Тотонакская культура
![]() | Эта статья включает список общих ссылок , но в ней отсутствуют достаточные соответствующие встроенные цитаты . ( Октябрь 2018 г. ) |

Культура тотонаков или культура тотонеков — культура, существовавшая среди коренного мезоамериканского народа тотонаков , жившего в основном в Веракрусе и северной Пуэбле . Первоначально они образовали конфедерацию городов, но в более поздние времена, похоже, были организованы в три доминиона: Северный, Южный и Серран. [1] Его экономика была сельскохозяйственной и торговой. У них были крупные городские центры, такие как: Эль-Тахин (300–1200 гг.), который представляет собой расцвет культуры тотонаков, Папантла (900–1519 гг.) и Семпоала (900–1519 гг.).
Три центра или три сердца их культуры выделяются очень разнообразной керамикой, каменной скульптурой, монументальной архитектурой и передовой городской концепцией городов. Достижения и совершенство форм, достигнутые в производстве коромыслов, ладоней, топоров, змей, смайликов и монументальных глиняных скульптур, достойны восхищения.
Топонимия
[ редактировать ]Согласно Словарю науатля или мексиканского языка, термин тотонака является множественным числом от тотонакатль и относится к жителям провинции Тотонакапан . Некоторые авторы отмечают, что термин «тотонако» означает «человек горячей земли». На тотонакском языке это слово состоит из терминов ту'ту или акту'ту, обозначающих число «три», и наку, означающего «сердце». Тотонаки используют этот термин в том смысле, что Семпоала, Таджин и Кастильо-де-Тейо являются тремя представительными центрами группы.
История
[ редактировать ]
Древние тотонаки развивались в центральной части Веракруса и к позднему классическому периоду , их ареал простирался на юг до бассейна реки Папалоапан , на запад до муниципалитетов штата Акатлан в Оахаке , штата Чалчикомула в Пуэбле, долины Пероте, гор Пуэбла и Папантла и низменности реки Казонес . Наибольшее значение культура тотонаков достигла в эпоху поздней классики, когда они построили церемониальные центры, такие как Эль-Тахин, Йоуаличан , Непатекутлан, Лас-Игерас, Нопилоа и Сапоталь. Эта область известна как Тотонакапан , суффикс науатль -пан (над) означает «место» или «земля».

В 1519 году состоялась встреча 30 городов тотонаков в городе Семпоала . Это навсегда определит его будущее и будущее всех мезоамериканских народов. Речь идет о союзе, который они заключили с испанским конкистадором Эрнаном Кортесом, чтобы вместе идти на завоевание Теночтитлана . Тотонаки добровольно предоставили во власть Кортеса 1300 воинов. [2] с другой стороны, его сопровождали около 500 испанцев. [3] Причиной союза было освобождение от ига Мексики. После того, как было достигнуто поражение Мексиканской империи, тотонаки, в том числе жители Семпоалы, стали командовать Испанской империей , а затем были евангелизированы и частично аккультурированы первыми, а затем и более поздними мексиканскими вице-королевскими властями.
Они были превращены в крепостных испанцев в соответствии с системой энкомьенды , став крепостными коренных поселенцев и касиков, особенно в зарождающемся урожае сахарного тростника, во время правления Нуньо де Гусмана . [4] Некоторое время спустя Семпоала стала необитаема, а ее культура исчезла и была забыта. Древняя культура тотонаков была вновь открыта в конце XIX века мексиканским археологом и историком Франсиско дель Пасо-и-Тронкосо . [5]
Судя по всему, тотонаки входили в состав Тульской империи и с 1450 г. были завоеваны науа Тройственного и союза ацтеков присоединились к войскам.
В настоящее время они населяют 26 муниципалитетов на севере штата Пуэбла и 14 муниципалитетов на севере штата Веракрус в Мексике и сохраняют язык и обычаи своих предков. [5]
Религия
[ редактировать ]Тотонаки, как и все цивилизации Мезоамерики, были политеистами. Главный культ отдался Солнцу с человеческими жертвоприношениями; Кроме того, они поклонялись Богине Кукурузы, которая была женой Солнца, их жертвоприношения не были человеческими, поскольку «Она их ненавидела», вместо этого они приносили в жертву животных и подношения трав и цветов. Другим важным божеством был «Старый Гром», «Хозяин всех вод, но не дождя», он хотел затопить мир, ведь утонувшие люди становились его слугами.
Повседневная жизнь
[ редактировать ]Свою одежду они шили из текстиля из натуральных волокон. Традиционной одеждой женщин тотанка был «уипил», широкое и длинное вышитое платье, которое до сих пор носят современные женщины-тотонаки. Мужчины носили только набедренную повязку.
Их дома состояли всего из одной прямоугольной комнаты, в которой без перегородок стояла простая и скудная деревянная мебель. В комнате была соломенная крыша или пальмовые листья, а конструкции на стенах представляли собой толстые палки.
Ссылки
[ редактировать ]- ^ Сборник тем по истории Мексики (PDF) . 1985. стр. 28–29.
{{cite book}}
:|website=
игнорируется ( помогите ) - ^ Диас дель Кастильо, Берналь (1568) Подлинная история завоевания Новой Испании , гл. С XLVIII по XLIX стр. 178-183 «Как мы договорились заселить...», «Как пришел толстый вождь...», текст на виртуальном веб-сайте Сервантеса .
- ^ Лопес де Гомара, Франсиско (1552 г.) История завоевания Мексики . XLIV «Увеличение мощи Мотексумы, которое Олинтлек добился», текст на сайте arteHistoria , Junta de Castilla y León.
- ^ Гарсиа Икасбальсета, Хоакин Сборник документов по истории Мексики , Фрагменты истории Новой Галисии и анонимные рассказы времен Нуньо де Гусмана в Новой Галисии, онлайн-тексты Сервантеса виртуального
- ^ Jump up to: а б "Данные" . cdigital.dgb.uanl.mx .
Библиография
[ редактировать ]- И. Берналл и Э. Давалос, Уастетекос и Тотонаки,
- Х.Р. Харви и Изабель Келли, «Тотонака», в «Справочнике индейцев Средней Америки» , 1969.
- Эстрелла Леона Адаме, Тажинский тотонак, 1952 год.
- Ичон, А.: Религия тотонаков Сьерры. Старое: Национальный институт,
- Лосада Васкес, Лус Мария: Роль Прогресы в воспроизводстве крестьянских домашних хозяйств: исследование в общине тотонаков в Уэуэтле, Пуэбла, Мексика, Национальный автономный университет Мексики, 2002.
- Лосада Васкес, Луз Мария: « Жара и запахи наших мертвецов. Церемониальная кухня Дня мертвых в общине тотонаков в Пуэбле, Мексика », в Food and History 6 (2) 2008: 133–154.
- Эллисон, Николас: Кажется, без счета. Понимание окружающей среды и состояния экономики в стране Тотонак (Сьерра-де-Пуэбла, Мексика). Editions de la Maison des Sciences de l’Homme, 2013.
- Эллисон Н.: « Локальные проблемы «восстановления индейских народов» в Мексике. Реконфигурация отношений между меньшинствами и государственными властями, дело Тотонаке », в Cahiers des Amériques Latines, № 52, (ноябрь-декабрь), 2006 г.; стр.5.
- Эллисон Н.: « Символическая экология Тотонака, муниципалитет Уэуэтла (Мексика) », Журнал Общества американистов, стр. 35–62, том 90–2, 2004 г.
- Эллисон Н.: « Экологические изменения и восприятие окружающей среды в регионе Тотонак в Уэуэтле ». Actes du Colloque International «Territoires et Migrations» (Сакатекас, Мексика), Мексиканское общество антропологии, Мексика . Версия опубликована в электронном журнале Nuevo Mundo, Mundos Nuevos (CNRS/EHESS), 2003, №3.
- Лосада Васкес, Л.М.: Жара и запахи наших мертвецов. Торжественная кухня Тотонака Дня поминовения души
- Эллисон Н.: Экологические изменения и восприятие окружающей среды в регионе Тотонак
- Эллисон Н.: Тотонаки сегодня: между кризисом развития и новыми требованиями
- Эллисон Н.: Сеют без подсчета. Понимание окружающей среды и состояния экономики в стране Тотонак
Внешние ссылки
[ редактировать ]