Тра Кьеу
15 ° 49'18" с.ш. 108 ° 13'55" в.д. / 15,82167 ° с.ш. 108,23194 ° в.д. Тра Кьеу — деревня в Дуйшон коммуне Дуйсуен округа Куангнам провинции во Вьетнаме .
География
[ редактировать ]Тра Киу расположен в долине реки Тху Бон , в 18 километрах (11 миль) от материка к западу от Хойана (на полпути между Хойаном и святилищем Мой Сон ), который с тех пор переместился, разместив это место на южном берегу реки Ба Рен , приток реки Тху Бон. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Тра Киу был первой столицей индуистского королевства Чампа , тогда называвшегося Симхапура , с 4 по 8 век нашей эры. [ 2 ] [ 3 ] Это место известно западному миру с конца 19 века. [ 1 ] Сегодня от древнего города ничего не осталось, кроме прямоугольных валов. [ 4 ] Буу Чау или нефритовый холм возвышается над этим местом и известен как цитадель Симхапуры. [ 1 ] Есть также признаки пограничной стены древнего города, хотя в настоящее время неизвестно, предназначалась ли она для защиты, иерархической сегрегации, ирригации или чего-то еще. [ 1 ] Было много споров относительно Тра Киу, поскольку некоторые считают, что он является столицей Королевства Чампа, а другие - столицей Королевства Ламап (Линьи). [ 3 ] [ 1 ] [ 5 ] Тра Киу также имеет два основных этапа керамики: первый состоит из основной керамики для домашнего использования и черепицы с отпечатками текстиля. На втором этапе появляются культовые черепицы с лицами на них. [ 6 ] Есть две основные теории о том, почему на черепице начинают появляться лица: первая заключается в том, что индуизм оказал настолько сильное влияние, что рабочие в Тра Киу начали вырезать лица на черепице. Вторая теория заключается в том, что был индийский производитель масок, который представил и популяризировал мотивы лица как стиль украшения черепицы.
-
Пьедестал Тра Киу X века поддерживает массивный лингам и цистерну для омовения.
-
Ряд апсар , или небесных нимф, изображен на основании постамента Тра Киу.
Теория Чампа
[ редактировать ]Заселение территории Тра Киу началось в I-II веках, а влияние чамов на это место началось только в середине-конце IV века. [ 7 ] Стены по периметру города Симхапура, ныне известного как Тра Киу, были построены в первые века нашей эры, что подтверждает приведенные выше утверждения. [ 7 ] Хотя влияние Чампа начало распространяться из Индии в Юго-Восточную Азию в 4 веке, считается, что Симхапура не стала столицей Королевства Чампа до 10 века нашей эры. [ 3 ] Дальнейшие упоминания о Симхапуре относятся к 11 веку (1074–1076 гг.), Когда король Хариварман IV решил вернуть городу его золотой век. [ 8 ] Свидетельством влияния чамов на Тра Киу являются зарисовки из Клейса, на которых показаны фундаменты района, на которых чамы построили свои башни. [ 9 ] Есть свидетельства того, что кирпичи, как сломанные, так и замысловато уложенные, указывают на влияние Чамов в Тра Киу. [ 9 ] Кроме того, пограничная стена была сделана из кирпича, что говорит нам о том, что Тра Киу имел достаточно влияния чамов, чтобы построить свои пограничные стены в стиле чамов. Кроме того, в Тра Киу было найдено много керамики в стиле Чам, и хотя это не является окончательным доказательством, керамики было достаточно, чтобы сделать ее весьма значимой. [ 3 ] В конечном счете, хотя абсолютных доказательств теории Чампа не существует, существуют также значительные доказательства китайского влияния. Однако влияние Чамов неоспоримо, и многие вьетнамские археологи приходят к выводу, что Симхапура, ныне известная как Тра Киу, была столицей Королевства Чампа.

Теория Линь И
[ редактировать ]Эту теорию предложил Леонард Орусо, который разослал оригинальный документатор Тра Киу, Ж.-Ю. Клейс. [ 9 ] Клейс провел облеты Тра Киу в 1927 году, и его исследования подорвали мнение Аруссо, который считал Тра Киу столицей империи Линь И , охватывающей некоторые части Вьетнама. [ 9 ] Это отличается даже от более поздней «теории Чампа», объясненной выше, поскольку Орусо считал Тра Киу городом, который был захвачен Китаем в V веке. [ 9 ] Эта теория была основана на древних китайских записях о вторжении и была выстрелом в темноту, поскольку точное местонахождение Линь И оставалось неопределенным. Из упомянутых китайских записей было неясно, имел ли в виду Линь И королевство или город. [ 9 ]
Другой ученый, Эндрю Дэвид Харди, предполагает, что имя Линь И, возможно, использовалось китайцами как универсальное обозначение враждебного вьетнамского государства. По словам Харди, Линь И находился к северу от территории Чам и, вероятно, не был поселением Чам, а вместо этого позже был поглощен государством Чампа по мере его расширения на север. Далее он предполагает, что китайцы просто распространили название Линь И на долину Чампа Тху Бон. [ 3 ] Как и в случае с теорией Оруссо, Харди основывает эту гипотезу на предположениях и документации о взаимодействии Китая с чампа, а также на неуловимом вьетнамском государственном устройстве.

Хронология
[ редактировать ]В хронологии Тра Киу есть две основные фазы: Фаза Тра Киу I (которая далее может быть разделена на Ia и Ib) и Фаза Тра Киу II. [ 1 ] Самая большая разница между этапами Тра Киу I и II заключается в стилях черепицы, найденной на этом месте. Фаза Trà Kiệu I представлена наличием черепицы с текстильными отпечатками, тогда как черепица фазы Trà Kiệu II не имеет отпечатков. Вместо этого черепица на крыше Trà Kiệu II Phase украшена мотивами человеческих лиц. [ 1 ] Дальнейшая разбивка хронологии Тра Кьеу, предложенная исследователем Труонг Гианг До, выглядит следующим образом:
- Тра Кьеу I Фаза
- Ассортимент гончарных изделий из грубой ткани, в том числе:
- Яйцевидные банки, банки с маркировкой шнуром, крышки, блюда, миски, чашки на пьедестале, печи и черепица.
- Тра Кьеу I Фаза Ia
- Черепица с текстильными оттисками
- Тра Кьеу II Фаза
- Никакой черепицы с текстильными отпечатками на вогнутой поверхности, вместо этого она украшена человеческими лицами.
- Карнизная плитка с изображением человеческого лица может быть датирована третьим веком нашей эры, вероятно, второй четвертью и позднее.
Истоки мотивов лица
[ редактировать ]
Ведущая теория о происхождении мотивов лиц на черепице из Тра Киу исходит от японского исследователя Нисимура Масанари, который изучал черепицу, раскопанную на стоянке Лунг Кхе в районе Тхуун Тхань , провинция Бакнинь , и сравнил ее с раскопанной черепицей. из Нанкина , Китай. Черепица на крыше из этих мест имеет лицевые мотивы, аналогичные тем, что были найдены в Тра Киу. Основное различие в стилях этих плиток заключается в том, что на плитках, раскопанных в Лунг Кхе, также присутствуют мотивы лотоса, которых нет в Тра Киу. [ 1 ] Доктор Нисимура объясняет эту разницу в стилях мотивов религиозными и идеологическими различиями, главным образом различиями в индуизме (мотив лица) и буддизме (мотив лотоса). Его теория утверждает, что распространение буддизма не оказало такого большого влияния на Тра Киу, как на Лунг Кхе, и что Тра Киу, возможно, имел большее влияние индуизма. Дополнительная теория индийского влияния заключается в том, что черепица на крыше с изображением лица в Тра Киу могла быть введена и популяризирована индийским производителем масок. [ 1 ]
19 век
[ редактировать ]В 1885 году жители-католики отбили осаду деревни, предпринятую движением Кон Вонг , приписав привидению Мариан свое выживание. храм Богоматери Тра Киу В 1898 году на холме Боу Чау был построен . С 1971 года здесь проводится ежегодный религиозный фестиваль.
Транспорт
[ редактировать ]Деревню обслуживает станция Тра Киу железной дороги Север-Юг .
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б с д и ж г час я Гловер, Ян К.; Ямагата, Марк; Саутворт, Уильям (25 января 1996 г.). «Чам, Са Хуинь и Хан в раннем Вьетнаме: раскопки на холме Буу Чау, Тра Кьеу, 1993» . Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории . 14 . дои : 10.7152/bippa.v14i0.11600 . ISSN 1835-1794 .
- ^ Эндрю Дэвид Харди, Мауро Кукарци, Патриция Золесе Чампа и археология Му Сона, 2009 г. - стр. 49 «Однако в конечном итоге расширение Чампы на север могло привести к тому, что имя Линь Йи стало применяться к долине Чампа Тху Бон и ее городу Тра Киу. на рубеже VI и VII веков».
- ^ Перейти обратно: а б с д и Прайор, Р. (2000). Ранняя историческая керамика из Тра Киу, центральный Вьетнам: типологическая и петрографическая характеристика. Институт археологии Университетского колледжа Лондона .
- ^ Ник Рэй, Ю-Мей Баласингамчоу Lonely Planet Vietnam 2010 Страница 265 «Раньше называвшаяся Симхапура (Львиная цитадель), Тра Киу была первой столицей Чампы и оставалась таковой с 4 по 8 век. Сегодня от древнего города ничего не осталось. город, кроме прямоугольных валов».
- ^ Харди, Эндрю Дэвид; Кукарци, Мауро; Золезе, Патриция (2009). Чампа и археология Му Сона (Вьетнам) . НУС Пресс. ISBN 978-9971-69-451-7 .
- ^ О, Чонг Джанг (2017). «Цитадели Чампа: археологическое и историческое исследование» . Азиатский обзор мировой истории . 5 (2): 70–105. дои : 10.1163/22879811-12340006 .
- ^ Перейти обратно: а б Гловер, Ян К. (26 сентября 2016 г.). «Соединение доисторических и исторических культур Юго-Восточной Азии» . Журнал исследований Юго-Восточной Азии . 47 (3): 506–510. дои : 10.1017/s0022463416000291 . ISSN 0022-4634 . S2CID 164105978 .
- ^ Лафон, Пьер-Бернар (2007), Ле Кампа: география, население, история , Изученная Индия, с. 159, ISBN 978-2-84654-162-6
- ^ Перейти обратно: а б с д и ж Гловер, Ян К.; Ямагата, Марк; Саутворт, Уильям (25 января 1996 г.). «Чам, Са Хуинь и Хан в раннем Вьетнаме: раскопки на холме Буу Чау, Тра Кьеу, 1993» . Бюллетень Индо-Тихоокеанской ассоциации предыстории . 14 . дои : 10.7152/bippa.v14i0.11600 . ISSN 1835-1794 .