Лам Ап
Королевство Лам Ап Линь Иго | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
192–629 | |||||||||
![]() Лам Ап напечатал ок. 400 г. н. э. | |||||||||
Капитал | Кандарапура Симхапура (оспаривается) | ||||||||
Общие языки | Чам , санскрит | ||||||||
Религия | Чамская народная религия буддизм Индуизм (после 380 г.) | ||||||||
Правительство | Монархия | ||||||||
Король Лам Ап | |||||||||
• 192–220 | Шри Мара | ||||||||
• 572–629 | Самбхуварман | ||||||||
Историческая эпоха | Классическая античность | ||||||||
• Учредил | 192 | ||||||||
• Стать Чампой | 629 | ||||||||
| |||||||||
Сегодня часть | Вьетнам |
История Чампы |
---|
Хронология |
Lâm Ấp (вьетнамское произношение среднекитайского 林邑 * liɪm ʔˠiɪp̚ , > стандартный китайский : Линьи ) было королевством, расположенным в центральном Вьетнаме, которое существовало примерно с 192 по 629 год нашей эры на территории современного центрального Вьетнама, и было одним из самых ранних зарегистрированных Королевства Чампа . Однако имя Линьи использовалось в официальной китайской истории с 192 по 758 год нашей эры для описания конкретного раннего королевства Чампа, расположенного к северу от перевала Хой Ван . Руины ее столицы, древнего города Кандапурпура, сейчас расположены на холме Лонг Тхо, в 3 км к западу от города Хуэ .
Ранее западные ученые считали, что Линьи в китайских записях относится к самой Чампе , но расширение Чампы на север, возможно, привело к тому, что китайцы применили имя Линьи к имперскому городу Чампа Тра Киу (Симхапура), а также к святилищу Мо Сон и долине реки Тху Бон вокруг. 600 год нашей эры. [ 1 ]
История
[ редактировать ]Лам Ап был основан Ху Лиеном (Ōu Lián 甌連, EMC : *ʔəw-lian ), лидером чамов, который возглавил успешное восстание против династии Хань в округе Туонг Лам (Сянлинь) (современная Тхуа Тхиен Хюэ ). провинция [ 2 ] Он мог быть упомянут как Шри Мара на стеле Вы Конх , воздвигнутой примерно в 4 веке нашей эры. В период Троецарствия в Китае беспорядки охватили регион Цзяочжоу . В 248 году силы Ламапа вторглись с юга, захватили большую часть Ринана и двинулись дальше в Цзючжэнь , спровоцировав крупные восстания там и в Цзяочжи . Один повстанец Цзяочжи командовал тысячами и осадил несколько городов-крепостей, прежде чем чиновники У заставили его сдаться. [ 3 ] Внук Ху Лиена по материнской линии, Фам Хунг, напал на Цзяочжоу с помощью Фунаня . [ 4 ]
В ранний период династии Цзинь императорский двор отдавал предпочтение южным торговым сетям с процветающими королевствами Фунань и Ламап. Наряду с этим кратким «бумом» мирной торговли в южной торговле Цзяочжи и Цзючжэнь пользовались некоторой автономией от Китая до 320-х годов. [ 5 ] Разочарованный трудностями торговли, Лам Ап в 323 г. сам прибегал к морским набегам на северные порты Цзяочжоу. [ 5 ] В 347 году король Фань Вэнь (范文) атаковал контролируемый Цзинь Цзяочжоу с 40–50 000 солдат. В 399 году Фам Хо Дт (Фан Худа) или Бхадраварман I (годы правления 380?–413?) пытался захватить побережье Цзяочжоу и Ринан, но был отброшен Ду Янем, китайским губернатором Цзяо. [ 6 ] В 413 году он снова напал на Цзяо, но был разбит, схвачен и обезглавлен губернатором Цзяочжоу Ду Сюэду. Его сын Гангараджа или Фан Дижен/Пхум Дуч Чон вскоре отрекся от престола и отправился в паломничество к реке Ганг в Индии, хотя это могли быть два разных человека. В 420 году Пхом Дыонг Муи I (год правления? –421) предпринял новую атаку на Цзинь, но был отброшен, и более половины людей Ламапа были убиты. [ 7 ] В 431 году его сын Пхум Дыонг Муи II (годы правления 421–446) снова атаковал, но снова был отброшен. посольство В следующем году Фам Дыонг Муи II направил ко двору Лю Сун с просьбой о назначении префекта Цзяо , но оно было отклонено. [ 6 ] Затем он выступил против кхмеров и аннексировал кхмерский район Пандуранга . [ 8 ]
В феврале 446 года династия Лю Сун во главе с Тан Хэчжи вторглась в Ламап, захватила столицу Ламапа (около современного Хуэ ). Китайские нападавшие разграбили восемь храмов и сокровищницу, унеся 100 000 фунтов золота. [ 9 ] [ 7 ] Несмотря на это, возрожденный Ламап процветал за счет все более прибыльной попутной морской торговли. [ 9 ]
Разрушение столицы Ламапа в Хуэ проложило путь к последующему появлению нескольких чамских королевств и вождеств к югу от Ламапа, связи которых остаются неясными, и страна погрузилась в хаос. [ 10 ] находилось королевство Ситу (Западная цитадель) К югу от Лам Апа в долине реки Тху Бон , и китайские истории рассказывают, что беженец из Фунаня Цзю Чулоу, который «сотрудничал с повстанцами, завоевал Линьи и провозгласил себя королем» или узурпатор по имени Бхадраварман / Фан Данггенчун 范當根純 из Ситу , который убил нынешнего короля, потому что он был главой рода короля Венди 文敌 или Маноратавармана в 490 году нашей эры, признанного китайцами в следующем году. К 530 году потомок короля Вэнди Рудраварман I (годы правления 529–572) был признан королём Линьи китайской династией Лян .
В 534 году Рудраварман I отправил посольство в Китай. В 543 году он напал на Ли Бона в Цзяочжоу, который восстал против династии Лян, но потерпел поражение от генерала Ли Бона Фаума Ту. В 595 году Самбхуварман (годы правления 572–629) отправил дань-подарок династии Суй . В 605 году Ян Цзянь приказал Лю Фану вторгнуться в Ламап . Китайские войска захватили столицу чамов Тра Киу , разграбили город. Возвращаясь в Китай, Лю Фан и его армия были уничтожены болезнями. [ 11 ]
С 629 года чамы использовали название «Чампа» ( вьетнамский : Чам Па ) для обозначения своего государства. [ 12 ] [ 1 ] Сын Самбхувармана Кандарпадхарма (годы правления 629–640) был первым царем чамов, официально присвоившим титул шри кампешвара (повелитель Кампы) Кампадеши (страны Чампа). Однако в официальных китайских исторических текстах какое-то время сохранялось использование имени Линьи, пока не сообщалось, что последняя миссия Линьи ко двору Тан в 749 году была отправлена правителем по имени Лутуолуо 盧陀羅 или, возможно, Рудраварманом II (годы правления 741–741). 758), но все же в некоторой степени является ошибкой.
С середины VIII века китайский ксеноним Чампа изменился с Линьи на Хуанван (環王), область, которая, вероятно, располагалась на севере королевства.
К 9-му веку Чжанченг 占城 ( MC : *tɕiam-dʑiajŋ ) стал официальным китайским обозначением Чампы, что дает понять, что Чампа был непосредственно бывшим Линьи, хотя ранее китайские буддийские паломники Сюаньцзан и Ицзин упоминали о «Чампе». на имя «Чжан По»占婆. Историк Антон О. Захаров предполагает, что Линьи / Ламап в китайской и вьетнамской истории и центр королевства Чам в истории Чам вряд ли связаны между собой.
Теория Линьи и Чампа
[ редактировать ]Современные учёные, опираясь на работу Рольфа Штайна в 1947 году с новыми археологическими и историческими свидетельствами, отвергают классическое повествование раннего французского учёного Жоржа Масперо о «ярко единой Чампе». Майкл Викери » Масперо , откровенный критик «Королевства Чампа , утверждает, что в истории никогда не было ни одного Чампа, и связь королей Линьи с королями Чампа является иллюзией. С 220 по 645 год китайские анналы дают правителям Линьи почти одинаковый титул: Фан范 ( MC : *buam' ), что может быть связано с кхмерским титулом понь, найденным в кхмерских надписях седьмого века . Викери предполагает, что Линьи (Хуэ), описанный китайскими историками, вообще не был настоящей Чампой или Чамиком. Вместо этого демографический состав Линьи мог быть преимущественно мон-кхмерским , возможно, вьето-катуйской этнолингвистической ветвью. Чамы, родом из Тра Киеу и долины реки Ту Бон , расширялись на север и поглотили старый Линьи в пятом и шестом веках нашей эры. Китайские летописцы, не подозревая об экспансии чамов на север, называли все царство Линьи, но это не так. Лишь столетия спустя, когда китайцы узнали Чампу и Чам, эти государства уже развились и стали важными торговыми партнерами или установили политические связи с Имперским Китаем.
Культура
[ редактировать ]
Более поздняя столица Лам Ап в долине реки Ту Бон , Симхапура, была основана королем Бхадраварманом в конце четвертого века. Хотя среди историков и исследователей существуют споры о Тра Киеу, археологи, такие как Ямагата (2007), полагают, что Лам Ап был ранней Чампой, а Тра Киу символизирует государственное развитие единого государства Чам. [ 13 ] Третья надпись Бхадравармана — старейший сохранившийся текст на языке чам , а также на любом языке Юго-Восточной Азии. [ 14 ] Он также был первым известным человеком, заказавшим строительство первого Шива-лингама, символа шиваизма, в регионе. Сообщается, что его храм был разрушен пожаром в шестом веке и до сих пор остается одним из старейших исторических сооружений в Юго-Восточной Азии, когда-либо построенных и используемых. [ 15 ]
Археологические раскопки обнаружили артефакты из Го Кама , недалеко от Тра Киеу (Симхапура), датированные концом второго века нашей эры - третьим веком, показывают, что ранний Ламап имел значительное влияние Китая до индианизации. [ 16 ] [ 17 ] Эти артефакты включают в себя некоторые фрагменты плитки и печать с надписью китайскими иероглифами «Печать посланника Желтого Бога». [ 18 ] однако они могут быть артефактами, оставленными предыдущим правительством Хан Ринана . [ 19 ] Похоже, что ранняя Чампа также могла быть торговым центром: черепки римской, средиземноморской и индийской посуды, стеклобой из синего стекла, стеклянные украшения, вновь обнаруженные среди китайских печатей, черепица, зеркала, монеты, кинжалы, шелк и керамика. [ 20 ]
возникли десятки небольших чамских королевств и вождеств С третьего по пятый века к югу от Хюэ до современного Фанранга . В этих поселениях были найдены каменные скульптуры народных божеств чамов, смешанные с индуистской эстетикой, датируемые пятым-шестым веками нашей эры.
Правители
[ редактировать ]- Зона залога 192–220
- Фам Хунг 220–284
- Фам Дат 284–336
- Фам Ван 336–349
- Фам Будда 349–380
- Фам Хо Дат 380–413
- Гангараджа (Фам Дич Чон) ?–?
- Маноратаварман ?–?
- Гангараджаварман II (Фам Дич Ван)?–420
- Фам Зыонг Май I 421–431 гг.
- Фам Зыонг Май II 431–446 гг.
- Джая Джаяварман I (Фам Тан Тхань) 455–472
- Фань Дангенчунь/Цзю Чоулуо 472?–492?
- Фам Чу Нонг 492–498
- Фам Ван Тан 498–510
- Джая Деваварман (Фам Тьен Хой) 510–526
- Джая Виджаяварман 526–529 ( MC : *bit-tshwiajh-bɑt-mɑ )
- Рудраварман I 529–572 гг.
- Джая Самбхуварман ( Фам Фам Чи ) 572–629
См. также
[ редактировать ]Ссылки
[ редактировать ]- ^ Перейти обратно: а б Викери 2009 , с. 49.
- ^ Хайэм 2014 , с. 323.
- ^ Кирнан 2019 , с. 97.
- ^ Коэдес 1968 , стр. 42–44.
- ^ Перейти обратно: а б Кирнан 2019 , с. 98.
- ^ Перейти обратно: а б Эмонье 1893 , с. 7.
- ^ Перейти обратно: а б Холл 1981 , с. 35.
- ^ Шапюи, Оскар (30 августа 1995 г.). История Вьетнама: от Хонг Банга до Ту Дыка . Академик Блумсбери. ISBN 978-0-313-29622-2 .
- ^ Перейти обратно: а б Кирнан 2019 , с. 99.
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 159.
- ^ Эмонье 1893 , с. 8.
- ^ Буасселье 1963 , с. 87.
- ^ Ямагата 2011 , стр. 97–98.
- ^ Коэдес 1968 , с. 48.
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 188.
- ^ Гловер 2011 , с. 77.
- ^ Ямагата 2011 , стр. 96–98.
- ^ Гловер 2011 , с. 73.
- ^ Гловер 2011 , с. 60.
- ^ Микшич и Ян 2016 , с. 190.
Источники
[ редактировать ]- Эмонье, Этьен (1893). История Чампы (Чьямба Марко Поло, ныне Аннам или Кочин-Китай) . Восточный университетский институт . ISBN 978-1-14997-414-8 .
- Буасселье, Жан (1963). Скульптура Чампы (на французском языке). Париж, Франция: Французская школа Дальнего Востока. ASIN B0014Y6TPQ .
- Коэдес, Джордж (1968). Уолтер Ф. Велла (ред.). Индианизированные государства Юго-Восточной Азии . пер. Сьюзан Браун Коуинг. Издательство Гавайского университета. ISBN 978-0-824-80368-1 .
- Гловер, Ян (2011), «Раскопки в Го Коме, Куанг Нам, 2000–3: Линьи и возникновение королевств Чам», в Локхарте, Брюс; Трун, Ко Фонг (ред.), Чам Вьетнама: история, общество и искусство , Гавайи: University of Hawaii Press, стр. 54–80.
- Холл, Дэниел Джордж Эдвард (1981). История Юго-Восточной Азии . Макмиллан Эдьюкейшн, Лимитед.
- Хайэм, Чарльз (2014). Ранняя материковая Юго-Восточная Азия: от первых людей до Ангкора . Речные книги. ISBN 978-6-1673-3944-3 .
- Кирнан, Бен (2019). Вьетнам: история с древнейших времен до наших дней . Издательство Оксфордского университета .
- Ямагата, Марико (2011), «Тра Киу во втором и третьем веках нашей эры: формирование Линьи с археологической точки зрения», в Локхарте, Брюс; Трун, Ко Фонг (ред.), Чам Вьетнама: история, общество и искусство , Гавайи: University of Hawaii Press, стр. 81–101.
- Масперо, Жорж (2002). Королевство Чампа . Компания Белый Лотос, ООО ISBN 978-9-74753-499-3 .
- Микшич, Джон Норман ; Ян, Го Геок (2016). Древняя Юго-Восточная Азия . Рутледж.
- Викери, Майкл (2009), «Краткая история Чампы», Харди, Эндрю Дэвид; Кукарци, Мауро; Золезе, Патриция (ред.), Чампа и археология Му Сона (Вьетнам) , NUS Press, стр. 45–61, ISBN 978-9-9716-9451-7