (1904), стр. 805–896. Доступно онлайн на веб-сайте BEFEO . (См. ниже в разделе «Внешние ссылки».) Эта статья (на французском языке) представляет собой подробное научное описание «Моего сына», сделанное Пармантье через несколько лет после его повторного открытия в конце XIX века.
  • М. Л. Фино, «Эпиграфические заметки: XI. Надписи Ми-Сона», в BEFEO 4 (1904), стр. 897–977. Доступно онлайн на веб-сайте BEFEO . Эта статья (также на французском языке) представляет собой подробное обсуждение Фино, транскрипцию и перевод (на французский язык) надписей, связанных с Мо Сон.
  1. ^ «ЦАРСТВО ЧАМПА» . Архивировано из оригинала 3 мая 2012 г. Проверено 29 мая 2012 г.
  2. ^ Эндрю Дэвид Харди, Мауро Кукарци, Патриция Золезе Чампа и археология Му Сона , 2009 г.
  3. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.3-4.
  4. ^ «Мой сын, Вьетнам» . Фонд глобального наследия. 2010. Архивировано из оригинала 3 февраля 2011 г.
  5. ^ Центр, Всемирное наследие ЮНЕСКО. «Святилище моего сына» . Центр всемирного наследия ЮНЕСКО .
  6. ^ Жорж Масперо, Королевство Чампа , с.
  7. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.56.
  8. ^ Масперо, Г., 2002, Королевство Чампа, Бангкок: White Lotus Co., Ltd., ISBN   9747534991
  9. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.192-193.
  10. ^ Перейти обратно: а б Хайэм, К., 2014, Ранняя материковая Юго-Восточная Азия, Бангкок: River Books Co., Ltd., ISBN   9786167339443
  11. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.14,196.
  12. ^ Перейти обратно: а б Жорж Масперо, Королевство Чампа , с.
  13. ^ Жорж Масперо, Королевство Чампа , с.
  14. М. Л. Фино, «Надписи Ми-Сона», с.910.
  15. ^ Жорж Масперо, Королевство Чампа , с.
  16. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.66-70.
  17. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.197-203.
  18. ^ Перейти обратно: а б Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзан Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN  978-0-8248-0368-1 .
  19. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.71.
  20. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.170-171.
  21. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.4-5.
  22. ^ Анри Пармантье, «Памятники Цирка Ми-Сон»; М. Л. Фино, «Надписи Ми-Сона».
  23. ^ визиткнам (12 сентября 2022 г.). «Удивительная история Святилища Моего Сына» . Посетите Куанг Нам - Зеленый путеводитель . Проверено 11 мая 2024 г.
  24. ^ «Казимеж Квятковский, вспоминая необыкновенного человека» . Архивировано из оригинала (pdf) 3 октября 2017 г. Проверено 14 августа 2023 г.
  25. ^ http://www.mea.gov.in/TreatyDetail.htm?1842
  26. ^ https://vietnamnews.vn/life-style/1439664/my-son-heritage-site-restoration-project-evidence-of-viet-nam-india-friendship.html
  27. ^ https://icd.gov.vn/details/dic/962/tin-noi-bat/du-an-trung-tu-khu-den-thap-my-son-bieu-tuong-cua-tinh-huu -nghi-viet-nam---ан-до/11.icd
  28. ^ Чан Ки Фуонг, Остатки цивилизации Чампа .
  29. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.5.
  30. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.5-6.
  31. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.9.
  32. М. Л. Фино, «Надписи Ми-Сона», с.915.
  33. М. Л. Фино, «Надписи Ми-Сона», с.912.
  34. ^ «Указатель карт Майсона» . Архивировано из оригинала 16 июня 2008 г. Проверено 14 августа 2023 г.
  35. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.29-30.
  36. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.27-29.
  37. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.30-31.
  38. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.182-185.
  39. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.182.
  40. ^ Нго Ван Доан, Реликвии моего сына , стр.185-187.
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: eecbd78201cb9795d2f6fcd7ae7e8e4d__1722835320
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/ee/4d/eecbd78201cb9795d2f6fcd7ae7e8e4d.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
Mỹ Sơn - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)