Jump to content

История астрономии

(Перенаправлено из ассирийской астрономии )

Страница Северного полушария из Иоганна Байера 1661 года издания «Уранометрия» — первого атласа, содержащего звездные карты, охватывающие всю небесную сферу.
Южное полушарие

Астрономия — старейшая из естественных наук , восходящая к античности , берущая свое начало в религиозных , мифологических , космологических , календарных и астрологических верованиях и практиках доисторических времен : их пережитки все еще можно обнаружить в астрологии , дисциплине, долгое время переплетавшейся с общественными науками. и правительственная астрономия. Он не был полностью разделен в Европе (см. Астрология и астрономия ) во время Коперниканской революции, начавшейся в 1543 году. В некоторых культурах астрономические данные использовались для астрологического прогнозирования.

Ранняя история

[ редактировать ]
Закат в день равноденствия на доисторическом месте Пиццо Венто в Фондачелли Фантина , Сицилия.

Ранние культуры отождествляли небесные объекты с богами и духами. [1] Они связали эти объекты (и их движения) с такими явлениями, как дождь , засуха , времена года и приливы . Обычно считается, что первые астрономы были священниками и считали небесные объекты и события проявлениями божественного , отсюда и связь ранней астрономии с тем, что сейчас называется астрологией . из слоновой кости возрастом 32 500 лет Резной бивень мамонта может содержать старейшую известную звездную карту (напоминающую созвездие Ориона ). [2] Было также высказано предположение, что рисунки на стене пещер Ласко во Франции, датируемые 33 000–10 000 лет назад, могли быть графическим изображением Плеяд , Летнего треугольника и Северной Короны . [3] [4] Древние сооружения, возможно, имеющие астрономическое назначение (такие как Стоунхендж ), вероятно, выполняли астрономические, религиозные и социальные функции .

календари Мировые часто составлялись на основе наблюдений за Солнцем и Луной (отмечающими день , месяц и год ) и были важны для сельскохозяйственных обществ, в которых урожай зависел от посева в правильное время года и для которых почти полная луна была единственным освещением для ночных поездок на городские рынки. [5]

Общий современный календарь основан на римском календаре . Хотя изначально это был лунный календарь , он нарушил традиционную связь месяца с фазами Луны и разделил год на двенадцать почти равных месяцев, которые в основном чередовались между тридцатью и тридцатью одним днем. Юлий Цезарь инициировал календарную реформу в 46 г. до н.э. и ввел то, что сейчас называется юлианским календарем , основанным на 365 г. 1 дня Продолжительность года составляет , первоначально предложенная IV века до нашей эры греческим астрономом Каллиппом .

Доисторическая Европа

[ редактировать ]

С 1990 года наше представление о доисторических европейцах радикально изменилось в результате открытия древних астрономических артефактов по всей Европе . Артефакты демонстрируют, что европейцы эпохи неолита и бронзового века обладали глубокими познаниями в математике и астрономии.

Среди открытий:

  • Археолог палеолита Александр Маршак в 1972 году выдвинул теорию о том, что костные палочки из таких мест, как Африка и Европа, возможно, датированные 35 000 годом до нашей эры, могут быть помечены способами, позволяющими отслеживать фазы Луны. [6] [ нужна страница ] интерпретация, которая встретила критику. [7]
  • Календарь Уоррен -Филд в долине реки Ди шотландском в Абердиншире . Впервые раскопанный в 2004 году, но только в 2013 году обнаруженный как находка огромной важности, он на сегодняшний день является старейшим известным календарем, созданным около 8000 года до нашей эры и примерно на 5000 лет старше всех других календарей. Календарь имеет форму памятника раннего мезолита , содержащего серию из 12 ям, которые, по-видимому, помогают наблюдателю отслеживать лунные месяцы, имитируя фазы Луны. Он также совпадает с восходом солнца во время зимнего солнцестояния, таким образом координируя солнечный год с лунными циклами. Памятник поддерживался и периодически менялся, возможно, до сотен раз, в ответ на смещение солнечных и лунных циклов в течение 6000 лет, пока календарь не вышел из употребления около 4000 лет назад. [8] [9] [10] [11]
  • Гозекский круг расположен в Германии и относится к линейной гончарной культуре . Впервые обнаруженный в 1991 году, его значение стало ясным только после того, как результаты археологических раскопок стали доступны в 2004 году. Это место является одним из сотен подобных круглых ограждений, построенных в регионе, охватывающем Австрию , Германию и Чехию, в течение 200-летнего периода, начиная с вскоре после 5000 г. до н.э. [12]
Небесный диск Небры , Германия, 1800–1600 гг. до н.э.
  • Небесный диск Небры — это бронзовый диск бронзового века , который был похоронен в Германии, недалеко от круга Госек, около 1600 г. до н.э. Он имеет диаметр около 30 см и массу 2,2 кг, имеет сине-зеленую патину (в результате окисления), инкрустированную золотыми символами. Найденный археологами-ворами в 1999 году и обнаруженный в Швейцарии в 2002 году, он вскоре был признан впечатляющим открытием, одним из самых важных открытий 20-го века. [13] [14] Исследования показали, что предмет использовался примерно за 400 лет до захоронения (2000 г. до н. э.), но к моменту захоронения его использование было забыто. На инкрустированном золоте были изображены полная луна, полумесяц возрастом около 4 или 5 дней и звездное скопление Плеяды в определенном расположении, образующем самое раннее известное изображение небесных явлений. Двенадцать лунных месяцев проходят за 354 дня, поэтому в календарь необходимо вставлять високосный месяц каждые два или три года, чтобы синхронизировать его с сезонами солнечного года (что делает его лунно-солнечным ). Самые ранние известные описания этой координации были записаны вавилонянами в VI или VII веках до нашей эры, более тысячи лет спустя. Эти описания подтвердили древние знания об изображении небесного диска Небры как точном устройстве, необходимом для определения того, когда вставлять вставной месяц в лунно-солнечный календарь, что делает его астрономическими часами для регулирования такого календаря на тысячу или более лет раньше любого другого известного метода. . [15]
  • Участок Кокино , открытый в 2001 году, расположен на вершине потухшего вулканического конуса на высоте 1013 метров (3323 фута) и занимает около 0,5 гектара с видом на окружающую сельскую местность Северной Македонии . бронзового века Астрономическая обсерватория была построена здесь около 1900 г. до н.э. и непрерывно обслуживала близлежащую общину, жившую там примерно до 700 г. до н.э. Центральное пространство использовалось для наблюдения за восходом Солнца и полнолуния. Три отметки обозначают восход солнца в дни летнего и зимнего солнцестояния, а также в дни двух равноденствий. Еще четыре дают минимальное и максимальное склонение полной Луны: летом и зимой. Двое измеряют продолжительность лунных месяцев. Вместе они согласовывают солнечные и лунные циклы, отмечая 235 лунаций , которые происходят в течение 19 солнечных лет, регулируя лунный календарь. На платформе, отдельной от центрального помещения, на более низком уровне, были сделаны четыре каменных сиденья (трона) по линии север-юг, а также указатель траншеи, вырезанный в восточной стене. Этот маркер позволяет свету восходящего Солнца падать только на второй трон в середине лета (около 31 июля). Он использовался для ритуальной церемонии, связывающей правителя с местным богом Солнца, а также отмечал конец вегетационного периода и время сбора урожая. [16]
Календарные функции Берлинской золотой шляпы ок. 1000 г. до н.э.

Древние времена

[ редактировать ]

Месопотамия

[ редактировать ]
Вавилонская табличка в Британском музее с записью кометы Галлея в 164 г. до н.э.

Истоки астрономии можно найти в Месопотамии , «земле между реками» Тигром и Евфратом древние царства Шумера , Ассирии и Вавилонии , где располагались . Форма письма, известная как клинопись, возникла у шумеров около 3500–3000 гг. до н.э. Наши знания о шумерской астрономии являются косвенными и основаны на самых ранних вавилонских звездных каталогах, датируемых примерно 1200 годом до нашей эры. Тот факт, что названия многих звезд появляются на шумерском языке, предполагает преемственность, уходящую в ранний бронзовый век. Астральная теология , которая отвела планетарным богам важную роль в месопотамской мифологии и религии , зародилась у шумеров . Они также использовали шестидесятеричную (по основанию 60) разрядную систему счисления, которая упрощала задачу записи очень больших и очень маленьких чисел. Современная практика деления круга на 360 градусов или часа на 60 минут началась у шумеров. Дополнительную информацию см. в статьях о вавилонских цифрах и математике .

В классических источниках термин «халдеи» часто используется для обозначения астрономов Месопотамии, которые на самом деле были священниками-писцами, специализировавшимися на астрологии и других формах гадания .

Первые свидетельства признания периодичности астрономических явлений и применения математики для их предсказания относятся к Вавилону. Таблички, относящиеся к периоду Старого Вавилона, документируют применение математики к изменению продолжительности светового дня в течение солнечного года. Столетия вавилонских наблюдений небесных явлений записаны в серии клинописных табличек, известных как Энума Ану Энлиль . Самый старый значительный астрономический текст, которым мы обладаем, — это Табличка 63 Энума Ану Энлиль , Венеры табличка Амми-садуки , в которой перечислены первый и последний видимые восходы Венеры за период около 21 года и которые являются самым ранним свидетельством того, что явления планеты были признаны периодическими. MUL.APIN , содержит каталоги звезд и созвездий, а также схемы для предсказания гелиакических восходов и заходов планет, продолжительность светового дня, измеренную водяными часами гномоном , тенями и вставками . Вавилонский текст ГУ располагает звезды в «нитках», которые лежат вдоль кругов склонения и, таким образом, измеряют прямое восхождение или временные интервалы, а также использует звезды зенита, которые также разделены заданными различиями в прямом восхождении. [20]

Значительное повышение качества и частоты вавилонских наблюдений произошло во время правления Набонассара (747–733 гг. до н. э.). Систематические записи зловещих явлений в вавилонских астрономических дневниках открыть повторяющийся 18-летний цикл лунных затмений , начавшиеся в это время, позволили , например, . Греческий астроном Птолемей позже использовал правление Набонассара, чтобы зафиксировать начало эпохи, поскольку он чувствовал, что самые ранние полезные наблюдения начались в это время.

Последние этапы развития вавилонской астрономии пришлись на времена империи Селевкидов (323–60 до н. э.). В III веке до нашей эры астрономы начали использовать «тексты целевых лет» для предсказания движения планет. В этих текстах собраны записи прошлых наблюдений, чтобы найти повторяющиеся случаи зловещих явлений на каждой планете. Примерно в то же время или вскоре после этого астрономы создали математические модели, которые позволили им предсказывать эти явления напрямую, не обращаясь к записям. Известным вавилонским астрономом этого времени был Селевк из Селевкии , который был сторонником гелиоцентрической модели .

Вавилонская астрономия была основой для большей части того, что было сделано в греческой и эллинистической астрономии , в классической индийской астрономии , в Сасанидском Иране, в Византии, в Сирии, в исламской астрономии , в Средней Азии и в Западной Европе. [21]

Астрономия на Индийском субконтиненте восходит к периоду цивилизации долины Инда в 3-м тысячелетии до нашей эры, когда она использовалась для создания календарей. [22] Поскольку цивилизация долины Инда не оставила после себя письменных документов, старейшим сохранившимся индийским астрономическим текстом является « Веданга Джйотиша» , датируемый ведическим периодом . [23] Веданга Джьотиша приписывается Лагадхе, имеет внутреннюю дату примерно 1350 г. до н.э. и описывает правила отслеживания движений Солнца и Луны в целях ритуала. Он доступен в двух редакциях: одна принадлежит Ригведе, а другая — Яджурведе. Согласно Веданга Джйотише, в юге или «эре» насчитывается 5 солнечных лет, 67 лунных сидерических циклов, 1830 дней, 1835 сидерических дней и 62 синодических месяца. В VI веке астрономия находилась под влиянием греческих и византийских астрономических традиций. [22] [24] [25]

Арьябхата (476–550) в своем выдающемся труде «Арьябхатия» (499) предложил вычислительную систему, основанную на планетарной модели, в которой считалось, что Земля вращается вокруг своей оси , а периоды планет даны по отношению к Солнцу. . Он точно рассчитал многие астрономические константы, такие как периоды движения планет, время солнечных и лунных затмений , мгновенное движение Луны. [26] [27] [ нужна страница ] Среди первых последователей модели Арьябхаты были Варахамихира , Брахмагупта и Бхаскара II .

Астрономия получила развитие во времена Империи Сюнга множество звездных каталогов , и за это время было создано . Известен период Сюнга. [ по мнению кого? ] как «золотой век астрономии в Индии».Здесь были разработаны расчеты движения и положения различных планет, их восхода и захода, соединений и расчета затмений.

Индийские астрономы к VI веку полагали, что кометы — это небесные тела, которые периодически появляются вновь. Такую точку зрения высказали в VI веке астрономы Варахамихира и Бхадрабаху, а астроном X века Бхаттотпала перечислил названия и предполагаемые периоды некоторых комет, но, к сожалению, неизвестно, как были рассчитаны эти цифры и насколько они точны. [28]

Греция и эллинистический мир

[ редактировать ]
Антикиферский механизм представлял собой аналоговый компьютер, существовавший в период с 150 по 100 гг. до н. э., предназначенный для расчета положения астрономических объектов.

Древние греки развили астрономию, которую они рассматривали как раздел математики, до очень сложного уровня. Первые геометрические трехмерные модели для объяснения видимого движения планет были разработаны в 4 веке до нашей эры Евдоксом Книдским и Каллиппом Кизикским . Их модели были основаны на вложенных гомоцентрических сферах с центром на Земле. Их младший современник Гераклид Понтийский предположил, что Земля вращается вокруг своей оси.

Другой подход к небесным явлениям применяли натурфилософы, такие как Платон и Аристотель . Их меньше заботила разработка математических прогнозирующих моделей, чем разработка объяснения причин движений Космоса. В своем «Тимее» Платон описал вселенную как сферическое тело, разделенное на круги, несущие планеты и управляемое в соответствии с гармоническими интервалами мировой душой . [29] Аристотель, опираясь на математическую модель Евдокса, предположил, что Вселенная состоит из сложной системы концентрических сфер , чьи круговые движения объединяются, чтобы нести планеты вокруг Земли. [30] Эта базовая космологическая модель преобладала в различных формах до 16 века.

В III веке до нашей эры Аристарх Самосский был первым, кто предложил гелиоцентрическую систему, хотя сохранились лишь фрагментарные описания его идеи. [31] Эратосфен с большой точностью оценил окружность Земли (см. также: История геодезии ). [32]

Греческая геометрическая астрономия развивалась от модели концентрических сфер и использовала более сложные модели, в которых эксцентрический круг вращал меньший круг, называемый эпициклом , который, в свою очередь, вращал вокруг планеты. Первая такая модель приписывается Аполлонию Пергскому , а дальнейшие разработки в ней были осуществлены во II веке до нашей эры Гиппархом Никейским . Гиппарх внес ряд других вкладов, включая первое измерение прецессии и составление первого звездного каталога, в котором он предложил нашу современную систему видимых величин .

Антикиферский механизм , древнегреческий астрономический наблюдательный прибор для расчета движений Солнца и Луны, возможно, планет, датируется примерно 150–100 годами до нашей эры и был первым предком астрономического компьютера . Он был обнаружен в месте крушения древнего корабля у греческого острова Антикитера , между Киферой и Критом . Устройство прославилось использованием дифференциальной передачи , которая, как считалось ранее, была изобретена в 16 веке, а также миниатюризацией и сложностью его частей, сравнимой с часами, изготовленными в 18 веке. Оригинальный механизм выставлен в бронзовой коллекции Национального археологического музея Афин вместе с точной копией.

Птолемеева система

[ редактировать ]

В зависимости от точки зрения историка, вершина или коррупция [ нужна ссылка ] [ сомнительно обсудить ] Классическая физическая астрономия встречается у Птолемея , греко-римского астронома из Александрии Египетской, который написал классическое всеобъемлющее изложение геоцентрической астрономии, « Мегале Синтаксис» («Великий Синтез»), более известное под своим арабским названием «Альмагест» , которое имело длительный эффект. по астрономии вплоть до эпохи Возрождения . В своих «Планетарных гипотезах » Птолемей отважился в область космологии, разработав физическую модель своей геометрической системы во Вселенной, во много раз меньшей, чем более реалистичная концепция Аристарха Самосского четырьмя столетиями ранее.

Сегмент астрономического потолка гробницы Сененмута (около 1479–1458 гг. До н.э.), изображающий созвездия, божества-защитники и двадцать четыре сегментированных колеса, обозначающих часы дня и месяцы года.

Точная ориентация египетских пирамид является убедительной демонстрацией высокого уровня технических навыков наблюдения за небом, достигнутых в 3-м тысячелетии до нашей эры. Было показано, что пирамиды были ориентированы по направлению к полярной звезде , которая из-за прецессии равноденствий в то время была Тубан , слабой звездой в созвездии Дракона . [33] Оценка места храма Амона-Ре в Карнаке с учетом изменения во времени наклона эклиптики показала, что Великий Храм был ориентирован на восход зимнего Солнца. [34] Длина коридора, по которому будет проходить солнечный свет, в другое время года будет ограничена. Египтяне также обнаружили положение Сириуса (звезды-собаки), который, как они считали, был Анубисом, их богом с головой шакала, движущимся по небесам. Его положение имело решающее значение для их цивилизации, поскольку, когда он восходил на востоке перед восходом солнца, это предвещало разлив Нила. Отсюда и пошла фраза «собачьи дни лета». [35]

Астрономия играла значительную роль в религиозных вопросах для установления дат праздников и определения времени ночи . Сохранились названия нескольких храмовых книг, в которых записаны движения и фазы Солнца , Луны и звезд . Восход Сириуса ( египетский : Сопдет, греческий : Сотис) в начале наводнения был особенно важным моментом, который необходимо было зафиксировать в годовом календаре.

В римской эпохе Климент Александрийский дает некоторое представление о важности астрономических наблюдений для священных обрядов:

И после того, как Певец выдвигает Астролога (ὡροσκόπος) с часовословом (ὡρολόγιον) в руке и ладонью (φοίνιξ), символами астрологии . Он должен знать наизусть герметические астрологические книги, которых четыре. Один из них касается расположения видимых неподвижных звезд; один о положении Солнца и Луны и пяти планет; один о соединениях и фазах Солнца и Луны; и один касается их восстаний. [36]

Инструменты астролога ( часор и ладонь ) — отвес и визир. [ нужны разъяснения ] . Они были отождествлены с двумя предметами с надписями в Берлинском музее ; короткая ручка, к которой подвешивался отвес, и пальмовая ветвь со смотровой щелью на более широком конце. Последний держал близко к глазу, первый — в другой руке, возможно, на расстоянии вытянутой руки. «Герметические» книги, на которые ссылается Климент, представляют собой египетские богословские тексты, которые, вероятно, не имеют ничего общего с эллинистическим герметизмом . [37]

Из таблиц звезд на потолке гробниц Рамсеса VI и Рамсеса IX кажется, что для определения часов ночи человек, сидящий на земле, смотрел на Астролога в таком положении, чтобы линия наблюдения Полярной звезды проходила над серединой его головы. В разные дни года каждый час определялся неподвижной звездой , кульминирующей или почти кульминирующей его, а положение этих звезд в это время в таблицах дано как в центре, на левом глазу, на правом плече. и т. д. Согласно текстам, при основании или перестройке храмов северная ось определялась одним и тем же прибором, и можно заключить, что она была обычной для астрономических наблюдений. В заботливых руках он может дать результаты высокой степени точности.

Печатная карта звездного неба Су Сун (1020–1101 гг.) с изображением южной полярной проекции.

Астрономия Восточной Азии началась в Китае . Солнечный период завершился в период Воюющих царств . Знания китайской астрономии были принесены в Восточную Азию.

Астрономия в Китае имеет долгую историю. Подробные записи астрономических наблюдений велись примерно с VI века до нашей эры до появления западной астрономии и телескопа в 17 веке. Китайские астрономы смогли точно предсказать затмения.

Большая часть ранней китайской астрономии предназначалась для измерения времени. Китайцы использовали лунно-солнечный календарь, но поскольку циклы Солнца и Луны различны, астрономы часто готовили для этой цели новые календари и проводили наблюдения.

Астрологическое гадание также было важной частью астрономии. Астрономы внимательно обращали внимание на «гостевые звезды» ( китайский : 客星; пиньинь : кэсинг ; букв .: «гостевая звезда»), которые внезапно появлялись среди неподвижных звезд . Они были первыми, кто зарегистрировал сверхновую в Астрологических Анналах Хоуханьшу в 185 году нашей эры. Кроме того, сверхновая, создавшая Крабовидную туманность в 1054 году, является примером «звезды-гостя», наблюдаемой китайскими астрономами, хотя ее европейские современники не зарегистрировали. Древние астрономические записи таких явлений, как сверхновые и кометы, иногда используются в современных астрономических исследованиях.

Первый в мире звездный каталог составил Ган Де , китайский астроном , в IV веке до нашей эры.

Мезоамерика

[ редактировать ]
Храм-обсерватория «Эль-Караколь» в Чичен-Ице , Мексика.

майя Астрономические кодексы включают подробные таблицы для расчета фаз Луны , повторяемости затмений, а также появления и исчезновения Венеры как утренней и вечерней звезды . Майя основывали свои календари на тщательно рассчитанных циклах Плеяд , Солнца , Луны , Венеры , Юпитера , Сатурна , Марса , а также у них было точное описание затмений, изображенных в Дрезденском кодексе , а также эклиптики. или зодиака, и Млечный Путь имел решающее значение в их космологии. [38] Считается, что ряд важных структур майя был ориентирован на экстремальные восходы и заходы Венеры. У древних майя Венера была покровительницей войны, и считается, что многие записанные сражения были приурочены к движению этой планеты. Марс также упоминается в сохранившихся астрономических кодексах и ранней мифологии . [39]

Хотя календарь майя не был привязан к Солнцу, Джон Типл предположил, что майя рассчитывали солнечный год с несколько большей точностью, чем григорианский календарь . [40] И астрономия, и сложная нумерологическая схема измерения времени были жизненно важными компонентами религии майя .

Майя верили, что Земля является центром всего сущего, а звезды, луны и планеты — богами. Они верили, что их движения были путешествием богов между Землей и другими небесными пунктами назначения. Многие ключевые события в культуре майя были приурочены к небесным событиям, поскольку предполагалось присутствие определенных богов. [41]

Средний возраст

[ редактировать ]

Средний Восток

[ редактировать ]
Арабская астролябия с 1079 по 1080 год нашей эры.

Арабский и персидский мир под властью ислама стали высококультурными, и многие важные труды по греческой , индийской и персидской астрономии были переведены на арабский язык, использовались и хранились в библиотеках по всему региону. Важным вкладом исламских астрономов был их упор на наблюдательную астрономию . [42] Это привело к появлению первых астрономических обсерваторий в мусульманском мире к началу 9 века. [43] [44] Зиджа В этих обсерваториях были составлены каталоги звезд .

В 9 веке персидский астролог Альбамасар считался одним из величайших астрологов того времени. Его практические руководства для подготовки астрологов оказали глубокое влияние на интеллектуальную историю мусульман и, благодаря переводам, на интеллектуальную историю Западной Европы и Византии. [45] «Введение» Альбамасара было одним из важнейших источников по восстановлению Аристотеля для средневековых европейских ученых. [46] Абд ар-Рахман ас-Суфи (Азофи) проводил наблюдения за звездами и описал их положение, величину , яркость и цвет , а также рисунки для каждого созвездия в своей « Книге неподвижных звезд» . Он также дал первые описания и изображения «Маленького облака», ныне известного как Галактика Андромеды . Он упоминает, что оно лежит перед устьем Большой Рыбы, арабского созвездия . Это «облако», очевидно, было широко известно астрономам Исфахана , весьма вероятно, до 905 года нашей эры. [47] Первое письменное упоминание о Большом Магеллановом Облаке также принадлежит аль-Суфи. [48] [49] В 1006 году Али ибн Ридван наблюдал SN 1006 , ярчайшую сверхновую в истории человечества, и оставил подробное описание временной звезды.

построил огромную обсерваторию В конце X века недалеко от Тегерана ( Иран ) астроном Абу-Махмуд аль-Худжанди , которая наблюдала серию меридиональных проходов Солнца, что позволило ему вычислить наклон земной оси относительно земной оси. Солнце. Он отметил, что измерения более ранних астрономов (индийских, а затем греческих) обнаружили более высокие значения этого угла, что может свидетельствовать о том, что осевой наклон не является постоянным, а фактически уменьшается. [50] [51] В Персии XI века Омар Хайям составил множество таблиц и провел реформацию календаря , который был более точным, чем юлианский , и приблизился к григорианскому .

Другие достижения мусульман в астрономии включали сбор и исправление предыдущих астрономических данных, решение существенных проблем в модели Птолемея , разработку Арзахелем универсальной, независимой астролябии от широты , [52] изобретение множества других астрономических инструментов, Джафара Мухаммада ибн Мусы ибн Шакира вера в то, что небесные тела и небесные сферы подчиняются тем же физическим законам , что и Земля , [53] и введение эмпирических испытаний Ибн аль-Шатиром , который создал первую модель движения Луны , которая соответствовала физическим наблюдениям. [54]

Натуральная философия (особенно аристотелевская физика ) была отделена от астрономии Ибн аль-Хайсамом (Альхазеном) в 11 веке, Ибн аль-Шатиром в 14 веке, [55] и Кушджи в 15 веке. [56]

Историческая обсерватория Джантар-Мантар в Джайпуре , Индия

Бхаскара II (1114–1185) был руководителем астрономической обсерватории в Удджайне, продолжая математическую традицию Брахмагупты. Он написал «Сиддхантасиромани», состоящую из двух частей: Голадхьяя (сфера) и Грахаганита (математика планет). Он также рассчитал время, необходимое Земле для обращения вокруг Солнца, с точностью до 9 десятичных знаков. Буддийский университет Наланды в то время предлагал официальные курсы астрономических исследований.

Среди других важных астрономов из Индии — Мадхава Сангамаграма , Нилакантха Сомаяджи и Джьештадева , которые были членами школы астрономии и математики Кералы с 14 по 16 век. Нилакантха Сомаяджи в своей «Арьябхатиябхасье» , комментарии к «Арьябхатии» Арьябхаты , разработал свою собственную вычислительную систему для частично гелиоцентрической планетарной модели, в которой Меркурий, Венера, Марс , Юпитер и Сатурн вращаются вокруг Солнца , которое, в свою очередь, вращается вокруг Земли , подобно тому, как Тихоническая система , позже предложенная Тихо Браге в конце 16 века. Однако система Нилаканты была математически более эффективной, чем система Тихона, благодаря правильному учету уравнения центра и широтного движения Меркурия и Венеры. астрономов Керальской школы астрономии и математики приняли его планетарную модель. Большинство последовавших за ним [57] [58]

Западная Европа

[ редактировать ]
Диаграмма положений семи планет 9-го века 18 марта 816 года из Лейденской Аратеи.

После значительного вклада греческих ученых в развитие астрономии она вступила в относительно статическую эпоху в Западной Европе, начиная с римской эпохи до XII века. Отсутствие прогресса заставило некоторых астрономов утверждать, что в средние века в западноевропейской астрономии ничего не произошло. [59] Однако исследования последних лет выявили более сложную картину изучения и преподавания астрономии в период с IV по XVI вв. [60]

Западная Европа вступила в Средние века с большими трудностями, отразившимися на интеллектуальном производстве континента. Передовые астрономические трактаты классической античности были написаны на греческом языке , и с упадком знания этого языка для изучения стали доступны только упрощенные конспекты и практические тексты. Наиболее влиятельными авторами, передавшими эту древнюю традицию на латыни, были Макробий , Плиний , Марсиан Капелла и Кальцидий . [61] В VI веке епископ Григорий Турский отметил, что он изучил астрономию, читая «Марциана Капеллу», и продолжил использовать эту элементарную астрономию для описания метода, с помощью которого монахи могли определять время ночной молитвы, наблюдая за звездами. [62]

В VII веке английский монах Беда из Джарроу опубликовал влиятельный текст « Об исчислении времени» , предоставив священнослужителям практические астрономические знания, необходимые для вычисления правильной даты Пасхи с использованием процедуры, называемой « компутус» . Этот текст оставался важным элементом образования духовенства с 7-го века до появления университетов в 12 -м веке . [63]

Ряд сохранившихся древнеримских сочинений по астрономии и учения Беды и его последователей начали серьезно изучаться во время возрождения науки, спонсируемого императором Карлом Великим . [64] К 9 веку в Западной Европе циркулировали элементарные методы расчета положения планет; средневековые учёные признавали их недостатки, но тексты, описывающие эти техники, продолжали копировать, отражая интерес к движениям планет и их астрологическому значению. [65]

Основываясь на этом астрономическом опыте, в X веке европейские ученые, такие как Герберт Орийакский, начали путешествовать в Испанию и Сицилию в поисках знаний, о существовании которых, как они слышали, в арабоязычном мире. Там они впервые столкнулись с различными практическими астрономическими методами, касающимися календаря и измерения времени, в первую очередь с теми, которые имели дело с астролябией . Вскоре такие ученые, как Герман из Райхенау, писали тексты на латыни об использовании и конструкции астролябии, а другие, такие как Уолчер из Малверна , использовали астролябию для наблюдения за временем затмений, чтобы проверить достоверность вычислительных таблиц. [66]

К XII веку ученые отправились в Испанию и Сицилию в поисках более продвинутых астрономических и астрологических текстов, которые они перевели на латынь с арабского и греческого, чтобы еще больше обогатить астрономические знания Западной Европы. Появление этих новых текстов совпало с появлением университетов в средневековой Европе, в которой они вскоре нашли приют. [67] Отражая введение астрономии в университеты, Джон Сакробоско написал серию влиятельных вводных учебников по астрономии: « Сфера» , «Вычисление», текст « Квадрант » и еще один «Вычисление». [68]

В 14 веке Николь Орем , впоследствии епископ Лизе, показала, что ни библейские тексты, ни физические аргументы, выдвигаемые против движения Земли, не были демонстративными, и привела аргумент простоты в пользу теории о том, что движется Земля, а не небеса. . Однако он пришел к выводу, что «все утверждают, и я сам думаю, что небеса движутся, а не земля: ибо Бог утвердил мир, который не поколеблется». [69] В 15 веке кардинал Николай Кузанский в некоторых своих научных трудах предположил, что Земля вращается вокруг Солнца и что каждая звезда сама по себе является далеким солнцем.

Ренессанс и раннее Новое время в Европе

[ редактировать ]

Коперниканская революция

[ редактировать ]

В период Возрождения астрономия начала претерпевать революцию в мышлении, известную как Коперниканская революция , получившая свое название от астронома Николая Коперника , который предложил гелиоцентрическую систему, в которой планеты вращались вокруг Солнца, а не Земли. Его «De Revolutionibus orbium Coelestium» было опубликовано в 1543 году. [70] Хотя в долгосрочной перспективе это утверждение было очень спорным, в самом начале оно вызвало лишь незначительные разногласия. [70] Эта теория стала доминирующей точкой зрения, потому что многие деятели, в первую очередь Галилео Галилей , Иоганн Кеплер и Исаак Ньютон, защищали и улучшали эту работу. Другие деятели также способствовали этой новой модели, несмотря на то, что не верили в общую теорию, например Тихо Браге с его хорошо известными наблюдениями. [71]

Браге, датский дворянин, был выдающимся астрономом того периода. [71] Он вышел на астрономическую сцену с публикацией книги De nova stella , в которой опроверг общепринятое мнение о сверхновой SN 1572. [71] (Такая яркая, как Венера на пике, SN 1572 позже стала невидимой невооруженным глазом, опровергнув аристотелевскую доктрину о неизменности небес.) [72] [73] Он также создал систему Тихона , в которой Солнце, Луна и звезды вращаются вокруг Земли, а остальные пять планет вращаются вокруг Солнца. Эта система сочетала математические преимущества системы Коперника с «физическими преимуществами» системы Птолемея. [74] Это была одна из систем, в которую верили люди, когда они не принимали гелиоцентризм, но больше не могли принять систему Птолемея. [74] Он наиболее известен своими высокоточными наблюдениями за звездами и Солнечной системой. Позже он переехал в Прагу и продолжил свою работу. В Праге он работал над « Таблицами Рудольфинов» , которые были закончены только после его смерти. [75] Таблицы Рудольфина представляли собой звездную карту, которая была более точной, чем таблицы Альфонсина , созданные в 1300-х годах, и таблицы Прутеника , которые были неточными. [75] В это время ему помогал его помощник Иоганн Кеплер, который позже использовал его наблюдения для завершения работ Браге, а также для его теорий. [75]

После смерти Браге Кеплер считался его преемником и получил задание завершить незавершенные работы Браге, такие как Таблицы Рудольфина. [75] Он завершил «Таблицы Рудольфина» в 1624 году, хотя они не публиковались несколько лет. [75] Как и многие другие деятели этой эпохи, он был подвержен религиозным и политическим неприятностям, таким как Тридцатилетняя война , которая привела к хаосу, почти уничтожившему некоторые из его работ. Однако Кеплер был первым, кто попытался вывести математические предсказания небесных движений на основе предполагаемых физических причин. Он открыл три закона Кеплера движения планет , которые теперь носят его имя. Эти законы заключаются в следующем:

  1. Орбита планеты представляет собой эллипс, в одном из двух фокусов которого находится Солнце.
  2. Отрезок линии, соединяющий планету и Солнце, заметает равные площади за равные промежутки времени.
  3. Квадрат периода обращения планеты пропорционален кубу большой полуоси ее орбиты. [76]

С помощью этих законов ему удалось улучшить существующую гелиоцентрическую модель. Первые два были опубликованы в 1609 году. Вклад Кеплера улучшил всю систему, придав ей больше доверия, поскольку она адекватно объясняла события и могла давать более надежные предсказания. До этого модель Коперника была столь же ненадежной, как и модель Птолемея. Это улучшение произошло потому, что Кеплер понял, что орбиты представляют собой не идеальные круги, а эллипсы.

Галилео Галилей (1564–1642) изготовил свой собственный телескоп и обнаружил, что на Луне есть кратеры, что у Юпитера есть спутники, что на Солнце есть пятна и что у Венеры есть фазы, как у Луны. Портрет Юстуса Сустерманса .

Галилео Галилей был одним из первых, кто использовал телескоп для наблюдения за небом, а также построил 20-кратный телескоп-рефрактор. [77] В 1610 году он открыл четыре крупнейших спутника Юпитера, которые теперь в его честь известны под общим названием « Галилеевы спутники ». [78] Это открытие стало первым известным наблюдением спутников, вращающихся вокруг другой планеты. [78] Он также обнаружил, что на Луне есть кратеры, наблюдались и правильно объяснялись солнечные пятна, а на Венере наблюдался полный набор фаз, напоминающих лунные фазы. [79] Галилей утверждал, что эти факты демонстрируют несовместимость с моделью Птолемея, которая не могла объяснить это явление и даже противоречила бы ему. [79] С лунами это продемонстрировало, что на Земле не обязательно должно быть все, что вращается вокруг нее, и что другие части Солнечной системы могут вращаться вокруг другого объекта, например Земли, вращающейся вокруг Солнца. [78] В системе Птолемея небесные тела считались совершенными, то есть на таких объектах не должно было быть кратеров и солнечных пятен. [80] Фазы Венеры могли произойти только в том случае, если орбита Венеры находилась внутри орбиты Земли, чего не могло бы произойти, если бы Земля была центром. Ему, как самому известному примеру, пришлось столкнуться с проблемами со стороны церковных чиновников, а точнее римской инквизиции . [81] Они обвинили его в ереси, потому что эти убеждения противоречили учениям Римско-католической церкви и бросали вызов авторитету католической церкви, когда она была самой слабой. [81] Хотя ему удалось какое-то время избежать наказания, в конце концов его судили и признали виновным в ереси в 1633 году. [81] Хотя это потребовало определенных затрат, его книга была запрещена, и он был помещен под домашний арест до своей смерти в 1642 году. [82]

Тарелка с фигурами, иллюстрирующими статьи по астрономии, из Циклопедии 1728 года.

Сэр Исаак Ньютон развил дальнейшие связи между физикой и астрономией посредством своего закона всемирного тяготения . Понимая, что та же самая сила, которая притягивает объекты к поверхности Земли, удерживает Луну на орбите вокруг Земли, Ньютон смог объяснить – в рамках одной теоретической основы – все известные гравитационные явления. В своей «Philosophiæ Naturalis Principia Mathematica» он вывел законы Кеплера из первых принципов. Эти первые принципы заключаются в следующем:

  1. В инерциальной системе отсчета объект либо остается в покое, либо продолжает двигаться с постоянной скоростью , если на него не действует сила .
  2. В инерциальной системе отсчета векторная сумма сил F, действующих на объект, равна массе m этого объекта, умноженной на ускорение объекта a: F = ma. (Здесь предполагается, что масса m постоянна)
  3. Когда одно тело оказывает силу на второе тело, второе тело одновременно оказывает на первое тело силу, равную по величине и противоположную по направлению. [83]

Таким образом, в то время как Кеплер объяснял, как движутся планеты, Ньютон точно сумел объяснить, почему планеты движутся именно так. Теоретические разработки Ньютона заложили многие основы современной физики.

Завершение Солнечной системы

[ редактировать ]

За пределами Англии теории Ньютона потребовалось некоторое время, чтобы утвердиться. Декарта Теория вихрей господствовала во Франции, а Гюйгенс , Лейбниц и Кассини принимали лишь части системы Ньютона, отдавая предпочтение своей собственной философии. Вольтер опубликовал популярный отчет в 1738 году. [84] В 1748 году Французская академия наук предложила награду за решение возмущений Юпитера и Сатурна, которое в конечном итоге было решено Эйлером и Лагранжем . Лаплас завершил теорию планет, опубликовав ее с 1798 по 1825 год. Началось зарождение солнечно-небулярной модели формирования планет.

Эдмонд Галлей сменил Флемстида на посту Королевского астронома в Англии и сумел предсказать возвращение кометы , носящей его имя, в 1758 году. Сэр Уильям Гершель обнаружил первую новую планету, Уран , которую можно было наблюдать в наше время, в 1781 году. Разрыв между планетами Марс и Юпитер, раскрытые законом Тициуса-Боде, были дополнены открытием астероидов Церера и Паллада в 1801 и 1802 годах, за которыми последовали многие другие.

Поначалу астрономическая мысль в Америке основывалась на философии Аристотеля . [85] но интерес к новой астрономии начал проявляться в Альманахах уже в 1659 году. [86]

Звездная астрономия

[ редактировать ]

Космический плюрализм — это название, данное идее о том, что звезды — это далекие солнца, возможно, со своими собственными планетными системами.Идеи в этом направлении были высказаны в древности Анаксагором и Аристархом Самосским , но не нашли широкого признания. Первым астрономом эпохи европейского Возрождения, предположившим, что звезды являются далекими солнцами, был Джордано Бруно в своей работе «О бесконечности мира и мира» (1584 г.). Эта идея, вместе с верой в разумную внеземную жизнь, была среди обвинений, выдвинутых против него инквизицией.Эта идея стала основной в конце 17 века, особенно после публикации «Беседы о множественности миров» Бернара Ле Бовье де Фонтенеля (1686), а к началу 18 века это было стандартное рабочее предположение в звездной астрономии.

Итальянский астроном Джеминиано Монтанари записал наблюдения изменений светимости звезды Алголь в 1667 году. Эдмон Галлей опубликовал первые измерения собственного движения пары близлежащих «неподвижных» звезд, продемонстрировав, что они изменили положение со времен древнегреческих астрономы Птолемей и Гиппарх. Уильям Гершель был первым астрономом, попытавшимся определить распределение звезд на небе. В 1780-х годах он установил ряд датчиков в 600 направлениях и подсчитал звезды, наблюдаемые вдоль каждого луча зрения. Из этого он сделал вывод, что число звезд неуклонно увеличивалось по направлению к одной стороне неба, в направлении ядра Млечного Пути . Его сын Джон Гершель повторил это исследование в южном полушарии и обнаружил соответствующий рост в том же направлении. [87] Помимо других своих достижений, Уильям Гершель известен своим открытием того, что некоторые звезды не просто лежат на одном луче зрения, но являются физическими компаньонами, образующими двойные звездные системы. [88]

Современная астрономия

[ редактировать ]
Марса Карта поверхности Джованни Скиапарелли

Предварительная фотография, запись астрономических данных были ограничены возможностями человеческого глаза. В 1840 году химик Джон В. Дрейпер создал самую раннюю известную астрономическую фотографию Луны. А к концу XIX века были созданы тысячи фотопластинок с изображениями планет, звезд и галактик. Большинство фотографий имели более низкую квантовую эффективность (т.е. улавливали меньше падающих фотонов), чем человеческие глаза, но имели преимущество в виде длительного времени интегрирования (100 мс для человеческого глаза по сравнению с часами для фотографий). Это значительно увеличило объем данных, доступных астрономам, что привело к появлению человеческих компьютеров , известных как Гарвардские компьютеры , для отслеживания и анализа данных.

Ученые начали открывать формы света, невидимые невооруженным глазом: рентгеновские лучи , гамма-лучи , радиоволны , микроволны , ультрафиолетовое и инфракрасное излучение . Это оказало большое влияние на астрономию, породив области инфракрасной астрономии , радиоастрономии , рентгеновской астрономии и, наконец, гамма-астрономии . С появлением спектроскопии было доказано, что и другие звезды были похожи на Солнце, но с диапазоном температур , масс и размеров.

Наука звездная спектроскопия была открыта Йозефом фон Фраунгофером и Анджело Секки . Сравнивая спектры звезд, таких как Сириус, с Солнцем, они обнаружили различия в силе и количестве их линий поглощения — темных линий в звездных спектрах, вызванных поглощением атмосферой определенных частот. В 1865 году Секки начал классифицировать звезды по спектральным классам . [89] Первое свидетельство присутствия гелия наблюдалось 18 августа 1868 года в виде ярко-жёлтой спектральной линии с длиной волны 587,49 нанометра в спектре хромосферы Солнца. Линия была обнаружена французским астрономом Жюлем Янсеном во время полного солнечного затмения в Гунтуре, Индия.

Первое прямое измерение расстояния до звезды ( 61 Лебедя на расстоянии 11,4 световых лет ) было произведено в 1838 году Фридрихом Бесселем с использованием метода параллакса . Измерения параллакса продемонстрировали огромное расстояние между звездами на небе. [ нужна ссылка ] Наблюдение двойных звезд приобрело все большее значение в 19 веке. В 1834 году Фридрих Бессель наблюдал изменения в собственном движении звезды Сириус и предположил, что у нее есть скрытый спутник. Эдвард Пикеринг открыл первую спектроскопическую двойную систему в 1899 году, когда он наблюдал периодическое расщепление спектральных линий звезды Мицар за 104-дневный период. Подробные наблюдения многих двойных звездных систем были собраны такими астрономами, как Фридрих Георг Вильгельм фон Струве и С.В. Бернхем , что позволило определить массы звезд на основе расчета элементов орбит . Первое решение проблемы определения орбиты двойных звезд по наблюдениям телескопа было сделано Феликсом Савари в 1827 году. [90] В 1847 году Мария Митчелл открыла комету с помощью телескопа.

Хаббл Космический телескоп

С накоплением больших наборов астрономических данных такие команды, как Гарвардские компьютеры, приобрели известность, что привело к тому, что многие женщины-астрономы, ранее работавшие в качестве помощников астрономов-мужчин, получили признание в этой области. ( Военно-морская обсерватория США USNO) и другие астрономические исследовательские институты нанимали человеческие «компьютеры» , которые выполняли утомительные вычисления, в то время как ученые проводили исследования, требующие дополнительных базовых знаний. [91] Ряд открытий, сделанных в этот период, первоначально были отмечены женщинами-«компьютерами» и доложены своим руководителям. Генриетта Суон Ливитт открыла переменной звезды зависимость периода и светимости цефеиды , которую она в дальнейшем развила в метод измерения расстояний за пределами Солнечной системы.

Ветеран Гарвардской компьютерной школы Энни Дж. Кэннон в начале 1900-х годов разработала современную версию схемы классификации звезд (OBAFGKM, основанную на цвете и температуре), вручную классифицируя за всю жизнь больше звезд, чем кто-либо другой (около 350 000). [92] [93] В двадцатом веке наблюдался все более быстрый прогресс в научном изучении звезд. Карл Шварцшильд обнаружил, что цвет звезды и, следовательно, ее температура могут быть определены путем сравнения визуальной величины с фотографической величиной . Разработка фотоэлектрического фотометра позволила точно измерить величину в нескольких интервалах длин волн. В 1921 году Альберт А. Майкельсон произвел первые измерения диаметра звезды с помощью интерферометра на телескопе Хукера в обсерватории Маунт-Вилсон . [94]

Сравнение результатов CMB (космического микроволнового фона) со спутников COBE , WMAP и Planck, документирующих прогресс в 1989–2013 годах.

Важные теоретические работы по физическому строению звезд проводились в первые десятилетия двадцатого века. В 1913 году была разработана диаграмма Герцшпрунга-Рассела , положившая начало астрофизическим исследованиям звезд. В 1906 году в Потсдаме датский астроном Эйнар Герцшпрунг опубликовал первые графики зависимости цвета от светимости этих звезд. Эти графики показали заметную и непрерывную последовательность звезд, которую он назвал Главной последовательностью.В Принстонском университете Генри Норрис Рассел построил график спектральных типов этих звезд в зависимости от их абсолютной величины и обнаружил, что звезды-карлики следуют четкой взаимосвязи. Это позволило с достаточной точностью предсказать реальную яркость карликовой звезды. Были разработаны успешные модели для объяснения внутреннего строения звезд и звездной эволюции. Сесилия Пейн-Гапошкин впервые предположила, что звезды состоят в основном из водорода и гелия, в своей докторской диссертации 1925 года. [95] Спектры звезд получили дальнейшее понимание благодаря достижениям квантовой физики . Это позволило определить химический состав звездной атмосферы. [96] Когда в 1930-е годы разрабатывались эволюционные модели звезд, Бенгт Стрёмгрен ввел термин «диаграмма Герцшпрунга – Рассела» для обозначения диаграммы классов спектральной светимости.Усовершенствованная схема звездной классификации была опубликована в 1943 году Уильямом Уилсоном Морганом и Филипом Чайлдсом Кинаном .

Карта Галактики Млечный Путь с созвездиями , пересекающими галактическую плоскость в каждом направлении, и аннотациями известных выдающихся компонентов, включая главные рукава , отроги, перемычку, ядро/выпуклость , известные туманности и шаровые скопления.

Существование нашей галактики , Млечного Пути , как отдельной группы звезд было доказано только в 20 веке, наряду с существованием «внешних» галактик, а вскоре после этого произошло расширение Вселенной, наблюдаемое в спаде большинства галактик. от нас. « Великие дебаты » между Харлоу Шепли и Хибером Кертисом в 1920-х годах касались природы Млечного Пути, спиральных туманностей и размеров Вселенной. [97]

С появлением квантовой физики спектроскопия получила дальнейшее развитие.

Было обнаружено, что Солнце является частью галактики, состоящей из более чем 10 10 звезды (10 миллиардов звезд). Существование других галактик, один из вопросов великих споров , было решено Эдвином Хабблом , который определил туманность Андромеды как другую галактику, а также многие другие, находящиеся на больших расстояниях и удаляющиеся, удаляясь от нашей галактики.

Физическая космология , дисциплина, которая имеет большое пересечение с астрономией, добилась огромных успехов в 20-м веке, при этом модель горячего Большого взрыва в значительной степени подтверждалась доказательствами, предоставленными астрономией и физикой, такими как красное смещение очень далеких галактик и радиоизлучение. источники, космическое микроволновое фоновое излучение , закон Хаббла и космологическое содержание элементов .

См. также

[ редактировать ]
  1. ^ Крупп, Эдвин К. (2003), Эхо древних небес: астрономия утраченных цивилизаций , серия астрономии, Courier Dover Publications, стр. 62–72, ISBN  0-486-42882-6
  2. ^ Уайтхаус, Дэвид (21 января 2003 г.). « Найдена самая старая звездная карта» . Би-би-си . Проверено 29 сентября 2009 г.
  3. ^ Лучентини, Джек. «Доктор Майкл А. Раппенглюк видит карты ночного неба и изображения шаманских ритуалов, наполненные космологическим смыслом» . космос . Проверено 29 сентября 2009 г.
  4. ^ «BBC News – SCI/TECH – Обнаружена звездная карта ледникового периода» . news.bbc.co.uk. ​Проверено 13 апреля 2018 г.
  5. ^ Нильссон, Мартин П. (1920), Примитивный счет времени. Исследование истоков и развития искусства счета времени среди народов примитивной и ранней культуры , Рукописи, опубликованные Humanistiska Vetenskapssamfundet в Лунде, том. 1, Лунд: CWK Gleerup, OCLC   458893999
  6. ^ Маршак, Александр (1972). Корни цивилизации: когнитивные начала первого искусства, символа и обозначения человека . Littlehampton Book Services Ltd. ISBN  978-0297994497 .
  7. ^ Дэвидсон, Иэн (1993). «Корни цивилизации: когнитивные истоки первого человеческого искусства, символов и обозначений». Американский антрополог . 95 (4). Американский антрополог: 1027–1028. дои : 10.1525/aa.1993.95.4.02a00350 .
  8. ^ «Начало времен?» . Университет Бирмингема . 2013.
  9. ^ « На шотландском поле обнаружен «самый старый календарь в мире» . Новости Би-би-си . 2013.
  10. ^ «Самый старый в мире календарь обнаружен в Великобритании», Рофф Смит, National Geographic . 15 июля 2013 г. Архивировано из оригинала 18 июля 2013 г.
  11. ^ В. Гаффни; и др. (2013), «Время и место: лунно-солнечный «счетчик времени» из 8-го тысячелетия до нашей эры, Шотландия» , Интернет-археология (34), doi : 10.11141/ia.34.1 , получено 7 октября 2014 г.
  12. ^ «Зонненобсерватория Госек» .
  13. ^ Небесный диск Небры , Государственное управление по сохранению памятников и археологии Саксония-Анхальт / Государственный музей первобытной истории , получено 15 октября 2014 г.
  14. ^ Небесный диск Небры , ЮНЕСКО: Память мира , получено 15 октября 2014 г.
  15. ^ Небесный диск Небры: расшифровка небесного диска бронзового века , Deutsche Welle, 2002 , получено 15 октября 2014 г.
  16. ^ «Археоастрономический объект Кокино» , Всемирное наследие ЮНЕСКО , 2009 г. , дата обращения 27 октября 2014 г.
  17. ^ Дуглас Прайс, Т. (2013). «Европа до Рима: экскурсия по каменному, бронзовому и железному векам» . Т. Дуглас Прайс, Издательство Оксфордского университета . п. 262. ИСБН  978-0-19-991470-8 .
  18. ^ Стрэй, Джефф (2007). «Майя и другие древние календари» . Джефф Стрей, Bloomsbury Publishing, США . п. 14. ISBN  9780802716347 .
  19. ^ Вильфрид Менгин (ред.): Acta Praehistorica et Archaeologica. Унзе, Потсдам, 32.2000, стр. 31–108. ISSN   0341-1184
  20. ^ Пингри (1998) ; Рохберг (2004) ; Эванс (1998) .
  21. ^ Пингри (1998)
  22. ^ Перейти обратно: а б Пьер-Ив Белый; Кэрол Кристиан; Жан-Рене Рой (2010). Руководство по вопросам и ответам по астрономии . Издательство Кембриджского университета. п. 197. ИСБН  978-0-521-18066-5 .
  23. ^ Суббараяппа, Б.В. (14 сентября 1989 г.). «Индийская астрономия: историческая перспектива» . В Бисвасе, СК; Маллик, DCV; Вишвешвара, резюме (ред.). Космические перспективы . Издательство Кембриджского университета. стр. 25–40. ISBN  978-0-521-34354-1 .
  24. ^ Нойгебауэр, О. (1952) Тамильская астрономия: исследование истории астрономии в Индии. Осирис, 10:252–276.
  25. ^ Как, Субхаш (1995). «Астрономия эпохи геометрических алтарей». Ежеквартальный журнал Королевского астрономического общества . 36 : 385–395. Бибкод : 1995QJRAS..36..385K .
  26. ^ Джозеф (2000) .
  27. ^ Терстон, Х. Ранняя астрономия. Спрингер, 1994, с. 178–188.
  28. ^ Келли, Дэвид Х.; Милон, Юджин Ф. (2011). Исследование древнего неба: обзор древней и культурной астрономии . Спрингер. п. 293. ИСБН  9781441976246 .
  29. ^ Платон, Тимей, 33B-36D.
  30. ^ Аристотель, Метафизика, 1072a18-1074a32.
  31. ^ Педерсен (1993 , стр. 55–6).
  32. ^ Педерсен (1993 , стр. 45–7).
  33. ^ Рагглс, CLN (2005), Древняя астрономия , страницы 354–355. АВС-Клио. ISBN   1-85109-477-6 .
  34. ^ Крупп, EC (1988). «Свет в храмах», в CLN Ruggles: Records in Stone: Papers in Memory of Alexander Thom. КУБОК, 473–499. ISBN   0-521-33381-4 .
  35. ^ «собачьи дни | Этимология, происхождение и значение фразы «собачьи дни» по etymonline» . www.etymonline.com . Проверено 1 ноября 2023 г.
  36. ^ Климент Александрийский, Строматы , VI. 4
  37. ^ Нойгебауэр О., Египетские планетарные тексты , Труды, Американское философское общество, Том. 32, часть 2, 1942, стр. 237.
  38. ^ Астрономия Майя. Архивировано 6 июня 2007 г. в Wayback Machine.
  39. ^ Будущее (1980 , стр. 173–99).
  40. ^ Будущее (1980 , стр. 170–3).
  41. ^ «Как древняя астрономия майя изображает Солнце, Луну и планеты?» . МысльКо . Проверено 25 марта 2022 г.
  42. ^ Уте Баллай (ноябрь 1990 г.), «Астрономические рукописи Насира ад-Дина Туси», Arabica , 37 (3), Brill Publishers : 389–392 [389], doi : 10.1163/157005890X00050 , JSTOR   4057148
  43. ^ Мишо, Франсуаза, Научные учреждения на Средневековом Ближнем Востоке , стр. 992–3 , в Рошди Рашед и Режис Морелон (1996), Энциклопедия истории арабской науки , стр. 985–1007, Рутледж , Лондон и Нью-Йорк.
  44. ^ Нас, Питер Дж (1993), Городской символизм , Brill Academic Publishers, стр. 350, ISBN  90-04-09855-0
  45. ^ Пингри, Дэвид (1970). «Абу Машар аль-Балхи, Джафар ибн Мухаммад» . Словарь научной биографии . Том. 1. Нью-Йорк: Сыновья Чарльза Скрибнера . стр. 32–39. ISBN  0-684-10114-9 .
  46. ^ Ричард Лемей, Абу Машар и латинский аристотелизм в двенадцатом веке, Восстановление естественной философии Аристотеля посредством иранской астрологии , 1962.
  47. ^ Кеппл, Джордж Роберт; Саннер, Глен В. (1998), Путеводитель наблюдателя по ночному небу, Том 1 , Willmann-Bell, Inc., стр. 18, ISBN  0-943396-58-1
  48. ^ «Парижская обсерватория (Абд-ар-Рахман аль-Суфи)» . Проверено 19 апреля 2007 г.
  49. ^ «Большое Магелланово Облако, БМО» . Парижская обсерватория. 11 марта 2004 г.
  50. ^ Аль-Худжанди, Абу Мамуд Хамид Ибн Аль-Хир , Полный словарь научной биографии , 2008.
  51. ^ О'Коннор, Джон Дж.; Робертсон, Эдмунд Ф. , «Абу Махмуд Хамид ибн аль-Хидр Аль-Худжанди» , Архив истории математики MacTutor , Университет Сент-Эндрюс
  52. ^ Кребс, Роберт Э. (2004), Новаторские научные эксперименты, изобретения и открытия средневековья и эпохи Возрождения , Greenwood Press, стр. 196, ISBN  0-313-32433-6
  53. ^ Салиба, Джордж (1994). «Ранняя арабская критика космологии Птолемея: текст девятого века о движении небесных сфер». Журнал истории астрономии . 25 (2): 115–141 [116]. Бибкод : 1994JHA....25..115S . дои : 10.1177/002182869402500205 . S2CID   122647517 .
  54. ^ Фаруки, Ю.М. (2006). «Вклад исламских ученых в научное предприятие». Международный образовательный журнал . 7 (4): 395–396.
  55. ^ Рошди Рашед (2007). «Небесная кинематика Ибн аль-Хайсама», Арабские науки и философия 17 , с. 7-55. Издательство Кембриджского университета .
  56. ^ Ф. Джамиль Рагеп (2001), «Туси и Коперник: движение Земли в контексте», Наука в контексте 14 (1–2), стр. 145–163. Издательство Кембриджского университета .
  57. ^ Джозеф (2000 , стр. 408).
  58. ^ Рамасубраманиан, К.; Шринивас, доктор медицинских наук; Шрирам, М.С. (1994). «Модификация более ранней индийской планетарной теории астрономами Кералы (ок. 1500 г. н.э.) и подразумеваемая гелиоцентрическая картина движения планет». Современная наука . 66 : 784–790.
  59. ^ Генри Смит Уильямс, Великие астрономы (Нью-Йорк: Саймон и Шустер, 1930), стр. 99–102 описывает «запись астрономического прогресса» от Никейского собора (325 г. н.э.) до времен Коперника (1543 г. н.э.). на четырех чистых страницах.
  60. ^ Маккласки (1998)
  61. ^ Брюс С. Иствуд, Упорядочение небес: римская астрономия и космология в эпоху Каролингского Возрождения (Лейден: Брилл, 2007). ISBN   978-90-04-16186-3 .
  62. ^ Маккласки (1998 , стр. 101–110)
  63. ^ Фейт Уоллис, изд. и транс, Беда: Расплата времени (Ливерпуль: Liverpool University Press, 2004), стр. xviii–xxxiv. ISBN   0-85323-693-3
  64. ^ Маккласки (1998 , стр. 131–164)
  65. ^ Дэвид Жюст, «Ни наблюдения, ни астрономические таблицы: альтернативный способ вычисления планетарных долгот в раннем западном средневековье», стр. 181–222 в Чарльзе Бернетте, Яне П. Хогендейке, Ким Плофкер и Мичио Яно, Исследования в области Точные науки в честь Дэвида Пингри (Лейден: Брилл, 2004)
  66. ^ Маккласки (1998 , стр. 171–187)
  67. ^ Маккласки (1998 , стр. 188–192)
  68. ^ Педерсен, Олаф (1985). «В поисках Сакробоско». Журнал истории астрономии . 16 (3): 175–221. Бибкод : 1985JHA....16..175P . дои : 10.1177/002182868501600302 . S2CID   118227787 .
  69. ^ Николь Орем, Книга Неба и мира , xxv, изд. А. Д. Менут и А. Дж. Деноми, пер. А.Д. Менут, (Мэдисон: Университет Висконсина, 1968), цитата на стр. 536–7.
  70. ^ Перейти обратно: а б Вестман, Роберт С. (2011). Коперниканский вопрос: прогнозирование, скептицизм и небесный порядок . Лос-Анджелес: Издательство Калифорнийского университета. ISBN   9780520254817 .
  71. ^ Перейти обратно: а б с Джон Луи Эмиль Дрейер , Тихо Браге: картина научной жизни и творчества в шестнадцатом веке , A. & C. Black (1890), стр. 162–3.
  72. ^ Коллерстром, Н. (октябрь 2004 г.). «Галилей и новая звезда» (PDF) . Астрономия сейчас . 18 (10): 58–59. Бибкод : 2004AsNow..18j..58K . ISSN   0951-9726 . Проверено 20 февраля 2017 г.
  73. ^ Руис-Лапуэнте, Пилар (2004). «Сверхновая звезда Тихо Браге: свет прошлых веков». Астрофизический журнал . 612 (1): 357–363. arXiv : astro-ph/0309009 . Бибкод : 2004ApJ...612..357R . дои : 10.1086/422419 . S2CID   15830343 .
  74. ^ Перейти обратно: а б Вестман, Роберт С. (1975). Достижение Коперника . Издательство Калифорнийского университета. п. 322. ISBN   978-0-520-02877-7 . ОСЛК 164221945.
  75. ^ Перейти обратно: а б с д и Атрея, А.; Джинджерич, О. (декабрь 1996 г.). «Анализ рудольфиновых таблиц Кеплера и последствия для восприятия его физической астрономии». Бюллетень Американского астрономического общества . 28 (4): 1305.
  76. ^ Стивенсон (1994 , стр. 170).
  77. ^ ГИНГЕРИЧ, О. (2011). Галилей, влияние телескопа и рождение современной астрономии. Труды Американского философского общества, 155 (2), 134–141.
  78. ^ Перейти обратно: а б с «Спутники Юпитера». Проект Галилео . Университет Райса . 1995.
  79. ^ Перейти обратно: а б «Как Галилей доказал, что Земля не является центром Солнечной системы?» . Стэнфордский солнечный центр . Проверено 13 апреля 2021 г.
  80. ^ Лоусон, Рассел М. (2004). Наука в древнем мире: Энциклопедия . АВС-КЛИО . стр. 29–30. ISBN   1851095349 .
  81. ^ Перейти обратно: а б с Финноккьяро, Морис (1989). Дело Галилея . Беркли и Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. п. 291.
  82. ^ Хиршфельд, Алан (2001). Параллакс: гонка за измерение космоса . Нью-Йорк, Нью-Йорк: Генри Холт. ISBN  978-0-8050-7133-7 .
  83. ^ Ньютона Перевод Эндрю Мотта «Начал» (1687 г.) «Аксиомы или законы движения»
  84. ^ Брайант, Уолтер В. (1907). История астрономии . п. 53.
  85. ^ Браш, Фредерик (октябрь 1931 г.), «Лондонское королевское общество и его влияние на научную мысль в американских колониях», The Scientific Monthly , 33 (4): 338.
  86. ^ Морисон, Сэмюэл Элиот (март 1934 г.), «Гарвардская школа астрономии в семнадцатом веке», The New England Quarterly , 7 (1): 3–24, doi : 10.2307/359264 , JSTOR   359264 .
  87. ^ Проктор, Ричард А. (1870). «Есть ли среди туманностей звездные системы?» . Природа . 1 (13): 331–333. Бибкод : 1870Natur...1..331P . дои : 10.1038/001331a0 .
  88. ^ Фрэнк Нортен Мэгилл (1992). Обзор науки Мэгилла: детекторы А-Черенкова . Салем Пресс. п. 219. ИСБН  978-0-89356-619-7 .
  89. ^ Макдоннелл, Джозеф. «Анджело Секки, SJ (1818–1878) отец астрофизики» . Университет Фэрфилда . Архивировано из оригинала 21 июля 2011 г. Проверено 2 октября 2006 г.
  90. ^ Эйткен, Роберт Г. (1964). Двойные звезды . Нью-Йорк: Dover Publications Inc., с. 66. ИСБН  978-0-486-61102-0 .
  91. ^ «история женщины» . 30 октября 2004 г. Архивировано из оригинала 30 октября 2004 г.
  92. ^ Иван Губени; Дмитрий Михалас (26 октября 2014 г.). Теория звездных атмосфер: введение в астрофизический неравновесный количественный спектроскопический анализ . Издательство Принстонского университета. п. 23. ISBN  978-0-691-16329-1 .
  93. ^ «Женщины из лаборатории 2: Как за несколько месяцев в конце XIX века один мужчина, который мало интересовался гендерным равенством, нанял больше женщин-астрономов, чем когда-либо знал мир» . 14 декабря 2009 г.
  94. ^ Майкельсон, А.А.; Пиз, Ф.Г. (1921). «Измерение диаметра Альфы Ориона интерферометром» . Астрофизический журнал . 53 (5): 249–259. Бибкод : 1921ApJ....53..249M . дои : 10.1086/142603 . ПМЦ   1084808 . ПМИД   16586823 . S2CID   21969744 .
  95. ^ « Пейн-Гапошкин, Сесилия Хелена. CWP» . Калифорнийский университет . Архивировано из оригинала 18 марта 2005 г. Проверено 21 февраля 2013 г.
  96. ^ Унсёльд, Альбрехт (2001). Новый Космос (5-е изд.). Нью-Йорк: Спрингер. стр. 180–185, 215–216. ISBN  978-3-540-67877-9 .
  97. ^ Уивер, ХФ «Роберт Джулиус Трамплер» . Национальная академия наук США . Архивировано из оригинала 24 декабря 2013 года . Проверено 5 января 2007 г.

Цитируемые работы

[ редактировать ]
  • Авени, Энтони Ф. (1980). Наблюдатели за небом Древней Мексики . Издательство Техасского университета. ISBN  0-292-77557-1 .
  • Эванс, Джеймс (1998). История и практика древней астрономии . Издательство Оксфордского университета. ISBN  0-19-509539-1 .
  • Джозеф, Джордж Г. (2000). Герб павлина: неевропейские корни математики (2-е изд.). Лондон: Книги Пингвина. ISBN  0-691-00659-8 .
  • Маккласки, Стивен С. (1998). Астрономия и культуры в раннесредневековой Европе . Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-77852-2 .
  • Педерсен, Олаф (1993). Ранняя физика и астрономия: историческое введение (ред.). Издательство Кембриджского университета. ISBN  0-521-40899-7 .
  • Пингри, Дэвид (1998). «Наследие астрономии и небесных знамений». В Дэлли, Стефани (ред.). Наследие Месопотамии . Издательство Оксфордского университета. стр. 125–137. ISBN  0-19-814946-8 .
  • Рохберг, Франческа (2004). Небесное письмо: гадание, гороскопия и астрономия в месопотамской культуре . Издательство Кембриджского университета. [ ISBN отсутствует ]
  • Стивенсон, Брюс (1994). Физическая астрономия Кеплера . Издательство Принстонского университета . ISBN  0-691-03652-7 .

Дальнейшее чтение

[ редактировать ]
[ редактировать ]
Arc.Ask3.Ru: конец переведенного документа.
Arc.Ask3.Ru
Номер скриншота №: c86d3919ca3438345873dd1c3e1b8de3__1718753340
URL1:https://arc.ask3.ru/arc/aa/c8/e3/c86d3919ca3438345873dd1c3e1b8de3.html
Заголовок, (Title) документа по адресу, URL1:
History of astronomy - Wikipedia
Данный printscreen веб страницы (снимок веб страницы, скриншот веб страницы), визуально-программная копия документа расположенного по адресу URL1 и сохраненная в файл, имеет: квалифицированную, усовершенствованную (подтверждены: метки времени, валидность сертификата), открепленную ЭЦП (приложена к данному файлу), что может быть использовано для подтверждения содержания и факта существования документа в этот момент времени. Права на данный скриншот принадлежат администрации Ask3.ru, использование в качестве доказательства только с письменного разрешения правообладателя скриншота. Администрация Ask3.ru не несет ответственности за информацию размещенную на данном скриншоте. Права на прочие зарегистрированные элементы любого права, изображенные на снимках принадлежат их владельцам. Качество перевода предоставляется как есть. Любые претензии, иски не могут быть предъявлены. Если вы не согласны с любым пунктом перечисленным выше, вы не можете использовать данный сайт и информация размещенную на нем (сайте/странице), немедленно покиньте данный сайт. В случае нарушения любого пункта перечисленного выше, штраф 55! (Пятьдесят пять факториал, Денежную единицу (имеющую самостоятельную стоимость) можете выбрать самостоятельно, выплаичвается товарами в течение 7 дней с момента нарушения.)